СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В анном дидактическом материале представлена система заданий по формированию УУД при изучении темы "Причастие" в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по русскому языку по теме "Причастие"»

Учебные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий при изучении темы «Причастие» на уроках русского языка в 7 классе




Иванова Ирина Германовна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ с. Малиновка



В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта акцент в преподавании школьных дисциплин, в том числе и русского языка, переносится с условия набора знаний на формирование УУД как составляющих метапредметных умений. В данном дидактическом материале представлена система заданий по формированию УУД при изучении темы «Причастие».

Каждая тема включает пять групп заданий: совершенствуем логические умения, применяем и создаем схемы, таблицы, рисунки, создаем задание самостоятельно, находим информацию, осуществляем самоконтроль и самооценку.



Понятие о причастии.

Причастие как особая форма глагола


  1. Совершенствуем логические умения

1.Исключите лишнее слово. Объясните свой выбор.

а) Опавшие листья, желтые листья, сухие листья.

б) Падать, бросающий, ловить.

в) Огонь, дымящий, пламя.

Ответ:___________________________

2.Выпишите из учебника истории 7кл. словосочетания с причастиями.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Выпишите из учебника биологии 7 кл. словосочетания с причастиями.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.Какое утверждение является неверным?

  1. Причастие это особая форма глагола, которое обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какое? какие?

  2. Причастие – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова, употребление и происхождение языков.

  3. Причастие – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию.

Ответ:___________________________



5. Укажите словосочетание «причастие + существительное»:

1). Летучие семена 2). Известнейший поэт 3). Выучивший правило 4). Звёздные скопления

Ответ:___________________________


6. Подберите к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные.

Ползущее, ползучее; дремучий, дремлющий; спелая, спеющая; горячее, горящее.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________



7. Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи.

1.Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.

1. Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.

2. Книга, которая ледит на столе, уже прочитана.

2. Лежащая на столе книга уже прочитана.

3.За столом сидят ученики и читают книгу.

3. За столом сидят ученики, читающие книгу.


Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






  1. Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки



1.На листе бумаги формата А4 составьте интеллект-карту «Причастие-особая форма глагола» и рассказ по ней.

2. Составьте план на тему «Причастие» как часть речи.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________



  1. Создаём задание самостоятельно

1.Впишите в тестовые задания признаки глагола у причастия, чтобы в каждом из них было три правильных ответа. Рядом с правильным ответом поставьте знак V

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________


2. Впишите в тестовые задания признаки прилагательного у причастия, чтобы в каждом из них было три правильных ответа. Рядом с правильным ответом поставьте знак V

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________

  1. Находим информацию

1.Из предложения «Митраша шёл по верной дороге, определяя направление по компасу и болотной траве белоусу, выросшей на тропе, кем-то проторённой давным-давно» выпишите любое причастие, докажите на этом примере, что причастие имеет признаки глагога. Для доказательства приведите не менее трех аргументов. Ответ оформите в виде связного высказывания.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Осуществляем самоконтроль и самооценку

Выполните тестовое задание.

  1. Найти словосочетание «причастие + существительноеХ»

  1. Чернеющая пропасть;

  2. Черная ночь;

  3. Белого снега;

  4. Тёплым молоком;

  5. Яркие краски.

Ответ:___________________________



  1. Найти словосочетания «причастие + существительноеХ»

  1. Вкусное мороженое;

  2. Солёная вода;

  3. Падающий камень;

  4. Упавший карандаш;

  5. Ровная полоса.

Ответ:___________________________



  1. Найти словосочетание «прилагательное + существительноеХ»

  1. Стоящий мальчик;

  2. Засеянное поле;

  3. Летящий самолёт;

  4. Интересный рассказ;

  5. Собранные грибы.

Ответ:___________________________



  1. Найти словосочетание «причастие + существительноеХ»

  1. Яркое солнце;

  2. Громкий звонок;

  3. Зеленеющая трава;

  4. Золотой медальон;

  5. Мягкое кресло.

Ответ:___________________________







Признаки глагола и прилагательного у причастия



  1. Совершенствуем логические умения

1. Замените выделенные глаголы причастием.

Девочка проходила мимо нас, случайно споткнулась.

Сломалось дерево, лежит на дороге.

Устала мама села на стул.

Разбилась ваза лежала на полу.

Ответ:___________________________


2.Подберите причастия к выделенным словам.

Девочка обиделась

Дети играют

Листья желтеют

Суп приготовила

Чай разогрела

Ответ:___________________________


3.Прочитайте и образуйте причастия.

Образец: дети, которые купаются – купающиеся дети.

Растение, которое вьётся; колонна, которая движется; оратор, который выступает; потоки,

которые несутся; снежинки, которые летят; дождь, который стучит.


Ответ:___________________________


4.Ученик 7 класса послеизучения темы «Причастие» сделал запись в своей тетради. Найди ошибочное утверждение в записи ученика:

«Причастие

  1. образуется от глагола

  2. может быть настоящего, прошедшего и будущего времени

  3. в предложении является определением или сказуемым

  4. может быть совершенного и несовершенного вида.


Ответ:_______________________________





  1. Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки



  1. На листе бумаги формата А4 составьте интеллект-карту «Признаки глагола и прилагательного у причастия» и рассказ по ней.

  2. Заполните таблицу «Признаки глагола и прилагательного у причастия».


