СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ с учётом требований ФГОС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ с учётом требований ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ с учётом требований ФГОС»



ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования


ПРОЕКТ

«Разработка рабочей тетради для выполнения лабораторных работ по физике.»

9 класс

Ф.И.О. участников рабочей группы

Учителя физики высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №102 имени М. С. Устиновой»

Московского района города Казани:

Черепанов Евгений Анатольевич,

Борисова Ирина Петровна

Научный руководитель

ст. преп. каф. образовательных технологий

в физике Института физики КПФУ

Русанова Инна Александровна

Научный руководитель

ст. преподаватель отделения общего

образования ПМЦ ПК и ПП РО КФУ

Ахметшина Гульсия Хабриевна



Казань – 2016



Содержание

Введение 3

1. Постановка проблемы 3

2. Цель и задачи проекта: 4

3. Предполагаемый проектный продукт 5

4. Целевая группа проекта: 5

5. Срок реализации проекта: 5

6. Место реализации проекта: 5

7. Этапы реализации проекта 5

8. План мероприятий по реализации проекта 6

9. Ресурсное обеспечение проекта 7

10. Описание проекта 7

11. Методические рекомендации к разработке тетради от рабочей группы проекта 9

12. Ожидаемые результаты реализации проекта: 9

13. Методы диагностики 10

Заключение 11

Литература 12

Приложение 1. Обложка тетради для лабораторных работ.

Приложение 2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Приложение 3. Измерение модуля начальной скорости и времени торможения тела, движущегося под действием силы трения.

Приложение 4.Изучение явления электромагнитной индукции.

Приложение5 .Получение переменного тока.

Приложение 6 .Правила безопасности при выполнении лабораторных и экспериментальных работ по физике







Введение


Главной задачей Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) является развитие личности обучающегося. Внедрение в учебный процесс ФГОС ООО требует смены приоритетов: знаниевая составляющая процесса обучения должна уступить место развивающей составляющей. При переходе к стандартам нового поколения учителю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование специальной структурной единицы – характеристики деятельности учащихся.

Перед каждым учителем на сегодняшний день становится актуальна проблема создания методики формирования универсальных учебных действий и планируемых результатов при преподавании физики, в том числе и при выполнении лабораторных и экспериментальных работ.

  1. Постановка проблемы

Основная задача ФГОС – формирований знаний, универсальных действий, компетенций обучающихся, в соответствии с новыми стандартами, позволяющими учащимся действовать в новой, быстро меняющейся обстановке на качественно новом уровне.

Реализации поставленных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, заложенный в новом стандарте.

Основная идея системно-деятельностного подхода в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Задача учителя – организация исследовательской деятельности таким образом, чтобы новые знания не давались в готовом виде, а обучающиеся их «открывали» сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Реализация системно-деятельностного подхода:

-вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, исследовательскую и рефлексивную деятельность;

-моделирование и анализ жизненных ситуаций на уроках физики;

-использование активных методик, нестандартных форм уроков.

В данной проектной работе ставится цель по разработке макета рабочей тетради (комплекса методических рекомендаций) для лабораторных работ по физике в курсе основного общего образования по физике для учащихся 9 класса, отражающего положения по реализации ФГОС в учебный процесс на уроках физики. Перед выполнением лабораторных работ обязательным условием является прохождение инструктажа по технике безопасности, что подтверждается подписью учащегося на специальном бланке.

Приводятся методические рекомендации по ходу выполнения работы, а при логическом завершении экспериментальной части учащиеся делают вывод в соответствии с поставленной целью.

Предлагаемый проект «Разработка рабочей тетради для выполнения лабораторных работ по физике.» согласуется с учебной программой в учебниках А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса линии «Вертикаль»(ФГОС).2016 год.

  1. Цель и задачи проекта:


Цель:

Разработать комплекс методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ по физике для 9 класса по разделу «Механика» и «Электромагнитные явления» в условиях реализации ФГОС ООО.

