СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс (авторы А. А. Шемшурин, Н. М. Брунчукова, Р. Н. Демин, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая тетрадь разработана в качестве методического пособия к учебнику «Основы светской этики» (авторы А. А. Шемшурин, Н. М. Брунчукова, Р. Н. Демин, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова) и предназначена для обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций, изучающих модуль «Основы светской этики» предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Тетрадь расширяет содержание каждой из тем модуля, дополняя учебник, систематизирует изученный материал, активизирует познавательную активность. Задания тетради имеют дифференциацию по уровню сложности и могут использоваться для оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов освоения модуля. Ряд заданий рабочей тетради предусматривает совместную работу учащихся с родителями, что способствует формированию системной работы с родителями в рамках реализации предмета.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс (авторы А. А. Шемшурин, Н. М. Брунчукова, Р. Н. Демин, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова)»


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 имени 177 истребительного

авиационного московского полка»














Составила: Твёрдая В. Н.

учитель начальных классов

г. Подольск



Уважаемый четвероклассник!


В этом году ты начинаешь знакомиться с новым предметом «Основы религиозных культур и светской этики».

Предлагаемая рабочая тетрадь призвана сделать это знакомство более интересным и увлекательным. Вопросы и задания, представленные в тетради, помогут тебе расширить знания о нравственных ценностях и разнообразной культуре народов, проживающих в нашей стране, обогатить твою культуру и духовный мир, повысить эрудицию.

Работа над выполнением заданий будет способствовать развитию навыков самоконтроля и самооценки. Это поможет тебе успешно учиться в школе, правильно организовывать свой досуг, с честью преодолевать трудности и неудачи, по достоинству оценивать свои достижения, плодотворно трудиться в будущем.

Рабочая тетрадь расширяет содержание учебника. Задания рабочей тетради позволят тебе проявить свой творческий потенциал, высказать собственное мнение по вопросам морали, научат тебя поиску, сбору и обобщению информации, совместной работе в группе или паре с одноклассниками.

Организовать работу с рабочей тетрадью помогут следующие советы.

1. Изучая материал по каждой теме учебника, выполняй соответствующие задания в рабочей тетради. Это позволит тебе уяснить важнейшие положения темы, уточнить значение используемых понятий, запомнить главное.

2. Внимательно прочитай текст задания. Определи, какой результат тебе необходимо получить: найти правильный ответ, объяснить, аргументировать, выявить ошибку и др.

3. Не спеши выполнять задание, сначала продумай последовательность действий, которые тебе необходимо совершить. Планирование работы позволит тебе сократить время на её выполнение, научит тебя организованности.

4. Выполнение некоторых заданий предполагает использование дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Не пропускай их, они обогатят твои знания, расширят кругозор. Часть таких заданий можно выполнить в группе.

5. Выполнение некоторых заданий потребует от тебя особой аккуратности. Прояви терпение, не торопись. Твоя рабочая тетрадь должна выглядеть опрятно.

6. И ещё один совет. Многие задания ты будешь выполнять как домашние. Постарайся выполнить их самостоятельно. Прояви настойчивость, терпение, докажи, что ты можешь выполнить любое предложенное тебе задание.

Желаю успехов и удовлетворения от своей учебной деятельности!

Твой Учитель.

АННОТАЦИЯ

Рабочая тетрадь разработана в качестве методического пособия к учебнику «Основы светской этики» (авторы А. А. Шемшурин, Н. М. Брунчукова, Р. Н. Демин, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова) и предназначена для обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций, изучающих модуль «Основы светской этики» предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Тетрадь расширяет содержание каждой из тем модуля, дополняя учебник, систематизирует изученный материал, активизирует познавательную активность. Задания тетради имеют дифференциацию по уровню сложности и могут использоваться для оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов освоения модуля. Ряд заданий Рабочей тетради предусматривает совместную работу учащихся с родителями, что способствует формированию системной работы с родителями в рамках реализации предмета.































УРОК 1. ЭТИКА – НАУКА О НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Задание 1. Выпиши из учебника с.4 определение.

Этика - ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

З адание 2. Подготовь сообщение об Аристотеле

_

Аристотель (IVв. до н.э.)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Отметь хорошие поступки словом «да», а плохие словом «нет».

Поздороваться при встрече_____ Толкнуть и не извиниться_________

Помочь упавшему подняться___________________

Засмеяться над неловкостью другого человека___________________

Не встать, обращаясь к учителю________________

Не уступить пожилому человеку место в транспорте___________________

Показывать пальцем на инвалида____________________

Поднять упавшую у другого человека вещь____________________

Не заметить грустного настроения мамы____________________________

Шептаться с кем-то в присутствии других людей______________________

Громко разговаривать в общественном транспорте______________________

З адание 4. Запиши пословицы о вежливости и доброжелательности.

