СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа кружка «ЗОЖ»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа кружка «ЗОЖ»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа кружка «ЗОЖ»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М.С.Чернова» (ОГБПОУ ДТПТ)


Войтун Зухра Шаятовна,

руководитель физического воспитания



Рабочая учебная программа кружка «ЗОЖ»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружок «Основы ЗОЖ» предназначен для обучающихся 1-2 курсов ОГБПОУ ДТПТ, проживающих в общежитии.

Программа рассчитана на 180 часов. Занятия проводятся: 2 раза в неделю по 2,5 часа.



Актуальность

Проблемы здоровья населения Российской Федерации, здоровья подрастающего поколения являются причиной для беспокойства общества. Свою долю ответственности за сохранение здоровья обучающихся имеет система образования, в частности техникум.

Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны.

Несмотря на то, что здоровье представляет собой одну из важнейших жизненных ценностей, люди чаще всего вспоминают о нем только тогда, когда начинают болеть. Что же такое здоровье? Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия, которое включает в себя следующие составляющие части:

- высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, основой чего является нормальная работа всех органов и систем организма;

- уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками, чувствами и мыслями;

- стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.

На развитие и состояние здоровья обучающихся оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). По утверждению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% от наследственности, на 20% от внешней среды, на 10% от качества медицинского обслуживания. Таким образом, основным фактом, формирующим здоровье обучающихся, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Нарушение здоровья обучающихся приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед техникумом стоят сразу две задачи:

  1. Сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым обучающиеся пришли в образовательное учреждение.

  2. Воспитывать у обучающихся ценностное отношение к собственному здоровью.

Данная программа кружка «Основы ЗОЖ» направлена на решение этих задач.







ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «ОСНОВЫ ЗОЖ»

Область применения рабочей программы

Рабочая программа кружка «Основы ЗОЖ» является частью программы дополнительного образования и программы воспитательной работы техникума.

Работа кружка «Основы ЗОЖ» направлена на развитие у обучающихся культуры здорового образа жизни.

Цель и задачи кружка:

Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся через приобщение их к здоровому образу жизни.

Задачи:

- формирование у обучающихся культуры здоровья;

- воспитание стремления к здоровому образу жизни;

- расширение гигиенических знаний и навыков;

- овладение приёмами оказания первой медицинской помощи;

- профилактика вредных привычек, различных заболеваний.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять на практике полученные знания, способствующие сохранению здоровья и максимальному использованию резервов жизнедеятельности человека;

  • бережно относиться к своему здоровью, вести здоровый образ жизни;

  • соблюдать режим дня, основы гигиены;

  • организовывать свой досуг с учетом полезных для организма физических нагрузок, занятий спортом;

  • осознавать риски для организма, которые наносят вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики и др.);

  • оказывать первую медицинскую помощь.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • составляющие здорового образа жизни;

  • закономерности поддержания здоровья и здорового образа жизни;

  • режим дня, основы гигиены;

  • принципы рационального питания, питьевого режима;

  • пагубность влияния на здоровье вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики и др.);

  • особенности профилактики разных видов заболеваний;

  • основы оказания первой медицинской помощи.



Те матический план работы кружка «Основы ЗОЖ»



п\п

Тематическое планирование работы кружка

Количество

часов

РАЗДЕЛ 1: Ключевые аспекты здорового образа жизни

72,5

1.

Введение. Знакомство с целями и задачами кружка «Основы ЗОЖ». Вводный инструктаж

2,5

2.

Государственная политика РФ в области охраны здоровья

2,5

3.

Валеология – наука о здоровье. Значение здорового образа жизни для человека. Главные составляющие здорового образа жизни

2,5

4.

Стратегия понимания здорового образа жизни в подростковой среде. Пропаганда ЗОЖ

2,5

5.

Режим дня обучающегося.

Влияние соблюдения режима дня обучающихся на состояние здоровья и успешность в обучении

2,5

6.

Основы гигиены обучающихся.

Понятие гигиены. Функции гигиены в жизни человека.

Правила гигиены

2,5

7.

Физическая культура в режиме ЗОЖ. Спорт и физические нагрузки

2,5

8.

Движение – жизнь. Роль физических упражнений в формировании осанки обучающихся

2,5

9.

Методика закаливания и тренировки

2,5

10.

Отдых – дело общественное. Умение правильно отдыхать

2,5

11.

Гигиена умственного труда

2,5

12.

Суточный биоритм, утомление. Здоровый сон как один из критериев ЗОЖ

2,5

13.

Питание обучающихся как фактор здоровья. Принципы рационального питания

2,5

14.

Современные диеты с точки зрения диетологии.

Голодание как способ сохранения здоровья. Вегетарианство.

Ожирение и анорексия

2,5

15.

Витамины в рационе человека. Пищевые добавки, ГМО

2,5

16.

Питьевой режим: вода, чай, кофе, газированные напитки

2,5

17.

Таблетки и лекарства в жизни человека. Народная медицина

2,5

18.

БЖД в жизни человека. Техника безопасности как один из компонентов ЗОЖ

2,5

19.

Безопасные для здоровья правила пользования общественным транспортом

2,5

20.

Безопасное поведение в местах большого скопления людей

2,5

21.

Психоэмоциональная культура как компонент ЗОЖ. Депрессивные состояния в подростковом возрасте

2,5

22.

Стресс. Способы борьбы со стрессом.

2,5

23.

Конфликты. Влияние конфликтной ситуации на здоровье человека

2,5

24.

Охрана окружающей среды – охрана здоровья. Влияние климатических факторов на здоровье

2,5

25.

История развития взаимоотношений человека с природой. Как противостоять экологическому загрязнению?!.

2,5

26.