Задачи проекта:

  1. Изучение нормативно-правового комплекса ФГОС ООО;

  2. Оценить формирование предметных, метапредметных и личностных результатов при проведении лабораторных работ на уроках физики при реализация системно-деятельностного подхода;

  3. Формирование у обучающихся навыков выполнения физических экспериментов как элементов проектно-исследовательской деятельности:

- понимать роль эксперимента в получении научной информации;

- научить соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

- проводить прямые и косвенные измерения физических величин, при этом выбирать самый удобный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

4. формирование у обучающихся критического мышления, выработки аналитического подхода к результатом своей ученой деятельности, умения давать собственную оценку проделанной экспериментальной работы.


  1. Предполагаемый проектный продукт

Комплекс разработанных методических рекомендаций в виде «Рабочей тетради для лабораторных работ по физике (9 класс), раздел «Механика», «Электромагнитные явления» согласно требованиям ФГОС ООО.

«Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике» содержит комплекс заданий и описание действий, которые помогут обучающимся:

-производить самостоятельный познавательный поиск,

-ставить перед собой учебные цели,

-осваивать и самостоятельно осуществлять контрольные и оценочные действия,

- брать инициативу в организации учебного сотрудничества;

  1. Целевая группа проекта:

учащиеся 9 класса, учителя физики

  1. Срок реализации проекта:

с 2016-2017 учебного года по 2018-2019 учебный год

  1. Место реализации проекта:
  1. МБОУ «Гимназия № 102 имени М.С.Устиновой», Московского района г. Казани, РТ.

  1. Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

2. Основной

3.Заключительный

  1. План мероприятий по реализации проекта

Комплекс мероприятий

Место проведения

Срок проведения

Ответственный


Этап 1

Изучение литературы.

Дистант

11.04.2016- 22.04.2016


Курсант

Прослушивание лекций.

КФУ УПК

11.04.2016- 22.04.2016

Курсант

Стажировка в:

- СОШ №23

- Лицей №131


СОШ №23

Лицей №131



18.04.2016

20.04.2016


Курсант


Этап 2

Работа в творческой группе по разработке темы.

КФУ УПК

11.04.2016- 22.04.2016

Курсант

Разработка рабочей тетради для лабораторных работ по физике 9 класс, «Механика», «Электромагнитные явления».


11.04.2016- 22.04.2016

Курсант


Этап 3

6.

Реализация рабочей тетради для лабораторных работ по физике в условиях общеобразовательной школы.

ОУ

Сентябрь 2017

Курсант

7.

Оценка эффективности материала.



Курсант



  1. Ресурсное обеспечение проекта


Условия

Необходимо

Нормативно-правовые:

ФГОС

Материально-технические:

Компьютер

Учебно-справочная литература

Лабораторное оборудование

Кадровые:

Учитель предметник

Научно-методические:

Периодические издания

Ресурсы интернета

Лаборатория кабинета физики

Информационные:

Интернет ресурсы


Мотивационные:


  1. Достижение поставленных целей через мотивацию лидерских качеств учащихся.

  2. Дух соревнований обучающихся на уроках.

  3. Креативность.

Организационные:


  1. Постановка целей и задач.

  2. Поиск информационного и иллюстративного материала по теме.

  3. Ознакомление с критериями выставления оценки и самооценки.

  1. Описание проекта
Физика, как учебный предмет в школьном курсе является системообразующим для естественно-научных предметов. Физические законы лежат в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Разрабатываемый в данном проекте комплекс методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ составлен по требованию условий внедрения ФГОС.

Данная разработка поможет осуществить переход общеобразовательных учреждений на новый уровень обучения учащихся по ФГОС с использованием реального лабораторного оборудования, а также информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

В содержании каждой лабораторной работы решаются конкретные задачи, а именно:

- актуализация ранее полученных знаний;

- осознания учащимся противоречий, трудностей, связанных с предлагаемой экспериментальной задачей в виде лабораторной работы;

- творческое переосмысление возможностей их применения, включение их в новый контекст.

