Каменский район
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Урывская средняя общеобразовательная школа Каменского района Ростовской области
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Урывской СОШ
Приказ от 31 августа 2016 г. №201
___________________
М.С. Некрасова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
(модуль«Ритмика и танец» )
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс):
Основное общее образование 6 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов
Учитель Бирючина Елена Сергеевна
(ФИО)
Программа разработана на основе авторской программы Буйлова Л. Н., Буданова Г. П.Хореография. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. — М.: Просвещение, 2008.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно — творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Программа «Ритмика» 5-6 классы составлена на основе программы «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г. и авторской программы по учебному предмету ритмика для учащихся 1-7 классов Беляевой Веры Николаевны»Ритмика и танец»
На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки удобно использовать при проведении различных школьных мероприятий. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения.
Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Основные задачи:
Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.
Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
Особенностью программы является то, что, программа включает в себя изучение 3 направлений танцевального искусства: бального, современного и народного, который , в свою очередь, воспитывает в учащихся уважение к национальным традициям.
Оригинальность данной программы – это творческое мышление учащихся. В каждом классе отведено время на то, чтобы учащиеся не только учились определенным движениям и танцам, но и могли изложить свои мысли на «паркете».
Программа достаточно вариативная и позволяет проявить индивидуальный творческий подход.
Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками танца и способны показать свое умение на различных праздниках, что вносит в процесс обучения работу на результат.
Программа по ритмике состоит из четырёх разделов:
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Танцевальные упражнения
Танцы различных направлений
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
Условия реализации
Программа рассчитана на 1 года обучения — 1 час в неделю (35 ч.)
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ урока | Дата | Название темы | Кол-во часов |
1 | 05.09 | Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. | 1 |
2 | 12.09 | Разминка. | 1 |
3-4 | 19.09 26.09 | Общеразвивающие упражнения. | 2 |
5-9 | 03.10 10.10 17.10 24.10 07.11 | Танец «Джайв». | 5 |
10-11 | 14.11 21.11 | Разминка. | 2 |
12 | 28.11 | Движения по линии танца, перестроение, диагональ класса. | 1 |
13-14 | 05.12 12.12 | Танец «Джайв» — танцевальные комбинации | 2 |
15 | 19.12 | Участие в новогоднем представлении | 1 |
16-17 | 0901 16.01 | Общеразвивающие упражнения. | 2 |
18-20 | 23.01 30.01 06.02 | Разминка. | 2 |
21 | 13.02 | Упражнения на развитие координации. | 1 |
22-26 | 20.02 27.02 06.03 13.3 20.03 | Танец «Фигурный вальс» | 5 |
27 | 03.04 | Разминка. | 1 |
28 | 10.04 | Упражнения на улучшение гибкости. | 1 |
29-33 | 17.04 24.04 06.05 08.05 15.05 | Танец «Фигурный вальс» по линии танца | 5 |
34 | 22.05 | Танцевальный командный конкурс | 1 |
35 | 29.05 | Итоговое занятие | 1 |
| | ИТОГО | 35 |
Знания и умения
— знать движения, выученные за год;
— знать названия движений и танцев;
— знать танцы, выученные за год;
— знать танцевальные схемы;
— уметь танцевать в заданном темпе.
СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальные средства:
— учебный кабинет, актовый зал;
— магнитофон;
— компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
— фонотека; диски DVD, диски DVD– караоке
— наглядные демонстрационные пособия;
— коврики для выполнения упражнений;
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения Протокол педсовета от 30 августа 2016 г . № 1
МБОУ Урывской СОШ Заместитель директора по УВР
от 29 августа 2016 года №1 Светлова Л.Г ____________________ ___________________
Бирючина Е.С.