СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности "Духовное краеведение Подмосковья"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности "Духовное краеведение Подмосковья" для учащихся 8 классов. Разработана на основе ФГОС ООО и авторского УМК Шевченко Л.Л.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности "Духовное краеведение Подмосковья"»

Рабочая программа «Духовное краеведение Подмосковья»

8 классы


Пояснительная записка


Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

- Программа для общеобразовательных учреждений, рекомендованная Министерством образования Московской области, автор Л.Л. Шевченко

- Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. Под ред. Л.Н. Антоновой. Методическое пособие для учителя. Издание 4-е. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015. 80 стр.

- Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. Учебное пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений Московской области. Издание 4-е. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2017. 256 стр.

«Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях людей объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этические нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари сказанное содержание определяют термином «культура».

Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» обусловлена социально – педагогической потребностью в решении задач духовно – нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко – культурологического и духовно – нравственного образования в системе полного образования. В современной России на протяжении тысячелетия культура формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

В процессе обучения предмету ставятся следующие задачи:

- дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

- дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;

- способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.




  1. Планируемые результаты освоения по курсу

«Духовное краеведение Подмосковья» в 8 классе


Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по Духовному краеведению Подмосковья заключаются в формировании и развитии:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формированию качеств патриотизма и гражданственности, любви к отечественной истории;

- готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- ответственного, уважительного отношения к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры;

- знаний об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные умения, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Культурологическое содержание предмета «Духовное краеведение Подмосковья» позволяет:

- раскрыть смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории;

-осознать и принять как основные человеческие ценности главные ценности жизни христиан – веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по являются:

-понимание значения предмета «Духовное краеведение Подмосковья»;

- называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия):

православная христианская картина мира. Единобожие, Бог-Троица. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека, его духовная сопричастность Богу и вещественная природа. Откровение. Символ Веры. Апологетика. Церковь Божия (народ Божий). Христианская Церковь, Семья, род, народ в православной культуре. Православная культура о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление.

- сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия):

мировоззрения религиозные и нерелигиозные, вера религиозная и нерелигиозная. Религия и наука. Религия и философия. Религиозный культ и культура. Канон в православной культуре. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Догмат и канон в православной культуре.

- объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры):

мировоззрение (картина мира) личности, общества. Культура как совокупность духовных и практических способов и результатов человеческой деятельности. Духовно-мировоззренческие основы культуры. Религия как мировоззрение, религиозный культ, сфера культуры и жизни общества. Откровение. Догмат, догматика. Православная христианская культура. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Православное христианское понимание единства человеческого рода. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Православное понимание смысла жизни человека, истории человечества.

- называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия):

предание об избрании Веры. История формирования и развития православной культуры в России, византийское и другие влияния. Православие в традиционной русской культуре - в быту, социальных отношениях, правовой и политической культуре, хозяйстве, художественной культуре. Собор Российских Святых. Православный христианский уклад жизни общества в Московском Царстве. Русский Домострой. Симфония государственно-общественного строя Московской Руси. Русская Православная Церковь в Смутное время и в период восстановления Русского государства в XVII в. Православие на юго-западе Руси. Латинский прозелитизм на Руси, униатство. Церковь и православная культура во время революции 1917 г. и гражданской войны. Восстановление патриаршества в Русской Поместной Церкви в начале XX в. Новомученики и исповедники Российские, Царская семья. Церковь в атеистическом государстве, православная культура в советский период. Отделение государства и школы от Церкви. Изъятия церковного имущества, гонения на веру и массовые репрессии верующих. Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., восстановление централизованного управления. Церковное возрождение после Великой Отечественной войны и новые гонения на Церковь. Возрождение православной культуры в современной России. Православное образование. Традиции Православия в современной русской культуре. Церковное и гражданское празднование Рождества Христова, “Дней Славянской письменности и культуры”, Дня Победы.


Личностные результаты:

- способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте;

- понимание этических категорий добра и зла, смысла жизни на примерах их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;

- умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества;

-овладение исследовательскими учебными умениями.




2.Содержание курса с указанием форм и видов деятельности


На изучение содержания учебного курса отводится 35 часов (1 ч в неделю).

Раздел 1. Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской православной культуры)

Религиозная культура. Что такое «религиозная культура»? Название учебного предмета. Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Основные понятия предмета. Духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Что изучает духовное краеведение Подмосковья? Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры.

Изучение нового материала. Работа с учебником. . Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Самоанализ. Самооценка.

Библия как источник религиозного знания и культуры Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Изложение учения Иисуса Христа в Евангелиях. Евангелисты.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка.

Творческая работа «Размышления о человеке».

Христианская антропология – о природе человека. Положения христианской антропологии в работах русских педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Ответы на вопросы. Составление плана. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Самоанализ. Самооценка. Творческая работа (сочинение, эссе)

0 христианстве и православии. О чем рассказывает христианская православная культура?

Этические нормы христианства. Определение добра и зла. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка.