Разработка рабочей тетради для лабораторных работ по физике для 9 класса направлено на оказание реальной помощи учащимся в выполнении лабораторных работ, в условиях реализации ФГОС ООО.

При выполнении лабораторных работ предполагается, что учитель перестает быть руководителем действий ученика, а становится его сопровождающим организатором процесса. Такая форма работы учителя и учащегося позволяет использовать аспекты системно-деятельностного подхода. Личность учащегося рассматривается в качестве самоорганизующегося субъекта с переходом от модели «субъект-объектного» взаимодействия с учителем к «субъект»-«субъектному» взаимодействию, когда работа с учеником проходит как с равным. В конце лабораторной работы приводятся дополнительные задания, способствующие развитию УУД и межпредметных результатов, которые учащиеся могут выполнить самостоятельно и получить дополнительную оценку!

Проект «Разработка рабочей тетради для лабораторных работ по физике» содержат четыре работы за 9 класс, в приложении представлены бланки для их выполнения.

Разработанные бланки для лабораторных и практических работ по физике составлены таким образом, что позволяют обучающимся выполнить работу и на каждом этапе ее выполнения принимать самостоятельные решения. Например, цель работы учащийся должен составить тоже сам, полагаясь на представленное лабораторное оборудование.

В рамках обозначенной цели учащийся должен определить ряд задач, а именно определить для себя маршрут выполнения работы.

Приборы и материалы, необходимые для выполнения заданий, учащийся выбирает сам из предложенного комплекта оборудования.

Все этапы выполнения работы, прописанные в бланке, носят рекомендательный характер. Так, например, в пункте 4 прежде чем приступить к измерениям величин, рекомендуется повторить теоретический материал по теме и (в качестве рефлексии) ответить на предложенные вопросы.

Для выполнения работы дана пошаговая рекомендательная инструкция, однако ученик может представить свой вариант выполнения работы. Обучающимся рекомендуется записывать измеренные величины, вносить данные в таблицу, делать расчеты.

С учетом принципа «Минимакса» предлагается сделать дополнительное задание. Делать или нет – выбор ученика.

Однако, в конце работы, каждый ученик должен проанализировать полученные в работе результаты, сделать вывод и записать его.

По окончании выполнения лабораторной работы учащийся имеет возможность самостоятельно оценить свою работу и затем сравнить с оценкой учителя, что отражает развитие критического мышления в учебном процессе, для этого в работе представлена таблица оценивания

При завершении практического блока курса физики 9 класса учащиеся должны усвоить основные физические понятия и законы, а также применять их при решении экспериментальных задач, сформулированных для нестандартных ситуаций. Обучающимся предлагается пользоваться электронно-вычислительной техникой при выполнении расчетов для экономии времени, которое можно потратить на выполнение дополнительных заданий, предлагаемых в данной разработке. (Приложение №1)

Методические рекомендации к разработке тетради от рабочей группы проекта


  • Цель и задачи формулируются учеником в соответствии с темой работы и предложенным оборудованием

  • Инструктаж по ТБ представлен непосредственно в рабочей тетради К каждой работе за подписью учащегося

  • Мотивационный аспект через предлагаемые тренировочные задания и вопросы

  • Выполнение по листу маршрутизации, но с элементами самоорганизации

  • Дополнительные задания к размышлению

  • Самоанализ выполнения работы

  • Самооценка и оценка учителя по критериям , предложенных в таблице оценивания работы.

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта:


  1. Создание полного комплекта рабочей тетради для лабораторных работ для формирования и оценивания универсальных учебных действий по физике в 9 классе по разделу «Механика» и «Электромагнитные явления».

  2. Достижение предметных и метапредметных результатов через сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных действий, направленных на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

  3. Повышение качества образования.

