СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программы курса внеурочной деятельности "Химико-биологический практикум

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности «Химико-биологический практикум» разработана для обучающихся 6-г класса МАОУ «МЛ №1» г. Магнитогорска, имеющих повышенную мотивацию к изучению биологии.

Программа данного курса полностью построена на выполнение лабораторно-практических работ по биологии и химии, постановке несложных экспериментов. Умения и навыки, приобретенные шестиклассниками, помогут им в дальнейшем усвоении предметов биологии и химии в основной школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программы курса внеурочной деятельности "Химико-биологический практикум»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей №1» города Магнитогорска




Рекомендовано:

Зав. кафедрой

Белая Н.В./______/

Протокол № 12

от «13» июня 2018 г.



Согласовано:

Заместитель директора по УВР Долинная И.В./______ /

от «3» сентября 2018 г.


Утверждено:

Директор МАОУ «МЛ № 1»

г. Магнитогорска

/______________/ Васильева Л.В

Приказ № 25

от «3» сентября 2018г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности «Химико – биологический практикум»

для «6-г» класса





Разработчики: Белая Н.В. – учитель биологии

Трошина М.С. - учитель химии




















г. Магнитогорск, 2018 год


1. Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности «Химико-биологический практикум» разработана для обучающихся 6-г класса МАОУ «МЛ №1» г. Магнитогорска, имеющих повышенную мотивацию к изучению биологии.

Практикум рассчитан на один год изучения в количестве 2 часа в неделю (всего 68 часов). Срок реализации программы – 1 год.

Программа данного курса полностью построена на выполнение лабораторно-практических работ по биологии и химии, постановке несложных экспериментов. Умения и навыки, приобретенные шестиклассниками, помогут им в дальнейшем усвоении предметов биологии и химии в основной школе. Реализация курса будет осуществляться в химико-лабораторном блоке МАОУ «МЛ №1» г. Магнитогорска. Форма работы – групповая: в разных подгруппах параллельно выполняется химический и биологический эксперимент.


Цель программы: активизация мыслительной деятельности обучающихся, развитие интереса к предметам естественно – научного цикла, расширение кругозора.


Задачи программы:


Образовательные:

  • воспитание научного мировоззрения обучающихся благодаря расширению естественно – научных понятий;

  • расширение и углубление знаний обучающихся об основных жизненных процессах, происходящих в живом организме;


Развивающие:

  • развитие интереса к экспериментальной работе, вооружение практическими навыками;

  • развитие навыков работы с микроскопом, техники микроскопирования, учебному рисунку и анализу структур

  • развитие навыков работы с химической посудой и химическим оборудованием;

  • развитие навыков общение и коммуникации;

  • развитие творческих способностей ребенка;

  • формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;


Воспитательные:

  • воспитывать интерес к миру живых существ;

  • воспитывать ответственное отношение к порученному делу;


Практикум формирует у обучающихся систему химико-биологических представлений, знакомит с химическим и биологическим лабораторным оборудованием. Обучающиеся самостоятельно готовят большинство препаратов и фиксируют результаты своих наблюдений. В связи с этим большое внимание уделено технике микроскопирования, учебному рисунку и анализу структур.

Самостоятельные работы предусматривают широкое использование натуральных объектов – живых растений, гербария, микропрепаратов, химических реактивов и лабораторного оборудования – светового и цифрового микроскопов, препаровальных наборов, кристаллических решёток, ручных луп, химической посуды и т.д.

Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме лабораторных работ, практических работ, созданием моделей кристаллических решеток, созданием фотографий, видеороликов и видеослайдов с помощью цифрового микроскопа.

Для реализации поставленных задач в программе предусмотрены разнообразные формы и методы: словесный, наглядный (демонстрация натуральных объектов, слайдов, иллюстраций), поисковые и научные исследования, практический.


