ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ
по теме «Молодёжь на рынке труда»
11 класс Базовый уровень
предмет ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Проектная задача представляет собой систему заданий, направленную на получение «продукта», созданного в ходе исследовательской, аналитической деятельности группы учащихся на уроке. В ходе решения проектных задач в условиях учебного сотрудничества у старшеклассников актуализируются и формируются следующие компетентности:
целеполагание;
планирование и разработка алгоритма исследовательской деятельности;
моделирование деятельности, выделяя существенные этапы;
проявление творческих и интеллектуальных инициатив;
коммуникативные навыки (диалог в ходе учебного сотрудничества, отстаивание собственной позиции, критическое осмысление других точек зрения и т.п.);
рефлексия.
На решение проектных задач по теме «Молодёжь на рынке труда» отводится 2 урока. Первый урок ввод в тему, второй – защита проектов. Учащиеся 11 класса (16 человек) делятся на 3 группы по 5-6 человек. Источники для работы: учебник по обществознанию под редакцией Л.Н.Боголюбова, Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон о занятости, дополнительный раздаточный материал.
Продукт проектной деятельности: Отчетная презентация, заполненный рабочий лист (Приложение № 1), публичная защита, лист оценки (Приложение № 2), а также разработанные группами памятки для учащихся.
Предметный результат:
владение базовым понятийным аппаратом по теме рынка труда в целом и ……. в частности;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, в то числе взаимосвязь социальной и экономической подсистем общества;
сформированные представления об основных тенденциях и возможных перспективах развития рынка труда в РФ и регионе;
сформированные навыки оценивания социальной информации.
Метапредметный результат:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей, выбирать успешные стратегии;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов.
.
Приложение № 1.
Тема № 1. «Мы выбираем….» (1 группа)
Обдумайте в группе вопрос: «Какие профессии выбирают выпускники» и сформулируйте ответ. Это будет гипотеза вашего исследования.
Гипотеза: Ученики выпускных классов способны выбрать будущую профессию с учетом своих способностей и интересов но не знают, какие профессии будут востребованы на рынке труда в ближайшее время.
Сформулируйте цель вашего исследования.
Цель: ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подумайте, что необходимо сделать для достижения поставленной цели и сформулируйте задачи вашего исследования. Задачи могут быть следующими: проанализировать текст учебника и дополнительный материал, подготовить памятку или правила, анкету и т.п., обсудить в группе, подготовить речь защиты проекта и т.д.
Задачи:
1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
Участники исследовательской группы:
В ходе работы над проектом необходимо продумать форму фиксации результата исследовательской деятельности вашей группы (это может быть схема, плакат, афиша, словарик темы, презентация и др.).
Для того, чтобы раскрыть тему вам необходимо разработать алгоритм исследовательской деятельности группы, установив этапы работы и сформулировав основные проблемы, которые необходимо осветить/раскрыть.
Результаты исследовательской деятельности группы необходимо огласить в защитной речи по плану:
Творческое название проекта
Гипотеза
Цель
Задачи
Методы исследования
Итоги работы
Заключение по схеме:
поставленные цели и задачи достигнуты или нет,
гипотеза проекта подтвердилась или нет
проект можно считать завершенным или требуется доработка.
Подготовьте проверочное задание для класса по вашему вопросу.
Оцените деятельность группы в ходе работы над проектом по 3-х балльной системе:
1 – не умею, 2 – умею частично, 3 – умею хорошо
Ф.И. участника группы | Умеет ставить цель и задачи | Умеет планировать работу | Умеет работать с информацией | Умеет работать в группе | Участвует в защите проекта |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Оцените деятельность другой группы по 5-ти балльной системе.
№ группы | Содержание выступления соответствует теме проекта | Защита была интересной | Класс активно участвовал | Защита была грамотно построена | Команда участвовала в защите проекта в полном составе |
Группа № 1 | | | | | |
Группа № 2 | | | | | |
Группа № 3 | | | | | |
Группа № 4 | | | | | |
Группа № 5 | | | | | |
Группа № 6 | | | | | |
Тема № 2. «Закон на защите свободного труда» (2 группа)
Обдумайте в группе вопрос: «Знают ли выпускники основные законы Российской Федерации, которые относятся к трудовому праву и защищают свободный труд работника» и сформулируйте ответ. Это и будет гипотеза вашего исследования
Гипотеза: Ученики выпускных классов слабо ознакомлены с Российским законодательством по трудовому праву, не знают своих прав по этому вопросу.