  4. Реализация современной цели урока («Умение учиться») и методических принципов инновационного урока (субъективизация, метапредметность, деятельный подход, коммуникативность, рефлексия).

  5. Повышение профессиональной компетенции учителя по вопросам ФГОС.

Личностными результатами являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД:Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся смогут:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Общими предметными результатами являются:

  • умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.

1. Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

Предметными результатами изучения являются:

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания нитяного (математического),

  • знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период, частота колебаний, собственная частота колебательной системы,; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити.

2 Экспериментальная работа по физике« Измерение модуля начальной скорости и времени торможения тела, движущегося под действием силы трения»

Предметными результатами изучения являются:

  • понимание смысла основных физических законов: динамики Ньютона, закона сохранения энергии, умение применять их на практике и для решения учебных задач;

  • умение приводить примеры технических устройств.

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.);

Ожидается, что обучающиеся приобретут умения:

— Измерять силу трения скольжения;

— называть способы увеличения и уменьшения силы трения;

— применять, знания о видах трения и способах его изменения на практике,

объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения анализировать их и делать выводы

— Объяснять влияние силы трения в быту и технике;

— приводить примеры различных видов трения;

— анализировать, делать выводы.

Измерять силу трения с помощью динамометра.

3.. Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции»

Предметными результатами изучения являются:

  • понимание причин возникновения явления

  • знание зависимости величины ЭДС электромагнитной индукции от силы магнитного поля;

  • понимание зависимости величины ЭДС от скорости изменения магнитного потока;

ожидается, что обучающиеся приобретут умения:

- выбирать оптимальный комплект оборудования и строить схемы для проведения эксперимента;

- оценивать результаты наблюдений;

- анализировать возможные варианты протекания процессов.

4. Лабораторная работа «Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле»

Предметными результатами изучения являются:

  • понимание способа получения переменного тока;

  • понимание зависимости максимальной величины силы переменного тока от частоты вращения;

  • навык построения графика, качественно отражающего характер изменения величины;

ожидается, что обучающиеся приобретут навыки:

- анализа изменения величин и их зависимости от различных параметров;

- проектирования и конструирования установок для заданных процессов.



  1. Методы диагностики

Проведение тестовых и контрольных работ до и после реализации проекта.

Заключение

Таким образом, поставленные в начале задачи, мы считаем, выполнены в полном объёме, а именно:

- разработан комплекс методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ для 9 класса по разделу «Механика»и «Электромагнитные явления» в условиях внедрения ФГОС ОО, который формирует у обучающихся критическое мышление, вырабатывает аналитический подход к результатам своей учебной деятельности, учит давать собственную оценку проделанной экспериментальной работе;

- определены мероприятия, необходимые для реализации разработанной тетради.

- рассмотрен перечень оборудования для реализации данного проекта.

На уроке важно создать ситуацию успеха, в которой обучающийся осознавал бы себя субъектом учебной деятельности, был способен самостоятельно находить оптимальные способы решения возникающих перед ним задач интеллектуального, эстетического, нравственного, социального характера.

Данный проект может быть использован при проведении уроков физики как в общеобразовательных классах, а также в классах с углубленным изучением физики.

Литература


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

http://edu.kpfu.ru/pluginfile.php/90867/mod_resource/content/2/FGOS_OO.pdf

  1. Конституция РФ, http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-43-krf

  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/

  3. ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/

  4. «Нормативно – правовая база по подготовке к введению ФГОС ООО» Автор: Василенко Н.В., г. Славгород, 2015г. http://infourok.ru/normativno-pravovaya-baza-vvedeniya-fgos-ooo-387284.html

  5. Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС Алтунина Н. С.,г.Череповец . http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/05/28/organizatsiya-issledovatelskoy

  6. Методические рекомендации для лабораторных работ по учебной дисциплине « Физика», Т.В.Колодина , 2015г. http://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-metodicheskie-rekomendacii-dlya-provedeniya-prakticheskih-i-laboratornih-rabot-po-fizike-408629.html

  7. Общие вопросы методики преподавания физики , http://www.physicedu.ru/phy-2576.html

  8. Кирик Л.А.Физика-9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2004.

