СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист к уроку биологии по теме "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лишайники являются индикаторами загрязнения воздушной среды, в тех местах, где воздух сильно загрязнен, лишайники исчезают, повреждается их слоевище, прекращается рост, отмирают клетки.

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист к уроку биологии по теме "Лишайники"»

Лишайники

Задание 1. Об организмах какой группы говорят «хаос природы», «нищета растительности», «наземные водоросли»?

Ответ:_________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Почему о них так говорят, как ты думаешь?

Ответ: ______________________________________________

______________________________________________

____________________________________________________.

Рис. «Хаос природы»


Задание 2. Ответьте на вопрос:

Странное живое существо, ни на что непохожее… Кто такие лишайники — растения, грибы или таинственные животные? Почему ты так считаешь?

Ответ:_______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________.

Задание 3. Ответьте на тестовые задания:

1. Тела каких организмов представлены слоевищем? Выберите все верные ответы.

А) водоросли

Б) грибы

В) бактерии

Г) лишайники

Д) плауны

2. Тип взаимоотношения грибов и водорослей (циановактерий) в лишайнике относится к:

А) нейтрализм

Б) квартиранство

В) симбиоз

Г) нахлебничество

Рис. Лишайник Лобария ямчатая

3. Существуют ли съедобные виды лишайников?

А) да

Б) нет

В) вопрос еще не изучен, у ученых нет ответа на данный вопрос

Г) лишайники не могут перевариваться в организме человека и в пищу не употребляются


Задание 4. Заполните схему


















Задание 5. Установите соответствие между названиями наук и предметом их изучения:

Наука


Предмет изучения

  1. Дендрология


  1. наука о лишайниках

  1. Биология


  1. наука о деревьях

  1. Лихенология


  1. наука о грибах

  1. Фенология


  1. наука о водорослях

  1. Альгология


  1. наука о сезонном развитии растений

  1. Микология


  1. наука о живых организмах, о жизни



Задание 6. Лишайники являются индикаторами загрязнения воздушной среды, в тех местах, где воздух сильно загрязнен, лишайники исчезают, повреждается их слоевище, прекращается рост, отмирают клетки. Исходя из этого, предположите, в каких регионах области из предложенных можно встретить большое количество лишайников, нужное подчеркни:



Почему ты так думаешь, ответь: ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 7. Раскрасьте предложенные лишайники во все цвета, какие характерны для лишайников разных видов (белый, розовый, желтый, голубой, серый, черный):


Задание 8. Прочти текст и ответь на вопрос:

Многие кустистые и листоватые лишайники в благоприятных условиях образуют специализированные структуры, состоящие из клеток водорослей, оплетённых гифами гриба:

  • Изидии — это выросты таллома в виде булавки, пуговицы, листочка или мелкой веточки. При воздействии ветра, воды, даже лёгкого прикосновения они отрываются;

  • Соредии образуются внутри лишайника, затем выходят наружу и разрываются, распыляя содержимое, представляющее собой т. н. диаспоры, как правило, объединённые в небольшие пачки, при увеличении проявляются зернистость или мучнистость их поверхности.

И зидии и соредии распространяются с ветром, дождём и животными. При попадании на подходящий субстрат прорастают, давая начало новому лишайнику.






Рис. Соредии у лишайника

Какой тип размножения описан в тексте? Вегетативное или половое?

Ответ: ____________________________________________________________________.

Почему ты так считаешь? Докажи свою точку зрения Я так думаю потому что ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________.

Задание 9. Если бы вы были ученым, открывшим олений мох (ягель), как бы вы его назвали? Почему название «олений мох» не самое правильное и точное название?

Ответ: открытый мной вид организма я бы назвал(ла) _______________________________________

_____________потому что ________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________.

Рис. Ягель (кладония оленья)

Задание 10. Лишайники, произрастающие в районах с суровым климатом не могут поглощать воду в твердой форме (снег), однако, лишайников, произрастающих в таких участках Земли достаточно много. Предложите вашу версию, каким образом приспособились лишайники к существованию в условиях низкой минусовой температуры воздуха и отсутствия атмосферных осадков в виде дождя?

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 11. Ответьте на вопрос. На каких видах субстрата могут расти лишайники? Из предложенных вариантов выберите на ваш взгляд верные. Верный, по-вашему, ответ подчеркните. Лишайники могут развиваться на:

камнях, асфальте, земле, деревьях, заборах, скалах, стенах, стекле, песок, снегу, ноге человека.

Благодаря каким особенностям строения и жизнедеятельности лишайник способны выживать в подобных условиях? Ответь.

Ответ: Лишайники способны выживать в различных экстремальных условиях благодаря ___________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Задание 12. Отгадай загадки:



Гриб и водоросль дружно жили.
Вместе ели, вместе пили.
Чтобы я и дальше рос,
Очень важен симбиоз.


