СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая прорамма по биологии 6 класс УМК. В.В. Пасечник

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прорамма по биологии 6 класс УМК. В.В. Пасечник

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прорамма по биологии 6 класс УМК. В.В. Пасечник»

Муниципальное образовательное учреждение

основная школа № 41



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей


от

Руководитель

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Белякова М.В.



2016 года

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №

от

Директор МОУ ОШ № 41

В.А. Савина

УТВЕРЖДЕНО

Решением педагогического Совета

От 2016 года

Протокол №


Председатель____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По Биологии

(указать учебный предмет)



Уровень образования (класс) основное звено 6 «А»

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)


Количество часов __34


Учитель Титова Анна Андреевна


Программа разработана на основе авторской программы: основного общего образования по биологии для 6-9 классов, авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакуловой (Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост.Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2011. – 92 с.),

_____________________________________________________________________________

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)










Ярославль, 2016

Пояснительная записка

Нормативное обеспечение преподавания биологии в соответствии с ФГОС

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) /– М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/

  4. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 31.03.2014 № 253.

  5. Письмо департамента государственной политики в сфере общего образования «О федеральном перечне учебников» от 29.04.2014 № 08-548 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.budgetnik.ru/edoc?docId=499095044&modId=99

  6.  Рабочая программа составлена в соответствии программами для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева, М.: Дрофа, 2013г.; ориентирована на использование учебника Биология. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений– 6 кл. – М.: Дрофа, 2013. – 207с.. (Гриф:  Рекомендовано МО РФ).


  Общая характеристика учебного предмета, курса

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:

- развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы;

- создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.

Обучающиеся овладеют:

- научными методами решения различных теоретических и практических задач;

- умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,

оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Биология» способствует:

- формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы» и является обязательным для изучения учебным предметом на уровне основного общего образования. Во всех пяти вариантах примерных учебных планов, представленных в ПООП ООО – 2015 на изучение биологии отводится 1 час в неделю с 5 по 7 класс и 2 часа в неделю в 8-9 классах. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа  для обязательного изучения учебного предмета «Биология», из расчета 1  учебный  час  в неделю.     

В данной программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:

·       освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

·       овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

·       развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

·       воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

·       использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

 

Планируемые результаты

 В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования, система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Личностные результаты

Раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов, например:

- сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

- наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности)

-формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как, система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является:

- овладение обучающимися основами читательской компетенции;

- приобретение навыков работы с информацией;

- участие в проектной деятельности.

Представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:   

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности .

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:                

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

-Вычитывать все уровни текстовой информации.

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:                  

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

–объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

–определять основные органы растений (части клетки);

–объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

–понимать смысл биологических терминов;

–проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

–использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


Содержание учебного предмета, курса

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать

наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.


Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

 Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:   

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности .

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:                

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

-Вычитывать все уровни текстовой информации.

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:                  

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

–объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

–определять основные органы растений (части клетки);

–объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

–понимать смысл биологических терминов;

–проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

–использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.


Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. Освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.

  2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма.

  3. Использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска.

  4. Работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.

  5. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

  6. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,  культуры поведения в природе.

  7. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,   оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;  соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.


Содержание программы

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (34 часа, 1 час в неделю)


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (13 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация: Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные работы: Изучение строения корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Видоизменение подземных побегов (корневище, клубень, луковица). Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий. Ознакомление с сухими и сочными плодами Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения.

Практические работы: Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. Внешнее строение побега. Строение вегетативной и генеративной почек. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья. Строение кожицы листа. Клеточное строение листа. Внутреннее строение ветки дерева

Контрольная работа № 1

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

—видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

—различать и описывать органы цветковых растений;

—объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

—изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

—осуществлять описание изучаемого объекта;

—определять отношения объекта с другими объектами;

—определять существенные признаки объекта;

—классифицировать объекты;

—проводить лабораторную работу в соответствии с

инструкцией.




Раздел 2. Жизнь растений (12 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация: Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные работы: Строение фотосинтезирующей тканей растений. Передвижение веществ по побегу растения. Определение всхожести семян растений и их посев. Способы проращивания семян. Вегетативное размножение растений

Признаки растений семейств Крестоцветные, Розоцветные. Признаки растений семейств Пасленовые и Сложноцветные. Признаки растений семейств Злаковые и Лилейные.