_



______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  1. Продолжите фразу.

«Этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит стать ______».

  • ближе

  • таким как все

  • лучше

  • не таким как все

  • хуже

  1. О снователем этики был этот древнегреческий философ. 





__________________________________________________________

3.Определи положительные черты человека.

а) трудолюбие;      б) жадность;       в) заботливость;

г) грубость;            д) лживость;      е) дружелюбие.


4.  Определи отрицательные черты человека.

а) честность;         б) трусость;         в) зазнайство;

г) доброта;            д) леность;           е) вежливость.


5. Только от него самого зависит, станет он хорошим или плохим, и что

только он сам должен отвечать за свои поступки перед другими

людьми. 

  • председатель

  • патриот

  • директор

  • гражданин

  • человек



УРОК 2. ДОБРЫМ ЖИТЬ НА БЕЛОМ СВЕТЕ ВЕСЕЛЕЙ

З адание 1. Закончи предложение:

Доброта – это ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



З адание 2. Выбери одно изречение мыслителей из учебника с.14 в качестве девиза и запиши в тетрадь.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________



Задание 3. Запиши четыре поговорки и пословицы о доброте.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРЬ СЕБЯ











1.Это тепло, внимание и забота, которые проявляются по отношению к другим людям и всему живому. 

2.Вставьте в предложение пропущенное слово.

Человек сам решает, быть ему добрым или злым, совершать добрые или же плохие __________________________ . 
 3.Вставьте пропущенное слово. 
________________ является одним из самых важных качеств личности, потому что несёт окружающим тепло, внимание и заботу.


УРОК 3. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ВСЕХ

Задание 1. Прочитай притчу.

Мальчик и зеркало.

Мальчик, выросши у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.

Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ.

Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: “Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчал?”

- “Я”. – “А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он к тебе тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом и живут – и добро, и зло наше возвращается к нам же”.

Какая из пословиц соответствует этой притче?

  • Что в других не любишь, сам того не делай. 

  • Худа та мышь, которая одну лазейку знает. 

  • Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает. 

  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. 


Задание 2. Пользуясь текстом учебника (с. 18), выпиши

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ”

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3. Из учебника с.18 выпиши ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

ПРОВЕРЬ СЕБЯ













1.Это способность видеть состояние другого человека, сопереживать ему и этим оказывать поддержку.

____________________________________________________________________


2.Под этим термином принято понимать сочетание тембра, громкости, высоты голоса и их чередование. Это тот ключ, с помощью которого можно обратить и привлечь на себя внимание собеседника.



3.Это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях; умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий начинается обида у человека, с которым мы общаемся.


  • П резрение доброта чуткость

  • Т актичность деликатность


4.Это способность не обращать внимание на неловкость или оплошность человека.


____________________________________________________________________


5.Некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом – это__________.

  • М имика инстинкт речь

  • Ж ест подача











УРОК 4. ОТ ДОБРЫХ ПРАВИЛ – ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ

Задание 1. Оцени поступки детей (Поставь ):

Поступки детей

Добро

Зло

Дать списать домашнее задание



Объяснить решение задачи



Скрывать от родителей плохую отметку



Накормить бездомного котёнка





З адание 2. В ыбери по одному изречению мыслителей о добре и зле из учебника с.20-21 и запиши в тетрадь.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


ПРОВЕРЬ СЕБЯ













1.Это волшебное лекарство, которое может вылечить человека от многих болезней.

_________________________________

2.Укажите добрые дела.

  • Уступить дедушке место в автобусе.

  • Взять чужие вещи.

  • Помочь родителям убраться в квартире.

  • Выбросить мусор мимо урны.

  • Поднести бабушке тяжёлую сумку.

3.Вставьте в предложение пропущенное слово.

Д обрые дела сами по себе должны доставлять вам ________________________ , при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.

УРОК 5. КАЖДЫЙ ИНТЕРЕСЕН

Задание 1. Пользуясь текстом учебника (с. 27), дополни

Дружба – это ________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Задание 2. Разбейте слова на два столбика

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность

ПОМОГАЕТ ДРУЖБЕ

МЕШАЕТ ДРУЖБЕ























З адание 3. В ыбери одно изречение мыслителей о дружбе из учебника с.26 и запиши в тетрадь.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

З адание 4. Запиши четыре поговорки и пословицы о дружбе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



З адание 5. Выполни домашнее задание из учебника с. 28

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРЬ СЕБЯ











1.О чём говорят мыслители прошлого.

