СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Экономическая теория»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая тетрадь по курсу «Экономическая теория» часть I. «Микроэкономика» представляет собой комплекс учебных заданий, содержащих вопросы, тесты и задачи для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 2 курса, обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Просмотр содержимого документа
««Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Экономическая теория»»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«РЯЖСКИЙ ДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.М. СЕРЕБРЯКОВА»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА




На тему: «Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Экономическая теория».






Выполнил преподаватель: Калужина О.И.





















2017 г.

Методическая разработка рассмотрена цикловой комиссией специальных дисциплин по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Протокол заседания цикловой комиссии №______от «____»_________2017 г.

Председатель ЦК_____________________________________Г.В. Косых






Аннотация

Данная рабочая тетрадь по курсу «Экономическая теория» часть I. «Микроэкономика» представляет собой комплекс учебных заданий, содержащих вопросы, тесты и задачи для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 2 курса, обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).


Содержание


Введение стр. 4

1. Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы стр. 5

2. Список использованных источников стр. 59

3. Приложения стр. 60

Введение


Рабочая тетрадь подготовлена в соответствие с учебной программой курса «Экономическая теория». Она представляет собой комплекс заданий, которые включают в себя задания на определение экономических категорий, тесты, вопросы для размышления, задачи для самостоятельной работы студентов, экономические кроссворды.

Задания, предлагаемые в рабочей тетради, помогут студентам систематизировать получаемые знания, развить способности самостоятельной работы с экономической литературой и креативное экономическое мышление. Рабочая тетрадь может быть использована для оперативного и рубежного контроля во время аудиторных занятий.

В условиях дистанционной формы получения образования рабочая тетрадь окажет студентам существенную пользу в проведении самоконтроля и выявлении пробелов при изучении тем по дисциплине «Экономическая теория».
















МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«РЯЖСКИЙ ДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.М. СЕРЕБРЯКОВА»


Учебная дисциплина «Экономическая теория»









Рабочая тетрадь



для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Экономическая теория»



Студента группы 2101


_____________________________________________________________________________

(ФИО)













Проверил преподаватель: Калужина О.И.







2017 г.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1.

тема: Введение в экономическую теорию

Цель: в результате освоения темы студент должен уметь:

  • Оперировать основными категориями и понятиями экономической теории.

I. Дать определение понятиям:


  1. Экономика - это

________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Предмет экономической теории – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Позитивная экономическая теория познает –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Нормативная экономическая теория утверждает -

________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Микроэкономика – это

________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Макроэкономика – это

________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Функции экономической теории –

______________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Экономическая политика- это система мероприятий, направленных на достижение тех или иных экономических целей. К основным целям экономического развития относятся:

________________________________________________________________________________________________________________________________


II. Вопросы для размышления


1. Дайте комментарий к следующему утверждению: «Экономическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах».

____________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Насколько теоретически состоятельным является лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Ответ обоснуйте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


III. Задачи / упражнения


1. Является ли рациональным поведение:

а) призера олимпиады по шахматам, отдавшего на благотворительные цели половину полученного им приза в 50 тысяч долларов;

б) человека, предпочитающего занятию спортом выкуривание по пачке сигарет ежедневно;

в) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и ушедшей в монастырь?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы:

Кейнсианство, физиократы; маржинализм, классическая школа, неоклассическое направление, меркантилизм, марксистская политэкономия.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Покажите графически зависимость между:

а) температурой воздуха и простудными заболеваниями;

б) простудными заболеваниями и спросом на аспирин.

В каком из случаев наблюдается прямая, а в каком обратная зависимость между изучаемыми явлениями.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


IV. Тестовые задания


  1. Выберите наиболее полное современное определение предмета экономической теории. Экономическая теория изучает:

  1. процесс производства и обмена товарами;

б) деньги, банковскую систему, капитал;

в) национальное богатство страны;

г) способы использование обществом ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей.


2. Микроэкономика изучает:

а) численность занятых в народном хозяйстве;

б) экономический цикл;

в) общий уровень цен;

г) факторы, определяющие спрос на рынках отдельных товаров.

3. По названию научных трудов определите, какой раздел экономической теории они представляют: микро или макроэкономику:

а) деньги, банковское дело, кредитно-денежная политика;

б) экономическая теория благосостояния;

в) цены и ценообразование в рыночной экономике;

г) Эффективная экономика. Шведская модель.


4. К основным целям экономической политики не относятся:

а) достижение полной занятости;

б) обеспечение экономической эффективности;

в) стабильный уровень цен;

г) отсутствие бюджетного дефицита.


5. Каждому из отмеченных цифрами определений найдите соответствующее понятия (А, Б, В, Г):


  1. метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;

  2. направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика;

  3. абстрактная структура, создающая упрощенную картину экономической реальности;

  4. метод исследований объекта, состоящий в отвлечении от случайных, временных черт и связей.

А. Экономическая модель

Б. Абстракция

В. Индукция

Г. Нормативная экономическая теория.


6. Закон тождества в формальной логике означает:

а) то, что каждая мысль должна быть тождественна реальным событиям;

б) то, что каждая мысль должна иметь строго определенное устойчивое содержание;

в) то, что две противоположные мысли об одном и том же предмете не могут быть истинными;

г) все ответы верны.


7. Существование экономических проблем может быть объяснено:

а) воздействием государства на экономику и растущим населением земли;

б) загрязнением окружающей среды и существованием международных монополий;

в) наличием инфляции и безработицы;

г) неограниченностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов;

д) неэффективным использованием экономических ресурсов.


8. Предметом экономической теории является:

    1. выяснение законов экономического развития;

б) анализ механизма функционирования экономических систем;

в) разработка принципов экономической политики;

г) изучение поведения индивидуумов как реализации их экономических интересов.

  1. Фундаментальный вопрос экономики – это:

а) дать возможность каждому иметь пять яхт и два автомобиля;

б) перераспределить доходы и устранить нищету;

в) понизить безработицу;

г) научиться справляться с дефицитом всех ресурсов.

  1. Каковы основные положения экономической теории К. Маркса:

а) материалистическое понимание истории;

б) теория предельной полезности;

в) теория прибавочной стоимости;

г) теория капиталистического накопления;

д) теория экономического роста;

е) теория средней нормы прибыли и цена производства.

