Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30» города Рязани
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании методического Заместитель директора Директор МБОУ объединения МБОУ СОШ № 30 по УР СОШ № 30
Протокол № 1 __________Г.Дружихина ____________Е.Зенкина
от «25» августа 2017 г.
Руководитель МО:___________ от «__» _________ 2017 г. от «__» ________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Весёлые нотки»
для учащихся 7-х классов
Составила: учитель музыки
КОНОВАЛОВА
Ирина Николаевна
2017-2018 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселые нотки» для 7 класса, разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «Школа № 30», соответствует требованиям ФГОС ООО.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлые нотки» ориентирована на обучающихся 7 класса. Общекультурное направление деятельности. Тематическое планирование рассчитано на 34 занятия в год по 1 часу в неделю.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков восприятия музыки, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 7 классов в условиях ФГОС общего образования.
Изучение музыки в средней школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их обшей духовной культуры;
• воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
• развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
• освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
• овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Цели музыкальною образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий.
Значение внеурочной деятельности в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора обучающихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургическою развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Творчество русских композиторов-классиков
1) Русская музыка с древнейших времен по XVIII век. Русская музыка первой половины XIX века,
М.И. Глинка. Краткий обзор творчества
Опера «Иван Сусанин». Произведения для оркестра. Романсы и песни.
2) А.С. Даргомыжский. Краткий обзор творчества.
Романсы , песни. Опера «Русалка»
3) Русская музыкальная культура второй половины 19 века А.П. Бородин. Краткий обзор
творчества.
Симфония №2, «Богатырская», Опера»Князь Игорь»
4) М.П. Мусоргский. Краткий обзор творчества.
Песни. Опера «Борис Годунов»
5) Н.А. Римский-Корсаков. Краткий обзор творчества.
Опера «Снегурочка», Симфоническая сюита «Шехеразада»
6) П.И. Чайковский. Краткий обзор творчества.
Опера «Евгений Онегина», Симфония №1, «Зимние грезы», №4, Концерт для фортепиано с
оркестром №1
Русская музыка на рубеже 19-20 веков
7) А.Н. Скрябин. Краткий обзор творчества.
Произведения для фортепиано
8) С.В. Рахманинов. Краткий обзор творчества.
Произведения для фортепиано
9) И.Ф. Стравинский. Краткий обзор творчества.
Балет «Петрушка»
10) Отечественная музыка в 1920-1950-е годы
11) С.С. Прокофьев. Краткий обзор творчества.
Кантата «Александр Невский», балет «Ромео и Джульетта», Симфонии №1, №7
12) Д.Д. Шостакович. Краткий обзор творчества.
Симфонии №5,7
13) Г.В. Свиридов. Краткий обзор творчества.
«Поэма памяти Есенина»
14) Композиторы последней трети 20 века
В.А. Гаврилин, Р.К. Щедрин, Э.В. Денисов, А.Г. Шнитке, А.Г. Губайдулина
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ пп | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
Творчество русских композиторов-классиков |
1. | Русская музыка с древнейших времен по XVIII век. | 1 | Личностные: углубление понимания социаль-ных функций музыки в жизни современных людей, в своей жизни. Познавательные: закрепление представлений о музыкальном языке произведений, средствах музыкальной выразительности; формирование словаря музыкальных терминов и понятий. Регулятивные: оценка воздействия музыкаль-ного сочинения на собственные чувства и мысли, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкаль-ных терминов и понятий), ее оценки и представ-ления в творческих формах работы (включая исследовательскую деятельность). |
2. | Русская музыка первой полови-ны XIX века. | 1 |
3. | М.И.Глинка. Краткий обзор творчества. | 1 |
4. | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
5. | Произведения для оркестра. | 1 |
6. | Романсы и песни. | 1 |
7. | А.С.Даргомыжский. Краткий обзор творчества. | 1 |
8. | Романсы и песни. | 1 |
9. | Опера «Русалка». | 1 |
10. | Русская музыкальная культура второй половины 19 века. | 1 | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процес-се включения в различные виды музыкального творчества. Познавательные: уметь проводить интона-ционно-образный анализ прослушанной музы-ки, понятия выразительность и изобразитель-ность в музыке, что означает понятие образы природы в музыке. Регулятивные: оценка собственной музыкаль-но-творческой деятельности и деятельности одноклассников Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкаль-ных терминов и понятий), ее оценки и представ-ления в творческих формах работы (включая исследовательскую деятельность). |
