СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по внеурочной деятельности по ИЗО (1-4 классы) и по физике (9 класс подготовка к ОГЭ)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы по внеурочной деятельности по ИЗО (1-4 классы) и по физике  (9 класс подготовка к ОГЭ)

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 1-4 класссмотрю на мир...2018»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Углегорска Сахалинской области


Рассмотрено на МС протокол

от 28.08.2017 г. №1

Принято на педагогическом совете протокол от 30.08.2017 г. №1

Утверждено приказом от 30.08.2017 г. № 208-А






Рабочая учебная программа

по кружку

«Смотрю на мир глазами художника»



Основное общее образование, 1 ступень.

Срок реализации программы – 4 года (1 -4 классы).

Составлена на основе примерной программы художественно-эстетического направления. Автор Е. И. Коротеева. Москва, Просвещение, 2007.



Рабочую учебную программу составила Головко О.Н.













город Углегорск

2017






  1. Пояснительная записка.

Современное общество характеризуется постоянной сменой способов производства, изменениями в материальной, научной и других сферах жизни. Нельзя предугадать какие специалисты, с какими знаниями и качествами понадобятся завтра. Общество нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением, воображением, готовом на диалог, сотрудничество и сотворчество в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Поэтому, человек вынужден включаться в процесс непрерывного обучения и освоения новых технологий. Необходимыми становятся такие качества как мобильность, умение адаптироваться к новым условиям. Эти требования влияют на изменение целей и содержания образовательного процесса.

Как нельзя ближе с творчеством связаны занятия изобразительным искусством. Творческий человек обязательно имеет свой взгляд на вещи, индивидуальный стиль, способ мышления. А именно это в современном обществе высоко ценится. Кроме того, творческий человек должен непременно чувствовать гармонию: гармонию звуков – в музыке, цвета – в живописи, слов – в поэзии. Эта способность проявляется у разных людей неодинаково. Однако задатки этой способности есть у любого человека, но часто они существуют в нем потенциально, то есть как бы «спят» и не проявляют себя в его жизни. Пробудить и развить эту способность у взрослого человека значительно сложнее, чем у ребенка. Объясняется это тем, что большинство взрослых людей склонны к рассудочному пониманию художественных явлений, а гармония в искусстве базируется, прежде всего, на человеческой чувственности, на непосредственном восприятии органов чувств: зрения, слуха, осязания. В детстве органы чувств развиваются наиболее активно, поэтому ребенка легче, чем взрослого, научить смотреть так, чтобы увидеть, например, согласованность или несогласованность сочетания цветов на картине, и многие другие аспекты.

Помочь в вопросах гармонического развития и творческой самореализации ребенка призвана данная программа.

Программа разработана на основе авторской программы «Смотрю на мир глазами художника» Коротеевой Е. И. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: «Просвещение», 2011.

Программа внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» разработана для 1 – 4 классов начальной школы. На изучение курса отводится 2 часа в неделю 1,2 класс, 1 час в неделю- 3, 4 класс; всего на курс – 200 часов. Продолжительность освоения – 4 года. Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искус­ства.

Задачи:

развивать природные задатки и способности, помогаю­щие достижению успеха в области изобразительного искус­ства;

  • научить приёмам исполнительского мастерства;

  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.


Программа «Смотрю на мир глазами художника» рас­считана на учащихся начальной школы, увлекающихся изоб­разительным искусством и художественно-творческой дея­тельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю по два часа.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искус­ства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;

воспита­тельные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности;

творческие задачи: умение осознанно ис­пользовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой само­реализации средствами художественной деятельности.

Занятия проводятся в классе. Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 68 часов (по два часа в неделю).

По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выстав­ки, мастерские художников, обсуж­дают особенности исполнительского мастерства профессиона­лов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, отчётного концерта или спектакля юных художни­ков, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического профиля.

Формы и методы работы:

На занятиях используются методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

  • Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).

  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).

  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).

  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).

  • Методы контроля и самоконтроля.

  • Эвристические Ведущие формы организации занятий:

  • Групповые (творческие мастерские).

  • Индивидуальные (самостоятельная работа).

  • Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).

В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Условия реализации программы

1. Материально-техническая база:

  • просторный оборудованный кабинет;

  • предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);

  • оборудование: ножницы, лекало, резцы.

  • шкаф для хранения изделий, материалов;

  • коробки для хранения остатков бумаги, ткани.

2. Методическое обеспечение:

  • пополнение периодической литературы и книг по темам;

  • дидактический материал;

  • наглядный материал (образцы готовых изделий, иллюстрации из журналов);

  • методическая литература: журналы, книги по технологии, учебные пособия для детей.

3. Наличие кадровых работников:

  • преподаватель изобразительного искусства.

4. Организационно-педагогические условия:

  • сотрудничество с другими коллективами;

  • организация комплексных занятий.

Формы и виды контроля.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, отчётного концерта или спектакля юных художни­ков, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного профиля. Участие в конкурсах.

