СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа факультатива"Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для 9 класса «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» составлена на основе:

  1. Федерального     компонента         Государственного     стандарта    среднего            общего образования;
  2. Примерной программы среднего (полного) образования по обществознанию (базовый уровень) – Сборник нормативных документов/Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М: Дрофа, 2007;
  3. Авторской программы «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» Александрова С.В. ЭНМС CПб АППО. Протокол № 3 от 06.10.2014 г.

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, мотивированных на сдачу экзамена в форме ОГЭ после 9 класса. Курс является практико- ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к  ОГЭ.  Кроме того, ОГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе индивидуально-групповых занятий уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

Цель изучения предмета:

Углубление и расширение знаний учащихся в предметной области «Обществозна ние», необходимых для успешной сдачи ОГЭ.

Задачи изучения предмета:

  • повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
  • формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности учащихся к ОГЭ;
  • развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно- познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа факультатива"Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы"»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа элективного курса по обществознанию для 9 класса «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» составлена на основе:

  1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования;

  2. Примерной программы среднего (полного) образования по обществознанию (базовый уровень) – Сборник нормативных документов/Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М: Дрофа, 2007;

  3. Авторской программы «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» Александрова С.В. ЭНМС CПб АППО. Протокол № 3 от 06.10.2014 г.

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, мотивированных на сдачу экзамена в форме ОГЭ после 9 класса. Курс является практико- ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ОГЭ. Кроме того, ОГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе индивидуально-групповых занятий уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

Цель изучения предмета:

Углубление и расширение знаний учащихся в предметной области «Обществозна ние», необходимых для успешной сдачи ОГЭ.

Задачи изучения предмета:
  • повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

  • формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности учащихся к ОГЭ;

  • развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно- познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение элективного курса по обществознанию «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» в 9 классе отводится 1 час в неделю, то есть 34 часа в учебный год.

I четверть – 9 час., II четверть – 7 час., III четверть – 10 час. . IV четверть – 8 час.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
  1. Обществознание. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений: под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2017.

Учебники: Обществознание. 9 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений: под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2017., Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ», М.: Астрель, 2017г.

  1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В.

«Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ», М.: Астрель, 2017г. Составлена в соответствии с программой: программа «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» Александрова С.В. ЭНМС CПб АППО. Протокол № 3 от 06.10.2017 г.







РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • мотивация на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,

единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:
  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

    • использование элементов причинно-следственного анализа;

    • исследование несложных реальных связей и зависимостей;

    • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

    • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

    • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

    • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

    • выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

    • подкрепление изученных положений конкретными примерами.

  • умение оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

  • умение и потребность выполнять в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • умение определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметные результаты:
  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах;

  • умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета 9 класс (34 ч.)


Введение (2 ч.) Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию. Требования к ОГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2016. Кодификатор и спецификация ОГЭ по обществознанию

– 2016.

Тема 1. Общество (4 ч.) Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 2. Человек (4 ч.) Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.

Тема 3. Духовная сфера общества (2 ч.) Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 4. Познание (3 ч.) Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Решение тестовых заданий части А.

Тема 5. Экономическая сфера общества (4 ч.) Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и

приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.

Тема 6. Социальная сфера общества (3 ч.) Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

Тема 7. Политическая сфера общества (4 ч.) Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

Тема 8. Правовая сфера общества (4 ч.) Право, система права. Источники права.. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохрани - тельные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 9. Решение заданий различных типов (2 ч.) Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Тема 10. Решение заданий части С. (2 ч.)Задания С1-С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос. Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса). Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).Задание С7 (Решение познавательных задач).Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана). Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против»

Решение КИМов.


Формы, порядок и периодичность контроля успеваемости.

Основными формами контроля успеваемости являются: текущий и промежуточный контроль знаний.

Осуществление контроля позволяет:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);

  • осуществить контроль над реализацией программы учебного курсов.

1.Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме групповых работ, проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, устных ответов.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся Изучение разделов завершается занятиями (в форме тестирования, работы с текстами).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

план

факт

1.



Введение. Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году

Знакомство с бланками ОГЭ, правилами заполнения. Анализ типов заданий.

2.



Введение. Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году

Знакомство с бланками ОГЭ, правилами заполнения. Анализ типов заданий.

Тема 1. Общество

3.



Общество - сложная, динамично развивающаяся

система.

Работа с текстом, выполнение заданий к тексту, работа в

группах, тестовая работа.

4.



Общество - сложная, динамично развивающаяся система.

Работа в группах, тестовая работа.

5.



Ступени развития общества.

Работа с текстом, выполнение заданий к тексту, работа в группах, тестовая работа.

6.



Ступени развития общества.

Работа в группах, тестовая работа.

Тема 2. Человек

7.



Человек как результат биологической и

социокультурной эволюции

Тестовая работа. Анализ тестов.

8.



Человек как результат биологической и

социокультурной эволюции

Работа текстом, повторение терминологии.

9.



Многообразие видов деятельности человека.

Работа с текстом, выполнение заданий к тексту, работа в

группах, тестовая работа.

10.



Человек в системе социальных связей.

Работа в группах, тестовая работа.

Тема 3. Духовная сфера.

11.



Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

Работа с терминами, тестовая работа.

12.



Наука и образование. Мораль. Религия.

Работа с терминами, анализ текста, тестовая работа.

Тема 4. Познание

13.



Познание мира.

Работа с терминами, тестовая работа.

14.



Многообразие форм человеческого знания.

Работа с терминами, анализ текста, тестовая работа.

15.



Решение тестовых заданий части А.

Работа в группах, тестовая работа.

Тема 5. Экономическая сфера.

16.



Экономика: наука и хозяйство.

Работа с терминами, тестовая работа.

17.



Экономические системы

Работа с терминами, анализ текста, тестовая работа.

18.



Многообразие рынков.

Работа с текстом, выполнение заданий к тексту, работа в группах, тестовая работа.

19.



Рыночные отношения.

Работа с терминами, работа в группах, тестовая работа.

Тема 6. Социальная сфера.

20.



Социальная система.

Работа с терминами, тестовая работа.

21.



Семья и брак как социальные институты.

Работа с терминами, анализ текста, тестовая работа.

22.



Социальный конфликт и пути его разрешения.

Работа с текстом, выполнение заданий к тексту, работа в группах, тестовая работа.

Тема 7. Политическая сфера.

23.



Политическая система.

Работа с терминами, тестовая работа.

24.



Признаки, функции и формы государства.

Работа с терминами, анализ текста, тестовая работа.

25.



Политический плюрализм.

Работа с текстом, выполнение заданий к тексту, работа в группах, тестовая работа.

26.



Структура политической власти в РФ.

Работа с терминами, работа в группах, тестовая работа.

Тема 8. Право.

27.



Право, система права. Источники права.

Работа с терминами, тестовая работа.

28.



Права человека.

Работа с терминами, анализ текста, тестовая работа.

29.



Конституция РФ.

Работа с текстом, выполнение заданий к тексту, работа в группах, тестовая работа.

30.



Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

Работа с терминами, работа в группах, тестовая работа.

Тема 9. Решение заданий различных типов.

31.



Решение заданий частей А и В

Тестовая работа

32.



Решение заданий частей А и В

Тестовая работа

Тема 10. Решение заданий части С.

33.



Алгоритм написания эссе

Написание эссе по алгоритму

34.



Алгоритм написания эссе

Написание эссе по алгоритму


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!