СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Учусь создавать проект в географии» УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА В УСЛОВИЯХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Учусь создавать проект в географии»

УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

В УСЛОВИЯХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Учусь создавать проект в географии» УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА В УСЛОВИЯХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Учусь создавать проект в географии»

УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

В УСЛОВИЯХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ


Срок реализации – 1 год обучения











2016





Пояснительная записка

Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Программа курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект в географии» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы.

В основу программы по предмету «Учусь создавать проект в географии» взята программа, разработанная Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»1-4класс и обеспеченная методическим пособием для учителя / Р.И. Сизовой и Р.ф, Селимовой - М., Издательство РОСТ, 2013 г, 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/, которая рассчитана на 1час в неделю.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.

Это:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.


Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно

использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем

самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям

относится проектная технология. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Новизна программы заключается:

1. В использовании интегрированных занятий, сочетающих изучение географии и создание разнообразных проектов

2. В применении игровых элементов в обучении;

3. В использовании технологии проектного обучения.

Актуальность программы

Данная программа развивает у детей творческие способности, фантазию, способствует развитию речи, обучает умению работать в коллективе, использовать проектные методики, использовать компьютер как инструмент творчества.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Современные развивающие

программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,

личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи

формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и

систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию

следующих принципов:

• непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и

целостности образования в целом;

• развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального

самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• системность организации учебно-воспитательного процесса;

• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.


Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по

совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального

использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и

сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,

использование).

Формы и методы работы:

  • игры; опыты;

  • работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;

  • интеллектуальные головоломки;

  • практические занятия;

  • работа с компьютером дома;

  • дискуссии, беседы.


Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться:

• видеть проблемы;

• ставить вопросы;

• выдвигать гипотезы;

• давать определение понятиям;

• классифицировать;

• наблюдать;

• проводить эксперименты;

• делать умозаключения и выводы;

• структурировать материал;

• готовить тексты собственных докладов;

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть

сформированы следующие способности:

• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему

получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

• Целеполагать (ставить и удерживать цели);

• Планировать (составлять план своей деятельности);

• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все

существенное и главное);

• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать

свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).




Форма занятий и особенности программы
Занятия проводятся очно, по 1 часу в неделю (всего 34 часа).
В качестве методов используется объяснение нового материала и постановка задачи, выполнение задания учениками по шагам под руководством учителя или самостоятельно.



Роль предмета в формировании универсальных учебных действий, ключевых компетенций

Принцип природосообразности предполагает, что процесс обучения школьников должен основывать­ся на научном понимании взаимосвязи естественных и соци­альных процессов, согласовываться с общими законами раз­вития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что обучения школьников школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача введения детей в различные пласты художественной культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы обучение помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере искусства, в окружающем его мире.

Трактовка принципа коллективности применительно к обучения школьников предполагает, что образование, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовноценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования, а также совместное продуцирование художественных ценностей).

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для старших школьников идентификации себя с Россией, народами! России, российской культурой (в том числе художественной природой родного края. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных пред­ставлений (образы политических, этнокультурных, эстетичес­ких явлений и предметов; собственных действий по отно­шению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Оте­честву).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «вы­ведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел — реализация — рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, — главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если ему некто предварительно задал то, к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить, то для него нет проектирования. Он может прог­раммировать свои шаги, может составлять план исполнения, но собственно проектировать он в таком случае ничего не будет.

В логике действия данного принципа в программе предус­матриваются художественные, социальные и учебные проекты воспитанников.

Социальные проекты преобразовывают общности и обще­ство, вносят позитивные изменения в окружающую социаль­ную среду за счёт реализации социальных инициатив. Соци­альные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:

  • коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодей­ствия; предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в реше­нии актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;

  • самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограни­чений и стеснения;

  • организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привле­чению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функциониро­вания её частей в процессе решения какой-либо задачи;

  • конвенциональность — стремление к добровольному со­глашению субъектов на предмет принимаемых на себя обяза­тельств;

  • законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.



Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся в процессе деятельности


Решение проблем


Ученик:

  • демонстрирует понимание проблемы,

  • демонстрирует понимание цели и задач деятельности,

  • демонстрирует понимание последовательности действий,

  • имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности,

  • высказывается по поводу полученного результата.


Работа с информацией


  • осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности,

  • применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника,

  • демонстрирует понимание полученной информации,

  • демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу.

Коммуникация

    • соблюдает нормы речи в простом высказывании,

    • соблюдает нормы изложения простого текста,

    • работает с вопросами на уточнение,

    • соблюдает процедуру при работе в группе.






ЗУН

Общеучебные универсальные действия

Компетенции

Уметь работать по алгоритму

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации

Уметь строить и задавать вопросы

Формулирование полученных результатов

Излагает полученную информацию по заданным вопросам

Уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем

Отделение основной информации от второстепенной

Воспринимает основное содержание фактической определяя основную мысль, отношение говорящего к событиям и действующим лицам, основные факты и события, их последовательность

Умеет строить схемы

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма)

Переводит информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот

Умеет извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

Извлекает и систематизирует информацию из 1-2 простых источников по двум и более заданным критериям (основаниям)

Умеет   следовать заданной процедуре группового исследования

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности


Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой

Умеет   следовать заданной процедуре демонстрации коллекционирования

Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды

Готовит план выступления на основе заданных целей

Умеет определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности

Использует предложенный алгоритм действий

Умеет демонстрировать результаты исследования

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по, деятельности,
объективное определение своего вклада в общий результат

Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен.

Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы

Умеет демонстрировать результаты исследования

Объективное оценивание своих учебных достижений

Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен. Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы





















Учебно-тематическое планирование

5 класс

Содержание блока, раздела

Всего часов

Формы работы

Универсальные учебные действия

Лекции

Практика


Наблюдение в географии

2

1

1

Определять цели учебной

деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осущест­вления. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии.


Наблюдение и экспериментирование

2

1

1

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.


Методы исследования

2

1

1

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.


Наблюдение и наблюдательность в географии

2

1

1

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.


Совершенствование техники экспериментирования

2

1

1

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.


Интуиция и создание гипотез

2

1

1

Извлекать необходимую ин­формацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и вто­ростепенную информацию. Строить логические рассуж­дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.


Правильное мышление и логика

2

1

1

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.


Искусство делать сообщения

2

1

1

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.


Искусство задавать вопросы и отвечать на них

2

1

1

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.


Семинар «МОИ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ»

2

1

1

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.


Определение географической проблемы и выбор темы собственного исследования

2

1

1

Извлекать необходимую ин­формацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и вто­ростепенную информацию. Строить логические рассуж­дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.


Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

2

1

1

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.


Коллективная игра-расследование

2


2

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.


Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

2

1

1

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения. Строить логические рассуждения, проводить ана­логии, использовать обоб­щенные способы действий.


Семинар

2

1

1

Уметь осознанно и произ­вольно строить высказывание в устной речи, передавая со­держание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приё­мы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.


Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

2


2

Извлекать необходимую ин­формацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и вто­ростепенную информацию. Строить логические рассуж­дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.


Подготовка собственных работ к защите

2


2

Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последова­тельность действий, оцени­вать ход и результат выпол­нения.


Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

2


2

Уметь осознанно и произ­вольно строить речевое вы­сказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построе­ния текста.









11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!