Признаки

Прилагательное

Глагол

Отвечает на вопрос




Имеет грамматическое значение



Изменяется



Синтаксическая роль



  1. Заполните таблицу «Склонение причастий»


Падеж

Род

пример

Именительный

мужской

ЗеленеющИЙ луг

женский

СтоящАЯ ваза

средний

ВолнующЕЕся синее море

Родительный

мужской

Зеленеющ____ луга

женский

Стоящ___ вазы

средний

Волнующ____ся синего моря

Дательный

мужской

Зеленеющ____ лугу

женский

Стоящ___ вазе

средний

Волнующ____ся синему морю

Винительный

мужской

Зеленеющ____ луг

женский

Стоящ___ вазу

средний

Волнующ____ся синее море

Творительный

мужской

Зеленеющ____ лугом

женский

Стоящ___ вазой

средний

Волнующ____ся синим морем

Предложный

мужской

О зеленеющ____ луге

женский

О стоящ___ вазе

средний

О волнующ____ся синем море



  1. Создаём задание самостоятельно

1.Впишите в тестовые задания словосочетания так, чтобы в каждом из них был один правильный ответ. Рядом с правильным ответом поставьте знак V

  1. Найти словосочетание «причастие + существительноеХ»


1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________


  1. Найти словосочетание «причастия + существительноеХ»

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________



  1. Найти словосочетание «прилагательное + существительноеХ»

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________









  1. Находим информацию

  1. От данных глаголов образуйте причастия. По какому словарю можно проверить правильность выполнения задания? Проверьте.

Записать, прочитать, приклеить, принести, поставить, связать.



Ответ:_______________________________





  1. Осуществляем самоконтроль и самооценку

1. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж.

Улыбающ…ся ребёнок; о наступивш… лете; цветущ…яблоня; в зеленеющ… лесу;

мчащ…ся река; у потухш… костра; в застывающ… воздухе; к расстроен… человеку; за

ближайш… огородами; за летящ… стрелой; заросш… дорожка; на посветлевш… небе; о

клокочущ… лаве; с провален… крыши; не закончен… работа.



2.Из предложения «Человек, успешно преодолевающий свою лень, может многого добиться» выпишите причастие, укажите признаки глагола. Ответ оформите в виде связного высказывания.

_________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Причастный оборот

  1. Совершенствуем логические умения

1. Прочитайте текст. В каких предложениях есть причастие? Запишите.

    И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его

над головой.  

    Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим

факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу,

дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

   – Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на прежнее место, высоко держа горящее

сердце и освещая им путь людям. (М. Горький «Старуха Изергиль»)


Ответ:_______________________________


2.Укажите ошибочное утверждение.

1. Причастия обозначают проявляющийся во времени признак предмета по действию.

2. Причастия бывают настоящего и прошедшего времени.

3.Причастный оборот является одним членом предложения - определением.

4. Причастие обозначает действие предмета.


Ответ:_______________________________



3.Какое из приведенных ниже словосочетаний представляет собой причастный оборот? Запишите его в ответе.

  1. относящимся к делу

  2. серьёзно относящимся

  3. потраченное время

  4. потраченное на чтение

  5. понравивщиеся стихи


Ответ:_______________________________



4.Подберите зависимые от причастия слова, увеличьте объем причастного оборота

| Написанная | картина

| Написанная ___________| картина

| Написанная ______ _______| картина

| Написанная ______ ________ _______| картина

| Написанная ______ _________ ________ _______| картина



4.К данным причастным оборотам подберите определяемые слова.

Решенная учеником, летящий в небе, усыпанные разноцветными листьями, имеющие несколько значений, тускло освещаемое лампой, извивающаяся между скал.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5.Найди ошибку в построении причастного оборота

  1. Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.

  2. Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.

  3. Мы шли по усыпанной аллее опавшими листьями.



Ответ:___________________________





  1. Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки



1.Распределите данные словосочетания в две группы:

«прич.+сущ.Х»

«прич.Х + сущ.»







Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал; увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой, стелющийся туман; задержанный враг, задержанный пограничником.


  1. Создаём задание самостоятельно

1. Подготовь тестовые задания для одноклассников. Впишите в тестовые задания словосочетания так, чтобы в каждом из них было два правильных ответа. Рядом с правильным ответом поставьте знак V

  1. Найти словосочетания «причастие + существительноеХ»

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________


  1. Найти словосочетания «причастиеХ + существительное»

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________


  1. Найти словосочетания «причастиеХ + существительное»

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________




  1. Находим информацию



  1. Найдите в 1 главе романа А.С. Пушкина «Дубровский» предложения с причастным оборотом, выпишите 3 причастных оборота с определяемым существительным.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________







  1. Осуществляем самоконтроль и самооценку

  1. Из предложения «На севере из-за гребня холмов, покрытых чёрною массою лесов, слабо мерцая, поднимались какие-то белесоватые облака, быстро пробегающие по небу» выпишите причастные обороты вместе с определяемым существительным. Укажите признаки глагола и прилагательного у причастий. Для доказательства приведите не менее трёх аргументов.

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________



Причастный оборот.

Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом


  1. Совершенствуем логические умения

1. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении.

В одном месте горная речка пробила (?) встававший отвесной каменной стеной (?) скалистый берег.

  1. Предложение с причастным оборотом, запятые не нужны.

  2. Предложение с причастным оборотом, запятые нужны.

  3. Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны.

  4. Причастный оборот стоит после определяемого слова, запятые нужны.

Ответ:___________________________



2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.

  2. Со всех сторон красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами.

  3. В железной печи близ закрытой двери, мерцающей толстым инеем, давно погас огонь.

  4. Песок бросаемый ветром на скалы, постепенно обтачивает их.


Ответ:___________________________


3. Исправьте предложения, объясните ошибки.


  1. Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу.

  2. Мы шли по усыпанной аллее опавшими листьями.

  3. Ведущая улица в город была свободна.

  4. Написанная повесть молодым автором вызвала оживлённые споры.

  5. Увлечённая девушка чтением книги привлекла внимание молодого человека.

  6. Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Распространите зависимыми словами данные словосочетания, запишите их.

Скошенная рожь, показавшееся солнце, усыпанные дорожки, растаявшие льдины, освещенная луной.

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки



  1. На листе бумаги формата А4 составьте интеллект-карту «Постановка знаков препинания припричастном обороте» и рассказ по ней.

  2. Составьте предложения по схеме:

[ / /, Х ].

[ ,/ /, Х ].

[ Х, / /, ].

