СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по географии, 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная рабочая программа по географии. Начальный курс. 6 класс. Учебник "География. 6 класс" под авторством Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой, рассчитана на 2 часа в недел.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по географии, 6 класс»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по курсу «География. Начальный курс» полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:

Закона Российской Федерации «Об образовании» No 271 от 29.12.2012 г.;

Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации No 1697 от 17 декабря 2010 года;

Основной образовательной программы основного (среднего) общего образования МБОУ Елизовская средняя школа No2 города Елизова;

Учебного плана МБОУ Елизовская средняя школа No2 города Елизова на 2017-2018 учебный год;

Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта общего образования по географии. География в 6 классе –продолжает первый этап географической подготовки учащихся начатой на уроках природоведения в 5

классе. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов естествознания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География. Начальный курс». Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений, авторы Т. П. Герасимова и Н. П. Неклюкова, Москва, «ДРОФА» 2013 г.

Цель, которую преследует данный курс -формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты людей в пространстве и во времени, а также о неоднородности её

различных территорий, развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

Курс географии 6класса—курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле—картографии, геологии, географии, почвоведения, биологии, экологии, краеведения.

Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.


При изучении данного курса решаются следующие задачи:

Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

Формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи;

Развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

развитие специфических географических и общеучебных умений;

развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и

инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;

развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.

Краеведческий подход в содержании курса и технологии его изучения выполняет основную функцию в формировании элементарных знаний о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком.


II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

«География. Начальный курс»-систематический курс, новой учебной дисциплины для учащихся 6 класса.

В процессе его изучения формируются представления о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.


III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «География. Начальный курс» относится к естественнонаучной образовательной области. Согласно базисному (образовательному) плану всего на изучение географии в 6 классе выделяется 34 часа, еще 34 часа выделяется из части, формируемой участниками образовательного процесса..

Данная рабочая программа усилена в практической части. Особое внимание уделяется работе с планом местности и географической картой. Объем учебного времени увеличен в два раза, что позволяет осуществлять более глубокое изучение земных оболочек Земли. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).


IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

- доказательства шарообразности Земли; первые представления о форме и размерах Земли; объекты изучения географии; особенности Земли как планеты;

- содержание понятий: план местности, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты;

- особенности различных видов изображения местности и географической карты; сходства и отличия планов местности и географической карты; способы изображения географических

объектов и явлений на планах и картах; основные элементы градусной сети.

- особенности внутреннего строения Земли; основные формы рельефа суши, их различия по высоте, происхождению; меры охраны.

- состав гидросферы; особенности рельефа дна Мирового океана.

- содержание понятий: атмосфера, погода, климат, ветер, атмосферные осадки; строение атмосферы; характеристики погоды; особенности суточного и годового вращения Земли и их следствия.

- особенности времен года, основные мероприятия по охране атмосферного воздуха.

- состав биосферы; приспособления растений и животных к условиям жизни; почва и ее компоненты.

- примеры взаимодействия между оболочками Земли.

- Способы изображения государств на политической карте мира. Численность населения земного шара; основные человеческие расы.

УМЕТЬ:

- определять высоту солнца над горизонтом, особенности использования местных строительных материалов в хозяйственной деятельности людей.

- определять по плану и карте объекты местности, направления, расстояния, высоты точек, географические координаты.

- наносить объекты на контурную карту.

- определять географическое положение объектов гидросферы;

- описывать использование изменение гидросферы человеком.

- объяснять особенности климата, влияющие на жизнь, труд, отдых населения.

- определять положение объектов относительно поясов освещенности.

- приводить примеры воздействия живых организмов на компоненты неживой природы;

- описывать почвы, их использование и изменение человеком.

- объяснять взаимосвязь между компонентами природы.

- устанавливать географические взаимосвязи;

- применять правила природоохранительного поведения в повседневной жизни.


V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебно-тематический план


Раздел

Количество часов по программе

Количество практических работ по программе

1

Введение

3


2

Виды изображений поверхности Земли

12

4

3

Строение Земли. Земные оболочки.