Содержание православной религии. Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее определение от Рождества Христова. Основные понятия православного христианства. Содержание православной религии. Основные положения христианства: догмат о Троице, о Боговополощении.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка.

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края.

Апостол Андрей Первозванный. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Крещение Руси. Святой Кукша. Святой. Святость. Мученик. Житие. Духовный подвиг. Именины. Страсть. Добродетель.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка.

Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Литература древней Руси рассказывает о христианском понимании красоты русской земли. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие. Изображение святых в поэзии. Какие святые почитались на землях Московского края. Маршрут духовного краеведения: «Храмы Подмосковья, названные в честь святых».

Особенности православной культуры.

Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства древней Руси. Взаимосвязь разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители – ученые, писатели, поэты, композиторы, художники. Два корня христианской православной культуры. Святая земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка.

Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры.

Православие – традиционная культура России. Христианство в жизни русских людей. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к блаженным, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте – даре любви, данному человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. История русского монашества. Святые Антоний Феодосий Печерские, святой воин – богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор летописец. Культурное просвещение христианской Руси. Как возводились русские монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные. Лужецкий Можайский монастырь и преподобный Ферапонт Белозерский. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры: К. Бальмонт, Н. Рубцов, Ф. Соллогуб. Подмосковная усадьба Лукино Ф. Соллогуба. Ее история и обычаи христианского благочестия, о которых она рассказывает. Отражение христианского мировоззрения в творчестве Ф. Соллогуба. А.С. Пушкин о значении монастырской культуры для русской истории и христианского мировоззрения Пушкина. Поэтическая переписка святителя и поэта, Святитель и поэт обсуждают вопросы поведения христианства. Христианская этика. Места Подмосковья, связанные с именами святителя Филарета и А.С. Пушкина.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. Возможно проведение в форме экскурсии. Презентация, доклады.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе. Расположение событий Священной истории вокруг четырех основных тем: Сотворение мира – Боговоплощение (Рождество Христово) – Распятие (Крестная жертва) – Воскресение Христово – создание Церкви. Отражение сюжетов этих тем в произведениях православной культуры и в традициях жизни христиан: иконописи, духовной поэзии, музыке, христианских праздниках и др. Отражение содержания Священной истории в православном богослужении. Всенощная. Описание богослужения Всенощной в поэзии И.А. Аксакова. Маршрут духовного краеведения Подмосковья, указанный поэтом – село Холмы. Исследование объекта православной культуры – православного храма.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. Возможно проведение в форме экскурсии.

Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры.

Символы христианской православной культуры – крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение креста. Храмы Подмосковья, названные в честь Воздвижения Креста Господня. В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни?

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. Возможно проведение в форме экскурсии. Презентация, доклады.

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма.

Храм дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Христианский храм в священной топографии Подмосковья. Названия православных храмов Подмосковья рассказывают о событиях Священной истории. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. Возможно проведение в форме экскурсии. Презентация, доклады.

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык.

Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных, духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие – первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Русские летописцы рассказывают о значении церковных книг. Монастыри – центры просвещения и книжности. Литературные памятники древней Руси. Произведения духовной литературы и их авторы. Первые русские христианские писатели. Преподобный Феодосий Печерский, митрополит Илларион, митрополит Никифор, епископ Кирилл Туровский. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. «Слово о законе и благодати». По каким книгам обучались дети древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Места Подмосковья, где они создавали свои произведения. Какие из написанных произведений относятся к произведениям духовной литературы?

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. Презентация, доклады.



Раздел 2. Христианская культура на землях Подмосковья: образцы и духовный смысл.

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли - преподобному Сергию Радонежскому. Как формировалась духовная культура России? Святая Русь. Подвиг святых. Святой благоверный князь Даниил Александрович Московский. Житие преподобного Сергия Радонежского рассказывает святой Епифаний Премудрый. Святитель Алексий – митрополит Московский. Благословение святого благоверного князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Помощники – священноиноки Александр Пересвет и Родион Ослабляя. Путешествие по святым местам родной земли – Троице – Сергиева Лавра. Из истории Троице – Сергиевой Лавры. Архимандрит Дионисий и старец Авраамий Палицын. Святыни Лавры. Соборы. Архитектурно – художественные ценности. Представление иконы «Троица». Преподобный Андрей Рублев. Как преподобный Андрей Рублев написал икону «Троица». Ученики преподобного Андрея Рублева. Росписи храмов Лавры. Из источников христианской духовной культуры – Патриарх Московский и всея Руси Ермоген. Крестное целование. Культурное наследие – роман И.С. Шмелева «Богомолье» о традициях жизни христиан. Русская духовная поэзия – о жизни святых.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. Возможно проведение в форме экскурсии. Презентация, защита проектов, доклады.

Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Преподобному Савве Сторожевскому. Ученик преподобного Сергия Радонежского. Как был построен в Звенигороде собор в честь Успения Пресвятой Богородицы? Путешествие по святым местам родной земли – Саввино – Сторожевский монастырь. Из истории монастыря. Чудо преподобного Саввы. Саввино – Сторожевский монастырь в отечественной культуре.

