СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по русскому языку 2 класс и аннотация . УМК Школа России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по русскому языку 2 класс и аннотация . УМК Школа России.»

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса

УМК «Школа России» на 2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка

Основание:

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;

  4. Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые

допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699

  1. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – Сан-Пин 2.4.2.2821-10).


Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

  2. Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ школа №559;

  3. Учебного плана ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2021 - 2022 учебный год;

  4. Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык»

  5. Авторской программы по русскому языку В.П.Канакиной

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).

При организации образовательного процесса используются  элементы дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения.

Целью реализации основной образовательной программы начального

общего образования по учебному предмету «Русский язык» является усвоение содержания учебного предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и основной образовательной программой начального общего образования образовательной организации.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Главными задачами реализации учебного предмета «Русский язык» являются

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • формирование навыков культуры речи во всех её направлениях, умений правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Методы и формы контроля:

  • фронтальный опрос, индивидуальный опрос

  • письменный опрос: диктант, изложение, сочинение, словарный диктант, письмо по памяти, контрольное списывание, тестовые работы, самостоятельные и проверочные работы;

  • устный опрос: беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте;

  • текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль, самоконтроль, взаимоконтроль

  • защита проекта

Формы промежуточной аттестации:

  • вводная контрольная работа

  • текущие контрольные работы

  • итоговая контрольная работа

УМК: «Школа России»

Пособие для обучающихся:

  • Канакина В. П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – изд. – М.: Просвещение, 2018.

Пособия для педагога:

  • Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013.

  • Канакина В. П., Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1 – 2 класссы: пособие для учителей общеобразоват.организаций/ В.П.Канакина, Г.С.Щеголева. - М.: Просвещение, 2015

Электронные образовательные ресурсы:

  • Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс


Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

  • Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский язык»

Планируемые результаты – личностные и метапредметные по учебному предмету «Русский язык».

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

«Русский язык»

Общие предметные результаты освоения программы

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры; значение языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального значения;

  • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

  • формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

  • осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, владение умением проверять написанное;

  • овладение УД с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка; об основных единицах языка, их признаков и особенностях употребления в речи;

  • формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

  • определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

  • понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);

  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

  • определять ударный и безударные слоги в слове;

  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

  • использовать знание алфавита при работе со словарями;

  • определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

  • иметь представление о синонимах и антонимах;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

  • наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что? собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.



Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

  • устанавливать связи слов между словами в предложении;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • восстанавливать деформированные предложения;

  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

  • находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;

  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

  • разделительный мягкий знак (ь);

  • знаки препинания конца предложения (. ? !);

  • раздельное написание предлогов с именами существительными;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

  • применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

  • безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;

  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

  • (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

  • пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

  • различать устную и письменную речь;

  • различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.



В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:

  • понимать – предложение – это основная единица речи;

  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

  • различать главные члены предложения;

  • понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

  • различать словосочетание и предложение;

  • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я; различать деление слов на слоги и для переноса;

  • понимать влияние ударения на смысл слова;

  • различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;

  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

  • понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

  • верно употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;

  • составления предложений на заданную тему;

  • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

  • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

  • самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

  • орфографической грамотности речи учащихся;

  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;

  • деления слов на слоги и переноса слов;

  • правильного написания слов с буквой Й;

  • обозначения мягкости согласных на письме;

  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

  • употребления прописной буквы в именах собственных;

  • работы со словарём (использование алфавита);

  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

  • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Содержание программы

При корректировке рабочей программы в I четверти организовано повторение программного содержания по предмету за 2019 – 2020 учебный год (IV четверть).

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170 ч)

Тема 1. Наша речь (3 ч)

Язык и речь. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей.

Тема 2. Текст (4 ч)

Текст. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Красная строка в тексте.

Тема 3. Предложение (12 ч)

Различение предложения, словосочетания, слова. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение.

Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения.

Тема 4. Слово и его лексическое значение (18 ч)

Слово и его лексическое значение. Слово – общее название многих однородных предметов.

Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование.

Родственные слова. Выделение корня. Однокоренные слова.

Слово. Слог. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Гласные ударные и безударные.

Правила переноса слов с одной строки на другую.

Тема 5. Звуки и буквы (60 ч)

Звуки и буквы: гласные и согласные.

Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Согласные звуки и буквы. Правописание удвоенных согласных. Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа «конь», с двойными согласными.

Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Глухие и звонкие согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове. Правописание парных согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов.

Тема 6. Разделительный мягкий знак (4 ч)

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный мягкий знак.

Тема 7. Части речи (56 ч)

Части речи (общее представление) (2 ч)

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

Имя существительное (19 ч)

Значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

Изменение существительных по числам.

Глагол как часть речи (12 ч)

Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи (13 ч)

Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам. Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи (4 ч)

Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог (6 ч)

Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тема 8. Повторение (17ч)

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Звуко-буквенный анализ слов. Части речи. Звуки и буквы. Правила правописания.




Слова с непроверяемыми написаниями:

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.


Календарно-тематическое планирование на 2021/22 учебный год

2 класс, 170 ч


№ урока

Тема урока

Возможные формы контроля

Дата проведения

план

факт

Наша речь (3 ч)

Язык и речь




Виды речи




Диалог и монолог




Текст (4 ч)

Тема и главная мысль текста.




Входная диагностическая работа

Диагн. работа



Заглавие текста




Части текста




Предложение (12 ч)

Предложение как единица речи, его назначение и признаки




Различные предложения по цели высказывания и интонации




Знаки препинания конца предложения




Главные члены предложения (основа предложения)




Второстепенные члены предложения




Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения




Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения




Контрольный диктант №1

Контр. диктант



Cвязь слов в предложении.




Распространенные и нераспространенные предложения




Развитие речи. Составление предложений из набора слов, по опорным словам. Сочинение по репродукции картины И.Остроухова «Золотая осень»

Сочинение



Анализ сочинения и работа над ошибками. Обобщение по теме «Предложение».

Провероч.
работа



Слово и его лексическое значение (18 ч)

Слово и его лексическое значение




Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов




Однозначные и многозначные слова




Прямое и переносное значение слов




Синонимы




Антонимы




Работа со словарем синонимов и антонимов




Развитие речи. Письменное изложение текста по вопросам

Изложение



Анализ изложения и работа над ошибками. Родственные (однокоренные) слова




Однокоренные слова. Корень слова




Различение родственных слов и синонимов




Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах




Слог. Ударение.




Определение ударного слога




Перенос слов по слогам




Перенос слов по слогам.

Провероч.
работа



Перенос слов по слогам.




Контрольный диктант №2

Контр.
диктант



Звуки и буквы (60 ч)

Анализ диктанта и работа над ошибками. Звуки и буквы.




Русский алфавит, или Азбука




Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

Сочинение



Анализ рассказа по серии сюжетных картинок и работа над ошибками. Обобщение об алфавите




Гласные звуки и буквы




Гласные звуки. Слова с буквой э




Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки




Правило обозначения буквой безударного гласного звука




Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук в корне слова




Правописание слов с безударным гласным звуком в корне




Правописание слов с безударным гласным звуком в корне




Правописание слов с безударным гласным звуком в корне




Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова




Упражнение в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением




Упражнение в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением




Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением.




Общее представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы




Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами




Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство»

Составл.
рассказа



Контрольный диктант №3

Контр.
диктант



Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание слов с безударными гласными в корне




Согласные звуки и буквы




Согласный звук [й'] и буква Й («и краткое»)




Слова с удвоенными согласными




Проект «И в шутку, и всерьез».

Проект



Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения




Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения




Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме




Развитие речи. Изложение текста по вопросам

Изложение



Анализ изложения и работа над ошибками. Проект «Пишем письмо»

Проект



Буквосочетания с шипящими звуками




Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч




Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Проект «Рифма».

Проект



Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч.




