МУННИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛУПКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
Программа принята | | Утверждена |
на педагогическом совете | | Директор школы |
| | ____________Т.Л.Овчинникова |
протокол № ____ | | |
| | Приказ № __________ |
от ____.09.2016 | | от ___.09.2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
социального направления
кружка «Ваш выбор»
педагога - психолога
Закасовской Инны Владимировны
на 2016-2017 учебный год
Содержание
Паспорт программы………………………………………....3
Пояснительная записка……………………………………..4
Цели программы……………………………………………..5
Задачи программы…………………………………………..5
Основные нормативно-правовые документы, на которые
опирается программа………………………………………..6
Особенности программы…………………………………….7
Особенности программы…………………………………….7
Принципы и подходы, лежащие в основе программы…..7
Планируемые результаты освоения курса………………..8
Критерии и показатели усвоения материала……………..9
Формы контроля………………………………………………9
Тематическое планирование……………………………….10
Содержание программы…………………………………….10
Календарно- тематическое планирование………………..14
Список литературы………………………………………….18
Паспорт программы
Полное название программы | Программа по профориентации «Ваш выбор» |
Юридический адрес организации- | МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АЛУПКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 298676, ул. Говыриных, 2 А г. Алупка т. 72-23-40 |
Автор программы | Закасовская Инна Владимировна педагог-психолог МКОУ «АСШ №1» |
Целевые группы | Обучающиеся МКОУ «АСШ № » от 13 до 18 лет (7 -11 классы) |
Город реализации программы | Город Алупка, Республика Крым |
Образовательная область | Профориентация |
Цель программы | Создать систему действенной профориентационной работы с обучающимися, способствующей профессиональному самоопределению выпускников школы в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, и учетом социокультурной и экономической ситуации в Республика Крым . |
Форма реализации программы | групповая |
Срок реализации программы | Программа рассчитана на учебный год: |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Пояснительная записка
1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.
Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.
Успех профориентационной работы во многом зависит от умения педагога связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.
2. Цели программы.
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями.
Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе является формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда становятся основой профессионального выбора.
3. Задачи программы.
Образовательные задачи:
Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
Воспитательные задачи.
Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего поселка, его развития и благополучия;
Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития Республики Крым, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего региона.
Развивающие задачи.
1.Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
4.Основные нормативно-правовые документы, на которые опирается программа:
«Конвенция ООН о правах ребенка»;
«Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;
Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ;
Типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей»;
Устав, правила внутреннего распорядка МКОУ «АСШ № 1».
5.Особенности программы.
Программа даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.
Программа является значимым элементом внеклассной работы в рамках профориентационной подготовки учащихся.
6. Место предмета в базисном учебном плане.
Программа «Ваш выбор» рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю на протяжении одного года).
7. Принципы и подходы, лежащие в основе программы.
Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.
8. Планируемые результаты освоения курса.
Учащиеся:
Получат систематические знания о профессиях, о содержании трудовой деятельности, учебных заведениях, о важности каждой профессии для общества, узнают о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об ошибках, допускаемых при выборе профессии.
Овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования, самопрезентации.
Смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально - жизненный путь, опираясь на полученные знания.
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, для его карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
Учащиеся должны уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
9. Критерии и показатели усвоения материала.
1) Информационные
- сформированность представления о мире профессий;
- знание о возможностях получения специального профессионального образования в Республике Крым..
2) Исследовательские
- участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
- участие в проектах краеведческо-профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в регионе.
- изучение путей овладения избранными профессиями
3) Практические
- сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
- готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
- определение профессиональных планов и намерений учащихся;
- развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
- знание функций и задач городского центра занятости.
10. Формы контроля.
Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
презентации проектов учащихся;
фоторепортажи учащихся;
деловые игры;
анкетирование.
Методы выявления результатов:
1. Результаты участия школьников в исследовательских проектах, играх, праздниках;
Написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия», и др.;
Контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.
11. Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Многообразие мира профессий. | 1 |
2 | Я и выбор профессии | 1 |
3 | Социальные проблемы труда. | 2 |
4 | Разделение труда | 1 |
5 | Классификации профессий | 2 |
6 | Мотивы выбора профессии | 1 |
7 | Здоровье и выбор профессии | 1 |
8 | Типы темперамента и выбор профессии | 2 |
9 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу | 1 |
10 | Профессиональная перспектива. Составление резюме | 2 |
11 | Собеседование. Правила и нормы поведения. | 1 |
12 | Социально – экономические условия современной России | 3 |
13 | Основы экономических знаний | 3 |
14 | Рынок образовательных услуг | 2 |
15 | Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних. | 1 |
16 | Основы технологической культуры | 4 |
17 | Личный профессиональный план | 2 |
18 | Готовность к выбору профиля, профессии | 1 |
19 | Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) | 3 |
Всего | 34 |
12. Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие. Многообразие мира профессий (1 час).
Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник)
Игра: «Угадай профессию».
Тема 2. Я и выбор профессии (1 час).
Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.
Развивающие процедуры: методика «Произвольное самоописание».
Диагностические методики: «Кто я?».
Тема 3. Социальные проблемы труда (2 час).
Анализ предприятий: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости. Составление перечня требуемых профессий. Развивающие процедуры: дискуссия « Какие профессии востребованы в Республике Крым?». Мониторинг рынка труда города.
Тема 4. Разделение труда (1 час)
Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. Профессии и специальности. Квалификация.
Тема 5. Классификации профессий (2 часа).
Диферринцированно-диагностический опрсник Климова. Цель: определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ».
Практическая работа: составление формул профессий.
Тема 6. Мотивы выбора профессии (1 час)
Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.
Тема 7. Здоровье и выбор профессии (1 час)
Понятие « неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
Тема 8. Типы темперамента и выбор профессии (2 часа).
Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии. Значение и влияние темперамента на выбор профессии.
Тема 9. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (1 час).
Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.
Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.
Практическая работа: составление формул профессий.
Тема 10. Профессиональная перспектива. Составление резюме (2 часа).
Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.
Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо информационных технологий)).
Тема 11. Собеседование. Правила и нормы поведения (2 час)
Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет.
Развивающие процедуры: игра «Руководитель» (демократичный, авторитарный).
Тема 12. Социально – экономические условия современной России (3 часа).
Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.
Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром».
Тема 13. Основы экономических знаний. (2 часа).
Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи.
Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах.
Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.
Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие».
Тема 14. Рынок образовательных услуг. (2 часа).
Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.
Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию».
Тема 15. Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних (1 час).
Знакомство с трудовым кодексом РФ.
Тема 16. Основы технологической культуры.(4 часа).
Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.
Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.
Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.
Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.
Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций.
Тема 17. Личный профессиональный план (2 часа).
Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.
Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана.
Тема 18. Готовность к выбору профиля, профессии (1 часа).
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора».
Тема 19. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) (3 часа).
Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов (презентация профессии, составление развернутой профессиограммы и технологической карты).
13.Календарно- тематическое планирование.
2016-17 учебный год
Дата проведения занятия планируемая | Дата проведения занятия фактическая | № занятия | Тема занятия |
| | 1 | Вводное занятие. Многообразие мира профессий. |
| | 2 | Я и выбор профессии |
| | | Социальные проблемы труда. |
| | 3 | Анализ предприятий. Производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости, |
| | 4 | «Какие профессии востребованы в нашем регионе?» (дискуссия). Мониторинг рынка труда. |
| | 5 | Разделение труда |
| | | Классификации профессий |
| | 6 | Различные виды классификаций. Знакомство с классификацией профессий Климова. Практическая работа: составление формул профессий. |
| | 7 | Диферринцированно-диагностический опрсник Климова («человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ»). |
| | 8 | Мотивы выбора профессии |
| | 9 | Здоровье и выбор профессии |
| | | Типы темперамента и выбор профессии |
| | 10 | Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии. |
| | 11 | Значение и влияние темперамента на выбор профессии. |
| | 12 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу |
| | | Профессиональная перспектива. Составление резюме |
| | 13 | Понятие о профессиональной пригодности. Призвание. Целеустремленность. |
| | 14 | Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме. |
| | | Собеседование. Правила и нормы поведения. |
| | 15 | Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет. |
| | 16 | Игра «Руководитель» (стили руководства). |
| | | Социально – экономические условия современной России |
| | 17 | Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. |
| | 18 | Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение. |
| | 19 | Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром» |
| | | Основы экономических знаний |
| | 20 | Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. |
| | 21 | Деньги и торговля. Банки и биржи. |
| | | Рынок образовательных услуг |
| | 22 | Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования |
| | 23 | Социально – профессиональная мобильность. Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» Анализ рынка образовательных услуг. |
| | 24 | Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних. |
| | | Основы технологической культуры |
| | 25 | Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека. |
| | 26 | Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества. |
| | 27 | Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека. |
| | 28 | Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. |
| | | Личный профессиональный план |
| | 29 | Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. |
| | 30 | Профессиональное становление Профессиональное прогнозирование и самоопределение. |
| | 31 | Готовность к выбору профиля, профессии |
| | | Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) |
| | 32 | Подготовка профориентационных проектов |
| | 33 | Подготовка профориентационных проектов |
| | 34 | Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) |
14. Список литературы .
Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике.М.:Вита-пресс.2006.
«Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992.
«Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.
«Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html
Постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2006.
Технология. Учебник для 10-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
Технология. Профессиональный успех. Учебник для 10-11 классов под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение. 2007.
2