Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
УМК «Школа России» на 2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Основание:
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – Сан-Пин 2.4.2.2821-10).
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ школа №559;
Учебного плана ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2021 - 2022 учебный год;
Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык»
Авторской программы по русскому языку В.П.Канакиной
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).
При организации образовательного процесса используются элементы дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения.
Целью реализации основной образовательной программы начального
общего образования по учебному предмету «Русский язык» является усвоение содержания учебного предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и основной образовательной программой начального общего образования образовательной организации.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Главными задачами реализации учебного предмета «Русский язык» являются
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
формирование навыков культуры речи во всех её направлениях, умений правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Методы и формы контроля:
фронтальный опрос, индивидуальный опрос
письменный опрос: диктант, изложение, сочинение, словарный диктант, письмо по памяти, контрольное списывание, тестовые работы, самостоятельные и проверочные работы;
устный опрос: беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте;
текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль, самоконтроль, взаимоконтроль
защита проекта
Формы промежуточной аттестации:
вводная контрольная работа
текущие контрольные работы
итоговая контрольная работа
УМК: «Школа России»
Пособие для обучающихся:
Канакина В. П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – изд. – М.: Просвещение, 2018.
Пособия для педагога:
Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013.
Канакина В. П., Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1 – 2 класссы: пособие для учителей общеобразоват.организаций/ В.П.Канакина, Г.С.Щеголева. - М.: Просвещение, 2015
Электронные образовательные ресурсы:
Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
Планируемые результаты – личностные и метапредметные по учебному предмету «Русский язык».
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
Общие предметные результаты освоения программы
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры; значение языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального значения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;
формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, владение умением проверять написанное;
овладение УД с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка; об основных единицах языка, их признаков и особенностях употребления в речи;
формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);
анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
определять ударный и безударные слоги в слове;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
использовать знание алфавита при работе со словарями;
определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
иметь представление о синонимах и антонимах;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что? собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
устанавливать связи слов между словами в предложении;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
восстанавливать деформированные предложения;
составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
раздельное написание слов в предложении;
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
разделительный мягкий знак (ь);
знаки препинания конца предложения (. ? !);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание частицы не с глаголами;
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я; различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Содержание программы
При корректировке рабочей программы в I четверти организовано повторение программного содержания по предмету за 2019 – 2020 учебный год (IV четверть).
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170 ч)
Тема 1. Наша речь (3 ч)
Язык и речь. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей.
Тема 2. Текст (4 ч)
Текст. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Красная строка в тексте.
Тема 3. Предложение (12 ч)
Различение предложения, словосочетания, слова. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение.
Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения.
Тема 4. Слово и его лексическое значение (18 ч)
Слово и его лексическое значение. Слово – общее название многих однородных предметов.
Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование.
Родственные слова. Выделение корня. Однокоренные слова.
Слово. Слог. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Гласные ударные и безударные.
Правила переноса слов с одной строки на другую.
Тема 5. Звуки и буквы (60 ч)
Звуки и буквы: гласные и согласные.
Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Согласные звуки и буквы. Правописание удвоенных согласных. Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа «конь», с двойными согласными.
Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове. Правописание парных согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов.
Тема 6. Разделительный мягкий знак (4 ч)
Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный мягкий знак.
Тема 7. Части речи (56 ч)
Части речи (общее представление) (2 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Имя существительное (19 ч)
Значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Изменение существительных по числам.