«... есть равенство». Пифагор.

«... дана нам природой как помощница в доблестях, а не как спутница в пороках». Цицерон.

___________________________________________________________________


2.Какому термину соответствует следующее определение?

Это отношения, основанные на равенстве, искренности и правде. ______________________________


3 .Этот древнегреческий философ говорил:

«Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности».

Кто он?




________________________________________________________


4.Какому термину соответствует следующее определение?

Это набор определённых особенностей, которые отличают одного человека от другого._____________________________________________________________


5.Это человек, близкий по духу, тот, с кем интересно проводить время. 

  • Б рат друг

  • приятель

  • сват

  • кум


6.Вставьте в предложение пропущенное слово.

В школе, дома вас окружает много людей, и согласитесь, что каждый из этих людей по-своему интересен, независимо от его статуса и положения в____________________________________________.  



УРОК 6. ПРЕМУДРОСТИ ЭТИКЕТА

Задание 1. Выпиши из учебника с.30 определение.

Этикет - ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2. Вставь пропущенные слова , используй учебник с.30

Смысл этикета в_____________________ между людьми об_________________

____________________того, что является привлекательным и _______________

в _____________________________человека.

З адание 3. Используя учебник с.30-33, запиши

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________


ПРОВЕРЬ СЕБЯ












1.Это идеальные правила поведения человека, принятые в конкретном обществе. ___________________________





2. Этому французскому монарху однажды захотелось как-то обобщить те правила поведения, которые были приняты при дворе, чтобы избежать их двоякого толкования придворными. Таким образом королевский каприз и подарил всему миру слово «этикет».


  • Гуго Капет

  • Карл XII

  • Иоанн I

  • Наполеон I

  • Людовик XIV



3.Прозвенел звонок. В класс вошла учительница. Её руки заняты учебниками и тетрадями. Витя приветливо здоровается с учительницей. Он в это время готовит доску к занятиям.

Что, согласно этикету, должен сейчас сделать Витя?


  • Помочь учительнице и взять из её рук учебники и тетради.

  • Ничего не делать.

  • Громко рассмеяться и показать пальцем на учительницу.


4.Можно или нельзя вести себя следующим образом?(да-нет)

  • Покупать без очереди что-либо в магазине_____________

  • Помогать пожилому человеку войти или выйти из автобуса.______________

  • Останавливаться с друзьями посреди улицы в гуще прохожих.____________

  • Уступать место старшим.__________________________

  • Толкать других при входе в транспорт._____________________









УРОК 7. КРАСОТА ЭТИКЕТА

Задание 1. Выпиши из учебника с.36-37 определения.

Этикет - ___________________________________________________________

____________________________________________________________________


Церемониймейстер- _________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 2. Выпиши из учебника с.34-37 те правила этикета, которые тебе не

были знакомы.


ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРЬ СЕБЯ











Согласны ли вы со следующими утверждениями (да-нет) ?

  • Чтобы скатерть на столе оставалась чистой, можно пользоваться салфетками и подставками для приборов._______

  • Рыбу едят, пользуясь специальным ножом и вилкой или двумя вилками, чтобы с их помощью отделять кости от мяса._______

  • Мясо едят, пользуясь ножом и вилкой. Нож держат в правой руке, а вилку – в левой. Мясо режут ножом, придерживая его вилкой, и по кусочку отправляют в рот.______

  • Котлету или мелко нарезанное мясо можно есть только вилкой, по кусочку отправляя его в рот.____________

  • Допускается в левой руке держать кусочек хлеба, которым можно помогать отделять кости и поддевать рыбу на вилку.___________

УРОК 8. ПРОСТЫЕ ШКОЛЬНЫЕ И ДОМАШНИЕ ПРАВИЛА ЭТИКЕТА


Задание 1. Как ты думаешь, какие правила этикета важно соблюдать дома?

Обсуди с домашними и дополни список


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДОМА.


1)Просыпаясь утром, не забывай поздороваться с домашними.


2) За столом сиди правильно, пользуйся приборами, согласно этикету.

3) Не забывай поблагодарить взрослых за их услуги.

4)Помни, что приходить с прогулки надо вовремя, чтобы родители не волновались, и предупреждать их, если задерживаешься.

