СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности интеллектуального направления курса «Учись мыслить смело» (ТРИЗ)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Учись мыслить смело»  (ТРИЗ) предназначена для обучающихся 1-4-х классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными  особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (34 занятия в год),  продолжительность  занятий составляет 40 минут. Срок  реализации  программы – 4 года. Набор в группы происходит по желанию. 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности интеллектуального направления курса «Учись мыслить смело» (ТРИЗ)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нижний Ломов



Обсуждена и одобрена УТВЕРЖДАЮ на заседании Директор школы

Педагогического совета Н.А. Полутина

(протокол № 1, от 29.08.2016 г. 29.08.2016 г.

Председатель педагогического совета

Н.А.Полутина



Обсуждена и одобрена на заседании

методического объединения

учителей начальных классов

(протокол №1, от 26.08.2016 г.

Руководитель методического объединения

С.В.Ермолаева





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

интеллектуального направления

курса «Учись мыслить смело» (ТРИЗ)




Возраст детей, на которую рассчитана программа 7-10 лет

Срок реализации программы-4 года

Составители:

Ермолаева С.В., учитель начальных классов

Доркина Н.В., учитель начальных классов

Машенцева В.В., учитель начальных классов









г. Нижний Ломов

2016 г.




Рабочая программа курса «Учись мыслить смело» (ТРИЗ) разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №1 г. Нижний Ломов и с учетом авторской программы С. И. Гин «Учись мыслить смело». Программа внеурочной деятельности «Учись мыслить смело» (ТРИЗ) предназначена для обучающихся 1-4-х классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (34 занятия в год), продолжительность  занятий составляет 40 минут. Срок реализации программы – 4 года. Набор в группы происходит по желанию.


Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: результаты освоения курса внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; тематическое планирование.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Учись мыслить смело»

Личностные результаты:

У обучающегося будет сформирована:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

-целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;


Обучающийся получит возможность научиться:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.


Познавательные:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.


Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы.

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Содержание курса внеурочной деятельности «Учись мыслить смело»

ПЕРВЫЙ КЛАСС (33 ч.)

Мир загадок

Сказочные и реальные страны. Страна Загадок. Город самых простых загадок.

Улица «Цвет». Три основных цвета. Радуга. Сочинение «цветных» загадок. Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире. Нетрадиционные способы рисования. Упражнение «Ниткопись».

Улица «Форма». Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие. Изменение формы. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Геометрические головоломки.

Улица «Размер». Рекорды природы и человеческой деятельности. Измерительные приборы. Понятие «мерки». Относительность размера. Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост.

Улица «Вещество». Практическая работа: свойства материалов. Различное состояние вещества. Метод маленьких человечков. Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п.

Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».

Город пяти чувств. Какую работу выполняют различные органы чувств?

Улица «Зрение». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».

Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».

Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».

Улица «Обоняние». Какие бывают запахи? Фантазирование: изменение запаха.

Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.

Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств.

Город загадочных частей. Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.

Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».

Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.

Город загадочных мест. Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор.

Настоящее, прошлое и будущее предмета. История возникновения предмета. Технология изготовления предмета. Фантазирование: какими будут объекты в будущем. Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора.

«Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок на уроках.


ВТОРОЙ КЛАСС (34 ч.)

Мир человека

Школа: разнообразие целей. Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.

Систематизация понятия «адрес». Что делать, если ты потерялся? Игра «Кто вы?», «Где вы?».

Как «устроен» организм? Беседа «Одна голова – хорошо…» Правила отношения к инвалидам. Рисование «Что внутри?» Отгадывание загадок про различные части тела.

Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит: «лечиться надо уметь»?

Игра «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.

Понятие о профессиях. Игра «Путешествие в будущее». Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к старшим.

Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Анкетирование «Какой я?» Дискуссия: «Что лучше спешить или медлить?»

Что значить «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещенное движение». Анкетирование «Внимательны ли вы?» Невнимательность: смешная и опасная.

Что такое «хорошая память»? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Игра «Что изменилось?»

Что значит «быть умным»? Описание объекта при помощи системного оператора. Упражнение «Назови одним словом».

Зачем нужно придумывать? Упражнение «Кляксы». Как «устроена» сказка?

Что можно «прочитать по лицу». Игра «Невпопад». Смешное и грустное вокруг нас. Инсценирование стихотворений.

