1. Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория успеха» является общеинтеллектуального направления развития учащихся и составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (по проектной деятельности);
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011г. № 03-296
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.
Проектная деятельность как ничто другое способствует развитию творческой и мыслительной деятельности учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.
Работая над выполнением учебного проекта, дети учатся проводить исследования; оформляя работу на компьютере, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации; учатся эффективно работать в команде.
Такой подход к организации самостоятельной деятельности школьников способствует развитию внимания и мыслительной деятельности учащихся, а также формированию умений рационально планировать свою работу, обеспечивает в ходе занятия ситуации эмоциональных переживаний, укрепляет уверенность в своих силах и способностях.
Данный курс является актуальным и необходимым, так как позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с методикой ведения проектной деятельности, овладевают практическими умениями исследовательской работы и создают собственные проекты.
Программа «Лаборатория успеха» обще интеллектуального направления развития рассчитана на один год обучения (34 занятий по 1 ч.в неделю).
Цель:
Создать условия для развития способностей учащихся к исследованию, для формирования умений проводить наблюдения; выполнять экспериментальные задания.
Задачи:
развивать у учащихся познавательные умения и навыки; творческие и коммуникативные способности;
прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта;
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
интегрировать знания из различных областей наук.
Формы организации занятий.
Программа предусматривает проведение работы детей в группах, парах, индивидуальную работу.
2.Личностные и метапредметные результаты проектной деятельности
Личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники.
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
развитие критического и творческого мышления
Метапредметные:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
умение координировать свои усилия с усилиями других;
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
3.Планируемые результаты
В процессе выполнения проекта обучающиеся научатся:
планировать и выполнять исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, эксперимент, моделирование;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
В процессе реализации проекта учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать деятельность по реализации проектов;
выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы);
работать с различными источниками информации: пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах;
уметь создавать и защищать электронные презентации;
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ, участие на районной НПК по физике и математике, в интернет-конкурсах .
В оценке результата проектной работы обучающихся учитывается:
участие в исследовании: активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;
выполнение исследования: объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели;
Примерные темы проектов и исследований
• Кристаллы в окружающем мире. Выращивание кристаллов.
• Физика в игрушках
• Опыты с атмосферным давлением
• Солнечная система
• Бумеранг
• Загадочные природные явления
• Измерение плотности твердых тел разными способами
• Исследование коэффициента трения обуви о различную поверхность
• Какой термос лучше?
• Мифы звездного неба
• Определение центра тяжести тел
• Удивительные свойства воды
• Физика на мыльных пузырях
• Физика в ванне
• Воздушные змеи и опыты с ними.
• Фонтаны от древнего мира до наших дней.
• Измерение плотностей бытовых жидкостей
• При каких условиях возникает полярное сияние
• При каких условиях возникает радуга
• Почему снежинки имеют шестигранную форму?
• Зачем кастрюлю закрывают крышкой?
• При каких условиях возникает эхо?
• Необычные свойства жидкостей.
• Почему поет ветер?
4.Содержание курса
1. Введение. Организация проектной деятельности (5 ч)
Что такое проект? (историческая справка). Проекты по физике. Погружение в проект. Планирование проектов по физике. Формирование проектных групп.
2. Осуществление проектной деятельности (24 ч)
Обсуждение идей будущих проектов по физике. Утверждение тематики проектов по физике и индивидуальных планов работы. Поиск, отбор и изучение информации. Знакомство с паспортом исследовательской работы. Оформление паспорта проекта. Промежуточный отчёт учащихся о выполнении проекта по физике. Обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта. Оформление результатов проектной деятельности.
3. Представление результатов деятельности и её оценка (5 ч)
Знакомство с правилами оформления презентаций проектов по физике. Формирование групп оппонентов. Оценка процесса работы над проектами по физике. Выступление с проектами по физике перед учащимися школы. Архивирование проектов по физике.
