СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь СУ во фтизиатрии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь по ПМ 02 СУ во фтизиатрии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь СУ во фтизиатрии»

КЯхтинский филиал

Государственное автономное профессиональное Образовательное Учреждение «Байкальский БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Министерства Здравоохранения Республики Бурятия»










РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Сестринский уход во фтизиатрии»



ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом

и реабилитационном процессах»









Специальность

34.02.01 «Сестринское дело»


















Составила: преподаватель Борисова Ольга Вячеславовна


г. Кяхта

2019-2020 учебный год





Рассмотрено на заседании ЦМК

Протокол № ___ от « __» ___________ 20___ г.


Председатель ЦМК: _______________


























































Содержание


Введение

Тема 1. Введение, история развития фтизиатрии

Тема 2. Этиология, патогенез туберкулеза

Тема 3. Эпидемиология туберкулёза. Группы риска

Тема 4. Клиника туберкулеза

Тема 5. Диспансеризация больных туберкулёзом

Тема 6. Диагностика туберкулёза

Тема 7. Лечение, профилактика туберкулеза

Список использованной литературы






























Введение


Туберкулёз является важной медико-социальной проблемой, как в Бурятии, так и в целом – в России и в мире. Рост заболеваемости туберкулёзом в настоящее время связан с ухудшением жизненного уровня населения, неудовлетворительными социально-экономическими условиями жизни, миграционными процессами, увеличением числа социально дезадаптированных людей, недостаточным охватом населения профилактическими осмотрами, некачественным проведением туберкулинодиагностики у детей и подростков, устойчивостью возбудителя к противотуберкулёзным препаратам и др.

Для российского здравоохранения сейчас особенно актуальна проблема повышения качества медицинской помощи. Основной целью работы медицинской сестры является: повышение качества обслуживания пациентов за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов, повышения профессионального уровня сестринского персонала и повышения престижа профессии. Эти причины говорят о необходимости подробного изучения данного заболевания. Фтизиатрия как дисциплина является важнейшим разделом практической медицины в клинической подготовке медицинских работников.

Рабочая тетрадь по фтизиатрии создана для закрепления и систематизации полученных знаний, способствует выработке умений и навыков у студентов медицинского колледжа.

Автор пособия: О. В. Борисова – преподаватель ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» (Сестринский уход во фтизиатрии)






















результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:



Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5.


Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8.

Оказывать паллиативную помощь

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей























Уважаемые студенты!


Предлагаемая Вам рабочая тетрадь предназначена для углубления, закрепления и систематизации знаний. Задания рабочей тетради охватывают все темы. В ней представлены несколько заданий. В каждом задании есть инструкции к выполнению.

Приступая к выполнению заданий, вам необходимо ознакомиться со списком литературы, который поможет при ответах на них. Подготовив всё необходимое для выполнения заданий («Рабочую тетрадь», учебник, лекции, ручку, карандаш), приступайте к работе. Задания выполняются непосредственно в «Рабочей тетради», разборчиво, в соответствии с требованиями инструкций.

Как правило, вы должны выполнить все предложенные задания.

Задания творческого характера (кроссворды, ситуационные задачи) выполняются в последнюю очередь и способствуют улучшению вашей оценки.

В рабочей тетради предлагаются следующие задания:

  • Тесты различного уровня

  • Терминологический диктант

  • Графологический диктант

  • Кроссворд

  • Задачи

  • Наглядные схемы-изображения

  • Выписка рецептов

Подобное разнообразие позволит Вам хорошо усвоить материал дисциплины, учиться с интересом, а также в полной мере проявить свои творческие способности.

Если вы пропустили практическое занятие, вы можете начать его самостоятельное выполнение при помощи «Рабочей тетради».













