СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ВУД по физике "Лаборатория успеха"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  внеурочной деятельности «Лаборатория успеха» является общеинтеллектуаль­ного направления развития учащихся. Возраст учащихся 12-15 лет. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ВУД по физике "Лаборатория успеха"»





1. Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория успеха» является общеинтеллектуаль­ного направления развития учащихся и составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (по проектной деятельности);

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011г. № 03-296

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.

Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Проектная деятельность как ничто другое способствует развитию творческой и мыслительной деятельности учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.

Работая над выполнением учебного проекта, дети учатся проводить исследования; оформляя работу на компьютере, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации; учатся эффективно работать в команде.

Такой подход к организации самостоятельной деятельности школьников способствует развитию внимания и мыслительной деятельности учащихся, а также формированию умений рационально планировать свою работу, обеспечивает в ходе занятия ситуации эмоциональных переживаний, укрепляет уверенность в своих силах и способностях.

Данный курс является актуальным и необходимым, так как позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с методикой ведения проектной деятельности, овладевают практическими умениями исследовательской работы и создают собственные проекты.

Программа «Лаборатория успеха» обще интеллектуаль­ного направления развития рассчитана на один год обучения (34 занятий по 1 ч.в неделю).

Цель:

  • Создать условия для развития способностей учащихся к исследованию, для формирования умений проводить наблюдения; выполнять экспериментальные задания.



Задачи:

  • развивать у учащихся познавательные умения и навыки; творческие и коммуникативные способности;

  • прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта;

  • активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;

  • развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

  • интегрировать знания из различных областей наук.



Формы организации занятий.

Программа предусматривает проведение работы детей в группах, парах, индивидуальную работу.



2.Личностные и метапредметные результаты проектной деятельности



Личностные:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники.

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

  • развитие критического и творческого мышления

Метапредметные:

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры; выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

  • формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.



3.Планируемые результаты

В процессе выполнения проекта обучающиеся научатся:

  • планировать и выполнять исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; 

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; 

  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, эксперимент, моделирование;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

В процессе реализации проекта учащиеся получат возможность научиться:



  • самостоятельно организовывать деятельность по реализации проектов;

  • выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;

  • планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы);

  • работать с различными источниками информации: пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах;

  • уметь создавать и защищать электронные презентации;

Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ, участие на районной НПК по физике и математике, в интернет-конкурсах .



В оценке результата проектной работы обучающихся учитывается:

  • участие в исследовании: активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности; 

  • выполнение исследования: объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели; 

Примерные темы проектов и исследований

• Кристаллы в окружающем мире. Выращивание кристаллов.

• Физика в игрушках

• Опыты с атмосферным давлением

• Солнечная система

• Бумеранг

• Загадочные природные явления

• Измерение плотности твердых тел разными способами

• Исследование коэффициента трения обуви о различную поверхность

• Какой термос лучше?

• Мифы звездного неба

• Определение центра тяжести тел

• Удивительные свойства воды

• Физика на мыльных пузырях

• Физика в ванне

• Воздушные змеи и опыты с ними.

• Фонтаны от древнего мира до наших дней.

• Измерение плотностей бытовых жидкостей

• При каких условиях возникает полярное сияние

• При каких условиях возникает радуга

• Почему снежинки имеют шестигранную форму?

• Зачем кастрюлю закрывают крышкой?

• При каких условиях возникает эхо?

• Необычные свойства жидкостей.

• Почему поет ветер?




4.Содержание курса

1. Введение. Организация проектной деятельности (5 ч)

Что такое проект? (историческая справка). Проекты по физике. Погружение в проект. Планирование проектов по физике. Формирование проектных групп.

2. Осуществление проектной деятельности (24 ч)

Обсуждение идей будущих проектов по физике. Утверждение тематики проектов по физике и индивидуальных планов работы. Поиск, отбор и изучение информации. Знакомство с паспортом исследовательской работы. Оформление паспорта проекта. Промежуточный отчёт учащихся о выполнении проекта по физике. Обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта. Оформление результатов проектной деятельности.

3. Представление результатов деятельности и её оценка (5 ч)

Знакомство с правилами оформления презентаций проектов по физике. Формирование групп оппонентов. Оценка процесса работы над проектами по физике. Выступление с проектами по физике перед учащимися школы. Архивирование проектов по физике.

Учебный план




Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

теория

практика

1

Организация проектной деятельности

5

2

3

2

Осуществление проектной деятельности

24

6

18

3

Представление результатов деятельности и её оценка

5

1

4


Итого

34

9

25

5. Календарно-тематическое планирование


Разделы программы, тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт


Организация проектной деятельности-5ч




1

Что такое проект? Проекты по физике

1

1н.09


2

Демонстрация ученических проектов. Рекомендации по выбору темы проекта

1

2н.09


3

Погружение в проект. Определение темы и обоснование выбора проекта.