V. Контрольные вопросы

  1. К какой группе наук относится экономическая теория и почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какое значение имеет принцип редкости в экономических отношениях?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что такое альтернативный выбор?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что понимается под рациональным экономическим поведением?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что в экономической теории является предметом анализа на микроуровне? На макроуровне?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что представляет собой метод научного исследования и какие приемы научного анализа использует экономическая теория?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В чем заключается и для чего используется метод научной абстракции? Принцип «при прочих равных условиях»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Для чего нужны экономические модели и что они из себя представляют?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В чем состоит проблема части и целого?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2.

Тема: потребности и ресурсы

Цель: в результате освоения темы студент должен уметь:

  • Использовать источники экономической информации, различать основные направления экономической науки.

I. Дайте определение понятиям:


1. Потребности - это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Блага - это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Экономические блага - это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Производство - это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вещественные факторы производства –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Личные факторы производства –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кривая производственных возможностей –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Альтернативные издержки производства данного товара –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Закон возрастания альтернативных издержек производства –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Задачи / упражнения


  1. Как по вашему мнению у человека формируются новые потребности? Какую роль в этом процессе играют радио, телевидение, газеты?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Можно ли считать покупку товаров через Интернет общественным благом? Ведь в Интернет - магазине товары представлены виртуально, а с производителем или продавцом товара мы вообще не встречаемся. Аргументируйте свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Назовите 10 индивидуальных потребностей, которые в ходе истории стали коллективными.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Таблица содержит сведения различных потребностей. В основу при этом положена структура потребностей семьи со средними доходами в западных промышленно развитых странах.


Значимость/вид удовлетворения

Первые жизненные потребности

Потребности выбора

Индивидуальные потребности

Минеральная вода

Лампочка накаливания

Частный бассейн

Футбольный мяч

Коллективные потребности

Водопровод

Электроэнергия

Общественный бассейн

Футбольный стадион

а) Найдите для каждого вида потребностей два других примера и составьте сами соответствующую таблицу;


Значимость/вид удовлетворения

Первые жизненные потребности

Потребности выбора








б) Обоснуйте на двух примерах, что границы между потребностью в средствах существования и потребностью выбора.

____________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Государство располагает возможностями для производства 100 тыс. тракторов или 50 тыс. танков в год.

а) Постройте кривую производственных возможностей данного государства.







б) Предположим, что появилась техника с помощью которой стало возможно производить 140 тыс. тракторов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей экономики государства.

в) О чем говорят точки, лежащие внутри графика производственных возможностей (а) и о чем свидетельствуют точки, лежащие выше кривой производственных возможностей (б)?

г) в конце 1990-х годов добывающая промышленность России не работала в полную меру из-за забастовок. Какая точка на графике может соответствовать этому состоянию?


  1. Банковский служащий, имеющий зарплату 15 долларов в час, решает сделать небольшой косметический ремонт в квартире. Он может пригласить бригаду рабочих или взять неоплачиваемый отпуск и поработать сам. Бригада обещает справиться с работой за 30 часов (оплата – 450 долларов). Сам служащий надеется все закончить за 40 часов. Стоит ли нанимать бригаду? Надо ли учитывать расходы на стройматериалы при оценке альтернативной стоимости? Обоснуйте ваш ответ. При каких обстоятельствах ваш ответ был бы другим?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача

В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране Х и в условиях военного времени.

Вариант

тракторы

минометы

Альтернативные издержки

А

7

0


Б

66

10


В

5

19


Г

4

27


Д

3

34


Е

2

40


Ж

1

45


З

0

49



  1. По данным таблицы начертите линию производственных возможностей и укажите какие условия должны бать соблюдены, чтобы экономика данной страны находилась (графически) на этой линии?






  1. Рассчитайте альтернативные издержки производства одного трактора и данные внесите в таблицу. Как меняются эти издержки (падают, растут, не меняются)?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача

При производстве 1 кг алюминия было недополучено 10 керамических ваз. Какому из вариантов производственных возможностей это соответствует?


Продукт

А

Б

В

Г

Алюминий

5

7

6

5

3

4

1

2

Керамические вазы

10

20

20

30

0

20

30

10

Задача

Производственные возможности выпуска военной техники и потребительских товаров представлены в таблице.

Виды продукции

Производственные альтернативы

А

Б

В

Г

Д

Легковые автомобили, тыс. шт.

20

16

11

5

0

Танки, тыс. шт.

0

2

4

6

8

  1. Изобразите эти данные о производственных возможностях графически.








  1. Что показывают точки на кривой?

  2. Как отражается на кривой закон возрастания альтернативных издержек?

  3. Определите каковы будут издержки производства дополнительной тысячи автомобилей, если экономика в данной момент находится в точке В.

III. Тестовые задания


  1. Укажите, как потребности согласно пирамиде потребностей, А. Маслоу:

а) потребности в уважении; потребности в социальных контактах; потребности в саморазвитии; потребности в безопасности; физиологические потребности.

б) физиологические потребности; потребности в саморазвитии; потребности в уважении; потребности в социальных контактах; потребности в безопасности.

в) потребности в саморазвитии; потребности в уважении; потребности в социальных контактах; потребности в безопасности; физиологические потребности.

г) физиологические потребности; потребности в безопасности; потребности в социальных контактах; потребности в уважение; потребности в саморазвитии.

  1. В зависимости от внешних обстоятельств один и тот же ресурс может выступать и как свободный, и как экономический. При каких условиях в качестве свободных и в качестве экономических ресурсов выступают:

а) лед, используемый для охлаждения продуктов;

б) кислород, вдыхаемый человеком;

в) чистая питьевая вода;

г) строительный камень.

  1. Какое утверждение относительно экономических ресурсов является неправильным:

а) ограниченность ресурсов не зависит от их объема;

б) ограниченность ресурсов носит относительный характер;

в) проблема ограниченности ресурсов характерна для самых различных в экономическом отношении государств;

г) ограниченность ресурсов и неограниченность потребностей лежит в основе всех наших экономических проблем;

д) развитие науки и технологии может снять проблему ограниченности ресурсов?

  1. К основным факторам производства относятся:

а) труд и капитал;

б) собственность;

в) деньги и предпринимательская деятельность;

г) труд, земля, капитал; предпринимательские способности.

5. Проблемы, связанные с вопросами «Что? Как? Для кого?» Возникают:

а) только у отдельного производителя;

б) только в условиях рыночной экономике;

в) в любой экономической системе;

г) в экономически отсталых странах.