Тема 1. Введение, история развития фтизиатрии





Задание 1. Дайте определения следующим терминам, укажите, от каких

слов произошли эти названия:


Туберкулёз – это __________________________________________________ __________________________________________________________________ Фтизиатрия________________________________________________________ __________________________________________________________________ Диспансер _________________________________________________________ _________________________________________________________________

Основная цель фтизиатрии __________________________________________ __________________________________________________________________

Задачи фтизиатрии: _______________________________________________ __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________

Триада признаков, которая всегда присутствует при развитии туберкулеза: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________


Задание 2. Вставьте подходящие по смыслу слова:


____________________ проявления туберкулёза: кашель, мокрота, кровохарканье, истощение – описаны ещё Гиппократом, Галеном, Авиценной.


В 19 веке французский учёный Вильмен ставил опыты на морских свинках, вводя им в дыхательные пути мокроту больных туберкулёзом людей. Тем самым он доказал, что туберкулёз - _____________________________________________ заболевание.



В 1882 году Роберт Кох открыл ___________________________________________.


Всемирный день борьбы с туберкулёзом ежегодно отмечается ________________________________________________________________________.


Символом борьбы с туберкулёзом является _________________________________.

Задание 3. Выберите соответствие:

  1. КОХ а. введение термина «туберкулёз»

  1. ЛАЭННЕК накожная проба туберкулином




  1. КАЛЬМЕТТ, ЖЕРЕН описание гигантских клеток в туберкулёзном

бугорке


  1. ПИРОГОВ внедрение вакцины БЦЖ


  1. РЕНТГЕН открытие X - лучей



  1. ПИРКЕ разработка туберкулина















Тема 2. Этиология, патогенез туберкулеза





Задание 1.

Заполните таблицу

Типы МБТ, способные вызвать заболевание у человека

тип

Латинское название















Задание 2.

Дорисуйте микобактерии туберкулеза в мокроте при окраске препарата по Циль-Нильсену











Задание 3.

Выберите один правильный ответ:

1. Возбудителем туберкулеза являются:

а) кокки;

б) вирусы;

в) микобактерии;

г) патогенные грибы.

2. Возбудитель туберкулеза погибает под воздействием:

а) кипячения;

б) замораживания;

в) высушивания;

3. Источниками туберкулезной инфекции являются:

а) вода;

б) воздух;

в) продукты питания;

г) больные туберкулезом люди и животные.

4. Продукты животноводства, с которыми человек чаще всего может получить возбудителя туберкулеза:

а) мясо;

б) рыба;

в) молоко;

г) яйцо.

5. Основной путь проникновения туберкулезной инфекции в организм человека:

а) алиментарный;

б) аэрогенный;

в) контактный;

г) внутриутробный.

Задание 4.

Дайте определение приказа МЗ РФ № 109 от 21.03.2003г.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Ответьте на вопрос, что такое L-формы МБТ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Ответьте на вопросы:

  1. За какое время происходит рост МБТ на твердой питательной среде Левенштейна-Йенсена? ______________________________________________________________

  2. За какое время можно получить результаты исследования мокроты на МБТ, используя систем БАКТЕК?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Тема 3. Эпидемиология туберкулёза. Группы риска.

Задание 1.

Выделите источники туберкулёза:

- корова

- человек

- птица

- рыба

- собака

- мышь

Задание 2.

Расшифруйте статистические показатели, характеризующие эпидемиологическую ситуацию по туберкулёзу:

Инфицированность__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заболеваемость_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Болезненность______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смертность__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3.

Составьте алгоритм техники сбора мокроты на МБТ:

1. ______________________________________________________________

2. ______________________________________________________________

3. ______________________________________________________________

4. ______________________________________________________________

5. ______________________________________________________________

6. _____________________________________________________________

7. _____________________________________________________________

8. _____________________________________________________________

9. _____________________________________________________________

10. ____________________________________________________________

Задача 4.

Мальчику 7 лет, в анамнезе хронический пиелонефрит с 2-х летнего возраста. В настоящее время жалоб нет. После курса антибактериальной терапии в общем анализе мочи лейкоциты до 20-30 п/зр. БЦЖ в роддоме – рубчик 2 мм. Тубконтакт родители отрицают. Реакция Манту 2ТЕ: 1 год - 7 мм

2 года - 5 мм

3 года - 4 мм

4 года - 8 мм

5 лет - 10 мм

6 лет - 12 мм

7 лет - 12 мм.

