СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социального направления кружка «Ваш выбор»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности для стаоших классов общеобразовательной школы.Подготовка учащихся к выбору профессии.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социального направления кружка «Ваш выбор»»

МУННИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛУПКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»


Программа принята


Утверждена

на педагогическом совете


Директор школы



____________Т.Л.Овчинникова

протокол № ____




Приказ № __________

от ____.09.2016


от ___.09.2016






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности
социального направления
кружка «Ваш выбор»
педагога - психолога
Закасовской Инны Владимировны
на 2016-2017 учебный год



















Содержание


Паспорт программы………………………………………....3

Пояснительная записка……………………………………..4

Цели программы……………………………………………..5

Задачи программы…………………………………………..5

Основные нормативно-правовые документы, на которые

опирается программа………………………………………..6

Особенности программы…………………………………….7
Особенности программы…………………………………….7
Принципы и подходы, лежащие в основе программы…..7
Планируемые результаты освоения курса………………..8

Критерии и показатели усвоения материала……………..9

Формы контроля………………………………………………9

Тематическое планирование……………………………….10

Содержание программы…………………………………….10

Календарно- тематическое планирование………………..14
Список литературы………………………………………….18


Паспорт программы

Полное название

программы

Программа по профориентации «Ваш выбор»

Юридический адрес организации-


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АЛУПКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1

298676, ул. Говыриных, 2 А г. Алупка

т. 72-23-40


Автор программы

Закасовская Инна Владимировна педагог-психолог МКОУ «АСШ №1»

Целевые группы

Обучающиеся МКОУ «АСШ № » от 13 до 18 лет (7 -11 классы)

Город реализации программы

Город Алупка, Республика Крым

Образовательная

область

Профориентация

Цель программы

Создать систему действенной профориентационной работы с обучающимися, способствующей профессиональному самоопределению выпускников школы в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, и учетом социокультурной и экономической ситуации в Республика Крым .

Форма реализации

программы

групповая

Срок реализации

программы

Программа рассчитана на учебный год:


Направленность

программы

Социально-педагогическая












Пояснительная записка





1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.

Успех профориентационной работы  во многом зависит от умения педагога связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.

2. Цели программы.

  1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями.

  2. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.

  3. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.


Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе является формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда становятся основой профессионального выбора.



3. Задачи программы.
Образовательные задачи:

  1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

  2. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

  3. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

  4. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Воспитательные задачи.

  1. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.

  2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

  3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего поселка, его развития и благополучия;

  4. Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития Республики Крым, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего региона.

Развивающие задачи.

     1.Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

      2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в    своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

       3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой  деятельности в процессе коллективной работы.

  1. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.








4.Основные нормативно-правовые документы, на которые опирается программа:

  • «Конвенция ООН о правах ребенка»;

  • «Закон РФ «Об образовании»;

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;

  • Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ;

  • Типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей»;

  • Устав, правила внутреннего распорядка МКОУ «АСШ № 1».



 

5.Особенности программы.


Программа  даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

Программа  является значимым элементом внеклассной работы в рамках профориентационной подготовки учащихся.

 




6. Место предмета в базисном учебном плане.

Программа  «Ваш выбор» рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю на протяжении одного года).

7. Принципы и подходы, лежащие в основе программы.

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.






8. Планируемые результаты освоения курса.

Учащиеся:


  1. Получат систематические знания о профессиях, о содержании трудовой деятельности, учебных заведениях, о важности каждой профессии для общества, узнают о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об ошибках, допускаемых при выборе профессии.

  2. Овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования, самопрезентации.

  3. Смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально - жизненный путь, опираясь на полученные знания.

Учащиеся должны знать
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, для его карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- ставить цели и планировать действия для их достижения;

- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.



9. Критерии и показатели усвоения материала.



1) Информационные

- сформированность представления о мире профессий;

- знание о возможностях получения специального профессионального образования в Республике Крым..

2) Исследовательские

- участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

- участие в проектах краеведческо-профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в регионе.

- изучение путей овладения избранными профессиями

3) Практические

- сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;

- готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;

- определение профессиональных планов и намерений учащихся;

- развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
- знание функций и задач городского центра занятости.


10. Формы контроля.

  1. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;

  2.  презентации проектов учащихся;

  3. фоторепортажи учащихся;

  4. деловые игры;

  5. анкетирование.


Методы выявления результатов:


1. Результаты участия школьников в исследовательских проектах, играх, праздниках;

  1. Написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия», и др.;

  2. Контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.


11. Тематическое планирование.

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие. Многообразие мира профессий.

1

2

Я и выбор профессии

1

3

Социальные проблемы труда.

2

4

Разделение труда

1

5

Классификации профессий

2

6

Мотивы выбора профессии

1

7

Здоровье и выбор профессии

1

8

Типы темперамента и выбор профессии

2

9

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

1

10

Профессиональная перспектива. Составление резюме

2

11

Собеседование. Правила и нормы поведения.

