СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Регионоведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по купрсу "Регионоведение"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Регионоведение"»


Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное

учреждение «Средняя школа» г. Мураши





Утверждаю:

Директор Лопатина Л.Н.

______________

Приказ № _ от________








Рабочая программа

по регионоведению

4б класс






Автор-составитель:

ДолгаяТ.Н.

учитель начальных классов











Мураши

2019


Пояснительная записка

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и устанавливает социальный заказ системе образования. Он заключается в необходимости формирования национального самосознания (идентичности) как разделяемого всеми гражданами представления о своей стране, ее народе, чувстве принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности (гражданственность, патриотизм, традиционные российские религии и др.) и общая историческая судьба всех народов России. Формирование национальной идентичности предполагает становление у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию Федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

ФГОС основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г., ориентирован, прежде всего, на становление личностных характеристик выпускника. Среди основных названа следующая: любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.

Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости от нас, помогает каждому челове­ку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нем комфортно и уверенно, понимать его пробле­мы и видеть возможные пути решения этих проблем.

Познание окружающего микромира как части Отечества соответ­ствует дидактическому принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребенку для освоения, это позволяет на конкрет­ных примерах объяснить ему достижения всего человечества, рас­крыть преемственность в комплексе научных, технических, культур­ных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории.

Велик развивающий потенциал регионоведения. Открытие в знако­мом окружении незнакомого, поиск (при выполнении учебных по­знавательно-проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений — увлекательное занятие, способствующее форми­рованию познавательного интереса к процессу обучения.

Системный подход в регионоведении

Цели регионоведения:

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

  • понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно
    взаимодействовал с ним;

  • осознавал значимость наследия родного края в своей жизни,
    в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

  • осознавал проблемы окружающего его микромира;

  • интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию — о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Таким образом, цель регионоведческого образования — способство­вать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Цели и задачи курса:


Основными задачами курса регионоведения являются развитие интереса к родному краю, его истории с целью углубления знаний на уроках истории и развития способностей самостоятельного мышления, умения соотносить события истории края и страны.

  • Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям родного края, формирование гражданственности на основе усвоения социального опыта, культурного наследия, общенациональных и этнорегиональных традиций.

  • Освоение знаний о важнейших событиях и процессах, происходящих в родном крае, в их взаимосвязи с отечественной и всемирной историей и хронологической преемственности.

  • Овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации, мотивировать и аргументировать свои суждения.

  • Формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, региональными этнонациональными традициями.

  • Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей родного края для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, толерантного отношения к представителям других наций и народностей.

Учащиеся должны знать: даты, факты, термины, личности, уметь приводить примеры занятий и промыслов, называть предприятия и исторические памятники края, особенности экономики, политики, культуры родного края на разных этапах исторического развития.

Учащиеся должны уметь: ориентироваться по карте, объяснять причины тех или иных исторических явлений края, составлять рассказы, приводить цифры и факты, учитывать национальные особенности края, любить и охранять исторические памятники культуры.


Основные направления регионоведческой работы:

  1. Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях жителей нашего края; знакомство с культурой края; изучение истории Мурашинского раиона и г. Мураши.

  2. Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.

Программа “Регионоведение ” способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:

  • владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития округа, района, поселка;

  • использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края;

  • приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;

  • владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;

  • отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.

Предполагаемые результаты программы “Мой отчий край ” включают следующие формы контроля:

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития края);

  • рецензирование знаний;

  • обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо - исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных сообщений, проектных работ.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

4класс

Личностными результатами изучения курса «Регионведение» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами изучения курса «Регионоведение» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

  • знать названия города; уникальность города (в общих чертах),

  • называть события местной истории и культуры, важные для родного края,

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • называть природные богатства и их роль в жизни человека;

  • называть основные особенности каждого времени года,

  • сравнивать объекты на основе внешних признаков или характерных свойств,

  • использовать наблюдения за растениями и животными в рассказах,

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;

  • уважительно относиться;

  • оценивать правильность поведения людей в природе; быту (правила общения, уличного движения).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Формы проведения занятий:

  • интегрированные занятия,

  • инсценированное представление,

  • практические работы,

  • экскурсии по городу и области,

  • посещение выставок, театров, музеев,

  • конкурсы рисунков, макетов на темы «Мой любимый уголок», «Мой город», «Город моей мечты»,

  • выставка фотографий «Мои Мураши»»,

  • конкурс сочинений «Мой город»,

  • конкурс чтецов «Творчество кировских поэтов»,

  • поисковые задания: «Профессии моих родителей», «Когда город спит. Кто трудится?», «О чём говорят названия улиц», «Знаменитые земляки», «Вятские промыслы», «Орден в моём доме» и др.,

  • встречи с интересными людьми,

  • благотворительные акции,

  • краеведческие викторины, конкурсы знатоков,

  • проектно-исследовательская деятельность,

  • научная конференция


Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Содержание программы

1.

