СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ВУД: "Хозяйка Медной горы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для работы с одарёнными детьми. Изучение истории Урала, мифологии, преданий и сказов П. П. Бажова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ВУД: "Хозяйка Медной горы"»

34



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА


Лицензия: № 10249 от 18.12.2012 г., свидетельство о государственной аккредитации № 938 от 11.03.2012 г.



456602, Челябинская область, г. Копейск, ул. Меховова, 10, тел. 8(35139)7-66-95,

Е-mail: kopsch16@mail.ru, сайт школы: http//74213s16.edusite.ru/

ИНН 7411013866, КПП 743001001, ОКАТО 75428000000, ОГРН 1027400778041, ОКПО 42513825,

БИК 047501001, расчетный счет 40701810200001000012 Отделение г. Челябинска



Приложение № ___

к основной образовательной программе,

утвержденной приказом директора

МОУ СОШ № 16

№____ от «___»_____2015 г


Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Хозяйка Медной горы»

ОБЩЕКУльтурной направленности


Возраст детей: от 7 до 11 лет

Срок реализации: 1 год



Составитель программы:

Токарчук Марина Дмитриевна,

учитель технологии








2016



Паспорт программы


Название программы

«Хозяйка Медной горы»

Тип программы

модифицированная

Образовательная область

социальная

Направленность  программы

общекультурная

Уровень освоения содержания образования

общеразвивающий

Нормативно-правовая база


  • Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принят 29.12.2012 г.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

  • Приказ №1241 от 26 .11. 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6. 10. 2009г. №373.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  • ФГОС ООО (утв. Приказом МОиН РФ от 17.12.2010г № 1897)

  • Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067)

  • Устав МОУ СОШ № 16

Цель программы

Выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.

Задачи программы

обучающие:

  • познакомить с начальными представлениями о театральной, артистической, художественной, игровой, организаторской деятельности и вовлекать в нее.

  • научить приемам создания поздравительных газет, открыток, используя имеющийся подручный бросовый материал;

  • включать учащихся в познавательную и творческую деятельность;

  • создавать условия для развития творческой активности детей;

развивающие:

  • развивать устную речь, научить свободному общению, развивать память, развивать уверенность в своих силах и способностях;

  • развивать творческие способности детей;

  • формировать навыки коллективной деятельности, сотрудничества;

  • развивать познавательный интерес к традиционной народной культуре, современной русской музыке, театру;

воспитательные:

  • формировать потребность в самопознании и самореализации личности, открывать и развивать творческую активность;

  • воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, интерес к информационной  и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Составитель программы

Токарчук Марина Дмитриевна, учитель технологии

Срок реализации программы

1 год

Возраст участников программы

7-11 лет

Аннотация программы

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для работы с детьми 7-11 лет. Программа «Волшебница» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению и развитию творческих способностей учащихся начальной школы.

Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных, творческих процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к творческой доступной деятельности в разных видах творчества: изобразительном, декоративно-прикладном, вокальном, театральном. Предлагаемая система практических занятий позволит проявить организаторские способности, формировать, развивать, корректировать у младших школьников нравственные, эстетические, этические представления, коммуникативные умения, наличие которых является показателем культурного уровня, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения и творчества.

Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника культурных, нравственных, коммуникативных представлений для общения друг с другом на более высоком уровне и раскрытия потенциала каждого ребёнка в различных видах творчества.


Структура программы

Раздел 1. Целевой раздел стр.5

Раздел 2. Содержательный раздел стр.11

Раздел 3. Организационный раздел стр.13

Список литературы стр.27











































Раздел 1. Целевой раздел


    1. Пояснительная записка



Направленность программы «Хозяйка Медной горы» является программой общекультурной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – одногодичный.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.


Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.


Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.


      1. Цели и задачи реализации программы

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.



      1. Нормативно-правовая база создания программы

Программа курса внеурочной деятельности «Хозяйка Медной горы» является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней:

  • определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса не весь период обучения;

  • отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности в детском объединении «Волшебница» и её результативности;

  • организационные нормативы работы детского объединения.


Программа «Волшебница» является локальным нормативным документом, она прошла проверку и утверждение в определённом порядке:

  1. Обсуждение программы на педагогическом совете образова­тельного учреждения;

  2. Утверждение общеобразовательной программы приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогиче­ского совета.


При разработке программы основными нормативными документами являются следующие:

  • Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принят 29.12.2012 г.

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

  • Приказ №1241 от 26 .11. 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6. 10. 2009г. №373.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);

  • Устав МОУ СОШ № 16.


      1. Принципы и подходы к формированию программы

Основные принципы построения программы:

  • основные принципы дидактики;

  • гуманизация и культуросообразность;

  • целостность и вариативность;

  • индивидуализация и дифференциация;

  • преемственность;

  • системность;

  • открытость;

  • творческая активность личности.


