Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
имени Героя Советского Союза Ситника Григория Степановича
муниципального образования Тимашевский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2019 года протокол № 1
Председатель_________Т.П.Волошина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности кружка «Зелёная планета» общеинтеллектуального направления
Уровень образования (класс): начальное общее образование 1-4 классы
Количество часов: 1-2 класс – 34 часа
3-4 класс – 34 часа
Учитель: Гетманская Людмила Владимировна
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденной приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373 (с изменениями)
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Анализ теоретической, методической, экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
Обучающие:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
Развивающие:
1. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
2. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
3. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
4. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Воспитательные:
1.Воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.
2.Воспитывать потребность в общении с природой.
3. Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему миру.
Личностными результатами изучения программы являются:
Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
Установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения программы являются:
Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность;
Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения программы являются:
Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
Сформированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов;
Владение навыками устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведении в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа «Земля – наш общий дом» имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Представленная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из двух частей, органически связанных друг с другом. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1 группа - «Знакомые незнакомцы» (1 и 2 класс (34 часа))
2 группа - «Познавательная экология» (3 и 4 класс (34 часа)).
Формы организации и виды деятельности
Содержание программы предполагает вариативную творческую разработку курса учителем при обязательном сохранении ядра содержания предмета и сквозных тем четвертей и года. Осознание социальной культуры тесно связано с образно-эмоциональным восприятием, поэтому, рассматривая каждый блок, учитель, прежде всего, должен стремиться к тому, чтобы они получали яркое эстетическое впечатление, используя для этой цели разнообразные методы и приемы обучения. Обучение по данному курсу строиться не как курс лекций, а аналогично любому базовому предмету соответственно возрасту учащихся. Для успешного преподавания курса необходимо строгое соблюдение целей, задач, рамок содержания, организационной формы, методов и приемов обучения. Практически на каждом уроке должна присутствовать творческая деятельность. Участие учащихся школы в мероприятиях естественно-научного цикла: факультативных занятиях, беседах нравственного и духовно-нравственного содержания, организации выставок, творческих вечерах, экскурсиях и т.д.
1 группа «Знакомые незнакомцы» - 34 часа
Тема 1. «Введение». (1 час)
Вводное занятие: Что такое Экология? Знакомство с программой, основными понятиями. Обсуждение некоторых экологических катастроф второй половины 20 века.
Тема 2. «Дикие животные» (11 часа)
Познакомить с особенностями поведения, внешнего облика, ареалов распространения, видового разнообразия, размножения диких животных: лиса, волк, заяц, медведь, зубр, бурундук, бобр, рысь, лось и другие. Просмотр картинок с изображениями животных. Словесное описание некоторых животных. Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказов, басен, пословиц, поговорок, стихов , легенд, мифов о диких животных. Использование образов диких животных в народном творчестве, в народных приметах, в скороговорках. Сравнение некоторых диких животных с домашними.
Проведение игр: «Чье это меню?», « Эти забавные животные». Рисование животных. Беседа-игра « Угадай по описанию». Игра-кроссворд «Знакомые незнакомцы».
Тема 3. «Пернатые жители» (11 часов)
Знакомство с птицами нашей страны, а так же с интересными пернатыми планеты. Познакомить с особенностями поведения, внешнего облика, распространения, разнообразия, значения в природе. Картинки, наглядные изображения птиц. Загадки, пословицы, поговорки, сказки, рассказы, басни, народные приметы. Чтение и анализ стихотворений.
Интересные сообщения учеников о птицах. Беседа «Гнезда и птенцы». Рисование ярких птиц. Обобщающее занятие: «Знатоки птиц», «Назови всех птиц на картинке», «Кто как поет», «Почему их так зовут». Игра-викторина «Пернатые жители».
Тема 4. «Подземные жители» (3 часов)
Знакомство с подземными обитателями, их повадки, облик, места обитания, ареалы распространения, значение для природы и человека. Просмотр картинок с изображениями подземных животных. Беседа учителя и сообщения учеников по данной теме. Разгадывание загадок, народных примет. Познавательный материал из энциклопедии.
Зарисовки подземных обитателей. Сообщения учеников.
Тема 5. «Жители водоема» (7 часов)
Просмотр картинок с изображениями водных обитателей. Знакомство с их повадками, распространением, внешним обликом, видовым разнообразием. Беседа учителя о значении обитателей водоема для природы и для человека. Познавательный материал из энциклопедии.
Тема 6. «Итоговые занятия» (1 часа)
Рисование понравившихся рыб. Разгадывание загадок. Игровое занятие «Водный мир». Сообщения учеников.
2 группа «Познавательная экология» (34 часа).
Тема 1. Вводное занятие (1 часа)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. Теории зарождения жизни на Земле.
Тема 2. «Среда обитания» (10 часов)
С помощью атласа, дать физико-географическую характеристику Тимашевского района. Сделать акцент на плюсы и минусы расположения района. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Дать определение понятию климат. Дать представление понятию погода. Предсказание погоды по народным приметам. Дать определению понятию ветер, составление розы ветров. С помощью физической карты России, указать равнины, горы, водные объекты. Из огромного числа, рассказать о самых значимых объектах. Пресная вода. Осадки.
