СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО кружок «В мире профессий»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО кружок «В мире профессий»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№117»



Рассмотрено и Рассмотрено

рекомендовано педагогическим

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №117»

Руководитель МО советом

_____________ Яськова Т.М.

Классных руководителей протокол № _____

_______ Плодистая О.К. «____ » _________2022

Протокол № _____

Приказ № ______

от «_____» _____________2022

От « ___ » _____ 2022









Рабочая программа

внеурочной деятельности в рамках

реализации ФГОС ООО

кружок «В мире профессий»

для 6 б класса

на 2022/2023 учебный год









Составители:

Лёвина Елена Александровна

учитель английского языка

первой квалификационной категории










Барнаул, 2022



Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» авторская, разработана для учащихся 6 класса (11-13 лет), рассчитана на 34 часа в год по 1 часу в неделю.

Ценностные ориентиры

Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к школе совершено новые требования, выражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разнообразными знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными, а также ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений. Происходят серьезные и глубокие изменения в личности современного школьника, интересы и потребности которого уже не ограничиваются лишь получением разносторонних знаний. Семья и сам школьник все настойчивее требуют внести изменения в содержание образования с тем, чтобы помочь выпускнику приобрести социальный опыт, который поможет ему быстрее адаптироваться в обществе, получить профессию, найти достойную работу, создать семью, грамотно отстаивать свои гражданские права. Курс создан для того, чтобы помочь учащимся осознать необходимость личностного профессиональной направленности, узнать как можно больше о выбранной сфере деятельности, нести свою личную ответственность за сделанный выбор.

Актуальность программы «В мире профессий» определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Цель программы: создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, путем расширения представления о мире профессий.

Задачи:

расширить представление обучающихся о мире профессий;

научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;

развивать творческие способности обучающихся;

развивать речевую деятельность;

приобщить учащихся к работе со справочной и энциклопедической литературой.



Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

овладение сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

готовность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

формирование позитивного отношение обучающихся к базовым ценностям общества (человек, природа, знания, труд, культура);

формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности учащихся.



Метапредметные результаты

Коммуникативные УУД

умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и одноклассниками;

развитие навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;

соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.

Регулятивные УУД

умение ставить цель своей деятельности;

умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата;

умение находить достаточные средства для решения своих учебных задач;

демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки к защите проектов.

Познавательные УУД

умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях;

развитие навыков создания проекта разной сложности;

умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте;

овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.



Предметные результаты

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.



Формы занятий – рассказ, беседа, практическая работа, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные.

Занятия включают в себя:

- анкетирование,

- знакомство с профессией, которой посвящено занятие (коллективное обсуждение):

что я знаю об этой профессии;

что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;

что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач, экскурсий.

- выполнение мини-проектов в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

- самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).



Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся, родителей и педагога. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. Наблюдается рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Ученик приобретает теоретические знания и практические навыки в мире профессий.



Показатели эффективности достижения планируемых результатов



Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений, творческих работ, презентаций, проектных работ.

Контроль овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листа педагогических наблюдений, опросников, методик. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих и проектных работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

По окончанию курса проводится «Защита проектов».



Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.).

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом.

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

Содержание программы



Тема 1. Профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека. Введение в мир профессий. (1 час)

Почему важно сделать правильный выбор. Понятия “личность”, “профессиональные интересы”, “склонности”.

Определения: профессия, специальность, квалификация, должность.

Классификация по типам профессий (Е.А. Климов), объекту, характеру труда, видам деятельности и др. Методика “Матрица выбора профессии”.

Тема 2. Профессия типа “Человек – человек”. (3 часа)

Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. К профессиям типа "Человек - человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.

Выполнение мини-проектов. Составление информационного листа А4 о любой профессии этого типа (профессия, фото, личные качества человека этой профессии, образовательные учреждения для получения этой профессии).

Тема 3. Профессия типа “Человек – живая природа”. (3 часа)

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

Выполнение мини-проектов. Составление информационного листа А4 о любой профессии этого типа (профессия, фото, личные качества человека этой профессии, образовательные учреждения для получения этой профессии).

Тема 4. Профессия типа “Человек – техника”. (3 часа)

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

Выполнение мини-проектов. Составление информационного листа А4 о любой профессии этого типа (профессия, фото, личные качества человека этой профессии, образовательные учреждения для получения этой профессии).

Тема 5. Профессия типа “Человек – художественный образ”. (3 часа)

Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.

Выполнение мини-проектов. Составление информационного листа А4 о любой профессии этого типа (профессия, фото, личные качества человека этой профессии, образовательные учреждения для получения этой профессии).

Тема 6. Профессия типа “Человек – знаковая система”. (3 часа)

Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

Выполнение мини-проектов. Составление информационного листа А4 о любой профессии этого типа (профессия, фото, личные качества человека этой профессии, образовательные учреждения для получения этой профессии).



