Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Краснозерского района Новосибирской области
Орехологовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на МО учителей-предметников ________________________ Протокол №___ от «___»_______ 20___г. Руководитель МО (Ф.И.О.) | Согласовано с зам. директора по УВР от «___»_______ 20___ г . зам директора по УВР (Ф.И.О.) | Утверждено директором МБОУ Орехологовской СОШ (Ф.И.О.) Приказ №___ от «___»_______ 20___г |
Рабочая учебная программа поистории Сибири
3 уровень 11 класс
2016 - 2017 учебный год
Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего образования, авторской программы Ф.С. Кузнецовой и В.А. Зверева «История Сибири: Региональный компонент», Новосибирск, ИНФОЛИО -пресс, рекомендовано Управлением народного образования администрации Новосибирской области.
Программу составила: Форина Наталья Борисовна
с. Орехов Лог
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Ф.С. Кузнецовой и В.А. Зверева «История Сибири: Региональный компонент», Новосибирск, ИНФОЛИО-пресс, рекомендовано Управлением народного образования администрации Новосибирской области. Цели, структура задач и примерное содержание регионального компонента по истории, а также по другим предметам представлены в книге «Методические рекомендации по реализации примерного базисного учебного плана Новосибирской области (региональный компонент) на 2008/2009 учебный год». В 2т. Т.1. История. География, природоведение. Биология. Естествознание. Основы безопасности жизнедеятельности / авт-сост. Ф.С. Кузнецова, Е.Г. Чуб, И.В. Чернухина, Н.Н. Шелегин. – Новосибирск : Изд. НИПКиПРО, 2008.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям Сибири, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
История Сибири XX века - это часть национально-регионального компонента. Изучение дисциплины позволяет более углубленно рассматривать узловые события и процессы истории России на местном, локальном материале, на различных исторических этапах на протяжении XX в. Дается научное представление об общем и особенном в истории сибирского общества. Рассматриваются основные исторические события, источники и новейшие исследования по истории Сибири.
Цель. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества Сибири и мира с раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. На основе системного изложения учебного материала дать объяснения истории развития социума Сибири изучаемого периода; заложить теоретические основы знаний, обеспечивающих представление о роли сибирского народа в национальной истории, специфике его социальных процессов, демографического и этнокультурного развития региона; продолжить формирование базового понятийного аппарата, способствующего дальнейшему пониманию истории.
Задачи. Усилить региональный компонент в изучении истории России; дать характеристику этапам развития сибирского общества в составе Советского государства; рассмотреть этническую, социальную, конфессиональную структуру общества, повседневную жизнь отдельных групп и страт населения региона, выявить общее и особенное в жизни народов Сибири до XX века; проанализировать состояние современных знаний об историческом прошлом региона; обучить навыкам работы с источниками и литературой по изучаемой теме.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:
Учебник: Зуев А.С.. Сибирь: Вехи истории, учебник для образовательных учреждений. – Новосибирск ИНФОЛИО-прес. 1998г.
2.УчебникИсупов В.А. Кузнецов И.С. История Сибири. Сибирь: XX век.Новосибирск ИНФОЛИО-прес. 1999г.
3.Дидактические материалы по истории Сибири. Автор: И.С. Кузнецова, Издательство «ИНФОЛИО», Новосибирск, 2003.
3.Хрестоматия по истории Сибири. Часть I . ХVII- ХХ вв. Авторы: В.А. Зверев, Ф.С. Кузнецова. Издательство «ИНФОЛИО», Новосибирск, 2003.
4. Настенные исторические карты.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала.
В основу отбора содержания положены основополагающие принципы исторической науки:
- научности и историзма, которые позволяют рассматривать явления и процессы в связи с обусловившими его факторами и в соответствии с достигнутым уровнем развития исторической науки;
- целостного и системного изложения материала;
- ценностного подхода.
Материал изложен в соответствие с законами логики и тесной взаимосвязи с современностью.
Требования к освоению содержания дисциплины
Согласно нормативно-государственным стандартам, историческая подготовка, в т.ч. и преподавание, предполагает формирование следующих знаний и представлений:
- понимание характера истории как науки и ее места в системе гуманитарного знания;
- научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;
- знание основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей;
- владение основами исторического мышления, умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов России, ее крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;
- умение работать с научной литературой по истории, навык проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала;
- представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;
- стимулирование к развитию черт интеллигентности личности.
В результате изучения истории ученик должен:
знать основные этапы и ключевые события истории Сибири и выдающихся деятелей истории;
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
обладать навыком поиска нужной информации по заданной теме, извлечения необходимой информации из различных знаковых систем (схемы, таблиц, графиков и т.д.)
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Сибири, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
СОДЕРЖАНИЕ: Сибирь в ХХ веке
Тема: Сибирь в годы Великой Отечественной войны
Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Патриотический подъем. Отношение к мобилизации. Сибирские добровольческие дивизии. Добровольные пожертвования в фонд победы. Новосибирцы – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. Книга Памяти.
Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь, налаживание их работы. Промышленность и сельское хозяйство нашего края - фронту. Рабочие кадры. Новосибирск в годы войны. Жилищные условия, размещение эвакуированных. Карточная система снабжения. Подсобные хозяйства. Структура питания. Тяжелые материальные условия жизни.