6. КВП (кривая производственных возможностей) показывает:

а) альтернативную комбинацию производства двух товаров при неограниченном количестве ресурсов;

б) лучшую из возможных комбинаций производства двух товаров;

в) точное количество двух товаров, которые экономика намерена производить;

г) действие закона убывания альтернативных издержек;

д) альтернативную комбинацию производства двух товаров при наличии данного количества ресурсов.


  1. Ограниченность ресурсов означает:

а) недостаток денежных средств;

б) невозможность удовлетворить все потребности людей;

в) проблему, возникающую в слаборазвитых странах;

г) дефицит на рынках факторов производств (ресурсов).


  1. Смещение кривой производственных возможностей вправо:

а) означает расширение производственных возможностей;

б) свидетельствует о суждении производственных возможностей;

в) свидетельствует о повышении эффективности использования имеющихся ресурсов;

г) невозможно при имеющейся технологии и данном объеме ресурсов.


  1. Альтернативные издержки производства – это:

а) издержки производства продуктов – заменителей;

б) издержки производства одного товара на разных предприятиях;

в) количество товаров, которые надо пожертвовать, для производства данного товара;

г) затраты на взаимозаменяемые ресурсы.


  1. Если предприятие при полном использовании имеющихся у него производственных мощностей может производить либо 100 ед. продукта А, либо 20 ед. продукта В, то альтернативные издержки увеличения производства продукта В на единицу равны:

а) 20 ед. продукта А;

б) 25 ед. продукта А;

в) 5 ед. продукта А;

г) нет верного ответа.


      1. Контрольные вопросы


        1. Что такое общественное производство и каковы его стадии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


        1. Что такое экономические ресурсы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        1. В чем заключается основная проблема экономики?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


        1. Что является критерием эффективного использования ресурсов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


        1. Почему в экономике возникает проблема выбора?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


        1. В чем сущность закона возрастающих альтернативных издержек и причина его действия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3.

тема: Рыночная экономика и альтернативные экономические системы

Цель: в результате освоения темы студент должен уметь:

  • Распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления.

I. Дайте определения понятиям:


  1. Экономическая система – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Цивилизация – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Традиционная система – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Командно – административная система – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Рыночная система – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Смешанная экономическая система – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Рынок – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Конкуренция – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Натуральное хозяйство – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Централизованное планирование – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Принцип «невидимой руки» - это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Переходная экономика – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



II. Вопросы для размышления.


  1. Назовите главные черты традиционной цивилизации. Известны ли вам случаи из истории России или других стран, когда разрушение традиционной экономической системы сопровождалось возмущением и даже бунтами тех, кто был заинтересован в ее сохранении?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Почему без права частной собственности производители товаров не могут свободно решать вопросы: Что производить? и Как производить? Рыночную экономику называют «Миром компромиссов». Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Почему централизованное директивное планирование и частная собственность на факторы производства несовместимы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. К какой экономической системе можно отнести Россию во время Ивана Грозного?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Билеты на рейсы французской государственной авиакомпании
    «Эр Франс», пользующейся огромной поддержкой со стороны государства, существенно дороже, чем на аналогичные рейсы частных британских авиакомпаний. С чем это может быть связано?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Во времена командной системы в СССР была широко распространена практика «приписок», когда отчетные результаты работы предприятий искусственно завышались. Что могло быть экономической причиной такой массовой нечестности руководителей предприятий и колхозов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



III. Тестовые задания


  1. Для того, чтобы определить к какому типу относится экономическая система, следует выяснить:

а) каким образом выбирается правительство в этой стране;

б) каким образом решаются вопросы, связанные с производством и распределением товаров и услуг;

в) влияние тех или иных политических партий страны;

г) используются в промышленности данной страны передовые технологии.


  1. К условиям возникновения рынка относятся:

а) общественное разделение труда;

б) появление денег;

в) экономическая обособленность товаропроизводителей, основанная на частной собственности;

г) возникновение централизованных государств;

д) зарождение обмена.


  1. Основной признак, отличающий разные экономические системы:

а) цели экономического развития;

б) государственный тип собственности;

в) уровень эффективности производства;

г) уровень благосостояния нации.


  1. Основным содержанием понятия «собственность» для экономиста является:

а) пользование и распоряжение благами;

б) владение и управление благами;

в) получение дохода;

г) присвоение благ.


  1. Отрицательной чертой частной собственности является:

а) имущественная дифференциация собственников;

б) стимулирование предпринимательства;

в) возможность жить на трудовые доходы;

г) развитие конкуренции.

  1. Основные цели приватизации в России:

а) укрепление системы централизованного планирования;

б) формирование слоя частных собственников – предпринимателей;

в) создание конкурентной среды и демонополизация экономики;

г) переход на отраслевой принцип управления экономикой.


  1. Проблемы: что, как и для кого производить? – могут иметь отношение:

а) только к административно – командной системе;

б) только к рыночной системе;

в) только к отсталой экономике;

г) к любой экономической системе.

  1. С наибольшей достоверностью можно утверждать, что сегодня в российской экономике:

а) правительство играет незначительную роль;

б) в большинстве случаев существует полная свобода конкуренции и предпринимательства;

в) преобладают черты традиционной и командной экономики;

г) имеются черты смешанной экономики.


  1. Что из ниже перечисленного может рассматриваться как рыночная деятельность:

а) рекламные объявления в газете;

б) приготовление пищи в домашних условиях;

в) предоставление государством пособий по безработице;

г) закупки государством военной техники;

д) выращивание овощей на приусадебном участке для собственного потребления;

е) «блошиный рынок»;

ж) выращивание клубники на приусадебном участке для продажи.

  1. Какой из перечисленных пунктов, на ваш взгляд, характеризует институциональные причины существования «теневой экономики» в любой хозяйственной системе современного мира:

а) издержки соблюдения существующих законов при ведении хозяйственной деятельности ниже, чем выгоды от достижения своих целей;

б) издержки соблюдения существующих законов приведении хозяйственной деятельности превышает выгоды от достижения своих целей;

в) государство не способно обеспечить защиту и выгоды от легальной деятельности;

г) человеческие пороки неистребимы.


  1. Термин «смешанная экономика» означает, что в экономике:

а) представлены самые разные отрасли;

б) взаимодействуют интересы самых разных хозяйствующих субъектов;

в) имеются элементы как рыночной, так и командной экономики;

г) имеет смешанный капитал.