Влияние наследственности на здоровье человека

2,5

27.

Понятие о паспортном и биологическом возрасте

2,5

28.

Старение и старость. Продолжительность жизни

2,5

29.

Естественное и преждевременное (ускоренное) старение. Проблемы долголетия

2,5

РАЗДЕЛ 2: Профилактика негативных проявлений в молодежной среде в условиях вызовов современного мира

57,5

30.

Вредные привычки и их профилактика. Виды вредных привычек.

2,5

31.

Курение – дань моде, привычка или болезнь? Влияние табакокурения на организм парня, девушки.

2,5

32.

Профилактика табакокурения

2,5

33.

Электронные сигареты, сигары, кальяны: существует ли разница в рисках для организма?!.

2,5

34.

Насвай как вид некурительного табачного изделия. Последствия употребления

2,5

35.

О вреде алкоголя. Профилактика алкоголизма

2,5

36.

Алкоголь и его суррогаты. Вредно ли пиво?!.

2,5

37.

Энергетические напитки: вред или очень большой вред?!.

2,5

38.

Наркотики как один из факторов подростковой преступности

2,5

39.

Влияние употребления наркотиков на телесное, душевное и духовное здоровье молодежи

2,5

40.

Соли, спайсы, курительные смеси – бич современной молодежи

2,5

41.

Токсикомания и ее влияние на здоровье

2,5

42.

Встреча с врачом-наркологом ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ»

2,5

43.

Влияние компьютера на здоровье человека. Игромания как игровая зависимость человека от компьютерных игр

2,5

44.

Интернет: польза и вред

2,5

45.

Деструктивно-агрессивные сообщества в социальной сети «ВКонтакте» как угроза национальной безопасности

2,5

46.

Суицид в подростковой среде. «Группы смерти» в социальной сети «ВКонтакте»

2,5

47.

Пропаганда экстремизма, терроризма, расовой и религиозной ненависти в Интернете как фактор развития агрессии у подростков

2,5

48.

Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде. Неформальные молодежные формирования (футбольные фанаты, скинхеды, анархисты, колумбайнеры и др.)

2,5

49.

Социально-опасные субкультуры (сатанисты, панки, готы, эмо и др.)

2,5

50.

Опасности для здоровья подростка, занимающегося экстремальными видами спорта (скейтбординг, BMX, виндсерфинг и др.)

2,5

51.

Татуировки, пирсинг: красивая или опасная модификация тела?!.

2,5

52.

Профилактика пиротехнического (педарды, взрывпакеты и др.) травматизма

2,5

РАЗДЕЛ 3: Репродуктивное здоровье

20

53.

Вопросы охраны репродуктивного здоровья. Здоровые интимные отношения и способы их построения

2,5

54.

Половые инфекционные заболевания. Профилактика инфекций, передающихся половым путем

2,5

55.

ВИЧ и СПИД.

Причины заболевания и профилактика

2,5

56.

Современные контрацептивные средства

2,5

57.

Аборт как неблагоприятный фактор, влияющий на здоровый образ жизни

2,5

58.

Вредные привычки как один из факторов влияния на репродуктивную функцию человека, на потомство

2,5

59.

Ранние браки. Отцовство и материнство

2,5

60.

Здоровый я в юношестве – здоровая моя семья в будущем! Семейная жизнь и здоровье

2,5

РАЗДЕЛ 4: Профилактика разных видов заболеваний и оказание первой медицинской помощи

30

61.

Простудные заболевания (ГРИПП, ОРВИ и др.) и их профилактика

2,5

62.

Многообразие насекомых - переносчиков инфекций: мухи, тараканы, клещи, комар малярийный. Их опасность. Меры профилактики заболеваний

2,5

63.

Туберкулез. Профилактика борьбы с туберкулезом

2,5

64.

Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний

2,5

65.

Неврозы и их предупреждения

2,5

66.

Профилактика предраковых и раковых заболеваний

2,5

67.

Профилактика клещевого энцефалита

2,5

68.

Организация труда и профилактика травматизма

2,5

69.

Первая помощь при кровотечениях и переломах

2,5

70.

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах

2,5

71.

Первая помощь при ожогах

2,5

72.

Встреча с представителями КРО «Российский Красный Крест. «Оказание первой медпомощи»

2,5

Всего:

180





УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация кружковой работы требует наличия учебного кабинета (комната самоподготовки). Оборудование:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов

Основные источники:

1. Вайнер Э.Н. Валеология. М., 2001.

2. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М., 2001.

3. Колбанов В.В. Валеология. СПб., 2000.

Интернет-ресурсы:

1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http//www.minzdravsoc.ru).

2. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http//www.mednet.ru).





КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ КРУЖКА



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Освоенные умения:

- бережно относиться к своему здоровью, вести здоровый образ жизни;

- соблюдать режим дня, основы гигиены;

- организовывать свой досуг с учетом полезных для организма физических нагрузок, занятий спортом;

- осознавать риски для организма, которые наносят вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики и др.);

- оказывать первую медицинскую помощь.

Усвоенные знания:

- составляющие здорового образа жизни;

- закономерности поддержания здоровья и здорового образа жизни;

- режим дня, основы гигиены;

- принципы рационального питания, питьевого режима;

- пагубность влияния на здоровье вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики и др.);

- особенности психоэмоциональной культуры как одной из составляющих ЗОЖ;

- основы репродуктивного здоровья;

- особенности профилактики разных видов заболеваний;

- основы оказания первой медицинской помощи.


Умение применять на практике полученные знания, способствующие сохранению здоровья и максимальному использованию резервов жизнедеятельности человека.

Оказывать первую медицинскую помощь.

Вести здоровый образ жизни.

Заниматься спортом и физкультурой.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!