5)__________________________________________________________________________________________________________________________________

6)__________________________________________________________________________________________________________________________________

7)__________________________________________________________________________________________________________________________________

8)__________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 2. Выбери народную мудрость с.40, которая показалась тебе наиболее

важной и запиши в тетрадь



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







УРОК 9. ЧИСТЫЙ РУЧЕЁК НАШЕЙ РЕЧИ


Задание 1. Прочитай изречения мыслителей с.45 и запиши наиболее близкое

тебе.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



З адание 2. Выполни домашнее задание из учебника с. 46

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





ПРОВЕРЬ СЕБЯ













1.Верны ли следующие утверждения?
А) Для речи так же, как и для речки, важно её плавное, неторопливое течение. 
Б) Не стоит засорять речь лишними, бессмысленными, а иногда и грубыми словами или звуками. 

  • верно А

  • верно Б

  • оба утверждения не верны

  • верны оба утверждения


2.Этот римский поэт говорил, что речь – это образ души.

  • А виан

  • Репозиан

  • Ливий Андроник

  • Публий Сир

  • Марк Манилий


3.Что из перечисленного относится к словам, которые могут засорить вашу речь?

  • «Э-э-э»

  • «Короче»

  • «Типа»

  • «Спасибо»

  • «Кстати»

  • «Ёлки-палки»

  • «По-любому»

  • «Пожалуйста»

  • «Вообще-то»

  • «Как бы»


4.Составьте фамилию советского писателя, которому принадлежит рассказ о пятикласснике Андрее, который пошёл работать на животноводческую ферму. 


_______________________________________________________




УРОК 10. В РАЗВИТИИ ДОБРЫХ ЧУВСТВ – ТВОРЕНИЕ ДУШИ

Задание 1. Душа – это суть человека, его внутренний мир. Именно в душе находит отклик всё происходящее с самим человеком и с окружающим его миром людей, природы, искусства и т.п. Это состояние можно передать такими словами, как «душа ликует», «душа поёт», «душа скорбит», «душа просит».

  • Составьте предложение с одним из этих словосочетаний.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Прочитай изречения мыслителей с.49 и запиши наиболее близкое

тебе.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРЬ СЕБЯ















1.Вставьте в предложения пропущенное слово.


________________ душевный, то есть с душой, - это добрый, отзывчивый ___________________.


_______________бездушный, то есть как бы без души, - это недобрый, чёрствый __________________________.


2 . Норвежский драматург Генрик Юхан Ибсен сказал однажды: «Душа человека заключается в его _______ ».

  • делах

  • родственниках

  • детях

  • нравах

  • манерах

УРОК 11. ПРИРОДА – ВОЛШЕБНЫЕ ДВЕРИ К ДОБРУ И ДОВЕРИЮ

Задание 1. Прочитай НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ с.54 и запиши наиболее близкое тебе.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 2.Выполни задание из учебника с.54

(каждое предложение пиши с новой строки)

_ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3. Нарисуй

свой любимый

уголок природы







ПРОВЕРЬ СЕБЯ













1.Педагог Владимир Сухомлинский говорил: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая _________________________________________________________________».












2.Вставьте пропущенное слово.


«____________________ к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственное».


3.Вставьте пропущенное слово. 


«____________________ – это книга, которую надо прочитать и правильно понять».



4. О каком времени года идет речь?

Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

  • Осень

  • Зима

  • Лето

  • Весна





УРОК 12. ЧУВСТВО РОДИНЫ

З адание 1. Выполни задание из учебника с.56

ЗАКОНЫ ДОБРА

  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  • ______________________________________________________________________________________________________________________________



  • _________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 2. Прочитай НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ с.57 и запиши наиболее близкую тебе пословицу.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3. Вклей фотографии на тему «Родные места».

В подписях к фотографиям вырази свои чувства к Родине.


















































ПРОВЕРЬ СЕБЯ













1..Великий французский просветитель Вольтер сказал однажды:


«_______________________________ –  это край, где пленница душа».   









2.Какое из утверждений является верным?
1. Одним из главных официальных государственных символов России наряду с флагом и гербом является Государственный гимн Российской Федерации. 
2. Без исполнения Государственного гимна не проходит ни одно официальное мероприятие, празднество, церемония или ритуал. 

  • н еверно 1 и 2 верно 1 и 2

  • в ерно 2 верно 1


3. Какой город является столицей Российской Федерации?

  • Калининград

  • Москва

  • Санкт-Петербург

  • Смоленск

  • Мурманск


4 . Это союз различных частей страны, каждая из которых имеет определённую степень независимости.


________________________________

5. Эта территория вошла в состав Российской Федерации самой последней

  • Санкт-Петербург

  • Калининградская область

  • Камчатка

  • Республика Крым

  • Московская область





УРОК 13. ЖИЗНЬ ПРОТЕКАЕТ СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Задание 1. Прочитайте изречения мыслителей с.60-61.