IV. Задачи / упражнения


  1. Представьте, что вы присутствуете на диспуте между сторонником рыночной и сторонником централизованно – управляемой экономики.

Первый из названных участников утверждает: «Рынок – всегда и везде наиболее эффективная форма хозяйства». Второй же возражает: «Централизованная система хозяйства эффективнее рыночной, так как устраняет хаос и неопределенность рынка».

Кто прав в этом споре, не ваш взгляд с точки зрения теории транссакционных издержек?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Приведем цитату из Великого завета (Второзаконие, гл. V): «…Не кради… Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего».

Что изложено в этих библейских заповедях? Установление государством и изложенные в письменном виде своды государственных законов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



V. Контрольные вопросы


  1. Какова взаимосвязь понятий «экономическая система» и «цивилизация»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какие элементы традиционной экономической системы существовали в России еще в начале ХХ в.?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Каковы основные черты традиционной экономики?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Каковы определяющие черты рыночной экономики?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Почему рыночную экономику называют «миром компромиссов»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Каковы главные черты социалистической системы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В чем заключаются специфические черты чистого капитализма, смешанной и переходной экономики?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Почему централизованное директивное планирование и частная собственность на факторы производства несовместимы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В чем состоят достоинства и недостатки рыночной экономики?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какой тип собственности является преобладающим в смешанной системе? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4. тема: Рынок: спрос, предложение и цена равновесия

Цель: в результате освоения темы студент должен уметь:

  • Строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели.


I. Дайте определение понятиям:


1. Спрос - это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Величина спроса -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Кривая спроса -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Закон спроса -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Рыночный спрос -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Эффект дохода -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Эффект замещения -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Взаимозаменяемые товары -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9. Взаимодополняемые товары -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. Товар Гиффена -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


11. Предложение -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


12. Кривая предложения -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Закон предложения -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


14. Принцип убывающей предельной полезности -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


15. Рыночное равновесие -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


16. Эластичность -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



II. Вопросы для размышления.


  1. Что включает в себя рыночный механизм? Каковы условия работы рыночного механизма?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Для удовлетворения своих потребностей домашние хозяйства покупают товары. Из всего предложенного на рынке ассортимента потребитель принимает решение в пользу некоторой комбинации из этих товаров. Структура спроса каждого домашнего хозяйства достаточно индивидуальна и может сильно отличаться от других домашних хозяйств. Покажите различия в структуре спроса двух домашних хозяйств:

а) холостяка в возрасте 25 лет, интересующегося спортом и имеющего доход в 2000долларов в месяц;

б) отца семейства в возрасте 40 лет, имеющего двух детей, определенные политические симпатии и месячный доход в 2000 долларов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Как эластичность предложения по цене зависит от фактора времени? Приведите примеры.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Верно ли данное утверждение «Если спрос на товар падает, новая равновесная цена будит всегда расти при прочих равных условиях»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В 1992 г в Москве за год в наибольшей степени подорожал самый дешевый поначалу продукт – рыба (в 27,4 раза). На второе место вышел сахар (рост цен в 19 раз) и на третье место – молоко (рост цен в 9,3 раза). Цены же на самый дорогой изначально продукт – мясо повысились в наименьшей мере, лишь в 3,1 раза. Почему так произошло?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Почему в производстве модной одежды преобладают сегодня в мире небольшие, но высокомеханизированные предприятия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


III. Задачи/упражнения.

1. Задача.

На потребительском рынке некоторого товара можно выделить 2 группы потребителей. Индивидуальный спрос первой группы потребителей. Индивидуальный спрос первой группы потребителей (250 человек) задан уравнением:

Qd = 10-2P;

второй группы (400 человек) – уравнением:

Qd2 = 5-4P

Определите рыночный спрос

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Задача.

Раньше в нашей стране джинсы считались молодежной одеждой – их носили в основном юноши и девушки. Сегодня джинсы часто можно увидеть не только на людях зрелого возраста, но и на пенсионерах. Отразите это явление графически – при помощи кривой спроса и объясните.



Р

(цена)




Q (количество)

3. В ходе опроса покупателей были выяснены максимальные цены, по которой люди готовы приобретать новый товар. Ответы сведены в таблицу.

Цена, у.е.

100

110

120

130

140

150

160

170

Число и ответов

15

15

30

5

10

10

5

5


Постройте кривую рыночного спроса. Выполнятся ли для данного рынка закон спроса?






4. Задача

Используя данные таблицы, ответьте, что будет иметь место: избыточный спрос или избыточное предложение, когда: а) цена равна 12 руб., б) цена равна 20 руб.?

Цена, руб.

Объем спроса

Млн. шт. в год

Объем предложения, млн. шт. в год

10

10

3

12

9

4

14

8

5

16

7

6

18

6

7

20

5

8








5. Задача

Цена изменилась на 3 %, эластичность спроса равна 1,2. Что показывает коэффициент эластичности? Определите процентное изменение спроса.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6.Задача


Если цена повысилась на 10%, а число предложенных к продаже товаров – на 15%, то чему равен показатель эластичности предложения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


IV. Тестовые задания


1. Кривая рыночного спроса демонстрирует:

а) увеличение потребления товара при увеличении его цены;

б) увеличение потребления товара, если он стал более модным;

в) уменьшение потребления товара при сокращении доходов населения;

г) уменьшение потребления товара при увеличении его цены.

2. Товар Гиффена – это благо, на которое:

а) спрос растет при росте денежного дохода потребления;

б) объем спроса растет при росте его цены;

в) спрос растет при поведении реального дохода потребителя и неизменности относительных цен товаров;

г) спрос не изменяется при изменении его цен.


3. Кривая спроса сместилась влево. Это значит, что повысилась:

а) доходы потребителей;

б) налоги на потребителей;

в) число потребителей;

г) предложение товара.

4. Кривая предложения сместилась вправо. Это значит, что повысились:

а) налоги на производство данного продукта;

б) спрос на данный продукт;

в) эффективность производства данного продукта;

г) цены на исходные ресурсы.


5. Рыночный спрос не испытывает влияния:

а) доходов потребителей;

б) цен на взаимосвязанные товары;

в) цен на ресурсы;

г) численности покупателей.


6. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:

а) вкусов и предпочтений потребителей;

б) размеров или распределения социального дохода;

в) цены товара;

г) численности или возраста потребителей?


7. Спрос - это

а) потребности населения в данном благе;

б) потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей;

в) желание людей обладать теми или иными благами;

г) доход, связанный со сбережениями.


