СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы".Первый год обучения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"»







I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Шахматы» составлена на основе

- Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Большеключищенской СШ имени В.Н.Каштанкина.

- Программа: математика. Примерная рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России». М.И.Моро. 1-4классы,-М.: Просвещение, 2019

Актуальность программы определена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Практическая значимость данного курса заключается том, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая дея­тельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

II. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Развитие творческого потенциала ребенка.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД: 

Осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний.

Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.

планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач.

Проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач.

Определять и формулировать цель деятельности  с помощью педагога.

Оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего учебного труда и труда одноклассников.

Познавательные УУД:

Понимать информацию, представленную в разных формах: словесной,  схематической,  условно-знаковой.

Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

Делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

Сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), учиться слышать, слушать и понимать партнера; уметь договариваться, вести дискуссию.

Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), уважать в общении и сотрудничестве  партнера и самого себя.



III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шах­матной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шах­матные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети долж­ны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пы­таются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

Начальное положе­ние (начальная позиция); расположение каждой из фигур в на­чальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстанов­кой фигур.

Дидактические игры и задания

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утвержде­ние верно, то мяч следует поймать.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

(основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, пре­вращение пешки.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышле­ния и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, располо­женные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шах­матной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирает­ся такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна до­стичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.



5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.



6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕ­НИЯ

Самые общие представления о том, как начинать шахмат­ную партию.

Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угро­зы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.



Все занятия планируется проводить в интерактивной форме. На период дистанционного обучения, предусмотрено ведение курса в классном сообществе, используя цифровые методы организации деятельности учащихся и электронные ресурсы сети интернет.



IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОГО РАЗДЕЛА

Раздел

Количество часов


Шахматная доска


Шахматные фигуры


Начальная расстановка фигур


Ходы и взятие фигур

16ч


Цель шахматной партии


Игра всеми фигурами из начального положе­ния


Итого

33ч



Приложение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Вид занятия

План

Факт

Шахматная доска

1

Знакомство с шахматной доской

аудиторное



2

Шахматная доска

внеаудиторное



3

Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы.

аудиторное



Шахматные фигуры 2ч

4-5

Знакомство с шахматными фигурами

внеаудиторное



Начальная расстановка фигур 2ч

6-7

Начальное положение

аудиторное



Ходы и взятие фигур 16ч

8

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

аудиторное



9

Ладья в игре.

внеаудиторное



10

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

аудиторное



11

Слон в игре.

внеаудиторное



12

Ладья против слона.

аудиторное



13

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

внеаудиторное



14

Ферзь в игре.

аудиторное



15

Ферзь против ладьи и слона.

внеаудиторное



16

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

аудиторное



17

Конь в игре.

внеаудиторное



18

Конь против ферзя, ладьи слона.

аудиторное



19

Знакомство с пешкой.

внеаудиторное



20

Пешка в игре.

аудиторное



21

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

внеаудиторное



22

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

аудиторное



23

Король против других фигур.

внеаудиторное



Цель шахматной партии 7ч

24-25

Шах.

внеаудиторное



26

Мат.

аудиторное



27

Ставим мат.

внеаудиторное



28

Ничья, пат.

аудиторное



19-30

Рокировка.

внеаудиторное



Игра всеми фигурами из начального положе­ния 3ч

31

Шахматная партия.

аудиторное



32

Шахматная партия.

внеаудиторное



33

Повторение программного материала.

аудиторное





Описание учебно-методического, материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

Литература: Дополнительная литература

1.Шахматы в школе. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. – М.: Просвещение, 2019. – 175. 37.

2. Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.

3. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972. 3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983. 4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.

5



Скачать

© 2020 179 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!