Психолого-педагогические особенности обучающихся


Рабочая программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 12–13 лет, связанных:

• с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

• с осуществлением на данном возрастном уровне (12–13 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

• с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

• с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого вотношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

• с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Данную программу реализуют следующие учебные пособия:

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: «Дрофа». 1995.- 152 с.


  1. Гроссе Э., Х.Вайсмантель. Химия для любознательных. Л.: 1987.- 212 с.


  1. Похлебаев С.М. Образно-знаковые модели к курсу «Физиология растений»; учеб.-методическое пособие/ С.М. Похлебаев, И.А. Третьякова. - Чедябинск: Изд-во челяб.гос. пед.ун-та, 2006. – 142 с.


  1. Третьякова И.А. Сборник лабораторно-практических заданий по физиологии растений. Чедябинск: Изд-во челяб.гос. пед.ун-та, 2006. – 142 с.


  1. Трошина М.С. Внеклассная работа по химии в начальной школе. Методическое пособие для учителя химии. М – Магнитогорск: МАОУ «Многопрофильный лицей №1», 2011 – 36 с.


  1. Трошина М.С. Учимся, играя!!! 7-11 класс. Методическое пособие для учителя химии. – МОУ «Многопрофильный лицей №1» Магнитогорск 2009 год. – 45 с.

  2. Шукайло А.Д. Тематические игры по химии М.: «Сфера». 2003.-



2. Результаты освоения курса


1. Личностные результаты:

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

2. Метапредметные результаты:

Межпредметные понятия

  • продолжение работы по формированию и развитию основ читательской компетенции

  • обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их;

  • обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы.

Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.


Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);


  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

3. Предметные результаты (Химия)

В результате освоения курса:

  • Обучающийся научится различать экспериментальный и теоретический способ познания природы; оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, протекающие в природе и быту; делать выводы из наблюдений;

  • Обучающийся овладеет системой химических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления химии как науки.

  • Обучающийся освоит общие приемы: правила работы в кабинете химии, правила работы с химическими приборами и химической посудой.

  • Обучающийся приобретет навыки использования научно-популярной литературы по химии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию химического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • Создавать собственные письменные и устные сообщения о химических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

  • Исследовать свойства изучаемых веществ; проводить простейшие операции с веществом; определять тип среды у различных веществ; использовать препараты бытовой химии, соблюдая правила техники безопасности.

Предметные результаты (биология)

В результате освоения курса:

Обучающийся научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов; проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Обучающийся овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Обучающийся освоит общие приемы: рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Обучающийся приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.



3. Содержание курса 3.1. Химического практикума


Тема №1. Введение (7 часов)

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Охрана природы. Химия – наука о природе. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдения, опыт, теория.

Знакомство с простейшим химическим оборудованием: пробирка, колба, химический стакан, воронка, штатив, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

Измерительные приборы: линейка, мензурка (единица измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Правила техники безопасности в кабинете химии: правила поведения при проведении практических работ; правила при работе с реактивами и хим. посудой.

Творческая мастерская по теме «Правила ТБ»


Физические и химические процессы вокруг нас


Практическая работа №1. Лабораторное оборудование

Практическая работа №2 «Определение размеров физического тела»

Практическая работа №3 «Измерение объема жидкости. Измерение объема твердого вещества».


Тема №2. Вещества. Зачем и как изучают вещества (12 часов).

Молекулы и атомы Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества.

Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И. Менделеева.

История открытия химических элементов.

Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль). Кислород. Горение в кислороде. Фотосинтез. Водород.

Многообразие веществ. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, углерода, фосфора

Относительная и молекулярная массы. Химическая формула, запись и чтение формул.

Масса атомов и молекул. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. Индексы и коэффициенты.

Определение массовой доли элемента в сложном веществе. Понятие о доле компонента смеси, вычисление ее. Расчет массовой доли элемента в веществе.

Чистые вещества и смеси Воздух – смесь газов. Растворы и взвеси. Вода. Вода как растворитель. Плотность вещества.

