СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь "Моя Адыгея "2класс Ждамарова Татьяна Викторовна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие поможет расширить кругозор в познании своей малой родины.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь "Моя Адыгея "2класс Ждамарова Татьяна Викторовна»

Муниципальное образование город Майкоп

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №19»


УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от «___»_________ 20___ года

Председатель педсовета

_____________ /______________ /




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Моя Адыгея» для внеурочной деятельности.

Ступень обучения 1 класс начальное общее образование

Количество часов 33 Уровень базовый


Составители: Т.В.Ждамарова, Т.В.Варрова.-учителя высшей категории.











Пояснительная записка


Учебный курс «Моя Адыгея» для 1 класса для внеурочной деятельности (Авторы-составители: учителя начальных классов Ждамарова Т.В., Варрова Т.В.)

Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы коммуникативного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.

В учебном курсе «Моя Адыгея» отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную деятельность ученики смогут получить возможность сформировать представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических особенностях Республики Адыгея. Курс может быть использован как дополнительный краеведческий источник в подготовке выпускников начальной школы к итоговой аттестации.

Рассматриваемый материал будет способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.


Цель курса: «Моя Адыгея» в начальной школе – воспитание и развитие гуманной, социально активной личности, бережно относящейся к богатству природы Адыгеи, её истории, культуре, уважительно - к жителям Республики Адыгея.

 

Задачи курса:

-воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия своей Республики;

- воспитание экологического мышления, экологической грамотности;

-формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребенка.

- способности к преобразованию окружающего мира, развитие креативного мышления младшего школьника

Программа реализовывает принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:

  • гражданственности и любви к Родине;

  • образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства

  • формирование у учащихся нравственной, мировоззренческой, социальной, экономической, политической, экологической культуры;

  • взаимопонимания и сотрудничества между людьми, различными религиозными и социальными, этническими группами.



  1. Планируемые результаты усвоения учебного курса.

В ходе реализации программы курса «Моя Адыгея» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения Республики, ее традиций, значимых исторических событий;

- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своей малой Родины.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:

- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;

- об основных исторических событиях, памятных местах, знаменитых людях

- о природных, климатических условиях Республики Адыгея;

- об основных видах народного прикладного искусства, устном на­родном творчестве, о литературе Адыгеи.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ко­торые лежат в основе бережного отношения к историческому и культур­ному наследию.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов предусматривает:

- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своей малой Родины, изучение ее особенностей в сопоставлении с другими регионами;

- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;

- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания из­учаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.



Личностными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию)

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

Обучающийся научится:

• называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес

• определять основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении

• соблюдать традиции своей школы

• ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома

• определять основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, аула и др.)

• приводить примеры основных достопримечательностей родного города (села, аула и др.)

• приводить примеры профессий жителей своего города (села, аула и др.)

• различать основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)



Обучающийся получит возможность научиться:


• соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

• составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения

различать герб родного города (села, аула и др.)





  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


1 класс (33 часа)


Раздел 1 Республика Адыгея. (5 час).

Объяснять и характеризовать понятие «малая родина». Называть город, район, в котором проживает. Раскрыть понятия флаг, герб, гимн.

Раздел 2. Здравствуй, школа!


Раздел 3. Майкоп – столица Адыгеи. (7 часов).

Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Республики Адыгея и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана-рассказа «Достопримечательности нашей Адыгеи». Легенды.


Раздел 4. Моя Родословная (8 часов).

Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей семье. Увлечения членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.




Раздел 5. Природа Республики Адыгея (6 часов).

Наблюдать за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природе. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Лекарственные растения. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их.




Перечень проектных работ.


Вид проекта

Тема проекта

Количество за год

1 класс


Творческий проект

«Достопримечательности

моего населенного пункта»


1

Творческий проект



«Мы такие разные, но так похожи»

1

Творческий проект



«Каким я хочу видеть свой населенный пункт в будущем».

1

Исследовательский проект

Проект «Труд моих родных».

1

Творческий проект



Проект: «Сохраним природу Адыгеи»

1


  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Раздел

Количество

часов

Темы

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

1 класс

33 часа

Республика Адыгея.


5



Республика Адыгея – наш общий дом!

1

Объяснять и характеризовать понятие «Моя Родина». Республику в которой проживает

Герб и флаг Республики Адыгея.

1

Раскрыть понятия флаг, герб, гимн.

Адыгея – наш общий дом.

1

Проводить экскурсии по разным районам

Адыгеи. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказы об истории Адыгеи, её традициях. АГУ, МГТУ, колледж искусств, медицинский колледж.

Природные достопримечательности Республики Адыгея.

1

Рассказывать о культуре и быте адыгов. Называть отличия различных видов музыкальных инструментов. Спортивные, музыкальные достижения Адыгеи. Рассказывать о заслуженных артистах и писателях. «Нальмес», «Исламей»

За Проект «Достопримечательности

моего населенного пункта»


1

Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об извест­ных достопримечательностях Республики Адыгея и своего района. Описы­вать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашей

Адыгеи». Легенды.

