СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по ОРКСЭ Модуль "Основы светской этики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь служит для  повышения эффективности урока, качества усвоения материала учащимися за счет возможности в творческой обстановке сформировать и закрепить знания, умения, навыки.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по ОРКСЭ Модуль "Основы светской этики"»





















































Урок 1. Россия – наша Родина.


Задание 1. Заполни пропуски в предложениях.


Мы живём в замечательной стране, имя которой – ________________________________.

Мы с любовью называем нашу страну ______________________ , потому что родились и живём в ней.

Основной закон нашего государства – _________________________ .

Столица России – город __________________________ .

Глава нашего государства – ______________________ , в настоящее время этот пост занимает ___________________________________________________.

Государственные символы России – это ________________, ______________, _____________.



Задание 2. Ответь на вопросы о государственных символах России.


Герб России

Назови элементы государственного герба Российской Федерации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Флаг России

Что символизируют цвета российского флага?

белый цвет — _________________________________

синий цвет — _________________________________

красный цвет — _______________________________


Гимн России

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!


От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Кто авторы музыки и текста гимна России.


Музыка - _____________________________________


Текст - ______________________________________



Подчеркни в тексте гимна слова, которые характеризуют нашу Родину.






Какие чувства ты испытываешь, когда исполняется гимн России?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3


Карточка

Волга

Енисей

Дунай

Обь

Днепр

Задание: Какие реки протекают по территории России? Какая из перечисленных рек, протекает по территории твоей местности?


Карточка

Патриот Место, где родился и живет человек.

Родина Земля, которую любили и защищали прадеды и отцы.

Отечество Человек, любящий свою Родину, свой народ.

Задание: Установите соответствие между словами и определениями, соединив их стрелочками.



Домашнее задание: (по выбору)

Задание №1

Напиши небольшой рассказ, сочинение «Почему я люблю свою Родину»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2

Продолжи предложения «В основе традиций нашей семьи лежат такие ценности, как.......»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Словарь определений.


Родина - родимая земля, чьё- либо место рождения.

Патриот – человек, который любит свою Родину, готов служить ей и защищать её.

Отечество – земля отцов, дедов и прадедов на которой они жили, которую они защищали и сохранили для следующих поколений.

Столица – главный город государства.

Президент – глава государства.

Государственные символы – государственные герб, флаг и гимн.

Урок 2. Что такое светская этика?


Задание 1. Мыслители.

На фреске Рафаэля "Афинская школа" мы видим двух выдающихся античных мыслителей, предположительно ведущих спор о философии. Кто они?

______________________________________________________________





Задание 2. Заполни пропуски в предложениях.

_____________________ – любовь к мудрости.


_____________________ – (греч. ethike, от ethos - обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. (IV век до н.э.).


Задание 3 Этика







Домашнее задание:

Напиши, что помогает понять человеку светская этика? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Словарь определений.

Этика- это наука, которая, рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Мораль- это слово появилось в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения».

Нравственность- правила поведения в обществе. Нравственность-мораль (синонимы)

Урок 3. Культура и мораль.

И

У

Ь

Ь

Л

А

Р

М

А

Р

Т

Л

У

К

Задание 1. Соедини буквы.






О
















Культура

Предметы человеческого труда

Задание 2. Заполни схему:













Домашнее задание: Вместе с родителями составь свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

  1. _______________________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________________



Словарь определений.

Культура- 1. Совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении.

Духовная культура-представления, идеи, ценности, традиции, идеалы, обычаи, нормы и правила. (политическая и правовая культура)

Материальная культура- предметы человеческого труда.

Моральные нормы- различные нормы, которые приняты в обществе, которые

помогают отличить добро и зло, справедливость и несправедливость.



Урок 4. Особенности морали.


Задание 1. Выбери ответ


1.Какое слово характеризует отношение человека к государству?

а) Гражданин б) Работник в) Семьянин г) Учащийся

2. В каком законе современной России изложены основные права и обязанности человека и гражданина в нашей стране?

а) Закон об образовании б) Конституция в) Семейный кодекс г) Уголовный кодекс

3.Особенности морали:

а) Существуют специальные законы б) Есть специальные органы

в) Поддержка государства г) Нет письменного закрепления

4.Моральные нормы устанавливает:

а) Государство б) Общество в) Организации г) Исследователи

Задание 2. Подчеркни те качества человека, которые мораль одобряет.