Запиши три наиболее близкие тебе.


_ _______________________________________________________________________________________________________________________________________

_ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Напиши сочинение на тему «Жизнь среди людей», используя

учебник с.60-62


Сочинение

Жизнь среди людей

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УРОК 14. ЧТОБЫ БЫТЬ КОЛЛЕКТИВОМ

Задание 1. Выпиши из учебника с.64 определение.

Коллектив – это____________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________


Задание 2. Вставь пропущенные слова

ВИДЫ КОЛЛЕКТИВА







Задание 3. Составь свои правила поведения в коллективе,

используй учебник с.64-67


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УРОК 15. КОЛЛЕКТИВ НАЧИНАЕТСЯ С МЕНЯ

Задание 1. Почему ваш класс – это самый настоящий коллектив?

  • у вас разные родители

  • вы живёте общими интересами

  • вас объединяют правила поведения

  • вы ходите в разные школы

  • вы вместе участвуете в школьных мероприятиях

  • вы вместе учитесь

  • вы вместе общаетесь


Задание 2. Запишите высказывания мыслителей об уважении с.69


_ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРЬ СЕБЯ













Верны ли следующие утверждения?

1. Совместная жизнь в коллективе сближает ваши представления о том, что хорошо, а что плохо, что интересно всем - это важно для всех.
2. Всем нам надо учиться прислушиваться к чужому мнению, независимо от того, совпадает ли оно с нашим собственным. 

  • верно 2

  • оба утверждения не верны

  • верно 1

  • верны оба утверждения


УРОК 16. МОЙ КЛАСС - МОИ ДРУЗЬЯ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ












1.Это способность понимать и быстро реагировать реальной помощью на проблемы других людей, проявлять уважительное отношение к чувствам других, восприимчивость к их нуждам и запросам. 

_______________________________________



2.Это плохое чувство. Она способна превратить чужой успех в чувство собственной неполноценности, чужую радость – в собственное недовольство и досаду. 

  • боль

  • зависть

  • любовь

  • чуткость

  • раздражение


3.Это реакция человека на воспринимаемое как несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванные этим отрицательно окрашенные эмоции.

_______________________________________________________________


4.Всегда надо помнить не только о себе, но и о ______.

  • детях

  • одноклассниках

  • родственниках

  • гражданах

  • других


5.Что легко потерять и очень трудно вернуть? 

  • дружбу

  • родителей

  • карандаш

  • пищу

  • семью


6.Отношения товарищества связаны прежде всего с возможностью?

  • участвовать в совместной деятельности

  • создать семью

  • жить в одном доме

  • доверить человеку сокровенные мечты

  • встретить человека на улице

УРОК 17. ЕЖЕЛИ ДУШЕВНЫ ВЫ И К ЭТИКЕ НЕ ГЛУХИ…


З адание 1. Запиши ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ


____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

З адание 2. Выполни домашнее задание из учебника с.80

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

ПРОВЕРЬ СЕБЯ













1. “Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”. Так звучит правило этики, которое называют … Как?

а) золотым;

б) железным;

в) бриллиантовым;

г) золотистым.


2. Закончите выражение писателя Максима Горького, который говорил, что “на день надо смотреть как на маленькую …”

а) игру;

б) жизнь;

в) книгу;

г) шутку.


3. Что такое “общечеловеческие ценности”?

а) деньги, золото;

б) воздух, вода, лес;

в) простые нравственные истины;

г) деньги, воздух, земля.



УРОК 18. ЖИЗНЬ СВЯЩЕННА

З адание 1. Выполни задание из учебника с.82

______









Задание 2. Вставь пропущенные слова

ПОТРЕБНОСТИ





Задание 3. Прочитайте изречения мыслителей с.84-85.

Запиши три наиболее близкие тебе.


_ _______________________________________________________________________________________________________________________________________

_ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРЬ СЕБЯ












1.Это бесценный подарок, которым нужно дорожить. Когда она зародилась на Земле, учёные точно сказать не могут, но они знают, что на соседних планетах её нет, возможно, она была когда-то, но по каким-то причинам исчезла. Поэтому мы должны ценить свою планету и дорожить ею.

  • душа общество родина

  • жизнь семья


2.Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.



____________________________________________________________________

УРОК 19. ЧЕЛОВЕК РОЖДЕН ДЛЯ ДОБРА

З адание 1. Что значит для человека жизнь? Выпиши из учебника с.86

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________2._______________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Подтверди пословицами и поговорками, что человек рожден для

добра(3-4)


_

ПРОВЕРЬ СЕБЯ









_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



1.В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова данное определение звучит так:

«_____________________  – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». 

