СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа во 2 классе: «Шахматы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа                                                                        во 2  классе

Тема :

«Шахматы»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа во 2 классе: «Шахматы»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» г.Дагестанские Огни


Рабочая программа во 2 классе

Тема :

«Шахматы»





Подготовила: Юсуфова Фарида Зумрудиновна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ №7"



2016 – 2017 уч.г.

I. Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Шахматы» предназначена для обучающихся начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным).

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в сельской малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • - создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • - формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

  • - воспитывать потребность в здоровом образе жизни.



II. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Шахматы - школе»изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю (1 час в неделю:33 часа в год в 1 классе и по 34 часа в год со 2 по 4 классы).

Реализация программы «Шахматы детям» осуществляется на базе МБОУ СОШ №3 г.Дагестанские Огни РД.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.



Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

  • принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;



Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.



Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5. Участие в турнирах и соревнованиях.







Результаты образовательной деятельности:

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Особенности содержания программы:

Образовательная программа «Шахматы - школе» разработана на основе авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы - школе» и модифицирует данную программу, рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 - 392.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Он охватывает первый класс трех – и четырехлетней начальной школы, а также может использоваться в подготовительных к школе группах детского сада, в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста. Этот курс может без труда освоить каждый учитель начальной школы, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой.

Учебный курс «Шахматы, второй год» – логическое продолжение начатой работы.

В отличие от материалов первого года обучения, 90 % которых представляют собой авторские наработки, тематика второго курса более традиционна.

Среди заслуживающих внимания авторских инноваций можно выделить:

  • занимательное объяснение шахматной нотации;

  • использование на занятиях шахматных легенд;

  • культивирование игры на фрагментах (3×3, 4×4 и др.) шахматной доски;

  • применение диафильмов в учебном процессе;

  • разработка оригинальных дидактических игр и заданий;

  • преимущественное использование на занятиях позиций с минимальным количеством шахматных фигур.

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.

Программа «Шахматы, второй год» предусматривает 34учебных занятия, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.

Тематика курса «Шахматы, второй год».

I.Краткая история шахмат.

Повторение пройденного материала. Рождение шахмат. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.

Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу.Выдающиеся шахматисты нашего времени.Шахматные правила. Этика шахматной борьбы.

II.Шахматная нотация.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.

III.Ценность шахматных фигур.

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.Способы защиты.Игровая практика.

IV.Техника матования одинокого короля.

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, «линейный» мат.Ферзь и ладья против короля.Ферзь и король против короля.Ладья и король против короля.Решение заданий.

V.Достижение мата без жертвы материала.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Решение заданий на мат в два хода.

VI. Обобщение.

Повторение материала. Повторение основных вопросов курса. Игра в турнире. Турнирные партии.Практическая игра.

К концу второго года обучения дети должны знать:

  • шахматные правила FIDE;

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

  • ценность шахматных фигур.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • правильно вести себя за доской;

  • записывать шахматную партию;

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.



Нормативные документы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009г.Утвержден приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации от « 6» октября2009 г. № 373

Примерная программа Министерства образования и науки Российской Федерации на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2011г.

2-й год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

I.

Краткая история шахмат.

5 ч

20 – 25 минут на каждом занятии

5 ч

II.

Шахматная нотация.

7 ч.

7 ч.

III.

Ценность шахматных фигур.

7 ч.

7 ч.

IV.

Техника матования одинокого короля .

5 ч.

5 ч.

V.

Достижение без жертвы материала.

5 ч.

5 ч.

VI.

Обобщение.

-

5 ч.

5 ч.





Учебно-методическая литература для учителя





Автор, год издания



Название пособий



Вид пособия


1

Сухин И.Г. Программа курса «Шахматы - школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений.Обнинск: духовное возрождение, 2010

Сборник программ

2

Сухин И.Г. Шахматы, первый год, второй год, третий год или Учусь и учу -Обнинск: духовное возрождение, 2008.

Пособие для учителя

3

http://chess.cs.msu.su.

Интернет – ресурс

Календарно – тематическое планирование

2 класс



№ п/п

Тема занятия

Дата план

Дата факт

1

Повторение пройденного материала.



2

Повторение пройденного материала.



3

Краткая история шахмат.



4

Выдающиеся шахматисты нашего времени.



5

Шахматные правила. Этика шахматной борьбы.



6

Шахматная нотация.



7

Шахматная нотация..



8

Шахматная нотация. Краткая и полная шахматная нотация.



9

Шахматная нотация. Краткая и полная шахматная нотация.



10

Шахматная нотация. Запись шахматной партии



11

Шахматная нотация. Запись шахматной партии.



12

Шахматная нотация. Запись шахматной партии.



13

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.



14

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.



15

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.



16

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.



17

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.



18

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.



19

Способы защиты. Игровая практика.



20

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, «линейный» мат.



21

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.



22

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.



23

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.



24

Техника матования одинокого короля. Решение заданий.



25

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.



26

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата.



27

Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.



28

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.



29

Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода.



30

Повторение материала. Повторение основных вопросов курса.



31-32

Повторение материала. Игра в турнире. Турнирные партии.



33

Повторение материала. Практическая игра.



34

Повторение материала. Практическая игра.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!