Рабочий лист к уроку «Реформы П.А. Столыпина». История 11 класс
«Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать». П.А. Столыпин
Просмотр видеофрагмента
Задание:1
На основе ранее изученного и просмотренного видеоматериала составить характеристику российского реформатора:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2.
Запишите дату назначения Столыпина на пост главы правительства_______________________
24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. (В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе. Эти законопроекты он был намерен предложить для обсуждения в новой Думе.) Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.
Проблема урока «Аграрная реформа в России: достижение или неудача?»
Задание №3. На основании высказываний Столыпина определите цели реформы.
Документ 1
«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Документ 2
«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников - «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий»_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Документ 3
«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________– начало аграрной реформы Столыпина.
Основные мероприятия аграрной реформы П. А. Столыпина
Создание новых форм землевладения и землепользованияземлепользования
Государственная помощь крестьянским хозяйствам
Переселение крестьян
Развитие крестьянской ккоокооперации
Хутор, отруб
Разрушение общины. Крестьяне – частные собственники своего надела.
Задание №4. Работа с документом
Документ 1
Из письма П.А. Столыпина Николаю II:
«Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность».
Документ 2
Из указа «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», 9 ноября 1906 г.:
«Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие... в собственность переходящего к личному владению домохозяина... Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то... все означенные действия исполняются на месте земским начальником...
Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли... имеет право требовать, чтобы общество выделило ему... соответственный участок, по возможности, к одному месту».
Документ 3
Из речи П.А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907 г.:
«Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, т. е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни... Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека...»
Документ 4
Из речи П.А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, ноябрь 1907 г.:
«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».
Вопросы и задания к документам
- Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина?
- Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин? - Какова процедура выделения из общины?
Задание №5
Используя информацию, содержащуюся в раздаточном материале, схему, и учебник с. 44- 47 заполнить таблицу «Результаты аграрной политики П.А. Столыпина», соотнести положительные и отрицательные последствия реформы.
Результаты аграрной политики П.А. Столыпина
Создание новых форм землевладения и землепользования | Переселение крестьян |
Положительные результаты | Отрицательные результаты | Положительные результаты | Отрицательные результаты |
| | |
| | |
Задание №6
Сформулируйте результаты реформы.Соотнести цели реформы и ее результаты. Сделайте вывод об успехе реформы.
Цели и итоги реформы П.А. Столыпина
Цели реформы | Итоги реформы |
«Успокоение» страны | |
Создание слоя земельных собственников — социальной и экономической опоры монархии. | |
Продолжение процесса модернизации. | |
Задание №7
Ответьте на проблему, поставленную в начале урока:
«Аграрная реформа в России: достижение или неудача?»
Д/з
пар.7 вопросы 2-4;дозаполнить таблицу!!!!
Задание 24 из ЕГЭ
Ниже приведена одна из спорных точек зрения существующих в исторической науке
«П.А.Столыпин-реформатор, целью которого было укрепление России путем проведения жестких, но необходимых мер».
Приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение данной точки зрения.