СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по истории Сибири 10 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена на основе федерального компонента Государственного стандартасреднего образования, авторской программы Ф.С. Кузнецовой и В.А. Зверева «История Сибири: Региональный компонент», Новосибирск, ИНФОЛИО-пресс,  рекомендовано Управлением народного образования администрации Новосибирской области.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по истории Сибири 10 класс»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области

Орехологовская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено

на МО учителей-предметников

________________________

Протокол №___

от «___»_______ 20___г.

Руководитель МО


(Ф.И.О.)

Согласовано

с зам. директора по УВР



от «___»_______ 20___ г .


зам директора по УВР


(Ф.И.О.)

Утверждено

директором МБОУ Орехологовской СОШ


(Ф.И.О.)

Приказ №___

от «___»_______ 20___г







Рабочая учебная программа поистории Сибири

3 уровень 11 класс


2016 - 2017 учебный год

Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего образования, авторской программы Ф.С. Кузнецовой и В.А. Зверева «История Сибири: Региональный компонент», Новосибирск, ИНФОЛИО -пресс, рекомендовано Управлением народного образования администрации Новосибирской области.








Программу составила: Форина Наталья Борисовна











с. Орехов Лог

2016 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Ф.С. Кузнецовой и В.А. Зверева «История Сибири: Региональный компонент», Новосибирск, ИНФОЛИО-пресс, рекомендовано Управлением народного образования администрации Новосибирской области. Цели, структура задач и примерное содержание регионального компонента по истории, а также по другим предметам представлены в книге «Методические рекомендации по реализации примерного базисного учебного плана Новосибирской области (региональный компонент) на 2008/2009 учебный год». В 2т. Т.1. История. География, природоведение. Биология. Естествознание. Основы безопасности жизнедеятельности / авт-сост. Ф.С. Кузнецова, Е.Г. Чуб, И.В. Чернухина, Н.Н. Шелегин. – Новосибирск : Изд. НИПКиПРО, 2008.



Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям Сибири, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

История Сибири XX века - это часть национально-регионального компонента. Изучение дисциплины позволяет более углубленно рассматривать узловые события и процессы истории России на местном, локальном материале, на различных исторических этапах на протяжении XX в. Дается научное представление об общем и особенном в истории сибирского общества. Рассматриваются основные исторические события, источники и новейшие исследования по истории Сибири.

Цель. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества Сибири и мира с раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. На основе системного изложения учебного материала дать объяснения истории развития социума Сибири изучаемого периода; заложить теоретические основы знаний, обеспечивающих представление о роли сибирского народа в национальной истории, специфике его социальных процессов, демографического и этнокультурного развития региона; продолжить формирование базового понятийного аппарата, способствующего дальнейшему пониманию истории.

Задачи. Усилить региональный компонент в изучении истории России; дать характеристику этапам развития сибирского общества в составе Советского государства; рассмотреть этническую, социальную, конфессиональную структуру общества, повседневную жизнь отдельных групп и страт населения региона, выявить общее и особенное в жизни народов Сибири до XX века; проанализировать состояние современных знаний об историческом прошлом региона; обучить навыкам работы с источниками и литературой по изучаемой теме.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнитель­ной литературы:

  1. Учебник: Зуев А.С.. Сибирь: Вехи истории, учебник для образовательных учреждений. – Новосибирск ИНФОЛИО-прес. 1998г.

2.УчебникИсупов В.А. Кузнецов И.С. История Сибири. Сибирь: XX век.Новосибирск ИНФОЛИО-прес. 1999г.

3.Дидактические материалы по истории Сибири. Автор: И.С. Кузнецова, Издательство «ИНФОЛИО», Новосибирск, 2003.



3.Хрестоматия по истории Сибири. Часть I . ХVII- ХХ вв. Авторы: В.А. Зверев, Ф.С. Кузнецова. Издательство «ИНФОЛИО», Новосибирск, 2003.

4. Настенные исторические карты.


Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

В основу отбора содержания положены основополагающие принципы исторической науки:

- научности и историзма, которые позволяют рассматривать явления и процессы в связи с обусловившими его факторами и в соответствии с достигнутым уровнем развития исторической науки;

- целостного и системного изложения материала;

- ценностного подхода.

Материал изложен в соответствие с законами логики и тесной взаимосвязи с современностью.

Требования к освоению содержания дисциплины

Согласно нормативно-государственным стандартам, историческая подготовка, в т.ч. и преподавание, предполагает формирование следующих знаний и представлений:

- понимание характера истории как науки и ее места в системе гуманитарного знания;

- научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

- знание основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей;

- владение основами исторического мышления, умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов России, ее крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;

- умение работать с научной литературой по истории, навык проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала;

- представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

- стимулирование к развитию черт интеллигентности личности.

В результате изучения истории ученик должен:

  • знать основные этапы и ключевые события истории Сибири и выдающихся деятелей истории;

  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • знать изученные виды исторических источников;

  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • обладать навыком поиска нужной информации по заданной теме, извлечения необходимой информации из различных знаковых систем (схемы, таблиц, графиков и т.д.)

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Сибири, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
    уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.


