Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 14»
муниципального образования город Ноябрьск
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 1 от «__» августа 2019 года Руководитель методического объединения:______Н.П.Романова | «Согласовано» Заместитель директора ____________Л.Н.Иванова от «__» августа 20__ года | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №14 ____________Н.М.Черненко Приказ от «31» августа 2019 года №325-од |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Подготовка к сдаче комплекса ГТО
Играй и двигайся!»
для 1 класса
1 час в неделю (всего 33 часа)
Составитель:
учитель Захарова Татьяна Александровна
2019 - 2020 учебный год
Раздел. 1 Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к сдаче комплекса ГТО Играй и двигайся!» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 14, плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 14, с учетом авторской программы: Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеев. 1-4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.П. Матвеев. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2019.63с.
Рабочая программа ориентирована на использование пособия: Матвеев А. П. Учебник «Физическая культура. 1 класс», М.: Просвещение, 2019.
Назначение программы и направление внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Целью программ является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой.
Реализация цели программы внеурочной деятельности соотносится с решением следующих образовательных задач:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Возрастная группа учащихся: программа внеурочной деятельности ориентирована на учащихся 1 класса.
Режим занятий: занятия продолжительностью 40 минут проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня в группах не более 15 человек. Для полноценной реализации внеурочной программы предусмотрена организация социального партнёрства образовательного учреждения и общественных структур (МАУ СОК Зенит им. Юрия Морозова)
По решению педагогического совета (протокол № 1 от 31.08.2019г.) промежуточная аттестация проводится в форме – итогового занятия «Спортивный праздник» (тестирование по видам испытания). Тестирование осуществляется в порядке, установленном приказом Министерства спорта Российской Федерации от 29.08.2014 г. № 739 «Об утверждении Порядка организации и проведения тестирования населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Раздел 2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;
учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
Учащийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Учащийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
Учащийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнёра;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Учащийся научится:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
измерять индивидуальные показатели физического развития и развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культуры;
организовывать и проводить занятия с разной целевой направленностью, подбирать физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр
и соревнований;
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).
Система отслеживания и оценивания результатов
Рабочая программа «Подготовка к сдаче комплекса ГТО Играй и двигайся!» предусматривает достижение 3 уровней результатов:
I -Первый уровень (низкий) результатов предполагает приобретение обучающимися новых социальных знаний, опыта участия в выполнении коллективных работ в группах.
II - Второй уровень (средний) результатов предполагает формирования ценностного отношения к социальной реальности
III - Третий уровень (высокий) результатов предполагает позитивное отношение обучающихся к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.
Раздел 3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности
Содержание программы | Форма организации видов деятельности |
Знания о физической культуре | |
Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом развитии детей школьного возраста. Виды испытаний 1-й ступени (тестов) комплекса ГТО, нормативные требования. | Час познания, беседа |
Правила поведения на учебно-тренировочных занятиях в спортивном зале и на пришкольной спортивной площадке. Требование к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями, подвижными играми, эстафетами (при различных погодных условиях). | Час познания, беседа |
Разминка и её значение в занятиях физическими упражнениями. Упражнения для разминки и последовательность их выполнения. | Час познания, беседа |
Физическое совершенствование | |
Легкая атлетика: Бег на 30 м. Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики). Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (девочки). Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу. Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу. Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Метание мяча теннисного мяча в цель с дистанции 6м. | Тренировка, спортивные соревнования, подвижные игры, эстафеты. |
Лыжные гонки: Передвижение на лыжах до 2 км с равномерной скоростью в режиме умеренной интенсивности на местности со слабо- и среднепересечённым рельефом. Игры на лыжах, эстафеты. | Подвижные игры, спортивные соревнования, эстафеты. |
Способы физкультурной деятельности | |
«Весёлые старты». «Спортивный праздник ГТО» | Спортивное соревнование |
Раздел. 4 Тематическое планирование 1 Б класс
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
| «Знания о физической культуре» (1 час) | | | |
1 | Вводный инструктаж. «Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом развитии детей школьного возраста. Виды испытаний 1-й ступени(тестов) комплекса ГТО, нормативные требования». | 1 | | |
| «Физическое совершенствование - Легкая атлетика» (9 часов) | | | |
2 | Челночный бег 3—10 м | 1 | | |
3 | Бег на 30 м | 1 | | |
4 | Смешанное передвижение на 1 км | 1 | | |
5 | Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики) | 1 | | |
6 | Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (мальчики, девочки) | 1 | | |
7 | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу | 1 | | |
8 | Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу | 1 | | |
9 | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 1 | | |
10 | Метание теннисного мяча в цель | 1 | | |
11 | Поднимание туловища из положения лежа на спине | 1 | | |
| «Знания о физической культуре» (1 час) | | | |
12 | Требование к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями, подвижными играми, эстафетами (при различных погодных условиях). | 1 | | |
| «Физическое совершенствование - Лыжные гонки» (4 часа) | | | |
13 | Передвижение на лыжах | 1 | | |
14 | Передвижение на лыжах | 1 | | |
15 | Передвижение на лыжах | 1 | | |
16 | Передвижение на лыжах | 1 | | |
| «ОФУ на материале подвижных игр» (6 часов) | | | |
17 | Подвижные игры и эстафеты с выполнением бега | 1 | | |
18 | Подвижные игры с выполнением прыжков | 1 | | |
19 | Подвижные игры с выполнением бросков мячом, с выполнением метания. | 1 | | |
20 | Подвижные игры с выполнением упражнений на развитие силы. | 1 | | |
21 | Подвижные игры с выполнением упражнений на развитие гибкости | 1 | | |
22 | Эстафеты с выполнением упражнения бега, прыжков, метания. | 1 | | |
| «Знания о физической культуре» (1 час) | | | |
23 | Техника безопасности при выполнении физических упражнений комплекса ГТО. Разминка и её значение в занятиях физическими упражнениями. Упражнения для разминки и последовательность их выполнения. | 1 | | |
| «Физическое совершенствование - Легкая атлетика» (7 часов) | | | |
24 | Челночный бег 3—10 м | 1 | | |
25 | Бег на 30 м | 1 | | |
26 | Смешанное передвижение на 1 км | 1 | | |
27 | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 1 | | |
28 | Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (мальчики, девочки) | 1 | | |
29 | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу | 1 | | |
30 | Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу | 1 | | |
| « Способы физкультурной деятельности» (2 часа) | | | |
31 | «Спортивный праздник ГТО» | 1 | | |
32 | «Весёлые старты». | 1 | | |
33 | Промежуточная аттестация | 1 | | |
| Итого | 33 | | |