СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по математике для подготовки к экзамену для НПО

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по математике для подготовки к экзамену для НПО»

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»


Социально-технологический техникум













РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


для подготовки к экзамену


по дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»


для профессии среднего профессионального образования


19.01.17 Повар, кондитер












Орехово – Зуево

2019




Содержание



Пояснительная записка

4

Критерии оценки работ по темам

4

Тема №1 «Простейшие текстовые задачи»

5

Тема №2 «Преобразование выражений»

10

Тема №3 «Уравнения »

19

Тема №4 «Простейшие задачи по геометрии»

27

Тема №5 «Производная. Применение производной.»

30

Список литературы

33

































Пояснительная записка

Рабочая тетрадь по математике для обучающихся 3 курса (НПО, СПО) составлена в соответствии с действующими рабочими программами и учебниками по математике и может быть использована для самостоятельной работы обучающимися, а также для подготовки к экзамену по математике.





Критерии оценки работ по темам

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

    • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

    • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.











Тема № 1

Простейшие текстовые задачи

Проценты, округление

1. Флакон шампуня стоит 160 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25%?

Решение.

Во время распродажи шампунь станет стоить 160 − 0,25   160 = 120 рублей. Разделим 1000 на 120:

.

Значит, можно будет купить 8 флаконов шампуня.

Ответ: 8

2. Шариковая ручка стоит 40 рублей. Какое наибольшее число таких ручек можно будет купить на 900 рублей после повышения цены на 10%?

Решение.

После повышения цены ручка станет стоить 40 + _____ = ___ рубля. Разделим 900 на __:

 Значит, можно будет купить __ ручек.

 Ответ: __.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Тетрадь стоит 40 рублей. Какое наибольшее число таких тетрадей можно будет купить на 750 рублей после понижения цены на 10%?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 120 рублей за штуку и продает с наценкой 20%. Какое наибольшее число таких горшков можно купить в этом магазине на 1000 рублей?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Оптовая цена учебника 170 рублей. Розничная цена на 20% выше оптовой. Какое наибольшее число таких учебников можно купить по розничной цене на 7000 рублей?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Железнодорожный билет для взрослого стоит 720 рублей. Стоимость билета для школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 15 школьников и 2 взрослых. Сколько рублей стоят билеты на всю группу?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Округ­ле­ние с недостатком

1. В об­мен­ном пунк­те 1 грив­на стоит 3 рубля 70 копеек. От­ды­ха­ю­щие об­ме­ня­ли рубли на грив­ны и ку­пи­ли 3 кг по­ми­до­ров по цене 4 грив­ны за 1 кг. Во сколь­ко руб­лей обо­шлась им эта покупка? Ответ округ­ли­те до це­ло­го числа.

 Решение.

За 3 кг по­ми­до­ров от­ды­ха­ю­щие за­пла­ти­ли 4   3 = 12 гривен. Значит, в руб­лях они заплатили: 12   3,7 = 44,4 рубля. Округ­ля­ем до це­ло­го числа, по­лу­ча­ем 44.

 Ответ: 44.

2. По та­риф­но­му плану «Просто как день» ком­па­ния со­то­вой связи каж­дый вечер сни­ма­ет со счёта або­нен­та 16 руб. Если на счету оста­лось мень­ше 16 руб., то на сле­ду­ю­щее утро номер бло­ки­ру­ют до по­пол­не­ния счёта. Се­год­ня утром у Лизы на счету было 300 руб. Сколь­ко дней (включая сегодняшний) она смо­жет поль­зо­вать­ся телефоном, не по­пол­няя счёт?

Решение.

300/__ = ___, но так как 75% от 16 рублей (т. е. __рублей) не хватит, чтобы оплатить день общения - делаем вывод, что Лизе этих денег хватит на __ дней.

