СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Про энергию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Про энергию".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Про энергию"»

Рабочая программа



по курсу внеурочной деятельности


«Про энергию»

Предметная область – Экологическая

Класс – 3



Автор-составитель:

Лебедева Л.А.,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория






город Ульяновск

2024 год




Содержание рабочей программы:


Пояснительная записка стр. 3


Содержание учебного предмета стр. 7


Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 9


Календарно-тематическое планирование стр. 12


Список использованных источников стр. 16


Аннотация стр. 18












Пояснительная записка

 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Про энергию» составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);

- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»);

- Письмо Комитета по образованию от 15.09.2014 N 03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Указ президента РФ от 01.06.2012г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р «Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года»;

- Приказ министерства образования и науки Челябинской области от 19.02.2015г. № 01/378 «Об утверждении комплекса мер по реализации образовательного проекта развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП» в образовательных организациях Челябинской области на 2015-2017 годы»;

- Указ президента РФ «О проведении в РФ Года экологии»;

- Федеральный закон от 23 ноября 2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

- Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 24.10.2007г. № 890 «О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года».

Рабочая программа составлена на основе локальных актов МБОУ СШ № 29:

- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска (приказ № 710 от 20.07.2018);

- Основная образовательная программа начального общего образования на 2019-2020 учебный год, утверждённая приказом № 352 от 30.08.2019г.;

- Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (курса). (утверждено приказом директора № 425 от 31.08.2018);

- Положение о 5-ти дневной учебной неделе, утверждено приказом № 425 от 31.08.2019г.

Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Про энергию». Авторы: Е.А.Богачёва, О.С. Мосинцева, Челябинск: 2018 (32с.)

- Рабочая тетрадь «Про энергию» 3-4 класс, Е.А. Дмитриев, ПАО «Фортум»,ООО «А ПЛЮС», Челябинск – 2018 (152 с.)

Учебный курс «Про энергию» входит в предметную область «Экология».

Количество учебных часов в год – 34.

Количество учебных часов в неделю – 1.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- формирование у младших школьников экологической культуры в области энергосбережения и энергоэффективности.

Основные задачи курса:

Обращение внимания школьников к проблемам экологического характера на примере энергетической сферы:

- стимулирование пропаганды энергосберегающего образа жизни на примере энергетической сферы;

- формирование у обучающихся знания об энергии, её использовании, возобновляемых ( альтернативных) источниках энергии, способах энергосбережения;

- повышение культуры энергопотребления, бережного отношения к энергоресурсам, экологии;

- создания условия для самовыражения интеллектуального и творческого потенциала младших школьников через участие в конкурсах, конференциях, форумах, в проектно-исследовательской и социально значимой деятельности;

- воспитание конкурентно-способной личности, готовой к активному участию в социальной и экономической жизни страны, обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, интеллектуального и творческого развития обучающихся;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования окружающей социальной среды;

- закрепление универсальных учебных действий школьников, повышение их эрудиции и общей культуры.

-


Типы и виды уроков:

Тип урока

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Беседа, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа

2.

Урок рефлексии

Диалог, ролевая игра, комбинированныйурок

3.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, урок-игра, обсуждение, беседа

4.

Урок развивающего контроля

Устные опросы, викторина, творческий отчет, защита проектов, конкурсы


Педагогические технологии, используемые учителем:

- личностно-ориентированные технологии;

- технология исследовательского обучения; 

- метод проектов;

- информационно-коммуникационные технологии; 

- технологии развития критического мышления; 

- технология проблемного обучения;

- технологии организации группового взаимодействия; 

- технология «Портфолио»;

- технология уровневой дифференциации.


Организация контроля по курсу

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый контроль.

Формы текущего контроля освоения рабочей программы: устный опрос, диагностическая работа, конкурсах, активность в проектах внеурочной деятельности, портфолио обучающегося.

Формы организации деятельности обучающихся во время контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная.

Типы контроля: внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.


Содержание учебного курса

Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.

«Введение»-4 ч

  1. Знакомство с новым учебным курсом.

  2. Экологические проблемы.

  3. Проблемы энергетики.

  4. Природное равновесие.

« Энергия»- 13 ч

1.История света.

2. Энергия. Какой она бывает и что она делает.

3. Проект «Энергия природы»

4.Занимательные эксперименты.

5. Превращение энергии.

6.Энергоресурсы и их значение в жизни человека.

7.Я и энергия.

8.Становление человека и поиск энергии для жизни.

9. Человек и поиск энергии для жизни.

10.Учимся измерять энергию.

11.Природные катастрофы.

12. Природные катастрофы.

13. Как человек губит природу.

«Энергопотребление»- 8 ч

1.Что такое электричество.

2.Откуда берётся электричество.

3. Интеллектуальный марафон.

4. Электроприборы в быту: виды и предназначение.

5.Правила пользования бытовыми электроприборами.

6. Электроприборы моего дома. Техника безопасности.

7. Транспорт и его виды.

8. Виды транспорта, работающие на электричестве.

«Энергосбережение»- 9 ч

1.Глобальная экологическая проблема: парниковый эффект.

2.Бездумное энергопотребление.

3. Как город пользуется технологией энергоэффективности.

4. Энергобережливым быть тяжело или легко.

5. Ярмарка идей «Простые способы экономии энергии»

6. Проект «Энергоэффективный дом».

7. Защита проектов.

