СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист к уроку "Реформы Столыпина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий лист к уроку  истории "Реформы Столыпина"

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист к уроку "Реформы Столыпина"»

Рабочий лист к уроку «Реформы П.А. Столыпина». История 11 класс

«Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать». П.А. Столыпин


Просмотр видеофрагмента

Задание:1

На основе ранее изученного и просмотренного видеоматериала составить характеристику российского реформатора:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2.

Запишите дату назначения Столыпина на пост главы правительства_______________________

24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. (В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе. Эти законопроекты он был намерен предложить для обсуждения в новой Думе.) Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.


Проблема урока «Аграрная реформа в России: достижение или неудача?»



Задание №3. На основании высказываний Столыпина определите цели реформы.


Документ 1

«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответ­ственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ 2



«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения от­жили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали прода­вать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Едино­личное хозяйство мелких земельных собственников - «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушитель­ных теорий»_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Документ 3

«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном иму­ществе, а в богатеющем и крепком населении»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________– начало аграрной реформы Столыпина.




Основные мероприятия аграрной реформы П. А. Столыпина

Создание новых форм землевладения и землепользованияземлепользования

Государственная помощь крестьянским хозяйствам

Переселение крестьян

Развитие крестьянской ккоокооперации










Хутор, отруб

Разрушение общины. Крестьяне – частные собственники своего надела.







Задание №4. Работа с документом

Документ 1

Из письма П.А. Столыпина Николаю II:

«Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинно­му началу является единоличная собственность».

Документ 2

Из указа «О дополнении некоторых постановлений действую­щего закона, касающихся крестьянского землевладения и земле­пользования», 9 ноября 1906 г.:

«Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

Требования об укреплении в личную собственность части из об­щинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством го­лосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать уча­стки, поступающие... в собственность переходящего к личному вла­дению домохозяина... Если в течение указанного срока общество та­кого приговора не постановит, то... все означенные действия испол­няются на месте земским начальником...

Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли... имеет право требовать, чтобы общество выделило ему... соответствен­ный участок, по возможности, к одному месту».

Документ 3

Из речи П.А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907 г.:

«Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крес­тьянину, т. е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни... Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую соб­ственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничто­жается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свобо­де человека...»

Документ 4

Из речи П.А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, ноябрь 1907 г.:

«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачка­ми — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности ча­стной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, созда­ние мелкой земельной собственности, реальное право выхода из об­щины и разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает воп­росами бытия русской державы».

Вопросы и задания к документам

- Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основ­ным объектом критики Столыпина?

- Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин? - Какова процедура выделения из общины?


Задание №5

Используя информацию, содержащуюся в раздаточном материале, схему, и учебник с. 44- 47 заполнить таблицу «Результаты аграр­ной политики П.А. Столыпина», соотнести положительные и отрицательные последствия реформы.


Результаты аграр­ной политики П.А. Столыпина

Создание новых форм землевладения и землепользования

Переселение крестьян

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Положительные результаты

Отрицательные результаты



























Задание №6

Сформулируйте результаты реформы.Соотнести цели реформы и ее результаты. Сделайте вывод об успехе реформы.

Цели и итоги реформы П.А. Столыпина

Цели реформы

Итоги реформы

«Успокоение» страны


Создание слоя земельных собственников — социаль­ной и экономической опоры монархии.


Продолжение процесса мо­дернизации.





Задание №7

Ответьте на проблему, поставленную в начале урока:

«Аграрная реформа в России: достижение или неудача?»



Д/з

  1. пар.7 вопросы 2-4;дозаполнить таблицу!!!!

  2. Задание 24 из ЕГЭ

Ниже приведена одна из спорных точек зрения существующих в исторической науке

«П.А.Столыпин-реформатор, целью которого было укрепление России путем проведения жестких, но необходимых мер».

Приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение данной точки зрения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!