Учебно-методический комплект включает в себя:

1. Авторская программа «Смотрю на мир глазами художника» Коротеевой Е. 2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: «Просвещение», 2011.




Учебно-тематический план



раздела

Наименование разделов, тем



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс


Количество часов

Количество

практических работ

Количество часов

Количество

практических работ

Количество часов

Количество

практических работ

Количество часов

Количество

практических работ


Введение

1


1


1


1


Раздел 1

Живопись

12

4

12

3

6

3

6

3

Раздел 2

Графика

12

5

12

5

7

5

6

5

Раздел 3

Скульптура

8

3

8

3

5

3

3

3

Раздел 4

Аппликация

10

3

12

4

6

4

6

4

Раздел 5

Бумажная пластика

12

4

12

4

4

3

7

4

Раздел 6

Работа с природными

материалами

8

1

8

1

3

2

5

1


Организация и обсуждение

выставки детских работ

3


3


2


2


Итого


66

20

68

20

33

20

33

20







Содержание учебного материала.


1 класс

Раздел 1. Живопись

Начальные представления об осно­вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу­чение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави­симости от характера его насыщения белой или чёрной крас­кой.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использова­ния палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

  1. У каждого листа своя форма

  2. Краски осени

  3. Настроение в красках

  4. Веселая радуга

Раздел 2. Графика

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят­на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

1. Фантазия

2. Дремучий лес

3. Любимые животные

4. Чудо-бабочка

5. Полоски на зебре

Раздел 3. Скульптура

Знакомство с выразительными воз­можностями мягкого материала для лепки — глиной и плас­тилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и кото­рое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, ово­щей, птиц, сладостей.

1. Лепка сладостей

2. Скатерть-самобранка

3. Новогодняя игрушка

Раздел 4. Аппликация

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используе­мыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой боль­шое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав­ную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют­ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности гото­вых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

1. Работа с гото­выми цветовыми эталонами

2. Букет цветов

3. Зима

Раздел 5. Бумажная пластика

Трансформация плоского листа бу­маги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

1. Подарок маме

2. Весна

3. Праздник птиц

4. Фигурка человека

Практическая работа: изображение уголка парка, от­дельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

Раздел 6. Работа с природными материалами

В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в ко­торых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнитель­ных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

1. На дне морском

Организация и обсуждение выставки детских работ

Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуж­дении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.





2 класс

Раздел 1. Живопись

Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоцио­нального изменения цвета путём насыщения его ахроматиче­ской шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, вырази­тельных объектов природы, цветов, камней, сказочных пер­сонажей.

  1. Краски осени

  2. Настроение в красках

  3. Любимому учителю

Раздел 2. Графика

Продолжение освоения вырази­тельности графической неразомкнутой линии, развитие дина­мики руки (проведение пластичных, свободных линий). Рас­ширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графичес­кий материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материала­ми — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисо­вания цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в созда­нии графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

1. Фантазия

2. Листопад

3. Любимые животные

4. Чудо-бабочка

5. Жираф


Раздел 3. Скульптура

Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавли­вание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображе­ние листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

1. Букет

2. Птицы

3. Новогодняя открытка

Раздел 4. Аппликация

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяет­ся работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитек­турных сооружений, овощей, фруктов.

1. Мозаичное панно из цветной бумаги

2. Букет цветов

3. Зима

4. С 23 февраля

Раздел 5. Бумажная пластика

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании худо­жественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объек­тов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

1. Подарок маме

2. Весна

3. Праздник птиц

4. Фигурка человека

Раздел 6. Работа с природными материалами

Разнообразие природных материа­лов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по вы­бору детей).

1. На дне морском

Организация и обсуждение выставки детских работ

При организации выставки педа­гог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроиз­вести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.




3 класс

Раздел 1. Живопись


Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелѐный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приѐмом подмалѐвок, накопление навыков насыщения цвета тѐплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок.

  1. У природы нет плохой погоды

  2. Краски осени

  3. Настроение в красках

Раздел 2. Графика

Расширение знаний о выразитель­ности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

1. Пожар

2. Любимые животные

3. Рыбки

4. Чудо-бабочка

5. Сказочный мир

Раздел 3. Скульптура

Активное закрепление навыков ра­боты с мягкими скульптурными материалами. Ведение рабо­ты от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украше­ния плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидя­щей фигуры человека, декоративных украшений.

1. Лепка лежащих животных

2. Сидя­щая фигура человека

3. Новогодняя открытка

Раздел 4. Аппликация

Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспекти­вы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, кол­лажей, пейзажей.

1. Мозаичное панно из кусочков цветной бумаги

2. Щенок

3. Зима

4. С 23 февраля

Раздел 5. Бумажная пластика

Закрепление навыков работы с бе­лой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручи­вания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в ко­торой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

1. Деревья

2. Здания

3. Макет парка

Раздел 6. Работа с природными материалами

Особенностью работы с природны­ми материалами является использование более крупных при­родных форм. Например, при выборе камней отдаётся пред­почтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлага­ется разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

1. На дне морском

2. Фантазеры

Организация и обсуждение выставки детских работ

Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых ре­зультатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полу­ченных за год.