Здравствуй, школа!

7

Я и моя школа

1



Правила поведения в школе

1


Знакомство со школой

1


Школьные поручения и обязанности

1


Режим дня.

2


Мои одноклассники.


1




Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи»

1

Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения.

Майкоп – столица Адыгеи.

7

Герб города Майкопа

1

Прослушав рассказ о Майкопе рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки.

Памятники города Майкопа

2

Что такое духовные святыни. Святые

места Адыгеи. Мечети, храмы, монастыри

Архитектурные памятники Майкопа.

1


Мой адрес.

1

Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, исторический и ил­люстративный материал.

Транспорт моего города.

1



Правила поведения на улицах и в транспорте.

1



Проект «Каким я хочу видеть свой населенный пункт в будущем».

1


Моя Родословная

8

Моя семья

1

Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Изо­бражать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семей­ных играх.

Мои родные и близкие

1

Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять до­машние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различны­ми инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье.

Ты и твое имя

1

Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рас­сказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов.

Из истории фамилий

1




Мама

1




Семейные традиции (игры, реликвии, праздники, обычаи)

1

Понятие "традиция". Отец-глава семьи. Мать-хранительница домашнего очага. Возвращение воспитания от аталыка в родную семью

Любовь к ближнему. Залог успеха детей–послушание родителям и уважение к

старшим. Какой должна быть семья.



Труд моих родных.

1

Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих род­ных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы пред­ставителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуаль­ный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду.



Проект «Труд моих родных».

1

Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения.

Природа Республики Адыгея

6

Я и природа вокруг меня.

1


Животные Республики Адыгея

1


Растения Республики Адыгея

1


Красная книга Республики Адыгея.

1


Забота о комнатных растениях и домашних животных

1

Анализировать способы заботливого отношения к растениям и животным.



Проект: «Сохраним природу Адыгеи»

1

Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения.

Итого

33








Литература.

1.Аутлева Э.П «Экскурсионная лекция по г.Майкопу»

2. Коссович П.Ф.,Азаматова М.З., Малых С.Н. « Майкоп. Краткий исторический очерк » Майкоп 1957г.

3. «Культура и быт адыгов». Майкоп 1989 г

4. Н.В.Анфимов, Б.М. Джимов, Р.Х. Емтыль « История Адыгеи. Майкоп 1993г.»

5 Бузаров А.Ш.,Варшавина Т.П., Т.П.Кабани, Н.В Краснопольский, А.В Краснопольская, Н. Куашева, Д.А. Мельникова, Т.Н.Спесивцева, П.А.Хачегогу, А.Е.Шебзухова. «География Республики Адыгея»

6 .Щербашина Л.Д.Бочкарева И.В. «Моя Адыгея»

7. Ципинов Р.К., Цикапидзева АХ , Михалевич В.М. «Мегалитические памятники Республики Адыгея».

8 .Б.В.Лещенко « Кавказский государственный биосферный заповедник»

9. Н.В.Корнакова «Наша родина Адыгея»














Муниципальное образование город Майкоп

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №19»


УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от «___»_________ 20___ года

Председатель педсовета

_____________ /______________ /




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Моя Адыгея» для внеурочной деятельности.

Ступень обучения 2 класс начальное общее образование

Количество часов 34 Уровень базовый


Составители: Т.В.Ждамарова, Т.В.Варрова.-учителя высшей категории.









Пояснительная записка.


Учебный курс «Моя Адыгея» для 2 класса для внеурочной деятельности (Авторы-составители: учителя начальных классов Ждамарова Т.В., Варрова Т.В.)

Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы коммуникативного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.

В учебном курсе «Моя Адыгея» отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную деятельность ученики смогут получить возможность сформировать представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических особенностях Республики Адыгея. Курс может быть использован как дополнительный краеведческий источник в подготовке выпускников начальной школы к итоговой аттестации.

Рассматриваемый материал будет способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.


Цель курса: «Моя Адыгея» в начальной школе – воспитание и развитие гуманной, социально активной личности, бережно относящейся к богатству природы Адыгеи, её истории, культуре, уважительно - к жителям Республики Адыгея.

 




 

Задачи курса:

-воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия своей Республики;

- воспитание экологического мышления, экологической грамотности;

-формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, эмоционально-волевых, нравственных качеств лич­ности ребенка.

- способности к преобразованию окружающего мира, развитие креативного мышления младшего школьника

Программа реализовывает принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:

  • гражданственности и любви к Родине;

  • образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства;

  • формирование у учащихся нравственной, мировоззренческой, социальной, экономической, политической, экологической культуры;

  • взаимопонимания и сотрудничества между людьми, различными религиозными и социальными, этническими группами.



  1. Планируемые результаты усвоения учебного курса.

