СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочаяя программа учителя-логопеда коррекционно-логопедической работы с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Данная  программа коррекционной работы, составлена  в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ с 1-го по 4 классы, направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Рабочаяя программа учителя-логопеда коррекционно-логопедической работы с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________ Хафизова Е.Н.




« »____2018г.

Утверждаю

Директор

МОУ «ТШИ СОО»

________ М.Б.Саруханян

Приказ №_______


от «____»____2018г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Акимовой Татьяны Николаевны

Ф.И.О., (категория)

коррекционно-логопедической работы с учащимися младшего школьного возраста

с задержкой психического развития

Предмет, класс


















2018-2019 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Данная программа коррекционной работы, составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ с 1-го по 4 классы, направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Контингент детей с  ОВЗ, имеющих речевые особенности, неоднородный, полиморфный. И основным речевым нарушением у детей является – фонетическое недоразвитие речи, а также ОНР различных уровней. Типичным для произношения являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; Р-Л; твёрдых - мягких). В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения. Школьники данной группы имеют выраженные отклонения не только в произношении, но и в дифференциации звуков. Дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Всё это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной появления вторичного дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях письменной речи (дисграфия, дислексия).

Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на четыре года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Объем часов: во 2 классе – 96 часов (3 часа в неделю), 3 класс 96 часов , 4 класс -34 часа (1 час в неделю). Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований.

Программа коррекционной работы обеспечивает

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- создание условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

- осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

- разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

- оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО и их интеграции в образовательном учреждении;

- возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях;

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.








Цель программы

Целью программы является создание системы коррекционно-логопедического сопровождения освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи программы

- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе.

- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

- повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;

- развитие мелкой моторики;

- устранение дефектов звукопроизношения;

- формирование фонематических процессов;

- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной);

-формирование коммуникативных навыков и расширение представлений об окружающей действительности;

-обогащение и развитие словарного запаса детей,

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития.

Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимися стандарта образования. Она имеет вспомогательную функцию по отношению к АООП, может уточняться и корректироваться.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Приоритетности интересов ребёнка

Принцип определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Системности

Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывности

Принцип обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений их личности.

Вариативности

Принцип предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Единства психолого-педагогических и медицинских средств

Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Сотрудничество с семьей

Принцип основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и его успешность в интеграции в общество.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- развитие связной речи.

Характерными особенностями коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, является обязательное систематическое и многократное повторение. Этот факт обусловлен особенностями процессов памяти детей с ЗПР и направлен на отработку и воспроизведение полученных представлений, способствует более прочному усвоению знаний.

Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений и развитию речевых и коммуникативно – деятельностных умений и навыков проводиться на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровне, условно делится на 3 этапа.

1 этап коррекционной работы на фонетическом уровне

На этом этапе основное внимание уделяется развитию слухового и зрительного внимания, фонематического восприятия, слуховых дифференцировок. Наряду с этим в процессе ритмических интонационных игр, действий с предметами, моделированием содержания слова, обозначающего данный предмет, происходит уточнение и углубление смысла слова, восприятие его фонетико – фонематического образа, звукового и звуко-буквенного анализа, деление на слоги.

Вводится дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Практическое освоение языковых и неязыковых средств устного общения: интонация, громкость, темп, паузы, логические ударения, жест, мимика. Поэтому в качестве подготовительной работы для знакомства со звуком речи на данном этапе проводится цикл занятий по знакомству детей с языком как важнейшим средством общения, с правилами речевого общения.

2 этап коррекционной работы на лексическом уровне

Продолжением работы является совершенствование дифференциации согласных звуков по глухости и звонкости, а также фонем имеющих акустико – артикуляуионное сходство. Основным содержанием работы является обогащение словаря на материале слов из разных частей речи (сущ., прил, глагол, наречие). Знакомство с отношениями между родственными словами, отношениями паронимы, антонимы, многозначные слова; изменение формы слова с помощью приставки, суффикса, окончания; дифференцирование слов близких по акустическим признакам. Проводится обучение практическому овладению составлением словосочетаний, построение предложений, его интонационное оформление.

3 этап коррекционной работы на синтаксическом уровне - развитие связной речи

Решение задач в большой степени направлено на формирование умений осознано строить предложения, выделять модели предложений различных синтаксических конструкций; составлять связный текст из отдельных предложений; определять особенности текстов разных типов. Продолжается начатая на втором этапе работа по уточнению и совершенствованию грамматического оформления речи, согласование существительных с прилагательными и глаголами, дифференциация предлогов и приставок. Завершается работа по дифференциации фонем имеющих акустико – артикуляционное сходство.

Особенности планирования коррекционной работы

Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Работа по развитию речевых и неречевых процессов протекает параллельно. Формирование фонематических процессов, развитие лексико – грамматического строя речи, развитие связной речи идет одновременно с коррекцией звукопроизношения.

На каждом этапе работы допустимо групповое занятие разбивать на подгрупповые и индивидуальные занятия (например, при постановке или автоматизации звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.


1 класс

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

1. Дать понятие о слове и предложении

2. Обобщить сведения по звукобуквенному составу языка

3. Уяснить смыслоразличительную роль фонемы

4. Учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами

5. Закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв

Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса:

Учащиеся должны знать:

конструкцию предложения; основное отличие звука от буквы; звукобуквенный анализ и синтез слов; слоговой анализ слова.

Учащиеся должны уметь:

вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

отличать гласные звуки и буквы от согласных;

распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;

делить слово на слоги;

выделять в слове ударный слог;

правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

пересказывать несложные тексты.


2 класс

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.Активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения

( с небольшим распространением)

2.Формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове

3.Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё;

4.Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков

5.Формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки

6.Обогащать словарный запас как путём накопления представлений об окружающем мире;

новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования

7.Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи).

Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса:

Учащиеся должны знать:

гласные и согласные звуки и буквы, их признаки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие; названия предметов по различным лексическим темам; структуру предложения.

Учащиеся должны уметь:

правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;

распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;

распознавать парные согласные;

обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;

пользоваться различными способами словообразования;

владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

писать раздельно предлоги со словами;

правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.


3 класс

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи

2.Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове

3.Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования

4.Подготовить к усвоению морфологического состава слова

5.Расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения

6.Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:

Учащиеся должны знать:

слоговой анализ и синтез слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Учащиеся должны уметь:

производить звукобуквенный анализ слов;

устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;

пользоваться различными способами словообразования;

владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

использовать в речи различные конструкции предложений.

строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);

точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.


4 класс

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.Расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования

2.Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова

3.Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций

4.Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 4 класса:

Учащиеся должны знать:

изученные части речи и их признаки; признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова.

Учащиеся должны уметь:

активно пользоваться различными способами словообразования;

владеть навыками усвоения морфологического состава слова;

владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;

составлять план текста.

Направления работы

Диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;

-диагностику отклонений в речевом развитии, определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с задержкой психического развития выявление его резервных возможностей

- определение оптимального педагогического маршрута;

- планирование коррекционных мероприятий, разработка программы коррекционной работы;

- оценка динамики развития и эффективность коррекционной работы;

Одним из основных принципов диагностики нарушенного речевого развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследова­ние, оценку особенностей развития ребенка. В качестве источников диагностического инструмента­рия используется тестовая методика, предложенная Т.А. Фотековой (приложение 1). Проведенное обследование позволяет составить индивидуальные речевые профили, содержащие показатели успешности (в %) по всем разделам проведенной диагностики речевых функций.

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года, с целью определения сдвигов у детей в развитии речевых функций. Полученные результаты анализируются и фиксируются в речевых профилях (в виде таблиц и диаграмм). У учащихся вторых классов в конце учебного года проводятся письменные работы (диктант, списывание) с целью выявления проявлений дисграфии и для определения уровня успешности проведенной коррекционно – профилактической работы.


Коррекционно-развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с задержкой психического развития методик, методов и приёмов коррекционно-развивающего обучения;

-организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речевого развития и трудностей обучения;

-системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.

Коррекционно-развивающая работа определяет следующие принципы

- Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития).

- Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:

  • началу коррекционной работы предшествует этап диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах, и на основании этого заключения – построение коррекционной работы, исходя из ближайшего прогноза развития;

  • постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний ребенка в ходе коррекционно-развивающей работы с целью внесения необходимых корректив в работу.

- Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения
коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

- Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизиологических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа создает оптимальные возможности для индивидуализации развития.

- Принцип динамичности восприятия заключается в разработке заданий
проблемного характера. Решение проблемных ситуаций, преодоление трудностей
способствует развитию учеников, раскрытию их способностей и возможностей. Каждое задание переходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать мотивацию учащихся к занятиям, повышает самооценку, дает радость от преодоления трудностей.

- Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы способствовать развитию у учащихся навыка переноса информации, следовательно механизма самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

- Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает создание благоприятного эмоционального фона на занятиях, стимулирование у детей положительных эмоций.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с задержкой психического развития, единых для всех участников образовательного процесса (школьный ПМПк);

- разъяснение участникам образовательного процесса: обучающимся с задержкой психического развития, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ЗПР через различные формы просветительской деятельности (родительские собрания, лекции, беседы, тренинги, информационные стенды, печатные материалы, школьный сайт);

- проведение образовательных научно-практических семинаров, педагогических чтений, конференций, круглых столов, тематических выступлений, комплексных консультаций для педагогов и родителей.

Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР.

Условия реализации программы:

А) Нормативно – правовое обеспечение:

  •    Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  •    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

  •    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

  • Инструктивное письмо Минообразования РФ от 14 декабря 2000г. №2 « Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

  • Закон РФ «Об образовании Российской Федерации»» от 29.12.2012 года №273-ФЗ

  • Должностная инструкция учителя – логопеда;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года №АФ-150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательной программе начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Б) Психолого – педагогическое обеспечение:

  • Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, психических, умственных перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм).

В) Программно – методическое обеспечение:

  1. Волкова Л.С., Р.И. Лалаева, Е.М.Мастюкова Логопедия 1-е ,2 -е изд.. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

  2. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда / Р.И. Лалаева. –М.: гум. изд. Центр ВЛАДОС, 2004

  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004.

  4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.

  5. Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет/ сост. О.В.Епифанова.-Волгоград: Учитель, 2010

  6. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда.- М.: ВЛАДОС, 2001.

  7. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

  8. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., и др. – СПб.: КАРО,2006.

  9. Мазанова Е.В. Коррекция аграматической дисграфии.- М.: ГНОМ и Д, 2008.

  10. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии.- М.: ГНОМ и Д, 2008.

  11. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии.- М.: ГНОМ и Д, 2008.

  12. Павлушникова Н.Н. Харитонова Р.И. Обучение грамоте младших школьников с ЗПР. / М.: Изд. «Гном и Д», 2006.

  13. Дислексия, или почему ребенок плохо читает? / Т.П. Воронина-Ростов н/Д : Феникс,2014.

  14. Иншакова О.Б., Назарова А.А. Методика выявления дизорфографии у младших школьников.- М.: В.Секчёв,2014.

  15. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-М.: Нац. Книжный центр,2015.

  16. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Учебно-методическое пособие. 6-е изд.-М.: Генезис,2014.

  17. Лебедева П.Д. Коррекционная работа со школьниками с задержкой психического развития. СПб.:КАРО, 2004.

