СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Журналистика"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Журналистика"»

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»



Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №30

___________ /О.В. Войнова/

«___» _______________ 20____г.




Принята на заседании

педагогического совета

от «___» _____________ 20____г.

Протокол № __________________



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Журналистика»

(стартовый уровень)

 

Возраст учащихся: 8-15 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность: социально-педагогическая

 

 


Автор-составитель:

Мартынова Галина Александровна,

педагог дополнительного образования

Руководитель кружка:

ФИО,

педагог дополнительного образования



Г.о. Подольск, 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения молодежи. Проблемы сегодняшних подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути.

Важнейшим средством коммуникации является слово.

Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своѐм социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Журналистика». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает начальное обучение основам журналистики.

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Журналистика» относится к социально-педагогической направленности, имеет стартовый уровень.

Актуальность программы.

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нѐм, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказать своѐ мнение.

Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека. Реализуя данную программу, педагог решает важный блок задач, таких, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков, формирование активной жизненной позиции личности в процессе общения. Пресса, выпускаемая учащимися, даѐт им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении. Включает их в систему новых отношений, помогающую вывить свои способности, адаптироваться в социуме.

Цель программы: развитие интереса к литературному творчеству, формирование интеллектуальных и практических умений в области журналистики, формирование первоначальных навыков работы в газете.

Задачи программы:

Личностные:

    • воспитывать гражданскую активность личности учащегося;

    • формировать культуру общения, уважительное отношение к людям;

    • содействовать выработке у подростка собственной позиции по вопросам морально-нравственной направленности и общественной жизни;

    • вырабатывать культуру журналистского поведения;

  • формировать навыки здорового образа жизни.

Метапредметные:

  • развить познавательную активность и мотивацию личности к творчеству;

  • развить уровень владения письменной и устной речью; коммуникативные навыки и умение контактировать с людьми;

  • развивать литературные способности учащихся; способности к словотворчеству, индивидуальные особенности языкового стиля;

  • развивать умение устного выступления;

  • развивать умение письменно излагать свои мысли в форме очерков, эссе, репортажей, интервью;

  • развить образное и логическое мышление, творческие способности учащихся.

Предметные:

  • развить устойчивый интерес к журналистской деятельности;

  • способствовать овладению основными навыками журналистского творчества;

  • вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;

  • повысить уровень знаний учащихся в области современного русского языка, умение логически выстраивать свои мысли, грамотно и интересно излагать полученную информацию;

  • дать представление о профессии и этике журналиста;

  • формировать умения работать в таких жанрах, как информация, заметка, интервью;

  • привлекать учащихся к занятию фотографией.

Отличительные особенности программы.

  • Настоящая программа является модифицированным вариантом авторской программы «Журналистика» детского объединения «Пресс-клуб», разработанной В.Ю. Бобровицкой.

  • Журналистика в данном случае выступает средством воспитания, обучения и развития творчества ребенка. Именно направленность на достижение широкой социальной компетентности отличает эту программу от традиционных, решающих более локальные задачи - знакомство с профессией, создание видео или печатной продукции подростками.

  • Занятия по программе помогают детям преодолевать такие психологические барьеры, как скованность, замкнутость, застенчивость. Знания, полученные на занятиях по данной программе, способствуют расширению кругозора и повышению успеваемости в школе, особенно в области гуманитарных наук.

  • Эта программа ориентирована на организацию интеллектуального, социально-полезного досуга не только для одаренных и талантливых детей, но и для всех желающих.

  • Программа «Журналистика» предусматривает не только обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи, а формирование необходимых умений осуществляется посредством выполнения различного вида заданий, построенных на краеведческом материале. Отличительная черта программы так же в том, что в ходе подготовки материалов учащиеся осваивают азы фотографии, делают собственные фотоснимки.

Новизна данной программы состоит в том,  что дети интересуются журналистикой, планируют свою дальнейшую взрослую деятельность в данной области.  Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение журналистики должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.

Программа «Журналистика» расширяет границы изучения языка в школьном курсе и предусматривает знакомство и практическое освоение многих разделов лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в Программу включены вопросы экологии речи, причем акцент сделан на практическое освоение понятий лингвистики. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету. В этом новизна данной программы.

Адресат программы

Данная программа рассчитана на учащихся в возрасте от 8 до 15 лет.

Особенности возраста 8-12 лет.

Учащиеся 8-12 лет характеризуются следующими возрастными особенностями:

  • положено начало достижению половой зрелости;

  • беспокойство о внешности;

  • высокая социальная активность, особенно в группе;

  • проявление лидерских качеств;

  • основная проблема – достижения независимости от семьи; высокая ранимость;

  • подвергает сомнению авторитет взрослого;

  • потребность в общении ―на равных‖;

  • поиск себя и самосознания;

Рекомендации:

  • педагогу необходимо руководить поведением без излишнего вмешательства и угроз;

  • предоставлять свободу выбора и возможность принятия самостоятельного решения;

  • акцентировать внимание на тех взаимодействиях, главной целью которых является сплочение группы;

  • постараться стать для данной возрастной группы детей их старшим другом, но не переходить на ―панибратские отношения‖, держать необходимую дистанцию;

  • стремиться создать ситуацию успеха для каждого ребенка;

  • привлекать детей к социально значимой деятельности, каковой является журналистика.

Возрастные особенности подростков 13-15 лет.

Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности. В этом возрасте происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно). Изменения в этом возрасте сопровождаются субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности).

Психологи называют этот возраст – «время 5 не»: не хотят: учиться как могут, слушать советов, не убирают за собой, не делают домашние дела, не приходят вовремя.

Биологический фактор в развитии подростка. В это период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом, и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе). Как следствие, формируется половое влечение, резкие изменения состояний, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность и т.п.), неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.

Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Важно заинтересовать подростка, в данном случае это могут быть занятия по журналистике.

В этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность).

Объѐм и срок освоения программы.

Программа рассчитана на один год обучения и составляет 72 часа.

Форма обучения –очная.

Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся в разновозрастной группе, содержащей постоянный состав учащихся на протяжении всего срока обучения. В группу зачисляются дети по принципу добровольности, желающие заниматься азами журналисткой деятельности. Наполняемость одной группы: 15 учащихся. Группа комплектуется в начале учебного года.

Режим занятий

Занятия проводятся во второй половине дня после занятий в школе. Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 академическому часу (45 минут).

Планируемые результаты освоения учащимися программы

Личностные.

У учащихся будут:

    • воспитана гражданская активность;

    • сформированы культура общения, уважительное отношение к людям;

    • выработана собственная позиция по вопросам морально-нравственной направленности и общественной жизни;

    • выработана культура журналистского поведения;

    • сформированы навыки здорового образа жизни.