Шаростержневые модели простых и сложных химических веществ

Приемы обращения и работы с веществами: измельчение, растворение, фильтрование.

Приемы обращения с нагревательными приборами.

Практическая работа №4 «Изготовление моделей молекул из пластилина»

Практическая работа №5 «Разделение смеси. Фильтрование»

Практическая работа №6 «Горение свечи»

Тема №3. Явления, происходящие с веществами (11 часов)


Физические явления . Виды явлений. Плавление и отвердевание. Таяние льда, замерзание воды, изготовление деталей отливкой. Испарение жидкостей. Конденсация.

Химические явления. Химические реакции. Типы химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций.

Признаки и условия протекания химических реакций.

Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Определяемое вещество и реактив на него.

Качественная реакция на крахмал.

Скорость химических реакций. Понятие скорости реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях.

Расстановка коэффициентов в уравнениях реалий.

Типы химических реакций Реакции разложения, реакции соединения, реакции обмена, реакции замещения.

Практическая работа №7. Наблюдение за таянием льда. Испарение воды.


Практическая работа №8 Действие индикаторов на растворы кислот и оснований.


Практическая работа №9 Обнаружение крахмала в продуктах питания.


Тема № 4. Мир неорганических веществ (3 часа)

Самое необыкновенное вещество в мире Вода – универсальный растворитель. Растворимость веществ в воде. Роль воды в химических реакциях.

Основные классы неорганических веществ. Кислоты, оксиды, основания, соли.

Номенклатура неорганических веществ. Номенклатура солей, кислот.

Тема № 5. Итоговое занятие (1 час)

3.2. Биологического практикума Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии: цитология, гистология, ботаника, зоология, альгология, биохимия, протозоология, бактериология и др. Введение. Правила ТБ на занятиях. Знакомство с лабораторным оборудованием. Устройство школьного микроскопа. Виды микроскопов. Правила работы с микроскопом. Методы наблюдения при помощи микроскопа. Лабораторная работа № 1 Изучение строения микроскопа Лабораторная работа № 2 Приготовление микропрепаратов Клетка. Характеристика растительной и животной клетки. Этапы деления клетки (на примере изучения микропрепарата «Митоз в клетках корешка лука») Рост растительной клетки