Картина И.И. Левитана «Вечерний звон». Знаменитые места западного Подмосковья. Иконы Андрея Рублева Звенигородского чина: «Спаситель», «Апостол Павел», «Архангел Михаил». Из Источников христианской духовной культуры: «Лестница любви» апостола Павла. Маршруты духовного краеведения Подмосковья, связанные с прославлением Архистратига Михаила.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. Возможно проведение в форме экскурсии. Презентация, защита проектов, доклады.

Южное Подмосковье. Серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь. Понятия «боголюбие» и «послушание». Преподобные Афанасий Высоцкий (старший) и (младший). История Серпуховского Высоцкого монастыря. Архитектура мрнастыря.Высоцкий чин. Святыни монастыря. Христианская культура на землях Южного Подмосковья. Храмы, иконы Подольского, Домодедовского районов. История иконы «Неупиваемая Чаша». Христианские святые в истории Южного Подмосковья – преподобный Герман Аляскинский, святитель Вырсонофий Тверской, мученики Флор и Лавр.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. Возможно проведение в форме экскурсии. Презентация, защита проектов, доклады.

Восточное Подмосковье. Святая Угреша и Великий Дмитрий Донской. Николо – Угрешский монастырь. О святом чудотворце Николае Мирликийском. Добродетели кротости и смирения. Путешествие по святым местам родной земли. История Николо – Угрешского монастыря. О преподобном Пимене Угрешском и его благочестивых сподвижниках. Святыни монастыря. Архитектура монастыря. Изучаем икону «Явление князю Дмитрию Донскому иконы святителя Николая». Отражение почитания святителя Николая Мирликийского в русской поэзии. Храмы в честь святителя Николая в Подмосковье.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. Возможно проведение в форме экскурсии. Презентация, защита проектов, доклады.

Северное Подмосковье. Святые Дмитровской земли. Святые Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь. История названия подмосковного города Дмитрова. Из источников христианской духовной культуры – о великомученике Дмитрии Солунском. История христианской культуры Дмитрова в контексте русской истории. Храмы и иконы. История Борисоглебского монастыря. Святые Борис и Глеб. Христианские добродетели «кротость» и «смирение». История герба города. Что изображено на гербе Дмитрова? Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Святой равноапостольный князь Константин Великий – о личных врагах и врагах Отечества. О святом воине Георгия Победоносце. О чем рассказывает икона «Святой великомученик Георгий Победоносец»? Георгиевские кавалеры.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. Возможно проведение в форме экскурсии. Презентация, защита проектов, доклады.

Юго – Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная преемственность исторических событий. Почему почиталась христианами святая Параскева? Отличие почитания христианских святых от языческих традиций идолослужения. Из источников христианской духовной культуры – святая великомученица Параскева. Путешествие по святым местам родной земли. История Богородице – Рождественского Бобренева монастыря. Святыня монастыря – чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Архитектурно – художественный облик монастыря. Богоявленский Старо – Голутвин монастырь. Преподобный Григорий Голутвинский. Памятники церковной архитектуры. О христианских мучениках рассказывают русские поэты. Представление иконы «40 мучеников Севастийских». В честь каких христианских мучеников названы храмы Подмосковья? Что такое историческая память.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. Возможно проведение в форме экскурсии. Презентация, защита проектов, доклады.

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона. В чем заключались ценности жизни христиан? Сокровища земные и небесные в истории русской и западноевропейской культуры. Совесть христианина как мера ценностей жизни. Патриарх Никон. Цари Алексей Михайлович. Власть церковная и власть светская. Симфония власти. Реформа Патриарха Никона. Почему возникли разногласия Патриарха и царя? История создания Новоирусалимского монастыря. О чем хотел напомнить русским людям устроением обители Патриарх Никон? Образ Святого града Иерусалима на русской земле. Из источников христианской духовной культуры. Как людям войти в Царство Небесное? Отражение смысла христианской жизни в русской поэзии и прозе. Книжная духовная культура в жизни православных христиан России. Ценности жизни современного человека.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. Возможно проведение в форме экскурсии. Презентация, защита проектов, доклады.

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины.

О духовных ценностях жизни великомученицы Екатерины. Из источников христианской духовной культуры. Притча о драгоценной жемчужине. Какую красоту, рукотворную и нерукотворную искала святая Екатерина? Какие заповеди выполнила в своей жизни святая великомученица Екатерина? Христианская мудрость. Русские поэты размышляют о человеческой мудрости. Мудрые буквы церковнославянской азбуки. Культурный человек. Путешествие по святым местам. Два монастыря в честь великомученицы Екатерины – на Синае и в Подмосковье. История подмосковного монастыря. Святыни монастыря и его архитектурно – художественный комплекс.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. Возможно проведение в форме экскурсии. Презентация, защита проектов, доклады.

Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря. О защитниках Отечества. Русские монастыри и русские войны. Воинский подвиг. Русские писатели о чудотворной иконе Божией Матери на Бородинском поле. Почитание памяти павших в войне 1812 года. Храм Христа Спасителя в Москве. Путешествие по святым местам родной земли. История Спасо – Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Памятники православной культуры Подмосковья, связанные с именами святых, героев отечества.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. Возможно проведение в форме экскурсии. Презентация, защита проектов, доклады.

Новомученики и Исповедники земли Российской. Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке. Убийство царской семьи. Святые страстотерпцы. Гонения на церковь. Святой патриарх Тихон. Разрушение памятников христианской культуры. Новые святые России. Из источников христианской духовной культуры – Крест и Воскресение Христово. Что связывает события Священной истории и события истории 20 века? Что такое христианский подвиг? Русские поэты размышляют о христианском подвиге. Христианские добродетели терпение и любви как проявление христианского подвига. Христианский смысл Библейского выражения «Мне отмщение и Аз воздам» и последних слов императора – страстотерпца «Не зло победит зло, но только любовь». Русская Голгофа. Система лагерей ГУЛАГ. Новомученики и Исповедники христианской веры на землях Подмосковья. Представление иконы «Собор Новомучеников и исповедников Российских». Разрушенные и возрожденные святыни на землях Подмосковья. Историческая память.

Изучение нового материала. Работа с учебником. Обсуждение. Составление конспекта. Ответы на вопросы. Просмотр видео материалов. Чтение отрывков текстов художественных произведений и их анализ. Просмотр иллюстративного материала и его анализ. Практическая работа. Самоанализ. Самооценка. Возможно проведение в форме экскурсии. Презентация, защита проектов, доклады.

Иконы Божией матери в истории христианской православной культуры Подмосковья.

Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской духовной культуры. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Державная», «Феодоровская» иконы Божией Матери. Икона «Покров пресвятой Богородицы». Из источников христианской духовной культуры – история праздника Покрова Божией Матери и его отражение в русской литературе. Храмы Подмосковья в честь икон богородицы, духовные плоды христианской жизни. Какого человека можно назвать культурным? Выставка или экскурсия по маршрутам духовного краеведения: «Христианская православная культура на землях родного Подмосковья». Творческая работа. Презентация, защита проектов, доклады. Экскурсия.


  1. Тематическое планирование курса «Духовное краеведение Подмосковья» в 8 классе



N

Наименование раздела\темы

Кол-во часов

Форма контроля*

1

Раздел 1. «Предмет «Духовное краеведение Подмосковья.
(История христианской православной культуры)»

16


2

Раздел 2. Христианская культура на землях Подмосковья:
образы и духовный смысл


19




35




*Формы контроля и оценка знаний учащихся

Критериями оценки учебно-воспитательных результатов освоения предмета школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов учебной творческой деятельности (сочинения, рисунки, разработанные маршруты духовного краеведения и т.д.) - рекомендуется использовать в разделе 1.

Самостоятельные итоговые работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются наряду с устными или письменными заданиями. Работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор) в течение 2-3 академических часов, либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам. Рекомендуется использовать в разделе 2.

Форма итогового контроля: зачет. Проводится в форме защиты творческих работ, либо в форме собеседования с учащимися по пройденным разделам программы, а также может быть в письменной форме по просьбе учащихся.



  1. Календарно- тематическое планирование

по курсу «Духовное краеведение Подмосковья», 8 класс (35 часов, 1 час в неделю)

на 2018 -2019 учебный год

п/п

Дата проведения

урока/ план

Дата проведения

урока/ факт

Уч. часы


Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)


Тема урока


Элементы содержания

Раздел 1. «Предмет «Духовное краеведение Подмосковья.
(История христианской православной культуры)»


1

03-07.09.2018


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

-понимать разницу понятия «духовность» в религиозном и светском представлении;

- работать с учебником;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Религиозная культура.

Краеведение. Подмосковье. Духовность. Культура. Добро и зло. Религия. Религиозная культура. Духовное краеведение Подмосковья.

2

10-14.09.2018


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

-понимать, о чем рассказывает Священное Писание, почему Книги Библии делятся на Ветхий и Новый Завет;

- работать с учебником;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Библия как источник религиозного знания и культуры.

Библия. Священное Предание. Священное Писание. Ветхий Завет. Новый Завет. Евангелие.

3

17-21.09.2018


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Предметные УУД:

- соотнести теоретические знания с практическими;

-составить план работы;

-подбирать текстовый материал, используя ранее полученные знания из различных учебных предметов;

-подбирать материал, используя художественную литературу;

-приводить конкретные примеры;

- подготовить работу.

Коммуникативные УУД

- уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме;

- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;

- уметь сформулировать собственное мнение и оценить свое эмоциональное состояние.

Творческая работа «Размышления о человеке».

Образ Божий. Душа человека. Добродетели. Послушание. Милосердие.