Скромность, бесстрашие, мужество, приветливость, равнодушие, лживость, смелость, трусость, верность, предательство, правдивость, общительность, замкнутость, зависть,

доброта, великодушие, злорадство, щедрость, жадность.


Домашнее задание: (по выбору)

Задание 1. Внимательно прочитай текст, определите нормы морали, которые нарушил Анатолий и подчеркните их.

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь, домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.

Задание 2. Как понимаешь слова английского педагога, философа Джона Локка:

Вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь определений.

Мораль- система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей.

нормы морали,

Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. (словарь Ожегова С.И)


Урок 5 Добро и зло.

Задание 1 Отгадай кроссворд



1








2






3


















4









5



















6








7










Задание 2. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни.


МИЛОСЕРДИЕ ДУШЕВНОСТЬ ЧУТКОСТЬ РАВНОДУШИЕ СЕРДЕЧНОСТЬ

Какое понятие объединяет эти слова? Запиши. ________________________


Задание 3. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни


ХУДО ЛИХО ДУШЕВНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ СВИРЕПОСТЬ

Какое понятие объединяет эти слова? Запиши ________________________


Задание 4. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.


Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,


чтобы тебя не погубило зло




Твори добро, чтобы любя


От доброго – добро,

От злого – зло родится




Худо тому,


добро нашло тебя




Зла не верши,


Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней




Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.


кто добра не делает никому


Задание 5













Задание 6. Тест

1.________________ – образец поступков людей и отношений между ними.

________________ – противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

2. Что считается добрым поступком?

* Забыть о неприятной просьбе

* Дать списать домашнее задание

* Опоздать на неинтересную встречу

* Помочь соседу по парте разобрать задачу

3. Укажите поступки, которые одобряет общество

* обман

* взаимопомощь

* унижение

4.Что является последствием злых дел?

* дружба

* радость

* вражда

* мирное сосуществование

5.Знания о добре и зле помогают людям

* проявлять заботу о близких

* жить в мире

* дружить

* все ответы верны

6.Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию “добро”, во вторую – к понятию “зло”.

Обман, грубость, взаимовыручка, помощь.

Добро Зло

___________________________ ______________________


Домашнее задание:

Задание №1

Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.









Задание №2

-Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Словарь определений.


Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.

Урок 7-8. Добродетель и порок.


Задание1. Распредели положительные и отрицательные качества.

Драчливый, заботливый, грубый, справедливый, обаятельный, щедрый, верный, мстительный,

милосердный, трусливый, внимательный.

Какое слово зашифровано?____________________________________

Задание 2. Прочитай рассказ В. Осеевой, ответь на вопросы и нарисуй иллюстрацию к нему.

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел малень­кий взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

-Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

1.Как ты думаешь, почему женщина пристыдила мальчиков?

2.Можно ли сказать, что бездействие – это равнодушие, а равнодушие – это порок?











Задание 3. «Золотая середина»

Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком. Определите добродетели:

Скупость

Расточительность



Угодничество


Вредность




Трусость

Безрассудная отвага



Слова для справок: мужество, щедрость, дружелюбие

Словарь определений.

Добродетель - это положительное нравственное качество человека.

Порок – действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям.

Благотворительность- оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

Милосердие- этот желание приносить пользу другим.

Урок 9. Свобода и моральный выбор человека


Задание 1. Какие слова ты представляешь, когда слышишь слово СВОБОДА










Задание 2. Прочитай историю.


На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

Ответь на вопросы

1.Перед каким выбором оказался Вадим? _____________________________________________________________________________

2.Какой выбор есть у Кости? _____________________________________________________________________________

3.Чем могла закончиться эта история? Напиши вариант, который ты считаешь правильным

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание3. Вопросы по сказкам

1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?______________________________________________________
2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? _____________________________
3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?____________________________________________________


Словарь определений.

Свобода – это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества.

Мораль- система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей.

Моральный выбор- это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремится


Урок 10. Свобода и ответственность


Задание 1. Повторение

1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - _________________

2. Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» ______________

3.Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей ___________________

4. Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними__________________

5. То, что мораль стремиться устранить и исправить ____________________

6. Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом ________________________

7. Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется ______________________

8.Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п_____________________


Задание 2. Выбери дела, за которые отвечаешь только ты. Какие ещё обязанности есть у тебя? Запиши.