  9. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика.9 кл.: физика для общеобразоват.учреждений – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011

  10. Губанов В.В. Лабораторные работы и контрольные задания по физике: Тетрадь для учащихся 9-го класса.-Саратов:Лицей,2007.-80с.

  11. Минькова Р.Д., Иванова В.В. Рабочая тетрадь по физике:9 класс - 6-е изд.,перераб. И доп.-М.: «Экзамен»,2015.- 143с.

  12. Филонович Н.В., Воскарян А.Г. Физика 7.: тетрадь для лабораторных работ к учебнику А.В. Перышкина. - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 48с.

  13. УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса линии «Вертикаль»(ФГОС).2016 год











Приложение 1







ТЕТРАДЬ


Для выполнения лабораторных работ по физике

ученика_____ 9 ___ класса

МБОУ «Гимназия №102 имени М.С.Устиновой»

Московского района города Казани


_(Ф.И.О.)_______________________________________





лабораторной работы

л/р №1

л/р №2

л/р №3

л/р №4

Оценка ученика





Оценка учителя







Ф.И.О. учителя:……………………………………………………………………







2015-2016 учебный год


Приложение№2

Дата выполнения работы…………………………………………………

Лабораторная работа №

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

1.Цель работы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.Задачи: (определите задачи, в соответствии с поставленной целью и предложенным оборудованием) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Приборы и материалы:

(Выпишите те приборы и материалы из предложенного комплекта, которые будут использоваться при выполнении данной работы.)


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Подготовка к работе

Повторите по учебнику тему «Механические колебания», «Величины, описывающие свободные механические колебания»


5. Напиши ответ на предложенные вопросы:


  • Основным признаком колебательного движения являются:

1) наличие линейной зависимости между скоростью и координатой движущейся точки;

2)повторяемость во времени;

3) наличие максимального и минимального значения координаты, скорости, ускорения движущейся точки.

4) независимость от воздействия внешней силы;

  • Какие колебания называются свободными?_______________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Что представляет собой нитяной маятник? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  • Период колебаний – это___________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________



  • Частота колебаний -это___________________________________________________ __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

  • В каких единицах в системе СИ измеряется:

период  Т = ;

частота  ν  = ?

  • Запишите формулы для вычисления периода и частоты колебаний маятника:

Т =___________________ ν=_____________________________

  • Нитяной маятник за 2,4 минуты совершил 72 полных колебаний. Найдите период и частоту колебаний маятника. __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Внимание: Перед выполнением работы прочитайте правила безопасности при выполнении лабораторных и экспериментальных работ по физике.


6 .Выполнение работы:

Рис.1

1. Укрепите кусочек резины с висящим на нем маятником в лапке штатива, как показано на рис.1. При этом длина маятника должна быть равна 5 см, как указано в таблице для первого опыта.

Измерьте длину маятника L (измеряйте так, как показано на рисунке, т.е. от точки подвеса до середины шарика):


L=_______________________________

2. Для проведения первого опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду (1-2 см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний.

T=_________________________


3. Проведите остальные четыре опыта так же, как и первый. При этом длину L маятника каждый раз устанавливайте в соответствии с ее значением, указанным в таблице для данного опыта.

4. Результаты измерений запишите в таблицу.

Таблица 1

№ опыта


Физическая величина


1


2

3

4

5

L, м

5





N


30

30

30

30

30

t, с







T, с







ν, Гц







4. Вычислите и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника для каждого из пяти опытов.

Расчеты: 5. Для каждого из пяти опытов рассчитайте значения частоты ν колебаний маятника по формуле: ν = 1/Т или ν = N/t. Полученные результаты внесите в таблицу.

