доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам. учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны. 3- 4 класс оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам; объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. 4.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. На первом уровне школьник должен уметь: называть окружающие предметы и их взаимосвязи; называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; называть основные особенности каждого времени года.: перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. На втором уровне школьник должен уметь: объяснять, как люди помогают друг другу жить; оценивать правильность поведения людей в природе; оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). На третьем уровне школьник должен уметь: наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа. доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ. Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом. Индивидуальная работа Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем: - выявить уровень знаний учащихся о природе; - выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности; - формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков; - определять сформированность познавательного интереса учащихся. Работа в парах Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища. Работа проходит в 2 этапа: 1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу. 2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе. Групповая работа Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования. Организация групповой работы: - распределение работы между участниками; - умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы; - владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля; - умение представить результат работы, обосновать выбор решения Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира; идея экологической целостности мира; идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. № п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Библиотечный фонд. (для учителя) | 1 | Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! | 1 | 2 | Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии. | 1 | 3 | Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. | 1 | 4 | Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие. | 1 | 5 | Л.Экономов. Мир наших чувств | 1 | 6 | Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя. | 1 | 7 | А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека | | Библиотечный фонд. (для учеников) | 1 | Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения | 1 | 2 | Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений | 1 | 3 | Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева | 1 | 4 | Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия | 1 | 5 | Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей | 1 | 6 | Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы | 1 | 7 | Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся | 1 | 8 | Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе | 1 | 9 | Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов | 1 | 10 | Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края. | 1 | 11 | Тайны живой природы. Рик Моррис | 1 | Наглядные пособия | 1 | натуральные живые пособия :растения, животные. | | 2 | коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; | 2 | 3 | гербарии; коллекции насекомых; | 3 | 4 | изобразительные наглядные пособия – таблицы | 5 | 5 | предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества | | Технические средства обучения. | 1 | компьютер, | 1 | 2 | медиапроектор | 1 | 3 | экран | 1 | Экранно-звуковые пособия | 1 | Диск. «Звуки живой природы» | 1 | 2 | Фильм «Многообразие животного мира» | 1 | 3 | Фильм «Природа в разное время года» | 1 | 4 | Фильм «Бережем природу» | 1 | 5 | Презентация «Человек как часть природы» | 1 | 6 | Презентация «Что такое снег» | 1 | 7 | Презентация «Мой город в разное время года» | 1 | 8 | Презентация «Виды транспорта на улице моего города» | 1 | 9 | Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений» | 1 | 10 | Презентация «Звери и растения нашего края». | 1 | 11 | Презентация «Красная книга» | 1 | |