2. Для чего рожден человек? С каким из утверждений вы полностью/частично НЕ согласны?

а) чтобы творить добро, приносить пользу людям;

б) чтобы дружить, любить, создать семью, трудиться;

в) чтобы радоваться окружающему миру, природе;

г) чтобы всегда отдыхать, смотреть телевизор и играть в компьютерные игры.

УРОК 20. МИЛОСЕРДИЕ – ЗАКОН ЖИЗНИ


Задание 1. Выпиши из учебника с.90 определение.

МИЛОСЕРДИЕ- это_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Слово «МИЛОСЕРДИЕ» имеет два корня.

Подбери к нему синонимы и однокоренные слова.


Синонимы: __________________________________________________________

____________________________________________________________________

Однокоренные слова__________________________________________________

____________________________________________________________________


Задание 3. Собери пословицы и поговорки о доброте и милосердии, закрасив начало и окончание каждой из них одним цветом:

доброе дело

чем сердитый


милостивому человеку


опора правосудию


добрые слова


образца нет


для милости


что весенний день


добрый скорее дело сделает


дороже богатств


ласковое слово


и бог подает


милость


и в воде не тонет



Задание 4. Прочитайте изречения мыслителей с.93.

Запиши наиболее близкое тебе.



_________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________



ПРОВЕРЬ СЕБЯ












1.Это, прежде всего, не обижающая человека помощь, внимание к его положению и искреннее стремление вместе решить возникшую проблему.

___________________________


2.Кто нуждается в милосердии?

  • люди преклонного возраста

  • инвалиды

  • сироты

  • депутаты

  • олигархи

  • богатые

  • больные

  • больные

  • животные

  • здоровые


3.Милосердие нужно всем: и тем, кому помогают, и тем, кто _______.

  • даёт деньги

  • ходит в школу

  • платит налоги

  • помогает

  • сильно болеет


4.Это умение понимать и разделять отрицательные эмоции другого человека, возникшие перед лицом жизненных трудностей.

__________________________


4.Все термины, приведённые ниже, за исключением нескольких, связаны с понятием «милосердие». Укажите термины, не связанный с этим понятием.

  • безразличие

  • забота

  • сострадание

  • эгоизм

  • зазнайство

  • сочувствие

  • сердечность

  • помощь

  • жестокость




УРОК 21. ЖИЗНЬ ВО БЛАГО СЕБЕ И ДРУГИМ


З адание 1. Дополни пропуски

ЖИТЬ ВО БЛАГО СЕБЕ И ДРУГИМ

  1. ______________________ людям.

  2. Защищать ____________________

  3. Делиться _______________________ с другом.

  4. Не ____________________________________.

  5. Прощать ____________________________ другим.

Слова для справок : ошибки, слабого, помогать, завидовать,последни


З адание 2. Продолжи предложения

  • Я чувствую обиду, когда__________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

  • Мама обижается на меня, когда я___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

  • Друзья бывают недовольны, если я_________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

  • Я испытываю чувство радости в тех случаях, когда___________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Прочитайте изречения мыслителей с.97.

Запиши наиболее близкое тебе.



_________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________



З адание 4. Выполни домашнее задание из учебника с.98

Сочинение

К какому благу я стремлюсь в своей жизни

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



УРОК 22. СЛЕДОВАТЬ НРАВСТВЕННОЙ УСТАНОВКЕ

Задание 1. Составление Правил твоей жизни

  • Перед вами набор правил жизни, выберите те, которые подходят вам

(«+», « - »)

Д ля достижения своей цели все средства хороши.

П роявление жалости – это удел слабых.

Д обиваясь своей цели, помни, что не должны страдать интересы других людей.

Н е отвечай обидой на обиду. Прощение – путь к процветанию твоей души.

Е сли тебя обидели, наказание обидчика – это твой долг.

Б удь всегда честен, правда всё равно рано или поздно всплывёт.

К то проявляет жалость к окружающим, тот сам знает, что такое боль.

П роявляй любовь к окружающим, но всегда помни о себе.

Л юби, не прося ничего взамен.

Е сли нужно для достижения цели солгать, солги.

Не делай другому того, чего не желаешь себе.

Задание 2. Подбери пословицы и поговорки из фольклора разных народов по

теме занятия (3-4)


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3. Подпишите яблоко на Дереве мудрости



Задание 4. Напиши мини - сочинение на тему: «Трудно ли быть человеком

нравственным».