Ответ: __.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. По та­риф­но­му плану «Просто как день» ком­па­ния со­то­вой связи каж­дый вечер сни­ма­ет со счёта або­нен­та 18 руб. Если на счету оста­лось мень­ше 18 руб., то на сле­ду­ю­щее утро номер бло­ки­ру­ют до по­пол­не­ния счёта. Се­год­ня утром у Лизы на счету было 800 руб. Сколь­ко дней (включая сегодняшний) она смо­жет поль­зо­вать­ся телефоном, не по­пол­няя счёт?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Баночка йо­гур­та стоит 4 рубля 60 копеек. Какое наи­боль­шее ко­ли­че­ство ба­но­чек йо­гур­та можно ку­пить на 25 рублей?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В сред­нем за день во время кон­фе­рен­ции рас­хо­ду­ет­ся 90 па­ке­ти­ков чая. Кон­фе­рен­ция длит­ся 7 дней. В пачке чая 100 пакетиков. Ка­ко­го наи­мень­ше­го ко­ли­че­ства пачек чая хва­тит на все дни конференции?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сырок стоит 17 руб­лей 60 копеек. Какое наи­боль­шее число сыр­ков можно ку­пить на 130 рублей?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В уни­вер­си­тет­скую биб­лио­те­ку при­вез­ли новые учеб­ни­ки по об­ще­ст­во­зна­нию для двух курсов, по 130 штук для каж­до­го курса. Все книги оди­на­ко­вы по размеру. В книж­ном шкафу 8 полок, на каж­дой полке по­ме­ща­ет­ся 30 учебников. Сколь­ко шка­фов можно пол­но­стью за­пол­нить но­вы­ми учебниками?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Округление с избытком

1. Больному про­пи­са­но лекарство, ко­то­рое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в те­че­ние 21 дня. В одной упа­ков­ке 10 таб­ле­ток лекарства по 0,5 г. Ка­ко­го наименьшего ко­ли­че­ства упаковок хва­тит на весь курс лечения?

 Решение.

Больному нужно вы­пить 0,5 · 3 · 21 = 31,5 г лекарства. В одной упа­ков­ке содержится 0,5 · 10 = 5 г лекарства. Раз­де­лим 31,5 на 5:

.

 Значит, на курс ле­че­ния необходимо 7 упаковок.

 Ответ: 7.

2. Для по­крас­ки 1 м2 по­тол­ка тре­бу­ет­ся 240 г краски. Крас­ка про­да­ет­ся в бан­ках по 2,5 кг. Сколь­ко банок крас­ки нужно ку­пить для по­крас­ки по­тол­ка пло­ща­дью 50 м2?

Решение.

Для по­крас­ки 50 кв. м. по­тол­ка по­тре­бу­ет­ся 50 · ___ = ___ г = __ кг краски. Раз­де­лим __ на 2,5, по­лу­чим ___. Следовательно, по­тре­бу­ет­ся __ банок краски.

 Ответ: __.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Одного ру­ло­на обоев хва­та­ет для оклей­ки по­ло­сы от пола до по­тол­ка ши­ри­ной 1,6 м. Сколь­ко ру­ло­нов обоев нужно ку­пить для оклей­ки пря­мо­уголь­ной ком­на­ты раз­ме­ра­ми 2,3 м на 4,1 м?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В доме, в ко­то­ром живёт Женя, один подъезд. На каж­дом этаже по во­семь квартир. Женя живёт в квар­ти­ре 87. На каком этаже живёт Женя?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В лет­нем ла­ге­ре на каж­до­го участ­ни­ка по­ла­га­ет­ся 30 г са­ха­ра в день. В ла­ге­ре 103 человека. Сколь­ко ки­ло­грам­мо­вых упа­ко­вок са­ха­ра по­на­до­бит­ся на весь ла­герь на 6 дней?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Для при­го­тов­ле­ния ма­ри­на­да для огур­цов на 1 литр воды тре­бу­ет­ся 8 г ли­мон­ной кислоты. Ли­мон­ная кис­ло­та про­да­ет­ся в па­ке­ти­ках по 10 г. Какое наи­мень­шее число па­ке­ти­ков нужно ку­пить хо­зяй­ке для при­го­тов­ле­ния 11 лит­ров маринада?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разные задачи

1. Аня купила проездной билет на месяц и сделала за месяц 41 поездку. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет стоит 580 рублей, а разовая поездка — 20 рублей?

 Решение.

Найдем, что 41 поездка стоила бы 20   41 = 820 рублей. Значит, Аня сэкономила 820 − 580 = 240 рублей.

 Ответ: 240.

2. Таксист за месяц проехал 6000 км. Стоимость 1 литра бензина — 20 рублей. Средний расход бензина на 100 км составляет 9 литров. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц?

