ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по обществознанию для 9 класса «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» составлена на основе:
Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования;
Примерной программы среднего (полного) образования по обществознанию (базовый уровень) – Сборник нормативных документов/Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М: Дрофа, 2007;
Авторской программы «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» Александрова С.В. ЭНМС CПб АППО. Протокол № 3 от 06.10.2014 г.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, мотивированных на сдачу экзамена в форме ОГЭ после 9 класса. Курс является практико- ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ОГЭ. Кроме того, ОГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе индивидуально-групповых занятий уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.
Цель изучения предмета:
Углубление и расширение знаний учащихся в предметной области «Обществозна ние», необходимых для успешной сдачи ОГЭ.
Задачи изучения предмета:
повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности учащихся к ОГЭ;
развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно- познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение элективного курса по обществознанию «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» в 9 классе отводится 1 час в неделю, то есть 34 часа в учебный год.
I четверть – 9 час., II четверть – 7 час., III четверть – 10 час. . IV четверть – 8 час.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Обществознание. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений: под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2017.
Учебники: Обществознание. 9 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений: под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2017., Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ», М.: Астрель, 2017г.
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В.
«Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ», М.: Астрель, 2017г. Составлена в соответствии с программой: программа «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» Александрова С.В. ЭНМС CПб АППО. Протокол № 3 от 06.10.2017 г.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
мотивация на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами.
умение оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
умение и потребность выполнять в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
умение определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах;
умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета 9 класс (34 ч.)
Введение (2 ч.) Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию. Требования к ОГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2016. Кодификатор и спецификация ОГЭ по обществознанию
– 2016.
Тема 1. Общество (4 ч.) Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек (4 ч.) Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества (2 ч.) Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание (3 ч.) Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Решение тестовых заданий части А.
Тема 5. Экономическая сфера общества (4 ч.) Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и
приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества (3 ч.) Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества (4 ч.) Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества (4 ч.) Право, система права. Источники права.. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохрани - тельные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов (2 ч.) Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части С. (2 ч.)Задания С1-С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос. Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса). Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).Задание С7 (Решение познавательных задач).Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана). Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против»
Решение КИМов.
Формы, порядок и периодичность контроля успеваемости.
Основными формами контроля успеваемости являются: текущий и промежуточный контроль знаний.
Осуществление контроля позволяет:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
осуществить контроль над реализацией программы учебного курсов.
1.Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме групповых работ, проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, устных ответов.
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся Изучение разделов завершается занятиями (в форме тестирования, работы с текстами).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности |
план | факт |
1. | | | Введение. Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году | Знакомство с бланками ОГЭ, правилами заполнения. Анализ типов заданий. |
2. | | | Введение. Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году | Знакомство с бланками ОГЭ, правилами заполнения. Анализ типов заданий. |
Тема 1. Общество |
3. | | | Общество - сложная, динамично развивающаяся система. | Работа с текстом, выполнение заданий к тексту, работа в группах, тестовая работа. |
4. | | | Общество - сложная, динамично развивающаяся система. | Работа в группах, тестовая работа. |
5. | | | Ступени развития общества. | Работа с текстом, выполнение заданий к тексту, работа в группах, тестовая работа. |
6. | | | Ступени развития общества. | Работа в группах, тестовая работа. |
Тема 2. Человек |
7. | | | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции | Тестовая работа. Анализ тестов. |
8. | | | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции | Работа текстом, повторение терминологии. |
9. | | | Многообразие видов деятельности человека. | Работа с текстом, выполнение заданий к тексту, работа в группах, тестовая работа. |
10. | | | Человек в системе социальных связей. | Работа в группах, тестовая работа. |
Тема 3. Духовная сфера. |
11. | | | Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. | Работа с терминами, тестовая работа. |
12. | | | Наука и образование. Мораль. Религия. | Работа с терминами, анализ текста, тестовая работа. |
Тема 4. Познание |
13. | | | Познание мира. | Работа с терминами, тестовая работа. |
14. | | | Многообразие форм человеческого знания. | Работа с терминами, анализ текста, тестовая работа. |
15. | | | Решение тестовых заданий части А. | Работа в группах, тестовая работа. |
Тема 5. Экономическая сфера. |
16. | | | Экономика: наука и хозяйство. | Работа с терминами, тестовая работа. |
17. | | | Экономические системы | Работа с терминами, анализ текста, тестовая работа. |
18. | | | Многообразие рынков. | Работа с текстом, выполнение заданий к тексту, работа в группах, тестовая работа. |
19. | | | Рыночные отношения. | Работа с терминами, работа в группах, тестовая работа. |
Тема 6. Социальная сфера. |
20. | | | Социальная система. | Работа с терминами, тестовая работа. |
21. | | | Семья и брак как социальные институты. | Работа с терминами, анализ текста, тестовая работа. |
22. | | | Социальный конфликт и пути его разрешения. | Работа с текстом, выполнение заданий к тексту, работа в группах, тестовая работа. |
Тема 7. Политическая сфера. |
23. | | | Политическая система. | Работа с терминами, тестовая работа. |
24. | | | Признаки, функции и формы государства. | Работа с терминами, анализ текста, тестовая работа. |
25. | | | Политический плюрализм. | Работа с текстом, выполнение заданий к тексту, работа в группах, тестовая работа. |
26. | | | Структура политической власти в РФ. | Работа с терминами, работа в группах, тестовая работа. |
Тема 8. Право. |
27. | | | Право, система права. Источники права. | Работа с терминами, тестовая работа. |
28. | | | Права человека. | Работа с терминами, анализ текста, тестовая работа. |
29. | | | Конституция РФ. | Работа с текстом, выполнение заданий к тексту, работа в группах, тестовая работа. |
30. | | | Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. | Работа с терминами, работа в группах, тестовая работа. |
Тема 9. Решение заданий различных типов. |
31. | | | Решение заданий частей А и В | Тестовая работа |
32. | | | Решение заданий частей А и В | Тестовая работа |
Тема 10. Решение заданий части С. |
33. | | | Алгоритм написания эссе | Написание эссе по алгоритму |
34. | | | Алгоритм написания эссе | Написание эссе по алгоритму |
3