Глагол как часть речи (12 ч)
Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (13 ч)
Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам. Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи (4 ч)
Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог (6 ч)
Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Тема 8. Повторение (17ч)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Звуко-буквенный анализ слов. Части речи. Звуки и буквы. Правила правописания.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Календарно-тематическое планирование на 2021/22 учебный год
2 класс, 170 ч
№ урока | Тема урока | Возможные формы контроля | Дата проведения |
план | факт |
Наша речь (3 ч) |
| Язык и речь | | | |
| Виды речи | | | |
| Диалог и монолог | | | |
Текст (4 ч) |
| Тема и главная мысль текста. | | | |
| Входная диагностическая работа | Диагн. работа | | |
| Заглавие текста | | | |
| Части текста | | | |
Предложение (12 ч) |
| Предложение как единица речи, его назначение и признаки | | | |
| Различные предложения по цели высказывания и интонации | | | |
| Знаки препинания конца предложения | | | |
| Главные члены предложения (основа предложения) | | | |
| Второстепенные члены предложения | | | |
| Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | | | |
| Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | | | |
| Контрольный диктант №1 | Контр. диктант | | |
| Cвязь слов в предложении. | | | |
| Распространенные и нераспространенные предложения | | | |
| Развитие речи. Составление предложений из набора слов, по опорным словам. Сочинение по репродукции картины И.Остроухова «Золотая осень» | Сочинение | | |
| Анализ сочинения и работа над ошибками. Обобщение по теме «Предложение». | Провероч. работа | | |
Слово и его лексическое значение (18 ч) |
| Слово и его лексическое значение | | | |
| Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов | | | |
| Однозначные и многозначные слова | | | |
| Прямое и переносное значение слов | | | |
| Синонимы | | | |
| Антонимы | | | |
| Работа со словарем синонимов и антонимов | | | |
| Развитие речи. Письменное изложение текста по вопросам | Изложение | | |
| Анализ изложения и работа над ошибками. Родственные (однокоренные) слова | | | |
| Однокоренные слова. Корень слова | | | |
| Различение родственных слов и синонимов | | | |
| Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах | | | |
| Слог. Ударение. | | | |
| Определение ударного слога | | | |
| Перенос слов по слогам | | | |
| Перенос слов по слогам. | Провероч. работа | | |
| Перенос слов по слогам. | | | |
| Контрольный диктант №2 | Контр. диктант | | |
Звуки и буквы (60 ч) |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. Звуки и буквы. | | | |
| Русский алфавит, или Азбука | | | |
| Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам | Сочинение | | |
| Анализ рассказа по серии сюжетных картинок и работа над ошибками. Обобщение об алфавите | | | |
| Гласные звуки и буквы | | | |
| Гласные звуки. Слова с буквой э | | | |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки | | | |
| Правило обозначения буквой безударного гласного звука | | | |
| Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук в корне слова | | | |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | | |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | | |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | | |
| Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова | | | |
| Упражнение в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением | | | |
| Упражнение в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением | | | |
| Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. | | | |
| Общее представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы | | | |
| Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами | | | |
| Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство» | Составл. рассказа | | |
| Контрольный диктант №3 | Контр. диктант | | |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание слов с безударными гласными в корне | | | |
| Согласные звуки и буквы | | | |
| Согласный звук [й'] и буква Й («и краткое») | | | |
| Слова с удвоенными согласными | | | |
| Проект «И в шутку, и всерьез». | Проект | | |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | | | |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | | | |
| Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме | | | |
| Развитие речи. Изложение текста по вопросам | Изложение | | |
| Анализ изложения и работа над ошибками. Проект «Пишем письмо» | Проект | | |
| Буквосочетания с шипящими звуками | | | |
| Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч | | | |
| Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Проект «Рифма». | Проект | | |
| Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | | | |
| Контрольный диктант №4 | Контр. диктант | | |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | | | |
| Развитие речи. Работа с деформированным текстом | Деформ. текст | | |
| Контрольное списывание | Контр. списыв. | | |
| Звонкие и глухие и согласные звуки | | | |
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне | | | |
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Особенности проверяемого и проверочного слов с парными согласными | | | |
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне | | | |
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне | | | |
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне | | | |
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне | | | |
| Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова | | | |
| Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова | | | |
| Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова | | | |
| Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова | | | |
| Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова | | | |
| Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова | | | |
| Контрольный диктант №5 | Контр. диктант | | |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний об изученных правилах | | | |
| Обобщение знаний об изученных правилах | | | |
| Обобщение знаний об изученных правилах | | | |
| Развитие речи. Изложение текста по вопросам | Изложение | | |
| Анализ изложения и работа над ошибками Разделительный мягкий знак (ь) | | | |
| Разделительный мягкий знак, его роль в слове Правописание слов с разделительным мягким знаком | | | |
| Разделительный мягкий знак, его роль в слове Правописание слов с разделительным мягким знаком | | | |
| Обобщение изученного материала | | | |
Части речи (56 ч) |
| Части речи (общее представление) | | | |
| Части речи | | | |
Имя существительное (19 ч) |
| Имя существительное как часть речи | | | |
| Значение и употребление имён существительных в речи | | | |
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | | | |
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | | | |
| Различие одушевлённых и неодушевлённых существительных с опорой на вопросы кто? что? | | | |
| Упражнение в распознавании одушевлённых и неодушевлённых существительных | | | |
| Собственные и нарицательные имена существительные | | | |
| Собственные и нарицательные имена существительные | | | |
| Собственные и нарицательные имена существительные | | | |
| Собственные и нарицательные имена существительные | | | |
| Единственное и множественное число имён существительных | | | |
| Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе | | | |
| Развитие речи. Изложение текста по вопросам | Изложение | | |
| Анализ изложения и работа над ошибками. Изменение имён существительных по числам | | | |
| Обобщение знаний об имени существительном | | | |
| Обобщение знаний об имени существительном | | | |
| Обобщение знаний об имени существительном | | | |
| Контрольный диктант №6 | Контр. диктант | | |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. | | | |
Глагол (12 ч) |
| Глагол как часть речи | | | |
| Употребление глаголов в речи | | | |
| Упражнение в распознавании глаголов | | | |
| Развитие речи. Упражнение в правильном употреблении глаголов в речи. Сочинение по репродукции картины А.К.Cаврасова «Грачи прилетели» | Сочинение | | |
| Анализ сочинения и работа над ошибками. Изменение глаголов по числам | | | |
| Изменение глаголов по числам | | | |
| Правописание частицы НЕ с глаголами | | | |
| Правописание частицы НЕ с глаголами | | | |
| Текст-повествование и роль в нем глаголов | | | |
| Развитие речи. Изложение текста по вопросам | Изложение | | |
| Анализ изложения и работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе | Провероч. работа | | |
| Обобщение знаний о глаголе | | | |
Имя прилагательное (13 ч) |
| Имя прилагательное как часть речи | | | |
| Роль имён прилагательных в речи | | | |
| Связь имен прилагательных с именами существительными | | | |
| Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению | | | |
| Упражнение в распознавании имён прилагательных | | | |
| Единственное и множественное число имён прилагательных | | | |
| Изменение имён прилагательных по числам | | | |
| Текст- описание и роль в нем имен прилагательных | | | |
| Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного) | Сочинение | | |
| Анализ текста-описания и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном | | | |
| Обобщение знаний об имени прилагательном. | Провероч. работа | | |
| Контрольный диктант №7 | Контр. диктант | | |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном | | | |
Местоимение (4 ч) |
| Местоимение как речи | | | |
| Общее представление о личных местоимениях | | | |
| Текст-рассуждение (общее представление) | | | |
| Текст-рассуждение | Провероч. работа | | |
Предлог (6 ч) |
| Предлог как часть речи | | | |
| Раздельное написание предлогов с именами существительными | | | |
| Раздельное написание предлогов с именами существительными | | | |
| Проект «В словари – за частями речи!» | Проект | | |
| Контрольный диктант №8 | Контр. диктант | | |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о предлогах | Провероч. работа | | |
Повторение (17ч) |
| Речь устная и письменная | | | |
| Текст. | | | |
| Предложение. Главные и второстепенные члены предложения | | | |
| Предложение. Главные и второстепенные члены предложения | | | |
| Предложение. Распространенные и нераспространенные предложения | | | |
| Лексическое значение слова Синонимы и антонимы | | | |
| Родственные (однокоренные) слова | | | |
| Контрольный диктант №9 | Контр. диктант | | |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. | | | |
| Контрольное списывание | Контр. списыв. | | |
| Части речи | | | |
| Части речи | | | |
| Части речи | | | |
| Звуки и буквы. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове | | | |
| Звуки и буквы. Алфавит | | | |
| Правила правописания | | | |
| Правила правописания | | | |