4

24-28.09.2018


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать, что значит «православный»;

-знать об основных догматах христианства;

- работать с учебником;

-составлять конспект по теме урока;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

0 христи-анстве и православии

Христианство. Православие. Догматы. Бог Троица. Голгофская жертва. Искупление.

5

01-05.10.2018


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

знать об основных догматах христианства

- понимать, почему христиане называют Христа Спасителем;

-рассказывать о начале распространения христианства в мире, основных Таинствах христианской церкви

-понимать смысл Символа веры православной христианской кафолической церкви

- работать с учебником;

составлять конспект по теме урока;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Содержание православной религии.

Грехопадение. Спаситель. Заповеди. Пророки. Дева Мария. Богородица. Рождество Христово. Апостолы. Преображение. Крест. Воскресение. Вознесение. Церковь. Таинства. Благодать. Вселенский собор. Символ веры.

6

08-12.10.2018


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать о причинах почитания христианами святых;

-формулировать этапы духовного возрастания человека;

-рассказывать о начале распространения христианства на землях Московского края и о святых, несущих апостольское служение на этих землях;

- работать с учебником;

составлять конспект по теме урока;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края.

Апостол Андрей Первозванный. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Крещение Руси. Святой Кукша. Святой. Святость. Мученик. Житие. Духовный подвиг. Именины. Страсть. Добродетель.

7

15-19.10.2018


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать о причинах почитания христианами святых;

-формулировать этапы духовного возрастания человека;

-рассказывать о начале распространения христианства на землях Московского края и о святых, несущих апостольское служение на этих землях;

- работать с учебником;

составлять конспект по теме урока;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Особенности православной культуры.

Христианское искусство. Святыня. Святые мощи. Византийская культура. Святая Земля. Храм Воскресения Христова. Камень миропомазания. Гроб Господень. Кувуклия. Плащаница.

8

22-26.10.2018


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

--понимать и принимать основные христианские добродетели;

-различать особенности обычного и монашеского путей христианской добродетельной жизни;

-рассказывать о святых преподобных, и роли их монашеского служения в России, о ведущей роли монастырей в развитии древнерусской культуры;

-различать красоту рукотворную, нерукотворную и духовную;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Древнерусский монастырь - центр христианской православной культуры.

Христианские добродетели: вера, надежда, любовь. Инок. Монах. Монастырь. Преподобные Антоний и Феодосий. Киево-Печерская лавра. Святой Илья Муромец. Преподобный Нестор Летописец. Собор. Святитель Филарет. Красота: рукотворная, нерукотворная, духовная.

9

06-09.11.2018


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

-называть основные темы Священного Писания и приводить примеры произведений христианского искусства, по этим темам;

-рассказывать в хронологической последовательности о событиях Священной истории;

-различать основные двенадцать христианских праздников;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

Библия. Двенадцать Великих христианских праздников. Пасха – праздников праздник. Церковные песнопения. Всенощная. Царствие небесное.

10

12-16.11.2018


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

-рассказывать о значении основных известных символов христианского искусства;

-рассказать о празднике Воздвижения Креста Господня;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры.

Символ. Смысл и значение христианских символов: Крест, Нимб, Голубь, Рыба. Воздвижение Креста. Жертвенная любовь.

11

19-23.11.2018


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

-понимать культурно-историческое значение и духовный смысл христианского храма;

-объяснять духовный смысл особенностей строения здания христианского храма и его внутреннего убранства;

-рассказать об исторических особенностях строения христианских храмов Подмосковья;

-привести примеры названий храмов Раменского района Подмосковья;

-перечислять названия храмов, находящихся в г.Дзержинский;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма.

Православный храм. Крест. Базилика. Ротонда. Купол. Свеча. Лампада. Фреска. Притвор. Икона. Иконостас. Алтарь. Горнее место. Престол. Жертвенник. Литургия. Священнослужитель. Клирос. Колокольня. Звонарь. Паперть.

12

26-30.11.2018


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

-понимать культурно-историческое значение и духовный смысл почитания христианами икон;

-объяснять духовный смысл особенностей строения здания христианского храма и его внутреннего убранства;

-рассказать об истории появления и о создании иконы;

-рассказать о типах иконографии Христа и Богородицы;

- привести примеры названий икон, находящихся в храмах г.Дзержинский;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Религиозная живопись. Икона.

Икона. Образ. Фреска. Мозаика. Иконостас. Вседержитель. Святой преподобный иконописец Андрей Рублев. Дионисий. Феофан Грек. Святыня. Иконописный канон. Перспектива, Время, Свет, Цвет на иконах. Иконы Божией Матери: «Умиление», «Одигитрия», «Оранта». Иконы Христа: «Спас в силах», «Спас Нерукотворный», Икона «Троица».

13

03-07.12.2018


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

-понимать культурно-историческое значение и духовный смысл подвига святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;

- рассказать о важнейших, дошедших до нас литературных памятников Древней Руси, и об их авторах;

-привести примеры отражения библейских сюжетов в творчестве великих русских поэтов и писателей;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

-читать стихи;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Письменные источники христианской православной культуры.