Учебный план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов |
теория | практика |
1 | Организация проектной деятельности | 5 | 2 | 3 |
2 | Осуществление проектной деятельности | 24 | 6 | 18 |
3 | Представление результатов деятельности и её оценка | 5 | 1 | 4 |
| Итого | 34 | 9 | 25 |
5. Календарно-тематическое планирование
| Разделы программы, тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
| Организация проектной деятельности-5ч | | | |
1 | Что такое проект? Проекты по физике | 1 | 1н.09 | |
2 | Демонстрация ученических проектов. Рекомендации по выбору темы проекта | 1 | 2н.09 | |
3 | Погружение в проект. Определение темы и обоснование выбора проекта. | 1 | 3н.09 | |
4 | Планирование проектов по физике. | 1 | 4н 09 | |
5 | Формирование проектных групп. | 1 | 1н.10 | |
| Осуществление проектной деятельности -24ч | | | |
6 | Обсуждение идей будущих проектов по физике | 1 | 2н.10 | |
7 | Утверждение тематики проектов по физике и индивидуальных планов работы. | 1 | 3н.10 | |
8 | Поиск, отбор и изучение информации по теме проекта | 1 | 4н10 | |
9 | Знакомство с паспортом исследовательской работы. | 1 | 2н11 | |
10 | Составление развернутого плана проекта. Оформление паспорта проекта. | 1 | 3н11 | |
11 | Промежуточный отчёт учащихся о выполнение проекта по физике | 1 | 4н.11 | |
12 | Творческий отчёт учащихся о выполнении проектов на данном промежутке | 1 | 1н12 | |
13 | Обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта | 1 | 2н.12 | |
14 | Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта по физике | 1 | 3н.12 | |
15 | Индивидуальная консультация учащихся по выполнению проектов | 1 | 4н.12 | |
16 | Работа учащихся над проектами по физике в группе | 1 | 2н01 | |
17 | Самостоятельная работа учащихся над проектами | 1 | 3н.01 | |
18 | Самостоятельная работа учащихся над проектами | 1 | 4н.01 | |
19 | Работа учащихся над проектами по физике индивидуально | 1 | 5н.01 | |
20 | Консультация учащихся по выполнению проектов | 1 | 1н.02 | |
21 | Оформление результатов проектной деятельности. | 1 | 2н.02 | |
22 | Представление результатов проекта в виде докладов | 1 | 3н.02 | |
23 | Знакомство с правилами оформления презентаций проектов по физике | 1 | 4н.02 | |
24 | Оформление результатов своей работы в виде электронной презентации | 1 | 1н.03 | |
25 | Оформление паспорта проекта по физике | 1 | 2н.03 | |
26 | «Предзащита» проектов по физике | 1 | 3.03 | |
27 | Самостоятельная работа учащихся над проектами | 1 | 1н.04 | |
28 | Ознакомление с общими требованиями к содержанию проекта, процедурой его защиты и критериями оценки | 1 | 2н.04 | |
29 | Генеральная репетиция публичной защиты проектов | 1 | 3н.04 | |
| Представление результатов деятельности и её оценка-5ч | | | |
30 | Оценка процесса работы над проектами по физике | 1 | 4н.04 | |
31 | Оценка результатов работы над проектами по физике | 1 | 1н.05 | |
32 | Заслушивание и обсуждение докладов учащихся. Защита презентаций. Оценивание. | 1 | 2н.05 | |
33 | Выступление с проектами по физике перед учащимися школы | 1 | 3н.05 | |
34 | Отбор лучших проектов для участия в интернет конкурсах ученических работ | 1 | 4н.05 | |
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
Список наглядных пособий
Таблицы общего назначения
Международная система единиц (СИ).
Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
Физические постоянные.
Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
Оборудование кабинета физики, необходимое для реализации рабочей программы:
Демонстрационное;
Лабораторное.
Технические средства обучения
Ноутбук. Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
Колонки для воспроизведения звука
Мультимедиа проектор
Экран навесной.
Интерактивная доска-приставка.
Кабинет физики содержит:
лабораторные столы (парты ученические);
рабочий стол учителя;
доска (одно полотно доски имеет стальную поверхность);
противопожарный инвентарь (ящик с песком, огнетушитель);
аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;
инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.
На фронтальной стене кабинета размещаются таблица приставок и единиц СИ.
Кабинет оборудован системой частичного затемнения.
Кабинет физики имеет специальную сменную комнату – лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов.
Кабинет физики, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, оснащён:
комплектом технических средств обучения, ноутбуком с мультимедиапроектором и интерактивной доской;
учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебники, сборники задач, журналы, руководства по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования).
7. Информационно-методическое обеспечение :
Литература для учащегося
Лукашик, В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. [Текст] / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2001 г.;
Перельман, Я. И. Занимательная физика. [Текст] / Я. И. Перельман - АСТ, Астрель, Хранитель. – 2004 г., 320 с.;
Шилов В.Ф. Экспериментальные задания: ученические мини-проекты.7класс/В.Ф.Шилов – М:Чистые пруды,2006,-32с-(Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып.4(10).
Покровский, С. Ф. Наблюдай и исследуй сам. [Электронный ресурс] / http://www.eduspb.com/public/files/fizicheskie_velichiny_i_ih_izmereniya_7_-_8.doc;
Литература для учителя
Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Кн. для учителя. [Электронный ресурс] / Л. А. Горев - М.: Просвещение, 1985 г. — 175 с.;
Кабардин, О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов - М.: Вербум, 2004 г., 148 с.
Тульчинский, М.Е. Качественные задачи по физике. [Электронный ресурс] / javascript:window.document.location ='http://depositfiles.com/files/04reqdmmy';