Ваша тактика:______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

Задача 5.

Девочка 5 лет. БЦЖ в роддоме. Динамика туб. проб (Манту 2ТЕ):

1 год – 7 мм

2 год – 5 мм

3 года – 5 мм

4 года – 3 мм

5 лет – 12 мм.

Ребёнок состоит на диспансерном учёте по поводу сахарного диабета. Контакт не выявлен.

Ваше заключение: ________________________________________________

Осуществите сестринский процесс: ________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________



.



Задача 6.

Девушка 15 лет. Жалобы на кашель, общую слабость, пониженный аппетит. Отмечает эти явления уже несколько месяцев. К врачу не обращалась. Два дня назад было кровохарканье. На ФЛГ не была ни разу. Результаты туберкулиновых проб неизвестны. При аускультации сухие хрипы в области верхушки правого лёгкого.

Ваше заключение.

______________________________________________________________________

Осуществите сестринский процесс

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

Задание 8.

Перечислите группы риска при туберкулезе: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Тема 4. Клиника туберкулеза

Задание 1.

Перечислите основные клинические симптомы туберкулеза:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задание 2.

Выберите правильный ответ:

1. Заболевание, при котором человек становится наиболее уязвимым к туберкулезной инфекции

а) острый бронхит;

б) пневмония;

в) миокардит;

г) сахарный диабет.

2. Среди вторичных форм туберкулеза наиболее часто встречается

а) очаговый;

б) инфильтративный;

в) диссеминированный;

г) фиброзно-кавернозный

3. У детей чаще встречается

а) туберкулезная интоксикация;

б) туберкулез внутригрудных лимфатических узлов;

в) первичный туберкулезный комплекс.

4. Вторичные формы туберкулеза – это:

а) Туберкулез у лиц среднего возраста

б) Туберкулез у лиц пожилого возраста

в) Легочная локализация туберкулеза

г) Хронические формы туберкулеза

д) Заболевание, возникшее вследствие эндогенной реактивации очагов первичного инфицирования

5.Современная отечественная классификация туберкулеза построена на:

а) Клиническом принципе

б) Патогенетическом принципе

в) Клинико-морфологическом принципе

г) Клинико-рентенологическом принципе

д) Клинико-иммунологическом принципе



Задание 3.

Убрать лишнее

- первичный туберкулез

- вторичный туберкулез

- третичный туберкулез



Задача 4.

Пациентка Н., 32 лет, поступила в стационар с жалобами на общую слабость, особенно выраженную в первой половине дня; потливость, особенно по ночам; кашель с небольшим количеством мокроты; субфебрильную температуру, раздражительность.

Пациентка больна около двух месяцев, лечилась в поликлинике по поводу острого бронхита.

В связи с неэффективностью лечения произведена флюорографическое обследование, затем рентгенограмма грудной клетки, на которой в области верхушке правого легкого выявлен инфильтративный туберкулез с распадом; в мокроте обнаружены МБТ.

Пациентка работает воспитательницей в детском саду, имеет двух детей 5 и 7 лет; муж злоупотребляет алкоголем, из-за чего в семье часты скандалы; семья испытывает материальные затруднения; проживает в коммунальной квартире. Пациентка весьма нервозна, очень беспокоится за детей.

Пример:

А. Выделите психологические проблемы, социальные и физиологические проблемы пациентки.

В. Составьте план ухода (сестринских действий) с учетом основных проблем.

С. Предположите медицинскую тактику по отношению к детям пациентки.

Попробуем выполнить эти задания.

А. Проблемы пациентки.

Психологические:

- частые стрессовые ситуации из-за пьянства мужа и скандалов;

- переживания за судьбу и здоровье детей;

- страх потерять привычную работу.