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Создаём задание самостоятельно

  1. Составьте два предложения с ошибкой в расположении причастного оборота по отношению к главному слову. Предложите однокласснику исправить данные ошибки.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





  1. Находим информацию

  1. Распределите предложения на две группы, каждую из которых назовите.

Группа 1: ___, ____, ____ - это _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Группа 2:____, ____, ____ - это _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Улица, ведущая в город, была свободна.

  2. Увлечённая чтением книги девушка привлекла внимание молодого человека.

  3. Мы шли по усыпанной опавшими листями аллее.

  4. Шум моря, будивший меня, был очень сильным.

  5. Девочка, ходившая по залам музея, внимательно рассматривала пейзажи и портреты.

  6. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.

Укажите признак, по которому вы разделили предложения на группы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Приведите по два примера, в которых знаки препинания при причастном обороте ставятся и не ставятся.



  1. Осуществляем самоконтроль и самооценку

1.Укажите предложение, в котором есть причастный оборот. Выделите графически.

1. Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели ёлку (Куприн А.) 

2. Сначала был виден огонёк то вспыхивающей, то потухающей сигары. (Куприн А.) 

3. Далёкий ропот моря, долетавший в чащу этих лесов, придавал им таинственность (Паустовский К.) 

4. Он [шофёр] отбросил недокуренную сигарету и полез в кабину. (Крапивин В.)

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Степной воздух(1) наполненный тысячами разных птичьих свистов(2) был жарким (3) а в высоком небе неподвижно стояли ястребы(4) распластавшие свои крылья.

  1. 1,2,3,4

  2. 1,2,3

  3. 1,3,4

  4. 2,3,4


Ответ:___________________________


3.Укажите предложение с ошибкой в постановке знаков препинания.

  1. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбёшек, молниеносно исчезавших из виду.

  2. Между тем облака медленно превращались, в застилавшую всё небо тучу.

  3. В неровно колеблющемся свете ползут причудливые тени.

  4. Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующимся книгами о природе.

Ответ:______________________________________________.









Действительные и страдательные причастия

  1. Совершенствуем логические умения

1. Составьте предложения с причастиями:

Купающаяся, поспевающий крыжовник, лаявшая собака, зазеленевшем, прыгающие.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2.Выпишите причастия. Объясните свой выбор.

Вечный огонь, горящий на могиле Неизвестного солдата у седого Кремля, напоминает

человечеству об утратах и беспримерном героизме советского народа, победившего в годы Великой Отечественной войны.

Сильная, гордая Москва выстояла в самые грозные дни Великой Отечественной войны и

победила. За заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные жителями столицы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, было присвоено почётное звание города-героя.

Подвиг защитников Москвы поистине бессмертен. Ведь именно под Москвой потерпели первое сокрушительное поражение фашистские полчища, нёсшие смерть, разрушение и порабощение народам нашей страны. На протяжении всей Великой Отечественной войны Москва, являвшаяся руководящим центром борьбы с фашизмом, бесперебойно снабжала фронт всем необходимым. В первых рядах воинов, разгромивших в ожесточённых боях фашистского зверя и водрузивших Знамя Победы над Берлином, были и москвичи. (Отрывок из газеты «Вечерняя Казань» Отечество моё).

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





  1. Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки



  1. Распределите данные слова в две группы:


Причастие обозначает признак предмета, который сам производит действие

Причастие обозначает признак предмета, который испытывает на себе действие










Засеянное, освещаемое, задержанный, выращенный, провожающий, любящий, любимый, ожидающий, ожидаемый, уважаемый, уважающий, изготовленная, разлитое, разбитое.


  1. Распределите номера предложений на 4 группы в зависимости от грамматической формы причастия.


Действительные причастия

Страдательные причастия

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время











(1) Тяжело дышащая тройка коней остановилась у крыльца. (2) Разговор, утративший недавнюю напряженность, вертелся вокруг событий последних дней. (3) Среди поля стоит березка, колеблемая ветром. (4) Дальше шла холмистая местность, изрезанная неглубокими ложбинами. (5) По облачному мохнатому небу изредка протекала припозднившаяся стайка диких гусей. (6) Река, озаряемая луной, кажется серебряной. (7) Полк, выведенный с линии боев, стоял на трехдневном отдыхе. (8) День становился всё более ясным; облака уходили, гонимые ветром. (9) Месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах. (10) Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. (11) Над степью лежал нарядно перепоясавший небо Млечный Путь. (12) Над дальней грядкой леса взметнулись окрашенные лиловым дымом ракеты. (13) Гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами, один нарушает тишину утра. (14) Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот. (15) На платформе прохаживались жандарм и две молоденькие, чему-то смеявшиеся девушки. (16) В тумане смутно чернел какой-то предмет, едва видимый издалека. (17) На дереве стеклянным звоном тоскливо шелестели опаленные ранним заморозком листья. (18) С крыш падали пожелтевшие от соломы сосульки, разбивались со стеклянным звоном. (19) Откуда-то из безбрежных заливов болотистой, покрытой ивняком луговины несся утиный крик. (20) Мы уселись завтракать возле двери, ведущей в угловую комнату.


  1. На листе бумаги формата А4 составьте интеллект-карту «Суффиксы действительных и страдательных причастий» и рассказ по ней.



  1. Находим информацию

  1. Найдите и запишите четыре пословицы, в составе которых имеются причастия.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Распределите слова на две группы, каждую из которых назовите.

Группа 1: ___, ____, ____ - это _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Группа 2:____, ____, ____ - это _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Лечащий

  2. Борющийся

  3. Потерянный

  4. Обмотавшееся

  5. Закрытая

  6. Изучаемый



Укажите признак, по которому вы разделили предложения на группы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Осуществляем самоконтроль и самооценку

  1. Выполнить тестовое задание «Различаем действительные и страдательные причастия».

  1. Найти словосочетание со страдательным причастием

  1. На пестреющем лугу

  2. О движущемся предмете

  3. Опавшие с тополя

  4. Отнятая игрушка

  5. Разлившаяся по небу.