 Решение.

Средний расход бензина за месяц составил (___ : 100)   __ = __ литров. Умножим ___ на 20. ___   20 = _____.

Значит, за месяц таксист потратил _____ рублей.

Ответ: ______.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Летом килограмм клубники стоит 80 рублей. Мама купила 1 кг 200 г клубники. Сколько рублей сдачи она получит с 500 рублей?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Павел Иванович купил американский автомобиль, спидометр которого показывает скорость в милях в час. Американская миля равна 1609 м. Какова скорость автомобиля в километрах в час, если спидометр показывает 65 миль в час? Ответ округлите до целого числа.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпускники 11а покупают букеты цветов для последнего звонка: из 3 роз каждому учителю и из 7 роз классному руководителю и директору. Они собираются подарить букеты 15 учителям (включая директора и классного руководителя), розы покупаются по оптовой цене 35 рублей за штуку. Сколько рублей стоят все розы?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. 1 киловатт-час элек­тро­энер­гии стоит 1 рубль 80 копеек. Счет­чик электроэнергии 1 но­яб­ря показывал 12 625 киловатт-часов, а 1 де­каб­ря показывал 12 802 киловатт-часа. Сколь­ко рублей нужно за­пла­тить за элек­тро­энер­гию за ноябрь?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема № 2

Преобразование выражений



Действия со степенями

1. Найдите значение выражения  .

Решение.

Выполним преобразования:

.

Ответ: 5.

2. Найдите зна­че­ние вы­ра­же­ния  .

Решение.

Выполним преобразования:

Ответ: 80.

3. Найдите значение выражения  .

Решение.

Выполним преобразования:

Ответ: 27.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Найдите значение выражения  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите зна­че­ние вы­ра­же­ния 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите зна­че­ние вы­ра­же­ния 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите зна­че­ние вы­ра­же­ния 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите значение выражения  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Преобразования алгебраических выражений и дробей

1. Найдите значение выражения  .

Решение.

Выполним преобразования:

.

Ответ: 5.

2. Найдите значение выражения  .

Решение.

Выполним преобразования:

.

Ответ: -2.

3. Найдите  , если   при  .

Пояснение.

Выполним преобразования:

 

поэтому

 

.

Ответ: 1.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Найдите значение выражения при .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите значение выражения при .

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите значение выражения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найдите зна­че­ние вы­ра­же­ния 

Решение.

Найдите зна­че­ние вы­ра­же­ния 

Решение.

Используя формулу сокращённого умножения, найдём зна­че­ние выражения:

 

Ответ: 13.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Найдите зна­че­ние вы­ра­же­ния 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите зна­че­ние вы­ра­же­ния 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите зна­че­ние вы­ра­же­ния 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите значение выражения  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите значение выражения  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Преобразования числовых логарифмических выражений

1.Найдите значение выражения  .

Решение.

Выполним преобразования:

.

Ответ: -0,5.

2. Найдите значение выражения  .

Решение.

Выполним преобразования:

.

Ответ: 1,5.

3. Найдите значение выражения  .

Решение.

Выполним преобразования:

.

Ответ: 1.

4. Найдите зна­че­ние выражения  .

Решение.

Выполним преобразования:

 Ответ: −3.

5. Найдите значение выражения  .

Решение.

Выполним преобразования:

.

Ответ: 4.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Найдите значение выражения  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите значение выражения  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите значение выражения  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите значение выражения  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите значение выражения  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите значение выражения  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вычисление значений тригонометрических выражений

Основное тригонометрическое тождество:

Формулы тангенса и котангенса:


1. Найдите  , если   и  .

Решение.

Поскольку угол альфа лежит в четвёртой четверти, его тангенс отрицателен. Поэтому

.

Ответ: -3.

2. Найдите  , если   и  .

Решение.

Поскольку угол   лежит в четвертой четверти, его косинус положителен. Поэтому

 

.

Ответ: 1.

3. Найдите  , если   и  .

Решение.

Поскольку  , определяем, что  . Тогда

 

.

Ответ: -1.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Найдите тангенс альфа, если

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите tg α, если

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите 5·cos α, если синус альфа

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите 0,1·sin α, если

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Тема № 3

Уравнения



Иррациональные уравнения

1. Найдите корень уравнения  .