Введение

Что означает регионоведение,«моя малая родина», «мой край».

1


1


2.

История школы

Экскурсия в краеведческий музей.

1

1


Творческая работа «Моя школа»


1

1


3.

Моя малая родина – город Мураши

История городаМураши.

Герб г.Мураши

1

1

2



Улицы и здания родного города. Экскурсия.

1

1

2



Практическая работа «Дома рассказывают»


1

1



Практическая работа «Памятники истории и культуры г. Мураши».


1

1



Святые места родного края

1

1



Мурашинская церковь-памятник истории и культуры.

1

1

2



Краеведческая игра «Город чудный, город древний»


1

1


4.

Наши земляки

Мурашинские умельцы.. Экскурсия в краеведческий музей.

1

1

2



Знатные люди нашего края. Практическая работа.

1

1

2



Краеведческий конкурс знатоков родного края.


2

2



Поход выходного дня


1

1


5

Моя семья.

Моя родословная.

Моя семья. Происхождение имени, фамилии. Практическая работа «Откуда мое имя»

1

1

2



Родственные отношения.

Составление родословной

1

1



Творческая работа «Моя родословная»


1

1



Семейный альбом – летопись семьи.

1

1

2



История семьи в истории страны.

1

1



Семейные праздники и традиции.

1

1


6

Военные события

Мураши и Великая Отечественная война.

1

1

2



Война в памяти народной. Практическая работа по сбору воспоминаний.

1

1



Великая Отечественная война и моя семья. Практическая работа «Составление плаката Памяти»

1

1

1



Краеведческая игра « мой край »


2

2



Итого:


34


:

План методической работы педагога



п/п


Виды деятельности

Сроки

1.

Изучение, анализ литературы, средств массовой информации

В теч.года

2.

Открытое занятие кружка

Методическая неделя

3

Разработка учебно-методического материалов

В теч.года

4.

Подготовка материалов для участия в авторской школе

.

5.

Обобщение опыта работы по организации исследовательской деятельности в детском коллективе

Апрель.




Литература для педагогов


1. Историческое краеведение: методическое пособие. – Киров, 2007. – 116 с.

2. Клестова Г.А.Рабочая тетрадь по истории для самостоятельной работы учащихся. – Киров, 2007. – 128 с.

3. Энциклопедия Земли Вятской. Том 3. Ратные подвиги . – Киров, 1995.

4. Энциклопедия Земли Вятской. Том 4. История. – Киров, 1995.

5. Энциклопедия Земли Вятской. Том 9. Культура и искусство. – Киров, 1995.

6. Историко-этнографический атлас Кировской области – М.: Издательство ДИК, 1998. – 40 с.: ил., карт.

7. Хрестоматия по истории Кировской области. – Киров, 1982.

8. Балыбердин А.Г. Повесть о стране Вятской. – Киров, 2006.

9. Тинский А.Г. Вятская мозаика. – Киров, 1994.

10. Кировская область в цифрах: Краткий статистический сборник. - Киров, 2005.

11. Востриков В. Над Вяткою старинный городок. – Киров, 1993.


Литература для детей


  1. Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря. – Киров, 1989.

  2. Изергина Н.П. Писатели в Вятке. – Киров, 1979.

  3. История города Кирова: Пособие для учащихся. – Киров, 1974.

  4. Клестова Г.А. На земле Вятской. – Киров, 2006.

  5. Пленков В.Г. Вятские умельцы. – Киров, 1991.

  6. Маракулин П.П. Записки вятского Робинзона: сборник рассказов, очерков, миниатюр. – Киров, 1997.

  7. Эммаусский А.В. К вопросу о времени основания г. Вятки (Кирова). – Киров, 2000.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!