На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 7лет;

  • развивающий – 2 и 3 года обучения для обучающихся 8,9 лет;

  • исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.


Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Формы занятий Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Методы Для качественного развития творческой деятельности юных рукдельниц программой предусмотрено:
  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приёмами творческой работы всеми обучающимися.

  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребёнка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.


Программа рассчитана на работу с детьми  7-12 лет.

Количество детей в группе 5-7 человек.

Срок реализации программы: 1 учебный год.


      1. Прогнозируемые результаты реализации программы


Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают до профессиональную подготовку, наиболее одарённые – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.

Прогнозируемые результаты Обучаемые первого года обучения
  • названия основных и составных цветов;

  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;

  • изобразительные основы декоративных элементов;

  • материалы и технические приёмы оформления;

  • названия инструментов, приспособлений.

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

  • пользоваться материалами.


Обучаемые второго – третьего года обучения

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;


основы графики;

  • правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

  • проявлять творчество в создании работ.

Обучаемые четвёртого года обучения
  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;

  • значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;

  • различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;

  • основы дизайна;

  • творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.

  • правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

  • работать в определённой цветовой гамме;

  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;

  • передавать пространственные планы способом загораживания;

  • передавать движение фигур человека и животных;

  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

  • свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;

  • решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.


Обучаемые пятого года обучения


  • знать основы и правила безопасности в учебном кабинете;

  • знать и ориентироваться в видах и жанрах изобразительного искусства;

  • овладеть основами изобразительных техник и декоративно-прикладной работы;

  • знать тесную связь искусства с окружающим миром и жизнью;

  • различные художественные материалы для изобразительной и художественной деятельности и специфику работы с ними;

  • знать и разбираться в бумажном формате;

  • основные правила построения гармоничной композиции;

  • основные правила построения предметов, пропорции;

  • основные правила линейной перспективы;

  • пользоваться различными художественными материалами;

  • работать в технике папье-маше, пластилиновая и шерстяная аппликация, монотипия, графика, гравюра, витраж, батик и т.д.;

  • организовывать своё рабочее место;

  • самостоятельно выполнить творческую работу по окончанию учебного года;

  • доводить работу до логического завершения;

  • воплощать свои фантазии и выражать свои мысли;

  • составлять композиции, узоры и орнаменты;

  • первичные навыки в оформительской деятельности и дизайне;


      1. Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы


Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают до профессиональную подготовку, наиболее одарённые – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.

Цели оценочной деятельности:

  • отслеживать на этапе контроля эффективность реализуемой программы «Юный художник»;

  • отслеживать индивидуальный прогресс в достижении планируемых результатов освоения программы обучения;

  • развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий.


Подведение итогов по результатам освоения материала дан­ной программы проходит при:

  • проведении выставок детских работ.

  • участии ребят в конкурсах на определённую тему.

  • обсуждении ориги­нальности замысла и его воплощении автором,

  • сравнение раз­личных техник, 

  • анализ творческих работ.

  • составление альбома лучших работ.

Стартовая диагностика проводится с целью определения общей готовности учеников к обучению оригами. Для мониторинга общей готовности используются:

  • беседа для выявления внутренней позиции школьника.


Текущее оценивание

В текущем оценивании предметом оценки выступают личностные результаты, которые отслеживаются в ходе различных мониторинговых исследований при проведении индивидуальных и групповых работ.


Итоговое оценивание

Итоговое оценивание происходит в конце обучения. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся выполнять на основе всего пройдённого материала задания руководителя..






Раздел 2. Содержательный раздел программы


2.1.1. Структура занятия


  • Создание мотивации. Загадки, стихи, интересные истории по теме

  • Повторение правил техники безопасности (приложение)

  • Подача материала с использованием презентации, картинок, звукового эффекта

  • Практическая часть

  • Анализ полученных знаний (отображение на бумаге образа восприятия ребёнка от полученных знаний)



2.1.2. Методы организации занятия

Методы, используемые при проведении занятий оригами, органично сочетаются:


Методыв основе которых лежит способ организации занятия

словесный 

(устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); рассказ педагога, беседа. Задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.

 практический и игровой

(выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). упражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа. Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания. Важной частью работы являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Активизируют моторику рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.