Метапредметные:

  • развита познавательная активность и мотивация к творчеству;

  • развит уровень владения письменной и устной речью; коммуникативные навыки и умение контактировать с людьми;

  • развиты литературные способности; способности к словотворчеству, индивидуальные особенности языкового стиля;

  • развито умение письменно излагать свои мысли в форме очерков, статей, эссе, репортажей, интервью;

  • сформировано умение устного выступления;

  • развиты образное и логическое мышление, творческие способности.

Предметные:

  • развит устойчивый интерес к журналистской деятельности;

  • вовлечены в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;

  • повышен уровень знаний в области современного русского языка, умение логически выстраивать свои мысли, грамотно и интересно излагать полученную информацию;

  • дано представление о профессии и этике журналиста;

  • сформированы умения работать в таких жанрах, как информация, заметка, интервью;

  • привлечение к занятию фотографией.

Формы аттестации: опрос, тестирование, творческая работа, зачет, практическая работа, самостоятельная работа, конкурс.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая творческая работа, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования, тестирования, фото, отзыв детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: контрольная работа, открытое занятие, отчет итоговый, представление и публикация материалов, пресс-конференция.

Материально-техническое обеспечение

Для работы требуется кабинет, имеющий мебель, столы, стулья.

Технические средства: компьютеры, принтер, фотоаппарат, видеокамера, телевизор, мультимедийный проектор, экран, доступ к Интернету, ксерокс, диктофон. Канцелярские товары: бумага формата А-4, ручки, карандаши, ножницы, маркеры, блокноты, ручки.

Информационное обеспечение

Средства, необходимые для реализации данной программы:

  • тематический материал периодической печати;

  • справочники, словари;

  • наглядный материал;

  • различные периодические печатные издания; подшивка газет.

Интернет-ресурсы.

    • http://www.lib/lseptember.ru - Школьная стенгазета и издательские технологии в школе.

    • http://www.rusyaz.ru - Справочная служба русского языка.

    • http://bberezka.ur.ru - «Вѐрстка».

    • http://graphis.nursat.kz - «Подписи к иллюстрациям».

    • http://italingua.ru - «История журналистики русской».

    • http://jf.pu.ru - «Заголовок на газетной полосе».

    • http://pedsovet.org - «Школьная газета».

    • http://viktoriya-uchenova.planetaknig.ru - «Беседы о журналистике. Виктория Учѐнова».

    • http://www.karavan.tver.ru - «Основы газетного стиля, дизайн».

    • http://www.spic-centre.ru - «Средства массовой информации».

Кадровое обеспечение осуществляет педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №30, Мартынова Г.А., реализующий дополнительную общеразвивающую программу «Журналистика».



Учебный план (72 часа)


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Вводный курс

Тестирование, опрос

Введение в программу. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика (первичный контроль знаний). Журналистика: призвание, ремесло, профессия. Социальная позиция журналиста.

2

1

1

Опрос, тестирование

Раздел 2. Правила дорожного движения

Опрос, практическая работа

Правила поведения пешехода на улицах города. Причины дорожно-транспортных происшествий

1

0,5

0,5

Опрос

Назначение. Дорожные отметки.

2

1

1

Практическая работа

Сигналы светофора с дополнительными секциями. Сигналы регулировщика.

1

0,5

0,5

Опрос

Дорожные знаки

2

1

1

Опрос

Езда на велосипеде

1

0,5

0,5

Опрос

Раздел 3. История русской журналистики

Опрос

Первая русская газета. Первый русский профессиональный репортёр

1

1

Опрос

Обзор СМИ до революции. Пресса Великой Отечественной войны.

1

1

Опрос

Обзор современных СМИ

1

1

Опрос

Раздел 4. Система и организация функционирования современных средств массовой информации

Опрос, тестирование, творческая работа, конкурс

Ознакомление с ведущими группами современной российской прессы. Периодическая печать в системе современных СМИ.

1

0,5

0,5

Опрос

Электронные СМИ. Телевидение

1

0,5

0,5

Опрос

Радио

1

0,5

0,5

Тестирование

Интернет формат

1

0,5

0,5

Опрос

Ознакомление с жанрами фотографий, представленных в СМИ

1

1

Опрос

Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии.

1

1

_


Выполнение тематических снимков на заданную композицию цифровыми камерами с последующим воспроизведением на мультимедийном оборудовании

2

_

2

Творческая работа, конкурс

Раздел 5. Основы риторики

Опрос, тестирование, практическая работа

Знакомство с предметом «Риторика». Задачи предмета. Культура речи. Взаимосвязь риторики с культурой речи. Правильность речи. Её соответствие литературным нормам.

1

1

_

Опрос

Речевой этикет. Коммуникативные качества речи

1

1

_

Опрос

Орфоэпические и акцентологические нормы. Стили произношения

1

1

_

Опрос

Произношение безударных гласных звуков. Произношение согласных звуков. Произношение заимствованных слов

1

0,5

0,5

Тестирование

Диалектные и просторечные черты в произношении

1

1

_

Тестирование

Особенности ударения в русском языке. Лексические нормы

1

0,5

0,5

Опрос, практическая работа

Морфологические нормы. Имя существительное. Имя прилагательное.

1

0,5

0,5

Опрос

Морфологические нормы. Имя числительное

1

0,5

0,5

Опрос

Морфологические нормы. Местоимение

1

0,5

0,5

Опрос

Морфологические нормы. Глагол и его формы

1

0,5

0,5

Опрос

Синтаксические нормы

1

0,5

0,5

Опрос

Этические и коммуникативные нормы

1

1

_

Опрос

Техника речи

1

_

1

Практическая работа

Общение. Виды общения. Невербальные виды общения

1

0,5

0,5

Опрос

Речевые жанры

1

1

--

Опрос

Публицистическая речь

1

0,5

0,5

Опрос

Официально-деловой стиль речи

1

0,5

0,5

Практическая работа

Подготовка речи. Логическая организация выступления.

1

_

1

Практическая работа

Использование презентации во время выступления

1

0,5

0,5

Опрос

Создание презентации в MSPowerPoint

1

_

1

Практическая работа

Раздел 6. Основы журналистики


Вводная лекция. Ознакомление с образом журналиста в тексте, направленность на аудиторию

1

1

--

Опрос

Мастерство заголовка. Сроки подготовки новостного (информационного) заголовка.Основные жанры новостной (информационной) журналистики.

1

1

--

Опрос

Знакомство со штампом и стереотипами в журналистике. Знакомство с современными технологиями журналистского творчества

1

1

--

Опрос

Ознакомление с полиграфическим комплексом, процессом выпуска газет, журналов, акцидентной продукции

1

1

--

Опрос

Ознакомление с программами компьютерной верстки и дизайном, применяемом в печатных СМИ. Виртуальная экскурсия.

1

1

--

Опрос

Выпуск газеты

1

_

1

Практическая работа, конкурс

Раздел 7. Работа журналиста с информацией

Опрос, практическая работа

Основные методы сбора, обработки и формы подачи информации: изучение документов, наблюдение, работа с людьми

1

0,5

0,5

Опрос

Этические нормы в работе с источниками информации

1

0,5

0,5

Практическая работа

Информационный отчёт и его основные черты. Информационная корреспонденция.

