МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики
«Стахановская гимназия № 26»
РАССМОТРЕНО на ГМО учителе гуманитарно-эстетического цикла Протокол № 1 от "24" августа 2023г. | СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор ГОУ ЛНР СГ№26 ___________Н.В.Семенова ____________О.А.Шапка Приказ от " 24 "августа 2023 г. от «24» августа 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Стань чемпионом!»
Составитель: Дядченко Елена Александровна.
учитель ФК
Стаханов 2023
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Чемпион» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, Дополнительной общеобразовательной программой физкультурно-спортивной направленности «Физкульт-УРА - Стань чемпионом!»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Стань чемпионом!» предназначена для учащихся начальных классов и предполагает, что при переходе из одного класса в другой, объем и уровень знаний будет дополняться новыми спортивными играми.
Программа направлена:
Создание условий для укрепления здоровья и разностороннего развития детей.
Обогащение двигательного опыта учащихся посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми упражнениями повышенной сложности.
Достижение более высокого уровня функциональных возможностей всех систем организма, повышение его адаптивных свойств.
Формирование у учащихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, воспитание нравственных и волевых качеств.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что она, в отличие от других подобных программ, предусматривает более обширное изучение подвижных и народных игр с первого года обучения.
В основе программы - подготовка, включающая в себя разнообразные специально подобранных подвижных и спортивных игр, эстафет.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Стратегия тренировочных нагрузок при многолетней подготовке учащихся предполагает определённое соотношение средств общей и специальной физической подготовки. Данные многих научных исследований свидетельствуют о том, что путь замены средств общей физической подготовки специальными упражнениями не является достаточно эффективным. Только на основе всестороннего развития и укрепления организма, на основе повышения его функциональных сил создаётся возможность для достижения наивысших уровней адаптационных сдвигов, обеспечивается органическая связь между общей и специальной подготовкой.
При раннем занятии ребенок быстро достигает определённого результата, но из-за одностороннего развития и недостаточности базовой общефизической подготовки дальнейший рост результатов прекращается и необходимы максимальные нагрузки для их повышения.
При разносторонней подготовке результаты растут несколько медленнее, но зато в дальнейшем у детей имеется фундамент для их улучшения, есть возможность варьирования нагрузки.
В программе делается упор именно на развитие двигательной активности детей. Подготовка способствует гармоничному развитию организма, укреплению здоровья, спортивному долголетию.
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса обучения преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармонического развития детей воспитания их морально-волевых качеств и стойкого
интереса к занятиям, трудолюбия в овладении правилами игр развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.
Целью программы является создание условий для достижения учащимися высоких спортивных результатов посредством педагогически целесообразного применения многоборной подготовки в учебно-тренировочном процессе.
Основными задачами реализации поставленной цели являются:
укрепление здоровья учащихся, содействие их разносторонней физической подготовленности;
укрепление опорно-двигательного аппарата;
комплексное развитие таких физических качеств, как быстрота, гибкость, ловкость, координация движений, сила и выносливость
развитие морально-волевых качеств учащихся;
привитие стойкого интереса к занятиям и мотивации к достижению более высокого уровня сформированности культуры здоровья.
создать детям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;
формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового образа жизни;
развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;
развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;
формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является увеличение количества часов на изучение подвижных игр, а также на изучение элементов спортивных игр на период первых 4-х годов обучения.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 135 часов: в 1 классе - 33 часа, во 2-4 классах - по 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе занятия продолжительностью 35 минут, в 2-4 классах 40 минут.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чемпион» предназначена для учащихся начальных классов и предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний будет дополняться спортивными играми. Программа учитывает возрастные и половые особенности учащихся.
В программу также включены такие формы и виды деятельности работы, как:
Цель этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, развитие нравственных и эстетических качеств, формирование устойчивой мотивации у обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, рациональное использование свободного времени, активный отдых.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Ожидаемый результат:
действенная поддержка у младших школьников должного запаса «адаптационной энергии» – тех ресурсов, которые помогают противодействовать стрессовым ситуациям, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, способствуя снижению заболеваемости;
стимуляция процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и детского организма, на его биологической надежности;
наличие положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья;
влияние на своевременное формирование двигательных умений и навыков и стимулирование развития основных физических качеств младших школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
формирование навыков самоорганизации культурного досуга После окончания этапа начальной подготовки учащиеся узнают:
-об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
-упрощенные правила спортивных игр (футбол, баскетбол, лапта) и подвижных игр для развития физических качеств;
-гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
научатся:
-выполнять общеразвивающие упражнения на развитие координации движений, ловкости, гибкости, силы мышц ног, рук, спины, брюшного пресса;
-играть по упрощенным правилам в спортивные (футбол, баскетбол, лапта) и подвижные игры для развития физических качеств;
-соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
После окончания I года обучения учащиеся узнают
задачи общей физической подготовки;
цель и задачи разминки, основной и заключительной частей занятий;
основы техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
упрощенные правила спортивных игр (футбол, лапта) и подвижных игр;
гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде;
характерные спортивные травмы и их предупреждение;
способы и приемы первой помощи.