Экскурсия: Зимние явления в жизни растений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные процессы жизнедеятельности растений;

—особенности минерального и воздушного питания растений;

—виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь:

—характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

—объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

—устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

—показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

—объяснять роль различных видов размножения у растений;

—определять всхожесть семян растений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация: Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.


Лабораторные работы: Признаки растений семейств Крестоцветные, Розоцветные. Признаки растений семейств Пасленовые и Сложноцветные. Признаки растений семейств Злаковые и Лилейные.

Контрольная работа № 3

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

—характерные признаки однодольных и двудольных растений;

—признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

—важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

—делать морфологическую характеристику растений;

—выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

—работать с определительными карточками.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—различать объём и содержание понятий;

—различать родовое и видовое понятия;

—определять аспект классификации;

—осуществлять классификацию.

Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсия: Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—взаимосвязь растений с другими организмами;

—растительные сообщества и их типы;

—закономерности развития и смены растительных сообществ;

—о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

—устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

—определять растительные сообщества и их типы;

—объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

—проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;

—организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

—Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;

—знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;

—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

—умение реализовывать теоретические познания на практике;

—осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

—понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

—умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;

—признание учащимися прав каждого на собственное мнение;

—проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

—умение отстаивать свою точку зрения;

—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—умение слушать и слышать другое мнение;

—умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.


Тематическое планирование по биологии 6 класс, (1 час в неделю, всего 34 часа)

УМК В.В. Пасечник


Тема

Количество

Количество часов

Лабораторных работ

Практических работ

Экскурсий

Контрольных работ

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений.

13

6

5


1

2

Жизнь растений

12

4


1

1

3

Классификация растений

6

3


1

1

4

Природные сообщества

3





 

Итого за год

34

13

5

2

3



Тематическое планирование по биологии 5 класс по четвертям, (1 час в неделю, всего 34 часа) УМК В.В. Пасечник


Темы

Проведено часов

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год


Строение и многообразие покрытосеменных растений.

9

4



13

1

Жизнь растений


4

8


12

2

Классификация растений



2

4

2

3

Природные сообщества




3

3

4

Строение и многообразие покрытосеменных растений.







Итого за год.

9

8

10

7

34




Поурочное планирование по биологии, 6 класс, (1час в неделю, всего 34 часа), УМК В.В. Пасечник


п/п

Тема урока

Изучаемые вопросы

(Содержание)

Вид деятельности ученика

Домашнее задание

Требования к уровню подготовки выпускников


РАЗДЕЛ 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений ( 13 часов)

1

Строение семян двудольных растений.

Строение семян однодольных растений

Клетки, ткани и органы растений. Строение семян.


Практическая работа № 1.

Строение семян.

Лабораторная работа

Изучение строения семян двудольных растений

Строение семян.

Лабораторная работа

Изучение строения семян двудольных растений


Изучение строения семян однодольных и двудольных растений

Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа.


§1

Р.т. §1

Ст. 6-8


















Предметные результаты обучения



Учащиеся должны знать:


— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;




— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.


Учащиеся должны уметь:


— различать и описывать органы цветковых растений;


— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;


— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.




Метапредметные результаты обучения


Учащиеся должны уметь:


— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;


— осуществлять описание изучаемого объекта;




— определять отношения объекта с другими объектами;


— определять существенные признаки объекта;


— классифицировать объекты;



— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.


2

Виды корней. Типы корневых систем

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. Лабораторные и практические работы Виды корней. Стержневые и мочкова­тые корневые системы.

Лабораторная работа № 1.

Изучение строения корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневые системы

Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем


§2

Р.т. §2

Ст. 9-10

3

Строение корней

Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.

Лабораторная работа № 2

Корневой чехлик и корневые волоски

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня


§3

Р.т. §3

Ст. 11-12

4

Условия произрастания и видоизменения корней

Приспособления корней к условиям существования.

Видоизменения корней.

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней.

§4

Р.т. §4

Ст. 13-14

5

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.




Практическая работа № 2

Внешнее строение побега. Строение вегетативной и генеративной почек



Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты практической работы и наблюдений за ростом и развитием побега


§5

Р.т. §5

Ст. 15-16

6

Внешнее строение листа

Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.

Практическая работа № 3

Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев.


§6

Р.т. §6

Ст. 17-19

7

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Практическая работа №4

Строение кожицы листа,

Клеточное строение листа.

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют практическую работу и обсуждают их результаты

§7

Р.т. §7

Ст. 20-21

§8

Р.т. §8

Ст. 22


8

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Строение стебля. Многообразие стеб­лей.