8. Рынок сигнализирует об увеличении спроса на товары путем:

а) падения спроса;

б) роста цен;

в) увеличение сбережений;

г) сжатия кредита.

9. Закон предложения при росте цен и прочих равных условиях проявляется:

а) в изменение предложения;

б) в росте величины предложения;

в) в сокращении объема предложения;

г) в росте спроса.


10. Законы спроса и предложения действуют на:

а) товарном рынке;

б) рынке ресурсов;

в) валютном рынке;

г) любом рынке.


11. Увеличение предложения товаров и услуг приведет:

а) к осту цен;

б) к снижению цен;

в) к росту спроса на них;

г) к сокращению их производства.


12. Эластичность предложения зависит от:

а) сезонных колебаний спроса на товары;

б) изменений дохода потребителей;

в) изменения цены на рынке;

г) промежутка времени, в течение которого производитель приспосабливает предложение к новой цене.


13. Если предложение сократилось на 10% в ответ на 5% - ное снижение цены, то можно утверждать, что предложение на данном рынке характеризуется:

а) высокой эластичностью;

б) неэластичностью;

в) абсолютной неэластичностью;

г) единичной эластичностью.


14. Определите, на какие товары спрос является эластичным, на какие – неэластичным, на основании эластичности по цене:

а) хлеба – 0,2

б) вина – 1,3

в) шоколада – 0,8


    1. Контрольные вопросы


  1. Что означает изменение в спросе и какие факторы на него влияют?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В чем различие между изменением в спросе и изменении величины спроса и как это изображается на графике?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Могут ли продукты питания относиться к категории престижных товаров? Если «да», то какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какие товары являются по отношению к велосипеду дополняющими, а какие заменяющими;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Почему во всем мире при многих булочных существуют собственные пекарни?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Каковы факторы, вызывающие смещение кривой предложения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Может ли кривая предложения быть горизонтальной?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Почему фирмы во всем мире постоянно ищут рынки товаров, которые являются новинками и вызывают большой интерес покупателей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Почему неизменность цен в командной экономике СССР не способствовала росту предложения дефицитных товаров?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. К какой величине ближе коэффициент эластичности спроса на соль: к нулю или к двум?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5.

Тема: ФИРМА КАК СУБЪЕКТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Цель: в результате освоения темы студент должен уметь:

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций.


I. Дайте определение понятиям:

Фирма - это

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Явные издержки – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Неявные издержки – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Постоянные издержки - это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Переменные издержки – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Доход – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Прибыль - это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Краткосрочный период – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


II. Вопросы для размышления:

1.Как вы думаете, в какой степени цель фирмы заключается в максимизации прибыли?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Для получения максимальной прибыли необходимо продать максимально большее количество продукции. Верно ли это утверждение и почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какие фирмы преобладают в современном рыночном хозяйстве: допредельные, предельные и запредельные? А какие преобладали в условиях советской командной экономики?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


III. Задачи / упражнения.

1.В таблице содержатся данные об издержках и объемах выпуска фирмы.

Q (шт)

TC (у.е.)

TFC (у.е.)

TVC (у.е.)

ATC (у.е.)

AFC (у.е.)

AVC (у.е.)

MC (у.е.)

0


150

0





5



20





15



40





30



60





50



80





75



100





95



120





110



140





120



160





125



180





125



200






Здесь Q – объем продукции, TC- общие издержки, TFC-общие постоянные издержки, TVC – общие переменные издержки, ATC – средние общие издержки, AVC – средние переменные издержки, AFC – средние переменные издержки, МС – предельные издержки.

Используя данную информацию, рассчитайте соответствующие показатели, заполните таблицу и охарактеризуйте динамику изменения всех видов издержек (представьте графические зависимости).




2. У вас имеются следующие данные о деятельности фирмы:

P

Q

TR

TC

FC

VC

AC

AVC

MC


1000

5000


1500



5.50

5.00


Количество выпускаемой продукции фирмы таково, что при его увеличении предельные издержки фирмы возрастут.

Заполните таблицу, внося недостающие цифры, и скажите, должна ли фирма: а) увеличить выпуск продукции;

б) уменьшить выпуск продукции;

в) закрыться;

г) ничего не менять.

3. Общие годовые издержки (ТС, млн.долл.) сталелитейной фирмы задаются формулой: ТС=80+55Q, где Q – годовой объем производства (млн. тонн стали). Рыночная цена тонны стали устанавливается на уровне 110 долл. Каков объем производства этой фирмы, если она является предельной.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


IV. Тестовые задания:

1. Постоянными факторами производства для фирмы являются

А) не влияющие на спрос на данный товар

Б) не зависящие от объема выпуска продукции

В) с постоянной ценой

Г) определяемые размерами фирмы.

2. Примером переменных факторов производства не может быть

А) электроэнергия

Б) сырье

В) зарплата рабочим

Г) зарплата охраннику главы фирмы

3. В точке минимума предельных издержек средние издержки должны быть

А) убывающими

Б) возрастающими

В) постоянными

Г) минимальными

4. При изменении цены одного из факторов производства изменятся следующие издержки фирмы

А) средние издержки

Б) предельные издержки

В) средние и предельные издержки

Г) ничего не изменится


5. Какая формула из перечисленных верна

А) бухгалтерская прибыль+внутренние издержки=экономическая прибыль

Б) экономическая прибыль – бухгалтерская прибыль=внешние издержки

В) экономическая прибыль + внутренние издержки = бухгалтерская прибыль

Г) внешние издержки + внутренние издержки = выручка


6. Краткосрочный период в микроэкономической теории – это отрезок времени, в течении которого

а) все факторы переменны

б) все факторы постоянны

в) фирма не может изменить размеры своих сооружений, но может изменить количество используемых машин и оборудования.

г) фирма не может изменить ни количество используемых машин оборудования, ни размеры своих сооружений.

7. Постоянными издержками являются издержки, которые фиксированы относительно

А) уровня выпускаемой продукции

Б) времени

В) технологии

Г) минимальной зарплаты

8. Какой из видов затрат не относится к внешним (явным) издержкам:

А) покупная стоимость сырья и материалов

б) стоимость рабочего времени предпринимателя

в) арендная плата, уплачиваемая предпринимателем за использование помещения

г) заработная плата нанимаемых им работников?