4 класс

Раздел 1. Живопись

Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

  1. Моя малая Родина

  2. Осенний вальс

  3. В гостях у сказки

Раздел 2. Графика

Закрепление знаний о языке выразительной графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача - рисование без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

1. Прогулка по лесу

2. Вид из окна

3. Букет цветов

4. Простой натюрморт

5. Моя мама лучше всех

Раздел 3. Скульптура

Новые знания и навыки - работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого пластилина с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

1. Панно: Пожар

2. Фантазируем

3. Новогодняя открытка

Раздел 4. Аппликация

Знакомство школьников с новыми материалами, используемые в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и отверстия, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его отверстия позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

1. Волшебный клубочек

2. Осенний хоровод

3. Зимушка-Зима

4. Открытка папе

Раздел 5. Бумажная пластика

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении

1. Поздравляю маму

2. Фигурка человека

3. Спорт

4. Балет

Раздел 6. Работа с природными материалами

Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполняют композиции на заданные темы на привычном куске картона или картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

1. Сказочный лес

Организация и обсуждение выставки детских работ

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.



Перечень практических работ

1 класс

  1. У каждого листа своя форма

  2. Краски осени

  3. Настроение в красках

  4. Веселая радуга

  5. Фантазия

  6. Дремучий лес

  7. Любимые животные

  8. Чудо-бабочка

  9. Полоски на зебре

  10. Лепка сладостей

  11. Скатерть-самобранка

  12. Новогодняя игрушка

  13. Работа с гото­выми цветовыми эталонами

  14. Букет цветов

  15. Зима

  16. Подарок маме

  17. Весна

  18. Праздник птиц

  19. Фигурка человека

  20. На дне морском

2 класс

  1. Краски осени

  2. Настроение в красках

  3. Любимому учителю

  4. Фантазия

  5. Листопад

  6. Любимые животные

  7. Чудо-бабочка

  8. Жираф

  9. Букет

  10. Птицы

  11. Новогодняя открытка

  12. Мозаичное панно из цветной бумаги

  13. Букет цветов

  14. 14.Зима

  15. 15.С 23 февраля

  16. Подарок маме

  17. Весна

  18. Праздник птиц

  19. Фигурка человека

  20. На дне морском



3 класс

  1. У природы нет плохой погоды

  2. Краски осени

  3. Настроение в красках

  4. пожар

  5. Любимые животные

  6. Рыбки

  7. Чудо-бабочка

  8. Сказочный мир

  9. Лепка лежащих животных

  10. Сидя­щая фигура человека

  11. Новогодняя открытка

  12. Мозаичное панно из кусочков цветной бумаги

  13. Щенок

  14. 14.Зима

  15. С 23 февраля

  16. Деревья

  17. Здания

  18. Макет парка

  19. На морском дне

  20. Фантазеры

4 класс

  1. Моя малая Родина

  2. Осенний вальс

  3. В гостях у сказки

  4. Прогулка по лесу

  5. Вид из окна

  6. Букет цветов

  7. Простой натюрморт

  8. Моя мама лучше всех

  9. Панно: Пожар

  10. Фантазируем

  11. Новогодняя открытка

  12. Волшебный клубочек

  13. Осенний хоровод

  14. Зимушка-Зима

  15. Открытка папе

  16. Поздравляю маму

  17. Фигурка человека

  18. Спорт

  19. Балет

  20. Сказочный лес

Предполагаемые результаты реализации программы.

В результате изучения программы «Смотрю на мир глазами художника» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы «Смотрю на мир глазами художника»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу товарища с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.


Уровни воспитательных результатов

1 уровень

Приобретение школьником новых социальных знаний

2 уровень

Развитие позитивного отношения школьника к базовым общественным ценностям

3 уровень

Накопление школьником опыта самостоятельного действия

Приобретение знаний об изобразительном искусстве как средстве познания мира и выражении чувств художника, о видах изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства. Знакомство детей с основными правилами изображения, с материалами и инструментами изобразительной деятельности. Развитие стремления детей к общению с искусством.

Развитие эстетического отношения к окружающему миру, развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности, формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Приобретение опыта использования образно-выразтельных средств для решения творческих задач, опыта творческой самореализации средствами художественной деятельности. Приобретение опыта самопрезентаций в открытой социальной среде.





Литература



Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1991.

Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алё­хин. — М., 1994.

Зайцева А. А. Бумажное кружево. Традиционные техники вырезания. М. Эксмо, 2010

Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя-ева. — М., 1991.

Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте­ева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте­ева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1—4 классов / Е. И. Короте­ева. —М., 2003.

Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 1987.

Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Немен-ский. — М., 2007. — (Библиотека учителя).

Неменский Б. М. Познание искусством / Б. М. Немен­ский. — М., 2000.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2009.

Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. /М.-К. Прет-те, А. Копальдо. — М., 1981, 1985.

Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М. Просвещение , 2006

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 1 классе. Пособие для учителей. – М. Просвещение, 1981.

Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Ху­дожественная школа».











Календарно-тематическое планирование

кружка «Смотрю на мир глазами художника»

1 класс

2014-2015 учебный год

п/п

Тема занятия

примечания

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводная беседа. Организация рабочего места на занятиях


02.09


Раздел1 Живопись (12 часов)

2

Входной тест. «Все дети любят рисовать».


02.09


3

Прогулка по школьному двору


09.09


4

Игра «Что я видел во дворе»


09.09


5

Рисование листьев деревьев


16.09


6

Практическая работа 1 «У каждого листа своя форма»

П.р.1

16.09


7

Развитие умения получать цветовое пятно


23.09


8

Практическая работа 2 «Краски осени»

П.р.2

23.09


9

Изу­чение основных, тёплых и холодных цветов


30.09


10

Практическая работа 3 «Настроение в красках»

П.р.3

30.09


11

Контраст тёплых и холодных цветов


07.10


12

Семь цветов радуги. Практическая работа 4 «Веселая радуга».

П.р.4

07.10


13

Наш вернисаж


14.10


Раздел 2. Графика (12 часов)

14

Введение.


14.10


15

Типы линий


21.10


16

Выразительность линии. Практическая работа 5 «Фантазия»

П.р.5

21.10


17

Веселые фигурки.


28.10


18

Практическая работа 6 «Дремучий лес»

П.р.6

28.10


19

Работа цветными карандашами


11.11


20

Практическая работа 7 «Любимые животные»

П.р.7

11.11


21

Работа фломастером


18.11


22

Практическая работа 8 «Чудо-бабочка»

П.р.8

18.11


23

Контраст тёмного и светлого пятен.


25.11


24

Практическая работа 9 «Полоски на зебре»

П.р.9

25.11


25

Организация выставки


02.12


Раздел 3 Скульптура (8 часов)

26

Введение. Скульптура.


02.12


27

Материалы, инструменты необходимые для работы


09.12


28

Практическая работа 10 «Лепка сладостей»

П.р.10

09.12


29

Выполнение творческих работ. Лепка с натуры


16.12


30

Практическая работа 11 «Скатерть-самобранка»

П.р.11

16.12


31

Выполнение творческих работ. Лепка по памяти


23.12


32

Практическая работа 12 «Новогодняя игрушка»

П.р.12

23.12


33

Выставка творческих работ


13.01


Раздел 4 Аппликация (10 часов)

34

Введение. Беседа «Что делают из бумаги»


13.01


35

Виды аппликаций


20.01


36

Материалы, инструменты необходимые для работы


20.01


37

Технология выполнения аппликации


27.01


38

Практическая работа 13 «Работа с гото­выми цветовыми эталонами»

П.р.13

27.01


39

Выполнение творческих работ. Цветная бумага


03.02


40

Практическая работа 14 «Букет цветов» (симметрия)

П.р.14

03.02


41

Обрывная аппликация


17.02


42

Сюжетная аппликация. Практическая работа 15 «Зима»

П.р.15

17.02


43

Выставка творческих работ


24.02


Раздел 5 Бумажная пластика (12 часов)

44

Введение. Виды бумаги


24.02


45

Материалы, инструменты необходимые для работы


03.03


46

Практическая работа 16 «Подарок маме»

П.р.16

03.03


47

Трансформация плоского листа бу­маги


10.03


48

Выполнение творческих работ по образцу


10.03


49

Выполнение творческих работ по рисунку


17.03


50

Практическая работа 17 «Весна»

П.р.17

17.03


51

Выполнение творческих работ по рисунку


31.03


52

Практическая работа 18 « Праздник птиц»

П.р.18

31.03


53

Получение объёма с помощью мятой бумаги.


07.04


54

Практическая работа 19 «Фигурка человека»

П.р.19

07.04


55

Выставка творческих работ


14.04


Раздел 6. Работа с природными материалами (8 часов)

56

Введение.


14.04


57

Путешествие в страну мастеров


21.04


58

Методы работы с природными материалами


21.04


59

Работа с листьями


28.04


60

Создание композиции из листьев, цветов


28.04


61

Работа с шишками и пластилином: животные


05.05


62

Работа с морскими ракушками и пластилином


05.05


63

Практическая работа 20 « На дне морском»

П.р.20

12.05


Организация и обсуждение выставки детских работ

64

Отбор работ на выставку «Мои лучшие работы»


12.05


65

Оформление паспарту


19.05


66

Подведение итогов года «Праздник творчества»


19.05


Календарно-тематическое планирование

кружка «Смотрю на мир глазами художника»

2 класс

2014-2015 учебный год

п/п

Тема занятия

примечания

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводная беседа. Организация рабочего места на занятиях


02.09


Раздел 1. Живопись (12 часов)

2

Беседа «Все дети любят рисовать»


02.09


3

Изображения всюду вокруг нас


09.09


4

Практическая работа 1 «Краски осени»

П.р. 1

09.09


5

Основные и составные цвета


16.09


6

Смешивание красок


16.09


7

Рисование по памяти. Практическая работа 2 «Настроение в красках»

П.р.2

23.09


8

Рисование деревьев.