Какое бывает настроение? От чего зависит настроение? Как поднять настроение?

Я и другие. Зачем люди общаются? Анкетирование «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону? Упражнение «Жесты». Игра «Пойми меня».

Слова и интонация. Обсуждение пословиц: «Как аукнется, так и откликнется». Упражнение «Комплименты».

Почему возникают ссоры? Анкетирование «Конфликты ли вы?» Способы, как можно помириться. Упражнение «Мы похожи друг на друга». Кто такие «посредники»?

Игра «Хорошо-плохо» (на примере явлений природы). Беседа «Какой? Для кого?»

Каким быть? Дискуссия: «аккуратный и «чистюля», «общительный и болтун», «верный и прилипчивый», «врать и фантазировать» - одно и то же? Что такое «честное слово»?

Всегда ли нужно делиться? Кто такие «жадины»? Сказка Т. Александровой «Светофорчик».

Другая точка зрения. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?»

Игра «Сказочный герой». Сказка О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга». Сказка про Красную Шапочку в «пересказе» волка. Кто такой преступник? Зачем в обществе нужны законы? Законы нашего класса.

«Запутанные» ситуации: «соврать, чтобы выручить»; «украсть, чтобы подарить» и т.п. Почему не надо торопиться с выводами?

Экскурсия «Все имеет след». » Кто такой «хороший» и кто такой «плохой»? Как стать «хорошим»?

Какие секреты не надо хранить? Как себя вести с незнакомыми? Упражнение «Сказочные злодеи». Обсуждение «Маскировка».

Кого мы любим? Что значит «любить себя»?


ТРЕТИЙ КЛАСС (34 ч.)

Мир фантазии

Легко ли выдумывать? Чем отличаются фантазия и ложь? Отличие сказки от реальности.

Что «мешает» придумывать? Решение задач «да-неток».

Критерии оценки творческих работ. Упражнение «Кляксы». Прием «Думай о другом!». Игра «Теремок».

Сочинение загадок по схеме «На что похоже? Чем отличается?» Игра «Отгадай-ка».

Придумывание метафор – необычных, оригинальных сравнений. Игра «Море волнуется…» Упражнение «Превращения»

Цепочка ассоциаций. Упражнение «Проверка памяти». Как можно запоминать словарные слова?

Сказочные животные. Прием фантазирования «Объединение». Игра «Кто больше знает животных?»

Рисование «Домики». Как нарисовать множество различных домиков? Морфологическая таблица. Упражнение «Фоторобот»

Игры со словами. Упражнение «Почему не говорят?» Шарады.

Как придумать новую игру? Упражнение «Игра для слонов». Как придумать новую игру. Упражнение «Кто, с кем, где, когда…»

Из чего «состоит» сказка? Придумывание сюжета сказки при помощи приема «Морфологический анализ» (без введения термина).

Сочинение загадок по схеме: «Какой? Что такое же?» Упражнение «Если бы…» (обмен признаками).

Сочинение загадок по схеме: «Что делает? Что делает такое же действие?» Упражнение «Перевертыши». Упражнение: «Где были - не скажем, что делали – покажем».

Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов (МФО) (без введения термина). Усовершенствование объектов при помощи МФО,

Приемы фантазирования Джанни Родари: «круги по воде», «бином фантазии», «произвольный префикс», « что потом», «творческая ошибка».

Загадки-шутки. Сказки с тремя концами. Сочинение сюжетов сказок с использованием приемов фантазирования Джанни Родари.

Прием фантазирования «Оживление». Упражнение «Что «думает» предмет?» Сочинение сюжета сказки с разных точек зрения.

Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение». Упражнение по изменению свойств и признаков объектов.

Прием фантазирования «Ускорение - замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы время могло…»

Понятие о ресурсах (без введения термина). Метод Робинзона. Упражнение «Зонтик в Африке».

Прием фантазирования «Наоборот». Изменение свойств предметов. Рисунок с противоречиями. Загадки – ловушки.

Прием фантазирования «Бином антонимов». Сочинение сюжета сказки с использованием пар антонимов. Отгадывание загадок с антонимами.

Ознакомление с приемами фантазирования «дробление-объединение», «динамика-статика», «универсализация – специализация» и др. (без введения терминов).