  18. Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников (3-4 классы) СПб.:КАРО, 2010

  19. Коржаева Е.Е. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР.-М.:ТЦ Сфера, 2011.

  20. Коноваленко В.В. Различаем парные твердые- мягкие согласные. Фонематические и лексико-грамматические упражнения с детьми 6-8 лет.-М.: ИЗД. ГНОМ, 2017.-144с.

  21. Аскульская Л.В. Предупреждение и коррекция дизорфографии у детей 2-5 классов общеобразовательной школы.-М.:Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2015.

  22. Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографиии у младших школьников часть1,2- М.: Редкая птица,2017

Интернет ресурсы:


http://www.boltun-spb.ru/

http://www.logoped-sfera.ru/

http://igrobukvoteka.ru/

http://www.r-rech.ru/

http://nsportal.ru/

http://games-for-kids.ru/

http://logoburg.com/

http://www.logoped.ru/

http://www.logopedmaster.ru/

http://festival.1september.ru/


Г) Материально – техническое обеспечение:

Школа – интернат имеет надлежащую материально – техническую базу, позволяющую обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14. 12. 2000 г.№2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

1

Столы с зеркалами

7

Столы для детей

2

Зеркала для индивидуальной работы

8

Детские стулья

3

Спирт, вата

9

Шкафы для хранения пособий

4

Настенные часы

10

Стеллажи для хранения игр

5

Магнитная доска

11

Стол для логопеда

6

Наборное полотно

12

Демонстрационные материалы:

плакаты «Алфавит»; «Звонкие и глухие согласные»

Технические средства

1

Компьютер Pentium4

2

Принтер: HP Laser Jet Pro 400 MFP m 425dw

3

Колонки Genius

4

Аудиозаписи (звуки улицы, природы — шум дождя, ветра, моря и т. п.)

5.

Тренажер «Звуковой анализ слов»


Материал для работы над звуковой культурой речи

1

Картотека наглядного материала для автоматизации и дифференциации звуков (на все звуки).

2

Комплексы артикуляционной гимнастики.

3

Демонстрационные фото артикуляционных упражнений.

4

Картинки-символы артикуляционных упражнений.

5.

Картинный и речевой материал для работы над звуко-слоговой структурой и звуконаполняемостью.

6.

Игра «Читаем и составляем слова»

7.

Игра «Угадай слово по первым звукам»

8.

Игра « Времена года»

9.

Звукотаблицы

10.

Игры на развитие фонематического слуха «Твердые согласные звуки» 2 части

11

Игры для автоматизации произношения звуков [ Б ] [ Б '] [П ] [П ']

12

Игры «Буква-сестрички», «Речевая тропинка», «Десять гласных подружек»

13

Лото «Веселые звуки»


Материал для работы над внеречевыми процессами

1

Игры для развития мелкой моторики

2

Игры для развития внимания, памяти, мышления, сенсорики


Материал для работы над словарем, лексико-грамматическим строем речи,

формированием связной речи

1

Демонстрационные (предметные и сюжетные) картинки по лексическим темам.

2

Игры для закрепления обобщающих понятий («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Подбери картинку»).

3

Игры для названия частей целого предмета («Целое и часть»).

4

Материал для усвоения категории числа («Один - много»)

5.

Материал для усвоения категории рода («Какая? Какой? Какое?»).

6.

Опорные картинки для составления сюжетных рассказов.

7.

Схемы для составления описательных рассказов.

Материал для коррекции письма и чтения

1

Альбом упражнений «Учусь работать с текстом» Е.В. Мазанова

2

Альбом упражнений «Учусь работать со словом» Е.В. Мазанова

3

Альбом упражнений «Учусь не путать звуки» 2 части Е.В. Мазанова

4

Альбом упражнений «Учусь не путать буквы» 2 части Е.В. Мазанова

5

Задания по развитию звукового анализа и синтеза

6

Задания на закрепление навыков по дифференциации парных глухих и звонких согласных в словах.

7

Задания по развитию звукового анализа и синтеза

8

Задания на совершенствование фонематического восприятия

9

Тренажер по русскому языку для учащихся 2-4 классов «Безударные гласные, проверяемые ударением»



Планируемые результаты коррекционной работы с обучающимися с задержкой психического развития на ступени начального общего образования:

Удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с задержкой психического развития:

  • успешно адаптируется в образовательном учреждении;

  • проявляет познавательную активность;

  • умеет выражать свое эмоциональное состояние, прилагать волевые усилия к решению поставленных задач;

  • имеет сформированную учебную мотивацию;

  • ориентируется на моральные нормы поведения и их выполнение;

  • осуществляет сотрудничество с участниками образовательного процесса.

Коррекция негативных тенденций развития учащихся:

  • дифференцирует информацию различной модальности;

  • соотносит предметы в соответствии с их свойствами;

  • ориентируется в пространственных и временных представлениях;

  • владеет приемами запоминания, сохранения и воспроизведения информации;

  • выполняет основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация);

  • адекватно относится к учебно-воспитательному процессу;

  • работает по алгоритму, в соответствии с установленными правилами;

  • контролирует свою деятельность;

  • адекватно принимает оценку взрослого и сверстника;

  • понимает собственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей;

  • контролирует свои эмоции, владеет навыками саморегуляции и самоконтроля;

  • владеет навыками партнерского и группового сотрудничества;

  • строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи;

  • использует навыки невербального взаимодействия;

  • выражает свои мысли и чувства в зависимости от ситуации, пользуется формами речевого этикета;

  • использует речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Развитие речи, коррекция нарушений речи:

  • правильно произносит и умеет дифференцировать все звуки речи;

  • владеет представлениями о звуковом составе слова и выполняет все виды языкового анализа;

  • имеет достаточный словарный запас по изученным лексическим темам, подбирает синонимы и антонимы, использует все части речи в процессе общения;

  • правильно пользуется грамматическими категориями;

  • строит сложные синтаксические конструкции.













ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Парфенова А., Распопова Д., Наумова Б.

Дата проведения


Тема занятия/

количество часов


Содержание работы


Примечания

По плану

По факту

1

2

3

4

5


1-3

03.09

06.09

07.09


Диагностика



4-6

10.09

13.09

14.09


Развитие пространственных представлений. (3ч.)


Определение схемы собственного тела. Ориентировка в окружающем пространстве. Графическое воспроизведение направлений. Понятия: вправо, влево, вверх, вниз.


7-9

17.09

20.09

21.09


Развитие временных представлений. (3ч.)

Времена года. Месяцы. Дни недели. Понятия: времена года, год, сутки, вчера, завтра


10-12

24.09

27.09

28.09


Развитие слухово­го и зрительного внимания и воспри­ятия. (3ч.)

Игры на разви­тие слухового и зрительного внимания и воспри­ятия, на развитие памяти и логического мышления.


13

01.10


Органы речи. Звуки речи. (1ч.)

Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Сравнить речевые и неречевые звуки. Дифференциация речевых и неречевых звуков.


14

04.10


Образование звуков речи (1ч.)

Показать как образуются звуки речи.


15

05.10


Гласные звуки и буквы (1ч.)

Уточнение артикуляции и звучания гласных I ряда. Выделение гласного звука в ряду других гласных, в слогах, в словах в различных позициях под ударением. Сравнение слов, отличающихся одной гласной (дом – дым – дам)


16

08.10


Гласные II ряда. Образование гласных II ряда. (1ч.)

Узнавание и вычленение гласных II ряда на слух. Сказка о букве Й и её друзьях гласных I ряда


17-19

11.10

12.10

15.10


Звуковой анализ и синтез слов. (3ч.)

Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове.



Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство


20

21

18.10

19.10


Парные звонкие и глухие согласные (2ч.)

Развитие фонематических дифференцировок на материале парных звонких и глухих согласные


22

22.10


Звук и буква «С» в слогах и словах. (1ч.)

Характеристика звука. Выделение звука в разных позиция Понятие «глухой согласный»


23

25.10


Звук и буква «З» в слогах, словах. (1ч.)

Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях Понятие «звонкий согласный»


24

26.10


Дифференциация звуков [З – С],

[З’ – С’] в изолированной позиции, в слогах и словах. (1ч.)

Сравнение звуков по артикуляции и звучанию.

Звукобуквенный анализ слов с данными звуками. Дифференциация твердых и мягких согласных.


2 четверть

25

05.11


Дифференциация звуков [З – С],

[З’ – С’] в изолированной позиции, в слогах и словах. (1ч.)

Сравнение звуков по артикуляции и звучанию.

Звукобуквенный анализ слов с данными звуками. Дифференциация твердых и мягких согласных.


26

08.11


Звук и буква «П» в слогах и словах. (1ч.)

Выделение звука в разных позициях. Характеристика звука Звукобуквенный анализ слов с данным звуком.


27

09.11


Звук и буква «Б» в слогах и словах. (1ч.)

Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях. Звукобуквенный анализ слов с данным звуком.


28

29

12.11

15.11


Дифференциация звуков [Б – П], [Б’ – П’] по глухости–звонкости в изолированной позиции, в слогах, словах. (2ч.)

Сравнение звуков по артикуляции и звучанию. Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных. Звукобуквенный анализ слов с данными звуками


30

16.11


Звук и буква «Т» в слогах, словах. (1ч.)

Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях Деление слов на слоги.


31

19.11


Звук и буква «Д» в слогах, словах. (1ч.)

Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях Звукобуквенный анализ слов с данным звуком.


32

33

22.11

23.11


Дифференциация звуков [Д–Т] в изолированной позиции, в слогах и словах. (2ч.)

Сравнение звуков по артикуляции и звучанию. Звукобуквенный анализ слов различной слоговой структуры. Дифференциация согласных по глухости–звонкости



34

26.11


Звук [Т’] в слогах и словах. (1ч.)


Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных. Выделение звука в разных позициях. Звукобуквенный анализ слов различной слоговой структуры.


35

29.11


Звук [Д’] в слогах и словах. (1ч.)

Выделение звука в разных позициях. Звукобуквенный анализ слов с данным звуком. Дифференциация твердых и мягких согласных


36

37

30.11

03.12


Дифференциация звуков [Д’–Т’] в изолированной позиции в слогах и словах. (2ч.)

Сравнение звуков по артикуляции и звучанию. Дифференциация твердых и мягких согласных. Звукобуквенный анализ слов различной слоговой структуры.

38

06.12


Звук и буква «Ф» в слогах и словах. (1ч.)

Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях Звукобуквенный анализ слов с данным звуком.


39

07.12


Звук и буква «В» в слогах и словах. (1ч.)

Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях Звукобуквенный анализ слов с данным звуком.


40

41

10.12

13.12


Дифференциация звуков [Ф – В], [Ф’ – В’] в изолированной позиции, в слогах и словах. (2ч.)

Сравнение звуков по артикуляции и звучанию. Звукобуквенный анализ и слоговой синтез слов с данными звуками. Дифференциация согласных по глухости–звонкости. Дифференциация твердых и мягких согласных


42

14.12


Звук и буква «К» в слогах и словах. (1ч.)

Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях. Звукобуквенный анализ слов с данным звуком

43

17.12


Звук и буква «Г» в слогах и словах. (1ч.)

Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях. Звукобуквенный анализ слов с данным звуком.


44

45


20.12

21.12


Дифференциация звуков [Г – К], [Г’ – К’] в изолированной позиции, в слогах и словах. (2ч.)

Сравнение звуков по артикуляции и звучанию.