Социальные:

- проживание в коммунальной квартире;

- материальные затруднения;

- вероятность потери работы из-за специфики заболевания.

Физиологические:

- общая слабость, потливость, кашель с небольшим количеством мокроты- проблемы как результат туберкулезной интоксикации и поражения легких.

В. Составьте план ухода.

Проблема пациентки: обеспокоенность и тревога за судьбу и здоровье детей, усугубленная пьянством мужа.

Постановка целей

и сроков

План ухода (сестринских действий)

Через неделю у пациентки появится уверенность в заинтересованности противотуберкулезной службы в судьбе и здоровье детей.

Медсестра проявит заинтересованность в судьбе и здоровье детей пациентки.

Медсестра в беседе разъяснит пациентке необходимость и тактику обследования детей в ПТД.

Через месяц пациентка станет наиболее спокойной и уравновешенной, будет адекватно относится к своему лечению и способствовать оздоровлению своих детей.

Медсестра по согласованию с врачом- фтизиатром и фтизиопедиатром разъяснит пациентке возможности помещения детей в санаторий, в «лесную» школу, в круглосуточный оздоровительный детский сад на период ее лечения в зависимости от показаний и согласия пациентки.

Медсестра в рамках своей компетенции разъяснит пациентке необходимость и суть химиопрофилактики.

Медсестра расскажет об особенностях пребывания детей в лечебно- профилактических туберкулезных учреждениях.

Медсестра регулярно будет интересоваться детьми пациентки, поддерживая при этом позитивные установки и мотивации к лечению.

Значительно уменьшить риск распространения туберкулезной инфекции в коммунальной квартире.



В течение года в случае подтверждения бацилловыделения пациентка улучшит жилищные условия при содействии противотуберкулезной службы.

В соответствии с планом оздоровления эпидемиологического очага медсестра организует и проконтролирует проведение заключитеной и текущей дезинфекции по месту проживания пациентки.

Медсестра проведет разъяснительные беседы с проживающими в квартире с пациенткой о необходимости соблюдения санитарно- гигиенических требований.

Медсестра будет проводить беседы с проживающими в квартире о необходимых санитарно- гигиенических навыках и мерах личной безопасности; будет регулярно контролировать владение необходимых навыками.

Медсестра будет способствовать позитивному отношению соседей к лечению пациентки.

Медсестра разъяснит необходимость регулярного флюорографического обследования, особенно для пациентов пенсионного возраста и неработающих.

В рамках своей компетентности медсестра будет способствовать выполнению формальностей, необходимых для улучшения жилищных условий пациентки.





Проблема пациентки: вероятность потери привычной работы из-за установленных профограничений.

Постановка целей и сроков

План ухода (сестринских действий)

В течение периода лечения подготовить пациентку к необходимости изменить род деятельности.

К моменту выздоровления пациентка будет готова к смене профессиональной деятельности.

Медсестра в рамках своей компетенции разъяснит пациентке необходимость и смысл некоторых профессиональных ограничений.

Медсестра расскажет о некоторых социальных гарантиях больным туберкулезом (в отношении длительности оплачиваемого листка нетрудоспособности, так называемого доплачиваемого листка нетрудоспособности и др.).

Медсестра будет способствовать организации консультации психолога для профессиональной переориентации пациентки.



Проблема пациентки: общая слабость, кашель, снижение аппетита и др. в результате интоксикации и поражения легких.

Постановка целей и сроков.

План ухода (сестринских действий)

Через месяц эти проявления болезни значительно уменьшатся.



К окончанию лечения этих проявлений болезни не будет.

Медсестра разъяснит в рамках своей компетенции постепенность исчезновения проявлений болезни.

Медсестра будет неукоснительно выполнять назначения врача.

Медсестра будет поддерживать условия соответствующего режима, питания, санитарно- гигиенического состояния с активным привлечением к этому пациентки.

Медсестра постоянно будет поддерживать мотивацию пациентки к лечению.