1.Купить хлеб

2. Помыть посуду

3. Сделать уборку в своей комнате

4. Вынести мусор

5. Поливать цветы

________________________________________________________________________________

Задание 3. «Неоконченное предложение»

Родители несут ответственность за _________________________.

Люди  несут ответственность за _____________________________.

Учителя несут ответственность за __________________________.

Ученики несут ответственность за__________________________.

Врачи несут ответственность за ____________________________.

Строители  несут ответственность за______________________.


Домашнее задание:

В произведении А.Экзюпери «Маленький принц» герой говорит такие слова «Мы в ответе за тех, кого приручили».

А за кого ты в ответе? В чём проявляется эта ответственность? Ограничивает ли эта ответственность твою свободу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь определений.

Свобода – это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества.

Ответственность – это черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.

Преднамеренность – это когда какой-либо поступок совершается сознательно.

Урок 11………………………………………….


250 ∙ 2

Ь

149 + 301

Л

98 + 14

Н

640 : 2

Р

179 ∙ 100

Д

75 : 5

О

82 + 24

А

10 ∙ 137

М

333 : 3

Й

115 + 103

Г

1200 : 100

Ы


  1. Найди значения выражений, узнаешь тему сегодняшнего урока.

  2. Запиши ее.

1370

15

320

106

450

500

112

12

111










  1. 17900

    15

    450

    218





    Установите соответствие между видами моральных обязанностей и примерами проявления этих обязанностей:

пример её проявления

моральная обязанность



  1. патриотический долг





Организация летнего отдыха

  1. сыновний долг




Забота о родителях

  1. родительский долг




Предотвращение пожаров

  1. профессиональный долг




Защита Родины


Домашнее задание: Приведите примеры из жизни (из литературы) о выполнении морального долга

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Словарь определений.


Моральный долг- это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.

Моральная обязанностьэто когда выполняя свой долг, человек добровольно принимает на себя какие - либо обязанности по отношению к другим.

Урок 12. Справедливость


Задание 1. Сказка «Золушка»

Выпиши героев, которые несправедливо относились друг к другу?

Как бы ты изменил сюжет сказки, чтобы все было по справедливости.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 2. Рассмотри Фемиду и перечисли атрибуты справедливости, которые присутствуют на фотографии. Напиши, что они обозначают:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Домашнее задание:

Как ты думаешь, быть справедливым сложно? Обоснуй свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Словарь определений.

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми

при распределении благ, наград и наказаний



Моральные правила

1.Избегай в своих действиях зла (унижения, достоинства, обмана)

2.Стремись к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.

3.Признавай правоту других людей, сомневайся в собственной безусловной правоте.

4.Будь готов пойти навстречу другому человеку.

5.Стремись найти решение, которое могло бы устроить всех.


Э то интересно!

Фемиду изображают с повязкой на глазах, с мечом и весами в руках (иногда - с рогом изобилия). Повязка свидетельствует о том, что Фемида не отвлекается ни на какие внешние детали и факторы.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды свидетельствует о стремлении к мирной жизни.

Мудрая Фемида обладала даром пророчества.


Урок 13. Альтруизм и эгоизм


Задание1. Как ты понимаешь выражения:

- от чистого сердца-

- отдавать сердце-

- от всей души-

- чёрствое сердце-

- бездушный человек-

Составить 2-3 предложения с данными выражениями:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 2. Соотнеси понятия и примеры:

Альтруизм Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка

Одноклассник не передал домашнее задание

Эгоизм Мальчик не поделился подаренными конфетами

Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа



Д омашнее задание: Ты мечтал(а) поймать золотую рыбку? Представь, что золотая рыбка попала в руки альтруиста и эгоиста. Какие три желания они бы загадали?



















Словарь определений.

Альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Эгоизм — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

Разумный эгоизм-способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу. Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт.

Волонтёр — человек, добровольно занимающийся общественно полезной деятельностью.


Урок 14. Дружба


Задание 1. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.


Старый друг


в беде




На вкус и цвет


лучше новых двух




Не имей сто рублей,


товарища нет




Друзья познаются


что дерево без корней




Сам погибай,


а имей сто друзей




Человек без друзей,


а товарища выручай.


Задание 2. Расскажи, как ты миришься со своим другом. Выбери слова, подходящие для вашего примирения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание: (по выбору)

Задание 1. Когда Крокодил Гена искал друзей, он написал объявление об этом.