Решение.

Возведем в квадрат:

 Ответ: 3.

2. Найдите корень уравнения  .

Решение.

Возведем в квадрат:

Ответ: 87.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Найдите корень уравнения  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите ко­рень уравнения:   Если урав­не­ние имеет более од­но­го корня, ука­жи­те меньший из них.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите корень уравнения  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Решите уравнение  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Показательные уравнения

1. Найдите корень уравнения  .

Решение.

Перейдем к одному основанию степени:

Ответ: −1.

2. Найдите корень уравнения  .

Решение.

Перейдем к одному основанию степени:

 

 

Ответ: 4.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Найдите корень уравнения  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите корень уравнения  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Решите уравнение  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Решите уравнение  .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите ко­рень урав­не­ния 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логарифмические уравнения

1. Найдите корень уравнения  .

Решение.

Последовательно получаем:

Ответ: −124.

2. Найдите корень уравнения  .

Решение.

Последовательно получаем:

.

 Ответ: 2.

3. Найдите корень уравнения  .

Решение.

Логарифмы двух выражений равны, если сами выражения равны и при этом положительны:

 

 Ответ: 6.

4. Найдите корень уравнения  .

Решение.

Последовательно получаем:

Ответ: −4.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Решите уравнение log32-3) = log3(2х)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Решите уравнение log3х = log39

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Решите уравнение log7(50х-1) = 2

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Решите уравнение log22+32) = log2(12x)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Решите уравнение log16(0,5х-1,5) = 0,25

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тригонометрические уравнения

Примеры решений

cos х =  ;


 cos 4x = 1

4x = 2 n, n   Z

.


 cos х = -  ;


 

,

.


 

,

,

.


 sin х =  ;

,

 ;

,

 ;

,


sin х = - ;

,

 ;

,

 ;

,

 .

Запишем ответ в виде одной серии x = ( -1)k ( -  k, k   Z или x = ( -1)k+1  k, k   Z .


tg х = 

х = аrctg   +  n, n   Z.

x =   +  n, n   Z.



tg х =  ,

х = аrctg   +  n, n   Z,

x =   +  n, n   Z.


Задачи для самостоятельного решения.

Решите уравнение    

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решите уравнение    

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решите уравнение    

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решите уравнение 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решите уравнение 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решите уравнение

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Тема № 4

Простейшие задачи по геометрии

1

Перила лест­ни­цы дач­но­го дома для надёжности укреп­ле­ны по­се­ре­ди­не вер­ти­каль­ным столбом. Най­ди­те вы­со­ту l этого столба, если наи­мень­шая вы­со­та h1 перил от­но­си­тель­но земли равна 1,5 м, а наи­боль­шая h2 равна 2,5 м. Ответ дайте в метрах.

Решение.

Заметим, что дан­ная кон­струк­ция пред­став­ля­ет собой трапецию, а столб — сред­няя линия дан­ной трапеции. Длина сред­ней линии тра­пе­ции равна по­лу­сум­ме оснований:

 

Ответ: 2.

2. 

Детская горка укреп­ле­на вер­ти­каль­ным столбом, рас­по­ло­жен­ным по­се­ре­ди­не спуска. Най­ди­те вы­со­ту l этого столба, если вы­со­та h горки равна 3 метрам. Ответ дайте в метрах.

Решение.

Кон­струк­ция пред­став­ля­ет собой треугольник, в ко­то­ром столб яв­ля­ет­ся сред­ней линией. Длина сред­ней линии тре­уголь­ни­ка равна по­ло­ви­не длины стороны, ко­то­рой она параллельна. Поэто­му l = h/2 = 1,5 м.

 Ответ: 1,5.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Электрику ро­стом 1,8 метра нужно по­ме­нять лампочку, закреплённую на стене дома на вы­со­те 4,2 м. Для этого у него есть лест­ни­ца дли­ной 3 метра. На каком наи­боль­шем рас­сто­я­нии от стены дол­жен быть уста­нов­лен ниж­ний конец лестницы, чтобы с по­след­ней сту­пень­ки элек­трик до­тя­нул­ся до лампочки? Ответ за­пи­ши­те в метрах.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На каком рас­сто­я­нии (в метрах) от фо­на­ря стоит че­ло­век ростом 1,6 м, если длина его тени равна 8 м, вы­со­та фонаря 5 м?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Человек стоит на расстоянии 7,6 м от столба, на котором висит фонарь, расположенный на высоте 6 м. Длина тени человека равна 3,8 м. Какого роста человек (в метрах)?