35

6

4

Население Земли

3


5

Влияние природы на жизнь и здоровье человека.

2



Итого

55

10


Резерв

3


ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

География как наука.

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Земля –планета Солнечной системы.

Земля –планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.


ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (16 часов)


ПЛАН МЕСТНОСТИ – (8 часов)

План местности.

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус-модель земного шара.

Понятие о плане. Что такое план местности?

Классификация условных знаков.

Масштаб.

Зачем нужен масштаб? Численный, именованный и линейный масштабы. Выбор масштаба.

Стороны горизонта.

Ориентирование.

Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности.

Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Рельеф. Относительная высота.

Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности.

Глазомерная съемка. Полярная съемка. Использование планов в практической деятельности человека.

Практические работы.

Определение направлений и азимутов по плану местности.

1. Построение профиля холма по горизонталям (обучающая).

2. Составление плана местности методом полярной съемки.


ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА –(8 часов)

Географическая карта.

Географическая карта –изображение Земли на плоскости. Виды

географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах.

Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая широта. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Изображение на физических картах высот и

глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Практические работы.

3. Определение расстояний, направлений, географических координат объектов и объектов по их географическим координатам

4. Определение высот, глубин по шкале высот и глубин.


СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (41 часов)


ЛИТОСФЕРА - (9 часов)

Земля и ее внутренне строение.

Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры

человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах. Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практические работы.

5. Горные породы и минералы Камчатского края.

6. Описание географического положение гор и равнин по карте.


ГИДРОСФЕРА – (12часов)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана.

Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые м и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные.

Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практические работы.

7. Обозначение в контурных картах водоразделов и речных бассейнов.


АТМОСФЕРА – (15 часов)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат?

Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека. Причины, влияющие на климат.

Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года.

Зависимость климата от близости океанов и морей и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практические работы.

8. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

9. Построение розы ветров.


БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – (5 часов)

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Распространение организмов по территории суши. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане.

Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс.

Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов.

Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практическая работа.

10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).


НАСЕЛЕНИЕ – (3 часа)

Население Земли.

Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли.

Основные типы населенных пунктов.

Человек и природа.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.


ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. – (1 час)


ОБОБЩЕНИЕ ЗА КУРС. – (1 час)


VI. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.


Четверть

Количество КИМ

1

2

2

1

3

1

4

2

За год

6


VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

ДАТА ПРОВЕДЕН.


ТЕМА УРОКА

План

Факт

  1. Введение (3 часа)

1



Что изучает география. Источники географических знаний.

2



Развитие географических знаний о Земле.

3



Земля - планета Солнечной системы.

  1. Виды изображений поверхности Земли (16 часов).

План местности – 8 часов

4/1



План местности. Условные знаки.

5/2



Масштаб плана.

6/3



Ориентирование на местности и по плану.

7/4



Изображение неровностей земной поверхности.

8/5



Съемка местности.

9/6



Способы глазомерной съемки. Составление плана местности.

10/7



Составление плана местности методом полярной съемки.

11/8



Обобщение по теме "План местности".

Географическая карта – 8 часов

12/1



Глобус - модель Земли.

13/2



Географическая карта.

14/3



Градусная сетка.

15/4



Географическая широта. Географическая долгота.

16/5



Географические координаты.

17/6



Изображение высот и глубин на географических картах.

18/7



План местности и географические карты в жизни человека.

19/8



Обобщение по теме "План и карта".

  1. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (41 час)

Литосфера – 9 часов

20/1



Строение Земли.

21/2



Породы, слагающие земную кору.

22/3



Движение земной коры.

234



Вулканы.

24/5



Горячие источники.

25/6



Горы суши.

26/7



Равнины суши.

27/8



Рельеф дна океана.

28/9



Обобщение по теме "Литосфера".

Гидросфера – 12 часов

29/1



Гидросфера Земли.

30/2



Мировой океан и его части.

