Программа внеурочной деятельности для работы с портфолио второклассника создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития.
Рабочая программа составлена на основе материалов книги « Портфолио второклассника»/ Авт.-сост М.С. Умнова. Материалов книги « Школа умного детства и открытых сердец»/ Авт. Е.В. Сага
Программа сохраняет преемственность с Портфолио первоклассника. Направлена на формирование у второклассников универсальных учебных действий и умений уже на более осознанном, более качественном уровне и позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащихся посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
Методическое пособие к программе дополнено электронным приложением с мультимедийными презентациями для сопровождения занятий.
В содержание программы включена работа по формированию положительной « «я» -концепции» младших школьников. «Я»-концепция или самооценка ребенка, его отношение к себе во многом определяют его поведение и успеваемость.
Решение названных задач обеспечит формирование системы ценностей у второклассников:
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение второклассниками:
– готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;
– развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– формирование умения находить наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения;
– использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
– духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо событии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
приобретение второклассниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
получение второклассниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
получение второклассниками начального опыта самостоятельного общественного действия, освоение социально приемлемых моделей поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
Я – второклассник. Как я провел лето. Мой портрет. Астрологический паспорт. Тайны моего характера. Моя семья. Под крышей дома моего. Семейный этикет. Дом моей мечты. Я и мои друзья. Дерево дружбы. Россия – страна, в которой я живу. Моя родина – Россия. Я – гражданин России. Моя маленькая родина.
Распорядок дня. На зарядку становись. Здоровье – это здорово. Я здоровье сберегу, сам себе я помогу. Правильно ли ты питаешься? Овощи и фрукты – лучшие продукты. Правила безопасности. Безопасный маршрут «Дом – школа».
Калейдоскоп для второклассника (что могу и что умею). Первый учебный день во втором классе. Портрет второклассника. Школьная мозаика. Мой любимый класс. Традиции моего класса. Классная жизнь. Законы школьной дружбы. Законы школьной жизни. Как я отношусь к окружающим. Мои добрые дела. Мои жизненные принципы.
Учимся ставить цели. Мои цели. Путешествие по предметным страницам. Самооценочный лист. Мои результаты. Подводим итоги.
Мои достижения в школе и вне школы. Участие в проектной и исследовательской деятельности. Пожелания и отзывы.
Тема занятия | Кол-во часов | Формы организации деятельности учащихся | Основные понятия | Формируемые УУД | Дата |
план / факт |
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Раздел 1 Знакомьтесь, я – второклассник (8 часов) |
Я – второклассник. Как я провел лето. Мой портрет. | 1 | 1. Занятие-беседа. 2. Работа в группах. 3. Занятие «Художественная мастерская». 4. Индивидуальная работа обучающихся дома. | Адрес. Индекс. Впечатления. | | | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное построение речевого высказывания в письменной и устной форме. Определение основной и второстепенной информации. Выбор оснований и критериев для сравнения. | | |
Астрологический паспорт. Тайны моего характера. | 1 | 1. Мини-проект «Расскажи мне о себе». 2. Групповая работа. | Астрология. Знаки Зодиака. Черты характера. | Формирование основ идентичности личности. Развитие Я-концепции и самооценки личности. Развитие доброжелательности. | | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Определение основной и второстепенной информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Моя семья. Под крышей дома моего. | 1 | 1. Выставка рисунков,» Моя семья». 2. Совместная работа с родителями дома. Мини-проект «Заповеди семейной жизни». | Заповеди. Счастье. | | | Самостоятельное формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Определение основной и второстепенной информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | | |
Семейный этикет. Дом моей мечты. | 1 | . 1. Занятие с элементами игры. 3. Работа в группах. Мини-проект «Что такое этикет». | Этикет. Уважение. Общество. Правила. | Формирование основ идентичности личности. Развитие Я-концепции и самооценки личности. Развитие толерантности. Формирование моральных норм и самооценки. Развитие доброжелательности. | | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Определение основной и второстепенной информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Выбор оснований и критериев для сравнения. Построение логической цепочки рассуждений. | | |