23.09


9

Насыщение цвета белой и чёрной краской


30.09


10

Практическая работа 3 «Любимому учителю»

П.р.3

30.09


11

Насыщение цвета серой краской


07.10


12

Эмоциональная выразительность глухих цветов


07.10


13

Наш вернисаж


14.10


Раздел 2. Графика (12 часов)

14

Повторение. Беседа «Мир вокруг меня»


14.10


15

Графическая грамотность: толстая и тонкая линия


21.10


16

Практическая работа 4 «Фантазия»

П.р.4

21.10


17

Виды пятен, точек


28.10


18

Практическая работа 5 «Листопад»

П.р.5

28.10


19

Работа цветными карандашами


11.11


20

Практическая работа 6 «Любимые животные»

П.р.6

11.11


21

Знакомство с углём, сангиной, мелом


18.11


22

Практическая работа 7 «Чудо-бабочка»

П.р.7

18.11


23

Контраст тёмного и светлого пятен.


25.11


24

Практическая работа 8 « Жираф»

П.р.8

25.11


25

Организация выставки


02.12


Раздел 3. Скульптура (8 часов)

26

Беседа «Труд людей вокруг нас»


02.12


27

Лепка тематических композиций. Пластилин


09.12


28

Практическая работа 9 «Букет»

П.р.9

09.12


29

Лепка тематических композиций. Соленое тесто


16.12


30

Практическая работа 10 «Птицы»

П.р.10

16.12


31

Выполнение творческих работ. Лепка по памяти


23.12


32

Практическая работа 11 «Новогодняя открытка»

П.р.11

23.12


33

Выставка творческих работ


13.01


Раздел 4. Аппликация (12 часов)

34

Введение. Беседа « Я - исследователь»


13.01


35

Виды аппликаций


20.01


36

Материалы, инструменты необходимые для работы


20.01


37

Технология выполнения аппликации


27.01


38

Практическая работа 12 «Мозаичное панно из цветной бумаги»

П.р.12

27.01


39

Выполнение творческих работ. Цветная бумага


03.02


40

Практическая работа 13 «Букет цветов»

П.р.13

03.02


41

Составление сюжетных аппликаций


10.02


42

Практическая работа 14 «Зима»

П.р.14

10.02


43

Сюжетная аппликация


17.02


44

Практическая работа15 «С 23 февраля»

П.р.15

17.02


45

Выставка творческих работ


24.02


Раздел 5. Бумажная пластика (12 часов)

46

Введение. Беседа «Будь бережливым»


24.02


47

Материалы, инструменты необходимые для работы


03.03


48

Трансформация плоского листа бу­маги


03.03


49

Выполнение творческих работ по образцу


10.03


50

Практическая работа 16 «Подарок маме»

П.р.16

10.03


51

Выполнение творческих работ по рисунку


17.03


52

Практическая работа 17 «Весна»

П.р.17

17.03


53

Выполнение творческих работ по рисунку


31.03


54

Практическая работа 18 « Праздник птиц»

П.р.18

31.03


55

Получение объёма с помощью мятой бумаги.


07.04


56

Практическая работа 19 «Фигурка человека»

П.р.19

07.04


57

Выставка творческих работ


14.04


Раздел 6. Работа с природными материалами (8 часов)

58

Введение. Путешествие в страну мастеров


14.04


59

Материалы, инструменты необходимые для работы


21.04


60

Работа с шишками и пластилином


21.04


61

Беседа «Подводный мир»


28.04


62

Ракушки и камни


28.04


63

Выполнение творческих работ.


05.05


64

Практическая работа 20 «На дне морском»

П.р.20

05.05


65

Выставка творческих работ


12.05


Организация и обсуждение выставки детских работ

66

Отбор работ на выставку «Мои лучшие работы»


12.05


67

Оформление паспарту


19.05


68

Подведение итогов года «Праздник творчества»


19.05






Календарно-тематическое планирование

кружка «Смотрю на мир глазами художника»

3 класс

2014-2015 учебный год

п/п

Тема занятия

примечания

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводная беседа. Организация рабочего места на занятиях


03.09


Раздел1 Живопись (12 часов)

2

Беседа «Моя родина – Россия».


03.09


3

Сельский пейзаж


10.09


4

Практическая работа 1 «У природы нет плохой погоды»

П.р. 1

10.09


5

Рисование с натуры


17.09


6

Рисование деревьев.