В ходе реализации программы курса «Моя Адыгея» на ступени начально­го общего образования должно обеспечиваться достижение обучающи­мися:

- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобре­тений, которые обучающийся получил в ходе изучения Республики, ее тради­ций, значимых исторических событий;

- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потреб­ность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своей малой Родины.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:

- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;

- об основных исторических событиях, памятных местах, знаменитых людях

- о природных, климатических условиях Республики Адыгея;

- об основных видах народного прикладного искусства, устном на­родном творчестве, о литературе Адыгеи.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культур­ному наследию.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов предусматривает:

- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своей малой Родины, изучение ее особенностей в сопоставлении с другими регионами;

- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социаль­ных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизне­деятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследо­вания своего района;

- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.






Личностными результатами изучения курса «Моя Адыгея» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться планировать учебную деятельность на занятии

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.



Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» во 2-м классе является формирование следующих умений:

Обучающийся научится:

• различать особенности времен года своей местности;

• определять характерные особенности рельефа своей местности;

• приводить примеры названий, рек, крупных населённых пунктов своей местности;

• приводить примеры названий и отличительных признаков 4–5 растений и 3–4 животных, обитающих на территории своей местности;

• знать адыгские песни, пословицы и поговорки;

• соблюдать основные правила поведения в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе;

• называть выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района.

Обучающийся получит возможность научиться:

• показывать на физической карте Адыгеи основные изучаемые объекты, свой населённый пункт;

• рассказывать о достопримечательностях родного города; аула, села;

• различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения);

• бережно относиться к растительному и животному миру Адыгеи, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

• соблюдать правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага;

• соблюдать правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах;

• искать и обрабатывать дополнительную информацию о растительном и животном мире Адыгеи, промыслах и ремёслах, распространённых в Адыгее, и т. д.

2 класс (34 часа)


Введение. Символика республики, в которой я живу (1 час).

Флаг, герб, гимн Республики Адыгея, герб города Майкопа.


Раздел 1. Природа моей местности (14 часов).


Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, условные обозначения. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Разнообразие растительного мира моей местности. Культурные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Республики Адыгеи. Правила защитников природы. Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».


Раздел 2. Населённые пункты (7 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Населённые пункты моего района. История образования города (района). Глава города (района). Улицы моего населённого пункта. Происхождение их названий. Имена знаменитых людей в названиях улиц. Исторические и культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моём городе (районе).


Раздел 3. Труд и быт моих земляков (10 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Земляки - жители моего района (города, села, хутора, аула). Труженики родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ремёсла, распространённые в районе. Знаменитые люди. Доска почёта в населённом пункте, районе. Особенности адыгского быта. Уклад адыгской семьи. Творческий проект «Труд в моей семье».

Раздел 4.Герои Великой Отечественной войны.(2 часа)

Защита Родины - священный долг. Подвиг во имя жизни других людей .Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими



Проектная деятельность .

1

2 класс


Творческий проект

«Горная и равнинная местность из пластилина»

1

Исследовательский проект

«Лекарственные растения

Творческий проект

«Сохраним природу Адыгеи

Исследовательский проект

«Улица, на которой я живу»

Исследовательский проект

«Орнаменты народов Адыгеи»

1

Творческий проект


«Защитим первоцветы»

1

Исследовательский проект

«Труд в моей семье».

1

Исследовательский проект

«Защитники Родины. Бессмертный полк»

1


2 класс

34 часа

СИМВОЛИКА АДЫГЕИ


1

  1. Символы Республики Адыгеи.


1

Характеризовать понятия "гимн", "флаг", "герб". Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимн. Понятие "Родина", "Малая Родина.» Герб Майкопа. Создать герб семьи.

Природа моей местности

14

Времена года в Адыгее

1

Анализировать сезонные измерения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников.

Осень в Адыгее

1

Формы земной поверхности Адыгеи

1

Знать формы поверхности земли в Республике Адыгея.(горы равнины, холмы)

Проект» Горная и равнинная местность из пластилина»

1

Перечислять названия растений своей местности. Классифици­ровать растения на группы. Характеризовать культурные и дико­растущие растения. Описывать растения различными способами (описание, поэтически). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками.

Водоемы республики

1

Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей у водоёмов. Узнавать по описанию реку Белая, находить и называть города, расположенные на её берегах. Называть водоемы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов.

Реки республики Адыгея

1

Знать реки Адыгеи большие и маленькие. Знать легенду об одной из них.

Растительность Республики Адыгея

1

Перечислять названия растений своей местности. Классифици­ровать растения на группы. Характеризовать культурные и дико­растущие растения. Описывать растения различными способами (описание, поэтически). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками. Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, ис­кать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на худо­жественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. Анализировать, какую пользу приносят животные человеку.

Лекарственные растения

1

Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие в Адыгее, анализи­ровать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений.

Проект «Лекарственные растения

1

Уметь делать гербарий из лекарственных растений.

Ядовитые растения

1

Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями



Животный мир Адыгеи

1

Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в РА. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населенный пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фами­лии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них

Красная книга Республики Адыгеи

1

Знать названия некоторых растений и животных, занесённых в Красную книгу РА. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками.

.

Заповеди юных защитников природы

1

Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Размещать данные знаки в районе своего дома и школы.

Проект «Сохраним природу Адыгеи»

1

Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам.

