СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зелёная планета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность разработанной программы продиктована  отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Зелёная планета"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

имени Героя Советского Союза Ситника Григория Степановича

муниципального образования Тимашевский район



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30 августа 2019 года протокол № 1

Председатель_________Т.П.Волошина




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По внеурочной деятельности кружка «Зелёная планета» общеинтеллектуального направления


Уровень образования (класс): начальное общее образование 1-4 классы


Количество часов: 1-2 класс – 34 часа

3-4 класс – 34 часа


Учитель: Гетманская Людмила Владимировна

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденной приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373 (с изменениями)


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Анализ теоретической, методической, экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Задачи:

Обучающие:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

Развивающие:

1. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

2. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

3. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

4. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Воспитательные:

1.Воспитывать ответственное отношение к здоровью, при­роде, жизни.

2.Воспитывать потребность в общении с природой.

3. Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему миру.

Личностными результатами изучения программы являются:

  • Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

  • Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

  • Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

  • Установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения программы являются:

  • Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность;

  • Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;

  • Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения программы являются:

  • Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;

  • Сформированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

  • Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов;

  • Владение навыками устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире природы и социума;

  • Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведении в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности


Программа «Земля – наш общий дом» имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Представленная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из двух частей, органически связанных друг с другом. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1 группа - «Знакомые незнакомцы» (1 и 2 класс (34 часа))

2 группа - «Познавательная экология» (3 и 4 класс (34 часа)).

Формы организации и виды деятельности

Содержание программы предполагает вариативную творческую разработку курса учителем при обязательном сохранении ядра содержания предмета и сквозных тем четвертей и года. Осознание социальной культуры тесно связано с образно-эмоциональным восприятием, поэтому, рассматривая каждый блок, учитель, прежде всего, должен стремиться к тому, чтобы они получали яркое эстетическое впечатление, используя для этой цели разнообразные методы и приемы обучения. Обучение по данному курсу строиться не как курс лекций, а аналогично любому базовому предмету соответственно возрасту учащихся. Для успешного преподавания курса необходимо строгое соблюдение целей, задач, рамок содержания, организационной формы, методов и приемов обучения. Практически на каждом уроке должна присутствовать творческая деятельность. Участие учащихся школы в мероприятиях естественно-научного цикла: факультативных занятиях, беседах нравственного и духовно-нравственного содержания, организации выставок, творческих вечерах, экскурсиях и т.д.


1 группа «Знакомые незнакомцы» - 34 часа

Тема 1. «Введение». (1 час)

Вводное занятие: Что такое Экология? Знакомство с программой, основными понятиями. Обсуждение некоторых экологических катастроф второй половины 20 века.

Тема 2. «Дикие животные» (11 часа)

Познакомить с особенностями поведения, внешнего облика, ареалов распространения, видового разнообразия, размножения диких животных: лиса, волк, заяц, медведь, зубр, бурундук, бобр, рысь, лось и другие. Просмотр картинок с изображениями животных. Словесное описание некоторых животных. Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказов, басен, пословиц, поговорок, стихов , легенд, мифов о диких животных. Использование образов диких животных в народном творчестве, в народных приметах, в скороговорках. Сравнение некоторых диких животных с домашними.

Проведение игр: «Чье это меню?», « Эти забавные животные». Рисование животных. Беседа-игра « Угадай по описанию». Игра-кроссворд «Знакомые незнакомцы».

Тема 3. «Пернатые жители» (11 часов)

Знакомство с птицами нашей страны, а так же с интересными пернатыми планеты. Познакомить с особенностями поведения, внешнего облика, распространения, разнообразия, значения в природе. Картинки, наглядные изображения птиц. Загадки, пословицы, поговорки, сказки, рассказы, басни, на­родные приметы. Чтение и анализ стихотворений.

Интересные сообщения учеников о птицах. Беседа «Гнезда и птенцы». Рисование ярких птиц. Обобщающее занятие: «Знатоки птиц», «Назови всех птиц на картинке», «Кто как поет», «Почему их так зовут». Игра-викторина «Пернатые жители».

Тема 4. «Подземные жители» (3 часов)

Знакомство с подземными обитателями, их повадки, облик, места обитания, ареалы распространения, значение для природы и человека. Просмотр картинок с изображениями подземных животных. Беседа учителя и сообщения учеников по данной теме. Разгадывание загадок, народных примет. Познавательный материал из энциклопедии.

Зарисовки подземных обитателей. Сообщения учеников.

Тема 5. «Жители водоема» (7 часов)

Просмотр картинок с изображениями водных обитателей. Знакомство с их повадками, распространением, внешним обликом, видовым разнообразием. Беседа учителя о значении обитателей водоема для природы и для человека. Познавательный материал из энциклопедии.

Тема 6. «Итоговые занятия» (1 часа)

Рисование понравившихся рыб. Разгадывание загадок. Игровое занятие «Водный мир». Сообщения учеников.

2 группа «Познавательная экология» (34 часа).

Тема 1. Вводное занятие (1 часа)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. Теории зарождения жизни на Земле.