Сформулируйте цель вашего исследования.
Цель: ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подумайте, что необходимо сделать для достижения поставленной цели и сформулируйте задачи вашего исследования. Задачи могут быть следующими: проанализировать текст учебника и дополнительный материал, подготовить памятку или правила, анкету и т.п., обсудить в группе, подготовить речь защиты проекта и т.д.
Задачи:
1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Участники исследовательской группы:
В ходе работы над проектом необходимо продумать форму фиксации результата исследовательской деятельности вашей группы (это может быть схема, плакат, афиша, словарик темы, презентация и др.).
Для того, чтобы раскрыть тему вам необходимо разработать алгоритм исследовательской деятельности группы, установив этапы работы и сформулировав основные проблемы, которые необходимо осветить/раскрыть.
Результаты исследовательской деятельности группы необходимо огласить в защитной речи по плану:
Творческое название проекта
Гипотеза
Цель
Задачи
Методы исследования
Итоги работы
Заключение по схеме:
поставленные цели и задачи достигнуты или нет,
гипотеза проекта подтвердилась или нет
проект можно считать завершенным или требуется доработка
Подготовьте проверочное задание для класса по вашему вопросу
Оцените деятельность группы в ходе работы над проектом по 3-х балльной системе:
1 – не умею, 2 – умею частично, 3 – умею хорошо
Ф.И. участника группы | Умеет ставить цель и задачи | Умеет планировать работу | Умеет работать с информацией | Умеет работать в группе | Участвует в защите проекта |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Оцените деятельность другой группы по 5-ти балльной системе.
№ группы | Содержание выступления соответствует теме проекта | Защита была интересной | Класс активно участвовал | Защита была грамотно построена | Команда участвовала в защите проекта в полном составе |
Группа № 1 | | | | | |
Группа № 2 | | | | | |
Группа № 3 | | | | | |
Группа № 4 | | | | | |
Группа № 5 | | | | | |
Группа № 6 | | | | | |
Тема № 3. «Нас выбирают….» (3 группа)
Обдумайте в группе вопрос: «Как правильно искать работу и предлагать себя на рынке труда» и сформулируйте ответ. Это и будет гипотеза вашего исследования.
Гипотеза: Ученики выпускных классов способны выбрать будущую профессию с учетом своих способностей и интересов но не знают, какие профессии будут востребованы на рынке труда в ближайшее время.
Сформулируйте цель вашего исследования.
Цель: ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подумайте, что необходимо сделать для достижения поставленной цели и сформулируйте задачи вашего исследования. Задачи могут быть следующими: проанализировать текст учебника и дополнительный материал, подготовить памятку или правила, анкету и т.п., обсудить в группе, подготовить речь защиты проекта и т.д.
Задачи:
1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Участники исследовательской группы:
В ходе работы над проектом необходимо продумать форму фиксации результата исследовательской деятельности вашей группы (это может быть схема, плакат, афиша, словарик темы, презентация и др.).
Для того, чтобы раскрыть тему вам необходимо разработать алгоритм исследовательской деятельности группы, установив этапы работы и сформулировав основные проблемы, которые необходимо осветить/раскрыть.
Результаты исследовательской деятельности группы необходимо огласить в защитной речи по плану:
Творческое название проекта
Гипотеза
Цель
Задачи
Методы исследования
Итоги работы
Заключение по схеме:
поставленные цели и задачи достигнуты или нет,
гипотеза проекта подтвердилась или нет
проект можно считать завершенным или требуется доработка
Подготовьте проверочное задание для класса по вашему вопросу
Оцените деятельность группы в ходе работы над проектом по 3-х балльной системе:
1 – не умею, 2 – умею частично, 3 – умею хорошо
Ф.И. участника группы | Умеет ставить цель и задачи | Умеет планировать работу | Умеет работать с информацией | Умеет работать в группе | Участвует в защите проекта |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Оцените деятельность другой группы по 5-ти балльной системе.
№ группы | Содержание выступления соответствует теме проекта | Защита была интересной | Класс активно участвовал | Защита была грамотно построена | Команда участвовала в защите проекта в полном составе |
Группа № 1 | | | | | |
Группа № 2 | | | | | |
Группа № 3 | | | | | |
Группа № 4 | | | | | |
Группа № 5 | | | | | |
Группа № 6 | | | | | |
9