Тема 7. Дорога, которую выбрали твои родители. Профессия твоих родителей. (2 часа)

Встреча с родителями. Беседа. Интервью. Анкетирование.

Выполнение мини-проектов. Составление информационного листа А4 о профессии родителей (профессия, фото, личные качества человека, образовательные учреждения для получения этой профессии).

Тема 8. Рынок труда РФ и Самарской области. (2 часа)

Определение рынка труда. Механизмы, регулирующие рынок труда. Потребности рынка труда РФ и Самарской области.

Выполнение мини-проектов. Составление информационного листа А4 о профессиях, актуальных на рынке труда РФ и Самарской области (профессия, фото, личные качества человека этой профессии, образовательные учреждения для получения этой профессии).

Тема 9. Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» (2 часа)

Что такое интерес? Составление и заполнение карты интересов.

Что такое склонности? Опросник Е. А. Климова. Составление совместно с учащимися примерной анкеты на выявление интересов школьников. Знакомство с новыми профессиями, такими как: промоутер, имиджмейкер, мерчендайзер.

Поисковая работа учащихся по нахождению информации об этих профессиях в дополнительных источниках информации.

Выполнение мини-проектов. Составление информационного листа А4 о профессии (профессия, фото, личные качества человека этой профессии, образовательные учреждения для получения этой профессии).

Тема 10. Темперамент и выбор профессии. (2 часа)

От чего зависит выбор профессии? Что такое темперамент? Опросник для выявления типа темперамента.

Выбор будущей профессиональной сферы. Известные люди региона.

Тема 11. Здоровье и выбор профессии. (2 часа)

Факторы здоровья при выборе профессии. Медицинские противопоказания при выборе профессии. «Анкета здоровья».

Тема 12. Профессиональный тип личности. (2 часа)

Определение своего профессионального типа личности. Тест «Профессиональный тип личности».

Тема 13. Дело твоей жизни.  (4 часа)

«Я – это…». Выявление самооценки и планирование своего будущего.

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Подготовка учащимися проекта « Я бы смог стать…».

Тема 14. Ошибки при выборе профессии.  (1 час)

Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с учащимися после просмотра. Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!».

Тема 15. Все работы хороши, выбирай на вкус. (1 час)

Защита проектов.







Тематическое планирование

п/п

Тема

Общее количество часов

Профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека. Введение в мир профессий.

1

Профессия типа “Человек – человек”. 

1

Профессия типа “Человек – человек”. 

1

Профессия типа “Человек – человек”. 

1

Профессия типа “Человек – живая природа”. 

1

Профессия типа “Человек – живая природа”. 

1

Профессия типа “Человек – живая природа”. 

1

Профессия типа “Человек – техника”. 

1

Профессия типа “Человек – техника”. 

1

Профессия типа “Человек – техника”. 

1

Профессия типа “Человек – художественный образ”

1

Профессия типа “Человек – художественный образ”

1

Профессия типа “Человек – художественный образ”

1

Профессия типа “Человек – знаковая система”. 

1

Профессия типа “Человек – знаковая система”. 

1

Профессия типа “Человек – знаковая система”. 

1

Дорога, которую выбрали твои родители. Профессии твоих родителей 

1

Дорога, которую выбрали твои родители. Профессии твоих родителей 

1

Рынок труда РФ и Самарской области

1

Рынок труда РФ и Самарской области

1

Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» 

1

Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» 

1

Темперамент и выбор профессии 

1

Темперамент и выбор профессии 

1

Здоровье и выбор профессии 

1

Здоровье и выбор профессии 

1

Профессиональный тип личности 

1

Профессиональный тип личности 

1

Дело твоей жизни 

1

Дело твоей жизни 

1

Дело твоей жизни 

1

Дело твоей жизни 

1

Ошибки при выборе профессии 

1

Все работы хороши, выбирай на вкус

1


Всего

34

















































Список литературы



Литература для учителя



  1. Арсирий. В. Твоя профессия. Поле заботы нашей / В. Арсирий. - М.:Знание, 1991.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011.

  2. Ермаков, Ю.М. От древних ремесел до современных технологий / Ю.М. Ермаков. - М.: Просвещение, 1992.

  3. Климов, Е.М. Как выбирать профессию / Е.М. Климов. - М.: Просвещение, 1990.

  4. Мир профессий: Человек – природа. - М.: Молодая гвардия, 1985.

  5. Мир профессий: Человек - человек. - М.: Молодая гвардия, 1986.

  6. Мир профессий: Человек - знаковая система. - М.: Молодая гвардия, 1988.

  7. Мир профессий: Человек - техника. - М.: Молодая гвардия, 1988.

  8. Мир профессий: Человек - художественный образ. - М.: Молодая гвардия, 1987.

  9. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008.



Литература для обучающихся



  1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007

  2. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995

  3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994

  4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994

  5. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988

  6. Что такое. Кто такой: В 3 т.  – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!