Напиши свое объявление о поиске друга, сообщи о себе такую информацию, чтоб с тобой захотелось дружить! _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Как ты понимаешь смысл пословицы. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь определений.

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Правила дружбы.

1. не ссориться

2. уступать друг другу

3. быть вежливым

4. не жадничать

5. помогать друг другу

6. быть честным

7. быть внимательным

8. не обижать своего друга

9. если обидел, то не бояться просить прощения


Урок 15. Что значит быть моральным


Задание 1. Вспомни определения


Мораль - ___________________________________________________________________

Добро - _____________________________________________________________________

Зло - _______________________________________________________________________



Задание 2. Рассмотри рисунок. Чей поступок ты считаешь моральным? Докажи.

_ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание: (по выбору)

Прочитай притчу.


Чудеса


Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?


— Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут — к добрым людям они приходят сами.


А в твоей жизни уже происходили чудеса? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задай вопрос мальчика своим родителям. Что ответили они? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 16-17. Подведение итогов


Задание 1.Заполни пропуски в предложениях.

1.Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.________________________________________________

2.Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей _____________________________________________

3.Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности.__________________________

4. Выражает стремление человека к добру.____________________________________________________________________

5. Действие, результатом которого оказывается причинение зла себе и другим людям. ______________________________________________________________________

6. Способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. ___________________________________________________________________

7. Способность человека отвечать за собственный свободный выбор. _____________________________________

8. Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.п. ________________________________________

9. Нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или общих целей. ________________________________

10. Отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. ____________________________________


Задание 2 Какая тема курса ОРКСЭ больше всего понравилась?


(нарисуй, напиши мини-сочинение, подбери пословицы по данной теме)

























Урок 18. Род и семья – исток нравственных отношений

Все вокруг нас удивительно устроено. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как прекрасна наша Земля и небо. Оглянись и обрати внимание на людей, которые рядом с тобой. Это твои друзья, одноклассники. Вместе вы познаёте науки и отдыхаете. Но где бы ты ни был, чем бы ты не занимался, самыми дорогими и близкими для тебя остаются твои родные, твоя СЕМЬЯ.


Задание 1. Восстанови высказывания известных людей о семье

Любовь, к, основа, родителям, добродетелей, всех (Цицерон)

_____________________________________________________________________________

Нет, святее, и, любви, бескорыстнее, ничего, матери (В.Г. Белинский)

_____________________________________________________________________________

Задание 2. Укажи последовательность родственных связей в семье

МАТЬ

ПРАБАБУШКА


ВНУК


БАБУШКА

ПРАВНУК



СЫН





Домашнее задание: (по выбору)

Задание 1. Напиши, какие пословицы и поговорки о семье знаешь ты._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Придумайте и изобразите герб своей семьи.










Словарь определений.

Род – это люди, которые считают себя потомками общего предка.

Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу.

Заповеди семьи:

1. Свято храни честь своей семьи.

2. Люби свою семью и делай её лучше.

3. Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

4. Подари родителям радость.

5. Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Урок 19. Нравственный поступок.


Задание 1. Используя текст учебника , выпиши признаки нравственного поступка.

Признаки нравственного поступка





Задание 2. Определите какой поступок является нравственным, а какой безнравственный ?












1.____________________________________________ 2.___________________________________


Домашнее задание: (по выбору)

Задание №1

Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируй его с точки зрения признаков нравственного поступка(мотив, цель, средства, действие, результат).Сделай вывод, можно ли этот поступок считать нравственным. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2

Вместе с родителями обсуди утверждение «Цель оправдывает средства».Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Словарь определений.


Поступок - это решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Нравственный поступок – это действие, которое приносит пользу окружающим.

Запомни!

1.Попробуй не захватить, а отдать.

2.Не кулак показать, а протянуть ладонь.

3.Не спрятать, а поделиться.

4.Не кричать, а выслушать.

5. Не разорвать, а склеить.

Урок 20. Золотое правило нравственности.


Задание 1. Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

«Тот, кто делает добро другу, делает добро себе» (Э. Роттердамский)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. «Какой Я?»

  1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.

Хорошие:________________________________________________________________________Плохие:_________________________________________________________________________

2.Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?


Хочу избавиться

Хочу приобрести










Задание 3.Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?