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ АДЫГЕИ

7

Географическое положение Республики Адыгея

1

Знать географическое расположение на карте Республики Адыгея.

Адыгея на карте

1

Знать месторасположение Республики Адыгея на карте России. Знать расположение районов Адыгеи на карте. Находить различные типы населённых пунктов на карте своего района, называть их.

История Адыгеи в архитектуре

1

Знать архитектурные памятники Республики Адыгея и историю их возникновения.

Населенные пункты Адыгеи

1

Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город», «село», «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его деятельность. Характеризовать понятия «хата». Перечислять материалы для строительства хат в Адыгее, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат.

История образования улиц моего населенного пункта.

1

Знать название улицы,на которой живешь и историю ее названия. Называть свой населенный пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фами­лии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них

Зима в Адыгее

1

Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в РА. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в РА. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме.

Проект «Улица, на которой я живу»

1

Знать в честь кого названа улица, на которой ты живешь.




ТРУД И БЫТ МОИХ ЗЕМЛЯКОВ.


10

Народы Адыгеи.

1

Понятие "Родина", "малая Родина" .Герб Майкопа. Создать герб семьи .Какие национальности проживают в Адыгее.

Быт и культура адыгов.


1

Перечислять и описывать предметы адыгского быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «адыгское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда адыгской кухни.

Проект «Орнаменты народов Адыгеи»

1

Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения адыгских поэтов о семье. Нарисовать герб своей семьи при помощи орнамента.

Адыгский фольклор.

1

Перечислять основные виды фольклора, распространённые в Адыгее. Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная».


Ремесла в Адыгее.

1

Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составить рассказ об одном из предметов быта, выполненном адыгскими мастерами



Адыгские умельцы.

1

Описывать виды деятельности жителей своей республики. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта



Весна в Адыгее.

1

Изучать произведения художников, писателей о весне.



Проект «Защитим первоцветы»

1

Знать и распознавать первоцветы Адыгеи.



Профессии моих земляков.

1

Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной.



Проект «Труд в моей семье».

1


ОНИ ЗАЩИЩАЛИ АДЫГЕЮ.


2

Мои земляки в годы Великой Отечественной войне

1

. Защита Родины - священный долг. Подвиг во имя жизни других людей .Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими.



Проект «Защитники Родины. Бессмертный полк»

1


ИТОГО

34







Литература.

1.Аутлева Э.П «Экскурсионная лекция по г.Майкопу»

2. Коссович П.Ф.,Азаматова М.З., Малых С.Н. « Майкоп. Краткий исторический очерк » Майкоп 1957г.

3. «Культура и быт адыгов». Майкоп 1989 г

4. Н.В.Анфимов, Б.М. Джимов, Р.Х. Емтыль « История Адыгеи. Майкоп 1993г.»

5 Бузаров А.Ш.,Варшавина Т.П., Т.П.Кабани, Н.В .Краснопольский, А.В Краснопольская, НВ. Куашева, Д.А. Мельникова, Т.Н.Спесивцева, П.А.Хачегогу, А.Е.Шебзухова. «География Республики Адыгея»

6 .Щербашина Л.Д.Бочкарева И.В. «Моя Адыгея»

7. Ципинов Р.К., Цикапидзева АХ , Михалевич В.М. «Мегалитические памятники Республики Адыгея».

8 .Б.В.Лещенко « Кавказский государственный биосферный заповедник»

9. Н.В.Корнакова «Наша родина Адыгея»









Муниципальное образование город Майкоп

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №19»


УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от «___»_________ 20___ года

Председатель педсовета

_____________ /______________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Моя Адыгея» для внеурочной деятельности.

Ступень обучения 3 класс начальное общее образование

Количество часов 34 Уровень базовый

Составители: Т.В.Ждамарова, Т.В.Варрова.-учителя высшей категории.









Пояснительная записка.



Учебный курс «Моя Адыгея» для 3 класса для внеурочной деятельности (Авторы-составители: учителя начальных классов Ждамарова Т.В., Варрова Т.В.)

Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы коммуникативного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.

В учебном курсе «Моя Адыгея» отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную деятельность ученики смогут получить возможность сформировать представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических особенностях Республики Адыгея. Курс может быть использован как дополнительный краеведческий источник в подготовке выпускников начальной школы к итоговой аттестации.

Рассматриваемый материал будет способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.


Цель курса: «Моя Адыгея» в начальной школе – воспитание и развитие гуманной, социально активной личности, бережно относящейся к богатству природы Адыгеи, её истории, культуре, уважительно - к жителям Республики Адыгея.

 

Задачи курса:

-воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия своей Республики;

- воспитание экологического мышления, экологической грамотности;

-формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, эмоционально-волевых, нравственных качеств лич­ности ребенка.

- способности к преобразованию окружающего мира, развитие креативного мышления младшего школьника

Программа реализовывает принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:

  • гражданственности и любви к Родине;

  • образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства;

  • формирование у учащихся нравственной, мировоззренческой, социальной, экономической, политической, экологической культуры;

  • взаимопонимания и сотрудничества между людьми, различными религиозными и социальными, этническими группами.