1

0,5

0,5

Опрос

Раздел 8. Текст. Работа журналиста с разными жанрами текстов

Практическая работа, самостоятельная работа, творческая работа, опрос

Особенности написания материала для средств массовой информации. Основные приёмы редактирования. Совершенствование рукописи.

1

0,5

0,5

Практическая работа

Написание материала на заданную тему

1

_

1

Творческая работа

Заметка и её основные черты, виды заметок

1

0,5

0,5

Самостоятельная работа

Вопрос-ответ, блиц-опрос. Искусство задавать вопросы

1

0,5

0,5

Самостоятельная работа

Этапы работы над информационным интервью. Классификация вопросов

1

_

1

Практическая работа

Творческие и технические аспекты деятельности фотожурналиста. Фоторепортаж

1

0,5

0,5

Опрос, самостоятельная работа

Общая характеристика аналитических жанров. Колонка. Аналитический отчёт.

1

0,5

0,5

Опрос, самостоятельная работа

Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Способы написания зарисовок

1

0,5

0,5

Опрос, самостоятельная работа

Очерк. Типы очерковых публикаций

1

0,5

0,5

Самостоятельная работа

Житейская история

1

0,5

0,5

Самостоятельная работа

Раздел 9. Социология как составная часть журналистских знаний

Самостоятельная работа

Легенда. Пародия. Сатирический комментарий. Шутка и игра. Написание материала на заданную тему

1

0,5

0,5

Практическая работа

Правила составления анкеты. Опрос и его виды. Беседа. Комментарий. Аналитическое интервью.

1

0,5

0,5

Самостоятельная работа

Социологическое резюме

1

0,5

0,5

Самостоятельная работа

Раздел 10. Печатные средства массовой информации

Опрос, тестирование, практическая работа, самостоятельная работа, творческая работа, проект

Редакционный коллектив и нормы служебной этики

1

0,5

0,5

Опрос

Процесс создания печатного издания. Газета, стенгазета и журнал: типология, структура; виды формата и постоянные элементы издания

1

0,5

0,5

Тестирование

Композиционно-графическое моделирование. Приёмы выделения, шрифтовое оформление текста.Дизайн и художественное оформление издания.

1

0,5

0,5

Практическая работа

Фотонаполнение номера

1

0,5

0,5

Практическая работа

Врезка и её роль в полосе

1

0,5

0,5

Практическая работа

Реклама в издательской деятельности

1

0,5

0,5

Самостоятельная работа

Типы и виды школьных газет.

1

0,5

0,5

Творческая работа

Деловая игра «Редакция»

1

_

1

Творческая работа

Мой номер школьного издания

1

--

1

Проект

Раздел 11. Итоговое занятие. Итоговая аттестация

Тестирование, практическая работа

Итоговая аттестация

1

0,5

0,5

Тестирование, практическая работа


Всего:

72

39

33




Содержание учебного плана


Раздел 1. Вводный курс.

Вводное занятие. Введение в программу.

Теория: Знакомство с целями, задачами, формами работы, требованиями. Инструктаж по технике безопасности. Журналистика: призвание, ремесло, профессия. Социальная позиция журналиста.


Практика: Входная диагностика (первичный контроль знаний).


Раздел 2. Правила дорожного движения.


Теория: Дорожные знаки. Правила перехода дороги. Правила дорожного движения.

Правила поведения пассажиров в транспорте.


Практика: Игра «Путешествие по поселку». Разыгрывание ситуаций поведения пассажиров в транспорте.


Раздел 3. История русской журналистики.


Теория: «Ведомости» – первая русская газета. Газета«Ведомости».Издатель.

Аудитория. Тираж. Первый русский репортер.


Практика: Обзор СМИ до революции. Пресса Великой Отечественной войны: Радио информация. Левитан, Бергольц О. Тихонов Н. Толстой А. Эренбург И. Симонов К. Гроссман В. Шолохов М. Фадеев А. Горбатов Б. Современные СМИ.


Раздел 4. Система и организация функционирования современных средств массовой информации.


Теория: Ведущие группы современной российской прессы . Обзор современных СМИ. Их формат и особенности: общественно-политическая пресса, деловая пресса. Научно-публицистические и научно-популярные издания. Специализированные издания. Рекреативная периодика и сервисные издания.

Периодическая печать в системе современных СМИ. Функционирование прессы. Дифференциация системы прессы. Сеть газетных изданий РФ. Еженедельники газеты и еженедельники журналы. Система российской журнальной периодики.


Теория: Электронные СМИ. Интернет издания. Интернет как многофункциональная система. Профессиональные интересы журналистов в Интернет.


Практика: Анализ информационного поведения аудитории, поисковые запросы.


Теория: Телевидение. Система телевидения. Школа советского телевидения и ее влияние на современное функционирование ТВ. Программные и вещательные организации ТВ. Дифференциация по способу трансляции: антенное, спутниковое, кабельное. Дифференциация по типу деятельности: вещательные, программа производящие (продюсерские фирмы), дистрибьютеры. Дифференциация по охвату территории (общероссийские, региональные, местные, межгосударственные. Межрегиональные теле-ассоциации (Кубань, Восток и др). Проблемы и перспективы развития системы.

Радио. Система радиовещания РФ. Тенденция к монополизации и централизации вещания. Радиорынок. Информационные агентства, как развивающаяся система. Теле-радио-концерны.

Интернет формат, его стилистические особенности. Периодичность вывешивания информации. Методы развития системы потребителей.


Теория: Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии. Понятие композиции. Построение фотоснимка. Сюжетно-композиционный центр.


Практика: Подготовка фотоснимков.


Раздел 5. Основы риторики.


Теория: Риторика. Предмет и задачи риторики. Взаимосвязь с культурой речи. Риторика, красноречие, ораторское искусство. Высказывания знаменитых личностей о риторике, анализ высказываний. Критерии оценки успешного выступления. Культура речи. Взаимосвязь с риторикой. Три компонента культуры речи. Что необходимо, чтобы речь была правильной? Раскрытие понятия «риторика» через анализ цитат о риторике.


Практика: Работа в группах: «Что необходимо для успешного выступления».


Теория: Правильность речи, еѐ соответствие литературным нормам. Понятиеоязыковойнорме.Акцентологические,орфоэпические,словообразовательные, морфологические, лексические, фразеологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы русского литературного языка. Диагностика на знание произносительных норм языка (выбор правильного варианта из двух предложенных). Диагностика на знание словообразовательных, морфологических, лексических, фразеологических и синтаксических норм языка (исправление ошибок в предложениях).


Практика: Создание текста об одной из достопримечательностей города Подольска с использованием слов, в произношении которых можно допустить ошибки.


