Багаевский район, хутор Елкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Елкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Елкинской СОШ
Приказ № 7 от 02 сентября 2019г.
______________ Крамаренко Е.Г.
(подпись)
М П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Юный шахматист»
Уровень общего образования: начальное общее образование,
4Б класс
Количество часов: 32 часа
Учителя: Дудко Т.В.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе сборника программ внеурочной деятельности Н.Ф.Виноградовой, М.: «Вента-Граф» 2011
Раздел 1. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Юный шахматист»
Ценностные ориентиры
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
№ п/п | раздел | Кол-во час | УУД |
| Повторение изученного материала. | 3 | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
| Основы миттельшпиля | 17 |
| Основы эндшпиля | 12 |
Предметные результаты освоения программы курса.
№ п/п | Раздел | Кол-во час | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
| Повторение изученного материала. | 3 | -узнает шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. -Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. ориентироваться на шахматной доске. -Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. -Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. | Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания. Принимать участие в соревнованиях по шахматам |
| Основы миттельшпиля | 17 |
| Основы эндшпиля | 12 |
Раздел 2. Содержание курса по внеурочной деятельности «Юный шахматист»
Шахматная доска и фигуры.
Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций. Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Ходы и взятия фигур
Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила её выполнения. Практическая работа: упражнения на выполнение ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.
Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?»
Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта
Понятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбиты, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партий.
Особенности матования одинокого короля.
Матование двумя ладьями, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.
Тактические приёмы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций.
Практическая работа: решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определённую и на неизвестную темы; участие в турнирах.
8. Начальные сведения об эндшпиле.
Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль оппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игры на пат. Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
8. Начальные сведения о миттельшпиле.
Понятие о варианте. Логическая связка «если, то…». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиции короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7 (2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий. Блокада.
Практическая работа: отработка на практике миттельшпиля.
10. Подведение итогов года.
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).
Место предмета в учебном плане:
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту на изучение курса внеурочной деятельности «Юный шахматист» в 4 классе отводится 34 часа из расчета 1 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2019-2020 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2019-2020 учебном году ( 23.02.2020г., 08.03.2020г.,) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях пятидневной рабочей недели для обучающихся, данная программа по внеурочной деятельности «Юный шахматист» в 2019-2020 уч.году в 4 классе будет реализована в объёме 32 часов
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
№ п/п | дата | тема | Кол-во час |
план | факт |
1 четверть - 9 часов | |
| 02.09 | | Повторение изученного материала. | 1 |
| 09.09 | | Игровая практика | 1 |
| 16.09 | | Повторение изученного материала. | 1 |
| 23.09 | | Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. | 1 |
| 30.09 | | Игровая практика | 1 |
| 07.10 | | Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. | 1 |
| 14.10 | | Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. | 1 |
| 21.10 | | Решение задания “Выигрыш материала”. | 1 |
| 28.10 | | Темы завлечения, отвлечения, блокировки. | 1 |
2 четверть – 7 часов | |
| 11.11 | | Решение заданий. | 1 |
| 18.11 | | Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. | 1 |
| 25.11 | | Решение заданий. | 1 |
| 02.12 | | Темы связки, “рентгена”, перекрытия. | 1 |
| 09.12 | | Решение заданий. | 1 |
| 16.12 | | .Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. | 1 |
| 23.12 | | Решение заданий. | 1 |
четверть – 9 часов | |
1 | 13.01 | | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. | 1 |
2 | 20.01 | | Решение заданий. “Сделай ничью”. | 1 |
3 | 27.01 | | Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. | 1 |
4 | 03.02 | | Решение заданий | 1 |
5 | 10.02 | | Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). | 1 |
6 | 17.02 | | Решение заданий | 1 |
7 | 02.03 | | Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). | 1 |
8 | 16.03 | | Решение заданий | 1 |
9 | 23.03 | | Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Решение заданий | 1 |
4 четверть – 7 часов | |
| 06.04 | | Пешка против короля. Правило “квадрата”. | 1 |
| 13.04 | | Решение заданий | 1 |
| 20.04 | | Пешка против короля. Оппозиция. | 1 |
| 27.04 | | Решение заданий | 1 |
| 04.05 | | Король ведет свою пешку за собой. | 1 |
| 11.05 | | Решение заданий. Удивительные ничейные положения. | 1 |
| 18.05 | | Повторение программного материала. Решение заданий | 1 |
7