  1. Планируемые результаты усвоения учебного курса.

В ходе реализации программы курса «Моя Адыгея» на ступени начально­го общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобре­тений, которые обучающийся получил в ходе изучения Республики, ее традиций, значимых исторических событий;

- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потреб­ность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своей малой Родины.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:

- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;

- об основных исторических событиях, памятных местах, знаменитых людях

- о природных, климатических условиях Республики Адыгея;

- об основных видах народного прикладного искусства, устном на­родном творчестве, о литературе Адыгеи.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культур­ному наследию.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов предусматривает:

- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своей малой Родины, изучение ее особенностей в сопоставлении с другими регионами;

- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социаль­ных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизне­деятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследо­вания своего района;

- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.



Личностными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 3 классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Предметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в третьем классе является формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

  • определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в Адыгее.

  • различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры Республики Адыгея.

  • различать формы земной поверхности Адыгеи.

  • приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее распространённых в Республике Адыгее растений и животных.

  • называть основные особенности различных видов карт Адыгеи (физической, административной и исторической).

  • различать герб, гимн, флаг Адыгеи, а также символы своего родного города, района.

  • называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.

  • узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека.

  • различать особо охраняемые растения и редких животных Адыгеи.

  • ориентироваться по карте Адыгеи.

  • давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности;

  • выполнять правила сбора грибов в своей местности;

  • выполнять правила поведения у водоёма в разное время года;

  • бережно относиться к растениям и животным.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.




3 класс (34 часа)


Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (8часов).

Рельеф Адыгеи: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоёмы Адыгеи (реки, озёра). Солёные и пресные водоёмы Адыгеи. Типы почв, распространённые на территории Адыгеи. Чернозёмы - природное богатство Адыгеи. Растительный и животный мир равнинной и горной части Адыгеи. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный

мир прибрежной зоны и водоёмов. Культурные растения. Адыгея - территория здоровья. Горные курорты Адыгеи. Адыгея спортивная, Адыгея олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».


Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (8 часов).

Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. Историческая карта, история на карте. Основание первых городов и аулов. Добрые соседи. Майкоп - столица Адыгеи. Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».


Раздел 3. История твоего рода (11часов).

Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье. Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода. Народные обычаи и традиции. Адыгский фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашей республики.

Проектная работа «История твоего рода».


Раздел 4. « СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ АДЫГЕИ» (5 часов)

Храмы. Мечети. Внутреннее и внешнее устройство. Праздники .Именины. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них.

Раздел 5. «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО» (2 часа)

Любовь матери. Материнский труд,

уважительное отношение к нему. Многодетная семья.





Перечень проектных работ.


3 класс


Исследовательский

проект

«Растительный и животный мир Адыгеи»

Исследовательский

проект

«Мы – археологи»

Исследовательский

проект

«Памятники Адыгеи».

Исследовательский

проект

«Схема моего населенного пункта».

Творческий проект

«Адыгея -территория здоровья»


Творческий проект

«Любимый праздник в моей семье»

Исследовательский

проект

«Бессмертный полк»

Тематическое планирование

3 класс

34 часа

1.Нет в мире краше Родины нашей


8

  1. СимСимволика Адыгеи (герб, флаг, гимн

1

Называть свой край. Знать символику своей республики. Характеризовать исторические факты, предметы, традиции, отражённые в символике Адыгеи. Знать текст гимна Адыгеи, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага. Знать автора музыки и слов гимна Адыгеи

  1. Просторы родной Адыгеи

1

Знать откуда ты родом, где расположена твоя родина, какой город является столицей республики.

Рельеф Адыгеи (возвышенности, низменности, горы)

1

Характеризовать рельеф Адыгеи. Показывать на карте горную и равнинную части Адыгеи. Знать легенду о горах Адыгеи.

Природные явления и стихийные бедствия

1

Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Адыгеи. Описывать одно из них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с по­следствиями стихийных бедствий. Перечислять типы водоёмов (реки, озёра) встречающиеся в Адыгее. Классифицировать водоёмы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план. Знать легенду об одном из водоемов.

Водоемы Адыгеи

1

Растительный мир Адыгеи

1

Описывать растительный и животный мир с опорой на карты-схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Адыгеи. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распро­странённые на территории Адыгеи. Рассказывать о правилах сбора.


Животный мир Адыгеи

1



Проект «Растительный и животный мир Адыгеи»

1

Использовать легенды о растительном и животном мире Адыгеи.





2.Без прошлого нет настоящего

8

Прошлое и настоящее Адыгеи. Лента времени.

1

Характеризовать понятие «лента времени». Определять после­довательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени».


Проект «Мы – археологи»

1

Знать значение слова археолог. Иметь представление о работе археолога.

Древние города Адыгеи

1

Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энцикло­педический материал. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои от­веты своими наблюдениями и исследованиями.

Экскурсия в Национальный музей.

1

Памятники истории и архитектуры.

1

Называть памятники архитектуры твоего населенного пункта.Знать историю возникновения одного из них.