Ответ:___________________________



  1. Найти словосочетание с действительным причастием

  1. Написанная учеником

  2. Распиленная плотником

  3. Ведущая в парк

  4. Посаженные весной

  5. Опрокинутый котёнком.

Ответ:___________________________



  1. Найти словосочетание с действительным причастием

  1. Проверенная учителем

  2. Плескавшиеся волны

  3. Построенный дом

  4. Покрашенная краской

  5. Летящим самолётом.

Ответ:___________________________



  1. Найти словосочетание со страдательным причастием

  1. Сидящая девочка

  2. Засыпанные аллеи

  3. У потревоженных птиц

  4. Рассказывающая о хужожнике

  5. Борющийся за свободу.

Ответ:___________________________









Полные и краткие формы причастий



  1. Совершенствуем логические умения


  1. От полных причастий образуйте и запишите форму кратких причастий, объясните и графически обозначьте суффиксы.

Выбранный маршрут____________________________________________________

созданная команда______________________________________________________

поставленные рекорды__________________________________________________

нанесенная травма______________________________________________________

согнутое колено________________________________________________________

выигранный матч_______________________________________________________

заполненные трибуны___________________________________________________


  1. Запишите краткие причастия и прилагательные, разделив их на две группы, правильно определяя написание суффиксов.

Дистанция длинна,

награда заслужена,

соревнование намечено,

соперник силен,

движения пластичны,

состязание проведено,

тренировки регулярны.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Замените словосочетания с полными причастиями предложениями с краткими причастиями; суффиксы выделите:

Образец: Зажженные свечи. - Свечи зажжены.

(1) Обмолоченная пшеница. (2) Разрисованные стены. (3) Запряженные кони. (4) Нагрỳженная машина. (5) Накачанные шины. (6) Разбросанные вещи. (7) Раскрашенные картинки. (8) Расколотые дрова.


Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Сколько полных причастий в предложениях? Выберите правильный ответ.

Это были опалённые летним солнцем, утомлённые тяжелым трудом люди.
Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

  1. 5

  2. 3

  3. 4

  4. 2



Ответ:___________________________







  1. Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки



  1. Составьте кластер по теме «Полные и краткие формы причастий» и рассказ по нему.





  1. Заполните таблицу


Отличие страдательных причастий полной и краткой формы.



Полная форма

Краткая форма

Вопрос



Морфологические признаки



Синтаксическая роль



Суффиксы причастий





  1. Создаём задание самостоятельно

  1. Напишите легенду, сказку на лингвистическую тему «Причастие»: «В гостях у  «Причастия».

  2. Распределите слова на две группы, каждую из которых назовите.

Группа 1: ___, ____, ____ - это _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Группа 2:____, ____, ____ - это _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Темна, начата, взята, длинна, привезена, занесена, тиха, тяжела, услышана, решена, надета, велика.

Укажите признак, по которому вы разделили предложения на группы.

  1. _________________________________________________________________

  2. _________________________________________________________________




  1. Находим информацию



1. Найдите в хрестоматии по литературе слова для заполнения таблицы одноклассниками



Качественные прилагательные

Страдательные причастия

Полные

Краткие

Полные

Краткие





















  1. Осуществляем самоконтроль и самооценку

  1. Выполните Тест.

Задание №1

Верно ли утверждение: краткую форму в современном русском литературном языке имеют как действительные, так и страдательные причастия?

  1. Да

  2. Нет

Ответ:___________________________


Задание № 2

Образуйте краткое причастие женского рода от причастия начатый.

Запишите ответ:

Задание № 3

Выберите краткие страдательные причастия.

  1. интересна

  2. продана

  3. прочитана

Ответ:___________________________



Задание № 4

Выберите предложение, в котором сказуемое выражено краткой формой страдательного причастия

  1. О, если бы я был крылат, как тот орѐл, что пьѐт из тучи! (Н. Гумилев).

  2. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты (А. Платонов).

  3. Тѐмно-зелѐная гладкая кора розового куста была вся усажена острыми и крепкими шипами (В. Гаршин).

  4. И, как струи пролитого солнца, ровны золотые песчаные дюны (Н. Гумилев)

Ответ:___________________________



Задание № 5

Краткие страдательные причастия изменяются по...

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

  1. родам

  2. числам

  3. падежам

  4. спряжениям

Ответ:___________________________



Задание № 6

Каким членом предложения краткое причастие является в данном предложении?

Ночь уснула, дождѐм убаюкана (В. Брюсов)

  1. сказуемым

  2. определением

Ответ:___________________________



Задание № 7

Выберите правильный вариант ответа.


  1. В предложении краткие формы страдательных причастий обычно являются сказуемыми

  2. Краткие страдательные причастия образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида

  3. Краткие формы причастий образуются от полных форм.


Ответ:___________________________



Причастия настоящего и прошедшего времени

  1. Совершенствуем логические умения

1. Распределите словосочетания в две колонки: действительные причастия настоящего времени и действительные причастия прошедшего времени. Выделите формообразующие суффиксы причастий.

Смёрзшийся снег, покалывающая трава, приближающийся шум, полыхающий огонь,

сросшиеся корни, выцветшие волосы, выпавший град, тающие снежинки, сияющее лицо,

забросивший меня, выгоревшие леса, удаляющийся автобус, переправившиеся через реку,

распахнувший окно, движущаяся сила, блистающие вершины, распустившиеся волокна,

повлёкший за собой, волнующееся море, увядший цветок, прибывший поезд, розовеющий

небосклон.

Действительные причастия настоящего времени

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Действительные причастия прошедшего времени

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2. Найдите словосочетание со страдательным причастием,укажите время.
1) На пестреющем лугу;
2) О движущемся предмете;
3) Опавшие с тополя;
4) Отнятая игрушка;
5) Разлившаяся по небу.
Ответ:___________________________



3. Найдите словосочетание с действительным причастием, укажите время.
1) Написанная учеником;
2) Распиленная плотником;
3) Ведущая в парк;
4) Посаженные весной;
5) Опрокинутый котенком.