Теория: Понятие речевого этикета. Законы и правила общения. Формулы словесной вежливости в русском речевом этикете: формулы знакомства, представления, приветствия, прощания, приглашения, поздравления, сочувствия, утешения, выражения благодарности, замечания, обращения с просьбой. Комплимент. Обращение.


Теория: Коммуникативные качества речи. Точность, понятность, чистота речи. Выразительность речи: использование изобразительно-выразительных средств языка (тропы, фигуры); использование пословиц, поговорок, фразеологических выражений, крылатых слов. Условия и способы достижения данных качеств речи.


П рактика: Анализ стихотворений. Самостоятельное построение текстов на тему «Город/поселок, в котором я живу» с использованием изобразительно-выразительных средств; выступление перед аудиторией.


Теория: Постановка правильного речевого дыхания. Основные качества голоса, обеспечивающие его звучность, выразительность.


Практика: Работа над дикцией. Работа над интонацией. Развитие речевого слуха.

Теория: Невербальные средства общения. Мимика. Жесты. Их функции, разновидности. Поза, движения.

Иллюстративный материал: мультимедийная презентация.

Общение. Виды общения.

Понятие общения. Значение общения в жизни современного человека. Виды общения. Коммуникативная характеристика личности. Способы определения уровня коммуникабельности.


Практика: Тест на определение уровня коммуникабельности.


Теория: Речевые жанры. Публицистическая речь. Официально-деловой стиль речи.

Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Жанры публицистического стиля:

а) ораторские выступления (обращение, напутственное слово, юбилейная, митинговая,

парламентская речи, проповедь);

б) жанры газетно-журнальной публицистики.

Информационные жанры: хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью, отчет, путевые заметки, обозрение, репортаж.

Аналитические жанры: корреспонденция, статья, обзор, рецензия, проблемная статья. Художественно-публицистические жанры: эссе, очерк, фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма.

Жанры официально-делового стиля: объявление, биография, автобиография, заявление, расписка, деловое письмо, объяснительная записка, протокол, договор, деловой разговор по телефону, переговоры и другие.


Практика: Анализ текстов различных стилей, жанров. Написание текста в жанре репортаж «Мой Подольск». Создание небольших текстов на одну тему, но в разных стилях (тема: «Кремль»). Проведение интервью – игровая ситуация. Посещение спортивного мероприятия в качестве репортера.

Теория: Подготовка речи. Логическая организация выступления.

Как готовиться к публичным выступлениям? Основные приемы поиска материала.


Практика: Подготовка к выступлению на тему «Экскурсия по Подольску».


Практика: Использование презентации во время выступления. Создание презентации в MS PowerPoint. Работа с MS PowerPoint, создание презентации, основные требования к оформлению. Выступление с использованием презентации.


Раздел 6. Основы журналистского мастерства.


Теория: Вводная лекция. Творческое мышление и варианты его выражения. Понятие мастерства как творческого, свободного владения методами профессиональной деятельности, поиска новых форм и методов.


Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.


Теория: Выразительность документализма.

Разные уровни достоверности. «Искусство умолчания». Многообразие использования выразительных возможностей. Документального факта.


Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.


Теория: Образ журналиста в тексте.

Документализм и личностная окрашенность текста. Образ автора в творческом тексте. Авторская интонация. Авторская позиция.


Практика: Освоение навыков написания информационных материалов


Теория: Мастерство заголовка.

Значимость заголовка. Возможности вариабильности. Допустимая и не допустимая креативность заголовка.


Практика: Освоение практики написания заголовков.


Теория: Профессиограмма профессии.

Профессиональные и личностные качества журналиста, их место в профессиональной деятельности. Моральный кодекс журналиста.


Практика: Анкетирование.


Теория: Основные жанры новостной журналистики.

Чувство формы. Уровни комментирования. Жанры как выразительные средства. Информационные, аналитические, художественно-политические жанры. Система, целостная картина мира, учет приоритетов.


Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.

Аудитория.


Теория: Целевая, реальная, потенциальная аудитория. Портрет потенциального читателя. Коммуникативный фонд аудитории.


Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.


Теория: Сроки подготовки новостного материала.

Современные требования к оперативности. Значимость передачи информации с места происшествия.


Практика: Освоение навыков написания информационных материалов


Теория: Штамп и его место в журналистике.

Понятие штампа. Откуда берутся штампы их понятийная значимость. Надо ли с ними бороться.


Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.


Теория: Технология журналистского творчества.

Замысел, формирование, конкретизация, реализация, авторское редактирование материала. Умение видеть свой материал чужими глазами. Проблема последнего абзаца. Чрезвычайная новость, главная новость. Понятие лида. Заголовок. Понятие информационного голода. Статья, обозрение, рецензия, эссе, комментарий (колонка). Информация общественного значения. Погода.


Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.



Раздел 7. Работа журналиста с информацией


Теория: Зарождение информационной службы. Из истории детской прессы. Журналистика: призвание, ремесло, профессия. Слагаемые журналистской профессии. Правовая и этическая культура журналиста. Образ журналиста. Основные понятия и термины журналистики. Информационный отчёт и его основные черты. Информационная корреспонденция.


Практика: Виртуальная экскурсия «Из истории возникновения журналистики». Игра-викторина «Мой компьютер». Работа с энциклопедиями, справочной литературой, работа со словом. Ролевая игра. Презентация детской печатной продукции «Разнообразный мир детских и подростковых СМИ». Работа с текстом «Кодекс профессиональной этики российского журналиста». Игра-викторина.


Раздел 8. Текст. Работа журналиста с разными жанрами текстов.


Теория: Жанровое разнообразие – залог читаемой, интересной газеты. Создание текста – процесс творческий. Основные методы сбора, обработки и формы подачи информации: изучение документов, наблюдение, работа с людьми. Этические нормы в работе с источниками информации. Особенности написания материала для средств массовой информации. Основные приёмы редактирования. Заголовок в современных газетных и журнальных текстах. Творческая лаборатория: написание материала на данную тему. Совершенствование рукописи. Основные понятия и термины журналистики.


Практика: Работа с периодической печатью. Работа с текстом «Пакт о жанрах и журналистских стандартах».Сопоставительный анализ текстов. Собирание материала о последних школьных новостях. Подготовка материала к публикации. Кроссворд. Упражнения. Упражнения в редактировании текста.


Теория: Виды журналистских текстов и принципы их построения. Индивидуальный стиль журналиста. Оперативность, точность, правдивость, проверка фактов, привязка к месту и времени. Жанровая классификация публицистических текстов: сфера применения и характеристика. Общая характеристика информационных публицистических жанров. Информационные новости в газете, на телевидении. Заметка и её основные черты, типы заметок. Виды заметок: информационная, хроникальная, дискуссионная, заметка с выводами и предложениями. Вопрос-ответ, блиц-опрос. Классификация вопросов.