9. Предельные издержки фирмы

А) постоянно возрастают

Б) могут превышать общие издержки

В) равны средним издержкам в точке их минимума

Г) положительны, если общие издержки возрастают


10. Неявные (внутренние) издержки представляют собой:

А) постоянные издержки

Б) переменные издержки

В) затраты на покупку факторов производства

Г) затраты собственных ресурсов фирмы.

V. Контрольные вопросы:

А) Что является основной целью деятельности фирмы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Какие виды прибыли вы знаете?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


в) Что такое средние издержки? Как они вычисляются? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


г) Что такое предельные издержки? О чем говорит рост предельных издержек при росте объема производства? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) Означает ли максимизация прибыли минимизацию общих издержек на единицу выпуска продукции? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

е) Какими должны быть предельные издержки в точке минимальных средних издержек?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ж) Приведите условие равновесия для конкурентной фирмы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


з) Какой вид издержек является определяющим при поиске оптимального объема производства фирмы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6.

тема: Конкуренция и ее виды.

Цель: в результате освоения темы студент должен уметь:

  • предлагать способы решения экономических проблем с учетом действия экономических закономерностей на микроуровнях.


I. Дайте определение понятиям

Конкуренция – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Совершенная конкуренция – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Монополистическая конкуренция – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Недобросовестная конкуренция – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Монополия – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Олигополия – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



II. Вопросы для размышления:

1.Если бы на рынке не было конкуренции, то…

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция? Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Можно ли утверждать, высокие расходы на рекламу тормозят развитие производства?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


III. Тестовые задания.

1.Что из ниже перечисленного не является условием совершенной конкуренции

А) свобода входа на рынок

Б) свобода выхода с рынка

В) диверсификация производства

Г) большое число продавцов и покупателей


2.Что из перечисленного не является признаком только совершенной конкуренции

А) фирма не обладает рыночной властью

Б) фирма максимизирует прибыль

В) фирма получает экономическую прибыль в долгосрочной перспективе

Г) линия спроса представляет собой линию средней выручки фирмы


3.В условиях совершенной конкуренции цена определяется пересечением спроса и предложения

А) всегда

Б) никогда

В) в краткосрочном периоде

Г) долгосрочном периоде


4. В условиях совершенной конкуренции цена равна минимальным средним издержкам

А) в краткосрочном периоде

Б) в долгосрочном периоде

В) всегда

Г) никогда

5. Примером естественной монополии является

А) картель «Семь сестер»;

Б) журнал «Вопросы экономики»;

В) организация ОПЕК;

Г) космодром Байконур.

6.Ситуация, приближающая к совершенной конкуренции характерна для:

А) рынка зерна;

Б) рынка легковых автомобилей;

В) рынка услуг преподавателей;

Г) рынка карандашей.

7. К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится:

А) низкий объем производства;

Б) высокий уровень расходов на рекламу;

В) нестабильность цен;

Г) низкий уровень расходов на НИОКР.

IV. Контрольные вопросы:

А) Чем определяется структура рынка?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Назовите критерии для оценки рыночной структуры рынка:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Какие рыночные структуры в наибольшей степени присущи современной развитой экономике?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) Каковы условия возникновения совершенной конкуренции?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7.

тема: Фирма в условиях несовершенной конкуренции

Цель: в результате освоения темы студент должен уметь:

  • применять инструменты микроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики.

I. Дать определение понятиям:

Несовершенная конкуренция – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Монополия – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Олигополия – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Монополистическая конкуренция – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Монопсония – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Олигопсония – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Полипсония – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


II. Вопросы для размышления:

1. Является ли монополия «злом» или «благом» для общества? Кто выигрывает и, кто проигрывает в результате установления монополии?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему монополист не может назначить любую цену и произвести любое количество товаров, какое захочет?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Каковы общественные издержки несовершенной конкуренции каким образом их можно уменьшить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Решите задачу

1. В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 руб.

Спрос на продукцию отрасли представлен следующими данными: Цена, руб. за ед. 1500 1200 900 600 300

Объем спроса, тыс. шт.300 600 900 1200 1500

Если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну, какова будет равновесная цена и какое количество продукции произведет каждая фирма?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


IV Дайте ответы на тест:

1.Примером монопсонии, ограниченной олигополией, является

А) рынок наркотиков

Б) бизнес Чичикова из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя

В) работорговля Х1Хв.

Г) бизнес Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»


2.Монополистическая конкуренция возникает на рынках тех товаров, где эластичность спроса

А) как правило, низка

Б) равна 1

В) как правило, высока

Г) может быть какой угодно

3.Примером монопсонии, ограниченной олигополией, является

А) рынок наркотиков

Б) бизнес Чичикова из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя

В) работорговля Х1Хв.

Г) бизнес Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»


4.Рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, это

________________________________________­­­­­­­­­_____________________

5.Проранжируйте рыночные структуры по нарастанию трудности вхождения на рынок:

Чистая монополия

Несовершенная конкуренция

Совершенная конкуренция

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Ценовая война – явление наиболее характерное для

а) Олигополии

б) монополии

в) свободной конкуренции

г) монопсонии

7.Когда одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам в зависимости от их платежеспособности, это

А) ценовая дискриминация

Б) дискриминация

В) система скидок

Г) презентация


8.Рыночная структура, при которой существует только один покупатель на несколько продавцов (монополия со стороны покупателя) называется

__________________________________________________________________

9. Признаком только монопольного рынка является

А) один продавец

Б) много продавцов

В) свободный вход на рынок и выход из него

Г) один покупатель


10.Что из ниже перечисленного характерно для несовершенной конкуренции

А) свобода входа на рынок

Б) свобода выхода с рынка

В) образование концернов

Г) большое число продавцов и покупателей

V. Контрольные вопросы:


А) Каковы условия возникновения несовершенной конкуренции?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Какая конкуренция – ценовая или неценовая чаще встречается в олигополистических отраслях экономики?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Какие методы ценообразования применяют олигополисты?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) Каковы меры государственной политики для регулирования монополий?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Д) Укажите отличия в ценообразовании при совершенной и несовершенной конкуренции:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Список использованных источников



  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник – М.: МГУ, 2012

  2. Архитектор Макроэкономики. Д.М. Кейнс и его макроэкономическая теория. – Ростов-на Дону., 2011.

  3. Вестник Московского университета. Сериря 6. Экономика. Научный журнал.

  4. Вестник Российской экономической Академии имени Г.В. Плеханова. Научный журнал.