Ответ:___________________________





  1. Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки



1.Заполните пропуски в таблице

Время

Действительные причастия

Примеры

Страдательные причастия

Примеры

Настоящее время

Основа наст. вр. + суффикс:

Основа наст. вр. + суффикс:












Прошедшее время

Основа инфинитива + суффикс:

Основа инфинитива + суффикс:



















  1. Создаём задание самостоятельно

1. Напишите легенду, сказку на лингвистическую тему «Причастие»: «Ночные гости».

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Находим информацию

  1. Из словосочетаний с причастиями составьте миниатюру об осени.

Листья, опадающие с деревьев, стелющиеся ковром, покрывающие все вокруг; отцветающие астры; синеющие головки октябринок; посеребренная инеем трава; опустевшие поля, сады и огороды; убранный урожай; бегущие по небу облака; солнце, редко показывающееся из-за туч; едва уловимый шорох; часто моросящий дождь



Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Осуществляем самоконтроль и самооценку

1. Тестирование  

1. Какое из данных слов является причастием?

 1)длинный                                                                        1)стеклянный

2)пустынный                                                                      2)старинный

3)отправленный                                                                3)составленный

4)деревянный                                                                    4)мгновенный


Ответ:___________________________


2.Какое из данных причастий действительное?

1)открытая дверь                                                              1)шуршащие листья

2)шумящий поток                                                            2)распахнутое окно

3)сделанная работа                                                           3)расставленные чашки

4)вырванный лист                                                           4)отправленная телеграмма

Ответ:___________________________


3.В каком из данных причастий суффиксы –ущ- -ющ-?

1)стро…щийся                                                                 1) стел…щийся

2)пиш…щий                                                                     2)завис…щий

3)став…щий                                                                     3)вид…щий

4)люб…щий                                                                     4)крас…щий

Ответ:___________________________


4.В каком из данных слов пишется нн?

1)песча…ый                                                                     1)стекля…ый

2)отда…ый                                                                       2)испуга…ый

3)полотня…ый                                                                 3)тума…ый

4)засея…ый                                                                       4)серебря…ый

Ответ:___________________________


5.В каком предложении есть опред.сл.,/прич.+завис.сл./

1. Поле засеянное озимой пшеницей зазеленело.

2.Расстилавшийся над рекой туман ещё не рассеялся.

 3.Выступившие на семинаре ученики получили отличные оценки.

Ответ:___________________________

  1.  Самостоятельная работа 
    1. Найдите словосочетание со страдательным причастием.
    1) На пестреющем лугу;
    2) О движущемся предмете;
    3) Опавшие с тополя;
    4) Отнятая игрушка;
    5) Разлившаяся по небу.

Ответ:___________________________


2. Найдите словосочетание с действительным причастием.
1) Написанная учеником;
2) Распиленная плотником;
3) Ведущая в парк;
4) Посаженные весной;
5) Опрокинутый котенком.

Ответ:___________________________


3. Найдите словосочетания с действительными причастиями.
1) Проверенная учителем;
2) Плескавшиеся волны;
3) Построенный дом;
4) Покрашенные краской;
5) Летящим самолетом.


Ответ:___________________________


4. Найдите словосочетания со страдательными причастиями.
1) Сидящая девочка;
2) Засыпанные аллеи;
3) У потревоженных птиц;
4) Рассказывающие о путешествии;
5) Борющийся за свободу.

Ответ:___________________________


  Самооценка своей работы.



Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени

  1. Совершенствуем логические умения

1. Укажите действительное причастие настоящего времени.

1). Сгибаемый 2). Приносящий 3). Охваченный 4). Прочитавший

Ответ:___________________________

2.Укажите действительное причастие прошедшего времени.

1). Давший 2). Волшебный 3). Невидимый 4). Закрытый

Ответ:___________________________

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1)  посвяща..щий, гас..щий

2)  жал..щие (пчёлы), хран..щие

3)  (окно) свет..тся, хран..мый

4)  сутул..щийся, бре..щий

5)  мол..щийся (отчаянно), убира..щий


Ответ:___________________________



  1. Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки



1.На листе бумаги формата А4 составьте интеллект-карту «Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени» и рассказ по ней.


  1. Распределите данные слова в две группы, объясните, по какому принципу вы разделили эти словосочетания.:


1 группа

2 группа

















Грохочущий состав; мурлычущая кошка; щекочущая лицо травинка; больно колющие шипы ежевики; терпящий жажду путник; славящий поэта; верящий людям; хлопочущая у стола хозяйка; полющий сорняки; мелющий кофе; рокочущий прибой; едва брезжущий рассвет; издали машущий руками; движущиеся по озеру лодки; ненавидящий шум;

лелеющий ребенка; пенящийся квас; дремлющий в кресле старик; готовящийся к поездке.



  1. Создаём задание самостоятельно

  1. Составь задание для одноклассников по теме «Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени» на поиск лишнего слова Рядом с правильным ответом поставьте знак V

  1. Найди четвертое лишнее слово

  1. ______________________

  2. _______________________

  3. _______________________

  4. _______________________


  1. Найди четвертое лишнее слово

  1. _______________________

  2. _______________________

  3. _______________________

  4. _______________________


  1. Найди четвертое лишнее слово

  1. _______________________

  2. _______________________

  3. _______________________

  4. _______________________





  1. Находим информацию

1.Выписать из литературных произведений по 3 предложения с действительными причастиями настоящего и прошедшего времени.

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





  1. Осуществляем самоконтроль и самооценку

  1. Работа с текстом

  1. Определите тему и идею текста.

  2. Найдите в тексте причастные обороты, выделите их, обозначьте определяемое слово.