Тема: Сибирь в 1950-1990-е годы
Увеличение роли Сибири в экономике страны. Сибирские гидростанции. Обьгэс. Добыча нефти и газа в Сибири. Экологические последствия.
ВПК Сибири к концу 80-х гг., его структура. Оборонные предприятия Сибири. Отставание производства товаров для народа. Тенденции застоя в промышленном развитии.
Освоение целинных полей Сибири. Результаты и последствия – обретения и потери.
Социальный состав жителей Сибири и села в 50 – 80-е гг. Изменения в социально-экономической жизни города (села). Обеспеченность жильем, структура питания горожан и жителей села, одежда, досуг. Сибирь на пути к рыночной экономике.
Тема: Пути Сибирской науки
Свершения сибирских ученых. Ученые едут в Сибирь.
Наука и жизнь Сибири. Сибирь на грани веков.
Основные понятия
«Народная» история. Сибирский социум. Классы. Социальные группы. Страты. Гендер. Феминизм. Семья и домашнее хозяйство. Патернализм. Менталитет. Повседневная жизнь. Труд. Трудовые проблемы. Общественно-политическая жизнь. Символы и образы. Самоиндентификация. Религия. Этнос. Социальная политика. Социальнаястуктура общества. Социальные слои. Социальные общности. Рабочий класс. Крестьянство. Интеллигенция. Номенклатура. Мировоззрение. Морально-психологическая атмосфера. Массовое сознание. Население. Социально-политические типы. Коллективизация. Индустриализация. Нэп. “Военный коммунизм”. “Оттепель”. Перестройка. Демографическая ситуация. Деструктивные факторы. Поведенческие аномалии. Норма и инверсия. Уровень жизни. Социальный статус. Социальный феномен. Миграция. Урбанизация. Раскрестьянивание. Дискредитируемые группы. Социальная стратификация. Репрессии. Традиции и обряды. Церковь.
Контроль качества освоения дисциплины
Виды контроля: текущий контроль предполагает проверку конспектов самостоятельно изученных тем, словарей терминов и понятий; осуществляется на практических занятиях в виде ответов на вопросы, подготовки докладов, рефератов.
Рубежный контроль предполагает подготовку рефератов и докладов.
Промежуточный контроль проводится в виде контрольных работ и тестов по изученным разделам.
Цель контроля: проверка качества и уровня знаний школьников.
критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)
Календарно - тематическое планирование 11 класс (34ч)
№ | Тема | План | факт |
| Управление Сибирью в XVIII - первой половине XIX века. | | |
1 | Структура управления в первой половине XIII века. | 2.09 | |
2 | Перестройка управления во второй половине XIII века. | 9.09 | |
3 | Крестьянский мир. | 16.09 | |
4 | Реформа Сперанского. | 23.09 | |
5 | Сибирские сатрапы. | 30.09 | |
| Сибирский социум в XVIII - первой половине XIX века. | | |
6 | Характер заселения Сибири | 7.10 | |
7 | Города и горожане | 14.10 | |
8 | Крестьянство Сибири | 21.10 | |
9 | Мастеровые | 28.10 | |
10 | Сибирские казаки. | 11.11 | |
11 | Социальные конфликты в Сибири. | 18.11 | |
12 | Люди ясачные | 25.11 | |
13 | П.О. Сибирь в первой половине XIII века. | 2.12 | |
14 | К.Р.№1 Сибирь в первой половине XIII века. | 9.12 | |
| Страна изгнания: Сибирская ссылка. | | |
15 | Становление сибирской ссылки. | 16.12 | |
16 | Значение ссылки. | 23.12 | |
| Сибирь- золотое дно. | | |
17 | Развитие сибирского земледелия | 13.01 | |
18 | Ростки сибирской индустрии | 20.01 | |
19 | «Мягкое золото» | 27.01 | |
20 | Сибирский торг. | 3.02 | |
| Сибирь в годы ВОВ | | |
21 | Начало войны. Экономика. | 10.02 | |
22 | Война и люди. | 17.02 | |
| Последние годы со Сталиным. | | |
23 | Восстановление экономики Сибири. | 24.02 | |
24 | Сельское хозяйство Сибири. | 3.03 | |
| Индустриальное освоение Сибири в 1950-1980- годы. | 10.03 | |
25 | Сдвиг на восток. Гиганты энергетики. Уголь, металл, химия, нефть и газ. | 17.03 | |
26 | Стальные магистрали. Обрабатывающая промышленность. | 31.03 | |
27 | Прогресс или застой? | 7.04 | |
| Судьба сибирского поля | | |
28 | Целинная эпопея. | 14.04 | |
29 | Обретения и потери. | 21.04 | |
| Пути сибирской науки | | |
30 | Учёные едут в Сибирь. | 28.04 | |
31 | Большая наука Сибири. | 5.05 | |
32 | Свершения сибирских учёных. Наука и жизнь. | 12.05 | |
33 | Сибирь на грани веков | | |
34 | Итоговая контрольная работа «Сибирь в XX веке» | 19.05 | |