Лабораторная работа № 3. Деление клетки

Лабораторная работа № 4. Рост растительной клетки

Демонстрации: взаимодействие живой клетки с окружающей средой, поступление веществ в клетку; йодная проба на крахмал; обнаружение белка с помощью биуретовой реакции; обнаружение жира с помощью спиртового раствора красителя судана. Творческая мастерская: создание моделей из пластилина «Деления клетки». «Рост растительной клетки» Многообразие растений. Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных отделов растений, их значение в биосфере Типы корневых систем. Виды корней. Строение корня. Зоны корня: расположение, строение, функции. Строение корневых волосков. Корневые системы. Практическое значение знаний о строении корня. Строение побега, генеративной и вегетативной почек. Взаимосвязь строения побега и почек с их функциями. Основные функции стебля. Внутреннее строение. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. Поперечный и продольный срезы стеблей. Строение коры, древесины, сердцевины. Определение возраста деревьев по спилам. Лист как составная часть побега. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение. Клеточное строение кожицы и мякоти листа. Световые и теневые листья. Цветок - генеративный орган, его строение и функции. Завязь, её части. Строение семязачатка. Основные части цветка. Строение завязи. Плоды, их разнообразие. Определение сухих и сочных, односемянных и многосемянных плодов. Строение семян однодольных и двудольных растений на примере семян фасоли и пшеницы. Строение семени: семенная кожура, зародыш, семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечка, эндосперм, рубчик, семявход. Строения хламидомонады и хлореллы (одноклеточных водорослей), спирогиры и ламинарии (многоклеточных водорослей). Строение кукушкина льна, сфагнума. Сравнение строения водорослей и мхов. Общая характеристика папоротникообразных. Папоротниковидные — живые ископаемые. Особенности строения папоротников. Общие черты семенных растений. Эволюционные преимущества семенного размножения. Отличительные особенности голосеменных растений. Особенности строения и размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной. Строение шишек и семян сосны обыкновенной. Покрытосеменные (Цветковые) растения - наиболее высокоорганизованная и разнообразная группа высших растений. Отличительные признаки покрытосеменных растений. Классы покрытосеменных, их происхождение. Лабораторная работа № 5 Типы корневых систем Лабораторная работа № 6 Анатомическое строение корня Лабораторная работа № 7 Строение побега, вегетативной и генеративной почек Лабораторная работа № 8 Строение стебля Лабораторная работа № 9 Простые и сложные листья Лабораторная работа № 10 Внутреннее строение листа Лабораторная работа № 11 Строение цветка Лабораторная работа № 12 Типы плодов Лабораторная работа № 13 Строение семени однодольных и двудольных растений Лабораторная работа № 14 Строение водорослей Лабораторная работа № 15 Строение мхов Лабораторная работа № 16 Строение папоротника Лабораторная работа № 17 Строение шишек сосны Лабораторная работа № 18 Признаки однодольных и двудольных растений Творческая мастерская: конструктор Царств Растения, простейший гербарий цветкового растения, коллекция шишек, макеты строения семени фасоли и пшеницы, коллекция плодов и семян. Многообразие животных . Общие признаки одноклеточных животных. Строение, среда обитания, значение в природе простейших. Способы передвижения животных на примере простейших, гидры, медузы, дождевого червя. Органы передвижения животных в различных средах жизни. Таксис. Характерные признаки представителей типа Кольчатые черви. Разнообразие, классификация. Класс Малощетинковые черви; типичный представитель - дождевой червь. Внешнее строение дождевого червя. Роль кольчатых червей в экосистемах и жизни человека. Характерные признаки представителей типа Моллюски. Прудовик обыкновенный, особенности строения. Разнообразие моллюсков, их классификация. Характерные признаки представителей классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Роль моллюсков в экосистемах и жизни человека. Усложнение организации моллюсков. Общая характеристика, особенности строения. Среды жизни представителей класса Насекомые. Особенности внешнего строения насекомых. Основные отличия насекомых разных отрядов. Общественные насекомые. Роль насекомых в экосистемах и жизни человека. Охрана насекомых. Рыбы - древние позвоночные животные. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с приспособленностью к условиям водной среды. Общая характеристика класса Птицы. Изучение особенностей внешнего строения. Наука эмбриология. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Строение яйца птицы. Женская гетерогамия птиц. Основные признаки класса Млекопитающие. Особенности внешнего строения. Внутреннее строение млекопитающих. Первозвери и звери. Низшие (сумчатые) и высшие (плацентарные) звери. Отряд Приматы. Особенности размножения и развития плацентарных млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Роль млекопитающих в экосистемах. Млекопитающие леса, открытых пространств, водных экосистем, почвы. Жизненные циклы паразитических червей. Соблюдение правил гигиены - основа профилактики гельминтозов Лабораторная работа № 19 Изучение одноклеточных животных

Лабораторная работа № 20 Наблюдение за передвижением животных

Лабораторная работа № 21 Строение дождевого червя

Лабораторная работа № 22 Изучение строения раковин моллюсков

Лабораторная работа № 23 Внешнее строение насекомого

Лабораторная работа № 24 Внешнее и внутреннее строение рыбы

Лабораторная работа № 25 Внешнее строение птицы

Лабораторная работа № 26 Строение яйца птицы

Творческая мастерская: конструктор Царств Животные, модель простейшего; модель строения рака, паука-крестовика, насекомого, коллекция насекомых. Способы передвижения животных. Органы передвижения животных в различных средах жизни. Схемы жизненных циклов паразитических червей.

Бактерии. Грибы. Лишайники

Бактерии - древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе и жизни человека.