Проект «Памятники Адыгеи».

1

.



История Адыгеи в лицах

1

. Пла­нировать и реализовать проект «Нет в мире краше Адыгеи нашей. Знать знаменитых и уважаемых жителей Адыгеи

Основание городов, сел, аулов Адыгеи.

1

Перечислять названия первых станиц и аулов. Рассказывать историю основания города Майкопа. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая ответы, своими наблюдениями и исследованиями. Пла­нировать и реализовывать проект «Лента времени». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

3.История твоего рода

11

Памятники природы Адыгеи.

1

Знать и называть памятники природы Республики Адыгея. Рассказывать легенду об одном из них.

Добрые соседи. Краснодарский край

1

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба на­родов». Показывать на карте Краснодарский край и его столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Краснодар. Фик­сировать на «ленте времени» год его основания, год присоединения Адыгеи к России. Называть государства и субъекты РФ, с которы­ми граничит Краснодарский край.

Проект. «Схема моего населенного пункта».

1

Чертить план (схему) своего населённого пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения



.


Твоя родословная. (История твоей семьи).

1

Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родос­ловная». Анализировать адыгейские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам.

Из истории адыгских фамилий и имен. Что такое именины

1

Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именинами родных и друзей. Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родос­ловная».


Семейные ценности. Честь семьи и рода.

1

Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда от­стаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные ис­точники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях-героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней.


Твои земляки – труженики.

1

Анализировать и устанавливать связь между природно-климатиче­скими условиями Адыгеи и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда - земляках, опираясь на заметки в СМИ.

Адыгские умельцы.

1

Перечислять ремёсла, распространённые в Адыгее. Составлять рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие.

Спортивная Адыгея.

1

Адыгея спортивная, Адыгея олимпийская Перечислять и характеризовать туристические маршруты Адыгеи. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из маршрутов используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе Интернет). Понятия: альпинизм, рафтинг

Талантливые люди Адыгеи.

1

Анализировать творчество писателей, художников, которые ста­рались передать красоту родной Адыгеи. Характеризовать понятие «талант». Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Адыгеи». Понимать значение слова скульптор. Знакомить с скульптурой художника Адыгеи, высказывать своё мнение и аргументировать его.


Проект «Адыгея -территория здоровья»


1

4.СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ АДЫГЕИ


5

Народные обычаи и традиции.

1

Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная».


Духовный смысл православных и мусульманских праздников

1

Рас­сказывать о православном или мусульманском празднике в своём городе (районе).

.


С верою в сердце. Мечеть.

1

Устройство мечети и его значение.

Особенности архитектуры. Экскурсия.



С верою в сердце. Храм.

1

. Устройство храма и его значение.

Особенности архитектуры. Экскурсия.



Проект «Любимый праздник в моей семье»

1

Рас­сказывать о православном или мусульманском празднике в своём городе (районе).


5.НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО


2

Подвиг матерей в годы Великой Отечественной войны.

1

Любовь матери. Материнский труд,

уважительное отношение к нему. Многодетная семья.




Проект «Бессмертный полк»



итого

34





Литература.

1.Аутлева Э.П «Экскурсионная лекция по г.Майкопу»

2. Коссович П.Ф.,Азаматова М.З., Малых С.Н. « Майкоп. Краткий исторический очерк » Майкоп 1957г.

3. «Культура и быт адыгов». Майкоп 1989 г

4. Н.В.Анфимов, Б.М. Джимов, Р.Х. Емтыль « История Адыгеи. Майкоп 1993г.»

5 Бузаров А.Ш.,Варшавина Т.П., Т.П.Кабани, Н.В Краснопольский, А.В Краснопольская, Н. Куашева, Д.А. Мельникова, Т.Н.Спесивцева, П.А.Хачегогу, А.Е.Шебзухова. «География Республики Адыгея»

6 .Щербашина Л.Д.Бочкарева И.В. «Моя Адыгея»

7. Ципинов Р.К., Цикапидзева АХ , Михалевич В.М. «Мегалитические памятники Республики Адыгея».

8 .Б.В.Лещенко « Кавказский государственный биосферный заповедник»

9. Н.В.Корнакова «Наша родина Адыгея»




































Муниципальное образование город Майкоп

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №19»


УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от «___»_________ 20___ года

Председатель педсовета

_____________ /______________ /




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Моя Адыгея» для внеурочной деятельности.

Ступень обучения 4 класс начальное общее образование

Количество часов 34 Уровень базовый


Составители: Т.В.Ждамарова, Т.В.Варрова.-учителя высшей категории.









Пояснительная записка.


Учебный курс «Моя Адыгея» для 4 класса по внеурочной деятельности (Авторы-составители: учителя начальных классов Ждамарова Т.В., Варрова Т.В.)

Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы коммуникативного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.

В учебном курсе «Моя Адыгея» отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную деятельность ученики смогут получить возможность сформировать представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических особенностях Республики Адыгея. Курс может быть использован как дополнительный краеведческий источник в подготовке выпускников начальной школы к итоговой аттестации.