11. | А.П.Бородин. Краткий обзор творчества. | 1 |
12. | Симфония № 2 «Богатырская» | 1 |
13. | Опера «Князь Игорь» | 1 |
14. | М.П.Мусоргский. Краткий обзор творчества. | 1 |
15. | Песни. | 1 |
16. | Опера «Борис Годунов» | 1 |
17. | Н.А.Римский-Корсаков. Краткий обзор творчества | 1 |
18. | Опера «Снегурочка» | 1 |
19. | Симфоническая сюита «Шахерезада» | 1 |
20. | П.И.Чайковский. Краткий обзор творчества. | 1 |
21. | Опера «Евгений Онегин» | 2 |
22. | Симфония № 1, «Зимние грёзы», № 4 | 2 |
23. | Концерт для фортепиано с оркестром № 1 | 2 |
Русская музыка на рубеже 19-20 веков |
24. | А.Н.Скрябин. Краткий обзор творчества. Произведения для фортепиано. | 1 | Личностные: углубление понимания социаль-ных функций музыки в жизни современных людей, в своей жизни. Познавательные: формирование словаря музыкальных терминов и понятий; закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусства; расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогичес-кий и монологический типы высказываний); Регулятивные: оценка воздействия музыкаль-ного сочинения на собственные чувства и мысли, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников; оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников; Коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о музыкальной культу-ре своей родины, толерантности к культуре других стран и народов. |
25. | С.В.Рахманинов. Краткий обзор творчества. Произведения для фортепиано. | 1 |
26. | И.Ф.Стравинский. Краткий обзор творчества. Балет «Петрушка». | 1 |
27. | Отечественная музыка в 1920-1950-е годы. | 1 | Личностные: углубление понимания социаль-ных функций музыки в жизни современных людей, в своей жизни. Познавательные: формирование словаря музыкальных терминов и понятий; закрепление представлений о средствах музыкальной выразительности, о музыкальных жанрах Регулятивные: саморегуляция (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над тестовым заданием Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкаль-ных терминов и понятий), ее оценки и представ-ления в творческих формах работы (включая исследовательскую деятельность); совершенствование действий контроля, кор-рекции, оценки действий партнера в коллек-тивной и групповой музыкальной деятельности. |
28. | С.С.Прокофьев. Краткий обзор творчества. | 1 |
29. | Кантата «Александр Невский» | 1 |
30. | Балет «Ромео и Джульетта» | 1 |
31. | Симфонии № 1 и № 7 | 1 |
32. | Д.Д.Шостакович. Краткий обзор творчества. Симфонии № 5 и № 7 | 1 |
33. | Г.В.Свиридов. Краткий обзор творчества. «Поэма памяти Есенина». | 1 |
34. | Композиторы последней трети 20 века: В.А.Гаврилин, Р.К.Щедрин, Э.В.Денисов, А.Г.Шнитке, А.Г.Губайдулина. | 1 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Библиотечный фонд
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.)
2. Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-7 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина -М.: Просвещение, 2011.
3. Рабочая программа «Музыка» 5-7 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.
4.Уроки музыки. 7 класс. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение, 2013 г.
5. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская, Л.А.Алексеева, М.: Просвещение, 2011
6. Музыка: 7 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
7. Рабочая тетрадь для 7 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
8.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 7 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
9.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 7 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
10.Книги о музыке и музыкантах.
11.Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия
1. Портреты композиторов.
2. Таблицы признаков характера звучания
3. Таблица длительностей
4. Таблица средств музыкальной выразительности
5. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
6. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Экранно-звуковые пособия
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7. Нотный и поэтический текст песен.
8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Технические средства обучения
1. Ноутбук
2. Микшерный пульт
3. Экран
4. Мультимедиа проектор
5. Микрофоны
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
1.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
2.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
3.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
4.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Музыкальные инструменты
Электропианино
Баян