Расчеты:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Сделайте вывод (как зависят период и частота свободных колебаний маятника от его длины): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Ответьте на вопросы.

Как изменится длина маятника, если:

а) период его колебаний сначала был 0,4 с, а после изменения длины стал 0,1: _________________________________________________________________.

б) частота его колебаний вначале была равна 5 Гц, а потом уменьшилась до 3 Гц: __________________________________________________________________

9. Выполни дополнительное задание:

Цель задания: выяснить, какая математическая зависимость существует между длиной маятника и периодом его колебаний.

Указание к работе:

Таблица 2

Т21 =

Т31 =

Т41 =

Т51 =

l2/l1 =

l3/l1 =

l4/l1 =

l5/l1 =

  • Пользуясь данными таблицы 1, вычислите и запишите приведенные в таблице 2 отношения периодов и длин (при вычислении отношений периодов округляйте результаты до целых чисел).

  • Из пяти приведенных ниже утверждений выберите верное.

При увеличении длины нити маятника в 4 раза период его колебаний:

а) увеличивается в 4 раза;

б) уменьшается в 4 раза;

в) увеличивается в 2 раза;

г) увеличивается в 16 раз.

10. Где на практике в жизни и быту вы можете применять знания о зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Самоанализ выполнения работы:

Насколько было интересно? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Чему ты научился, выполняя эту работ? __________________________________________________________________________________________________________________________________

Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Итоговая оценка учителя___________________

Таблица оценивания работы


Критерии

Оценка

обучающегося

Оценка

учителя

Выполнение работы:

-правильно сформулирована цель работы (0,5балла)

-верно определены задачи(0,5 балла)

-выбор оборудования(0,5 балла)

- проведены измерения физических величин

(0,5 балла)

-анализ полученных результатов (0,5 балла)

- правильный вывод (1 балл)



Оформление работы (вычисления, схемы, графики, и т. д) (0,5 балла)



Ответы на представленные вопросы(0.5 балла)



Защита(0,5 балла)



Итого ( максимальный балл-5)




Приложение№3

Дата выполнения работы…………………………………………………

Практическая работа по физике


Измерение модуля начальной скорости и времени торможения тела, движущегося под действием силы трения


1.Цель работы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.Задачи: (определите задачи, в соответствии с поставленной целью и предложенным оборудованием) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Приборы и материалы:

(Выпишите те приборы и материалы из предложенного комплекта, которые будут использоваться при выполнении данной работы.)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Подготовка к работе

Повторите по учебнику тем: «Механическая энергия», «Кинетическая энергия», «Работа силы трения», «Закон сохранения энергии».

5. Напиши ответ на предложенные вопросы:

  • Какие тела обладают кинетической энергией? Напишите примеры.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • От каких физических величин зависит кинетическая энергия тела?

__________________________________________________________________________________________________________________

  • Запишите формулу для расчета кинетической энергии:

__________________________________________________________________________________________________________________

  • Укажите неверное утверждение. Изменение полной механической энергии системы происходит:

1) под действие внешних сил, действующих на тела системы;

2) под действием сил взаимодействия между телами системы;

3) под действие сил сопротивления в самой системе;

4)при превращении других видов энергии в механическую.

6 .Выполнение работы:

  • Положите брусок на стол . Определите его начальное поло­жение.

_______________________________________________________________

  • Толкните слегка брусок рукой и заметьте его новое поло­жение на столе (см. рис.)

______________________________________________________


  • Измерьте тормозной путь бруска относительно стола.

S= ___________________________________________________________

  • Измерьте модуль веса бруска и вычислите его массу.

P= _________________ m=___________________________

  • Измерьте модуль силы трения скольжения бруска по столу.