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез слов с данными звуками.


46

47


24.12

27.12


Звук и буква «Ш» в слогах и словах (2ч.)

Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях Правописание «жи-ши». Звукобуквенный анализ слов с данным звуком.


3 четверть

48

49


11.01

14.01


Звуковой анализ и синтез слов. (2ч.)

Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове.


50

51


17.01

18.01


Звук и буква «Ж» в слогах и словах. (2ч.)

Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях. Правописание «жи-ши». Звукобуквенный анализ и слоговой синтез слов с данным звуком.


52

53

21.01

24.01


Дифференциация звуков [Ж–Ш] в изолированной позиции, в слогах и словах. (2ч.)


Сравнение звуков по артикуляции и звучанию.

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез слов с данными звуками. Развитие фонематических дифференцировок на материале парных звонких и глухих согласные. Правописание «жи-ши».



Слоговая структура


54


25.01


Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. (1ч.)

Развивать умение анализировать слоговую структуру слова.


55

56


28.01

31.01



Анализ односложных , двусложных трёхсложных слов (2ч.)

Развивать умение анализировать слоговую структуру слова.


57

58


01.02

04.02


Деление на слоги слов со стечением согласных. (2ч.)

Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных.


59

60

61


07.02

08.02

11.02


Определение ударного слога в словах. (3ч.)

Учить определять ударный слог в словах.



Слово и предложение


62

63


14.02

15.02


Слово. Слова обозначающие предметы (2ч.)

Знакомство со словами-предметами ( отвечающие на вопросы кто? что?) Обогащение номинативного словаря.


64

65


18.02

21.02


Слово. Слова обозначающие действия (2ч.)

Развитие словаря слов-действий. Подбор слов к предмету. Работа по словоизменению и слово­образованию. Развитие навыка постановки воп­роса к словам-действиям (что делает?)


66

67


22.02

25.02


Слово. Слова обозначающие признак (2ч.)

Развитие словаря слов-признаков. Развитие навыка постановки воп­роса к словам-признакам какой? какая? какое? какие?



68

69


28.02

01.03


Предложение (2ч.)

Практическое овладение составлением простого распространенного предложения. Формировать умение составлять предложения из слов, данных в нужной форме в разбивку.


70

71

72

73

04.03

07.03

11.03

14.03


Родственные слова.(4ч.)

Безударная гласная в корне слова. Проверка гласной в слабой позиции в слове. Подбор проверочных слов



Работа с предлогами


74

15.03


Предлоги. Предлоги на, в. (1ч.)

Учить правильно использовать предлоги в устной речи.


75

18.03


Предлоги. Предлоги с, (со)- из. 1ч.)

Учить правильно использовать предлоги в устной речи.


4 четверть

76

01.04


Предлоги. Предлоги над, под. (1ч.)

Учить правильно использовать предлоги в устной речи.


77

04.04


Предлоги. Предлоги по -к (1ч.)

Учить правильно использовать предлоги в устной речи.


78


05.04


Дифференциация предлогов. (1ч.)

Закрепление употребления предлогов в устной речи.


79

80

81

08.04

11.04

12.04


Раздельное написание предлогов со словами. (3ч.)

Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.


82

83


15.04

18.04


Упражнения в правописании приставок и предлогов (2ч.)

Упражнять в написании предлогов и приставок со словами.



Текст


84

85

86

87

88

19.04

22.04

25.04

26.04

29.04


Составление описательного рассказа с опорой на картинку (5ч.)

Формировать умение составлять рассказ с помощью внешних опор.



89

90

91

06.05

10.05

13.05


Составление сюжетного рассказа (3ч.)

Учить составлять рассказ с использованием предложенных слов –действий.


92

16.05


Пересказ текста «Лето в лесу» (1ч.)

Обучение последовательному пересказу с опорой на вопросы


93

17.05


Пересказ текста «Цыпленок» (1ч.)

Обучение последовательному пересказу с опорой на вопросы


94

95

96

20.05

23.05

24.05


Обследование учащихся.




Всего: 96 часов


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССА

Матвеевой А., Каргачева Т., Парфеновой В. Ирикова А., Каргачевой А.


Дата проведения


Тема занятия/количество часов

Примечания


По плану

По факту


1

2

3

4

5

1 четверть

1

2

3


03.09

06.07

07.09


Обследование учащихся. (3ч)


4

10.09


Звуки и буквы, их различение.(1ч.)


5

13.09


Гласные звуки.(1ч.)


6

14.09


Йотированные гласные. (1ч.)


7

17.09


Согласные звуки (1ч.)


8

20.09


Что мы знаем о звуках и буквах (обобщающее занятие) (1ч.)


9


21.09



Звукобуквенный анализ слов. (1ч.)


10

11

24.09

27.09


Предложение. Слово. (2ч)


12

28.09


Слова обозначающие предметы (1ч.)


13

01.10


Слова обозначающие действия. (1ч.)


14


04.10



Слова обозначающие признаки. (1ч.)


