Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№_____ от /_____________/
Рабочая учебная программа
коррекционных логопедических занятий
Коротковой Марии
9клаcc (7 видII)
2017-2018 учебный год.
Составлена на основе Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, с проектом Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ЗПР и проектом примерной основной образовательной программы для детей с ЗПР, 2014 года
Составитель: М.Л.Энтина,
логопед
Синегорск
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, с проектом Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ЗПР и проектом примерной основной образовательной программы для детей с ЗПР (2014 года)
Цель программы
Стимулирование речевой и мыслительной деятельности детей с ЗПР, развитие коммуникативной функции речи.
Задачи программы.
Развитие таких умений, как объединение звуков в слова, членение предложений на слова; обогащение, расширение и уточнение словарного запаса детей; формирование связной грамматически правильной речи; работа над структурой фразы, ее оформлением и распространением до сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; уточнение понимания простых и сложных предлогов, их практическое усвоение; обучение диалогической речи.
Программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Содержание коррекционных занятий
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова (вода - воды).
Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Разделительные знаки: ь и ъ.
Слово
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Упражнение в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Предложение
Простое предложение. Построение простого предложения. Выделение в тексте предложений на заданную тему.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Чтение и пересказ.
Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Выделение с помощью логопеда главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц.
Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Озаглавливание частей текста и составление с помощью плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста.
Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Ролевая игра:
«Мы получили новую квартиру», «Поход в театр». «Покупаем билеты на поезд, самолет, автобус», «Авария дома» (побежал кран, потух свет и т.д.).
Тематический план
17 часов
2017-2018 уч. г.
№ | Содержание темы, раздела | Всего часов |
1 | Звуки и буквы | 6 |
2 | Слово | 6 |
3 | Предложение | 13 |
4 | Чтение и пересказ. | 7 |
5 | Ролевая игра | 2 |
Календарно-тематический план
17 часов
2017-2018 уч. г.
№ | | Название раздела, темы урока | Дата план | Корректировка |
1 | | Звуки гласные и согласные. | 04.09.17 | |
2 | | Ударение. | 11.09.17 | |
3 | | Различение ударных и безударных гласных. | 18.09.17 | |
4 | | Правописание безударных гласных. | 25.09.17 | |
5 | | Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова (вода - воды). | 02.10.17 | |
6 | | Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Разделительные знаки: ь и ъ. | 09.10.17 | |
7 | | Состав слова | 16.10.17 | |
8 | | Корень и однокоренные слова | 23.10.17 | |
9 | | Упражнение в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. | 06.11.17 | |
10 | | Упражнение в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. | 13.11.17 | |
11 | | Правописание приставок | 20.11.17 | |
12 | | Приставка и предлог. | 27.11.17 | |
13 | | Простое предложение. Построение простого предложения. | 04.12.17 | |
14 | | Выделение в тексте предложений на заданную тему. | 11.12.17 | |
15 | | Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска) | 18.12.17 | |
16 | | Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. | 25.12/17 | |
17 | | Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится. | 15.01.18 | |
18 | | Упражнения в составлении предложений. | 22.01.18 | |
19 | | Распространение предложений. | 29.01.18 | |
20 | | Распространение предложений. | 05.02.18 | |
21 | | Установление связи между словами в предложениях по вопросам. | 12.02.18 | |
22 | | Установление связи между словами в предложениях по вопросам. | 19.02.18 | |
23 | | Установление связи между словами в предложениях по вопросам. | 26.02.18 | |
24 | | Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). | 05.03.18 | |
25 | | Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). | 12.03.18 | |
26 | | Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям). | 19.03.18 | |
27 | | Выделение с помощью логопеда главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. | 02.04.18 | |
28 | | Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём. | 09.04.18 | |
29 | | Озаглавливание частей текста и составление с помощью плана в форме повествовательных и вопросительных предложений. | 16.04.18 | |
30 | | Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. | 23.0418 | |
31 | | Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. | 30.0418 | |
32 | | Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. | 07.05.18 | |
33 | | Ролевая игра. «Поход в театр». | 14.05.18 | |
34 | | Ролевая игра. «Покупаем билеты на поезд, самолет, автобус» | 21.05.18 | |
Результаты.
Оценивание знаний, умений и навыков происходит только на качественном уровне, так как в программе отсутствуют требования, предъявляемые к знаниям.
1 уровень:
- Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;
-Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
-Уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
-Поставлены и отдифференцированы все звуки;
-Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
-Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение т. д.
2 уровень:
- Активно пользоваться различными способами словообразования;
-Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций( т.е. устанавливать связь в предложении);
-Ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;
-Определять основную мысль, тему рассказа;
-Определять последовательность и связность предложений в тексте;
-Устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;
-оставлять план связного высказывания.
Список литературы
Учебно – методическое пособие в 2 – х частях «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду». Пермь 2010г.
Е. В. Мазанова «Коррекция аграмматическойдисграфии» /конспекты занятий/ М. : Из-дательство ГНОМ и Д, 2006. - 136
Е. В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» /конспекты занятий/ М. : Из-дательство ГНОМ и Д, 2006. - 136
Е. В. Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза /конспекты занятий/ М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 136
Л. Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»: Пособия для логопеда. М., 2001г.
Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» Методическое пособие для учителя –логопеда. –М.,2001.
Л.М. Козырева Тетради для логопедических занятий «Секреты прилагательных, тайны глаголов».Ярославль Академия развития 2004г
Н.В. Новотворцева Рабочая тетрадь по развитию речи на разные звуки. Ярославль Академия развития: Академия Холдинг. 2013