Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новобирюсинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Удивительный мир математики»
(общеинтеллектуальная направленность)
Составитель: Кричко Ирина Анатольевна, учитель математики
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 12-13 лет (6 класс)
п. Новобирюсинский
2019 г.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом – определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими
Метапредметные результаты
понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из окружающей жизни;
овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
Предметные результаты
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
Введение в «Удивительный мир математики» (2 ч.)
История возникновения математики как науки. История возникновения чисел и способов их записи. Необычное об обычных натуральных числах. Биографические миниатюры (Пифагор, Карл Гаусс.)
Основные виды внеучебной деятельности: познавательная. Выполняют задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делятся известными сведениями.
Формы организации образовательного процесса: теоретические, практические
Числа и вычисления (10ч.)
Приемы устного счета:
умножение на 5(50)
деление на 5(50),25(250)
умножение двузначных чисел на11. Признак делимости на 11
возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
способ сложения многозначных чисел
умножение на 9,99,999
умножение на 111, умножение «крестиком»
быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
умножение однозначного или двузначного числа на 37
Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов (магический квадрат, число Шехерезады и т.д.) Биографические миниатюры (Пьер Ферма)
Основные виды внеучебной деятельности: познавательная . Узнают интересные свойства чисел, занимаются исследовательской деятельностью.
Формы организации образовательного процесса: теоретические, практические
Задачи и их решение (6 ч.)
Решение сюжетных задач. Решение задач методом «с конца». Решение логических задач с помощью таблиц. Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. Задачи на взвешивания и переливания. Решение олимпиадных задач. Биографические миниатюры (Леонард Эйлер).
Основные виды внеучебной деятельности: познавательная. Решая задачи, анализируют и осмысливают текст задачи, умеют переформулировать условие, извлекают необходимую информацию.
Формы организации образовательного процесса: теоретические, практические
Первые шаги в геометрии (10 ч.)
Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Конструирование из Т. Задачи на разрезание и складывание фигур. Куб и прямоугольный параллелепипед. Развёртки. Вычисление длины, площади и объёма. Решение задач практической направленности. Геометрические головоломки (танграм). Топологические опыты. Задачи, головоломки, игры.
Основные виды внеучебной деятельности: познавательная. Изготавливают модели многогранников, решают задачи на разрезание, на вычисление длины, площади и объёмов, решают шуточные геометрические задачи. Выполняют исследовательскую работу.
Формы организации образовательного процесса: теоретические, практические.
Математические игры. (6 ч.)
Как играть, чтобы не проиграть? Математические софизмы. Секреты некоторых математических фокусов. Математические игры «Не собьюсь», «Отгадай задуманное число». Игра «Математический бой».
Основные виды внеучебной деятельности: познавательная, игровая. Знакомятся с основными видами математических игр математическими софизмами.
Формы организации образовательного процесса: теоретические, практические
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Из них | Дата проведения |
Теория | Практика | план | факт |
Введение в «Удивительный мир математики» | 2 | 2 | | | |
1 | История возникновения математики как науки. История возникновения чисел и способов их записи. | 1 | 1 | | | |
2 | Необычное об обычных натуральных числах. Биографические миниатюры (Пифагор, Карл Гаусс). | 1 | 1 | | | |
Числа и вычисления. | 10 | 3 | 7 | | |
3 | Приемы устного счета: умножение на 5(50) деление на 5(50),25(250) | 1 | | 1 | | |
4 | Умножение двузначных чисел на 11. Признак делимости на 11. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 | 1 | | 1 | | |
5 | Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел. Умножение однозначного или двузначного числа на 37. Биографические миниатюры (Блез Паскаль) | 1 | | 1 | | |
6 | Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков Биографические миниатюры (Пьер Ферма) способ сложения многозначных чисел | 1 | | 1 | | |
7 | Умножение на 9,99,999 Умножение на 111, умножение «крестиком» | 1 | | 1 | | |
8 | Простые числа. Интересные свойсва чисел. | 1 | 1 | | | |
9 | Мир больших чисел (степени). | 1 | 1 | | | |
10 11 12 | Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов (магический квадрат, число Шехерезады и т.д.) | 3 | 1 | 2 | | |
Задачи и их решение | 6 | 2 | 4 | | |
13 | Решение сюжетных задач | 1 | | 1 | | |
14 | Решение задач методом «с конца» | 1 | 1 | | | |
15 | Решение логических задач с помощью таблиц | 1 | | 1 | | |
16 | Элементы теории графов | 1 | 1 | | | |
17 | Применение графов к решению логических задач. | 1 | | 1 | | |
18 | Задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер. | 1 | | 1 | | |
Первые шаги в геометрии. | 10 | 2 | 8 | | |
19 | Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. | 1 | 1 | | | |
20 | Конструирование из Т | 1 | | 1 | | |
21 22 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 2 | | 2 | | |
23 | Куб и прямоугольный параллелепипед. Развёртки. | 1 | | 1 | | |
24 | Вычисление длины, площади и объёма. | 1 | | 1 | | |
25 | Геометрические головоломки (танграм) | 1 | | 1 | | |
26 | Топологические опыты. | 1 | 1 | | | |
27 28 | Задачи, головоломки, игры. | 2 | | 2 | | |
Математические игры | 6 | 3 | 3 | | |
29 | Как играть, чтобы не проиграть? | 1 | 1 | | | |
30 | Математические софизмы | 1 | 1 | | | |
31 | Секреты некоторых математических фокусов. | 1 | 1 | | | |
32 | Математические игры «Не собьюсь», «Отгадай задуманное число» | 1 | | 1 | | |
33 | Игра «Математический бой». | 1 | | 1 | | |
34 | Обобщающее занятие. | 1 | | 1 | | |
| ИТОГО | 34 | 12 | 22 | | |