Искусство задавать вопросы. Этапы работы над информационным интервью. Творческие и технические аспекты деятельности фотожурналиста. Фоторепортаж. Общая характеристика аналитических жанров. Колонка. Аналитический отчёт. Рецензия.

Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Способы написания зарисовок. Очерк. Типы очерковых публикаций. Житейская история. Легенда. Пародия. Сатирический комментарий. Шутка и игра. Написание материала на заданную тему. Оформление письменной речи в любом выбранном жанре. Основные понятия и термины журналистики.


Практика: Упражнение в самостоятельном написании информационной заметки, информационного отчёта, информационной корреспонденции, информационного интервью, аналитического отчёта, аналитической корреспонденции, аналитического интервью, зарисовки, очерка, легенды.


Раздел 9.Социология как составная часть журналистских знаний


Теория: Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Опрос и его виды. Беседа. Комментарий. Аналитическое интервью. Социологическое резюме.


Практика: Упражнение в самостоятельном составлении интервью.


Раздел 10. Печатные средства массовой информации


Теория: Мир журналистики: печатные СМИ. Редакционный коллектив и нормы служебной этики. Процесс создания печатного издания. Газета, стенгазета и журнал: типология, структура; виды формата и постоянные элементы издания. Композиционно-графическое моделирование. Приёмы выделения, шрифтовое оформление текста. Дизайн и художественное оформление издания. Фотонаполнение номера. Врезка и её роль в полосе. Реклама в издательской деятельности. Типы и виды школьных газет. Основные понятия и термины журналистики. Проект «Мой номер школьного издания».


Практика: Кроссворд «Древо профессий». Мастер-класс «Печатные издания». Упражнения в подборе иллюстраций и обработке изображений. Анализ печатных изданий. Упражнения в определении задач и способов оформления материала в издании. Упражнения в подборе заголовков к текстам. Упражнения в создании рекламы. Работа с текстом «Европейский кодекс профессионального поведения в области PR», «Российский рекламный кодекс». Собирание материала о последних школьных новостях. Упражнения в подготовке текстов к публикациям. Деловая игра «Редакция». Создание и презентация своего номера школьной печатной продукции. Защита проекта. Беседа на тему «Роль журналистики в жизни человека». Подготовка к работе. Правила подготовки эскиза – проекта будущей стенгазеты. Оформление, украшение дополнительными материалами. Изготовление шаблонов из плотного картона (дублирование). Пробная раскладка материала на листе ватмана. Практические упражнения: «Подбери по цвету, качеству, длине», «Аккуратный плакат». Применение дополнительных материалов для оформления и украшения плаката. Использование как средство создания объёма. Упражнения и практические задания по раскладке и сборке деталей.


Раздел 11. Итоговое занятие. Итоговая аттестация.


Практика: Выпуск номера школьного издания. Итоговая аттестация. Обсуждение: достоинства и недостатки.





Результаты освоения программы


В результате освоения программы обучающиеся:

будут знать:

  • историю русской журналистики;

  • что такое журналистская этика, профессиональные качества журналиста;

  • систему функционирования современных средств массовой информации;

  • основные информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры;

  • основы риторики, коммуникативные качества речи;

  • законы построения публицистического текста;

  • понятие мастерства как творческого, свободного владения методами профессиональной деятельности, поиска новых форм и методов.

  • специализацию и основные слагаемые профессии журналиста;

  • историю возникновения и становления журналистики;

  • методы и формы поиска и обработки журналистского материала;

  • понятия «журналистика», «журналистская деятельность», «редакция печатного издания», «редактирование» и др.;

  • жанровую классификацию публицистических текстов;

  • творческие и технические аспекты деятельности фотожурналиста;

  • правила подготовки материала к публикации;

  • организационную структуру работы в редакции печатного издания;

  • процесс создания печатного издания; роль СМИ в формировании общественного мнения;


будут уметь:

  • создавать материалы для публикации в изученных жанрах;

  • соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

  • анализировать цитаты и несложные стихотворения;

  • писать небольшие тексты в жанре репортажа;

  • создавать небольшие тексты на одну тему в разных стилях;

  • создавать презентацию к выступлению;

  • владеть первоначальными навыками фотосъемки;

  • ориентироваться в потоке социальной информации, выделять важное;

  • самостоятельно находить тему для своего будущего материала;

  • собирать и обрабатывать полученную информацию;

  • грамотно вести диалог,

  • находить аргументы в спорных ситуациях;

  • самостоятельно создавать простейшие текстовые материалы по жанрам журналистики «заметка», «отчёт», «корреспонденция», «вопрос-ответ», «блиц-опрос», «интервью», «беседа», «комментарий», «резюме»,«зарисовка»,«очерк», «житейская история», «легенда»,«пародия», «шутка», «игра»; осуществлять компьютерный набор, вёрстку и моделирование печатного издания;

  • организовывать работу в редакции печатного издания.




Методическое обеспечение программы


Дополнительная общеразвивающая одногодичная программа «Журналистика» составлена с учетом требований времени и корректируется в процессе работы в соответствии с интересами учащихся среднего школьного возраста. Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия сучащимся. При этом делается акцент на самостоятельную работу детей, побуждающую их творческой активности. Оригинальность мышления, творческие способности учащихся наиболее ярко проявляются в создании ими материалов для газет, выступлений, презентаций, в оформлении публикаций фотографиями.

Выбор методов и приемов обучения осуществляется в зависимости от содержания занятия и года обучения.

В ходе реализации программы используются как методы инструктирования, так и методы консультирования и самостоятельной работы.

Теоретический материал (беседа, рассказ, показ, объяснение и др.) подкрепляются иллюстративным материалом (презентации, газеты, журналы, книги, фотоматериалы).


Методы проведения занятий


  1. Словесные (рассказ, беседа, объявление, дискуссия, работа с книгой, периодическими изданиями, Интернет-ресурсами).

  2. Наглядные (просмотр видео и кинофильмов, фотографий, презентаций, рисунков, плакатов).

  3. Практические (ролевые игры, выполнение творческих заданий, участие в конкурсах, презентациях, выставках, экскурсиях, встречах с профессионалами). Наряду с традиционными формами организации образовательной деятельности, такими как семинары, лекции, дискуссии, экскурсии, предусмотрены нетрадиционные–тренинги общения, сюжетно-ролевые игры, работа в школьной библиотеке и в сети Интернет, обсуждение творческих работ, презентации коллективного творчества, самостоятельная творческая работа учащихся.


Виды деятельности учащихся:


  • теоретические занятия;

  • творческий практикум (сочинения разных жанров);

  • работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);

  • работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

  • анкетирование; экскурсии;

  • участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений.


Все методы, приемы обучения, педагогические технологии, используемые в образовательном процессе, направлены на то, чтобы пробудить активность учащихся; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение учащихся.

Особенностью методики проведения занятий является объединение теоретической и практической части. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях педагог избирает дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, затем анализируют печатные работы, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.


Программа предусматривает использование следующих форм работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

  1. Фронтальная работа предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учащихся.