В нашем решении задачи с сестринским процессом не обозначены 1-й этап (сбор информации) и 5-й этап (оценка эффективности) сестринского процесса, так как в этой задаче их выполнение достаточно стандартно. Разумеется, в практической деятельности сестринский процесс осуществляется в 5 известных вам этапов.

С. Медицинская тактика по отношению к детям пациентки.

- так как у пациентки выявлена активная форма туберкулеза легких с бактериовыделением, сведения об этом будут переданы фтизиопедиатру в детское отделение ПТД;

- дети будут взяты под диспансерное наблюдение ПТД по 4-й группе учета как контактные;

- детям будет проведена туберкулинодиагностика, рентгенографическое исследование грудной клетки, исследования крови и мочи в условиях ПТД;

- как контактным, детям пациентки будет проведена химиопрофилактика туберкулеза;

- с учетом условий содержания детей и состояния их здоровья, дети пациентки могут быть с согласия родителей в одно из оздоровительных противотуберкулезных учреждений.

В любом случае детям пациентки будут рекомендованы оздоровительные мероприятия, а также усиленное питание.

Решить задачу:

А. В рамках своей компетенции определите эпидемиологическую ситуацию.

В. Составьте план противоэпидемических и профилактических мероприятий в данном очаге туберкулезной инфекции.

С. Оцените профессиональный прогноз пациентки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 5.

Пациент А., 58 лет, длительное время жалуется на резкую слабость, утомляемость недомогание, отсутствие аппетита, субфебрильную температуру по вечерам, ночные холодные поты, кашель с небольшим количеством слизистой мокроты; в последние 1,5-2 недели в мокроте отмечались прожилки крови. Утром во время приступа кашля мокрота приняла пенистый вид, полностью окрашена кровью.

Известно, что в молодом возрасте пациент болел инфильтративным туберкулезом легких. В последние годы пациент в противотуберкулезном диспансере не наблюдался, последнее флюорографическое исследование проходил лет 5 назад, лекарства не принимал.

В настоящее время без работы, злоупотребляет алкоголем, живет в коммунальной квартире, где есть дети, беременная женщина и работник продовольственного киоска.

По поводу легочного кровотечения пациент был госпитализирован, на произведенной рентгенограмме легких выявлен фиброзно-кавернозный туберкулез.

Пациент беспокоен, напуган кровотечением, неопрятен.

Задание:

А. выделите основные социальные и физиологические проблемы пациента.

В. Составьте план сестринских действий.

С. Составьте план оказания доврачебной медицинской помощи и план ухода за пациентом при легочном кровотечении.

Д. Составьте план противоэпидемических и профилактических мероприятий в данном очаге туберкулезной инфекции.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. Диспансеризация больных туберкулёзом.



Задание 1.

Выберите правильный ответ:

1. Фаза туберкулёзного воспаления, указывающая на активность процесса

а) уплотнение;

б) рассасывание;

в) рубцевание;

г) инфильтрация.

2. Фаза туберкулёзного процесса, характерная для неактивного туберкулёза

а) петрификация;

б) инфильтрация;

в) распад;

г) обсеменения.

3. Туберкулёзный очаг 1-го типамедсестра должна посещать

а) ежемесячно;

б) 1 раз в 3 месяца;

в) 1 раз в 6 месяцев;

г) 1 раз в 12 месяцев.

4. Для дезинфекции мокроты применяют

а) 5% хлорамин;

б) 0,2 % раствор пюржавеля;

в) кипячение;

г) всё выше перечисленное.

5. При подозрении на туберкулез необходима консультация

а) пульмонолога;

б) аллерголога;

в) иммунолога;

г) фтизиатра.

Задача 2.

Мужчина 90 лет. Проживает с женой и дочерью. По состоянию здоровья не выходит из дома. За последние месяцы отмечает кашель, потливость по ночам, общую слабость. Произведён забор мокроты на дому, в котором бактериоскопией обнаружены МБТ.