научатся:
играть по упрощенным правилам в спортивные (футбол, лапта) и подвижные игры для развития выносливости, быстроты.
соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
После окончания II года обучения учащиеся узнают:
правила спортивных игр (футбол, лапта);
историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
значение питания, как фактора сохранения и укрепления здоровья;
основные правила судейства соревнований и правил подвижных игр; научатся:
играть по правилам в спортивные игры (футбол, лапта).
выполнять упражнения на расслабление во время занятий;
соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
После окончания III года обучения учащиеся узнают:
специфические особенности подвижных и спортивных игр направленных на развитие физических качеств;
правила спортивных игр (футбол, баскетбол, лапта);
основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
правила дорожного движения;
историю возникновения и развития легкой атлетики;
понятие о силе воли и спортивном характере;
значение питания, как фактора сохранения и укрепления здоровья.
положение о соревнованиях;
общее представление судействе на соревнованиях;
основные обязанности судей;
перечень документов необходимых для участия в соревнованиях;
меры личной и общественной профилактики болезней;
характерные спортивные травмы и их предупреждение;
правила оказания первой доврачебной помощи;
причины утомления; научатся:
играть по правилам в спортивные игры (футбол, баскетбол, лапта);
соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
выполнять обязанности помощников судей на соревнованиях.
оказывать первую доврачебную помощь;
После окончания IV годов обучения учащиеся узнают:
методику судейства соревнований по спортивным играм;
меры личной и общественной профилактики болезней;
характерные спортивные травмы и их предупреждение;
правила оказания первой доврачебной помощи;
правила спортивных игр (футбол, баскетбол, пионербол, лапта);
основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
правила дорожного движения;
историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
понятие о силе воли и спортивном характере;
значение питания, как фактора сохранения и укрепления здоровья. научатся:
оказывать первую доврачебную помощь;
анализировать технику своего бега и определять ошибки;
подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
работать в составе судейских бригад городских соревнований;
владеть терминологией по изучению спортивных и подвижных игр;
В целях контроля за результативностью занятий 2 раза в год проводится показательные соревнования.
Морально-волевые качества, которые развиваются в процессе занятий подвижными и спортивными играми.
сила воли - способность преодолевать значительные затруднения.
трудолюбие, настойчивость, терпеливость – это проявление силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели. Такая устремленность, питаемая моральным долгом, интересом и желанием достигнуть цели, главнейшая основа этих качеств.
выдержка и самообладание - это качества, определяющие умение спортсмена владеть собой, позволяющие сохранять психическую устойчивость и хладнокровие перед стартом и в «разгар» битвы на спортивной арене, обеспечивающие правильную реакцию и поведение спортсмена на различные сбивающие внешние факторы.
решительность – это умение в нужный момент принимать обоснованное решение, своевременно проводить его к исполнению.
мужество и смелость – это черты характера, выражающие моральную силу и волевую стойкость человека, храбрость, присутствия духа в опасности, готовность смело и решительно бороться за достижение благородной цели.
уверенность в своих силах – это качество, является основой бойцовского характера.
дисциплинированность – это умение подчинять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Это необходимое качество для каждого человека.
самостоятельность и инициативность – это умение спортсмена намечать цели и план действий, самостоятельно принимать и осуществлять решения.
воля к победе - проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена и опирается на его моральные качества.
Содержание курса
Теоретическая подготовка
Влияние физических упражнений на организм человека. Гигиенические требования к занимающимся. Физическая культура и спорт в России.
Понятие о баскетболе, мини-баскетболе, о спортивных, подвижных играх. Что является подвижными, спортивными играми. Понятие об игре в большой баскетбол и мини-баскетбол. Достижения по баскетболу. Правила игр по мини-баскетболу. Олимпийские игры.