наглядный

 (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); демонстрация способов действий, показ образца


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей

объяснительно-иллюстративный 

дети воспринимают и усваивают готовую информацию

 репродуктивный 

учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый 

участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский

самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях

фронтальный

одновременная работа со всеми учащимися

индивидуально-фронтальный 

чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

групповой

организация работы в группах

индивидуальный

индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

2.2. Основные здоровьесберегающие принципы программы


  • включение в учебный процесс жизненного опыта ребёнка, опора на него в обучении, помощь в «присоединении» нового знания к прежнему знанию и опыту, обеспечение каждому ребёнку возможности понимания;

  • представление научных понятий и способов действий на языке и средствами, доступными воспитанникам;

  • исключение перегрузки детей информацией, её непротиворечивость;

  • обеспечение положительного эмоционального состояния воспитанников;

  • достижение интеллектуального комфорта на занятиях, обеспечиваемое сменой деятельности;

  • применение дифференцированного подхода к каждому воспитаннику (ориентирование на индивидуальные особенности и темпы развития детей);

  • использование физкультминуток на занятиях (приложение)

2.2.1. Формы и режим занятий


Занятия 1 классов проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 часа, 33 часа в год, продолжительность занятия 40 минут.


Занятия 1,3, 4, 5 проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 часа, 34 часа в год, продолжительность занятия 40 минут.




Используются такие формы, как:

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что позволяет организовать содержательное общение детей;

  • взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой, рисованием, развитием речи;

  • реализацию для детей определённых эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребёнка и его права на самостоятельный выбор, обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью;

  • использование приёмов и методов общепедагогического влияния: поощрение достижений ребёнка, закрепление веры в успех;

  • развитие сотрудничества с родителями, которые охотно подключатся к этой деятельности: подбор книг, помощь в организации выставок, подбор материалов, организация домашнего досуга.


Выбор методов работы обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.












Раздел 3. Организационный раздел.


Программа


Ознакомительный этап.


Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Тематический план

занятия

Тема

Количество часов

всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

«Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)


1

10 мин

30 мин

2-3.

«Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.


2

20 мин

60 мин

4.

«Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».


1

10 мин

30 мин

5.

«Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.


1

10 мин

30 мин

6.

«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.


1

10 мин

30 мин

7.

«Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.


1

10 мин

30 мин

8.

«Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.


1

10 мин

30 мин

9.

«Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.


1

10 мин

30 мин

10.

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

1

10 мин

30 мин

11.

«Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.


1

10 мин

30 мин

12.

«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.


1

10 мин

30 мин

13.

Рисуем дерево тампованием. Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

1

10 мин

30 мин

14.

«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.


1

10 мин

30 мин

15.

«Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

Урок – игра: общение по телефону.


1

10 мин

30 мин

16.

«К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону.


1

10 мин

30 мин

17-18.

«Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.


2

20 мин

60 мин

19-20.

«Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.


2

20 мин

60 мин

21.

«Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.


1

10 мин

30 мин

22.

«Кто живёт под снегом». Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).


1

10 мин

30 мин

23.

«Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.


1

10 мин

30 мин

24-25.

«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.


2

20 мин

60 мин

26.

«Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

1

10 мин

30 мин

27.

«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.


1

10 мин

30 мин

28-29.

«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».


2

20 мин

60 мин

30-31.

«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.

2

20 мин

60 мин

32-

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.


1

10 мин

30 мин

33

Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев

1

10 мин

30 мин


Всего часов:

33

4 часа 30 мин

28часов30мин









3.3. Содержание программы


Темы раздела

Теория

Практическая работа

1 класс

Радужный мир


Знакомство с содержанием программы, правилами поведения в кабинете. Организационные вопросы. Оборудование, материалы, инструменты и техника безопасности при работе с ними. Правила работы с краской их виды.

Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.

Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.

Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

Выставки.

Подведение итого года

Выставка работ, награждение активных кружковцев

3 классы

Основы художественной грамоты.


Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.

Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

Беседы по истории искусств.

Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере.

Выставки, праздничные мероприятия.


Графика.


Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.

Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.

Гравюра на картоне.

Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.

Связь с рисунком, композицией, живописью.

Выставки

Подведение итого года

Выставка работ, награждение активных кружковцев

4 класс

Основы изобразительной грамоты


Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.

Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.

Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.

Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.

Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.

Композиция. Основные правила композиции:

объединение по однородным признакам;

соблюдение закона ограничения;

основа живой и статичной композиции;

группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;

подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).

Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.


Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

Беседы по истории искусств.

Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере.

Выставки, праздничные мероприятия.


Декоративно – прикладное искусство


Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение. Техника создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика, цветоведение, флористика. Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью. Беседы по декоративно – прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.

Свободный выбор живописных средств.

Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции

Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент.