Практическая работа № 5

Внутреннее строение ветки дерева


Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».

Выполняют практическую работу и обсуждают ее результаты

§9

Р.т. §9

Ст. 23-26

9

Видоизменение побегов

Строение и функции видоизмененных побегов.

Лабораторная работа № 3

Видоизменение подземных побегов (корневище, клубень, луковица)

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

§10

Р.т. §10

Ст. 27-29

10

Цветок и его строение

Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.

Лабораторная работа № 4

Изучение строения цветка

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.


§11

Р.т. §11

Ст. 30-32

11

Соцветия

Виды соцветий. Значение соцветий.

Лабораторная работа № 5

Ознакомление с различными видами соцветий.

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

§12

Р.т. §12

Ст. 33

12

Плоды и их классификация.

Распространение плодов и семян.

Строение плодов. Классификация плодов. Способы распространения плодов и семян.

Лабораторная работа № 6

Ознакомление с сухими и сочными плодами Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»


§13

Р.т. §13

Ст. 34-35


§14

Р.т. §14

Ст. 36

13

Контрольная работа № 1

Контроль знаний.

Выполняют контрольную работу

Тест 28-30

37-39


Раздел 2. Жизнь растений (12 часов)

1


(14)

Минеральное питание растений


Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды

Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наиносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе


§15

Р.т. §15

Ст. 40-41




Предметные результаты обучения


Учащиеся должны знать:


— основные процессы жизнедеятельности растений;


— особенности минерального и воздушного питания растений;


— виды размножения растений и их значение.


Учащиеся должны уметь:


— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;


— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;


— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;


— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;


— объяснять роль различных видов размножения у растений;


— определять всхожесть семян растений.




Метапредметные результаты обучения


Учащиеся должны уметь:


— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;


— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.


2


(15)

Фотосинтез

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле.

Лабораторная работа № 7

Строение фотосинтезирующей тканей растений

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека


§16

Р.т. §16

Ст. 42


3


(16)

Дыхание растений Испарение воды растениями. Листопад


Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

§17

Р.т. §17

Ст. 43


§18

Р.т. §18

Ст. 44


4


(17)

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений».

Фенологические наблюдения за изменениями в жизни растений зимой.

Ведут дневник наблюдений. Фиксируют изменения произошедшие с растениями.

Отчет об экскурсии

5


(18)

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.

Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.

Лабораторная работа № 8

Передвижение веществ по побегу растения.

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений


§19

Р.т. §19

Ст. 46-47


6


(19)

Прорастание семян

Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков.

Лабораторная работа № 9

Определение всхожести семян растений и их посев. Способы проращивания семян

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

§20

Р.т. §20

Ст. 48


7


(20)

Способы размножения растений

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира


§21

Р.т. §21

Ст. 49-50


8


(21)

Размножение споровых растений

Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

§22

Р.т. §22

Ст. 51-52


9


(22)

Размножение голосеменных растений

Размножение голосеменных растений. Опыление. Опыление. Оплодотворение. Образование шишек и семян.

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «оплодотворение», «опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

§23

Р.т. §23

Ст. 53


10


(23)

Размножение покрытосеменных растений

Размножение покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Определение понятий: «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Сравнивают различные способы опыления и их роли.

§24

Р.т. §24

Ст. 54-55


11


(24)

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Способы вегетативного размножения.

Лабораторная работа № 10

Вегетативное размножение растений


Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

§25

Р.т. §25

Ст. 56-57

12


(25)

Контрольная работа № 2

Обобщение и закрепление знаний по теме

Контроль знаний

Тест

Ст. 52-54

Ст. 58-61






Раздел 3. Классификация растений ( 6 часов)

1


(26)

Систематика растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

§26

Р.т. §26

Ст. 62-63








Предметные результаты обучения


Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.







Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.

2


(27)

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

Признаки, характерные для растений семейств, Крестоцветные и Розоцветные

Лабораторная работа № 11

Признаки растений семейств Крестоцветные, Розоцветные

Выделяют основные особенности растений семейств, Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками

§27

Р.т. §27

Ст. 64

3


(28)

Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные

Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные

Лабораторная работа № 12

Признаки растений семейств Пасленовые и Сложноцветные

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам. Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам

§28

Р.т. §28

Ст. 65-66

4


(29)

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные

Лабораторная работа № 13

Признаки растений семейств Злаковые и Лилейные

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам.

§29

Р.т. §29

Ст. 67-68

5


(30)

Важнейшие сельскохозяйственные растения

Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте»

Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников.

