МБОУ гимназия г. Узловая Тульской области
Согласовано Утверждено Утверждаю
Заведующий кафедры на заседании педсовета Директор МБОУ гимназии
______ /Бекетова О.А./ Протокол № _____ от _______/ СавушкинаН.Г./
Протокол №_______ от «____»_________ 20____ г. Приказ №______ от
«____»_______ 20____ г. «____»_______ 20____г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
"Путешествие по родному краю"
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения 2009 года.
Направление: общекультурное.
Уровень: начальное общее образование.
Возраст обучающихся: 6-7 лет ( 1 класс ).
Срок реализации: 1 год.
Составители:
учитель начальных классов Ипполитова Е.В.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться.
Место внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год, 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1 класса.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы кружка «Путешествие по родному краю» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
знакомство с работой столовой, библиотеки, спортивного зала, актового зала;
экскурсии по Тульской области и соседним областям;
умение осуществлять сбор и отработку материала через уроки внеклассного чтения, окружающего мира, литературы;
организация выставок рисунков, макетов, различных поделок;
выпуск и обсуждение литературных листков, тематических газет;
проведение мастер-классов;
детские сообщения;
альбомы с работами детей;
фотовыставки: природа родного края, исторические места родного края;
стенд «Моя малая родина»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
обучающиеся должны знать:
название региона, родного города (села);
символику региона, города, школы;
традиции русского народа и семьи;
историю, традиции, культурное наследие своего города и края;
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе; в общественных местах;
условия жизни животных в естественных условиях, и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;
понятия: экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.
обучающиеся должны уметь:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Содержание курса внеурочной деятельности.
1-й год обучения
Содержание курса | Формы организации | Виды деятельности |
1 раздел. "Наша школа" (5 ч.) Знакомство со школой. Правила поведения в школе. Правила пожарной безопасности. Экскурсия по школе, по родной улице. Знакомство с улицами нашего города. | Экскурсия, беседа, игра | Познавательная, игровая |
2 раздел. "Музеи и театры" (6 ч.) Что такое "театр"? Искусство перевоплощения. Секреты актерского мастерства. Для чего нужны музеи? Что такое "экспонат"? | Тематический классный час, выставка детских рисунков, экскурсия, концерт, конкурс. | Познавательная, игровая, досугово-развлекательная |
3 раздел. "Моя семья" ( 4 ч.) Семейные традиции. Родословная. Семейное древо. Значения имён людей. | Круглый стол, беседа, тематический классный час, выставка работ детей | Познавательная, проблемно-ценностное общение |
4 раздел. "Наш родной край" ( 15 ч.) Краткая история г. Узловая. Достопримечательности Узловой. Знакомство с г. Тула, картой Тульской области, гимном Тульской области, культурными центрами области. | Круглый стол, экскурсия, просмотр видеофильма, беседа, тематический классный час, выставка работ детей | Познавательная, игровая, турстско-краеведческая |
5 раздел. "Мы - туристы" ( 3 ч.) Турпоход с лес. Правила поведения в лесу. Правила безопасности на природе. Научная конференция по краеведению. | Туристический поход, игра, проведение бесед. | Познавательная, игровая, турстско-краеведческая |
Тематическое планирование
1 класс
№ | Дата | Тема |
1 | 6.09.19 | Экскурсия по школе. Правила техники безопасности, Правила дорожного движения, Правила пожарной безопасности на занятиях курса. Знакомство со школой, столовой, библиотекой, мастерской, спортивными залами. Рисунок «Школа. Семья. Дом. |
2 | 13.09.19 | Моя школа – мой дом. Правила поведения, бережного отношения к школьному имуществу. |
3 | 20.09.19 | Экскурсия по улице, на которой я живу. |
4 | 27.09.19 | Мини – рассказ (или рисунок) «Дорога от дома в школу» |
5 | 4.10.19 | Мой двор, моя улица. Улицы нашего города. |
6 | 11.10.19 | Экскурсия в школьный музей. Беседа «Как вести себя в музее». |
7 | 18.09.19 | Беседа «Как вести себя в музее». Экскурсия в городской узловский музей. Заучивание стихотворений о Родине, о войне, о героях войны. |
8 | 25.09.19 | Беседа-рассуждение за круглым столом: «Зачем мы посещаем театры? Многообразие театральной жизни. Секреты актерского мастерства и сценической речи. Искусство перевоплощения» |
9 | 15.11.19 | Посещение театра юного зрителя в г. Тула. |
10 | 22.11.19 | Моя семья. Семейные традиции. Круглый стол. Беседа с родителями. |
11 | 29.11.19 | Моё имя. Сообщения детей. |
12 | 6.12.19 | Родословная. Что это такое? |
13 | 13.12.19 | Родословная. "Мое семейное древо" |
14 | 20.12.19 | Посещение ТЮЗ в г. Тула. ( предновогодние праздники) |
15 | 27.12.19 | Виртуальная экскурсия в г. Великий Устюг «В гости к Деду Морозу» . Музей ледовых скульптур. |
16 | | Город, в котором я живу. |
17 | | Обзорная экскурсия по городу. Памятные места. Микрорайон "Машзавод". |
18 | | Обзорная экскурсия по городу. Памятные места в центре города. |
19 | | Экскурсия в краеведческий музей. |
20 | | Беседа "Край наш тульский". Гимн Тульской области. |
21 | | Виртуальная экскурсия «Тула в старых фотографиях». |
22 | | Виртуальная экскурсия «Тула в старых фотографиях». Видеофильм о Туле. |
23 | | Обзорная экскурсия по городу Тула. Памятные места. |
24 | | Виртуальная экскурсия по городам и большим посёлкам Тульской области. Карта России, области, города Тулы. Национальный состав. Моя малая родина. |
25 | | Виртуальная экскурсия по городам и большим посёлкам Тульской области. Карта России, области, города Тулы. Национальный состав. Моя малая родина. |
26 | | Культурные предприятия Тульской области. |
27 | | Экскурсия в Молодежный театр г. Узловая. |
28 | | Посещение детской библиотеки микрорайона. |
29 | | Экскурсия в районную детскую библиотеку. |
30 | | Литературная композиция в честь дня Победы у мемориала "Вечный огонь". |
31 | | Туристический поход. Что с собой взять? |
32 | | Поход в Крюковский лес вместе с родителями. Экологическая тропа. " В лес за здоровьем!" |
33 | | Научная конференция «Юный краевед». |
Используемая и рекомендуемая литература для педагогов:
Асухуми Е.А. Актуальные проблемы экскурсионного дела. Тезисы докладов научной конференции. -, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Даль В. Толковый словарь, М.: Энциклопедия. 2015..
Жарков А. Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод. рекомендации. — М., 2013.
Закон об экскурсионной деятельности. ГОСТ Р 54604-2011.
Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. — М.: ЦРИБ «Турист», 2010.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное образование М: Просвещение, 2011г.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 111 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-033558-4
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. — М., 2013.
Толковый словарь туристских терминов: Викторина. Межкультурная коммуникация. Экскурсовод. / Авт.- сост. И.В. Зорин, В. А. Квартальнов. — М -Афины: INFOGROUP, 2015.
Требования к методической разработке экскурсии: Метод, рекомендации. — М.: ЦРИБ «Турист», 2014.