Общая характеристика грибов. Признаки сходства и различия с растениями и животными. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Микориза - симбиоз мицелия с корнями высших растений. Плесневые грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Значение в природе и жизни человека.

Лишайники- симбиотические организмы. Особенности строения, размножения и роста лишайников. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах. Лишайники -индикаторы загрязнения среды. Средообразующая роль лишайников

Лабораторная работа № 27 Строение бактериальной клетки

Лабораторная работа № 28 Строение плодовых тел шляпочных грибов

Лабораторная работа № 29 Строенеи мукора и пеницила

Творческая мастерская: модель бактериальной клетки, модель грибной клетки, модель строения шляпочного гриба

4. Тематическое планирование

4.1 химического практикума

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Формы контроля

1

Введение.

7

Индивидуальный проект «История открытия химических элементов»

Групповой проект: «правила поведения при проведении практических работ; правила при работе с реактивами и хим. посудой»

2

Вещества. Зачем и как изучают вещества

12

Индивидуальные кристаллические решетки молекул веществ. Творческая мастерская: создание модели кристаллических решеток простых и сложных веществ.

3

Явления, происходящие с веществами

11

Групповой проект: «Химические реакции. Признаки химических реакций»

4

Мир неорганических веществ

3

Индивидуальные проект по классам веществ. Творческая мастерская: создание презентации по основным классам веществ.

5

Итоговое занятия

1

Защита проектов



Тематика проектов по курсу химического практикума

Промежуточная аттестация по курсу «Химический практикум» проводится в виде защиты проектов по темам:


  • Алхимия – лженаука или …. (исследовательская работа)

  • Кристаллические решетки. Конструкторские решения (проектная работа)

  • Молекулярная кухня (проектная работа)

  • Роль горения в жизни человека (проектная работа)

  • Витамины (исследовательская работа)

  • Углеводы (исследовательская работа)

  • Вулканы (проектно-исследовательская работа)

  • Я тоже фокусник (проектная работа)

  • История химических элементов (проектная работа)

  • История химии (проектная работа)


4.2 биологического практикума



п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

Введение.

2

Групповой проект: «Приготовление микропрепаратов»

Клетка

2

Индивидуальная коллекция микрофотографий. Творческая мастерская: создание модели деления клетки корешка лука из пластилина (рост растительной клетки). Индивидуальные видеоролики

Многообразие растений

15

Индивидуальная коллекция микрофотографий. Творческая мастерская: конструктор Царств Растения, простейший гербарий цветкового растения, коллекция шишек, макеты строения семени фасоли и пшеницы, коллекция плодов и семян. Индивидуальные видеоролики

Многообразие животных

10

Индивидуальная коллекция микрофотографий. Творческая мастерская: конструктор Царств Животные, модель простейшего; модель строения рака, паука-крестовика, насекомого, коллекция насекомых. Способы передвижения животных. Органы передвижения животных в различных средах жизни. Схемы жизненных циклов паразитических червей. Индивидуальные видеоролики

Бактерии. Грибы. Лишайники

4

Индивидуальная коллекция микрофотографий. Творческая мастерская: модель бактериальной клетки, модель грибной клетки, модель строения шляпочного гриба. Индивидуальные видеоролики

Итоговое занятия

1

Защита проектов


5. Оценочные материалы

Основными критериями оценивания внеурочной деятельности является система самоконтроля и система самооценки, которые включают в себя следующие результаты:

-  усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

-  сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

-  развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;

-  сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

Оцениванию не подлежат:

-  темп работы ученика;

-  личностные качества школьников;

-  своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.