Ответ: ________________________



Тундра ягелем богата,
Ест меня олень рогатый


Ответ: ________________________


Я в еловом лесу,
Бородой своей трясу


Ответ: ________________________

Задание 13. Отметьте верные и неверные утверждения о лишайниках. Напротив каждого утверждения поставьте галочку в соответствующей ячейке (да или нет).


Утверждение

Да

Нет

  1. Кустистые лишайники имеют стебли и корни.



  1. Лишайники чувствительны к недостатку влаги



  1. Некоторые лишайники употребляют в пищу



  1. Водоросль обеспечивает гриб минеральными веществами



  1. Лишайников  много в крупных городах



  1. Гриб обеспечивает органическими веществами водоросль



  1. Лишайник - низшее растение



  1. Листоватые лишайники имеют листья



  1. Наука о лишайниках называется лихенология



  1. Способ мониторинга уровня загрязненности среды при помощи лишайников называется лихеноиндикация




Задание 14. Прочитайте высказывание ученого К.А. Тимирязева и предложите свой вариант ответа, о каких организмах говорится в тексте:

«…Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется он. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни…»

Ответ: речь в тексте идет о ___________________________________________.

Я так считаю потому что ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________.





Список использованных источников

  1. Букет с папоротником [Электронный ресурс] / http://svadbalist.ru

  2. Горовая, А. В. Конспект урока по биологии в 6 классе на тему "Папоротникообразные" [Электронный ресурс] / http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/03/06/konspekt-uroka-po-biologii-v-6-klasse-na-temupaporotnikoobraznye

  3. Исаева, Т. А., Романова, Н. И. Биология: учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений. Линия «Вектор» [Текст] / Т. А. Исаева, Н. И. Романова. – М. : ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 232 с.

  4. Калинова, Г. С. ЕГЭ по биологии [Текст] : 11 класс / Г. С. Калинова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 200 с.

  5. Кириленко, А. А. Биология [Текст] : подготовка к ЕГЭ - 2014 / А. А. Кириленко, С. И. Колесников. - Ростов н/Д : Легион, 2013. - 474 с.

  6. Кириленко, А. А. Биология. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9 [Текст] : базовый, повышенный, высокие уровни / А. А. Кириленко, С. И. Колесников. - Ростов н/Д : Легион, 2013. - 320 с.

  7. Портрет Карла Линнея - Автор: Johan Henrik Scheffel - неизвестен, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=322065

  8. Рисунок подмаренника - http://nekele.ru/herbage/67-podmarennik-medovaja-trava.html

  9. Система, многообразие и эволюция живой природы [Электронный ресурс] / http://opengia.ru/subjects/biology-9/topics/3?page=2

  10. Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны" [Электронный ресурс] / http://doc4web.ru/biologiya/konspekt-uroka-biologii-dlya-klassa-paporotniki-hvoschi-plauni.html

  11. Фотографии представителей Папоротниковидных - [Электронный ресурс] / http://school-collection.edu.ru/

  12. Фотография клюквы - Автор: Андрей Перцев 1967 - собственная работа, CC0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21355065

  13. Фотография аквилегии - Автор: Harald Süpfle - photo taken by Harald Süpfle, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=842786

  14. Фотография салата из папоротника Орляка - Автор: Andshel - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=23010129

  15. Фотография пальмы - Автор: Patrick Verdier, Free On Line Photos - Photo: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=68821

  16. Фотография листа папоротника GFDL 1.2, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=201006

  17. Фото липы сибирской - Автор: Николай Степанов - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=12628519

  18. Фото душицы обыкновенной - Автор: Ivar Leidus - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27022585

  19. Фото пижмы обыкновенной - Автор: Ivar Leidus - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27509982

  20. Фото ежевики - Автор: Ragesoss - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4496657

  21. Фото пырея - Автор: Rasbak - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=170853

  22. Фото пастушьей сумки - CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=194060

  23. Фото соредий у лишайника - Автор: Ed Uebel - self-made (Photographed by me, Ed Uebel), CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2181252

  24. Фото олений мох - Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21122

  25. Царство растения. [Электронный ресурс] / http://ru.convdocs.org/docs/index-26702.html

  26. Цветок папоротника. Славянские символы. [Электронный ресурс] / http://radogost.ru/cvetok-paporotnika.html

  27. Цветок папоротника. Мистика и мифология. [Электронный ресурс] / http://mifologies.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=790:2012-01-16-17-54-38&catid=100&Itemid=134

  28. Шуллерт О.А. Интегрированный урок биологии по теме «Лишайники» http://festival.1september.ru/articles/583740/







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!