Равноапостольный. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Митрополит Иларион. Устав. Агиография. Слово о законе и благодати. Остромирово Евангелие.

14

10-14.12.2018


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

-понимать культурно-историческое значение и духовный смысл церковнославянского языка;

- рассказать об особенностях церковнославянской азбуки и языка;

-привести примеры церковнославянских текстов и объяснить их духовный смысл;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

-читать стихи;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Церковнославянский язык.

Церковнославянский язык. Кириллица. Буквица. Церковнославянская азбука. Псалтирь.

15

17-21.12.2018


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-задавать вопросы;

- структурировать знания;

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

- делать выводы.

Предметные УУД:

- различают способы и средства познания окружающего мира;

- понимают духовный смысл и культурно-историческое значение святынь Подмосковья;

- умеют связать теоретический и практический материал.

Коммуникативные УУД:

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Экскурсия по маршрутам Духовного краеведения Подмосковья


16

24-29.12.2018


1

Познавательные УУД:

- понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить.

-ставят познавательные цели;

-формулируют познавательные задачи;

-отбирают методы и средства для достижения поставленной познавательной цели и задач;

- структурируют знания;

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

- делают выводы и формулируют результаты.

Предметные УУД:

- различают способы и средства познания окружающего мира;

- понимают духовный смысл и культурно-историческое значение святынь Подмосковья;

-приводят пример Святынь Подмосковья и рассказывают о них: местоположении, истории, о духовном смысле, культурно-историческом значении.

- умеют использовать материал учебника по выбранной теме;

-используют аудио- и видео- материалы по выбранной теме;

-используют иллюстративные материалы по выбранной теме;

-использовать материал из художественных произведений;

-используют художественную литературу по выбранной теме;

-используют информацию из различных источников по выбранной теме;

-умеют выделить главное для раскрытия выбранной темы и достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме;

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Презентации творческих работ по Духовному краеведению Подмосковья




Раздел 2. Христианская культура на землях Подмосковья:
образы и духовный смысл


17

14-18.01.

2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать культурно-историческое значение и духовный смысл святыни Северного Подмосковья Троице-Сергиевой Лавры;

-рассказать об основных святынях края по теме урока: название, местоположение, культурно-исторические особенности, духовный смысл;

- рассказать о житии и духовном подвиге святых по теме урока, их основных добродетелях;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

-читать стихи;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Северное Подмосковье. Преподобный Сергий Радонежский. Троице-Сергиева лавра. Преподобный Андрей Рублев.

Святость. Святой. Святыня. Святой князь Даниил Московский. Святой преподобный Сергий Радонежский. Кротость. Смирение. Благочестие. Митрополит Алексий Московский. Троице-Сергиева Лавра. Святой благоверный князь Димитрий Донской. Монахи Пересвет и Ослябя. Крестное знамение. Благодарственный молебен. Патриарх Ермоген. Благословение.

18

21-25.01.

2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать культурно-историческое значение и духовный смысл святынь Западного Подмосковья Саввино-Сторожевского монастыря;

-рассказать об основных святынях края по теме урока: название, местоположение, культурно-исторические особенности, духовный смысл;

- рассказать о житии и духовном подвиге святых по теме урока, их основных добродетелях;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

-читать стихи;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Западное Подмосковье. Саввино-Сторожевский монастырь.

Преподобный Савва Сторожевский. Звенигородский чин. Подвижник. Апостол Павел. Христианская любовь. Долготерпение. Милосердие. Смирение. Архистратиг Михаил. Архангельский собор.

19

28.01-01.02.

2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать культурно-историческое значение и духовный смысл святынь Южного Подмосковья;

-рассказать об основных святынях края по теме урока: название, местоположение, культурно-исторические особенности, духовный смысл;

- рассказать о житии и духовном подвиге святых по теме урока, их основных добродетелях;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

-читать стихи;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Южное Подмосковье. Серпуховской Высоцкий монастырь.

Боголюбие. Преподобный Афанасий Высоцкий. Послушание. Высоцкий чин. Деисусный чин. Благотворители. Благоукрасители. Иконы Божией Матери: «Знамение», «Всепетая Мати», «Неупиваемая Чаша». Синодик. Преподобный Герман Аляскинский. Святитель Варсонофий Тверской.

20

04-08.02.

2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать культурно-историческое значение и духовный смысл святынь Восточного Подмосковья;

-рассказать об основных святынях края по теме урока: название, местоположение, культурно-исторические особенности, духовный смысл;

- рассказать о житии и духовном подвиге святых по теме урока, их основных добродетелях;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

-читать стихи;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Восточное Подмосковье. Николо-Угрешский монастырь.

Николо-Угрешский монастырь. Святой Николай Чудотворец. Чудотворная икона. Христианское послушание. Преподобны Пимен Угрешкий. Страх Божий. Кротость. Смирение. Благонравие. Терпение. Покаяние. Крестный ход.

