Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 им. Ю.А.Гагарина»
Рассмотрено на школьном методическом объединении Пр. №___1__ от «_26____»____08____2017____г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Коломеец А.В. Приказ №_105_______ от «__29__»___08___2017__г. |
Рабочая программа
по ВУД «ДО- мажор»
(предмет)
2 «Б», 2 «В» класс
Учитель: Златовчена Наталья Юрьевна
Количество часов: всего34, в неделю 1
Плановых контрольных уроков____________
Планирование составлено на основе примерной программы вокально- хорового кружка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом авторской программы« Постановка певческого голоса» автора М. И. Белоусенко Москва, Просвещение 2017 год.
Учебник ________________________________________________________________
Название, автор, издательство, год издания
________________________________________________________________________
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате вокально-хоровой деятельности учащимися должны быть достигнуты определенные результаты:
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе слушания и исполнения русских народных,а так же песен современного музыкального искусства России;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов исполнительской деятельности и личностного смысла участия в вокальном коллективе; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного и сольного исполнительства;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимания его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
Предметные результаты:
знакомство с музыкальными жанрами;
использование средств музыкальной выразительности;
определение на слух звучание музыкальных инструментов
(фортепиано, скрипка, баян, флейт, балалайка)
уметь импровизировать в простейших мелодиях, применять импровизации в различных песнях.
Обучающиеся научатся петь в унисон, передавать характер музыкального произведения, определять на слух 4-5 песен.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса.
Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука(твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразирови, различных типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки. Сводные репетиции.
Сводные репетиции.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
Теоретико- аналитическая работа. Беседа о гигиене певческого голоса. Народное творчество. Беседа о творчестве композиторов-классиков, современных композиторов.
Концертно-исполнительская деятельность. Праздники, конкурсы, фестивали. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСА.
Показ вокальных приемов, правильного выполнения упражнений;
Прослушивание разучиваемых произведений
Устный анализ услышанного произведения;
Разучивание по элементам, по частям, в целом виде, разучивание стихотворного текста, танцевальных элементов;
Репетиционные занятия- подготовка музыкальных номеров к к онцертным выступлениям.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Беседа, презентации на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
Практические занятия –вокальные распевания включающие в себя упражнения на выработку правильного дыхания, опроы звука, чистой интонации, артикуляции, вокального строя, грамотного ансамблевого звучания.
Групповые и индивидуальные виды деятельности на которых дети осваивают музыкальную грамоту и терминологию, разучивают песни современных композиторов.
Занятие- постановка на которых дети отрабатывают концертные номера, развивают актерские способности.
Слушание музыки Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Музыкально-пластическое движение Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений Театрализованные формы музыкально- творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средст выразительности различных искусств.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
Пение как вид музыкальной деятельности. Понятие о сольном и ансамблевом пении. |
1 | Вводный инструктаж. Прослушивание. Классификация голосов. Вокально – певческая установка | 1 |
2,3,4,5 | Исполнение вокальных упражнений Работа над дикцией. Работа над звуковедением. | 4 |
6,7 | Дирижерские жесты | 2 |
Звукообразование, разучивание песен |
8 | Типы звуковедения Певческое дыхание | 1 |
9 | Дикция, артикуляция. | 1 |
10, 11 | Работа с народной песней. | 2 |
Слушание музыкальных произведений разучивание песен |
12, 13, 14 | Развитие певческих навыков. Разучивание и работа над репертуаром. Работа с произведениями русских композиторов | 3 |
15 | Музыкатерапия. | 1 |
16 | Певческое дыхание. | 1 |
17 | Речевые игры. | 1 |
18 | Формирование сценической культуры. | 1 |
19 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. | 1 |
20 | Народное творчество. | 1 |
21 | Унисон. Исполнение «Легато», «Кантилена» | 1 |
22 | Тренировочное занятие. | 1 |
23 | Исполнение народных песен | 2 |
24, 25 | Элементы хореографических движений. | 2 |
26 | Работа над сложностью интонирования. | 1 |
27 | Беседа о творчестве композиторов - класиков | 1 |
28 | Речевые игры. Скороговорки. | 1 |
29, 30 | Исполнение песенного репертуара | 2 |
31 | Пение соло и в ансамбле | 1 |
32 | Работа с солистами | 1 |
33 | Концертная деятельность | 1 |
34 | Беседа «Музыка вокруг нас» | 1 |