Контрольный диктант №4

Контр.
диктант



Анализ диктанта и работа над ошибками. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу




Развитие речи. Работа с деформированным текстом

Деформ.
текст



Контрольное списывание

Контр.
списыв.



Звонкие и глухие и согласные звуки




Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне




Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Особенности проверяемого и проверочного слов с парными согласными




Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне




Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне




Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне




Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне




Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова




Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова




Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова




Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова




Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова




Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова




Контрольный диктант №5

Контр.
диктант



Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний об изученных правилах




Обобщение знаний об изученных правилах




Обобщение знаний об изученных правилах




Развитие речи. Изложение текста по вопросам

Изложение



Анализ изложения и работа над ошибками Разделительный мягкий знак (ь)




Разделительный мягкий знак, его роль в слове Правописание слов с разделительным мягким знаком




Разделительный мягкий знак, его роль в слове Правописание слов с разделительным мягким знаком




Обобщение изученного материала




Части речи (56 ч)

Части речи (общее представление)




Части речи




Имя существительное (19 ч)

Имя существительное как часть речи




Значение и употребление имён существительных в речи




Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные




Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные




Различие одушевлённых и неодушевлённых существительных с опорой на вопросы кто? что?




Упражнение в распознавании одушевлённых и неодушевлённых существительных




Собственные и нарицательные имена существительные




Собственные и нарицательные имена существительные




Собственные и нарицательные имена существительные




Собственные и нарицательные имена существительные




Единственное и множественное число имён существительных




Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе




Развитие речи. Изложение текста по вопросам

Изложение



Анализ изложения и работа над ошибками. Изменение имён существительных по числам




Обобщение знаний об имени существительном




Обобщение знаний об имени существительном




Обобщение знаний об имени существительном




Контрольный диктант №6

Контр.
диктант



Анализ диктанта и работа над ошибками.




Глагол (12 ч)

Глагол как часть речи




Употребление глаголов в речи




Упражнение в распознавании глаголов




Развитие речи. Упражнение в правильном употреблении глаголов в речи. Сочинение по репродукции картины А.К.Cаврасова «Грачи прилетели»

Сочинение



Анализ сочинения и работа над ошибками. Изменение глаголов по числам




Изменение глаголов по числам




Правописание частицы НЕ с глаголами




Правописание частицы НЕ с глаголами




Текст-повествование и роль в нем глаголов




Развитие речи. Изложение текста по вопросам

Изложение



Анализ изложения и работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе

Провероч.
работа



Обобщение знаний о глаголе




Имя прилагательное (13 ч)

Имя прилагательное как часть речи




Роль имён прилагательных в речи




Связь имен прилагательных с именами существительными




Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению




Упражнение в распознавании имён прилагательных




Единственное и множественное число имён прилагательных




Изменение имён прилагательных по числам




Текст- описание и роль в нем имен прилагательных




Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного)

Сочинение



Анализ текста-описания и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном




Обобщение знаний об имени прилагательном.

Провероч.
работа



Контрольный диктант №7

Контр.
диктант



Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном




Местоимение (4 ч)

Местоимение как речи




Общее представление о личных местоимениях




Текст-рассуждение (общее представление)




Текст-рассуждение

Провероч.
работа



Предлог (6 ч)

Предлог как часть речи




Раздельное написание предлогов с именами существительными




Раздельное написание предлогов с именами существительными




Проект «В словари – за частями речи!»

Проект



Контрольный диктант №8

Контр.
диктант



Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о предлогах

Провероч.
работа



Повторение (17ч)

Речь устная и письменная




Текст.




Предложение. Главные и второстепенные члены предложения




Предложение. Главные и второстепенные члены предложения




Предложение. Распространенные и нераспространенные предложения




Лексическое значение слова Синонимы и антонимы




Родственные (однокоренные) слова




Контрольный диктант №9

Контр.
диктант



Анализ диктанта и работа над ошибками.




Контрольное списывание

Контр.
списыв.



Части речи




Части речи




Части речи




Звуки и буквы. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове




Звуки и буквы. Алфавит




Правила правописания




Правила правописания









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!