17.09


7

Знакомство с живописным приѐмом подмалѐвок


24.09


8

Практическая работа 2 «Краски осени»

П.р.2

24.09


9

Насыщение цвета тѐплыми и холодными цветами


01.10


10

Практическая работа 3 «Настроение в красках»

П.р.3

01.10


11

Ахроматический ряд


08.10


12

Эмоциональная выразительность глухих цветов


08.10


13

Наш вернисаж


15.10


Раздел 2. Графика (12 часов)

14

Повторение. Беседа «Мир вокруг меня»


15.10


15

Графическая грамотность: точка, линия


22.10


16

Практическая работа 4 «Пожар»

П.р.4

22.10


17

Выполнение творческой работы карандашом


29.10


18

Практическая работа 5 «Любимые животные»

П.р.5

29.10


19

Выполнение творческой работы. Гелиевые ручки


12.11


20

Практическая работа 6 «Рыбки»

П.р.6

12.11


21

Выполнение творческой работы. Фломастеры


19.11


22

Практическая работа 7 «Чудо-бабочка»

П.р.7

19.11


23

Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью».


26.11


24

Практическая работа 8 « Сказочный мир»

П.р.8

26.11


25

Организация выставки


03.12


Раздел 3. Скульптура (8 часов)

26

Беседа « Я- скульптор»


03.12


27

Пластилин, инструменты необходимые для работы


10.12


28

Практическая работа 9 «Лепка лежащих животных»

П.р.9

10.12


29

Лепка тематических композиций


17.12


30

Практическая работа 10 «Сидя­щая фигура человека»

П.р.10

17.12


31

Выполнение творческих работ. Лепка по памяти


24.12


32

Практическая работа 11 «Новогодняя открытка»

П.р.11

24.12


33

Выставка творческих работ


14.01


Раздел 4 Аппликация (12 часов)

34

Введение. Беседа « Я в сказочном царстве»


14.01


35

Виды аппликаций


21.01


36

Материалы, инструменты необходимые для работы


21.01


37

Технология выполнения аппликации


28.01


38

Практическая работа 12 «Мозаичное панно из кусочков цветной бумаги»

П.р.12

28.01


39

Выполнение творческих работ шерстяными нитками.


04.02


40

Практическая работа 13 «Щенок»

П.р.13

04.02


41

Составление сюжетных аппликаций


11.02


42

Практическая работа 14 «Зима»

П.р.14

11.02


43

Сюжетная аппликация


18.02


44

Практическая работа 15 «С 23 февраля»

П.р.15

18.02


45

Выставка творческих работ


25.02


Раздел 5 Бумажная пластика (12 часов)

46

Введение. Беседа «Применение картона в народном хозяйстве»


25.02


47

Материалы, инструменты необходимые для работы


04.03


48

Трансформация плоского листа бу­маги


04.03


49

Понятие макетирование


11.03


50

Технология создания объемных макетов


11.03


51

Выполнение заготовок для макета


18.03


52

Практическая работа 16 «Деревья»

П.р.16

18.03


53

Выполнение творческих работ по шаблону


01.04


54

Практическая работа 17 «Здания»

П.р.17

01.04


55

Получение объёма с помощью мятой бумаги.


08.04


56

Практическая работа 18 «Макет парка»

П.р.18

08.04


57

Выставка творческих работ


15.04


Раздел 6. Работа с природными материалами (8 часов)

58

Введение. Беседа «Поделки из бересты»


15.04


59

Материалы, инструменты необходимые для работы


22.04


60

Беседа «Подводный мир»


22.04


61

Выполнение творческих работ. Ракушки и камни


29.04


62

Практическая работа 19 «На дне морском»

П.р.19

29.04


63

Разрисовка камней


06.05


64

Практическая работа 20 «Фантазеры»

П.р.20

06.05


65

Выставка творческих работ


13.05


Организация и обсуждение выставки детских работ

66

Отбор работ на выставку «Мои лучшие работы»


13.05


67

Оформление паспарту


20.05


68

Подведение итогов года «Праздник творчества»


20.05


Календарно-тематическое планирование

кружка «Смотрю на мир глазами художника»

4 класс

2014-2015 учебный год

п/п

Тема занятия

примечания

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводная беседа.


03.09


Раздел1 Живопись (12 часов)

2

Организация рабочего места на занятиях


03.09


3

Повторение «Что мы знаем о цвете»


10.09


4

Приёмы работы с цветовым пятном


10.09


5

Беседа «Моя родина – Россия».


17.09


6

Практическая работа 1 «Моя малая Родина»

П.р.1

17.09


7

О тёмном пятне как пятне цветном


24.09


8

Практическая работа 2 «Осенний вальс»

П.р.2

24.09


9

Повторение «Ахроматический ряд»


01.10


10

Эмоциональная выразительность глухих цветов

П.р.3

01.10


11

Изображение цветных теней


08.10


12

Практическая работа 3 «В гостях у сказки»


08.10


13

Наш вернисаж


15.10


Раздел 2. Графика (12 часов)

14

Повторение. Язык выразительной графики


15.10


15

Передача перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста


22.10


16

Практическая работа 4 «Прогулка по лесу»

П.р.4

22.10


17

Выполнение творческой работы карандашом: игра света


29.10


18

Практическая работа 5 «Вид из окна»