§30

Р.т. §30

Ст. 69-70

Готовят проекты

6


(31)

Контрольная работа № 3

по теме «Классификация растений»

Повторение и обобщение изученного материала

Тест

Ст. 68-70

Ст. 71-72












Раздел 4. Природные сообщества ( 3 часа)

1


(32)

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.

Развитие и смена растительных сообществ

Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе. Смена растительных сообществ. Типы растительности.

Экскурсия. Природное сообщество и человек

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе. Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет)



§31

Р.т. §31

Ст. 73-75


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

2


(33)

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование


Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето.





§32

Р.т. §32

Ст. 76


3


(34)

Повторение и обобщение изученного материала

Защита проектов «Природное сообщество и человек.

Защита проектов

Тест

Ст. 74-76

Ст. 77-78


Темы проектов для учащихся по разделу «Живые организмы»


Информационные и творческие проекты

Исследовательские проекты

1. На какую растительную ткань в первую очередь повлияют такие факторы среды, как пыль, частички дыма, кислотные дожди?

2. Благодаря каким тканям растения защищаются от неблагоприятных погодных условий, от поедания животными?

3. Творческий проект «Изготовьте модель растительной клетки (паззлы, аппликации, пластилин и т.п.)».

4. Творческий проект «Изготовьте модель старения клетки (изменения в клетке) (рисунок, аппликация и т.д.)».

5. Творческий проект «Составьте систематическую схему на примере одного растительного организма с иллюстрациями».

6. Можно ли сохранить леса на планете, не отказываясь при этом от использования древесины? Предложите свой вариант решения этой проблемы.

7. Сообщение «Какова задача Международного дня биологического разнообразия? Какой вклад можешь внести ты в сохранение живых организмов?».

8. «Чем исчезновение видов в наше время отличается от такого же процесса в прошлые эпохи?».

1. Морфологический метод в систематике растений.

2. Определение сомкнутости крон, высоты и возраста деревьев в лесу.

3. Правила сбора и хранения травянистых растений.

4. Изучение флоры суходольного луга.

5. Исследование травянистых растений как части сообщества смешанного леса.

6. Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнения атмосферы.

7. Определение загрязненности атмосферы по продолжительности жизни хвои.

8. Определение состояния генеративных органов сосны обыкновенной (обследование шишек сосны).

9. Определение степени загрязненности атмосферы по состоянию прироста деревьев последних лет.

10. Изучение редких, необычных деревьев микрорайона. Паспортизация растения.

11. Изучение видового состава макромицетов конкретных биогеоценозов и проведение его экологического анализа.

12. Изучение продуктивности макромицетов в окрестных биоценозах.

13. Изучение трутовых грибов.

14 Изучение состояния воздуха с помощью лишайников и эпифитных мхов.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебно – методические средства обучения.

  1. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2001. – 224с.

  2. Программа соответствует учебнику Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. Программа рассчитана на преподавание курса в объёме учебного времени 35 часов (1 час в неделю).

  3. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»

  4. Учебник - Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013г.

  5. Рабочая тетрадь к учебнику_ В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»

Список дополнительной литературы для учителя:

1)      А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М.: «Вако». 2011г.

2)      Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.Пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус, 2008г.

5)       И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кумченко. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.:Вентана-Граф. 2001г.

6)      Журнал «Биология в школе»

9)      «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»

10)Занимательная биология на уроках 6-9класс, Москва, глобус 2010

Интернет-ресурсы:

Электронное приложение к учебнику

www.bio.1september.ru , www.bio.nature.ru, www.edios.ru, www.km.ru/educftion

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1.     Учебник - Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013г.

2.      Рабочая тетрадь .  - Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5  класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013 г.

3. Рабочая тетрадь .  - Биология. 5  класс. Автор Н.В. Преображенская – М.: Экзамен, 2014 г.

4.       Электронное приложение  к учебнику   на www.drofa. Ru


Натуральные объекты


Гербарии: основные группы растений, сельскохозяйственные растения.

Коллекции: голосеменные растения, семена и плоды

Комплекты микропрепаратов: представители царства одноклеточные, ткани.

Объёмные модели: строение клетки,  стебель растения.

Наборы муляжей: плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы: ручные лупы, микроскопы, микролаборатории по биологии

Раздаточные материалы: лупа ручная, игла препаровальная,  микроскоп,  посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные: набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ, штатив лабораторный

Лабораторные: набор препаровальных инструментов, набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии.

 Демонстрационные  печатные пособия

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.     Портреты биологов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!