Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Семёновская средняя общеобразовательная школа»
РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом Директор МОУ Семёновской СОШ
Протокол от «__» _______2019г ___________ /Бобрышева Е.Н.
№___ Приказ от «__» _____2019г № ___
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОУ СЕМЁНОВСКОЙ СОШ
«Занимательная математика»
Направленность программы: общеинтеллектуальная
Образовательное объединение: «Занимательная математика»
Срок реализации: два года
Возраст учащихся:9-10 лет
Вид программы: компилятивная
Продолжительность освоения программы: два года
Составитель : Зайцева Оксана Александровна, учитель начальных классов, первая категория
Семеновка
2019г.
Пояснительная записка
I. Обоснование выбора данной программы :
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г.
Программа «Занимательная математика» рассчитана на ребят 9-10 лет, срок реализации 2 года (3-4 класс). Программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Формирует у детей конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через - интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.
II. Цель и задачи программы.
Цель: развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области чисел;
содействовать умелому использованию символики;
правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
развивать краткости речи.
III. Отличительные особенности программы.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в кружок включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми.
Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами
IV. Возрастная группа детей и режим занятий.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3-4 классов ( 9 - 10 лет). Программа рассчитана: в 3 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 минут; в 4 классе - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 мин. Программа рассчитана на 2года.
В 3 классе - 34 часа в год. В 4 классе - 34 часа в год.
V. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Личностными результатами изучения данного кружка являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Результатом реализации данной программы внеурочной деятельности является проведение участие в математических олимпиадах разного уровня, математических конкурсах, пополнение портфолио.
VI .Учебно – тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов |
всего | теория | практика |
3 класс |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | 19 | 3 | 16 |
2 | Мир занимательных задач. | 11 | 4,5 | 6,5 |
3 | Геометрическая мозаика. | 4 | 0,5 | 3,5 |
Итого | 34 | 8 | 26 |
4 класс |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | 17 | 3 | 14 |
2 | Мир занимательных задач. | 11 | 1 | 10 |
3 | Геометрическая мозаика. | 6 | 1 | 5 |
Итого | 34 | 5 | 29 |
VII. Содержание программы
3 КЛАСС
№ | Наименование раздела | Содержание раздела |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины.(19ч.) | Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. |
2 | Мир занимательных задач.(11ч.) | Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. |
3 | Геометрическая мозаика. (4ч.) | Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
4 КЛАСС
№ | Наименование раздела | Содержание |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. (17ч.) | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. |
2 | Мир занимательных задач.(11ч.) | Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач .. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. |
3 | Геометрическая мозаика. (6ч.) | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
Календарно -тематический план кружка «Занимательная математика»
3 класс
№п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата |
теория | практика | план | фактич. |
1 | Интеллектуальная разминка | 0 | 1 | | |
2 | «Числовой» конструктор | 0 | 1 | | |
3 | Геометрия вокруг нас | 0 | 1 | | |
4 | Волшебные переливания | 0 | 1 | | |
5 | В царстве смекалки | 1 | 0 | | |
6 | В царстве смекалки | 0 | 1 | | |
7 | «Шаг в будущее» | 0,5 | 0,5 | | |
8 | «Спичечный» конструктор | 0,5 | 0,5 | | |
9 | «Спичечный» конструктор | 0 | 1 | | |
10 | Числовые головоломки | 0 | 1 | | |
11 | Интеллектуальная разминка | 0,5 | 0,5 | | |
12 | Интеллектуальная разминка | 0 | 1 | | |
13 | Математические фокусы | 0 | 1 | | |
14 | Математические игры | 0 | 1 | | |
15 | Секреты чисел | 0,5 | 0,5 | | |
16 | Математическая копилка | 0,5 | 0,5 | | |
17 | Математическое путешествие | 0 | 1 | | |
18 | Выбери маршрут | 0,5 | 0,5 | | |
19 | Числовые головоломки | 0 | 1 | | |
20 | В царстве смекалки | 1 | 0 | | |
21 | В царстве смекалки | 0 | 1 | | |
22 | Мир занимательных задач | 0,5 | 0,5 | | |
23 | Геометрический калейдоскоп | 0 | 1 | | |
24 | Интеллектуальная разминка | 0 | 1 | | |
25 | Разверни листок | 0 | 1 | | |
26 | От секунды до столетия | 1 | 0 | | |
27 | От секунды до столетия | 0 | 1 | | |
28 | Числовые головоломки | 0 | 1 | | |
29 | Конкурс смекалки | 0 | 1 | | |
30 | Это было в старину | 0,5 | 0,5 | | |
31 | Математические фокусы | 0 | 1 | | |
32 | Энциклопедия математических развлечений | 1 | 0 | | |
33 | Энциклопедия математических развлечений | 0 | 1 | | |
34 | Математический лабиринт | 0 | 1 | | |
| | | | | |
Календарно -тематический план кружка «Занимательная математика»
4 класс
№п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата |
теория | практика | план | фактич. |
1 | Интеллектуальная разминка | 0 | 1 | | |
2 | Числа-великаны | 0,5 | 0,5 | | |
3 | Мир занимательных задач | 0,5 | 0,5 | | |
4 | Кто что увидит? | 0 | 1 | | |
5 | Римские цифры | 0 | 1 | | |
6 | Числовые головоломки | 0 | 1 | | |
7 | Секреты задач | 0 | 1 | | |
8 | В царстве смекалки | 0,5 | 0,5 | | |
9 | Математический марафон | 0 | 1 | | |
10 | «Спичечный» конструктор | 0 | 1 | | |
11 | «Спичечный» конструктор | 0 | 1 | | |
12 | Выбери маршрут | 0,5 | 0,5 | | |
13 | Интеллектуальная разминка | 0 | 1 | | |
14 | Математические фокусы | 0 | 1 | | |
15 | Занимательное моделирование | 1 | 0 | | |
16 | Занимательное моделирование | 0 | 1 | | |
17 | Занимательное моделирование | 0 | 1 | | |
18 | Математическая копилка | 0,5 | 0,5 | | |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | 0 | 1 | | |
20 | «Математика — наш друг!» | 0 | 1 | | |
21 | Решай, отгадывай, считай | 0 | 1 | | |
22 | В царстве смекалки | 0,5 | 0,5 | | |
23 | В царстве смекалки | 0,5 | 0,5 | | |
24 | Числовые головоломки | 0 | 1 | | |
25 | Мир занимательных задач | 0,5 | 0,5 | | |
26 | Мир занимательных задач | 0 | 1 | | |
27 | Математические фокусы | 0 | 1 | | |
28 | Интеллектуальная разминка | 0 | 1 | | |
29 | Интеллектуальная разминка | 0 | 1 | | |
30 | Блиц-турнир по решению задач | 0 | 1 | | |
31 | Математическая копилка | 0 | 1 | | |
32 | Геометрические фигуры вокруг нас | 0 | 1 | | |
33 | Математический лабиринт | 0 | 1 | | |
34 | Математический праздник | 0 | 1 | | |
|