15

16

17

05.10

08.10

11.10


Грамматическое оформление предложения. Определение границ предложения. (3ч)


18


12.10



Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. (1ч)


19

20

21

15.10

18.10

19.10


Главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. (3ч)


22

22.10


Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. (1ч)


23

25.10


Количественный и последовательный анализ предложений. (1ч)


24

26.10


Проверь себя. (1ч)


2четверть

25

26

27

05.11

08.11

09.11


Предлоги. Значение, правописание. (3ч)


28

29

30

12.11

15.11

16.11


Приставка и предлог. (3ч)


31

19.11


Проверь себя. (1ч)


32

33

22.11

23.11


Гласные и согласные звуки. (2ч)


34

35

36

26.11

29.11

30.11


Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. (3ч)


37

38

03.12

06.12


Правила переноса слов. (2ч)


39

40

41

07.12

10.12

13.12


Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Правила переноса слов. (3ч)


42

14.12


Проверь себя (1ч)


43

44

45

17.12

20.12

21.12


Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. (3ч)


46

24.12


Проверь себя. (1ч)


47

27.12


Работа с деформированным текстом. (1ч)


3 четверть

48

49

11.01

14.01



Ударные и безударные гласные в слове. Правописание слов с безударными гласными в корне. (2ч)


50

51

52

53

17.01

18.01

21.01

24.01


Правописание безударных гласных в корне слова. (4ч)


54

25.01


Проверь себя. (1ч)


55

56

57

28.01

31.01

01.02


Гласные первого и второго рядов. Йотированные гласные. (3ч)


58

04.02


Проверь себя. (1ч)


59

60

61

62

07.02

08.02

11.02

14.02


Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. (4ч)


63

15.02


Проверь себя. (1ч)


64

65

66

18.02

21.02

22.02


Разделительный мягкий знак и мягкий знак — показатель мягкости согласных. (3ч)


67

25.02


Проверь себя. (1ч)


68

69

70

28.02

01.03

04.03


Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак. (3ч)


71

07.03


Проверь себя. (1ч)


72

73

74

75

11.03

14.03

15.03

18.03



Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. (4ч)


4 четверть

76

01.04


Проверь себя. (1ч)


77

78

04.04

05.04


Непроизносимые согласные. (2ч)


79

08.04


Проверь себя. (1ч)


80

81

82

83

11.04

12.04

15.04

18.04


Фонематический анализ и синтез. (4ч)


84

19.04


Проверь себя. (1ч)


85

22.04


Работа с деформированным текстом. (1ч)


86

87

25.04

26.04


Восстановление текста по картинному плану. (2ч)


88

29.04


Работа с деформированным текстом. Упражнение «Что скрывается под кляксой?» (1ч)


89

90

91

92

06.05

10.05

13.05

16.05


Составление рассказа повествовательного характера по сюжетным рисункам. (4ч)


93

17.05



Проверка усвоения учебного материала. (1ч)


94

95

96

20.05

23.05

24.05


Обследование учащихся. (3ч)


Всего: 96 часов





Приложение 1


Система оценки результатов диагностики речевых нарушений школьников

по методике Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной

Методика состоит из двух разделов. Первый направлен на исследование особенностей устной речи, второй – на проверку письменной речи. Первый раздел включает 9 серий, позволяющих определить уровень сформированности экспрессивной и импрессивной речи. Каждая серия , в свою очередь подразделяется – на группы заданий, объединяющих конкретные речевые пробы. Второй раздел методики направлен на проверку письменной речи. Он состоит из 2 серий, которые представлены в вариантах несколько отли­чающихся для первоклассников и учащихся 2-4 классов. 1-я серия направлена на оценку письма, 2-я серия проверяет навыки чтения.

Блок 1.

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи включает четыре группы заданий:

  1. Проверка фонематического восприятия;

  2. Исследования состояния артикуляционной моторики;

  3. Исследование звукопроизношения;

  4. Проверка сформированности звукослоговой структуры слова.

Серия 2. Исследование навыков языкового анализа

Серия 3. Исследование грамматического строя речи.

Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования.

Серия 5. Исследование состояния лексического компонента речи

Серия 6. Исследование связной речи.

Все задания первого блока объединены в шесть серий. Задания пяти серий оцениваются одинаково, максимальный бал за один ответ 1 бал (кроме проб на звукопроизношение -максимальный бал 3 за каждую группу звуков). Задания шестой серии, исследование связной речи, максимально оценивается в 9 балов (смысловая адекватность -3б., грамматическое оформление- 3б., самостоятельность-3б. Наибольшее количество баллов за всю методику равно ста семидесяти. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 170 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 170. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем c одним из четырех выделенных уровней успешности.

IV уровень - 100-80%;

IIIуровень - 79,9-65%;

II уровень - 64,9-45%;

I уровень - 44,95% и ниже.


Обобщая результаты использования методики, можно сказать, что самый высокий четвертый уровень успешности встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием.

Успешность третьего уровня свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте либо о выраженной несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей задержкой психического развития или с негрубым общим недоразвитием речи (ОНР III уровня или элементы ОНР).

Успешность выполнения речевых проб, соответствующая 2 уровню, указывает на наличие выраженного недоразвития речи. Помимо речевого дефекта, у них обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходимо комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая, а по возможности – нейропсихологическая. Успешность второго уровня встречается и у детей с ЗПР.

Самый низкий первый уровень успешности выполнения методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи. У детей с такими показателями часто диагностируются моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию.




















Протокол обследование устной и письменной речи

ФИО______________________________________________________________

Класс__________возраст_____________даты обследования _____ ______ _____ _____

БЛОК 1 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

СЕРИЯ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

пробы


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Критерии оценки

(MAX 1)

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

1 «Улыбка - трубочка»









1 балл — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0,5 балла — за медленное и напряженное выполнение;

0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов — невыполнение движения.

2 «Лопатка»









3 «Иголочка»









4. «Маятник» (вправо/влево)









5. «Качели» (вверх/вниз)









ИТОГО (max 5)









ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

пробы

(повторить за логопедом)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Критерии оценки

(MAX 1)

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

1. Свистящие: [С]: Сын ест суп. [С’]: На осине сидит синица. [З]: В зале звучит музыка. [З’]: У хозяйки зелье в подземелье. [Ц]: У колодца цыпленок.









3- норма;

2- не автоматизированы;

1- заменяются на другие, правильно произносимые звуки;

0- искажаются или отсутствуют.


2. Шипящие: [Ш]: Машина шуба в шкафу. [Ж]: Жук жужжит. [Щ]: В ущелье скопище клещей. [Ч]: На веточке певчая птичка.