1

12

Социально – экономические условия современной России

3

13

Основы экономических знаний

3

14

Рынок образовательных услуг

2

15

Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних.

1

16

Основы технологической культуры

4

17

Личный профессиональный план

2

18

Готовность к выбору профиля, профессии

1

19

Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)

3

Всего

34





12. Содержание программы.


Тема 1. Вводное занятие. Многообразие мира профессий (1 час).
Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник)
Игра: «Угадай профессию».

 Тема 2. Я и выбор профессии (1 час).
Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.
Развивающие процедуры: методика «Произвольное самоописание».
Диагностические методики: «Кто я?».

Тема 3. Социальные проблемы труда (2 час).

  Анализ  предприятий: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости. Составление перечня требуемых профессий. Развивающие процедуры: дискуссия « Какие профессии востребованы в Республике Крым?». Мониторинг рынка труда города.

 

 

 

Тема 4. Разделение труда (1 час)

 Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. Профессии и специальности. Квалификация.

 

Тема 5. Классификации профессий (2 часа).
Диферринцированно-диагностический опрсник Климова. Цель: определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ».

Практическая работа: составление формул профессий.
 

Тема 6. Мотивы выбора профессии (1 час)

Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.

Тема 7. Здоровье и выбор профессии (1 час)

Понятие « неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
 

Тема 8. Типы темперамента и выбор профессии (2 часа).

Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии. Значение и влияние темперамента на  выбор профессии.

Тема 9. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (1 час).
Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.
Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.
Практическая работа: составление формул профессий.
 

Тема 10. Профессиональная перспектива. Составление резюме (2 часа).
Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.
Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо информационных технологий)).
 

 

Тема 11. Собеседование. Правила и нормы поведения (2 час)

Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет.

Развивающие процедуры: игра «Руководитель» (демократичный, авторитарный).
 

Тема 12. Социально – экономические условия современной России (3 часа).
Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.
Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром».

Тема 13. Основы экономических знаний. (2 часа).
Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи.

Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах.

Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.
Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие».

Тема 14. Рынок образовательных услуг. (2 часа).

Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.
Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию».


Тема 15. Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних (1 час).

Знакомство с трудовым кодексом РФ.

 

Тема 16. Основы технологической культуры.(4 часа).
 Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.

 Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.

 Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.

 Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.
Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций.

Тема 17. Личный профессиональный план (2 часа).

Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.
Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьерысоставление и анализ личного профессионального плана.

Тема 18. Готовность к выбору профиля, профессии (1 часа).

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора».

Тема 19. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) (3 часа).

Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов (презентация профессии, составление развернутой профессиограммы и технологической карты).


13.Календарно- тематическое планирование.
2016-17 учебный год

Дата проведения занятия

планируемая

 

Дата проведения занятия

фактическая

№ занятия

Тема занятия


 

1

Вводное занятие. Многообразие мира профессий.


 

2

Я и выбор профессии


 

 

Социальные проблемы труда.


 

3

Анализ  предприятий. Производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости,


 

4

 «Какие профессии востребованы в нашем регионе?» (дискуссия). Мониторинг рынка труда.


 

5

Разделение труда


 

 

Классификации профессий


 

6

Различные виды классификаций. Знакомство с классификацией профессий Климова. Практическая работа: составление формул профессий.


 

7

Диферринцированно-диагностический опрсник Климова («человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ»).


 

8

Мотивы выбора профессии


 

9

Здоровье и выбор профессии


 

 

Типы темперамента и выбор профессии


 

10

Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии.


 

11

Значение и влияние темперамента на  выбор профессии.


 

12

Современный рынок труда и его требования к профессионалу


 

 

Профессиональная перспектива. Составление резюме


 

13

Понятие о профессиональной пригодности. Призвание. Целеустремленность.


 

14

Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.
 


 

 

Собеседование. Правила и нормы поведения.


 

15

Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет.


 

16

 Игра «Руководитель» (стили руководства).


 

 

Социально – экономические условия современной России


 

17

Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг.


 

18

Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.


 

19

Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром»


 

 

Основы экономических знаний


 

20

Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ.


 

21

Деньги и торговля. Банки и биржи.


 

 

Рынок образовательных услуг


 

22

Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования


 

23

Социально – профессиональная мобильность.
Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию»
Анализ рынка образовательных услуг.


 

24

Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних.


 

 

Основы технологической культуры


 

25

Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.


 

26

Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.


 

27

Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.


 

28

Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений.


 

 

Личный профессиональный план


 

29

Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность.


 

30

Профессиональное становление Профессиональное прогнозирование и самоопределение.


 

31

Готовность к выбору профиля, профессии


 

 

Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)


 

32

Подготовка профориентационных проектов


 

33

Подготовка профориентационных проектов


 

34

Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)

 






















14. Список литературы .

  1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.

  2. Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике.М.:Вита-пресс.2006.

  3. «Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992.

  4. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.

  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6

  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.

  8. «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html

  9. Постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.

  10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.

  11. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2006.

  12. Технология. Учебник для 10-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.

  13. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.

  14. Технология. Профессиональный успех. Учебник для 10-11 классов под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение. 2007.

 








2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!