21

11-15.02.

2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать культурно-историческое значение и духовный смысл святынь Дмитровской земли Северного Подмосковья;

-рассказать об основных святынях края по теме урока: название, местоположение, культурно-исторические особенности, духовный смысл;

- рассказать о житии и духовном подвиге святых по теме урока, их основных добродетелях;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

-читать стихи;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли.

Великомученик Димитрий Солунский. Борисоглебский монастырь. Святые князья Борис и Глеб. Христианский подвиг. Кротость. Милосердие. Великомученик Георгий Победоносец. Страстотерпцы.

22

18-22.02.2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать культурно-историческое значение и духовный смысл святынь Коломенской земли Юго-Восточного Подмосковья;

-рассказать об основных святынях края по теме урока: название, местоположение, культурно-исторические особенности, духовный смысл;

- рассказать о житии и духовном подвиге святых по теме урока, их основных добродетелях;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

-читать стихи;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли.

Святая Параскева. Страсти. Добродетельная жизнь. Христианская радость. Венцы. Акафист. Икона Божией Матери «Феодоровская». Святой преподобный Григорий Голутвинский. Мученик. Историческая память.

23

25.02-01.03.2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать культурно-историческое значение и духовный смысл святыни Западного Подмосковья Иосифо-Волоцкого монастыря;

-рассказать об основных святынях края по теме урока: название, местоположение, культурно-исторические особенности, духовный смысл;

- рассказать о житии и духовном подвиге святых по теме урока, их основных добродетелях;

-понимать цель христианской жизни;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

-читать стихи;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Западное Подмосковье. Крепость христианской веры –Иосифо- Волоцкий монастырь в истории Московского края.


Святая Русь. Цель христианской жизни.

Христианские добродетели (любовь к Богу и к ближнему, смирение, нестяжание, целомудрие). Святость. Бесстрастие. Дар Святого Духа. Преподобный Иосиф Волоцкий. Преподобный Нил Сорский. Преподобный Серафим Саровский. Христианская радость. Божественная благодать. Просвещение. Совесть.

24

04-08.03.2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать культурно-историческое значение и духовный смысл святыни Западного Подмосковья Новоиерусалимского монастыря;

-рассказать об основных святынях края по теме урока: название, местоположение, культурно-исторические особенности, духовный смысл;

- рассказать о житии и духовном подвиге святых по теме урока, их основных добродетелях;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

-читать стихи;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона.

Православие. Учение о спасении. Христианские ценности. Патриарх Никон. Царствие Небесное. Новоирусалимский монастырь.

25

11-15.03.2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать культурно-историческое значение и духовный смысл святыни Южного Подмосковья Свято-Екатерининского монастыря;

-рассказать об основных святынях края по теме урока: название, местоположение, культурно-исторические особенности, духовный смысл;

- рассказать о житии и духовном подвиге святых по теме урока, их основных добродетелях;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

-читать стихи;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины.

Духовные ценности. Великомученница Екатерина. Мудрость. Культура. Чудотворная икона. Крестный ход.

26

18-22.03.2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать культурно-историческое значение и духовный смысл святыни Западного Подмосковья Спасо-Бородинского монастыря;

-рассказать об основных святынях края по теме урока: название, местоположение, культурно-исторические особенности, духовный смысл;

- рассказать о житии и духовном подвиге святых по теме урока, их основных добродетелях;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

-читать стихи;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря.

Защита Отечества. Семья. Подвиг. Спас Бородинский. Икона Божией Матери Смоленская. М.И. Кутузов. Панихида. Молитва о павших воинах. Промысел Божий. Жертвенная любовь.

27

01-05.04.2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать духовный смысл подвига новомученников и исповедников земли Российской;

- рассказать о житии и духовном подвиге святых по теме урока, их основных добродетелях;

- найти, привести примеры и рассказать о духовном подвиге новомученников земли Российской;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Новомученики и Исповедники земли Российской.

Новомученики. Исповедники. Страстотерпцы. Подвиг веры. Святой Патриарх Тихон. Святыни. Святой князь Александр Невский. Крест и Воскресение Спасителя.

28

08-12.04.2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- задавать вопросы;

- пользоваться условными обозначениями учебника;

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- рассказать о разрушении духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке;

- понимать пагубные последствия разрушения духовной культуры и традиций, приводить примеры этих последствий из современной жизни;

-осознать важность сохранения христианских традиций;

-осознать важность человеческой жизни и ее духовный смысл;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Разрушение памятников христианской культуры, духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке.

Христианская семья. Домашняя Церковь. Послушание. Прощение. Терпение. Любовь. Память. Покаяние. Храм Христа Спасителя. Святыни. Крест и Воскресение Спасителя.

29

15-19.04.2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать духовный смысл и культурно-историческое значение икон Божией Матери для нашего края;

-рассказать об Иконах Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья;

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья.