Ваша тактика:____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3. Ребёнок. Возраст 6 месяцев. БЦЖ не сделана в связи с противопоказанием: перенёс ОРЗ. Проба Манту только что показала отрицательный результат. На момент осмотра здоров. У дяди со стороны матери обнаружен туберкулёз лёгких. В настоящее время он получает лечение в стационаре. Ребёнок с дядей общался несколько раз.

Ваша тактика:____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 4.

Ребёнок 5 лет. БЦЖ в роддоме. Результаты туб. проб 1,2,3 года – отрицательная, 4 года – сомнительная. В этом году у бабушки выявлен туберкулёз лёгких. Она находится на лечении в стационаре туб. диспансера. Обследованы все контактные. Изменений не выявлено. Туб. проба у данного ребенка и у матери – отрицательная, у отца и брата – гиперергическая.

Ваша тактика:____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 5.

Какие контингенты больных относятся ко 2 группе учёта у взрослых?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Перечислите критерии постановки взрослых больных на учёт в 1 группу.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 7.

Какова тактика наблюдения взрослых больных в 0 группе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Какие контингенты относятся к 4 группе «Д» учёта детей и подростков?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9.

Какие мероприятия проводят во 2 группе учёта детей и подростков?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Тема 6. Диагностика туберкулёза



Задание 1. Дополните схему (см. рис.1, )





Задание 2.

Выделите правильный ответ:

1. С диагностической целью туберкулин необходимо вводить

а) подкожно;

б) внутрикожно;

в) внутримышечно;

г) внутривенно.

2. Результат Р.Манту и диаскинтеста читается через

а) 12 часов;

б) 24 часа;

в) 72 часа;

г) 96 часов.

3. Р.Манту расценивается как отрицательная при размере папулы

а) 1-2 мм;

б) 3-4 мм;

в) 5-10 мм;

г) 17-21 мм.

4. Р.Манту расценивается как положительная при размере папулы

а) 1-2 мм;

б) 3-4 мм;

в) 5-10 мм;

г) 17-21 мм.

5. Р.Манту расценивается как гиперэргическая при размере папулы

а) 1-2 мм;

б) 3-4 мм;

в) 5-10 мм;

г) 17-21 мм

6. Для ранней диагностики туберкулёза у детей проводят

а) анализ крови, анализ мочи;

б) БЦЖ и БЦЖ-М;

в) флюорографию;

г) туберкулинодиагностику.

7. Для своевременной диагностики туберкулёза лёгких у взрослых применяют

а) флюорографию;

б) БЦЖ и БЦЖ-М;

в) анализ крови, анализ мочи;

г) реакцию Манту.

8. Инструментальный метод, применяемый для диагностики туберкулёзного менингита

а) стернальная пункция;

б) плевральная пункция;

в) спинномозговая пункция;

г) всё выше перечисленное.

9. В консультации врача-фтизиатра нуждаются пациенты

а) злоупотребляющие алкоголем;

б) больные хроническим бронхитом;

в) страдающие сахарным диабетом;

г) с пневмонией верхнедолевой локализации.

Задание 3.

Как вы думаете, на что надо обратить внимание при опросе больного с подозрением на туберкулёз лёгких?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

В чём заключаются особенности аускультации пациента с подозрением на туберкулёз лёгких?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Назовите основной метод выявления туберкулёза.

__________________________________________________________________________

Задание 6.

Перечислите задачи туберкулинодиагностики у детей и подростков.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.

Что входит в диагностический минимум при подозрении на туберкулёз?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Перечислите «декретированные» контингенты населения:

1.______________________________________________________________

2.______________________________________________________________

3.______________________________________________________________

4.______________________________________________________________

5.______________________________________________________________

6.______________________________________________________________

7.______________________________________________________________

8.______________________________________________________________

9.______________________________________________________________

10._____________________________________________________________

11._____________________________________________________________

12._____________________________________________________________

13._____________________________________________________________

14._____________________________________________________________

15._____________________________________________________________

16._____________________________________________________________







Тема 7. Лечение, профилактика туберкулеза



Задача 1.