Найдите скалярное произведение векторов   и .

Решение.

Выпишем координаты векторов:  ; . Скалярное произведение векторов равно

 

.

 

 Ответ: 28.

Задачи для самостоятельного решения.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Тема № 5

Производная. Применение производной.


Таблица производных.

Правила дифференцирования.

Производная в точке х0 равна угловому коэффициенту касательной к графику функций у=f(х) в этой точке.

К = угловой коэффициент, равный тангенсу угла прямой с осью ОХ

К= f '0)= tgα.

у=у0)+у'0)(х-х0) - уравнение касательной

1.Найдем угловой коэффициент касательной к графику функции у=f(х) в точке с абсциссой (х0):

Решение: f(х) =х2, х0=-4

К= f '0);

f '(х)=2х;

f '0)= f '(-4)=2·(-4)=-8,

т.е. к=-8


Задачи для самостоятельного решения.

  1. f(х)=1⁄х, в х0=- 1⁄3 ______________________________________________

_______________________________________________________________

  1. f(х)= sinx, в х0 = ¶⁄3_____________________________________________

______________________________________________________________

  1. f(х)= 3х3 – 2х +1, в х0=1__________________________________________

_______________________________________________________________


2. Найдем тангенс угла касательной к кривой у=1⁄2 х2 с осью Ох, в точке х0=1.

Решение: tgα=у'(х0);

у'(х)=( 1⁄2 х2)'=х;

у'(х0)= у'(1)=1,

т.е. tgα=1;

α=¶⁄4


Задачи для самостоятельного решения.

  1. у= х2 при х0=√3⁄2______________________________________________

_______________________________________________________________

2. f(х)=1⁄3 х3, х0=1 ________________________________________________

__________________________________________________________________


3. Найдем уравнение касательной к графику функции у=1⁄3 х2-2в точке с абсциссой х0=3.

Решение: Находим уравнение касательной у=у0)+у'0)(х-х0)

у(х0)=у(3)= 1⁄3 ·32-2=1;

у'(х)= (1⁄3 х2-2)'=2⁄3 х;

у'(х0)= у'(3)= 2⁄3 ·3= 2

у=1+2(х-3)=1+2х-6=2х-5;

т.е. у=2х-5 – уравнение касательной


Задачи для самостоятельного решения.

  1. f(х)=3х2-5х+4, в х0=1____________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. у=1⁄2 х2+1, в х0=2_______________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________


Если точка движется вдоль оси Ох и ее координата изменяется по закону х(t), то мгновенная скорость точки V(t)=х'(t)

V=S' (t), а ускорение а (t)= V' (t)=х'' (t)= S'' (t)


Тело движется по закону S (t)=3t2-5t+8. Найдем скорость и ускорение движения тела и вычислить их значения при t=1.

Решение: V (t)= S' (t)= 6 t-5;

V (1)=6·1-5=1

а= V'(t)=( 6 t-5)'=6

Ответ: V=1, а=6


Задачи для самостоятельного решения.

  1. Определить скорость и ускорение тела, движущегося по закону S(t)= t2+2 в момент времени t=5:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________


  1. Определить скорость и ускорение тела, движущегося по закону S(t)= 0,5t3+2t2-7t+11 в момент времени t=2:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________









Список литературы:


  1. Алимов Ш. А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия.

  2. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. — М., 2014.

  3. Башмаков М. И. Математика. Электронный учеб.-метод. комплекс для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

  4. Башмаков М. И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  5. Башмаков М. И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  6. Башмаков М. И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  7. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.: ил. – ISBN 978-5-09-020368-5.

  8. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://biblioclub.ru/

  9. ЭБС «Лань» - https://e.lanbook.coom/

  10. ЭБС IPRbooks – http://www.iprbookshop.ru/

  11. ЭБС «BOOK.ru» - https://www.book.ru

  12. ЭБС РГБ, ФГУБ «РГБ» - http://www.rsl.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!