  2. Индивидуальная работа предполагает самостоятельную работу учащихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности учащегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

  3. Групповая работа учащихся предоставляет возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости каждогона конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.


Занятия по программе«Журналистика»строятся по следующему алгоритму:

  1. Знакомство с теоретическим материалом.

  2. Работа с иллюстративным материалом (тексты различных жанров из газет и журналов).

  3. Отработка практических умений и навыков.

  4. Сбор и обработка информации.

  5. Создание журналистского текста в различных жанрах.

  6. Редактирование текста.

  7. Презентация и коллективное обсуждение.


Формы организации деятельности –занятия, праздники, конкурсы, работа с родителями и классными руководителями, самостоятельная деятельность детей.


Формы организации образовательного процесса: фронтальная (со всей группой детей), групповая (от 2 до 6 человек), индивидуальная (с 1 ребенком).


Формы организации учебного занятия зависят от поставленных задач.

Программой предусматриваются следующие виды занятий:

  • вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения;

  • практико-теоретическое занятие, на котором излагаются теоретические сведения и отрабатываются практические навыки и умения;

  • занятие-игра, на котором учащиеся в игровой форме осваивают профессию журналиста;

  • итоговое занятие – занятие, которое проводится в конце образовательного периода (раздела) с целью проверки знаний учащихся и демонстрации образовательных результатов.


Использование современных педагогических технологий

  • Обучение по данной программе предполагает активное использование информационно-коммуникативных технологий как одного из средств, способствующих интенсификации и оптимизации учебного процесса, помогающего повысить интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп занятия, увеличить объѐм самостоятельной работы.

  • Технология коллективной творческой деятельности предусматривает:

    • совместное решение о проведении дела;

    • коллективное планирование;

    • коллективная подготовка;

    • проведение КТД;

    • коллективный анализ;


  • Личностно-ориентированное развивающее обучение

При организации учебно-воспитательного процесса предусматривается учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. А также ставятся задачи раскрытия и использования опыта каждого ребенка, становления личностно значимых способов познания путем организации познавательной деятельности.

  • Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход является приоритетным. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определѐнной мере во многих технологиях, поэтому еѐ считают проникающей технологией.

  • Технология коллективного взаимообучения.

Обучения осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого.

  • Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Предполагают активное участие самого учащегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.


  • Технология «Педагогика сотрудничества».

В учебно-воспитательном процессе реализуются принципы педагогики сотрудничества: понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, при котором объекты и субъекты учебно-воспитательного процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Использование указанных технологий способствует развитию логического мышления, формированию навыков самостоятельной работы, оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.


Дидактические материалы


Дидактический материал представлен:

  • текстами и заданиям по теории;

  • презентациями по темам программы;

  • карточками с подбором лексики по изучаемой теме;

  • газетными статьями;

  • справочниками;

  • словарями;

  • наглядным материалом: схемами, видеозаписями сюжетов на различные темы и проблемными ситуациями;

  • подборкой школьных газет.


Лекционный материал представлен:

  • тематическими беседами по темам программы.

  • материально-техническим оснащением занятий:

    • кабинетом для обучения:

  • доской;

  • экраном;

  • столами;

  • стульями;

  • компьютером;

  • принтером;

  • мультимедийным видеопроектором;

  • фотоаппаратом;

  • стеллажами для хранения;

  • инструментами и приспособлениями: ножницами, кнопками, магнитами;

  • материалами: ватманом, офисной бумагой, цветной бумагой, мелом, скотчем, клеем, фломастерами, цветными карандашами.


Механизм оценки результативности освоения программы


Для определения результативности освоения программы используются следующие формы аттестации и контроля: зачет, практическая работа, тестирование, опрос. Все эти формы предполагают оценку теоретического или практического задания.


Критерии оценки теоретического задания


Оценка

Критерии оценки



«Отлично»

Учащийся выполняет задание самостоятельно, без ошибок. Ответ полный. Вносит дополнения, использует развернутый ответ на вопрос. Отвечает на дополнительные вопросы (при необходимости). Делает правильные, обоснованные выводы. Соблюдает нормы литературной речи. Количество правильных ответов 90%


«Хорошо»

Учащийся выполняет задание самостоятельно с незначительными ошибками. Ответ неполный. Делает правильные выводы. Соблюдает нормы литературной речи. Количество правильных ответов 70%,


«Удовлетворительно»

Учащийся выполняет задание с помощью педагога, допускает ошибки. Ответ неполный. Не всегда может сформулировать вывод. Допускает нарушения последовательности изложения, норм литературной речи. Количество правильных ответов 50%.

«Плохо»

Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине. Не раскрываются причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Выводы отсутствуют. Имеются заметные нарушения норм литературной речи. Количество правильных ответов


Критерии оценки практического задания


Оценка

Критерии оценки

«Отлично»


Учащийся выполняет задание самостоятельно, без ошибок. Проявляет творчество, импровизирует. Количество правильных действий 90%.

«Хорошо»


Учащийся выполняет задание самостоятельно, с незначительными ошибками. Проявляет элементы творчества. Количество правильных действий 70%.

«Удовлетворительно»


Учащийся выполняет задание с незначительной помощью педагога, допускает ошибки. Использует репродуктивный повтор образца действия. Количество правильных действий 50%.

«Плохо»


Учащийся выполняет задание со значительной помощью педагога, допускает серьезные ошибки. Не может повторить образец действия. Количество правильных действий



Тесты, контрольные теоретические и практические задания используются при осуществлении входного, текущего и итогового контроля, которые оформляются с помощью диагностических таблиц. При проведении диагностики 1 балл ставится, если ребенок не справляется с заданием. 2 балла ставится, если ребенок выполняет задание ошибками. 3 балла ставится, если ребенок справляется с заданием без ошибок. Диагностика проводится в начале, середине и конце учебного года (сентябрь, декабрь, май). В конце года обучения (май) проводится итоговая аттестация.


Примерная диагностическая таблица


п/п

Фамилия, имя

Показатели

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10








































Уровень:

низкий: 10 – 15 баллов,

средний: 16 – 30 баллов,

высокий: 25 – 30 баллов.


Показатели разрабатываются педагогом в соответствии с содержанием дополнительной общеразвивающей программы.

В конце учебного года педагог проводит общую диагностику обучения по программе:


п/п

Фамилия, имя

Показатели

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10







































Показатели качества обучения:

  1. Теоретические знания по предмету.

  2. Практические умения и навыки по предмету.

  3. Организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль).

  4. Ориентационные качества (самооценка, интерес к занятиям).

  5. Поведенческие качества (конфликтность, коммуникабельность).

  6. Активность участия в мероприятиях.


Уровень:

Низкий уровень – 6 – 9 баллов (… человека, …%).

Средний уровень – 10 – 14 баллов (… человека, …%).

Высокий уровень – 15 – 18 баллов (… человека, …%).


