Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К.Костиди/ «___» __________2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «___» ________2018г. № _ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занимательная математика
2 в класс
Бурлаевой Анны Юрьевны,
первая квалификационная категория
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № 1 «___» ___________2018г.
Руководитель ШМО _________/И.Г. Пороховая/
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № 1 «___» ___________2018г.
Председатель МС _________/Е.Н. Веремьёва/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № 1«____» _________________ 2018г.
с. Пригорское,
2018/2019 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 2 класса общеобразовательной школы и реализуется на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);
- учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.-
Рабочая программа по курсу «Занимательная математика» во 2 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год).
1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться планировать учебную деятельность.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Познавательные УУД
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Коммуникативные УУД
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Тематическое планирование
№п/п | Тема раздела | Количество часов | Из них: |
теория | практика |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | 16 | 11 | 5 |
2 | Мир занимательных задач. | 6 | 4 | 2 |
3 | Геометрическая мозаика. | 12 | 10 | 2 |
| Итого: | 34 | | |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Числа. Арифметические действия. Величины (16 ч.)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ. Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач (6 ч.)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика (12 ч.)
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по
площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» . «Спичечный» конструктор .
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Формы работы: Подбор форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня. В практике работы используются следующие формы: работа в парах, группах; участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; практические и теоретические; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; проектная деятельность; самостоятельная работа; конкурсы знатоков, игра соревнование; работа со стенгазетой; игры-состязания, КВН; творческие работы.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах;
выпуск математических газет.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Занимательная математика»
во 2 в классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану ____ часов.
По1 часу в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока |
План | Факт |
Геометрическая мозаика (2 ч.) |
-
| «Удивительная снежинка» | | |
-
| Крестики-нолики. | | |
Числа. Арифметические действия. Величины.(4 ч.) |
-
| Математические игры | | |
-
| Секреты задач | | |
-
| Числовые головоломки | | |
-
| «Шаг в будущее» | | |
Геометрическая мозаика (6 ч.) |
-
| Прятки с фигурами. | | |
-
| Спичечный» конструктор | | |
-
| Спичечный» конструктор | | |
-
| Геометрический калейдоскоп. | | |
-
| Геометрия вокруг нас | | |
-
| Путешествие точки. | | |
Числа. Арифметические действия. Величины.(5 ч.) |
-
| Математическое путешествие. | | |
-
| Математические игры. | | |
-
| «Часы нас будят по утрам…» | | |
-
| «Новогодний серпантин». | | |
-
| «Новогодний серпантин». | | |
Геометрическая мозаика (3ч. ) |
-
| «Шаг в будущее» | | |
-
| Тайны окружности. Окружность. | | |
-
| Геометрический калейдоскоп. | | |
Мир занимательных задач (3 ч.) |
-
| Головоломки | | |
-
| Расшифровка закодированных слов. | | |
-
| Секреты задач | | |
Числа. Арифметические действия. Величины.(7 ч.) |
-
| «Что скрывает сорока?» | | |
-
| Интеллектуальная разминка. | | |
-
| Дважды два — четыре. Таблица умножения однозначных чисел. | | |
-
| Дважды два — четыре. | | |
-
| Игры с кубиками на умножение. | | |
-
| В царстве смекалки | | |
-
| Интеллектуальная разминка | | |
Геометрическая мозаика (2ч.) |
-
| Составь квадрат. Прямоугольник. Квадрат. | | |
-
| Составь геометрические фигуры. | | |
Мир занимательных задач ( 2 ч.) |
-
| Задачи, имеющие несколько решений. | | |
-
| Математические фокусы | | |