8.Резерв.

9.Резерв.


П



ланируемые результаты освоения учебного курса

Личностные

Обучающийся научится:

- положительно относиться к энергосбережению;

-понимать личную ответственность за экономное и бережное отношение к энергосбережению, теплу, воде, природе в целом;

-понимать важность личного вклада в энергосбережение;

-понимать ценности природы, её ресурсов, в том числе энергетических, осознанное отношение у их рациональному использованию;

Учащийся получит возможность научиться:

- иметь целостное представление о влиянии энергетики на окружающую среду и о способах сохранения окружающей среды;

-иметь психологическую настроенность на реальное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов;

-быть готовым лично участвовать в решении проблем энергосбережения;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Предметные

Учащийся научится:

- понимать общие свойства, формы и свойства энергии;

- понимать взаимосвязи между технологией и человеческой деятельностью и то, как они могут повлиять на жизнедеятельность людей и окружающую среду;

- понимать необходимость развития нетрадиционных и экологических чистых энергоисточников;

- понимать прямую зависимость между энергоэффективностью и устойчивым развитием страны.

Учащийся получит возможность научиться:

- основам энергоэффективным технологиям, применять их в быту, различных отраслей промышленности и социальной сфере;

- навыкам личного участия в решении проблем энергосбережения для повышения благосостояния своей семьи и социального окружения.

Метапредметные

Регулятивные

Учащийся научится:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- проговаривать последовательность действий .

- планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять итоговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Учащийся получит возможность научиться:

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- работать по предложенному учителем плану.

- отличать верно выполненное задание от неверного.

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные

Учащийся научится:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, обобщать единичные объекты на основе выделения связей.

Учащийся получит возможность научиться:

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные

Учащийся научится:

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других.

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

Учащийся получит возможность научиться:

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.







Тематическое планирование

урока

Дата проведения урока

Содержание учебного материала

(тема урока)

количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

план

факт

«Введение»-4 ч

1

05.09

05.09

Знакомство с новым учебным курсом.


1

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять значение слов и выражений.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать предметы.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

2

12.09

12.09

Экологические проблемы.


1

3

19.09

19.09

Проблемы энергетики.


1

4

26.09

26.09

Природное равновесие.


1

« Энергия»- 13 ч

5

03.10

03.10

История света.

1

6

10.10

10.10

Энергия. Какой она бывает и что она делает.

1

7

17.10

17.10

Проект «Энергия природы»

1

8

24.10

24.10

Занимательные эксперименты.


1

9

07.11

07.11

Превращение энергии.

1

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки энергетических источников.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их признакам.

Ориентироваться в пространстве листа.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

10

14.11

14.11

Энергоресурсы и их значение в жизни человека.

1

11

21.11

21.11

Я и энергия.

1

12

28.11

28.11

Становление человека и поиск энергии для жизни.


1

13

05.12

05.12

Человек и поиск энергии для жизни.

1

14

12.12

12.12

Учимся измерять энергию.

1

15

19.12

19.12

Природные катастрофы.


1

16

26.12

26.12

Природные катастрофы.

1

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.


Выделять закономерности, завершать схемы.


Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.


Называть предметы по описанию.


Демонстрировать способность переключать, распределять внимание


Объяснять значение слов и выражений.


Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.


Различать предметы по цвету, форме, размеру.


Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.


Составлять и преобразовывать фигуры.


Определять на глаз размеры предмета.


Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.





17

16.01


Как человек губит природу.

1

«Энергопотребление»- 8 ч

18

23.01


Что такое электричество.

1

19

30.01


Откуда берётся электричество.

1

20

06.02


Интеллектуальный марафон.

1

21

13.02


Электроприборы в быту: виды и предназначение.

1

22

20.02


Правила пользования бытовыми электроприборами.

1

23

27.02


Электроприборы моего дома. Техника безопасности.

1

24

05.03


Транспорт и его виды.

1

25

12.03


Виды транспорта, работающие на электричестве.

1

«Энергосбережение»- 9 ч


26

19.03


Глобальная экологическая проблема: парниковый эффект.

1

27

02.04


Бездумное энергопотребление.

1

28

09.04


Как город пользуется технологией энергоэффективности.

1

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.


Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия.


Описывать признаки геометрических фигур.


Находить и выделять признаки разных предметов.


Узнавать предметы по их признакам.


Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.


Ориентироваться в пространстве листа.


Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.


Давать несложные определения понятиям.


Определять на глаз размеры предмета.


Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

29

16.04


Энергобережливым быть тяжело или легко.

1

30

23.04


Ярмарка идей «Простые способы экономии энергии»

1

31

30.04


Проект «Энергоэффективный дом».

1

32

07.05


Защита проектов.

1

33

14.05


Резерв.

1

34

21.05


Резерв.

1





Список используемых источников



Автор, год издания .Название пособия

Вид пособия

1.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Про энергию». Авторы: Е.А.Богачёва, О.С. Мосинцева, Челябинск: 2018 (32с.)


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

2.

Рабочая тетрадь «Про энергию» 3-4 класс, Е.А. Дмитриев, ПАО «Фортум»,ООО «А ПЛЮС», Челябинск – 2018 (152 с.)


Пособие для учащихся

3.

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 1-4 классы, УМК : Н.С.Пурышева.

Пособие для учителя

4.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. –М: Просвещение, 2010.

Пособие для учителя

5.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя































26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!