Результатом освоения курса внеучебной деятельности «Химико-биологический практикум» при промежуточном и итоговом мониторинге являются:


6 класс:


1. Формулирование цели, задач, объекта и предмета исследования, гипотез. (промежуточный мониторинг)

2. Защита индивидуального проекта (итоговый мониторинг)



Тематика проектов по курсу химического практикума


  • Алхимия – лженаука или …. (исследовательская работа)

  • Кристаллические решетки. Конструкторские решения (проектная работа)

  • Молекулярная кухня (проектная работа)

  • Роль горения в жизни человека (проектная работа)

  • Витамины (исследовательская работа)

  • Углеводы (исследовательская работа)

  • Вулканы (проектно-исследовательская работа)

  • Я тоже фокусник (проектная работа)

  • История химических элементов (проектная работа)

  • История химии (проектная работа)


Тематика проектов по курсу биологического практикума



1. Морфологическое описание растения

2. Коллекция микрофотографий и видеороликов, созданных с помощью цифрового микроскопа

3. Бионика. Технический взгляд на живую природу.

4. Естественно-научное обоснование некоторых народных примет.

5. Изучение истории культурных растений. Растения – переселенцы.

6. Прикладная геометрия в проектировании парков и садов.

7. Расчет по формулам и уравнениям в биологии и медицине.

8. Ферменты – эликсиры жизни

Научно-исследовательская работа по теме: «Изучение условий прорастания семян»





Приложение

Методическое обеспечение

Перечень демонстрационных и лабораторных опытов

Д.О. «Признак химических явлений – изменение цвета»

Д.О. «Гашеная известь + углекислый газ»

Д.О. «Медный купорос + щелочь »

Л.О. № 2 «Взаимодействие соды и лимонной кислоты»

Д.О. «Горение свечи на воздухе»

Д.О. «Окисление свежей картофельной или яблочной дольки на воздухе»

Д.О. «Три агрегатных состояния воды »

Д.О. «Выпаривание морской воды»

Л.О. №3 «Устранение жесткости воды»

Д.О. «Растворение в воде кухонной соли, сахара, меда, подсолнечного масла»

Л.О. №4 «Отстаивание воды с химическими примесями (глина, песок)»

Л.О. № 5 «Изготовление фильтров, фильтрование»

Д.О. «Растворимость кухонной соли в горячей и холодной воде»

Л.О. № 6 «Приготовление насыщенного раствора кухонной соли»

Д.О. «Растворение сахара в воде» «Нагревание и плавление сахара»

Л.О. № 7 «Наблюдение кристаллов лимонной кислоты под микроскопом»

Л.О. № 8 «Действие лимонной кислоты на индикаторы»

Д.О. «Осаждение веществ, содержащихся в молоке, раствором лимонной кислоты».

Д.О. «Осаждение веществ, содержащихся в молоке, раствором лимонной кислоты».

Л.О. № 9 «Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде. Обнаружение помутнения при добавлении жидкого мыла в жесткую воду».

Л.О. № 10 «картофель + иод»

Домашние опыты:

Действие лимонной кислоты на чай.

Взаимодействие раствора лимонной кислоты с питьевой содой.


Перечень практических работ

Практическая работа №1. Лабораторное оборудование

Практическая работа №2 «Определение размеров физического тела»

Практическая работа №3 «Измерение объема жидкости. Измерение объема твердого вещества».

Практическая работа №4 «Изготовление моделей молекул из пластилина»

Практическая работа №5 «Разделение смеси. Фильтрование»

Практическая работа №6 «Горение свечи»

Практическая работа №7. Наблюдение за таянием льда. Испарение воды.

Практическая работа №8 Действие индикаторов на растворы кислот и оснований.

Практическая работа №9 Обнаружение крахмала в продуктах питания.


Перечень оборудования

1. Пробирки пластиковые

2. Штативы для пробирок

3. Фарфоровая посуда: ступка с пестиком, выпаривательные чаши, тигель, стакан.

4. Пластиковая воронка

5. Стеклянная посуда: колбы, пробирки, стаканы, стеклянная палочка, мерный цилиндр.

6. Фильтр белая лента

7. Зажим для пробирок.

8. Спиртовка.

9. Лабораторный штатив.



16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!