П.р.5

29.10


19

Рисование без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой


12.11


20

Практическая работа 6 «Букет цветов»

П.р.6

12.11


21

Закрепление способов работы в печатных техниках


19.11


22

Практическая работа 7 «Простой натюрморт»

П.р.7

19.11


23

Работа фломастерами


26.11


24

Практическая работа 8 «Моя мама лучше всех»

П.р.8

26.11


25

Организация выставки


03.12


Раздел 3. Скульптура (8 часов)

26

Беседа « Я- скульптор»


03.12


27

Получение двух уровней в изображении


10.12


28

Практическая работа 9 «Панно. Пожар»

П.р.9

10.12


29

Поиск образа в мятом куске мягкого пластилина с последующей доработкой образа


17.12


30

Практическая работа 10 «Фантазируем»

П.р.10

17.12


31

Выполнение творческих работ.


24.12


32

Практическая работа 11 «Новогодняя открытка»

П.р.11

24.12


33

Выставка творческих работ


14.01


Раздел 4 Аппликация (12 часов)

34

Введение. Беседа « Я в сказочном царстве»


14.01


35

Виды аппликаций


21.01


36

Материалы, инструменты необходимые для работы


21.01


37

Знакомство школьников с новыми материалами (с шерстяными нитками)


28.01


38

Практическая работа 12 «Волшебный клубочек»

П.р.12

28.01


39

Аппликации из засушенных листьев


04.02


40

Практическая работа 13 «Осенний хоровод»

П.р.13

04.02


41

Соединение на плоскости цветового пятна и его отверстия


11.02


42

Практическая работа 14 «Зимушка-Зима»

П.р.14

11.02


43

Сюжетная аппликация


18.02


44

Практическая работа 15 «Открытка папе»

П.р.15

18.02


45

Выставка творческих работ


25.02


Раздел 5 Бумажная пластика (12 часов)

46

Введение. Беседа «Применение картона в народном хозяйстве»


25.02


47

Материалы, инструменты необходимые для работы


04.03


48

Трансформация плоского листа бу­маги


04.03


49

Совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги.


11.03


50

Практическая работа 16 «Поздравляю маму»

П.р.16

11.03


51

Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией


18.03


52

Практическая работа 17 «Фигурка человека»

П.р.17

18.03


53

Создание образов фигур в движении


01.04


54

Практическая работа 18 «Спорт»

П.р.18

01.04


55

Создание образов танцующих фигур


08.04


56

Практическая работа 19 «Балет»

П.р.19

08.04


57

Выставка творческих работ


15.04


Раздел 6. Работа с природными материалами (8 часов)

58

Введение. Беседа «Поделки из бересты»


15.04


59

Материалы, инструменты необходимые для работы


22.04


60

Беседа «Удивительный мир природы»


22.04


61

Выполнение композиций на куске картона


29.04


62

Оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды

П.р.19

29.04


63

Изготовление различных построек


06.05


64

Практическая работа 20 «Сказочный лес»

П.р.20

06.05


65

Выставка творческих работ


13.05


Организация и обсуждение выставки детских работ

66

Отбор работ на выставку «Мои лучшие работы»


13.05


67

Оформление паспарту


20.05


68

Подведение итогов года «Праздник творчества»


20.05


Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по внеурочной деятельности по физике 9 кл 2019-20»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Углегорска Сахалинской области






Рассмотрено на МС протокол от 27.08.2019 №1

Принято на педагогическом совете протокол от 29.08.2018 №1

Утверждено приказом

от 29.08.2019 г № 315-А













Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности

«Юный физик» 9 класс



Основное общее образование, 2 уровень.

Срок реализации программы – 1 года

Составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике

Составитель: Головко Ольга Николаевна




















город Углегорск

2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный физик» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1 (далее – ФГОС ООО) и писем Министерства образования и науки Российской Федерации «Об изучении предметной области «Физика».

Предметная область «Юный физик» может быть реализована через:

1) занятия по предметной области «Физика», учитывающие региональные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы математического образования;

3) включение занятий по предметной области «Юный физик» во внеурочную деятельность в рамках реализации программы работы с одаренными обучающимися.

Предметная область «Юный физик» реализуется в рамках программы работы с одаренными обучающимися в форме факультатива посредством включения в План внеурочной деятельности курса «Физика», рассчитанного на 34 часа (1 час в неделю).

Данный учебный предмет имеет своей целью развитие мышления, прежде всего, и формирование системного мышления, подготовку к ОГЭ по физике.

Изучение предмета «Юный физик» способствует решению следующих задач:

  • овладения обучающимися методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретения обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;

  • овладения обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Ценностными ориентирами при освоении курса служат: социальная солидарность, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество и его развитие.



ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ФИЗИК»


Изучение курса внеурочной деятельности «Юный физик» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Личностные результаты:

        1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний.

        2. Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования.

        3. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки.

        4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

        5. Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы.