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров- через трубочку, жук- карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь). Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов. Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие. Пресноводные растения. Дать представление об околоводных птицах. Особое питание, перья и другие приспособления.
Экскурсия – 1 час. Экскурсия в природу «Жизнь у рек и озер».
Тема 3. «Мир глазами ученых» (8 часов)
Дать представление о науке - астрономия. С помощью учебника сформулировать основные понятия: астроном, вселенная, солнечная система, планеты, звезды, созвездия. Известные астрономы.
Дать представление о науке - география. С помощью учебника сформулировать основные понятия: географ, географическая карта, пояса Земли и другие. Известные географы.
Дать представление о науке - история. С помощью учебника сформулировать основные понятия: историк, исторический источник, археология. Известные историки.
Дать представление о науке – экология. С помощью учебника сформулировать основные понятия: эколог, биоценоз, биогеоценоз, цепи питания, экологическая пирамида и другие. Экологические проблемы 20 века. Международные экологические организации. Международная Красная книга. Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Краснодарского края. Разгадывание загадок. Объекты Всемирного наследия.
Практика – 2 часа. Чтение на уроке реферативных сообщений «Объекты Всемирного наследия в мире». Урок- беседа «Стоит ли их охранять?».
Тема 4. «Из жизни вымерших животных» (3часов)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов?
Урок – беседа «Почему нужно защищать природу?». Реферативные сообщения « Вымершие животные». Просмотр фильма о жизни динозавров. Зарисовка наиболее понравившихся животных.
Тема 5. «Человек и животные» (4 часов)
Человек и животное. Жизнь домашних животных в станице, в городах. Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Как животные заботятся о чистоте?
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Гигиена человека.
Урок-беседа « Ты в ответе за тех, кого приручил».
Тема 6. «Я и мое здоровье» (7 часов)
Организм человека как целостная система взаимодействия органов. Из каких органов состоит человеческий организм. Какую работу они выполняют. Рост и развитие детского организма. Дать определение основных понятий: здоровье, показатели здоровья, гигиена, заболеваемость и другие. Гигиена класса : проветривание, влажная уборка, дежурство, а так же уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление, полив, очистка листьев от пыли).
Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, гигиенические требования, условия содержания, уход.
Адаптация организма к факторам окружающей среды, а именно рассказать особенности адаптации детского возраста. Заболеваемость детей, проживающих в регионах с различной степенью загрязненностью. Выявить опасные регионы для проживания в мире. Распространенные заболевания. Физические факторы, влияющие на здоровье человека (вибрация, шум, электромагнитные волны). Биологически активные вещества, пищевые добавки и лекарства – вред или польза для человека?
Понятие об отдыхе. Пассивный и активный отдых. Здоровый образ жизни: сочетай труд и отдых, правильно питайся, соблюдай чистоту, больше двигайся, не заводи вредных привычек.
Практика- 3 часа. Проведение физической зарядки в классе, снимающей усталость.
Практическое занятие «Уборка в классе»: распределение обязанностей, влажная уборка класса, проветривание, уход за комнатными цветами, гигиена рабочего места. Отчет о проделанной работе.
Тема 7 . Итоговые занятия (1 час)
Подведение итогов о проделанной работе. Что мы узнали и чему научились в этом году. Повторение наиболее, запомнившихся тем. Устный опрос.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 группа | 2 группа | |
аудиторные | внеаудиторные | аудиторные | внеаудиторные | |
| Введение | 2 | 1 | | 1 | | Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». |
| Дикие животные | 11 | 11 | | | | Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни диких животных. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. |
| Пернатые жители | 11 | 10 | 1 | | | Рассказывать о роли птиц в природе и жизни людей (на примере своей местности). Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц. |
| Подземные жители | 3 | 3 | | | | Рассказывать о роли подземных жителей в природе и жизни людей (на примере своей местности). Описывать внешний вид, характерные особенности подземных жителей. |
| Среда обитания | 10 | | | 9 | 1 | Различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края. |
| Мир глазами ученых | 8 | | | 8 | | Знакомство с научными представлениями о мире Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли |
| Из жизни вымерших животных | 3 | | | 3 | | Знакомство с жизнью вымерших животных |
| Человек и животные | 4 | | | 4 | | Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в местном зоопарке; примеры работы на пасеке. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. |
| Я и мое здоровье | 7 | | | 5 | 2 | Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Измерять температуру тела, вес и рост человека. Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Характеризовать основные функции систем, органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья по оказанию первой помощи при несчастных случаях. |
| Итоговые занятия | 2 | | 1 | | 1 | Систематизация полученных знаний |
Итого | 68 | 32 | 2 | 30 | 4 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №3 от 29 августа 2019 года № 1 ______________ М.В.Фомина | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР _____________ Т.В.Пронина 29 августа 2019 года |