Выставки

Подведение итого года

Выставка работ, награждение активных кружковцев

5 класс

Техника папье-маше

Знакомство с историей возникновения техники «папье-маше», с инструментами и материалами необходимыми для выполнения данной техники. Правила организации рабочего места. Украшение готовых форм Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «папье-маше» и переноса бумажной массы на плоскость с использованием собственных эскизов . Изготовление из отдельных кусочков: внутреннее маширование. Перенос бумажной массы на плоскость Изготовление «картины» с помощью переноса бумажной массы на плоскость


работать в технике, использовать разные приёмы. Выполняем: стаканчик для карандашей, рамку для фотографии, вазу панно и скульптуру животного


Графика

Рассматривание видов городов и сел разных стран, зимних сельских пейзажей, графических произведений известных авторов.


Выполнение эскиза, а далее и самого графического рисунка на тонированной бумаге

Витражная роспись

Выделение особенностей витражного искусства, особенности работы, выразительные черты.

Особенности витражной росписи по стеклу, знакомство с материалами.




Перенос на стекло рисунка с эскиза, нанесения контура, нанесения цвета, просушка.

Объёмная картина

Более подробное изучения различных техник, помогающих нанести на рисунок «отпечаток времени». Рассматривание состаренных и реальных картин.


Рисование иконописного образа восковыми мелками толстым слоем, без пробелов бумаги. Сминание и покрытие коричневой гуашью образованных трещинок на рисунке. Снятие слоя гуаши, просушка и разглаживание, покрытие лаком.


Ниткография

Рассматривание объёмных картин, выполненных в различных техниках. Работа над созданием объёмной картины позволяет совершенствовать знания о плановости и способах её передачи, композиции.


Выполнение чёткого линейного рисунка на небольшом формате. По контурному рисунку цветка наклеивают чёрную шерстяную нить, а затем заполняют «окошки» цветными нитями в соответствии с эскизом.


Скрапбукинг

История и применение гобелена. Особенности нетканого гобелена. Демонстрация образцов, выполненных в плоскостной технике. Нетканый гобелен не связан на прямую с процессом ткачества, а лишь имитирует его.


Заготовка основы для страницы из плотной бумаги или картона. Изготовление скетча для страницы, выполнение его в цвете. Далее – работа по скетчу на странице: приклеивание фона, декорирование

Айрис Фолдинг

Скрапбукинг - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, рисунков, записей и других мелочей.


Изготовление схемы для открытки, приклеивание декоративных элементов. Выполнение основы для открытки.


Творческая работа

Творческая работа позволяет дать ребёнку свободу в выборе своего личного творческого изделия, используя изученные техники в течение года. Ребёнок самостоятельно выстраивает ход работы от эскиза к завершению изделия, учитель выступает только как советчик и помощник.


Выбор техники и самого изделия. Выполнение эскиза в цвете и в натуральную величину (если это необходимо). Изготовление.

















3.4.Условия реализации программы


Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности,

  • кадровое обеспечение программы,

  • материально-техническое обеспечение

  • методическое обеспечение программы.


3.4.1.  Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвует учитель Технологии


Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса

Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

Проведение семинаров по реализуемым программам.

Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков

Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий

Организация и проведение общешкольных  мероприятий.

Годовое планирование воспитательной работы с учётом возможностей педагогов.







У3.4.2. Материально-техническое обеспечение программы


1.Кабинет для занятий:

Стулья ученические – 23 шт.

Столы ученические – 16 шт.

Стул учительский – 1 шт.

2. Оборудование:

  • персональный компьютер

  • мультимедийный проектор,

  • экран

  • звуковые колонки

  • принтер

3. Раздаточный материал:

  • простые карандаши;

  • цветные карандаши, фломастеры;

  • клей ПВА;

  • газета;

  • альбом;

  • гуашь;

  • акварель;

  • тушь;

  • кисти;

  • кисти для клея;

4. Демонстрационный материал:

  • образцы работ;

  • рисунки с изображением животных, птиц, насекомых, среды их обитания;


3.4.3. Методическое обеспечение


  1. Учебные и методические пособия (список использованной литературы)

















































3.2. Календарно-тематический график

3 а класс


Nп/п

Месяц

Число

Время проведений занятий

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Необходимые материалы, инструменты, оборудование

1.

сентябрь

5.09


8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Вводное занятие

Кабинет технологии

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

2

12.09

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Разнохарактерные линии.

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

3

19.09

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Листья и веточки»

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

4

26.09

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Рисование с натуры.

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

5

октябрь

3.10

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Рисование с натуры.

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

6

10.10

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Осенние листья

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

7

17.10

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Осенние листья

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

8

24.10

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Живая» линия

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

9

31.10

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Натюрморт

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

10

ноябрь

7.11

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Натюрморт

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

11

14.11

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Натюрморт

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

12

21.11

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Натюрморт

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

13

28.11

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Город

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

14

декабрь

5.12

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Люди – силуэты

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

15

12.12

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Город

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

16

19.12

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Люди – силуэты

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

17

26.12

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Терема

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

18

январь

16.01

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Терема

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

19

23.01

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Терема

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

20

30.01

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Поздравление

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

21

февраль

6.02

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Трафареты.