Особенности сказок про животных. Рисование «Сказочные места». Сказки от слова «Почему?»

Как придумывают новое? Фантазирование: школа будущего.


ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС (34 ч.)

Мир логики

Что значит «правильно думать»? Игра на внимание «Путаница». Упражнение «Что и зачем?».

Что значит «сравнивать»? Игра «Передай предмет». Выделение признаков объекта при помощи разных органов чувств. Игра на внимание «Запрещенное движение».

Что значит «различать»? Обучающий альбом. Игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека?» Игра на внимание «Повтори – отличись».

Признаки сходства у понятий, далеких по смыслу. Игра на внимание «Руки-ноги». Упражнение «Найди общее».

Что такое существенные и несущественные признаки? Выделение существенных признаков объекта. Игра на внимание «Птица, рыба».

Что такое характерные признаки? Все ли признаки можно измерить? Игра-театрализация «Изобрази дерево».

Как можно упорядочить группу людей? Упражнение «Кто больше?»

Правила сравнения. Зачем нужно уметь сравнивать? Как нужно выбирать?

Что такое «класс объектов»? Упражнение «Четыре лишних». Игра «Выбывание слов».

Правила классификации. Что такое «основание классификации»? (без введения термина). Анализ ошибок классификации.

Какие бывают вопросы? Упражнение «Вопрошайка». Игра «да-нетка».

Что такое алгоритм? Работа по инструкции: графический диктант. Составление инструкции «Как открыть дверь?»

Упражнения на поиск закономерности числового ряда и серии фигур. Задания на смекалку.

Буквенные закономерности. Почему так говорят? (о детском «словотворчестве)

Решение логических задач на упорядочивание признаков. Составление таблицы для нахождении соответствия признаков.

Причина и следствие: «почему» и «что потом?». Анализ причины ситуаций из детской литературы.

Причинно-следственные цепочки. Упражнение «Из мухи – слона». Игра «Обмен причинами».

Упражнение на выделение противоположных признаков: подбери антоним. Решение «детективных» задач.

Что такое «род», «вид», «элемент»? Упражнение «Найди ошибку». Игра на внимание «Род, вид». Упражнение «Разложи по порядку».

Какие бывают виды отношений между понятиями? Упражнение «Группировка».

Игра-дискуссия «Что такое книга»? Как объяснить значение слова? Что такое определение? Анализ ошибок в построении определений.

Что такое «умозаключение»? (без введения термина) Упражнение «Следовательно». Упражнение «Двойной смысл». Редактирование текста.

Что такое «аналогия»? (без введения термина). Упражнение «Сказка-калька». Как «устроены» загадки?

Анализ рассуждений героев из детской литературы. Решение логических задач. Упражнение «Проверь себя». Игра на внимание «Повтори – не ошибись».

Что такое «чувство юмора»? Упражнение «Придумай окончание».

Тренинг по решению логических задач.


Основные формы и методы работы, используемые на занятиях курса:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, диспут и т.д.)

Наглядный (показ видео и мультимедииных материалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и т.д.)

Практический (выполнение конкретных методик по заданным инструкциям, схемам и образцам и т.д.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный- учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы действий

Частично-поисковый -участие детей в коллективном поиске решения поставленной педагогом задачи;

Исследовательский- самостоятельная творческая работа учащихся

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования.



Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Учись мыслить смело»

Тематическое планирование по курсу «Учись мыслить смело (ТРИЗ)» составлено с учётом объёма изучаемого материала, возрастных особенностей обучающихся, их интеллектуальных и творческих возможностей.

Курс «МИР ЗАГАДОК»

(первый класс, 33 уч. ч.)


п\п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Знакомство со страной загадок

2

Город самых простых загадок. Улица «Цвет»


3

Изменение цвета в природе


4

Цвет в рукотворном мире

5

Улица «Форма»

6

Изменение формы

7

Замок похожестей- непохожестей

8-9

Геометрические головоломки

10

Улица «Размер»

11

Относительность размера

12

Противоречия в размере

13

Улица «Вещество»

14

Агрегатное состояние вещества

15

Веещества в изобретательных ситуациях

16

Сочинение загадок

17

Город пяти чувств. Улица «Зрение»

18

Улица «Слух»

19

Улица «Осязание»

20

Улица «Обоняние». Улица «Вкус»

21

Решение изобретательных задач «на обнаружение»

22

Знакомство с Городом загадочных частей

23

Сочинение загадок

24-25

Игры и упражнения со словами

26

Придумывание необычных предметов

27

Знакомство с городом загадочных мест

28

Сочинение загадок

29

Путешествие в прошлое

30

Путешествие в будущее

31-32

Путешествие в Город загадочных дел

33

Подведение итогов обучения






КУРС «МИР ЧЕЛОВЕКА»

(второй класс, 34 уч. ч.)

