СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа "Занимательная математика для 3-4 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Занимательная математика"»

Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Семёновская средняя общеобразовательная школа»


РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом Директор МОУ Семёновской СОШ

Протокол от «__» _______2019г ___________ /Бобрышева Е.Н.

№___ Приказ от «__» _____2019г № ___




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОУ СЕМЁНОВСКОЙ СОШ


«Занимательная математика»


Направленность программы: общеинтеллектуальная


Образовательное объединение: «Занимательная математика»


Срок реализации: два года


Возраст учащихся:9-10 лет


Вид программы: компилятивная


Продолжительность освоения программы: два года


Составитель : Зайцева Оксана Александровна, учитель начальных классов, первая категория












Семеновка

2019г.


Пояснительная записка

I. Обоснование выбора данной программы :

Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

  • Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г.

Программа «Занимательная математика» рассчитана на ребят 9-10 лет, срок реализации 2 года (3-4 класс). Программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Формирует у детей конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через - интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.


II. Цель и задачи программы.

Цель: развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • правильно применять математическую терминологию;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

  • внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,

  • развивать краткости речи.

III. Отличительные особенности программы.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в кружок включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми.

Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами

IV. Возрастная группа детей и режим занятий.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3-4 классов ( 9 - 10 лет). Программа рассчитана: в 3 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 минут; в 4 классе - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 мин. Программа рассчитана на 2года.

В 3 классе - 34 часа в год. В 4 классе - 34 часа в год.


V. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.


Личностными результатами изучения данного кружка являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры.

  • Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Воспроизводить способ решения задачи.

  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

  • Конструировать несложные задачи.

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Результатом реализации данной программы внеурочной деятельности является проведение участие в математических олимпиадах разного уровня, математических конкурсах, пополнение портфолио.





VI .Учебно – тематический план


Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

3 класс

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

19

3

16

2

Мир занимательных задач.

11

4,5

6,5

3

Геометрическая мозаика.

4

0,5

3,5

Итого

34

8

26

4 класс

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

17

3

14

2

Мир занимательных задач.

11

1

10

3

Геометрическая мозаика.

6

1

5

Итого

34

5

29



VII. Содержание программы

3 КЛАСС

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.(19ч.)

Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.


2

Мир занимательных задач.(11ч.)

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.


3

Геометрическая мозаика.

(4ч.)

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).


4 КЛАСС

Наименование раздела

Содержание

1

Числа. Арифметические действия. Величины. (17ч.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2

Мир занимательных задач.(11ч.)

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач .. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

3

Геометрическая мозаика.

(6ч.)

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).












Календарно -тематический план кружка «Занимательная математика»


3 класс

№п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

теория

практика

план

фактич.

1

Интеллектуальная разминка

0

1



2

«Числовой» конструктор

0

1



3

Геометрия вокруг нас

0

1



4

Волшебные переливания

0

1



5

В царстве смекалки

1

0



6

В царстве смекалки

0

1



7

«Шаг в будущее»

0,5

0,5



8

«Спичечный» конструктор

0,5

0,5



9

«Спичечный» конструктор

0

1



10

Числовые головоломки

0

1



11

Интеллектуальная разминка

0,5

0,5



12

Интеллектуальная разминка

0

1



13

Математические фокусы

0

1



14

Математические игры

0

1



15

Секреты чисел

0,5

0,5



16

Математическая копилка

0,5

0,5



17

Математическое путешествие

0

1



18

Выбери маршрут

0,5

0,5



19

Числовые головоломки

0

1



20

В царстве смекалки

1

0



21

В царстве смекалки

0

1



22

Мир занимательных задач

0,5

0,5



23

Геометрический калейдоскоп

0

1



24

Интеллектуальная разминка

0

1



25

Разверни листок

0

1



26

От секунды до столетия

1

0



27

От секунды до столетия

0

1



28

Числовые головоломки

0

1



29

Конкурс смекалки

0

1



30

Это было в старину

0,5

0,5



31

Математические фокусы

0

1



32

Энциклопедия математических развлечений

1

0



33

Энциклопедия математических развлечений

0

1


34

Математический лабиринт

0

1











































Календарно -тематический план кружка «Занимательная математика»


4 класс



№п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

теория

практика

план

фактич.

1

Интеллектуальная разминка

0

1



2

Числа-великаны

0,5

0,5



3

Мир занимательных задач

0,5

0,5



4

Кто что увидит?

0

1



5

Римские цифры

0

1



6

Числовые головоломки

0

1



7

Секреты задач

0

1



8

В царстве смекалки

0,5

0,5



9

Математический марафон

0

1



10

«Спичечный» конструктор

0

1



11

«Спичечный» конструктор

0

1



12

Выбери маршрут

0,5

0,5



13

Интеллектуальная разминка

0

1



14

Математические фокусы

0

1



15

Занимательное моделирование

1

0



16

Занимательное моделирование

0

1



17

Занимательное моделирование

0

1



18

Математическая копилка

0,5

0,5



19

Какие слова спрятаны в таблице?

0

1



20

«Математика — наш друг!»

0

1



21

Решай, отгадывай, считай

0

1



22

В царстве смекалки

0,5

0,5



23

В царстве смекалки

0,5

0,5



24

Числовые головоломки

0

1



25

Мир занимательных задач

0,5

0,5



26

Мир занимательных задач

0

1



27

Математические фокусы

0

1



28

Интеллектуальная разминка

0

1



29

Интеллектуальная разминка

0

1



30

Блиц-турнир по решению задач

0

1



31

Математическая копилка

0

1



32

Геометрические фигуры вокруг нас

0

1



33

Математический лабиринт

0

1



34

Математический праздник

0

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!