Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы; М: Вентана-Граф, 2013 г.)
Этот кружок реализуется в рамках программы научно-технического направления.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика кружка.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности (конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи) в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Место кружка «Занимательная математика» в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 ч в год с проведением занятий один раз в неделю в 1 классе и на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю во 2-4 классах (всего 135 часов)
Ценностными ориентирами содержания кружка являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает следующие формы проведения внеурочных занятий: работа детей в группах, парах, индивидуальная работа.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии.
Таблица тематического распределения количества часов
Класс | Темы | Количество часов |
Примерная, авторская программа | Рабочая программа |
1 класс | 1)Числа. Арифметические действия. Величины. 2)Мир занимательных задач 3)Геометрическая мозаика Итого: | 0 0 0 0 | 17 3 13 33 |
2 класс | 1) Числа. Арифметические действия. Величины 2) Мир занимательных задач 3) Геометрическая мозаика Итого: | 0 0 0 0 | 15 7 12 34 |
3 класс | 1)Числа. Арифметические действия. Величины. 2)Мир занимательных задач 3)Геометрическая мозаика Итого: | 0 0 0 0 | 21 8 5 34 |
4 класс | 1)Числа. Арифметические действия. Величины 2)Мир занимательных задач 3)Геометрическая мозаика Итого: | 0 0 0 0 | 16 12 6 34 |
| ИТОГО | 0 | 135 |
Предполагаемые результаты освоения программы «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных
и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;
число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,
призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Тематический план, 1 класс
№ | Наименование разделов, тем | Всего час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудиторные | Внеаудиторные |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины | 17 | 9 | 8 | Строить математическую «пирамиды»: «Сложение в пределах 10, 20», «Вычитание в пределах 10, 20». Решать и составлять ребусы, содержащие числа. Заполнять числовой кроссворд (судоку). Работать в группах. Проверять выполненную работу. |
2 | Мир занимательных задач | 3 | 2 | 1 | Решать занимательные задачи: - со многими возможными решениями; -с некорректными данными; - с избыточным составом условия; -задачи-шутки. |
3. | Геометрическая мозаика | 13 | 6 | 7 | Составлять картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения; в уменьшенном масштабе. Составлять многоугольники. Выполнять постройки по собственному замыслу из деталей Лего конструктора. Строить конструкции из спичек по заданному образцу. Находить заданные фигуры в фигурах сложной конфигурации. Конструировать фигуры из деталей танграма. Составлять фигуры из 4, 5, 6, 7 уголков |
| ИТОГО | 34 | 17 | 16 | |
Тематический план, 2 класс
№ | Наименование разделов, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудиторные | Внеаудиторные |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины | 15 | 8 | 7 | Строить математическую «пирамиду»: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Решать и составлять ребусы, содержащие числа. Заполнять числовой кроссворд (судоку). Расшифровывать закодированные слова, восстанавливать примеры. Определять время по часам с точностью до часа. Работать в группах (сбор информации и выпуск математической газеты) Проверять выполненную работу. |
2 | Мир занимательных задач | 7 | 3 | 4 | Решать задачи: -с лишними или недостающими данными; - с некорректными данными; -с недостающими данными; - с избыточным составом условия; -имеющие несколько решений; -допускающие нестандартные решения. |
3. | Геометрическая мозаика | 12 | 6 | 6 | Находить заданные фигуры в фигурах сложной конфигурации. Конструировать фигуры из деталей танграма. Строить конструкции из спичек по заданному образцу. Строить геометрические фигуры на листе в клетку в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Распознавать, находить окружности на орнаменте. Составлять (вычерчивать) орнамент с использованием циркуля. Составлять прямоугольники (квадраты) из заданных частей. Решать задачи, формирующие геометрическую наблюдательность. |
| ИТОГО | 34 | 17 | 17 | |
Тематический план, 3 класс
№ | Наименование разделов, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудиторные | Внеаудиторные |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины | 21 | 10 | 11 | Решать олимпиадные задачи международного конкурса «Кенгуру». Составлять трёхзначные числа с помощью комплектов карточек с числами. Применять алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Решать и составлять ребусы, содержащие числа. Заполнять числовой кроссворд (судоку). Находить значения в числовых выражениях (без скобок и со скобками). Работать в группах: составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы); сбор информации и выпуск математической газеты. |
2 | Мир занимательных задач | 8 | 4 | 4 | Решать: -занимательные задачи ( в стихах; задачи-шутки, задачи-смекалки); -нестандартные задач на отношения; - со многими возможными решениями; -с недостающими данными; - с избыточным составом условия; -на переливание; -на доказательство; - олимпиадные задачи международного конкурса «Кенгуру». |
3. | Геометрическая мозаика | 5 | 3 | 2 | Конструировать многоугольники из одинаковых треугольников, из заданных элементов. Строить конструкции из спичек по заданному образцу. |
| ИТОГО | 34 | 17 | 17 | |
Тематический план, 4 класс
№ | Наименование разделов, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудиторные | Внеаудиторные |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины | 16 | 8 | 8 | Решать олимпиадные задачи международного конкурса «Кенгуру». Составлять многозначные числа с помощью комплектов карточек с числами. Решать и составлять ребусы, содержащие числа. Заполнять числовой кроссворд (судоку, какуро). Находить значения в числовых выражениях (без скобок и со скобками). Находить сумму нескольких слагаемых, решать занимательные задания с римскими цифрами. Отгадывать задуманные числа. Работать в группах: составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы); сбор информации и выпуск математической газеты. |
2 | Мир занимательных задач | 12 | 6 | 6 | Решать задачи: -нестандартные задач на отношения; - со многими возможными решениями; -с недостающими данными; - с избыточным составом условия; -решаемые перебором различных вариантов; -на переливание; -на доказательство; - олимпиадные задачи международного конкурса «Кенгуру»; -задачи-шутки; - задачи в стихах; -задачи-смекалки. |
3. | Геометрическая мозаика | 6 | 3 | 3 | Решать занимательные задания на развитие пространственных представлений. Строить конструкции из спичек по заданному образцу. Моделировать объёмные фигуры из проволоки. Создавать из развёрток цилиндр, призму шестиугольную, куб, конус и т.д |
| ИТОГО | 34 | 17 | 17 | |
Формы оценки результатов внеурочной деятельности.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»
Материально-техническое и учебно – методическое обеспечение
Дидактический материал
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, … , 90;
3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.
6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
7. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.
8. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
9. Набор «Геометрические тела».
10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.
11. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.
12. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»: запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке.
13. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-Граф, 2008.
14. Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М. : Знаток, 2009.
15. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
16. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.__
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов СОШ № 12 от «28» августа 2014 г. № 1 ________ Шевердинова М.П. подпись руководителя МО | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________ Нечепуренко Л. М. подпись Ф.И.О. «28» августа 2014 г. |
Краснодарский край, Белоглинский район, с. Белая Глина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 имени первого Героя Советского Союза
А.В.Ляпидевского Белоглинского района»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от «28» августа 2014 года
Председатель педсовета
___________ Михайленко И.С.
Подпись Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок «Занимательная математика»
срок реализации программы: 4 года
возраст обучающихся: 6,5 – 11 лет
Составитель: учитель начальных классов Прудникова Татьяна Дмитриевна
Программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы; М: Вентана-Граф, 2013 г.)