  5. Вопросы экономики. Ежемесячный журнал Российской Академии наук.

  6. Емцов Р.Т., Лукин М.Ю. Микроэкономика: учебник – М.: МГУ 2014

  7. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н. Киселевой Е.А. – Киров, 2015

  8. Лобас Е.В. Рынки факторов производства. М: РИО РТА 2001

  9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика – М.: 2013

  10. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М., ИТД 2013.

  11. Мировая экономика и международные отношения. Ежемесячный журнал Российской Академии наук.

  12. Нуриев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика – М., 2013

  13. Российский экономический журнал. Научно-практический ежемесячный журнал.

  14. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М., Норма, 2015

  15. Экономика и жизнь. Газета.

  16. Экономика. / Под ред. А.С. Булатова. – М., 2012

Приложение 1 Экономические кроссворды 1.





1.










2.






3.

 

 

 

4.

 


5.

6.

 

 

 

 






 



 




 



 




7.

8.

 

 

 


 


9.


 


10.

 

 

11.

 


 


 


12.

 

 

 

 

 

 


 


 



 





 


 


 





 



 


13.





 





14.


 


15.

 

 

 

 


16.

 

 

 

17.


18.

 

 

 

 


 


 



 


 


 



 


 




19.

 

 

 

 

 


20.

 

 

 

 

 




21.


 



 


22.


 



 


23.


24.

 

 

 

 


25.


 


 


26.

 

 

 

 


 


 





 





 


 



 





27.


 


28.





 



 


29.


30.

 

 

 

 

 

 


31.


 


32.

 

 

 

 


 


 


 


33.

 

 

 

 




 



 




 



 






34.

 

 

 

 

 


35.

 

 

 

 

 






 










 






По горизонтали: 3. Способ одалживания денег для коммерческих целей.
5. собственник денежных средств, специализирующийся на банковских операциях. 7. Вексельное поручительство в виде особой гарантийной записи. 10. Вид косвенного налога на товары массового потребления, включаемый в цену соответствующего товара. 12. Государственное пособие гражданам и организациям для покрытия убытков или других целей, доплата.
15. Приходная часть актива, расходная часть пассива.
16. документированный план поступления и расходования денежных средств для финансирования расходов организаций. 18. Понижение курса биржевых бумаг. 19. Обозначение достоинства бумажных денег, ценных бумаг, банкнот, а также сами эти деньги. 20. Часть бухгалтерского баланса, отражающая источники образования средств организации. 24. Погашение в равных суммах взаимных платежных обязательств двух или нескольких юридических и физических лиц. 25. Денежные средства банка, представленные в кредит с уплатой процента. 26. делец фондовой биржи, торгующий ценными бумагами как за свой счет, так и по поручению.
30. Денежная сумма, которая передается при заключении договора одной стороной другой. 32. Совокупность финансовых ресурсов государства, предприятия, организации. 33. Наличные деньги, имеющиеся у предприятия. 34. Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже. 35. Состояние рынка, на котором в связи с общими неблагоприятными условиями легко повышаются цены.

По вертикали: 1. Единица измерения, равная одной тысячной доллара.

Старинная расчетная палочка у русского народа. 4. Обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. 6. Превышение доходов над расходами в некоторых видах баланса. 8. Имущественный купон, выдаваемый в процессе приватизации для приобретения акций приватизированных предприятий. 9. Прямой безденежный обмен товарами или услугами. 11. Налог. 13. Разница между оценкой имущества и страховой суммой, оставляемой на риск страхователя. 14. Проверка хозяйственно-финансовой деятельности организации. 16. Экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена торговли. 17. Ценовая политика, применяемая компаниями, желающими занять лидирующее место на рынке. 21. Денежная единица любой страны. 22. Договор купли-продажи недвижимости, оформленный в нотариальном порядке. 23. Невозвратимые расходы. 27. Передача своего имущества во временное распоряжение тому, у кого берутся взаймы деньги. 28. Две страницы в бухгалтерских счетных книгах, имеющие один и тот же порядковый номер. 29. Облигация с рейтингом, приемлемым для интересов. 31. Разница между номинальной и курсовой стоимостью денег.


КРОССВОРД № 2


1.

 

 

 

 

2.








3.

 

 

 

 

4.

 





 








 





 

 





 








 





 

 


5.



 








 



6.


 



 



7.

 

 

 

8.

 

 

 

 



 


 



 



 




 




 



 



9.

 

 

 

10.


11.

 

 

 

 

 

12.


13.

 

 

 

14.

 


 


 


 



 



 


 


 


 

 




 


 



 



 


 




 

 




15.

 

 

 

 

 

16.

 

 

 

 




 

 




 


 



17.



 


 




 

 




 


 



 



 


 


19.


 

20.

 

18.

 

 


21.

 

 

 

 

 

 


22.

 

 

 

 



 



23.




 




24.



 





 


25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



26.


 



 








 



 


27.

 


 



 








 





 

 





 








 





 

 





 








 





 

28.

 

 

 

 

 








29.

 

 

 

 

 


По горизонтали:1. Договор о предоставлении имущества во временное пользование за определенное вознаграждение. 3. Комплекс услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией продукции. 7. Предприятие, осуществляющее поставки товаров. 9. Прибыль, получаемая предприятием. 11. Публичная продажа имущества, при которой лицо, приобретающее его, предлагает наибольшую цену. 13. Отрезной талон ценной бумаги. 15. Репутация, представление о ком, о чем-нибудь. 16. Добровольное объединение ряда предприятий. 20. Продукт труда. 21. Информация для создания широкой известности. 22. Установленная расценка товаров. 25. Соперничество за достижение наивысших преимуществ. 28. Посредник при заключении сделок на фондовых и товарных биржах. 29. Всестороннее исследование, рассмотрение.

По вертикали: 1. Денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих платежей. 2. Соглашение на оплату документов. 3. Отчисления с цены, предоставляемые поставщиком для покрытия затрат. 4. Потребность, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителей. 5. Оплата морской перевозки грузов или пассажиров. 6. Металлургический и машиностроительный концерн ФРГ. Основан в 1811 г. 8. Ценная бумага.
9. Вклады в банке.10 Предприятие, имеющее денежную или имущественную задолженность. 11. Независимый ревизор. 12. Доход, получаемый снабженческо-сбытовой организацией. 13. Деловая связь, тесное общение. 14. Величина, на которую увеличивается первоначальная стоимость товара. 17. Лицо (или фирма), осуществляющее биржевое или торговое посредничество. 18. Официальное извещение о выполнении расчетной операции. 19. Одна из сторон бухгалтерского баланса. 23. Соглашение о взаимных обязательствах. 24. Множество элементов, образующих определенную целостность, единство. 26. Установленный распорядок жизни. 27. Поручение на изготовление чего-либо.