3. [Л] - [Л‘]: У елки колкие иголки. Лена поливает лилии.









4. [Р] - [Р‘]: На огороде рос горох. Мария трет редьку.









5. Другие звуки.









ИТОГО (max=15)









ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Пробы (для 1 кл/ 2 кл/ 3 кл/ 4 кл)

(повторить за логопедом)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Критерии оценки (MAX 3)

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

БА-ПА ПА-БА









1 - точно, правильно, в темпе

0.5 - первый - правильно, второй - как первый

0,25 - неточно все (перестановка, замена, пропуск)

0 - отказ, невозможность выполнения

СА-ША ША-СА









ША-ЖА ША-ЖА- ША









ЦА-СА-ЦА СА-ЦА-СА









РА-ЛА-РА ЛА-РА-ЛА









ИТОГО (max=5)









ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

пробы


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Критерии оценки (MAX 3)

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

1-2 «скакалка» «космонавт»









1-правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления

0,5-замедленное послоговое воспроизведение

0,25-искажение , пропуски звуков и слогов

0-невоспроизведение

3-4. «танкист» «строительство»









5-6«температура» «серпантин»









7-8 «термометр» «сковорода»









9 «кораблекрушение»









10 «мотоциклист»









ИТОГО (max=10)

ИТОГО

ЗА СЕРИЮ (max=35)












СЕРИЯ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

пробы


1 класс

пробы


2 класс

Критерии оценки (MAX 3)

нач

кон

нач

кон

1. Какой 1 звук в слове?

Нач: аист, жаба, труба, кабан.

Кон: кубик, апельсин, молоток, грабли.

ИТОГО:4



1. Выдели глас. зв. из названий картинок

Нач: курица, глобус, автобус, гири.

Кон: вилка, клоун, акула, барабан.



1 правильный ответ с первой попытки


0,5- правильный ответ со второй попытки


0,25- правильный ответ с третьей попытки


0- Неверный ответ после третьей попытки


2. Какой посл. звук в слове?

Нач: лимон, кенгуру, колесо, муравей.

Кон: пылесос, окно, стол, шкаф.

ИТОГО:4



2. Выдели предпоследний звук из назв. карт.

Нач: шарф, туча, сумка, чайник.

Кон: колбаса, паук, стол, шорты.



3. Сколько звуков в слове?

Нач: жук, пила, бант.

Кон: душ, сыр, зонт, замок.

ИТОГО:3



3. Запиши, сколько зв в слове?

Нач: гусь, кукла, стул.

Кон: лось, лимон, кит, жираф.



4. Назови общий звук в словах? Нач: дом-окно, очки-меч, мышь-мост.

Кон: пила-стол, жук-суп, рак-морж.

ИТОГО:3



4. Выдели общий звук из названий карт.

Нач: коса-сыр, губы-лук, нога-гриб.

Кон: уши-шапка, бусы-жаба, дом-зонт.



5. Сколько слов в предложении

Ден6ь был теплым

Около дома росла береза

ИТОГО:2



5. Сколько слов в предложении

Ден6ь был теплым

Около дома росла береза



6. Отбери картинки, в названиях которых есть звук [с].

ИТОГО:1



6. Отбери картинки, в названиях которых есть звук [к].



7. Придумай слово со звуком: (2-3)

Нач: [м], [к], [у].

Кон: [т], [ш], [н].

ИТОГО:3



7. Придумай слово со зв:

Нач: [п], [д], [ч].

Кон: [и], [в], [ц].



ИТОГО (max=20)



ИТОГО(max=20)



пробы


3 класс

пробы


4 класс

Критерии оценки (MAX 3)

нач

кон

нач

кон

1. Выдели 3 звук из назв. карт-ок Нач: дыня, вагон, жилет, лампа.

Кон: майка, робот, мочалка, лапа.



1. Выдели 4-ый звук из названий картинок

Нач: кран, галстук, лампа, апельсин.

Кон: клоун, маска, груша, плита.



1 правильный ответ с первой попытки


0,5- правильный ответ со второй попытки


0,25- правильный ответ с третьей попытки


0- Неверный ответ после третьей попытки


2. Какой звук перед звуком [с]? Нач: лист, кастрюля, стол, трусы.

Кон: мост, лиса, капуста, ананас.



2. Назови звуки, стоящие между

[и]- [у].

Нач: аквариум, курица, уши, будильник.

Кон: духи, спутник, туфли, улитка.



3. Выдели все тв. согл. звуки из назв. карт-ок, если они есть

Нач: очки, кабан, банан, туфли.

Кон: ножи, улитка, тапок, телефон.



3. Выдели все мягк. согл. звуки из назв. карт-ок, если они есть

Нач: слон, орехи, снеговик, перец.

Кон: шляпа, пень, звезда, коляска.



4. Выдели звук, встречающийся в занв. карт-ок несколько раз?



4. Выдели общий звук из названий карт.



5. Сколько слов в предложении

Ден6ь был теплым

Около дома росла береза



5. Сколько слов в предложении

Ден6ь был теплым

Около дома росла береза



6. Отбери картинки, названия которых состоят из 3 слогов.



6. Отбери картинки, в названиях которых второй слог ударный.



7. Придумай слово с 3,4,5 звуками:




7. Придумай слово со зв:

Нач: [л], [л’], [б].

Кон: [о], [р’], [ф].



ИТОГО (max=20)



ИТОГО(max=20)













СЕРИЯ 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

пробы


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Критерии оценки (MAX 1)

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

Повторение предложений

1.Птичка свила гнездо.

2.В саду много красных яблок.

3.Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

4.Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

5.На зеленом лугу, который был за рекой паслись лошади.