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

22

13.02

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Трафареты.

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

23

20.02

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Открытка – поздравление.

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

24

27.02

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

25

март

5.03

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Дворец Снежной королевы

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

26

12.03

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Портрет Снегурочки.

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

27

19.03

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Цветы зимой.

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

28

апрель

2.04

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Орнаментальная композиция

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

29

9.04

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Орнаментальная композиция

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

30

16.04

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Рисующий свет.

Опрос

Практическая работа

Цветные карандаши, альбом, ПК, экран, проектор

31

23.04

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Холодные цвета. Стихия – вода

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

32

30.04

8.00

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Тёплые цвета. Стихия- огонь

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

33

май

7.05

8.00

Беседа, презентация ИКТ

1час

Цветы весны

Опрос

Практическая работа

Гуашь, акварель, тушь, фломастеры, цветные карандаши, перо, кисти, альбом.

34

14.05

8.00

Беседа, презентация ИКТ

1час

Творческая работа. Свободный выбор техники и материалов.


Анализ творческих работ


















3.2. Календарно-тематический график

4 а класс


Nп/п

Месяц

Число

Время проведений занятий

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Необходимые материалы, инструменты, оборудование

1.

сентябрь

5.09


9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Вводное занятие.

Впечатление о лете.

Кабинет № 4

Опрос

Практическая работа

Фломастеры, альбом, ПК, экран, проектор

2

12.09

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Деревья.

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

3

19.09

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Зарисовка растений с натуры в цвете.

Опрос

Практическая работа

Цветные карандаши, альбом, ПК, экран, проектор

4

26.09

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Натюрморт.

Опрос

Практическая работа

Тушью, заострённой палочкой, альбом, ПК, экран, проектор

5

октябрь

3.10

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Осенний натюрморт

Опрос

Практическая работа

Гуашь, акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

6

10.10

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Небо в искусстве.

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

7

17.10

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Отражение в воде

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

8

24.10

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Отражение в воде

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

9

31.10

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Цветы

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

10

ноябрь

7.11

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Цветы и травы

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

11

14.11

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Цветы и бабочки

Опрос

Практическая работа

Гуашь, акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

12

21.11

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Плакат – вид прикладной графики

Опрос

Практическая работа

Гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

13

28.11

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Улицы моего города

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

14

декабрь

5.12

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Улицы моего города

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

15

12.12

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Скачущая лошадь

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

16

19.12

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Новогодние поздравления

Опрос

Практическая работа

Гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

17

26.12

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Холодный батик

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

18

январь

16.01

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Холодный батик

Опрос

Практическая работа

Гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

19

23.01

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Зимние забавы

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

20

30.01

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Зимние забавы

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

21

февраль

6.02

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Зимние забавы. Лыжи

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

22

13.02

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Зимние забавы. Горки

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

23

20.02

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Фигура человека в движении

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

24

27.02

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Цветы и травы дома.

Опрос

Практическая работа

Цветные карандаши, альбом, ПК, экран, проектор

25

март

5.03

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Скачущая лошадь зимой

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

26

12.03

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Улицы моего города зимой

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

27

19.03

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Улицы моего города зимой

Опрос

Практическая работа

Цветные карандаши, альбом, ПК, экран, проектор

28

апрель

2.04

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Кукольный антураж

Опрос

Практическая работа

Цветные карандаши, альбом, ПК, экран, проектор

29

9.04

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Туманный день

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

30

16.04

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Цветы и травы весны

Опрос

Практическая работа

Цветные карандаши, альбом, ПК, экран, проектор

31

23.04

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Цветы и травы весны

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

32

30.04

9.50

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Насекомые и природа

Опрос

Практическая работа

Акварель, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

33

май

7.05

9.50

Беседа, презентация ИКТ

1час

Творческая работа.

Опрос

Практическая работа

Гуашь, акварель, тушь, фломастеры, цветные карандаши, перо, кисти, альбом.

34

14.05

9.50

Беседа, презентация ИКТ

1час

Творческая работа.


Анализ творческих работ


















3.2. Календарно-тематический график

5 а класс


Nп/п

Месяц

Число

Время проведений занятий

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Необходимые материалы, инструменты, оборудование

Техника папье-маше- 16

1.

сентябрь

5.09


11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Техника папье-маше

Кабинет технологии

Опрос


Беседа, ПК, экран, проектор

2

12.09

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Папье-маше (кружка).

Опрос

Практическая работа

Пластилин, растительное масло, газета, ПК, экран, проектор

3

19.09

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Папье-маше (кружка).