  3. Найдите в тексте действительные причастия настоящего и прошедшего времени, выпишите их, разберите по составу



Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена, на ней были указаны широты и долготы, обозначены заливы, бухты. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок суши, затерянной в океане. Стивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги.

В начале Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затеи отчима, решившегося сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рождённому фантазией Стивенсона.

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени





  1. Совершенствуем логические умения

1. Укажите страдательное причастие настоящего времени.

1). Лечащий 2). Оклеенный 3). Опекаемый 4). Ранний

Ответ:___________________________

2. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

1). Превратившийся 2). Клюквенный 3). Скошенный 4). Выросший

Ответ:___________________________


3.Распределить слова на группы.

1. Причастия

2. Прилагательные

3. Причастия, перешедшие в прилагательные.

Зеленеющий, дремучий, спелый, юный, молодой, молодящийся, стареющий, старенький,

горелый, стоячий, стоящий, переписанный, запланированный, старинный, летучий,

выдающийся, ходячий, каменный, остающийся деревянный, шумный, ветреный, беленый,

осенний, глинистый, писанный, серебряный.

Причастия: ._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прилагательные: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причастия, перешедшие в прилагательные: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4. Найдите причастия, укажите время. Что объединяет эти четверостишия?

а) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А.К.Толстой

б) Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной. И.А.Бунин

в)Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

И далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле. Ф.И.Тютчев

  г) Утром холод, днем туманы,

Шум несносный желобов;

В час заката – блик багряный

  Отшумевших облаков.

А.Н.Апухтин


Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки



1.На листе бумаги формата А4 составьте интеллект-карту “Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени» и рассказ по ней.


2.Установите соответствие между орфографическими правилами и словами, которые могут служить примерами для приведённых орфографических правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

А)  В суффиксах действительных причастий настоящего времени –ущ- (-ющ-) и –ащ- (-ящ-) пишется буква у или ю, если причастие образовано от глагола I спряжения

Б)   В суффиксах страдательных причастий настоящего времени -ем- и –им- пишется буква е, если причастие образовано от глагола I спряжения

В)   В суффиксах действительных причастий настоящего времени –ущ- (-ющ-) и –ащ- (-ящ-) пишется буква а или я, если причастие образовано от глагола II спряжения

СЛОВА

1)  Оберега___мый

2) Слыш___мый

3) Та__щий

4) Терп___щий

5) Невид___мый

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В





  1. Создаём задание самостоятельно

1. Напишите легенду, сказку на лингвистическую тему «Причастие»: «Тайная беседа».


Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Находим информацию

1.Выписать из литературных произведений по 3 предложения с действительными причастиями настоящего и прошедшего времени.

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





  1. Осуществляем самоконтроль и самооценку



  1. Объясните графически правописание суффиксов.

Видевший, строящий, дующий, зыбившийся, зиждившийся, сделанный, реющий, видимый, стелющий, засеянный.



 2. Расскажите однокласснику об образовании и правописании суффиксов действительных  и страдательных причастий настоящего времени.

3. Расскажите однокласснику об образовании и правописании суффиксов действительных  и страдательных причастий прошедшего времени.

-Оцените себя…


4.Образуйте возможные формы причастий настоящего и прошедшего времени.

1 группа- читать,  прочитать 

2 группа - колебать

-Составьте словосочетание со словом   колеблемый, запишите.

-Составьте предложение с причастным оборотом со знаками препинания.

-Перестройте предложение, чтобы не было знаков препинания.

-Выполните синтаксический разбор 1 предложения.

-Оцените себя…

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях.



  1. Совершенствуем логические умения

1. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?

1. Замеш..нный в преступлении человек. 2. Постро..нный дом.

3.Выкач..нный из шины воздух. 4. Засе..нное поле.

Эталон: построенный

Ответ:___________________________

2. «Узнай причастие». Определите, какое причастие зашифровано в данных предложениях, запишите его, выделив орфограмму.

  1. Каким становится поле после того, как по нему проехал трактор с плугом?

  2. Продавец определил вес товара. Подумай, что он сделал, и каким от этого стал товар.

  3. Каким стало мокрое бельѐ, которое хозяйка разместила на верѐвках.

  4. Каким становится ружьѐ, когда из него убрали все патроны.

  5. Каким стал мост после того, как его повредили бандиты с помощью взрывчатки.

  6. Какими стали ключи после того, как я понял(а), что не знаю, где их оставил?


Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3.При выполнении самостоятельной работы по теме «Правописание гласных перед Н и НН полных страдательных причастиях» ученик допустил ошибки. Найди их, исправь, объясни выбор орфограммы.



Просмотренный альбом; задерженный на работе; наполненный сосуд; взвешанный товар; запачканный грязью; усеенное поле; застреленный в упор; взволнованным голосом; рекомендованная литература; посвященная матери книга; развешенное бельё; раскроинный материал; услышанная когда-то сказка; купленная в магазине вещь; расположанные рядом дома; избранный президент; озаренный мечтой; изобретенный прибор; прослушенный курс лекций.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4.Установите соответствие между причастиями и глаголами, от кторорых они образованы



выкаченная (бочка)

развешенный (товар)

подстреленная (утка)

выкачанная (нефть)

развешанные (ковры)

расстрелянные (патроны)

развешать

выкачать

развесить

расстрелять

выкатить

подстрелить



5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)   НАКОРМЛЕН  — в суффиксе причастия, образованного от глагола на -ить перед н пишется буква Е

2)  ПЧЕЛИНЫЙ (укус)  — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.

3)   НЕ ВЫПОЛНЕННОЕ (вовремя задание)  — НЕ с прилагательным пишется раздельно, потому что нельзя заменить слово синонимом.

4)   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (момент)  — в причастии пишется -НН-.

5)   (ребёнок) ПЛАЧУЩИЙ  — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -УЩ-.


Ответ:___________________________





  1. Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки



1. На листе бумаги формата А4 составьте интеллект-карту «Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастий» и рассказ по ней.




  1. Распределите слова с орфограммой «Гласная перед Н в страдательных причастиях
    прошедшего времени» по группам.