Богородица. Чудотворные иконы. Благотворение. Благоукрашение. Почитание святынь. Благословение. Благодарение. Духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

30

22-26.04.2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

- задавать вопросы

- пользоваться условными обозначениями учебника

-формулировать основные понятия урока.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- понимать духовный смысл и культурно-историческое значение храмов Подмосковья в честь икон Божией Матери;

-привести примеры Храмов Подмосковья в честь икон Богородицы и рассказать о них: местоположении, истории, святынях, о духовном смысле, культурно-историческом значении.

- работать с учебником;

-пользоваться аудио- и видео- материалами по теме урока;

-пользоваться иллюстративным материалом;

-использовать материал из художественных произведений;

- работать со словарем.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

-формулировать вопросы по теме урока своим одноклассникам;

-работать в группе;

-отвечать на вопросы одноклассников по теме урока;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Храмы Подмосковья в честь икон Богородицы.

Иконы Богородицы: Рождество Божией Матери, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Успение Богородицы, «Не рыдай Мене, Мати» со «Спасом Нерукотворным», «Утоли мои печали», «Владимирская», «Покров Божией матери», «Иверская», «О Тебе радуется», «Знамение», «Державная», «Взыскание погибших», «Феодоровская», «Казанская». Храмы Подмосковья в честь икон Богородицы.

31

29.04-03.05.2019


1

Познавательные УУД:

- понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить.

-ставят познавательные цели;

-формулируют познавательные задачи;

-отбирают методы и средства для достижения поставленной познавательной цели и задач;

- структурируют знания;

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

- делают выводы и формулируют результаты.

Предметные УУД:

- различают способы и средства познания окружающего мира;

- понимают духовный смысл и культурно-историческое значение святынь Подмосковья;

-приводят пример Святынь Подмосковья и рассказывают о них: местоположении, истории, о духовном смысле, культурно-историческом значении.

- умеют использовать материал учебника по выбранной теме;

-используют аудио- и видео- материалы по выбранной теме;

-используют иллюстративные материалы по выбранной теме;

-использовать материал из художественных произведений;

-используют художественную литературу по выбранной теме;

-используют информацию из различных источников по выбранной теме;

-умеют выделить главное для раскрытия выбранной темы и достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме;

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Презентации проектов маршрутов Духовного краеведения Подмосковья.


32

06-10.05.2019


1

Познавательные УУД:

- понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить.

-ставят познавательные цели;

-формулируют познавательные задачи;

-отбирают методы и средства для достижения поставленной познавательной цели и задач;

- структурируют знания;

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

- делают выводы и формулируют результаты.

Предметные УУД:

- различают способы и средства познания окружающего мира;

- понимают духовный смысл и культурно-историческое значение святынь Подмосковья;

-приводят пример Святынь Подмосковья и рассказывают о них: местоположении, истории, о духовном смысле, культурно-историческом значении.

- умеют использовать материал учебника по выбранной теме;

-используют аудио- и видео- материалы по выбранной теме;

-используют иллюстративные материалы по выбранной теме;

-использовать материал из художественных произведений;

-используют художественную литературу по выбранной теме;

-используют информацию из различных источников по выбранной теме;

-умеют выделить главное для раскрытия выбранной темы и достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме;

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Презентации проектов маршрутов Духовного краеведения Подмосковья.


33

13-17.05.2019


1

Познавательные УУД:

- понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить.

-ставят познавательные цели;

-формулируют познавательные задачи;

-отбирают методы и средства для достижения поставленной познавательной цели и задач;

- структурируют знания;

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

- делают выводы и формулируют результаты.

Предметные УУД:

- различают способы и средства познания окружающего мира;

- понимают духовный смысл и культурно-историческое значение святынь Подмосковья;

-приводят пример Святынь Подмосковья и рассказывают о них: местоположении, истории, о духовном смысле, культурно-историческом значении.

- умеют использовать материал учебника по выбранной теме;

-используют аудио- и видео- материалы по выбранной теме;

-используют иллюстративные материалы по выбранной теме;

-использовать материал из художественных произведений;

-используют художественную литературу по выбранной теме;

-используют информацию из различных источников по выбранной теме;

-умеют выделить главное для раскрытия выбранной темы и достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме;

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Презентации проектов маршрутов Духовного краеведения Подмосковья.


34

20-24.05.2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-задавать вопросы;

- структурировать знания;

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

- делать выводы.

Предметные УУД:

- различают способы и средства познания окружающего мира;

- понимают духовный смысл и культурно-историческое значение святынь Подмосковья;

- умеют связать теоретический и практический материал.

Коммуникативные УУД:

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Экскурсия по маршрутам духовного краеведения Подмосковья


35

27-31.05.2019


1

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-задавать вопросы;

- структурировать знания;

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

- делать выводы.

Предметные УУД:

- различают способы и средства познания окружающего мира;

- понимают духовный смысл и культурно-историческое значение святынь Подмосковья;

- умеют связать теоретический и практический материал.

Коммуникативные УУД:

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Экскурсия по маршрутам духовного краеведения Подмосковья








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!