1. В беседах и спорах _____не перебивали, давали высказаться______________________

2. При встрече ________________________________________________________________

3. За глаза ____________________________________________________________________

4. В трудной ситуации _________________________________________________________

5. В болезни _________________________________________________________________


Домашнее задание:

Задание . Достаточно ли знать Золотое правило нравственности, чтобы делать добро?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Словарь определений.


«Золотое правило нравственности»


«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»


«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»


«Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.

Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида, очарованные прекрасной песней, сидели, боясь пошевелиться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля. 

— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно… стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

(В. Сухомлинский)


Урок 21. Стыд, вина и извинение.


Задание 1. Опираясь на «Золотое правило нравственности» оцени поступки Оли и Лиды.

Как ты понимаешь последнюю фразу Лиды?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.Ответь на вопросы

-Что может вызвать у человека чувство стыда?

а) невыполненное обещание;

б) верны все варианты;

в) обман;

г) ссора;

д) твой вариант ответа _________________________________

- Чтобы избавиться от чувства вины надо:

а) почитать интересную книгу;

б) найти нового друга;

в) забыть о плохом поступке;

г) извиниться перед тем, кого обидел.

Домашнее задание:

Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о стыде и вине, запиши их в тетрадь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Словарь определений.


Стыд - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины перед окружающими.

Вина – это переживание человека по поводу своего несоответствия норм, невыполнение долга перед самим собой.

Извинение - избавление от чувства вины перед человеком, которого обидели.

Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок.

Урок 22. Честь и достоинство.


Задание 1. Прочти стихотворение

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег.

Тогда весь мир ты примешь, как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь человек. (Р. Киплинг.)

Какими качествами должен обладать человек, чтобы гордится этим званием Человек________________________________________________________________________________Задание 2 Собрать высказывание и записать.


_____________________________________________________________________________________________________________________





Домашнее задание: (по выбору)

Задание 1. Прочти цитаты. Как ты их понимаешь?

Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам. Марк Аврелий

______________________________________________________________________________________


 Можно быть честным человеком, не будучи великим; но нельзя быть великим человеком, не будучи честным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Подобрать 2-3 пословицы о чести и достоинстве, запиши их.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Словарь определений.


Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация.

Достоинство – это осознание своих прав, уважение в самом себе личности, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь.




Урок 23. Совесть.


Задание 1. Прочти стихотворение «ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ «

Мама, что такое совесть?

Совесть, дочка, это повесть

Про хорошие дела –

Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живет,

Никого не подведет.

Совесть – клад души твоей.

Яркий лучик света в ней.

Это путеводный свет.

Он спасет тебя от бед.

Он в тебе всегда горит.

Он твой самый прочный щит.

Как ты думаешь, где в человеке живет совесть? Расскажи о своих хороших делах.________________________________________________________________________

Что значит, поступать по совести? _______________________________________________________________________________________

Задание 2 Как ты поступишь в данной ситуации?


-Одноклассник допустил ошибку на доске. Ты заметил и __________________________________________________________________

-Ты нечаянно толкнул одноклассника__________________________________

-Тебе кто – то случайно наступили на ногу. Тебе больно_________________________

-Тебя посадили за парту с тем, кто тебе не симпатичен__________________

-Ты, идя по классу, смахнул тетрадь и другие вещи. Что ты будешь делать?

________________________________________________________________

-Ты услышал, как тебя обозвали_______________________________________

-Леша, Рома долго болеют, ты_______________________________________


Домашнее задание:

Задание 1. Прочитай строчку из стихотворения. Возможно, она даст тебе повод для размышления, а возможно у тебя появится желание продолжить её. Попробуй сам сочинить продолжение этого стихотворения.

Совесть компас на пути, как по жизни нам идти…

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Словарь определений.


Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.





Урок 24-25. Нравственные идеалы.


Задание 1. Напиши имена русских богатырей.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Запиши правила честного поединка

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


Задание 3. Выпиши черты, характеризующие джентльмена и леди.


Джентльмен





Леди

















Домашнее задание:



Задание. Из художественной литературы, кинофильмов приведи примеры рыцарских и джентльменских поступков. Обоснуй свой выбор.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________




Словарь определений.

Идеал (франц. ideal) - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. (Большой энциклопедический словарь)

Богатырь- это герои былин, совершавшие подвиги во имя Родины, люди безмерной силы, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

Рыцарь - самоотверженный, благородный человек, тяжело вооружённый конный воин.