С гласной Е

С гласными А, Я








завал..нный, постро..нный, выдерж..нный,  слож..нный,  услыш..нный,  обещ..нный, утер..нный, обессил..нный




  1. Создаём задание самостоятельно

1.Составьте карточку из 20 причастий  на тему «Правописание суффиксов причастий» для одноклассника 


Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Находим информацию



  1. Найдите одну из репродукций картин Левитана И. И. « Золотая осень» ( 1895 г. Река Съежа у усадьбы «Горка» в Тверской губернии), «Золотая осень. Слободка» (1889 г.), «Осенний пейзаж с церковью» ( 1893-1895. Церковь в усадьбе Ушаковых Островно Тверская губерния). Составьте текст по репродукции, используя, как можно больше причастий.

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Слова для справок: усып…нные листьями, распах…нные и засе…нные поля, исхож….нная тропинка, позолоч….нные деревья, раскраш….нные осенью, постро….нные домики, разве…нные облака, изъезж….нная дорога, увид….нный пейзаж, высуш….нная трава, скош….нные луга, рассказ..нная история, увид….нная церковь.





  1. Осуществляем самоконтроль и самооценку

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Просмотр..нный альбом; задерж..нный на работе; наполн..нный сосуд; взвеш..нный товар; запачканный грязью; усе..нное поле; застрел..нный в упор; взволнов..нный голосом; рекомендов..нная литература; посвящ..нная матери книга; развеш..нное бельё; раскро..нный материал; слыш..нная когда-то сказка; купл..нная в магазине вещь; располож..нные рядом дома; избр..нный президент; озар..нный мечтой; изобрет..нный прибор; прослуш..нный курс лекций.


  1. Составьте словосочетания с данными словами. Обозначьте суффиксы причастий.

1- раскраш…нная 2- сброш….нный 3- отгрыз…нный 4- размеш….нный 5- выраж…нное 6- занавеш…но 7 – подтопл…нное 8- зате…н 9- высме….нный 10 – ощип….нный 11 – растрѐп….на 12 – обнаруж….нный 13 – купл….нный 14 – посе…н

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Троекуров мало заботился о выигрыше зате…нного им дела.

2. Калиныч провѐл нас в избушку увеш…нную пучками сухих и душистых трав.

3. На стенах окле…нных зелѐными обоями с розовыми разводами висели три картины пис….ные масл…ными красками.

4. В середине комнаты стоял стол покрытый оборв…нной ч…рной клеѐнкой.

5. Я не мог равнодушно смотреть на вырубл….нные рощи.

6. Обещ…нная шапка на уши (не)лезет.

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

  1. Совершенствуем логические умения

1. Подчеркните слово, написание которого определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий».

Жареная рыба лежала в плетеной корзине, которая была украшена яркими цветами.

Эталон: украшена

  1. Укажите строчки, в которых на месте пропуска везде пишется одна буква Н

  1. обещ..нный отдых, засе..нное поле

  2. листья освеще..ы; письмо было опуще..о

  3. озабоче..ый взгляд; ферма построе..а

  4. враг отброше..; прочита..ая книга

  5. петли смаза..ы; расписание измене..о


Ответ:____________________________



  1. Укажите строчки, в которых на месте пропуска везде пишется две буква Н

  1. номер телефона выписа..; поляна, выжже..ая солнцем

  2. получ..нный ответ; воплощ..нный замысел

  3. скош..нная трава; выращ..нный колхозниками,

  4. услыш..нный ответ,; нарисов..нный портрет,

  5. густо заставле..я; закова.. в кандалы

Ответ:____________________________

  1. В каком ряду все слова пишутся с «нн»:

  1. доставле….ое письмо, разброса….вещи

  2. подаре….ая кукла, мощё….ая дорога

  3. крупные солё….ые огурцы, прочита….ая книга

  4. нетопле….ый дом, печё….ая картошка

Ответ:____________________________



5. В каком ряду все слова пишутся с «н»:

  1. проведё….ое расследование, осуждё….ый преступник

  2. жаре….ые грибы, лома….ая линия

  3. ненаписа….ое письмо, нарисова….ый эскиз

  4. задума….ое число, изгна….ый враг

Ответ:____________________________



6. В каком слове пишется одна буква н?

  1. Сломле(н,нн)ые прутики

  2. Сея(н,нн)ые вчера озимые

  3. Девушка образова(н,нн)а

  4. Печё(н,нн)ые яблоки

Ответ:____________________________

7. «Третий лишний». В каждом ряду зачеркните «лишнее» слово.

1) ветреный, скошенный, глиняный
2) карманный, убранный, замороженный
3) крашеный, вязаный, колющий
4) нагреваемый, квашеный, изучаемый





  1. В каком ряду все слова являются причастиями?


  1. гонимый, затемнена, нагретая, назначено

  2. перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

  3. разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

  4. перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный



Ответ:____________________________



  1. Обозначьте разницу в выделенных словах. Сделайте вывод.

  1. ломаная линия – сломанная игрушка

  2. путаный рассказ – запутанная история

  3. крашеная доска – раскрашенная картинка

  4. топленое молоко – растопленное масло



Ответ:____________________________

  1. Определите разницу между парами словосочетаний. Выделите суффикс. Есть ли приставка в причастии? Сделайте вывод

  1. печеный картофель – печенный в золе картофель

  2. вяленая рыба – вяленная на солнце рыба

  3. стриженые волосы – коротко стриженные волосы

  4. квашеная капуста – квашенная мамой капуста



Ответ:____________________________



  1. Выделите суффиксы. Что объединяет все слова? Сделайте вывод.

Маринованные огурцы, асфальтированная улица, тренированные мышцы, комбинированное платье.