Нормативно-правовая база

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

6. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).

7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

8. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

9. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

10. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

11. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).



Список литературы для педагога


  1. Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики. – Саранск, 2013.

  2. Бобков А. К. Газетные жанры: учеб. пособие.– Иркутск: Иркут. ун-т, 2015.

  3. Богданов.В., Засурский Я. Формула доверия. Энциклопедия жизни современной российской журналистики. М., Союз журналистов России. 2013.

  4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи, Ростов н/Д: Феникс, 2013.

  5. Вовк Е. Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе [Текст] / Е.Вовк // Информатика: прил. к журн. «Первое сентября». -2014.- №5.

  6. Ворошилов, В. И. История журналистики в России - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2014.

  7. Галкин С.И. Техника и технология СМИ. М., Аспект Пресс. 2013.

  8. Генне Ж. Школьные и лицейские газеты //Народное образование. — 2014.

  9. Голованова Д., Михайлова Е. Русский язык и культура речи. Краткий курс. - 2016.

  10. Засорина Т., Федосова Н. Профессия - журналист. — Ростов-на-Дону, 2013.

  11. Кузнецов И.Н. (авт.-сост.) Риторика: Учебное пособие / – 6-е изд. – М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2013.

  12. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2014.

  13. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5-7 классы. Пособие для учителей-словесников. СПб.: «Паритет»,2014.

  14. Субботина Н. Н. Детская газета в образовательном учреждении. — Ярославль,2013.

  15. Шаповал Ю. Г. Изображение и текст в журналистике. — Львов, 2013.



Список литературы для учащихся и родителей

  1. Богданов.В., Засурский Я. Формула доверия. Энциклопедия жизни современной российской журналистики. М., Союз журналистов России. 2013.

  2. Белобородое, Н. В. Социальные творческие проекты в школе [Текст]: практическое пособие / Н. В. Белобородое. - М.: АРКТИ, 2015.

  3. Бовин, А. Профессия - журналист [Текст] / А. Бовин // Журналист. - 2014. -№ 3.

  4. Васильева, Л. А. Делаем новости! [Текст]: учебное пособие / Л. А. Васильева. -М.: Аспект Пресс, 2015.

  5. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2013.

  6. Черникова Е. Грамматика журналистского мастерства. 2014.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №30

________________ О.В. Войнова

«______»_____________ 20______г.




Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Журналистика»

(стартовый уровень)


год обучения: 1

п/п

Месяц

Число

Время

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. Вводный курс

Сентябрь

01.09-04.09



Лекция с элементами беседы

1

Введение в программу. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика (первичный контроль знаний). Журналистика: призвание, ремесло, профессия. Социальная позиция журналиста

МБОУ СОШ №30

Опрос

01.09-04.09



Практическое занятие

1

Введение в программу. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика (первичный контроль знаний). Журналистика: призвание, ремесло, профессия. Социальная позиция журналиста

МБОУ СОШ №30

Тестирование

Раздел 2. Правила дорожного движения

07.09-11.09



Интерактивная лекция

1

Правила поведения пешехода на улицах города. Причины дорожно-транспортных происшествий

МБОУ СОШ №30

Опрос

07.09-11.09



Практическое занятие

1

Назначение. Дорожные отметки.

МБОУ СОШ №30

Практическая работа

14.09-18.09



Теоретическое занятие

1

Сигналы светофора с дополнительными секциями. Сигналы регулировщика

МБОУ СОШ №30

Опрос

14.09-18.09



Теоретическое занятие

1

Дорожные знаки

МБОУ СОШ №30

Опрос

21.09-25.09



Интерактивная лекция

1

Дорожные знаки

МБОУ СОШ №30

Опрос

21.09-25.09



Интерактивная лекция

1

Езда на велосипеде

МБОУ СОШ №30

Опрос

Раздел 3. История русской журналистики

Октябрь

28.09-02.10



Интерактивная лекция

1

Первая русская газета. Первый русский профессиональный репортёр

МБОУ СОШ №30

Опрос

28.09-02.10



Интерактивная лекция

1

Обзор СМИ до революции. Пресса Великой Отечественной войны

МБОУ СОШ №30

Опрос

05.10-09.10



Интерактивная лекция

1

Обзор современных СМИ

МБОУ СОШ №30

Опрос

Раздел 4. Система и организация функционирования современных средств массовой информации

05.10-09.10



Интерактивная лекция

1

Ознакомление с ведущими группами современной российской прессы. Периодическая печать в системе современных СМИ.

МБОУ СОШ №30

Опрос

12.10-16.10



Интерактивная лекция

1

Электронные СМИ

МБОУ СОШ №30

Опрос

12.10-16.10



Интерактивная лекция

1

Телевидение

МБОУ СОШ №30

Опрос

19.10-23.10



Интерактивная лекция

1

Радио

МБОУ СОШ №30

Тестирование

19.10-23.10



Интерактивная лекция

1

Интернет формат

МБОУ СОШ №30

Опрос

Ноябрь

05.11-06.11



Интерактивная лекция

1

Ознакомление с жанрами фотографий, представленных в СМИ.

МБОУ СОШ №30

Опрос

05.11-06.11



Интерактивная лекция

1

Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии

МБОУ СОШ №30

Опрос

09.11-13.11



Практическое занятие

1

Выполнение тематических снимков на заданную композицию цифровыми камерами с последующим воспроизведением на мультимедийном оборудовании

МБОУ СОШ №30

Творческая работа

09.11-13.11



Практическое занятие

1

Конкурс

Раздел 5. Основы риторики

16.11-20.11



Теоретическое занятие

1

Знакомство с предметом «Риторика». Задачи предмета. Культура речи. Взаимосвязь риторики с культурой речи.Правильность речи. Её соответствие литературным нормам.

МБОУ СОШ №30

Опрос

16.11-20.11



Интерактивная лекция

1

Речевой этикет. Коммуникативные качества речи

МБОУ СОШ №30

Опрос

23.11-27.11



Теоретическое занятие

1

Орфоэпические и акцентологические нормы. Стили произношения

МБОУ СОШ №30

Опрос

23.11-27.11



Теоретическое занятие

1

Произношение безударных гласных звуков.Произношение согласных звуков. Произношение заимствованных слов.

МБОУ СОШ №30

Тестирование

Декабрь

01.12-04.12



Теоретическое занятие

1

Диалектные и просторечные черты в произношении

МБОУ СОШ №30

Тестирование

01.12-04.12



Теоретическое занятие

1

Особенности ударения в русском языке. Лексические нормы

МБОУ СОШ №30

Опрос

07.12-11.12



Интерактивная лекция

1

Морфологические нормы. Имя существительное. Имя прилагательное.