Рассматриваемый материал будет способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.


Цель курса: «Моя Адыгея» в начальной школе – воспитание и развитие гуманной, социально активной личности, бережно относящейся к богатству природы Адыгеи, её истории, культуре, уважительно - к жителям Республики Адыгея.

 

Задачи курса:

-воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия своей Республики;

- воспитание экологического мышления, экологической грамотности;

-формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, эмоционально-волевых, нравственных качеств лич­ности ребенка.

- способности к преобразованию окружающего мира, развитие креативного мышления младшего школьника

Программа реализовывает принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:

  • гражданственности и любви к Родине;

  • образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства;

  • формирование у учащихся нравственной, мировоззренческой, социальной, экономической, политической, экологической культуры;

  • взаимопонимания и сотрудничества между людьми, различными религиозными и социальными, этническими группами.



4 класс

Личностными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

  • различать природные зоны Адыгеи;

  • рассказывать о природных богатствах родного края и их использовании;

  • человеком;

  • отличать символику Адыгеи;

  • называть органы местного самоуправления;

  • называть даты важнейших событий в истории края, города, аула поселка;

  • различать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Адыгеи;

  • знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории республики;

  • называть важнейшие экологические проблемы Республики Адыгеи;

  • рассказывать о заповеднике, находящемся на территории Адыгеи;

  • называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Республики Адыгеи;

  • определять месторасположение Адыгеи на физической карте России;

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности;

  • определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных);

  • правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Адыгеи;

  • исполнять гимн Республики Адыгеи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правильного поведения во время исполнения гимнов России и Адыгеи;

  • выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения;

  • исполнения знакомых народных песен;

  • самоорганизации и выполнения исследовательских проектов.




Введение. Адыгея на карте России (1 час).


Раздел 1 Государственные символы Республики Адыгея(3 часа)

Различать герб, гимн, флаг Адыгеи, а также символы своего родного города, района.



Раздел 2 «Особенности природы и природные ресурсы Адыгеи» (8 часов)



Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Лесничества. Естественные и искусственные водоёмы. Использование и охрана водоёмов Адыгеи. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Адыгеи, их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Республики Адыгеи для жителей России.

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».



Раздел 3. «ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ» (5часов)


Вещественные исторические источники. История Адыгеи в архитектуре. Древние жилища. Современный облик республики: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы. Одежда жителей Адыгеи в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Адыгеи в литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих в Адыгее. Майкоп - столица Республики Адыгеи. Глава Республики Адыгея.



Раздел 4. « Хозяйство Республики Адыгея» (5 часов).

Знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории республики;

называть важнейшие экологические проблемы Республики Адыгеи. Сельское хозяйство. Промышленность.



Раздел 5. «Культура и быт адыгов»(7часов).

Называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Республики Адыгеи, знать музеи, библиотеки, театры, образовательные учреждения Республики Адыгеи.


Раздел 6. «Растительный и животный мир Адыгеи»(4 часа)

Перечислять названия растений своей местности. Классифици­ровать растения на группы. Характеризовать культурные и дико­растущие растения. Описывать растения различными способами (описание, поэтически). Иллюстрировать свой рассказ. Кавказский биосферный заповедник. Лесничества.

Раздел 7 « ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ЕЕ ГЕРОИ»(2 часа)

Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фикси­ровать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков .Знать героев партизанского движения в Адыгее.


.

4 класс


Проектная работа

«Береги землю родимую, как мать

любимую».

1

Проектная работа

«Земля отцов – моя земля»

1

Проектная работа

«Предприятие моего региона»

1

Проектная работа

« Знаменитые люди Адыгеи»

1

Исследовательский проект

«Книга славы»

1






  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

4 класс

34 часа

Государственные символы Республики Адыгея

3

Герб Республики Адыгея

1

Определять месторасположение Адыгеи по отношению к другим регионам. Определять регионы - соседей Адыгеи. Знать о видах связи (железнодорожной, автомобильной и воздушной) с другими регионами нашей страны.



Флаг Республики Адыгея

1




Гимн Республики Адыгея

1


Особенности природы и природные ресурсы Адыгеи

8

Природные зоны Адыгеи.


1

Перечислять природные зоны Адыгеи (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями.

Ре

Рельеф Республики Адыгея



1

Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповед­ника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств Адыгеи

. Кв Климатические пояса Республики ады Адыгея

1

Знать понятие климатические пояса. Определять в каком климатическом поясе находится Адыгея.

Роль водоемов в природе и жизни человека.

1

Называть и показывать на карте Адыгеи водоёмы. Ана­лизировать их роль в жизни людей (ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению во­доёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очист­ке водоёмов. Знать правила поведения на водоемах во время ЧС.

Использование и охрана водоемов.


1



Типы почв. Защита и охрана почв.

1

Характеризовать основные типы почв, распространённые в Адыгее. Показывать территорию их распространения на кар­те-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Адыгеи стране. Анализировать различные меры, принимае­мые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ - заметку в газету об охране и защи­те почв с иллюстрациями.