F= ___________________________________________________________

  • Зная массу, тормозной путь и модуль силы трения скольжения, вычислите модуль начальной скорости и время торможения бруска.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите результаты измерений и вычислений.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Сделайте вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Самоанализ выполнения работы:

Насколько было интересно? ____________________________________________________________________________________________________________________________________Чему ты научился, выполняя эту работ? __________________________________________________________________________________________________________________________________

Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Итоговая оценка учителя___________________



Таблица оценивания работы


Критерии

Оценка

обучающегося

Оценка

учителя

Выполнение работы:

-правильно сформулирована цель работы (0,5балла)

-верно определены задачи(0,5 балла)

-выбор оборудования(0,5 балла)

- проведены измерения физических величин

(0,5 балла)

-анализ полученных результатов (0,5 балла)

- правильный вывод (1 балл)



Оформление работы (вычисления, схемы, графики, и т. д) (0,5 балла)



Ответы на представленные вопросы(0.5 балла)



Защита(0,5 балла)



Итого ( максимальный балл-5)





Приложение№4

Дата выполнения работы…………………………………………………

Изучение явления электромагнитной индукции

Цель работы: _______________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________


(напишите кем и когда сформулирован закон): ___________

___________________________________________________

___________________________________________________


Задачи: Определить …________________________

____________________________________________

____________________________________________

_____________________________________________

Перед началом работы: Повторите параграф 38 (магнитный поток), ознакомьтесь с параграфами 39, 40.

Оборудование:

Вам предложено оборудование:

1 - полосовой магнит; 2 - батарейка; 3 - лампочка на подставке; 4 - комплект соединительных проводов; 5 - модель электродвигателя; 6 - миллиамперметр; 7 - компас; 8 - катушка проволочная (100 витков)

Какое оборудование вам понадобится для исследования явления электромагнитной индукции? Соберите установку, зарисуйте схему.


Оборудование:







Схема: (подпишите номера элементов)


Работа.

Из теории вам известно, что явление электромагнитной индукции возникает при любом изменении магнитного потока, пронизывающего контур, сам магнитный поток определяется по формуле:

,

где Ф - магнитный поток, В - индукция магнитного поля, S - площадь контура, α - угол между нормалью к контуру и направлением магнитной индукции.

1) В чем измеряется магнитный поток?

а) Тл (тесла) б) Н (Ньютон) в) Вб (вебер)

ответ: _____

Предложите способ определения зависимости ЭДС электромагнитной индукции от: величины магнитной индукции, площади контура, угла α. Проведите эксперименты и заполните таблицу по проведённым опытам.


Физическая величина, (ед. изм.)

как определялось влияние

как влияет на ЭДС

















2) Как изменится величина ЭДС электромагнитной индукции, при увеличении магнитной индукции, пронизывающей контур в 2 раза?

а) увеличится в два раза б) уменьшится в два раза

в) не изменится г) зависит от способа проведения эксперимента


Ответьте на вопросы:

Как влияет на величину ЭДС электромагнитной индукции скорость изменения рассмотренных параметров?

_______________________________________________

_______________________________________________


Каким(и) ещё способом(ами) можно обнаружить явление электромагнитной индукции?

________________________________________________

________________________________________________


Самоанализ выполнения работы:

Насколько было интересно? ____________________________________________________________________________________________________________________________________Чему ты научился, выполняя эту работ? __________________________________________________________________________________________________________________________________

Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что в работе показалось наиболее важно?