Джентльмен – честный, благородный, порядочный человек, который не позволить себе сомнительного поступка, не изменит данному слову.

Леди – образованная, хорошо воспитанная особа, следующая в своей жизни нравственным правилам.






Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества.


Задание 1. Пользуясь текстом учебника (с. 54), восстанови понятие «культура России».

Культура России – это пример __________________________, сокровищница знаний, ________________________________,

_____________________________ и устойчивых норм-образцов ____________________________________________.

Задание 2. Проверь себя.

  1. В чём выражается нравственное отношение к Отечеству?

  • В любви к своему народу;

  • в добрых чувствах к природе родного края;

  • в труде на благо Родины;

  • верны все варианты.

  1. Что можно назвать образцом нравственности?

  • Победу в школьной олимпиаде;

  • знание законов государства;

  • умение достигать цели любой ценой;

  • дела, направленные на общее благо людей.

З адание 3.Соедини иллюстрации с соответствующим высказыванием. Объясни смысл одного из них.

Защита Родины есть и защита своего достоинства. (Н. Рерих)




Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. (Л. Бетховен)




Человек по своей природе есть существо общественное. (Аристотель)






Домашнее задание:



Задание. Кто из членов твоей семьи является для тебя образцом нравственного поведения (патриот, коллективист, труженик, воин)? Напиши об этом человеке.



___________________________________________________________________________________________________________________________





Словарь определений.

Труженик – трудолюбивый человек, который своим трудом создает материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны.

Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги.

Воин - защитник Отечества

Коллективист - человек, который заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным .





Урок 27. Этикет.


Задание 1. Составь пословицы. Соедини линией.


У себя как хочешь,


молчание – золото




Хоть не богат,


по делам гляди




В деревню, где живут одноногие,


а гостям рад




Слово – серебро,


дорога любовь




По одежде не суди,


а в гостях – как велят




Не дорог подарок –


надо идти на одной ноге


Задание 2. Прочитай правила делового этикета

1.быть тактичным, вежливым, учтивым;

2.быть терпеливым, предупредительным, внимательным;

3.уметь выслушать вопрос, просьбу, чётко и грамотно ответить;

4.профессионально выполнять своё дело;

5.быть исполнительным, дисциплинированным;

Задание 3. Познакомьтесь!

Этикет в общественных местах

В театре Существуют определённые правила, которые следует соблюдать:

1.Если вы являетесь обладателем мобильного телефона, то перед тем, как войти в зрительный зал, следует отключить мобильный телефон.

2.Не следует рукоплескать, если спектакль задерживается.

3.Для мужчины обязателен тёмный костюм, светлая рубашка, галстук (более яркий, чем в деловой обстановке).

4.В театре недопустимы крепкие духи, одеколон, запах лекарств, одежда с запахом нафталина.

5.Очень неприлично во время действия спектакля или выступления вставать и покидать зал. 6.Громкие критические замечания о спектакле или игре актёров недопустимы в зрительном зале, фойе театра, буфете. На время лучше оставить своё мнение при себе.

7.Если спектакль вам не нравится, и возникло желание уйти, пожалуйста, дождитесь антракта.


Этикет за столом

1.Не опаздывай , будучи приглашённым.

2.Нужно уметь пользоваться столовыми приборами.

3.Не ставь локти на стол.

4.Не разговаривай с полным ртом.

5.Не кроши хлеб в суп, не дуй на горячую пищу.

6.Не тянись через весь стол за угощеньем, попроси передать

7.Рот вытирай салфеткой.

8.В конце трапезы следует сказать –«Спасибо».

Разговор по телефону

1. Продумывают заранее содержание звонка.

2. Представляются, узнают, кто Вас слушает, коротко излагают причину обращения.

3. Выбирают наиболее удобное для звонка время, чтобы не причинить абоненту неудобства. Звонить принято с 9.00 до 22.00.

4.Если попали не туда, куда надо, нужно извиниться, а не спрашивать «Куда я попал».

5. Заканчивает разговор тот, кто позвонил.



Домашнее задание:

Задание 1.Вставь пропущенные слова.

Правила поведения в театре.

    • Главное правило – приходить ________________. Приезжайте в театр минут за 20-30.

    • Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места. Первыми должны сесть те, кто сидит в _____________________ряда, остальным нужно подождать. 

    • У вас место в середине ряда, но вы немного задержалась и теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись _______________к сидящим.