Ответ:____________________________



2.Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки



1.Заполните таблицу примерами

Н

НН

если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, кроме не-):




если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида:




если прилагательные не имеют при себе зависимого слова:




если причастия образованы от приставочных глаголов:




если причастия имеют при себе зависимое слово:





если прилагательные образованы от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-:









  1. Создаём задание самостоятельно


  1. Составьте алгоритм действия при выборе Н или НН. 

  2. Подбери причастия для буквенного диктанта (пишем только Н или НН) так, чтобы они соответсвовали схеме: Н, НН, НН, НН, Н, НН, Н, Н, НН, НН


Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Осуществляем самоконтроль и самооценку



  1. Выполните работу с текстом. Как вы озаглавите текст? Какова его тема? Определить тип речи (описание), стиль (художественный).



 

Мы вошли в лес освеще..ый лучами осе..его солнца. Расчище..ая дорожка вела к реке. Мы часто останавливались, пораже..ые красотой осени. На пожелтевшей, никем не потревоже..ой траве разноцветным ковром лежали опавшие листья. Березы покрылись золоче..ой листвой, сверка..щей на солнце. Очень красивы были клены, одетые в багря..ую листву. Под ногами лежали желтые листья, тихо пада..щие на землю. Дорожка казалась пусты..ой и заброше..ой.



- Выпишите слова с пропусками. Определите знаки препинания.

-Найдите предложение с пропущенным знаком препинания. (1-е)

-Выпишите его и выполните синтаксический разбор.

- Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

       Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сеяная мука, ветреная погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.



Правописание н и нн в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных



  1. Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки



1. Объясните отличие кратких причастий от кратких отглагольных прилагательных, приведите примеры.

Краткое причастие

  1. ___________________________________________

  2. ____________________________________________


Краткие отглагольные прилагательные

  1. ________________________________________________

  2. ________________________________________________

  3. ________________________________________________



  1. Создаём задание самостоятельно

1. Впишите в тестовое задание слова так, чтобы в каждом из них было два правильных ответа. Рядом с правильным ответом поставьте знак V

  1. Две буквы Н пишутся в суффиксах полных стадательных причастий прошедшего времени, так как причастия образованы от глаголов совершенного вида

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________


  1. Две буквы Н пишутся в суффиксах полных стадательных причастий прошедшего времени, так как причастия образованы от глаголов несовершенного вида и имеют при себе пояснительные слова

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________


  1. Две буквы Н пишутся в суффиксах отглагольных прилагательных

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________


2. Впишите в тестовое задание слова так, чтобы в каждом из них было два правильных ответа. Рядом с правильным ответом поставьте знак V

  1. Одна буква Н пишутся в суффиксах кратких страдательных стадательных причастий

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________



Морфологический анализ причастия

  1. Совершенствуем логические умения

1.Прочитайте текст и выполните к нему задания 1-4. Ответами к заданиям 1-4 являются слово или несколько слов.

(1)Старый пруд был затянут ряской. (2)Мы спустились сюда из сада, спугнули плескавшихся здесь диких уток. (3) Неожиданно одна из них тяжело плюхнулась в пруд и поплыла.(4) Мне хотелось пройти к разрушенному кирпичному дому, со всех сторон заросшему липами и дубами.(5)Валентин Петрович купил его, чтобы построить дом, напоминавший ему отцовский.(6) Мы прошли вдоль берега пруда. (7) Наша тропинка устремилась к дому, обрушенные стены которого выглядывали сквозь кусты. (8) Мы осторожно побродили внутри заброшенного холодного дома по тёмным разломанным сгнившим доскам, и Петрович поделился планами его обустройства.

  1. Выпишите из данного текста действительные причастия прошедшего времени.

  2. Укажите вид причастия из предложения (2).

  3. Укажите синтаксическую роль слова «затянут» из предложения (1).

  4. Укажите время причастия заброшенного из предложения (8).

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Применяем и создаём схемы, таблицы, рисунки




1.Прочитайте текст и составьте план текста, выпишите причастия.


Улетают журавли.

В золотящиеся осенние дни собираются к отлету журавли. Перед дальней дорогой

покружили они над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в далекие теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.

В затихшем лесу, на краю заснувшего болота остановились на отдых. 

  Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.

  Чуть брезжит над рекой, над лесными чернеющими макушками ранняя зорька. Темным и

мрачным кажется в эту пору безмолвствующий лес. В этот ранний час в лесу начинают

просыпаться птицы, бегут по берегу проворные кулики.

  Скоро взойдет над рекой и лесом веселое, искрящееся солнце.

  Высоко поднимутся переливающиеся в утреннем свете журавли. С высокого ясного неба

услышим их прощальные голоса. 

  До свидания, журавли! До радостной встречи весною! (И. Соколов-Микитов)


Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Создаём задание самостоятельно

1. Напишите легенду, сказку на лингвистическую тему «Причастие»:  «Почему страдают Причастия?»

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Находим информацию


1.Обратитесь к дополнительным источникам и интернет ресурсам. Подготовьте конспект об истории причастия как части речи.



Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Правописание не с причастиями

  1. Совершенствуем логические умения

1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) НЕ ЗНАЯ — НЕ с глаголом всегда пишется раздельно.

2) НЕЧИЩЕНЫЙ пол – полное причастие с приставкой –НЕ- пишется слитно.

3) В ТЕЧЕНИЕ года – производный предлог пишется раздельно и оканчивается на Е.

4) СЛЫШИМЫЙ — в суффиксе страдательного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буквы И.

5) ДЕВЧОНКА — в суффиксе имени существительного после шипящего под ударением пишется О.

Ответ:____________________________


  1. Создаём задание самостоятельно


1.Подберите соседу по парте 5-6 предложений на правописание НЕ с причастиями.

Слитно:

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздельно:

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источники

https://ped-library.ru/1546111797

https://triptonkosti.ru/1-foto/intellekt-karta-prichastie-97-foto.html

www.znanio.ru

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/prichastie/deystvitelnyie-prichastiya-primeryi.html

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/11/14/glasnye-pered-n-v-polnykh-i-kratkikh-stradatelnykh









50



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!