Сочинение

Трудно ли быть человеком нравственным

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





УРОК 23. ДОСТОЙНО ЖИТЬ СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Задание 1. О каком главном правиле нравственности напоминают нам эти

стихи? Запиши.

Омар Хаям

«Не делай зла — вернется бумерангом,

Не плюй в колодец — будешь воду пить,

Не оскорбляй того, кто ниже рангом,

А вдруг придется, что-нибудь просить.

Не предавай друзей, их не заменишь,

И не теряй любимых — не вернешь,

Не лги себе — со временем проверишь,

Что этой ложью сам себя ты предаёшь.»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Соединить стрелками ситуации ,которые характерны для вас




























Задание 3. На сердцевине ромашки напишите, какими вы хотите стать


Задание 4. Прочитайте изречения мыслителей с.108-109.

Запиши наиболее близкое тебе.


________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 5. Создай копилку лучшего в себе.

С этой целью продолжи следующие предложения:


1.Лучшим в себе я считаю_____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Моя душа стремиться к добру, а это для меня___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Мой разум мне велит следовать______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 6. Подпишите яблоко на Дереве мудрости

ПРОВЕРЬ СЕБЯ












Какому термину соответствует следующее определение? 
Отсутствие корысти, сребролюбия, жадности к имуществу, желания скоплять богатства, приобретать неправо; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград и возмездий за добрые дела.

_________________________


УРОК 24. УМЕТЬ ПОНЯТЬ И ПРОСТИТЬ

Задание 1. Прочитайте изречения мыслителей с.113-114.

Запиши наиболее близкое тебе.


________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Подпишите яблоко на Дереве мудрости

Задание 3. Напиши письмо маме о своих чувствах к ней

_ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УРОК 25. ПРОСТАЯ ЭТИКА ПОСТУПКОВ

Задание 1. Используя учебник с.116-119 запиши

НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ ЭТИКИ ПОСТУПКОВ

1.____________________________________________________________

______________________________________________________________

2._____________________________________________________________

_______________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Прочитайте изречения мыслителей с.120.

Запиши наиболее близкое тебе.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3. Подпишите яблоко на Дереве мудрости

З адание 4. Запиши 3-4 пословицы , связанные с понятием «терпимость»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





ПРОВЕРЬ СЕБЯ











1.Укажите мотив этического поступка.

  • унизить соперника на соревновании, чтобы победить

  • списать у одноклассника домашнюю работу, чтобы получить «отлично»

  • помочь другу

  • дружить с тем, у кого много денег, чтобы иметь больше вещей


2.С чего может начинаться хороший поступок?

  • все варианты верны

  • с желания помочь людям

  • с чувства сопереживания кому-либо

  • с того, что подсказывает сердце

  • со стремления подарить радость


3.Есть такие ситуации, когда следует поступиться собственными удобствами ради других людей. Такие действия являются этически правильными и свидетельствуют о небезразличном отношении к другим.

  • Пройти мимо человека, которому плохо.

  • Помочь маме с уборкой дома.

  • Проведать больного товарища.

  • Собрать мусор на берегу реки.

  • Предложить сесть в транспорте пассажиру преклонного возраста.

  • Позаботиться о бездомном животном.


4.Вставьте в текст пропущенное слово

Люди дают обещания, клянутся помочь, но отказываются от своих слов и при случае убегают от ответственности. Бывает, что пустые слова люди не могут подтвердить своими поступками. Поступки – это зеркало ___________________


5. Отметь словосочетания связанные с золотым правилом этики.

  • поддерживать друга

  • бегать по дороге

  • играть на гитаре

  • играть на гитаре

  • делиться с другом

  • отзываться на чувства окружающих


6.Какому термину соответствует следующее определение?
Это главное – благо человека.

________________________________________


УРОК 26. ОБЩЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБИД

Задание 1. Прочитайте изречения мыслителей с.123.

Запиши наиболее близкое тебе.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 2. Прочитайте изречения мыслителей с.124

Выберите из вышепредставленных изречений и запишите в свою тетрадь правило, которое, по-вашему , должно стать главным для вас..


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Запиши пословицы и поговорки об общении(3-4)


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4. Подпишите яблоко на Дереве мудрости

Задание 5. Какому термину соответствует следующее определение?
Это состояние души, негативная эмоция, которая доставляет боли больше тому, кто обижается и носит в себе эту обиду.


_______________________________________

УРОК 27. РОСТКИ НРАВСТВЕННОГО ОПЫТА ПОВЕДЕНИЯ


З адание 1. Из учебника с.126-128 выпишите

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________

6.__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7.__________________________________________________________________

8._______________________________________________________________________________________________________________________________________9.___________________________________________________________________10.________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Прочитайте изречения мыслителей с.128-129.