Полезные ископаемые Адыгеи, их использование.


1

Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описы­вать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи.

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую»




1

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая ответы своими наблюдениями и исследованиями. Пла­нировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашей Республики». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родной Адыгеи». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

История Республики

Адыгея


5


Адыгея в древности

Жилища различных эпох.


1

Определять по карте Адыгеи стоянку древнего человека. Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена.




История Адыгеи в архитектуре. Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом.

1

Различать и характеризовать исторические вещественные источни­ки. Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исто­рического источника. Определять по карте Адыгеи сто­янку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них.

Памятники природы и истории Адыгеи

1

Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них.















Города, районы и поселки городского типа Адыгеи.

1

Определять месторасположение Адыгеи по отношению к другим регионам. Определять регионы - соседей Адыгеи. Перечислять города и районы Адыгеи, выделять среди них граничащие со своим районом. Показывать их на административной карте Адыгеи. Составлять рассказ об одном из районов.



Проектная работа «Земля отцов – моя земля».

1

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая ответы своими наблюдениями и исследованиями. Плани­ровать и реализовывать проект «Письменный исторический источ­ник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Хозяйство Республики Адыгея

5

Отрасли промышленности Республики Адыгея

1

Знать значение слова промышленность, отрасль. Иметь представление о промышленности Адыгеи.

Отрасли экономики Республики Адыгея



1

Знать значение слова экономика. Рассказывать об отрасли экономики в Адыгее.

Производство товаров и продуктов в Адыгее



1

Знать какие товары и продукты производят в Республике Адыгея. Описывать эти товары.



Плодово - овощные культуры Адыгеи


1

Составлять рассказ о людях сельскохозяйственного труда.

Проект: «Предприятие моего региона»

1

Написать проект об одном из предприятий твоего региона.

Культура и быт адыгов.


7

Знаменитые люди Республики Адыгея

1

Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассни­ков, создавать энциклопедию «Наши земляки – гордость

страны» Сопоставлять место проживания, географические особенности с ви­дом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельца­ми. Наблюдать за их работой и описывать её. .


Музыкальные инструменты адыгов и русских.

1

Анализировать музыкальные инструменты наших предков. Сопоставлять различные наци­ональные инструменты, определять черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Спорт в Республике Адыгея

1

Знать олимпийских чемпионов Республики Адыгея.

Виды связи в Адыгее

1

Исследовать и характеризовать основные виды связи в Адыгее. Представлять современные записи в качестве данного вида связи и уметь их распознавать. Знать о видах связи (железнодорожной, автомобильной и воздушной) с другими регионами нашей страны.

Образование в Адыгее

1

Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы в Адыгее. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенно­сти современной школы и той, в которой учились предки. Анализиро­вать причины, изменившие школу.

Детская литература в Адыгее. Библиотеки Адыгеи.

1

Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Адыгеи» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе. Познакомить с детскими журналами Адыгеи «Родничок», «Созвездие»


Проект « Знаменитые люди Адыгеи



1

Традиции в музыкальных,

художественных, литературных

произведениях известных, талантливых

земляков.

Растительный и животный мир Адыгеи.

4

Заповедники Республики Адыгея

1

Определять на карте территорию Кавказского биосферного заповед­ника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств Адыгеи



Звери и птицы Адыгеи

1

Называть зверей и птиц Республики Адыгея и их особенности.



Музеи - хранители

материальной и духовной

культуры

1

Духовные сокровища краеведческих,

художественных музеев.



Виды туризма в Адыгее.

1

Перечислять и характеризовать туристические маршруты Адыгеи. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из маршрутов используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации: понятие альпинизм, рафтинг, событийный туризм.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ЕЕ ГЕРОИ


2

Герои ВОВ в республике Адыгея. Партизанское движение в Адыгее

Исследовательский проект «Книга славы»

1

Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фикси­ровать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков .Знать героев партизанского движения в Адыгее.

Итого

34

Проектов

5



Литература.

1.Аутлева Э.П «Экскурсионная лекция по г.Майкопу»

2. Коссович П.Ф.,Азаматова М.З., Малых С.Н. « Майкоп. Краткий исторический очерк » Майкоп 1957г.

3. «Культура и быт адыгов». Майкоп 1989 г

4. Н.В.Анфимов, Б.М. Джимов, Р.Х. Емтыль « История Адыгеи. Майкоп 1993г.»

5 Бузаров А.Ш.,Варшавина Т.П., Т.П.Кабани, Н.В Краснопольский, А.В Краснопольская, Н. Куашева, Д.А. Мельникова, Т.Н.Спесивцева, П.А.Хачегогу, А.Е.Шебзухова. «География Республики Адыгея»

6 .Щербашина Л.Д.Бочкарева И.В. «Моя Адыгея»

7. Ципинов Р.К., Цикапидзева АХ , Михалевич В.М. «Мегалитические памятники Республики Адыгея».

8 .Б.В.Лещенко « Кавказский государственный биосферный заповедник»

9. Н.В.Корнакова «Наша родина Адыгея»



62




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!