КРОССВОРД № 3

















1.



























 



























 



3.




2.









11.

 

 

13.

 

12.



4.

 

 

 

 

 

 

 

 


 












 


 






 



 




 










14.

 

 

 

 

15.





 



 




 










 


 



 





 


5.

 

 

 

 

 

 

 








 


 



 





 



 




 












 



 



7.


 



 




 









10.






 



 


 



 



6.

 

 

 

8.

 





 



9.



 



 


 



 




 



 






 



 


18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 



 





16.

 

 

 

 

 

 




 






20.



 



 

































 



 












 



 



 




17.

 

 

 


 





19.







 



 












 




21.

 

 

 

 

 

 

 

 



 












 





 







 









22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 















 





 





23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







 












 











24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



















 























По горизонтали:4. Документ, содержащий сообщение о чем-либо, уведомление. 5. Документ, содержащий запись всего происходящего на заседании, собрании и т.п. 6. Официальное распоряжение органа власти, руководителя предприятия, организации. 8. Отзыв, характеристика, даваемые кому-либо, чему-либо. 11. Опросный лист для получения сведений по определенной теме. 14. Документ, представляющий собой обобщенные данные по одному вопросу. 16. Документ, фиксирующий соглашение двух или более сторон об установлении, изменении или прекращении правоотношений. 17. Документ, устанавливающий порядок, последовательность и сроки выполнения работ или мероприятий. 21. Просьба о чем-либо, изложенная письменно в официальном виде. 22. Движение документов в организации с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправки. 23. Документ, подтверждающий достоверность какого-либо факта. 24. Основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство.

По вертикали: 1. Перечень названий чего-либо. 2. Описание характерных качеств, особенностей, достоинств и недостатков кого (чего) – либо.
3. Руководящие указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-либо. 7. Список предметов, бумаг и т.п., составленный для их учета. 9. Документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких-либо действий от имени заверителя. 10. Заявление о неправильных действиях лиц или учреждений и необходимости ликвидации последствий этих действий. 12. Документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты и события. 13. Тот, кому направлен документ. 15. Публичное сообщение на определенную тему.
18. Учреждение, осуществляющее прием и хранение документов.
19. Нормативный акт высшей юридической силой и изданный в установленном порядке. 20. Перечисление документов или иных предметов в определенном порядке.


Приложение 2


Контрольный тест

Внимание! Во всех вопросах только один правильный ответ

1. Что из перечисленного не является объектом изучения истории экономических учений?

  1. История экономической теории как науки.

  2. История отдельных экономических теорий.

  3. История способов производства материальных благ.

  4. История категорий, используемых экономической теорией.


2. Какой из указанных исторических памятников создан в Древнем Египте в XVIII в. до н. э.?

  1. "Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка-Ра".

  2. "Речение Ипусера".

  3. Законы царства Эшнунны.

  4. Законы царя Хаммурапи.


3. Какой древнекитайской школе принадлежит следующее высказывание:"Дао, которое можно выразить словами, не есть истинное дао"?

  1. Конфуция.

  2. Мо- цзы.

  3. Легистов.

  4. Лао - цзы.


4. Аристокл - это настоящее имя?

  1. Ксенофонта.

  2. Сократа.

  3. Демокрита.

  4. Платона.


5. Кто из древних античных авторов сказал:" Латифундии погубили Италию..."?

  1. Тиберий Гракх.

  2. Гай Гракх.

  3. Катон..

  4. Колумелла.

6. Какой древний источник признавал шесть основных прав человека (на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых)?

  1. "Экономикос".

  2. "Государство".

  3. "Политика".

  4. "Библия".


7. Все ли перечисленные средневековые авторы являются патристами?

  1. Александр Галесский.

  2. Климент Александрийский.

  3. Киприан Медиоланский.

  4. Августин.


8. Что по мнению Фомы Аквинского не может быть целью труда?

  1. Содержание семьи.

  2. Удовлетворение потребностей.

  3. Устранение праздности.

  4. Увеличение прибыли.


9. Какое из приведенных положений не может принадлежать меркнтилистам?

  1. Конкуренция вредна, ее надо избегать и предотвращать.

  2. Нельзя регулировать численность и квалификацию торговцев.

  3. Надо предоставить привилегии на производство и торговлю.

  4. Надо регулировать цены и зарплату.


10. Кем был составлен Новоторговый Устав (1667 год)?

  1. А. Л. Ордын - Нащокиным.

  2. Ю. Крижаничем.

  3. И. Т. Посошковым.

  4. Петром I.


11. К какому этапу развития классической школы принадлежит творчество Жана Шарля Леонарда Симона де Сисмонди?

  1. I этап ( 1-я стадия).

  2. I этап ( 2-я стадия).

  3. II этап.

  4. III этап.


12 Какое из приведенных положений не может принадлежать физиократам?

  1. Абсолютный экономический либерализм.

  2. Естественный порядок, естественная свобода, естественный человек.

  3. Земля - единственный источник чистого продукта и чистого дохода.

  4. Государство только устанавливает ставку процента, все остальное решает сам человек.


13. Что из перечисленного не относится к экономической таблице Ф. Кенэ?

  1. Как в течение года меняются цены?

  2. Как распределяется между классами совокупный общественный продукт?

  3. Из чего складываются доходы 3- х классов общества?

  4. Как между классами доходы обмениваются на продукты?


14. Что из перечисленного нельзя отнести к пониманию А. Смитом пользы от разделения труда?

  1. Никто не делает сам все, что нужно для собственного потребления.

  2. Разделение труда имеет универсальный характер - от простых операций - до профессий.

  3. Разделение труда может иметь различные степени, но чем их меньше, тем труд производительнее.

  4. Разделение труда способствует изобретению машин.


15. Найдите правильное высказывание Д. Рикардо о ренте.

  1. Всякий доход землевладельца представляет собой ренту.

  2. Рента- это цена, котрую земледелец платит землевладельцу за пользование землей.

  3. Рента - это фактически арендная плата.

  4. Хлеб дорог потому, что платится рента.



70



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!