    • Если бы вы опоздали и пришли с началом спектакля, то должны были бы сесть на любое свободное место и уже только после перерыва сесть на своё место.

    • Нельзя в театре занимать _______________места! 

    • В театр приходят ____________одетыми, ведь это праздник.

    • Не рекомендуется приносить в зал шоколад, _____________, ________________. Если Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться там до третьего звонка. 

    • Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Перед началом действия ______________мобильные телефоны.

    • Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов _______________,

    • Не спешите получить ваше пальто в гардеробе, не волнуйтесь. Зритель, которому дорог спектакль, дождётся, пока занавес опустится в последний раз. 

    • На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно ____________________ и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от этого праздника – посещения театра. 

Задание 2. Вместе с родителями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание3. Короткий тест поможет Вам увидеть себя со стороны и подскажет, что нужно изменить в своем поведении.

1.Такт – наиболее тонкая, деликатная, осторожная линия поведения по отношению к окружающим. Вы обладаете чувством такта? ДА. НЕТ.

2.Скромность– отсутствие привычки показать себя лучше, способнее, умнее других. Вы человек скромный? ДА. НЕТ.

3.Вежливость – качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Всегда ли Вы вежливы? ДА. НЕТ.

4.Пунктуальность – умение не заставлять себя ждать, выполнять обещанное в срок. Это есть в вашем характере? ДА. НЕТ.

5.Речевой этикет – это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить. Вами эти правила соблюдаются? ДА. НЕТ.


Вы ответили «Да» на все вопросы? Ваши манеры безукоризненны, а отношение к окружающим – образец для подражания.

Вы не на все вопросы ответили «Да»? Не расстраивайтесь, зато теперь Вы знаете к чему стремиться



Словарь определений.

Этикет – это правила хорошего поведения

Урок 28. Семейные праздники.


Задание 1. Повторение

Кто такие предки?

А) люди, от которых мы произошли

Б) родители, которые придут на помощь

В) великие люди

Вежливость – это…

А) повседневное уважение и открытая доброжелательность к людям

Б) черта характера, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор;
В) оказание бескорыстной помощи другим людям

Уважение – это…

А) способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества.

Б) почтительное отношение к людям, основанное на признании их достоинств

В) установленный, принятый порядок поведения

Щедрость – это…

А) оказание бескорыстной помощи другим людям, отсутствие скупости

Б) почитание людей за их благородное происхождение и за богатство

Б) способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества.


Задание 2. Схема

Праздники





Задание 3 Какие праздники традиционно отмечают в вашей семье?


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.Как правильно выбрать подарок.

_____________________________________________________________________________________

Задание 5. Подготовь поздравление к одному из семейных праздников.

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Домашнее задание:


Задание. Напиши пять пословиц о семье

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Словарь определений.

Праздник – это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.





Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.



Задание 1. Прочитай в учебнике (с. 61) высказывания известных людей в рубрике «Мудрые мысли». Выпиши ту фразу, которая могла бы стать девизом всей твоей жизни.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.В чём на твой взгляд заключается смысл жизни? Нарисуй это на схеме.


















Задание 3 Вставь слово.

Счастье родителей зависит от ______________________ их детей.

Высшая ценность для человека – это его ____________________________ .

Жизнь каждого человека ценна для ________________________________ .

В процессе жизни человек утверждается как ______________.



Задание 4.Соотнесите ценности, которые важны для человека, и организации, которые помогают сохранять или создавать ценности.

Ценности, которые важны для человека

Организации








Поликлиника Образование

Музей Красота тела

Фитнес-клуб Культурные ценности

Школа Здоровье








Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству.


Задание 1. Составь ассоциативный ряд: «С чего начинается Родина?»





С чего начинается Родина?











__________ ________________________




_________________ __________________________




________________ ______________________________


________________ ____________________________

Родина – это то место, где мне хорошо!



















Задание 2 . Собери пословицы.

  • Мать, у, одна, человека, Родина, одна, и него, у

______________________________________________________________________

  • Кто, Родине, долг, верно, примерно, служит, исполняет, тот

______________________________________________________________________

  • Соловей, человек, песни, что, Родины, песни, без, без

_________________________________________________________________



Задание 3 . Дополни, в чём выражается твой долг перед Родиной?

  • Я должен _____________________________

  • Я должен______________________________

  • Я должен______________________________

Как называется человек, любящий свою Родину? ___________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!