п\п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Зачем учатся в школе?

2

Адрес.

3

Наш организм.

4

Как устроен человек?

5

Болезни.

6

Что такое «здоровый образ жизни»?

7

Развитие ребенка до школы.

8

Будущее.

9

"Линия жизни" человека.

10

Что такое «Я»?

11

Учимся быть внимательными.

12

Учимся запоминать.

13

Учимся придумывать.

14

Что значит «быть умным»?

15

Мое настроение.

16

Как улучшить настроение?

17

Общение.

18

Жесты.

19

Проблемы общения.

20

Конфликты.

21

Урегулирование конфликтов.

22

Понятие о противоречии. Противоречия в предметах.

23

Противоречия в явлениях природы.

24

Противоречия в свойствах характера.

25-26

Противоречия в ситуациях.

27

Противоречия в ситуациях.

28

Противоречия: цель - средства.

29

Экскурсия.

30

Анализ экскурсии.

31-32

Ориентирование в окружающем.

33

Правила поведения с незнакомыми.

34

Подведение итогов.






КУРС «МИР ФАНТАЗИИ»

(третий класс, 34 уч. ч.)

п\п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Понятие о фантазировании.

2

Что мешает придумывать?

3

Критерии новизны.

4

Ассоциативные загадки.

5

Метафоры.

6

Значение ассоциативности.

7

Обобщающий урок.

8

Прием фантазирования «Объединение».

9

Прием «Морфологический анализ».

10

Игры со словами.

11

Конструктор игр.

12

Придумывание сказок.

13

Обобщающий урок.

14

Признаки объектов.

15

Действия объектов.

16

Прием «Метод фокальных объектов».

17

Прием фантазирования Дж. Родари «Круги по воде».

18

Прием фантазирования Дж. Родари «Бином фантазии».

19

Прием фантазирования Дж. Родари «Что было потом?»

20

Прием фантазирования Дж. Родари «Творческая ошибка».

21

Обобщающий урок.

22

Прием фантазирования «Оживление».

23

Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение»

24

Прием фантазирования «Ускорение – замедление»

25

Метод Робинзона.

26

Использование ресурсов.

27

Прием фантазирования «Наоборот»

28

Прием фантазирования «Бином антонимов».

29

Прием фантазирования «Дробление-объединение».

30

Обобщающий урок.




31

Сказки про животных.

32

Сказки от слова «Почему»?

33

Правила прогнозирования.

34

Подведение итогов обучения.


КУРС «МИР ЛОГИКИ»

(четвертый класс, 34 уч. ч.)


п\п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Знакомство с курсом «Мир логики».

2

Выделение признаков.

3

Учимся различать.

4

Учимся находить сходство.

5

Выделение существенных признаков.

6

Выделение характерных признаков.

7

Упорядочивание признаков.

8

Правила сравнения.

9

Значение сравнения.

10

Понятие о классах.

11

Правила классификации.

12

Какие бывают вопросы?

13

Креатив-бой

14

Нахождение закономерностей в числах и фигурах

15

Нахождение закономерностей в буквах и словах.

16

Решение логических задач. Креатив-бой

17

Причина и следствие.

18

Причинно-следственные цепочки.

19

Противоположные отношения между понятиями.

20

Отношения «род-вид» между понятиями.

21

Упорядочивание по родовидовым отношениям.

22

Виды отношений между понятиями.

23

Определения.

24

Анализ ошибок в построении определений.

25

Умозаключения.

26

Анализ ошибок в построении умозаключений.

27

Язык и логика.

28

Придумывание по аналогии.

29

Использование аналогии в обучении.

30

Продолженная аналогия.

31

Рассуждения.

32

Анализ ошибок в построении рассуждений

33

Остроумие.

34

Подведение итогов обучения.





















14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!