Опрос

Практическая работа

Клейстер, кисть для клея, газета, ПК, экран, проектор

4

26.09

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Папье-маше (кружка).

Опрос

Практическая работа

Клейстер, кисть для клея, белая бумага, ПК, экран, проектор

5

октябрь

3.10

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Папье-маше (кружка).

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, ПК, экран, проектор

6

10.10

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Папье-маше (блюдце)

Опрос

Практическая работа

Пластилин, растительное масло, газета, ПК, экран, проектор

7

17.10

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Папье-маше (блюдце)

Опрос

Практическая работа

Клейстер, кисть для клея, газета, ПК, экран, проектор

8

24.10

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Папье-маше (блюдце)

Опрос

Практическая работа

Клейстер, кисть для клея, белая бумага, ПК, экран, проектор

9

31.10

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Папье-маше (блюдце)

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, ПК, экран, проектор

10

ноябрь

7.11

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Папье-маше (панно).

Опрос

Практическая работа

Пластилин, растительное масло, газета, ПК, экран, проектор

11

14.11

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Папье-маше (панно).

Опрос

Практическая работа

Клейстер, кисть для клея, газета, белая бумага, ПК, экран, проектор

12

21.11

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Папье-маше (панно).

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, ПК, экран, проектор

13

28.11

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Папье-маше (животное)

Опрос

Практическая работа

Пластилин, растительное масло, газета, ПК, экран, проектор

14

декабрь

5.12

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Папье-маше (животное)

Опрос

Практическая работа

Клейстер, кисть для клея, газета, ПК, экран, проектор

15

12.12

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Папье-маше (животное)

Опрос

Практическая работа

Клейстер, кисть для клея, белая бумага, ПК, экран, проектор

16

19.12

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Папье-маше (животное)

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, ПК, экран, проектор

17

26.12

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Графический пейзаж

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

18

январь

16.01

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Графический пейзаж

Опрос

Практическая работа

Простой карандаш, альбом, ПК, экран, проектор

19

23.01

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Графический пейзаж

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

20

30.01

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Витражная роспись по стеклу

Опрос

Практическая работа

Витражная краска, стекло,кисти, ПК, экран, проектор

21

февраль

6.02

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Витражная роспись по стеклу

Опрос

Практическая работа

Витражная краска, стекло,кисти, ПК, экран, проектор

22

13.02

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Состаривание

Опрос

Практическая работа

Восковыми мелками, альбом, коричневая гуашь, ПК, экран, проектор

23

20.02

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Состаривание

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, ПК, экран, проектор

24

27.02

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Объёмная картина

Опрос

Практическая работа

Тушь, перо, альбом, ПК, экран, проектор

25

март

5.03

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Объёмная картина

Опрос

Практическая работа

Гуашь, кисти, альбом, салфетки, клей ПВА, ПК, экран, проектор

26

12.03

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Нетканый гобелен

Опрос

Практическая работа

Простой карандаш, чёрную шерстяную нить, цветные шерстяные нити, ПК, экран, проектор

27

19.03

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Нетканый гобелен

Опрос

Практическая работа

Простой карандаш, чёрную шерстяную нить, цветные шерстяные нити, ПК, экран, проектор

28

апрель

2.04

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Страничка из фотоальбома

Опрос

Практическая работа

Картона, альбом, журналы, картинки, цветная бумага, клей ПВА, ПК, экран, проектор.

29

9.04

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Страничка из фотоальбома

Опрос

Практическая работа

Картона, альбом, журналы, картинки, цветная бумага, клей ПВА, ПК, экран, проектор.

30

16.04

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Открытка

Опрос

Практическая работа

Цветные карандаши, альбом, цветная бумага, клей ПВА, ПК, экран, проектор.

31

23.04

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Творческая работа

Опрос

Практическая работа

Выбор техники и самого изделия

32

30.04

11.30

Беседа, презентация ИКТ, практическая работа

1час

Творческая работа

Опрос

Практическая работа

Выбор техники и самого изделия

33

май

7.05

11.30

Беседа, презентация ИКТ

1час

Творческая работа

Опрос

Практическая работа

Выбор техники и самого изделия

34

14.05

11.30

Беседа, презентация ИКТ

1час

Творческая работа


Анализ творческих работ




















УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГо

округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА


Лицензия: № 10249 от 18.12.2012 г., свидетельство о государственной аккредитации № 938 от 11.03.2012 г.



456602, Челябинская область, г. Копейск, ул. Меховова, 10, тел. 8(35139)7-66-95, Е-mail: kopsch16@mail.ru, сайт школы: http//74213s16.edusite.ru/




РАССМОТРЕНО


на заседании ШМО

учителей общетехнических

дисциплин


протокол № ___

от «____» августа 2016 г.