Мальчик. Возраст 6 дней. Масса при рождении 3200 г. Здоров. У дедушки, проживающего в квартире с родителями ребенка, инфильтративный туберкулез легких, 1 группа диспансерного учета. МБТ+, фаза распада. Показана ли БЦЖ?

Ваша тактика:____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2. Девочка. Возраст 1 месяц. Масса при рождении 1800 г. Выписана из роддома под наблюдением педиатра. БЦЖ не сделана. В момент осмотра масса 2800 г. Здорова. Родители флюрографически обследованы. Патологии не выявлено.

Показана ли БЦЖ? (ответ поясните)_________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Найдите соответствие:

Лекарственные препараты Основное действие на организм человека

1.Дицинон А. Гемостатическое

2.Аминокапроновая кислота Б Противотуберкулёзное.

3.Изониазид В Фторхинолоны

4.Этамбутол

5. Офлоксацин

6. Левофлоксацин

Задание 4.

Перечислите принципы лечения больных туберкулёзом

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Перечислите способы введения лекарственных препаратов при туберкулёзе

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________



Задание 6.

Заполните таблицу

Лечение туберкулеза
























Задание 7.

Заполните таблицу

Организация фтизиатрической помощи

Выявление туберкулеза

Организация и контроль за лечением

Противо- эпидемичес-

кие мероприятия

Профилактика туберкулеза

Санитарно-просветитель-ная работа











Задание 8.

Заполните таблицу

Профилактика туберкулеза

Специфическая

неспецифическая















Задание 9.

Кроссворд

Вопросы:

  1. Метод выявления туберкулеза.

  2. Метод диагностики туберкулеза.

  3. Вытяжка из убитых МБТ.

  4. Одно из мероприятий по предупреждению туберкулеза в очаге.

  5. Статистический показатель, характеризующий эпидемическую ситуацию по туберкулезу.

  6. Дез. средство, применяемое в туберкулезных диспансерах.

  7. Аппарат для «оценки» рентгенологических снимков.

  8. Патологический материал для исследования на наличие МБТ.

  9. Лечебно-профилактическое учреждение для наблюдения за больными туберкулезом.

  10. … необходима в случае контакта пациента детьми и беременными женщинами.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф

 

 

 












 

 

 

 

2

 

 

 

т

 

 

 











3

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 












4

 

 

з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







5

 


 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






6

 

 

 

 

а

 

 

 

 














7

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 














8

 

 

 

р

 

 

 


















9

 

и

 

 

 

 

 

 

 










1

0

 

 

 

 

я

 

 

 

































Задание 10


Инструкция: Выпишите рецепты на следующие лекарственные средства:


  1. Изониазид

  2. Стрептомицин

  3. Протионамид

  4. Пиразинамид

  5. Капреомицин

  6. Офлоксацин

  7. Ципрофлоксацин

  8. Ломефлоксацин

  9. Сиртуро (Бедаквилин)





























Список рекомендуемой литературы



Основная литература:

  1. Н.А. Митрофанова, Ю. В. Пылаева, Сестринское дело во фтизиатрии, ГЭОТАР-Медиа , 2012 г.

  2. Б.Е. Бородулин, Е.А. Бородулина. Фтизиатрия. Учебник для студ. Сред. проф. учеб. заведений. — Москва.: Издательский центр «Академия», 2004 г.


Дополнительная литература:

  1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. В 2 т. — М.: Новая волна, 2012 г

  2. Москалева С.Н. Сестринское дело при туберкулезе. - СПб.: Паритет, 2009 г

  3. Смурова Т.Ф. Диагностика туберкулеза легких // Медицинская помощь. –

2011, № 3.

  1. Мишин В.Ю., Чуканов В.И., Григорьев Ю.Г. Туберкулез легких с лекарственной устойчивостью возбудителя, ГЭОТАР-Медиа, 2009 г

  2. Шевченко И.Е. Сестринское дело в фтизиатрии: Учебное пособие. - М.: АНМИ, 2005 г












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!