________________________________________________


Итоговая оценка учителя___________________




Таблица оценивания работы


Критерии

Оценка

обучающегося

Оценка

учителя

Выполнение работы:

-правильно сформулирована цель работы (0,5балла)

-верно определены задачи(0,5 балла)

-выбор оборудования(0,5 балла)

- проведены измерения физических величин

(0,5 балла)

-анализ полученных результатов (0,5 балла)

- правильный вывод (1 балл)



Оформление работы (вычисления, схемы, графики, и т. д) (0,5 балла)



Ответы на представленные вопросы(0.5 балла)



Защита(0,5 балла)



Итого ( максимальный балл-5)






Приложение№5


Дата выполнения работы…………………………………………………

Получение переменного тока

Цель работы: __________________________

______________________________________

Задачи:

______________________________________

_______________________________________

Перед началом работы: повторить параграф 42 (Получение переменного тока)

Оборудование:

Вам предложено оборудование:

1 - полосовой магнит; 2 - батарейка; 3 - лампочка на подставке; 4 - комплект соединительных проводов; 5 - модель электродвигателя; 6 - миллиамперметр; 7 - компас; 8 - катушка проволочная (100 витков); 9 - электромагнит.

Какое оборудование вам понадобится для исследования явления электромагнитной индукции? Соберите установку, зарисуйте схему.


Оборудование:







Схема: (подпишите номера элементов)


Работа.

Подключите к батарейке электродвигатель, проверьте его работоспособность. Отсоедините батарейку и соберите установку для получения переменного тока.

Получите переменный ток и постройте примерный график зависимости его силы от времени.

Ответьте на вопросы:

1) Как зависит величина максимальной силы тока от частоты вращения?

________________________________________________________


2) Чему равна стандартная частота переменного тока?

а) 100 Гц б) 50 Гц в) 60 Гц г) 10 Гц

Ответ: ______


3) Предложите способы увеличения силы получаемого тока:

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


4) Как по вашему, что можно использовать для получения переменного тока?

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Самоанализ выполнения работы:

Насколько было интересно выполнять работу? ____________________________________________________________________________________________________________________________________Чему ты научился, выполняя эту работ? __________________________________________________________________________________________________________________________________

Насколько, на твой взгляд, приобретенные в данной работе умения будут полезны тебе в дальнейшем? ____________________________________________________________________________________________________________________________________Насколько тебе удалось достигнуть поставленных в работе целей? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что в работе показалось наиболее важно?________________________________________________

Почему важно знать принцип получения переменного тока?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Итоговая оценка учителя___________________







Таблица оценивания работы


Критерии

Оценка

обучающегося

Оценка

учителя

Выполнение работы:

-правильно сформулирована цель работы (0,5балла)

-верно определены задачи(0,5 балла)

-выбор оборудования(0,5 балла)

- проведены измерения физических величин

(0,5 балла)

-анализ полученных результатов (0,5 балла)

- правильный вывод (1 балл)



Оформление работы (вычисления, схемы, графики, и т. д) (0,5 балла)



Ответы на представленные вопросы(0.5 балла)



Защита(0,5 балла)



Итого ( максимальный балл-5)
























Приложение №6


Правила безопасности при выполнении лабораторных и экспериментальных работ по физике.

1. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.

5. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.

6. При использовании весов взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую.

7. Взвешиваемое тело и разновесы нужно опускать на чашки весов осторожно, не роняя их.

8. При окончании работы с весами разновесы и гири помещают в футляр, а не на стол.

9. При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превышала ограничитель на шкале.

10. При выполнении практических работ, в которых применяются нитки, помните, что их нельзя обрывать пальцами, надо использовать ножницы.

11. При опускании груза в жидкость, нельзя резко отпускать его.

12. При использовании рычага-линейки не забывайте придерживать свободный от грузов конец рукой.

13. Производите сборку электрических цепей, изменения в них, монтаж в них только при отключенном источнике питания.

14. Не включайте источник питания без разрешения учителя.

15. Проверяйте наличие напряжения на источниках питания или других частях электроустановки с помощью прибора для измерения напряжения.

16. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники. При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами.

17. Выполняйте измерения и наблюдения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).

18. По окончании работы отключите источник питания, после чего разберите электрическую цепь. Обнаружив неисправность в электрических установках, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник тока и сообщите об этом учителю.

Инструктаж по ТБ

Дата:

------------------------

Прослушал (Ф.И.О.)

подпись





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!