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора

по ВР


_________ М. И. Панова


«____»________ 2016 г.




УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ СОШ № 16



____________ М.Г. Сергеева


«_____»_________2016 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ»

( модифицированная программа

развития духовно-нравственных

и эстетических качеств обучающихся)


Для обучающихся

младшего, среднего и старшего школьного возраста

срок реализации программы 2016 - 2017 учебный год




Учитель технологии

Первой квалификационной категории

Токарчук Марина Дмитриевна


2016 - 2017



Паспорт программы


Название программы

Хозяйка Медной Горы

Заказчик программы

Родители, администрация

Основные разработчики

программы

Токарчук Марина Дмитриевна

Сроки реализации

2014 -2015 учебный год

Основания для разработки

Цели

Воспитание у детей любви к родной Уральской

природе, бережного отношения к богатствам, недрам и

окружающей среде, стремление с исследовательской деятельности.

Раскрытие творческого потенциала учащихся и привития интереса к истории, культуре и искусству Родного края.

Практическая деятельность предусматривает изучение астрологии и свойств уральских самоцветов; истории костюмов, традиций и фольклора народов Урала; легенд и сказов в творчестве П. П. Бажова.

Основные задачи

Заложить фундамент знаний по краеведению и искусству;

воспитать у школьников чувства патриотизма, бережного к природному и культурному

наследию Родного края;

приучить учащихся к самостоятельной деятельности;

совершенствовать нравственное и культурное развитие детей и подростков;

сформировать умение работать с инструментами и

приспособлениями для шитья и рукоделия;

развить у учащихся внимание, логическое мышление, эрудицию, сотрудничество в коллективе.

Ожидаемые результаты

реализации программы

Формирование у детей навыков необходимых для

занятий прикладным творчеством

Умение владеть различными видами декоративно-прикладного творчества

Приобретение навыков владения искусством рукоделия

Развитие у детей эстетического вкуса, аккуратности и экономного отношения к материалам и инструментам

Умение работать в творческом коллективе

Выявление у обучающихся творческого потенциала в виде творческих проектов, презентаций, выставок, конкурсах, олимпиадах.


Перечень разделов программы

Пояснительная записка

Учебный план

Паспорт программы

Содержание учебно-познавательной

информации

Литература













































1.Пояснительная записка

« Отношение к прошлому определяет

нравственность настоящего».

В. Крупин.



Данный проект – программа представляет собой первый этап эстетического воспитания и обучения учащихся 5-11 классов и ставит основной целью улучшить знания и ориентацию обучающихся в прошлом своих предков, изучение мифологии, сказов, легенд, исторических истоков Уральского края и поможет в развитии художественных способностей; позволит развить фантазию и вкус; привьет интерес к истории родного края.

В кружке «Хозяйка Медной горы» обучающиеся познакомятся с видами декоративно-прикладного творчества народов Урала; с фольклорным наследием (легендами, преданиями, сказами); с географическим происхождением и природными богатствами.

С преданиями и легендами тесно переплетаются исторические факты об уральских промыслах и мастерстве людей, каких нет нигде больше в мире.

С этим обучающиеся познакомятся на занятиях кружка.

Велик интерес людей к камням-самоцветам. В программе предусмотрено знакомство с астрологией камней, с перечнем разнообразных самоцветов, которые добывались и добываются на Урале.

Для раскрытия творческого потенциала обучающиеся и для привития предлагает изучение фольклора:

- сказов П. П. Бажова

- преданий и легенд Урала

Практические занятия предусматривают изучение истории костюмов народов Урала, эскизирование, изготовление костюмов, театролизированный показ в форме живых картин и сцен по сказам и легендам.

Проект обеспечивает приемственность трудового обучения в средних и старших классах образовательной школы и межпредметные связи с аналогичными театрами-студиями:

- «Любава» - ДТМиД г. Копейск

- «Народная изба» - зоопарк, г. Челябинск

- «Ильмень» - Ильменский заповедник, г. Миасс.

Проект предусматривает экскурсии:

- посещение Ильменского заповедника – Музей камня

- экскурсия по г. Копейску – показ месторасположения Копейских копей

- Челябинский областной краеведческий Музей

- Приглашение мастеров-камнерезов, ювелиров. Проведение бесед, лекций, мастер-классов.

Программа определяет выставочную деятельность в форме рисунков, рефератов, презентаций, показов мод, выставки изделий из природных камней, фольклорных фестивалей «Уральские зори».



  1. Учебно- тематическое планирование



Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения.

1

1

-

2.

Виды декоративно- прикладного творчества Урала:

- Каслинское литье

- Златоустовская гравюра

- Ювелирное искусство

3


1

1

1

1


1

1

1

-


-

-

3.