        6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

        7. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях.

        8. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач.

Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.

7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.

8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации.

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки.

11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры.

2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.

3. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного познания, о системообразующей роли физики для развития других наук, техники и технологий.

  1. Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей механики, молекулярной физики, электродинамики, физики атома и атомного ядра.

  2. Усвоения смысла физических законов, раскрывающих связь физических явлений, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.

  3. Формирование научного мировоззрения как результата изучения фундаментальных законов физики; умения пользоваться методами научного познания природы: проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, понимать неизбежность погрешностей любых измерений, оценивать границы погрешностей измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул.

  4. Обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;

  5. Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

  6. Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики; умения пользоваться физическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

  7. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел1. Введение. Правила и приемы решения физических задач (1 час).

Как работать над тестовыми заданиями. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

Раздел 2. Механические явления (9 часов).

Кинематика механического движения. Механическое движение. Путь. Перемещение. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Законы динамики. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Силы в природе. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Законы сохранения. Импульс тела. Закон сохранения импульса тела. Работа. Мощность. Коэффициент полезного действия. Энергия. Закон сохранения механической энергии. Статика и гидростатика. Простые механизмы. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Механические колебания и волны. Звук.

Раздел 3. Тепловые явления (7 часов).

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотичного движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Изменение агрегатных состояний вещества. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразования энергии в тепловых машинах

Раздел 4. Электромагнитные явления (8 часов).

Статическое электричество. Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Магнетизм. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Переменный ток. Элементы геометрической оптики. Законы геометрической оптики. Плоское зеркало. Дисперсия света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Раздел 5. Атомная физика (3 часа).

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Ядерные реакции. Физическая картина мира. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира.

Раздел 6. Эксперимент (3 часа).

Лабораторные работы по темам: «Механика», «Электричество», «Оптика». Уметь работать с приборами, измерять и обрабатывать полученные данные, формулировать вывод.

Раздел 7. Работа с текстовыми заданиями (3 часа).

Итоговый тест за курс физики основной школы.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


раздела

Наименование разделов

Количество

часов

Количество практических работ

Раздел 1.

Введение. Правила и приемы решения физических задач

1


Раздел 2.

Механические явления

9


Раздел № 3.

Тепловые явления

7


Раздел № 4.

Электромагнитные явления

8


Раздел № 5.

Атомная физика

3


Раздел № 6.

Эксперимент

3

3

Раздел № 7.

Работа с текстовыми заданиями

3



ИТОГО

34




Календарно – тематическое планирование

по внеурочной деятельности

«Юный физик»

2019-2020 учебный год

№ п/п

Наименование раздела

Примечание

Дата проведения урока

по плану

по факту

Раздел № 1 Введение. Правила и приемы решения физических задач (1 час)

1

Введение. Правила и приемы решения физических задач.




Раздел № 2. Механические явления (9 часов)

2

Кинематика механического движения. Законы динамики.




3

Решение тестовых заданий по теме «Кинематика»




4

Решение тестовых заданий по теме «Динамика»




5

Силы в природе. Законы сохранения»




6

Решение тестовых заданий по теме «Силы в природе»




7

Решение тестовых заданий по теме «Законы сохранения»




8

Статика и гидростатика. Механические колебания и волны. Звук.




9

Решение тестовых заданий по теме «Статика и гидростатика»




10

Решение тестовых заданий по теме «Механические колебания и волны. Звук»




Раздел № 3. Тепловые явления (7 часов)

11

Строение вещества




12

Решение тестовых заданий по теме «Строение вещества»




13

Внутренняя энергия.




14

Решение тестовых заданий по теме « Внутренняя энергия »




15

Изменение агрегатных состояний вещества.




16

Решение тестовых заданий по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»




17

Решение качаственных заданий по теме

« Изменение агрегатных состояний вещества»




Раздел № 4. Электромагнитные явления (8 часов)

18

Статическое электричество




19

Решение тестовых заданий по теме« Статическое электричество»




20

Постоянный электрический ток




21

Решение тестовых заданий по теме « Постоянный электрический ток»




22

Магнетизм




23

Решение тестовых заданий по теме «Магнетизм»




24

Элементы геометрической оптики




25

Решение тестовых заданий по теме «Элементы геометрической оптики»




Раздел № 5. Атомная физика (3 часа)

26

Строение атома и атомного ядра




27

Решение тестовых заданий по теме «Атомная физика»




28

Решение вычислительных заданий по теме «Атомная физика»




Раздел № 6. Эксперимент (3 часа)

29

Лабораторные работы по теме: «Механика»

Л.р.1



30

Лабораторные работы по теме: «Электричество»

Л.р.2



31

Лабораторные работы по теме: «Оптика»

Л.р.3



Раздел № 7. Работа с текстовыми заданиями (3 часа)

32

Работа с текстовыми заданиями «Механика»




33

Работа с текстовыми заданиями «Электричество»




34

Итоговое тестирование





1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти/. 2011. № 9.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!