ИТОГО (max=5)









1-правильное и точное воспроизведение

0,5- пропуск отдельных слов

0,25- пропуск частей предложения, искажение смысла, предложение не закончено

0-невоспроизведение






1-выявление и исправление ошибок

0,5- выявление ошибок с незначительными неточностями воспроизведение

0,25-ошибка выявлена, но не исправлена

0-ошибка не выявлена



1-предложение составлено верно

0,5- нарушен порядок слов

0,25-пропуски слов или замены слов, смысловые неточности

0-задание не выполнено





1-правильный ответ

0,5- после стимулирующей помощи

0,25-правильный ответ после помощи 2 вида

0--задание не выполнено даже после предложенной помощи



1-правильный ответ

0,5- после стимулирующей помощи

0,25-форма образована неверно

0--задание не выполнено

Верификация предложений

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

ИТОГО (max=5)









Составление предложений не предъявленных в начальной форме

Мальчик, открывать, дверь.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Витя, косить, трава, кролик, для.

Петя, купить, шар, красный, мама.

ИТОГО (max=5)









Добавление предлогов

Лена наливает чай … чашки.

Почки распустились … деревьях.

Птенец выпал гнезда.

Щенок спрятался … крыльцом.

Пес сидит … конуры.

ИТОГО (max=5)









Образование сущ. мн. числа в им. и родительном пад.

Дом- дома- домов,

стул – стулья-стульев,

окно – окна-окон,

звезда –звезды-звезд,

ухо – уши-ушей

ИТОГО (max=5)









ИТОГО (max=25)









СЕРИЯ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

пробы


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Критерии оценки (MAX 1)

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

У кошки-котята

У козы- У овцы –

У волка – У утки –

У лисы – У льва –

У собаки – У курицы –

У свиньи – У коровы –

ИТОГО (max=10)









1-правильный ответ

0,5-самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи

0,25-неверно образованная форма

0-невыполнение



















1-правильный ответ

0,5-самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи

0,25-неверно образованная форма

0-невыполнение


Образ. относит. прил.

кукла из бумаги – бумажная

шляпка из соломы -

кисель из клюквы –

горка изо льда –

варенье из вишни-

варенье из яблок -

суп из грибов-

лист осины-

салат из моркови –

лист дуба-

варенье из сливы-

ИТОГО (max=10)









Образование качественных прил.

Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если

мороз – солнце – снег – ветер – дождь - …..

ИТОГО (max=5)









Образ. притяж. прил.

у собаки лапа собачья, а у …

кошки- мыши- льва - медведя- курицы- лисы- клюв птицы- ружьё охотника- белки- зайца-

ИТОГО (max=10)









4. Согл. сущ. с числ. 2 и 5

Ухо уха ушей

Помидор помидора помидор

Ручка ручки ручек

Кубик кубика кубиков

Стул стула стульев

ИТОГО (max=5)









5. Употребление ППК «Скажи, где ложка, птичка, бочка»

ИТОГО (max=1)









ИТОГО (max=41)









СЕРИЯ 5. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ

Пробы (для 1 кл/ 2 кл/ 3 кл/ 4 кл)


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Критерии оценки (MAX 3)

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

1. Знание обобщающих понятий









1-правильный ответ

0,5-самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи

0,25-неверно образованная форма

0-невыполнение


2. Знание предметов и их частей









3. Подбор прил. (3-4) к сущ.









4. Знание антонимов

ночь - добрый-

холодный- слабый- 

густой-     твердый - 

мокрый- чистый-

широкий- большой-

ИТОГО (max=10)









ИТОГО (max=13)










СЕРИЯ 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Пробы

(для 1 кл/ 2 кл/ 3 кл/ 4 кл)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Критерии оценки (MAX=3+3+3)

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

смысловая адекватность

грамматич-ое оформление

самостоя-тельность

1. Составить рассказ по серии картинок









3-все смысл. звенья воспр-ит;

2-незнач. изменение ситуации, неправильное воспроизв-ие причинно-следств. связей;

1-выпадение смысловых звеньев, существ-ое искажение смысла, незаверш-ть;

0-невып-ие.

3-без нарушений лексико-грам. норм;

2-аграм-ов нет, но наблюд-ся стереотипность высказ-ия, неточности в употр. слов;

1-аграм-мы, стереотип-ть, неадекв-ое исп-ие слов;

0-рассказ/ пересказ н оформлен.

3-выполняет сам, без помощи;

2- мин. помощь (1-2 навод. вопроса);

1-выполнение только по навод. вопросам;

0-невып-ие, даже после навод. вопросов.

2. Пересказ (послушай рассказ и приготовься пересказывать)









ИТОГО (max=18) баллы


























БЛОК 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ для 2, 3, 4 классов

СЕРИЯ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА

Пробы (для 1 кл/ 2 кл/ 3 кл/ 4 кл)


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Критерии оценки (MAX 4)

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

1. Списывание









4- 2-3 дисграфических ошибки;

3- 5-6 ДСГ ошибки;

2- 9-10 ДСГ ошибок;

1- 10 и более ДСГ ошибок;

0- навык письма не сформирован.

2. Диктант








ИТОГО (max=8)












СЕРИЯ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ для 2, 3, 4 классов

Пробы

(для 1 кл/ 2 кл/ 3 кл/ 4 кл)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Критерии оценки (MAX=3+4+3)

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

скорость

правильность

понимание

1. Чтение









3-высокая

2-средняя

1-низкая

0-очень низкая


4- не более 5 ошибок с самокор-ей;

3- 6-8 ошибок с самокор-ей;

2-до 10 ошибок, большая часть которых исправлена;

1-более 10 ошибок;

0-навык чтения не сформирован.

3-полные ответы на вопросы по содержанию;

2- полный ответ после помощи;

1-неточность или неполнота понимания;

0-частичное понимание или полное непонимание.

ИТОГО (max=10) баллы
































Общее количество балов -170









17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!