Изучение легенд, сказов и преданий Урала. Фольклор. Киноискусство и мультипликация. Репродукции и иллюстрации.

6

2

4

4.

Изучение быта и образа жизни наших предков. Исторические исследования.

2

2

-

5.

Хозяйка Медной горы. Истоки. Легенда. П. П. Бажов – создатель образа.

1

1

-

6.

Экскурсия по городу Копейску. Рассказ об углежогах. Копейские угольные копи. История и настоящее время.

1


1


-

7.

Народы Урала. Костюмы. Эскизирование. Создание экспозиции показа театролизации сказов П. П. Бажова:

«Малахитовая шкатулка»

«Каменный цветок»

«Медной горы Хозяйка»





1





-





1

8.

Технология изготовления костюмов. Пошив и отделка изделий.

4

-

4

9.

Кружок «Хозяйка \медной горы» приглашает на спектакль -дефиле «Сказы земли Уральской».

1

1

-

10.

Экскурсии:

*Челябинский краеведческий музей

*Выставочный зал «Самоцветы Урала»

*Челябинский зоопарк «Русская изба».


1

1

1


-

-

-


1

1

1

11.

Астрология камней.

2

-

2

12.

Изготовление украшений из бисера, бусин и камней

2

-

2

13.

Изготовление вязанных украшений .

2

-

2

14.

Изготовление украшений из ткани.

2

-

2


Итого:

35

12

23









3 Содержание учебно- образовательной информации


  1. Введение. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях кружка.

  2. Знакомство с программой кружка «Хозяйка Медной горы».

  3. Виды декоративно-прикладного искусства Урала.

  4. История и особенности каслинского литья.

  5. История и загадки златоустовской гравюры и чеканки.

  6. История и неповторимое ювелирное искусство уральских мастеров.

  7. Эскизирование орнаментов.

  8. Проектная деятельность.

  9. Изучение легенд и преданий Урала.

  10. Фольклор.

  11. Подбор литературы

  12. Лекции.

  13. Беседы.

  14. Сюжетно-ролевые игры.

  15. Изучение быта и образа жизни наших предков. Исторические исследования.

  16. Изучение литературы и иллюстраций.

  17. Просмотр слайдов, фильмов и мультфильмов.

  18. Экскурсии по музеям родного края.

  19. Выставки детского творчества.

  20. Хозяйка Медной горы. Истоки. Легенды. Сказы. П. П. Бажов – создатель образа.

  21. Показ костюма Хозяйки Медной горы.

  22. Изучение исторических преданий о «горной матке» и «Золотой бабе»

- хозяйки шахт.

23. Чтение сказов П. П. Бажова:

«Хозяйка Медной горы»

«Каменный цветок»

«Малахитовая шкатулка».

25.Конкурсы рисунков «Сказы П. П. Бажова».













Список литература


  1. Гара Н. Н., Дик Ю. И. примерные программы дополнительного образования для среднего общего образования. – М.: Дрофа, 2010 год.


  1. Программы общеобразовательных учреждений . Технология: 5-11 кл. / Под редакцией Хотунцева Ю. А., Симоненко В. Д. – М.: Просвещение, 2011 год.



  1. Предания и легенды Урала. Фольклорные рассказы/ Под редакцией Кругляшовой В. П. – Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1991 год.


  1. Голубая жемчужина: Легенды, предания, сказы дореволюционного Урала/ Под редакцией Китайника М. П. / Литературная запись Власовой С. К. – Челябинск: Книжное изд-во, 1958.



  1. Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. - М.: Сантакс-Пресс, 1997.



  1. Звезды и судьбы : антология гороскопов / составители Гумун Л. В. И др. – М.: ММП «Лира» / Изд-во «Исида», 1992. Гороскоп камней. Сказы. П. П. Бажова.








Список использованной литературы




1. Гара Н. Н., Дик Ю. И. примерные программы дополнительного образования для среднего общего образования. – М.: Дрофа, 2010 год.


2Программы общеобразовательных учреждений . Технология: 5-11 кл. / Под редакцией Хотунцева Ю. А., Симоненко В. Д. – М.: Просвещение, 2011 год.




3. Предания и легенды Урала. Фольклорные рассказы/ Под редакцией Кругляшовой В. П. – Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1991 год.


4.Голубая жемчужина: Легенды, предания, сказы дореволюционного Урала/ Под редакцией Китайника М. П. / Литературная запись Власовой С. К. – Челябинск: Книжное изд-во, 1958.




  1. Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. - М.: Сантакс-Пресс, 1997.



  1. Звезды и судьбы : антология гороскопов / составители Гумун Л. В. И др. – М.: ММП «Лира» / Изд-во «Исида», 1992. Гороскоп камней. Сказы. П. П. Бажова.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!