Я и мои друзья. Дерево дружбы. | 1 | 1. Занятие-игра «Ромашка». 2. Групповая работа. Мини-проект «Правила настоящей дружбы». | Дружба. Правила. Настоящий друг. | | | Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Определение основной и второстепенной информации. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | | |
Россия – страна, в которой я живу. Моя родина – Россия. Я – гражданин России. | 1 | 1. Виртуальная экскурсия «От Кремля начинается страна». | Символы. Герб. Гимн. Флаг. Карта. Достопримечательности. | Формирование основ гражданской идентичности личности. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности. Формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории. Развитие Я-концепции и самооценки личности. | | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Определение основной и второстепенной информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | | |
Моя маленькая родина. | 1 | 1. Занятие-путешествие по родному краю. 2. Конкурс рисунков, фотографий, поделок | Малая Родина. Край. Республика. Область. Район. | Формирование основ идентичности личности. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности. Формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории. Развитие Я-концепции и самооценки личности. | | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Определение основной и второстепенной информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | | |
Итоговое занятие по разделу. | 1 | | | | | | | |
Раздел 2 Моё здоровье (6 часов) |
Распорядок дня. На зарядку становись. | 1 | 1. Индивидуальная работа обучающихся. 2. Работа в группах. Конкурс на лучшую зарядку. | Зарядка. Спортивные достижения. Двигательная активность. | | Прогнозирование – предвосхищение результата. Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | | | |
Здоровье – это здорово. | 1 | 1. КТД учеников и родителей «Мы за здоровый образ жизни» | Закаливание. Двигательная активность. Рациональное питание. Личная гигиена. Режим труда. | | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Оценка результатов работы. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Я здоровье сберегу, сам себе я помогу. | 1 | 3. Мини-проект «Щи да каша – пища наша». | Витамины. Рациональное питание. | | | | | |
Правильно ли ты питаешься? Овощи и фрукты – лучшие продукты. | 1 | 1. Урок здоровья. . 2. Работа обучающихся с анкетами. | Рациональное питание. | | | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Анализ объектов с целью выделения признаков. | | |
Правила безопасности. Безопасный маршрут «Дом – школа». | 1 | 1. Родительское собрание с последующей индивидуальной работой учащихся. 2. Мини-проект «Уважай правила дорожного движения». 4. Выставка рисунков «Мы за безопасность». 5. Просмотр видеофильмов (мультфильмов) на «дорожную» тематику. 7. Занятие «Творческая мастерская». | Правила дорожного движения. Личная безопасность. | | | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков. | | |
Итоговое занятие по разделу. | 1 | | | | | | | |
Раздел 3 Моя школа. Мой класс (8 часов) |
Калейдоскоп для второклассника (что могу и что умею). | 1 | 1. Индивидуальная работа учащихся. 2. Совместная работа с родителями. 3. «Письмо самому себе». | Знания. Умения. Объективная оценка. | Формирование внутренней позиции школьника. Развитие мотивов и смысла образовательной деятельности. Развитие системы ценностных ориентаций обучающегося. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Осознание качества и уровня усвоения. Оценка результатов работы. | Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Определение основной и второстепенной информации. Построение логической цепочки рассуждений. Анализ истинности утверждений. | Планирование сотрудничества с учителем, сверстниками, родителями. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Первый учебный день во втором классе. Портрет второклассника. | 1 | 1. Занятие «Художественная мастерская». 2. Индивидуальная работа обучающихся дома. 3. Работа в группах. 4. КТД «Первый раз во второй класс». | Образец. Словесный портрет. Правила поведения. | Развитие доброжелательности. Формирование внутренней позиции школьника. Развитие мотивов и смысла образовательной деятельности. Развитие системы ценностных ориентаций обучающегося. Выделение нравственного содержания своих поступков. | | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | | |
Школьная мозаика. | 1 | 1. Мини-проект «Школьная мозаика». 2. Индивидуальная работа обучающихся дома. 3. Работа в группах. | Мозаика. Первостепенная и второстепенная информация. | Развитие доброжелательности. Развитие системы ценностных ориентаций обучающегося. Формирование норм самооценки. | | Определение основной и второстепенной информации. Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Планирование сотрудничества с учителем, родителями и сверстниками. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Мой любимый класс. Традиции моего класса. Классная жизнь. | 2 | 1. Мини-проект «Вместе дружная семья…» 2. Индивидуальная работа дома. 3. Работа в группах. 4. Игра «Вертушка». | Коллектив. Правила коллективной жизни. Девиз. Традиции. | | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Составление плана и последовательности действий. | Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. | | |
Законы школьной дружбы. Законы школьной жизни. | 1 | 1. Индивидуальная работа обучающихся. 2. Работа в группах. 3. Мини-проект «Законы жизни в классе». 4. Игра «Классная Дума. Пишем законы». | Анкета. Закон. Хороший друг. | | | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | | |
Как я отношусь к окружающим. Мои добрые дела. Мои жизненные принципы. | 1 | 1. Виртуальная экскурсия «Что такое хорошо и что такое плохо». 2. Родительское собрание «Спешите делать добрые дела». 3. Индивидуальная работа обучающихся. 4. Совместная работа обучающихся и родителей дома. | Хорошо. Плохо. Принципы. Добро. Зло. Безразличие. | Формирование моральных норм и самооценки. Выделение нравственного содержания своих поступков. Развитие системы ценностных ориентаций обучающегося. | | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | | |
Итоговое занятие по разделу. | 1 | | | | | | | |
Раздел 4 Мои учебные достижения (9 часов) |
Учимся ставить цели. Мои цели. | 1 | 1. Занятие-игра. 2. Совместная работа детей и родителей дома. 3. Индивидуальная работа обучающихся дома. 4. Мини-проект «Я бы строить дом пошёл, пусть меня научат…» | Цель. Планирование. Достижение цели. | | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, планировать свою деятельность. Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны. Готовность к преодолению трудностей. Формирование оптимистического восприятия мира. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Определение основной и второстепенной информации. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | | |
Путешествие по предметным страницам. | 6 | 1. Вечер «Парад достижений». 2. Викторины по предметам. 3. Совместная работа детей и родителей дома. 4. Индивидуальная работа обучающихся на занятиях и дома. 5. Занятия «Творческая мастерская». | Знаю отлично. Испытываю трудности. Очень трудно. | | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, планировать свою деятельность. Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны. Готовность к преодолению трудностей. Формирование оптимистического восприятия мира. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Самооценочный лист. Мои результаты. Подводим итоги. | 2 | 1. Индивидуальная работа школьников. 2. Совместная работа обучающихся и родителей. 4. Классный огонек «Свечка». | Самооценка. Результат. Объективная оценка. | Формирование внутренней позиции школьника. Развитие мотивов и смысла образовательной деятельности. Развитие системы ценностных ориентаций обучающегося. | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Прогнозирование – предвосхищение результата. Оценка результата работы. | Определение основной и второстепенной информации. Построение логической цепочки рассуждений. Анализ истинности утверждений. | Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Разделы 5-7 Мои достижения. Мои проектные и исследовательские работы. Пожелания и отзывы (3 часа) |
Мои достижения в школе и вне школы. | 1 | 1. Вечер «Парад достижений». . | Самооценка. Результат. Объективная оценка. | Развитие Я-концепции и самооценки личности. Формирование моральной самооценки. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей. | | | |
Участие в проектной деятельности. Участие в исследовательской деятельности. | 1 | 1. Вечер «Презентация достижений». 2. Оформление классной газеты «Ай да мы». 4. Фестиваль успеха. | Самооценка. Результат. Объективная оценка. | Развитие Я-концепции и самооценки личности. Формирование моральной самооценки. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей. | | | |
Пожелания и отзывы. | 1 | 1. Работа обучающихся в парах, группах. 2. КТД «Ты мой одноклассник, я тобой горжусь». | Самооценка. Результат. Объективная оценка. | Развитие Я-концепции и самооценки личности. Формирование моральной самооценки. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. | | | | |
ИТОГО | 34 часа |