31/3



Свойства вод Мирового океана.

32/4



Волны в Океане.

33/5



Течения в Океане.

34/6



Изучение и охрана Океана.

35/7



Подземные воды.

36/8



Реки.

37/9



Реки.

38/10



Озера.

39/11



Ледники. Искусственные водоемы.

40/12



Обобщение по теме «Гидросфера»

Атмосфера – 15 часов

41/1



Атмосфера, ее строение.

42/2



Температура воздуха.

43/3



Годовой ход температуры воздуха.

44/4



Атмосферное давление.

45/5



Ветер.

46/6



Водяной пар и облака.

47/7



Атмосферные осадки.

48/8



Погода.

49/9



Климат.

50/10



Распределение солнечного света и тепла на Земле.

51/11



Распределение солнечного света и тепла на Земле.

52/12



Причины, влияющие на климат.

53/13



Причины, влияющие на климат.

54/14



Контрольная работа.

55/15



Обобщение по теме "Атмосфера".

Биосфера. Географическая оболочка – 5 часов

56/1



Распространение организмов. Воздействие организмов на земные оболочки.

57/2



Природные зоны Земли.

58/3



Организмы в Мировом океане.

59/4



Воздействие организмов на земные оболочки.

60/5



Природные комплексы. Обобщение по теме "Биосфера".

  1. НАСЕЛЕНИЕ – (3 часа)

61/1



Численность населения Земли. Расовый состав.

62/2



Населенные пункты.

63/3



Государства на карте мира.

  1. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. – (1 час)


64/1



Стихийные природные явления.

65/



Обобщение по курсу "Физическая география".

65-68



Резервные уроки



VIII.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

УМК ученика:

1. Т. П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. «География. Начальный курс. 6 класс». - М.: Издательство «Дрофа», 2012-2014 г.

2. Географический атлас. 6 класс. –М.: Дрофа, 2014-2015 г.

3. Рабочая тетрадь, 6 класс. - М.: Дрофа, 2013-2014 г.


УМК учителя:

1. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «География. Начальный курс. 6 класс» , 2014 г.

2. Географический атлас. 6 класс. –М.: Дрофа, 2015 г.

3. Рабочая тетрадь, 6 класс.-М.: Дрофа, 2013-2014 г..

4. Контрольно-измерительные материалы География. 6 класс М., «ВАКО» 2013г.

5. Е.В. Баранчик. Сборник заданий и упражнений по географии к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой география. Начальный курс 6 класс., М., «ЭКЗАМЕН» 2012 г.

6. Юрков П.М. Географические диктанты в 5-7 классах. М. «Просвещение»1984 г.

7. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6- 10 классы. Дрофа. М.2001 г.

8. Мультимедийная программа География 6 класс.


Дополнительная литература:

1. Шатных А.В. «Начальный курс географии. 6 класс»: рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6класс». –М.: Дрофа, 2012.

3. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: ВАКО, 2010 г.

4. Баранчиков Е.В. Сборник заданий и упражнений по географии к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2012 г.

4. Контрольно-измерительные материалы. География: 6класс / Составитель Е.А. Жижина - М.: ВАКО, 2012 г.

5. Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии» 6-7 классы. Волгоград. «Учитель - АСТ» 2004 г.


Интернет ресурсы

http://fcior.edu.ru федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

2. http://rgo.ru/teachers/geography

3. geo.1september.ru География "Издательского дома " Первое сентября " geo.1september.ru

-газета "География"

4. http://geography.kz Сайт «География»

5. rgo.ru - Всероссийская общественная организация "Русское географическое общество"

6. http://geo.metodist.ru/ Методическая лаборатория географии

7. http://www.alleng.ru/edu/geogr.htm Образовательные ресурсы Интернета - География

8. http://pedsovet.su

9. Раздел "Учителю географии на сайте география RGO.ru

11. Всероссийская олимпиада школьников

12. Раздел "География страницы "Школьный учитель" на сайте Завуч




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!