1

3н.09


4

Планирование проектов по физике.

1

4н 09



5

Формирование проектных групп.

1

1н.10



Осуществление проектной деятельности -24ч




6

Обсуждение идей будущих проектов по физике

1

2н.10


7

Утверждение тематики проектов по физике и индивидуальных планов работы.

1

3н.10


8

Поиск, отбор и изучение информации по теме проекта

1

4н10


9

Знакомство с паспортом исследовательской работы.

1

2н11


10

Составление развернутого плана проекта. Оформление паспорта проекта.

1

3н11


11

Промежуточный отчёт учащихся о выполнение проекта по физике

1

4н.11


12

Творческий отчёт учащихся о выполнении проектов на данном промежутке

1

1н12


13

Обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта

1

2н.12


14

Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта по физике

1

3н.12


15

Индивидуальная консультация учащихся по выполнению проектов

1

4н.12


16

Работа учащихся

над проектами по физике в группе

1

2н01


17

Самостоятельная работа учащихся над проектами

1

3н.01


18

Самостоятельная работа учащихся над проектами

1

4н.01


19

Работа учащихся

над проектами по физике индивидуально

1

5н.01


20

Консультация учащихся по выполнению проектов

1

1н.02


21

Оформление результатов проектной деятельности.

1

2н.02


22

Представление результатов проекта в виде докладов

1

3н.02


23

Знакомство с правилами оформления презентаций проектов по физике

1

4н.02


24

Оформление результатов своей работы в виде электронной презентации

1

1н.03


25

Оформление паспорта проекта по физике

1

2н.03


26

«Предзащита» проектов по физике

1

3.03


27

Самостоятельная работа учащихся над проектами

1

1н.04


28

Ознакомление с общими требованиями к содержанию проекта, процедурой его защиты и критериями оценки

1

2н.04


29

Генеральная репетиция публичной защиты проектов

1

3н.04



Представление результатов деятельности и её оценка-5ч




30

Оценка процесса работы над проектами по физике

1

4н.04


31

Оценка результатов работы над проектами по физике

1

1н.05


32

Заслушивание и обсуждение докладов учащихся. Защита презентаций. Оценивание.

1

2н.05


33

Выступление с проектами по физике перед учащимися школы

1

3н.05


34

Отбор лучших проектов для участия в интернет конкурсах ученических работ

1

4н.05




6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение

Список наглядных пособий

Таблицы общего назначения

  1. Международная система единиц (СИ).

  2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

  3. Физические постоянные.

  4. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.


Оборудование кабинета физики, необходимое для реализации рабочей программы:

  • Демонстрационное;

  • Лабораторное.


Технические средства обучения

  1. Ноутбук. Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

  2. Колонки для воспроизведения звука

  3. Мультимедиа проектор

  4. Экран навесной.

  5. Интерактивная доска-приставка.


Кабинет физики содержит:

  1. лабораторные столы (парты ученические);

  2. рабочий стол учителя;

  3. доска (одно полотно доски имеет стальную поверхность);

  4. противопожарный инвентарь (ящик с песком, огнетушитель);

  5. аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;

  6. инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

На фронтальной стене кабинета размещаются таблица приставок и единиц СИ.

Кабинет оборудован системой частичного затемнения.

Кабинет физики имеет специальную сменную комнату – лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов.

Кабинет физики, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, оснащён:

  • комплектом технических средств обучения, ноутбуком с мультимедиапроектором и интерактивной доской;

  • учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебники, сборники задач, журналы, руководства по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования).


7. Информационно-методическое обеспечение :

Литература для учащегося


  1. Лукашик, В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. [Текст] / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2001 г.;

  2. Перельман, Я. И. Занимательная физика. [Текст] / Я. И. Перельман - АСТ, Астрель, Хранитель. – 2004 г., 320 с.;

  3. Шилов В.Ф. Экспериментальные задания: ученические мини-проекты.7класс/В.Ф.Шилов – М:Чистые пруды,2006,-32с-(Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып.4(10).

  4. Покровский, С. Ф. Наблюдай и исследуй сам. [Электронный ресурс] / http://www.eduspb.com/public/files/fizicheskie_velichiny_i_ih_izmereniya_7_-_8.doc;

Литература для учителя


          1. Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Кн. для учителя. [Электронный ресурс] / Л. А. Горев - М.: Просвещение, 1985 г. — 175 с.;

          2. Кабардин, О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов - М.: Вербум, 2004 г., 148 с.

          3. Тульчинский, М.Е. Качественные задачи по физике. [Электронный ресурс] / javascript:window.document.location ='http://depositfiles.com/files/04reqdmmy';


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!