Тема 2. «Среда обитания» (10 часов)

С помощью атласа, дать физико-географическую характеристику Тимашевского района. Сделать акцент на плюсы и минусы расположения района. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Дать определение понятию климат. Дать представление понятию погода. Предсказание погоды по народным приметам. Дать определению понятию ветер, составление розы ветров. С помощью физической карты России, указать равнины, горы, водные объекты. Из огромного числа, рассказать о самых значимых объектах. Пресная вода. Осадки.

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров- через трубочку, жук- карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь). Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите­лях пресных водоемов. Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие. Пресноводные растения. Дать представление об околоводных птицах. Особое питание, перья и другие приспособления.

Экскурсия – 1 час. Экскурсия в природу «Жизнь у рек и озер».

Тема 3. «Мир глазами ученых» (8 часов)

Дать представление о науке - астрономия. С помощью учебника сформулировать основные понятия: астроном, вселенная, солнечная система, планеты, звезды, созвездия. Известные астрономы.

Дать представление о науке - география. С помощью учебника сформулировать основные понятия: географ, географическая карта, пояса Земли и другие. Известные географы.

Дать представление о науке - история. С помощью учебника сформулировать основные понятия: историк, исторический источник, археология. Известные историки.

Дать представление о науке – экология. С помощью учебника сформулировать основные понятия: эколог, биоценоз, биогеоценоз, цепи питания, экологическая пирамида и другие. Экологические проблемы 20 века. Международные экологические организации. Международная Красная книга. Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Краснодарского края. Разгадывание загадок. Объекты Всемирного наследия.

Практика – 2 часа. Чтение на уроке реферативных сообщений «Объекты Всемирного наследия в мире». Урок- беседа «Стоит ли их охранять?».

Тема 4. «Из жизни вымерших животных» (3часов)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов?

Урок – беседа «Почему нужно защищать природу?». Реферативные сообщения « Вымершие животные». Просмотр фильма о жизни динозавров. Зарисовка наиболее понравившихся животных.

Тема 5. «Человек и животные» (4 часов)

Человек и животное. Жизнь домашних животных в станице, в городах. Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Как животные заботятся о чистоте?

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Гигиена человека.

Урок-беседа « Ты в ответе за тех, кого приручил».

Тема 6. «Я и мое здоровье» (7 часов)

Организм человека как целостная система взаимодействия органов. Из каких органов состоит человеческий организм. Какую работу они выполняют. Рост и развитие детского организма. Дать определение основных понятий: здоровье, показатели здоровья, гигиена, заболеваемость и другие. Гигиена класса : проветривание, влажная уборка, дежурство, а так же уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление, полив, очистка листьев от пыли).

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, гигиенические требования, условия содержания, уход.

Адаптация организма к факторам окружающей среды, а именно рассказать особенности адаптации детского возраста. Заболеваемость детей, проживающих в регионах с различной степенью загрязненностью. Выявить опасные регионы для проживания в мире. Распространенные заболевания. Физические факторы, влияющие на здоровье человека (вибрация, шум, электромагнитные волны). Биологически активные вещества, пищевые добавки и лекарства – вред или польза для человека?

Понятие об отдыхе. Пассивный и активный отдых. Здоровый образ жизни: сочетай труд и отдых, правильно питайся, соблюдай чистоту, больше двигайся, не заводи вредных привычек.

Практика- 3 часа. Проведение физической зарядки в классе, снимающей усталость.

Практическое занятие «Уборка в классе»: распределение обязанностей, влажная уборка класса, проветривание, уход за комнатными цветами, гигиена рабочего места. Отчет о проделанной работе.

Тема 7 . Итоговые занятия (1 час)

Подведение итогов о проделанной работе. Что мы узнали и чему научились в этом году. Повторение наиболее, запомнившихся тем. Устный опрос.


  1. Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1 группа

2 группа


аудиторные










внеаудиторные

аудиторные


внеаудиторные


Введение


2


1




1


Пересказывать и понимать тексты о природе.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времён года.

Исследовать (на основе непосред­ственных наблюдений) связи жизне­деятельности растений, животных и времени года.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Дикие животные

11

11




Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни диких животных.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Пернатые жители

11

10

1



Рассказывать о роли птиц в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц.

Подземные жители

3

3




Рассказывать о роли подземных жителей в природе и жизни людей (на примере своей местности). Описывать внешний вид, характерные особенности подземных жителей.

Среда обитания

10



9

1

Различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства.

Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.

Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края.

Мир глазами ученых

8



8


Знакомство с научными представлениями о мире

Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли

Из жизни вымерших животных

3



3


Знакомство с жизнью вымерших животных

Человек и животные

4



4


Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в местном зоопарке; примеры работы на пасеке.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Я и мое здоровье

7



5

2

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Характеризовать основные функции систем, органов человеческого тела.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Итоговые занятия

2


1


1

Систематизация полученных знаний

Итого

68

32

2

30

4





СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов МБОУ СОШ №3

от 29 августа 2019 года № 1

______________ М.В.Фомина



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УМР

_____________ Т.В.Пронина

29 августа 2019 года




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!