Запиши наиболее близкое тебе.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3. Подпишите яблоко на Дереве мудрости


Задание 4. Запиши пять пословиц , которые характеризовали бы

нравственного человека.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 5. Нарисуй литературного героя, близкого к идеалу нравственного

человека, и объясни свой выбор.



















УРОК 28. ДОБРОТЕ СОПУТСТВУЕТ ТЕРПЕНИЕ

Задание 1. Вставьте пропущенные слова , используя учебник с.131

Причиной проявления терпения могут стать_________________, дающие

человеку ____________________ силы и __________________________.

Задание 2. Продолжите предложения:

Я могу быть терпеливым во имя_______________________________________

___________________________________________________________________.

Я способен проявлять терпеливость в тех случаях , когда___________________

____________________________________________________________________.

Я готов проявлять терпение по отношению к окружающим , если вижу_______

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Дополни определения.

Терпение - это качество_______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Терпимость – это спокойное ___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте изречения мыслителей с.132.

Запиши наиболее близкое тебе.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Подпишите яблоко на Дереве мудрости

Задание 6. Подбери изречения народной мудрости к понятию

«терпимость» (используй интернет)


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


УРОК 29. ДЕЙСТВИЯ С ПРИСТАВКОЙ «СО»


Задание 1. Используя учебник с.134 выпишите нравственные действия с

приставкой «со»








Задание 2. Дополни высказывание, используя с.135

Неравнодушный человек – это человек , поступки и _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Прочитайте изречения мыслителей с.137.

Запиши наиболее близкое тебе.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4. Подпишите яблоко на Дереве мудрости

ПРОВЕРЬ СЕБЯ











1.Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

  • соболезнование

  • соучастие

  • сопереживание

  • сострадание

  • сочувствие

2.Вставьте в предложение пропущенное слово

Очень важно содействовать человеку не только в _____________, но и в радости. _____________, разделённое с другими, ослабляет тяжесть груза, а радость переживания вместе с другими значительно увеличивается.
 

УРОК 30. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА….

Задание 1. Напишите слова , которые передают ваши чувства к Родине





Задание 2. Используя учебник с.141, составь свои правила поведения в семье

(каждое правило пиши с новой строчки)


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЬЕ

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Напиши небольшой рассказ о своей Родине


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




УРОК 31. В ТЕБЕ РОЖДАЕТСЯ ПАТРИОТ И ГРАЖДАНИН

Задание 1. Дополни, используя учебник с.145

Патриот -___________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 2. Вставьте в стихотворение пропущенное слово.

На заводе слесарь он,
В яслях – он родитель,
В кинотеатре – зритель,
А пришёл на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он – мечтатель в дни весны,
Он – защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду –
__________________ своей страны!


Задание 3. Запиши три пословицы, определяющие человека как гражданина


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


УРОК 32. ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛО ВЕКА

Задание 1. Прочитайте изречения мыслителей с.150.

Запиши наиболее близкое тебе.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Прочитайте изречения мыслителей с.151.

Запиши наиболее близкое тебе.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УРОК 33. СЛОВО, ОБРАЩЕННОЕ К СЕБЕ

Напиши сочинения, используя вопросы учебника на с.154.

Закончите свое сочинение маленьким напутствием себе


Сочинение

Слово, обращенное к себе

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРЬ СЕБЯ











1.Вставьте в текст пропущенные слова. 
Увидеть _________ в другом человеке, стремиться принять человека таким, каков он есть, давать своему поведению нравственную ________, не давать отрицательных оценок ______ других людей, не _______, стараться быть дружелюбным и доброжелательным. Всё это ростки _______ опыта поведения. 

  • положительное

  • оценку

  • поведению

  • злословить

  • нравственного

2.Что же необходимо сделать, чтобы в вашем классе были хорошие отношения? 

  • Быть сдержанным, проявлять терпение.

  • Выходить из себя.

  • Грубить окружающим.

  • Учитывать характер другого человека.

  • Учитывать характер другого человека.

  • Не ссориться по пустякам.

  • Быть внимательным.

3.Всё это воспринимается человеком, нуждающимся в поддержке и участии, как знак «мы вместе с тобой».

  • соболезнование

  • сопереживание

  • сострадание

  • соучастие

  • сочувствие

  • угроза

  • ущемление

  • оскорбление

4.Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение: «Это бескорыстная приязнь».

  • дружба

  • сочувствие

  • любовь

  • семья

  • отношения

5.Это система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

____________________________________




























































61




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!