Техника безопасности на занятии по мини-баскетболу. Охрана здоровья и меры безопасности на занятиях.
Особенности проведения игр в спортивном зале и на площадке. Использование ориентиров, ограничивающих место проведения занятия. Звуковые сигналы. Использование спортивного инвентаря.
Физическая подготовка
Выполнение комплексов ОФП, воздействующих на различные группы мышц. Выполнение специальных упражнений, использование спортивного инвентаря и снарядов для развития физических качеств.
Игры с элементами челночного бега, бега на короткие дистанции, бега с ускорением. Специально-подготовленные упражнения и эстафеты с элементами большого баскетбола Передача мяча: двумя руками сверху, от груди, из-за головы, снизу, передача мяча с отскоком от пола.
Ведение по прямой, по кругу, зигзагом. Броски в горизонтальную, вертикальную цель.
Игровая деятельность (подвижные игры с мячом)
Игры с передачей и ловлей мяча: «Мяч водящему», «Гонка мячей по кругу», «Поймай мяч», «Обгони мяч», «У кого меньше мячей», «Подвижная цель», «Лапта».
Игры с ведением мяча: «Вызовы по номерам», «Ведение мяча парами», «Ловишки с мячом».
Игры с бросками мяча в цель: «Пять бросков», «Бросание мяча в парах», «Метко в цель», «Чья команда больше», «Мяч капитану», «Лапта».
Ознакомление с правилами игры в мини-футбол
Ознакомить с правилами игры. Учитывая возрастные особенности и физическую подготовленность детей игры в мини-баскетбол соответственно правилам. Правила поведения во время игры.
Тематический план 1 класс
№ п/п | Тема занятий | Количество теории | Часов практики | Всего |
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Техника безопасности | 2 | - | 2 |
3 | Беседы | 2 | - | 2 |
4 | Игры | - | 28 | 28 |
| Итого | 5 | 28 | 33 ч. |
Тематический план 2класс
№ п/п | Тема занятий | Количество теории | Часов практики | Всего |
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Техника безопасности | 4 | - | 4 |
3 | Беседы | 2 | - | 2 |
4 | Спортивные, подвижные игры | - | 27 | 27 |
| Итого | 7 | 27 | 34 ч. |
Тематический план 3 класс
№ п/п | Тема занятий | Количество теории | Часов практики | Всего |
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Техника безопасности | 2 | - | 2 |
3 | Беседы | 1 | - | 1 |
4 | Игры | - | 30 | 30 |
| Итого | 4 | 30 | 34 ч. |
Тематический план 4 класс
№ п/п | Тема занятий | Количество теории | Часов практики | Всего |
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Техника безопасности | 2 | - | 2 |
3 | Беседы | 1 | - | 1 |
4 | Игры | - | 30 | 30 |
| Итого | 4 | 30 | 34 ч. |
Оборудование и инвентарь
№ п/н | Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество |
1 | 2 | 3 |
1. | Стандарт основного общего образования по физической культуре | 1 |
2. | Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре | 1 |
3. | Авторские рабочие программы по физической культуре | 1 |
4. | Учебник по физической культуре | |
5. | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту. Олимпийскому движению | |
6. | Методические издания по физической культуре для учителей | |
7. | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | |
8. | Плакаты методические | |
9. | Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры и спорта, и Олимпийского движения | |
10. | Стенка гимнастическая | |
11. | Скамейка гимнастическая жесткая | |
12. | Маты гимнастические | |
13. | Мяч набивной (1 кг, 2 кг, 3 кг) | |
14. | Мяч малый (теннисный) | |
15. | Скакалка гимнастическая | |
16. | Мяч малый (мягкий) | |
17. | Палка гимнастическая | |
18. | Обруч гимнастический | |
19. | Флажки разметочные на опоре | |
20. | Рулетка измерительная (10 м, 50 м) | |
21. | Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой | |
22. | Мячи баскетбольные | |
23. | Дополнительный инвентарь | |
24. | Спортивный зал игровой | |
Библиографический список литературы
Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для школьников: из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006
Буйлин Ю.Ф., Портных Ю.И. Мини-баскетбол в школе. – М.: Просвещение, 2008
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.- 223с.
Литвинова М.Ф. "Подвижные игры и игровые упражнения". – М. Просвещение, 2005г. -215с
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.
Пичугин С. С. Подвижные народные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. [Текст] / С. С. Пичугин // Начальная школа: до и после. – 2006. – № 1. – С. 26–2