МБОУ СОШ №30

Опрос

07.12-11.12



Интерактивная лекция

1

Морфологические нормы. Имя числительное

МБОУ СОШ №30

Опрос

14.12-18.12



Интерактивная лекция

1

Морфологические нормы. Местоимение

МБОУ СОШ №30

Опрос

14.12-18.12



Интерактивная лекция

1

Морфологические нормы. Глагол и его формы

МБОУ СОШ №30

Опрос

21.12-25.12



Интерактивная лекция

1

Синтаксические нормы

МБОУ СОШ №30

Опрос

21.12-25.12



Интерактивная лекция

1

Этические и коммуникативные нормы

МБОУ СОШ №30

Опрос

Январь

12.01-15.01



Практическое занятие

1

Техника речи

МБОУ СОШ №30

Практическая работа

12.01-15.01



Интерактивная лекция

1

Общение. Виды общения. Невербальные виды общения

МБОУ СОШ №30

Опрос

12.01-15.01



Интерактивная лекция

1

Речевые жанры

МБОУ СОШ №30

Опрос

18.01-22.01



Интерактивная лекция

1

Публицистическая речь

МБОУ СОШ №30

Опрос

18.01-22.01



Практическое занятие

1

Официально-деловой стиль речи

МБОУ СОШ №30

Практическая работа

18.01-22.01



Практическое занятие

1

Подготовка речи. Логическая организация выступления

МБОУ СОШ №30

Практическая работа

25.01-29.01



Практическое занятие

1

Использование презентации во время выступления

МБОУ СОШ №30

Опрос

25.01-29.01



Практическое занятие

1

Создание презентации в MSPowerPoint

МБОУ СОШ №30

Практическая работа

Раздел 6. Основы журналистики

Февраль

01.02-05.02



Теоретическое занятие

1

Вводная лекция. Ознакомление с образом журналиста в тексте, направленность на аудиторию

МБОУ СОШ №30

Опрос

01.02-05.02



Теоретическое занятие

1

Мастерство заголовка. Сроки подготовки новостного (информационного) заголовка. Основные жанры новостной (информационной) журналистики

МБОУ СОШ №30

Опрос

08.02-12.02



Интерактивная лекция

1

Знакомство со штампом и стереотипами в журналистике. Знакомство с современными технологиями журналистского творчества

МБОУ СОШ №30

Опрос

08.02-12.02



Интерактивная лекция

1

Ознакомление с полиграфическим комплексом, процессом выпуска газет, журналов, акцидентной продукции

МБОУ СОШ №30

Опрос

15.02-19.02



Интерактивная лекция

1

Ознакомление с программами компьютерной верстки и дизайном, применяемом в печатных СМИ. Виртуальная экскурсия.

МБОУ СОШ №30

Опрос

15.02-19.02



Практическое занятие

1

Выпуск газеты

МБОУ СОШ №30

Практическая работа

Раздел 7. Работа журналиста с информацией

22.02-26.02



Лекция с элементами беседы

1

Основные методы сбора, обработки и формы подачи информации: изучение документов, наблюдение, работа с людьми

МБОУ СОШ №30

Опрос

22.02-26.02



Практическое занятие

1

Этические нормы в работе с источниками информации

МБОУ СОШ №30

Практическая работа

Март

01.03-05.03



Лекция с элементами беседы

1

Информационный отчёт и его основные черты. Информационная корреспонденция

МБОУ СОШ №30

Опрос

Раздел 8. Текст. Работа журналиста с разными жанрами текстов

01.03-05.03



Практическое занятие

1

Особенности написания материала для средств массовой информации. Основные приёмы редактирования. Совершенствование рукописи

МБОУ СОШ №30

Практическая работа

09.03-12.03



Практическое занятие

1

Написание материала на заданную тему

МБОУ СОШ №30

Творческая работа

09.03-12.03



Практическое занятие

1

Заметка и её основные черты, виды заметок

МБОУ СОШ №30

Самостоятельная работа

15.03-19.03



Практическое занятие

1

Вопрос-ответ, блиц-опрос. Искусство задавать вопросы

МБОУ СОШ №30

Самостоятельная работа

15.03-19.03



Практическое занятие

1

Этапы работы над информационным интервью. Классификация вопросов

МБОУ СОШ №30

Практическая работа

29.03-02.04



Лекция с элементами беседы

1

Творческие и технические аспекты деятельности фотожурналиста. Фоторепортаж

МБОУ СОШ №30

Опрос

29.03-02.04



Теоретическое занятие

1

Общая характеристика аналитических жанров. Колонка. Аналитический отчёт.

МБОУ СОШ №30

Опрос

Апрель

05.04-09.04



Теоретическое занятие

1

Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Способы написания зарисовок

МБОУ СОШ №30

Опрос

05.04-09.04



Практическое занятие

1

Очерк. Типы очерковых публикаций

МБОУ СОШ №30

Самостоятельная работа

12.04-16.04



Практическое занятие

1

Житейская история

МБОУ СОШ №30

Самостоятельная работа

Раздел 9. Социология как составная часть журналистских знаний

12.04-16.04



Практическое занятие

1

Легенда. Пародия. Сатирический комментарий. Шутка и игра. Написание материала на заданную тему

МБОУ СОШ №30

Самостоятельная работа

19.04-23.04



Практическое занятие

1

Правила составления анкеты. Опрос и его виды. Беседа. Комментарий. Аналитическое интервью

МБОУ СОШ №30

Самостоятельная работа

19.04-23.04



Практическое занятие

1

Социологическое резюме

МБОУ СОШ №30

Самостоятельная работа

Раздел 10. Печатные средства массовой информации

26.04-30.04



Лекция с элементами беседы

1

Редакционный коллектив и нормы служебной этики

МБОУ СОШ №30

Опрос

26.04-30.04



Теоретическое занятие

1

Процесс создания печатного издания. Газета, стенгазета и журнал: типология, структура; виды формата и постоянные элементы издания.

МБОУ СОШ №30

Тестирование

Май

04.05-07.05



Практическое занятие

1

Композиционно-графическое моделирование. Приёмы выделения, шрифтовое оформление текста.Дизайн и художественное оформление издания

МБОУ СОШ №30

Практическая работа

04.05-07.05



Практическое занятие

1

Фотонаполнение номера

МБОУ СОШ №30

Практическая работа

11.05-14.05



Теоретическое занятие

1

Врезка и её роль в полосе

МБОУ СОШ №30

Опрос

11.05-14.05



Практическое занятие

1

Реклама в издательской деятельности

МБОУ СОШ №30

Практическая работа

17.05-21.05



Практическое занятие

1

Типы и виды школьных газет

МБОУ СОШ №30

Творческая работа

17.05-21.05



Практическое занятие

1

Деловая игра «Редакция»

МБОУ СОШ №30

Творческая работа

24.05-25.05



Практическое занятие

1

Мой номер школьного издания

МБОУ СОШ №30

Проект

Раздел 11. Итоговое занятие. Итоговая аттестация

24.05-25.05



Практическое занятие

1

Итоговая аттестация

МБОУ СОШ №30

Тестирование, практическая работа









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!