СОДЕРЖАНИЕ: Сибирь в ХХ веке

Тема: Сибирь в годы Великой Отечественной войны

Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Патриотический подъем. Отношение к мобилизации. Сибирские добровольческие дивизии. Добровольные пожертвования в фонд победы. Новосибирцы – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. Книга Памяти.

Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь, налаживание их работы. Промышленность и сельское хозяйство нашего края - фронту. Рабочие кадры. Новосибирск в годы войны. Жилищные условия, размещение эвакуированных. Карточная система снабжения. Подсобные хозяйства. Структура питания. Тяжелые материальные условия жизни.

Тема: Сибирь в 1950-1990-е годы

Увеличение роли Сибири в экономике страны. Сибирские гидростанции. Обьгэс. Добыча нефти и газа в Сибири. Экологические последствия.

ВПК Сибири к концу 80-х гг., его структура. Оборонные предприятия Сибири. Отставание производства товаров для народа. Тенденции застоя в промышленном развитии.

Освоение целинных полей Сибири. Результаты и последствия – обретения и потери.

Социальный состав жителей Сибири и села в 50 – 80-е гг. Изменения в социально-экономической жизни города (села). Обеспеченность жильем, структура питания горожан и жителей села, одежда, досуг. Сибирь на пути к рыночной экономике.

Тема: Пути Сибирской науки

Свершения сибирских ученых. Ученые едут в Сибирь.

Наука и жизнь Сибири. Сибирь на грани веков.


Основные понятия

«Народная» история. Сибирский социум. Классы. Социальные группы. Страты. Гендер. Феминизм. Семья и домашнее хозяйство. Патернализм. Менталитет. Повседневная жизнь. Труд. Трудовые проблемы. Общественно-политическая жизнь. Символы и образы. Самоиндентификация. Религия. Этнос. Социальная политика. Социальнаястуктура общества. Социальные слои. Социальные общности. Рабочий класс. Крестьянство. Интеллигенция. Номенклатура. Мировоззрение. Морально-психологическая атмосфера. Массовое сознание. Население. Социально-политические типы. Коллективизация. Индустриализация. Нэп. “Военный коммунизм”. “Оттепель”. Перестройка. Демографическая ситуация. Деструктивные факторы. Поведенческие аномалии. Норма и инверсия. Уровень жизни. Социальный статус. Социальный феномен. Миграция. Урбанизация. Раскрестьянивание. Дискредитируемые группы. Социальная стратификация. Репрессии. Традиции и обряды. Церковь.



Контроль качества освоения дисциплины

Виды контроля: текущий контроль предполагает проверку конспектов самостоятельно изученных тем, словарей терминов и понятий; осуществляется на практических занятиях в виде ответов на вопросы, подготовки докладов, рефератов.

Рубежный контроль предполагает подготовку рефератов и докладов.

Промежуточный контроль проводится в виде контрольных работ и тестов по изученным разделам.

Цель контроля: проверка качества и уровня знаний школьников.

критерии оценки знаний учащихся

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)








Календарно - тематическое планирование 11 класс (34ч)

Тема

План

факт


Управление Сибирью в XVIII - первой половине XIX века.



1

Структура управления в первой половине XIII века.

2.09


2

Перестройка управления во второй половине XIII века.

9.09


3

Крестьянский мир.

16.09


4

Реформа Сперанского.

23.09


5

Сибирские сатрапы.

30.09



Сибирский социум в XVIII - первой половине XIX века.



6

Характер заселения Сибири

7.10


7

Города и горожане

14.10


8

Крестьянство Сибири

21.10


9

Мастеровые

28.10


10

Сибирские казаки.

11.11


11

Социальные конфликты в Сибири.

18.11


12

Люди ясачные

25.11


13

П.О. Сибирь в первой половине XIII века.

2.12


14

К.Р.№1 Сибирь в первой половине XIII века.

9.12



Страна изгнания: Сибирская ссылка.



15

Становление сибирской ссылки.

16.12


16

Значение ссылки.

23.12



Сибирь- золотое дно.



17

Развитие сибирского земледелия

13.01


18

Ростки сибирской индустрии

20.01


19

«Мягкое золото»

27.01


20

Сибирский торг.

3.02



Сибирь в годы ВОВ



21

Начало войны. Экономика.

10.02


22

Война и люди.

17.02



Последние годы со Сталиным.



23

Восстановление экономики Сибири.

24.02


24

Сельское хозяйство Сибири.

3.03



Индустриальное освоение Сибири в 1950-1980- годы.

10.03


25

Сдвиг на восток. Гиганты энергетики. Уголь, металл, химия, нефть и газ.

17.03


26

Стальные магистрали. Обрабатывающая промышленность.

31.03


27

Прогресс или застой?

7.04



Судьба сибирского поля



28

Целинная эпопея.

14.04


29

Обретения и потери.

21.04



Пути сибирской науки



30

Учёные едут в Сибирь.

28.04


31

Большая наука Сибири.

5.05


32

Свершения сибирских учёных. Наука и жизнь.

12.05


33

Сибирь на грани веков



34

Итоговая контрольная работа «Сибирь в XX веке»

19.05

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!