СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист по теме "М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный рабочий лист можно исмпользовать на уркоах литературы при изучении творчества М.А.Булгакова, в частности, при проверке усвоения романа "Мастер и Мргарита".

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист по теме "М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита".»



Рабочий лист. Литература, 11 кл. Тема: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».

Из истории романа: М. А. Булгаков назвал «Мастера и Маргариту» романом, но жанровая уникальность этого произведения вызывает у литераторов споры. Его определяют как роман — миф, философский роман, роман — мистерия. Это происходит потому, что в романе соединились едва ли не все существующие в мире жанры.

Задание 1: Докажите, что роман многожанровый._________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Чей это портрет?

А. Это воплощение, прежде всего, нравственности. Он – философ, странник, проповедник добра и любви к людям, милосердия. Это нищий бродячий проповедник. Он не приехал в город на ослике, его не встречала восторженная толпа почитателей._______________

Б. Наказание для_________________ – пустая, бессмысленная вечность, ожидание, надежда на чудо. Он задает один и тот же вопрос: ведь казни не было? Ведь я не трус, не предатель, я пожертвовал карьерой, чтобы спасти тебя? Иешуа каждый раз отвечает «Казни, не было» и чему–то улыбается. Заканчивается эта история прощением.

В. Историк, сделавшийся писателем. ______________ - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ("человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. (38 лет ему исполнилось 15-го числа).

Задание 3. Какая проблема является на ваш взгляд главной в романе и почему?____________________ _____________________________________________________________________________________________

Задание 4. Почему роман был запрещен более чем на 50 лет?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Булгаков, измученный обрушившимися на него друг за другом несчастьями писал жене – «Мне нужен абсолютный покой». Критики увидели сходство автора и героя и общее для обоих чувство отчаяния – участь многих писателей  России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма. В ходе работы над романом «Мастер и Маргарита» мы выяснили, что Булгаков затрагивает множество проблем. Назовите их:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. «Все будет правильно, на этом построен мир» - заверил Воланд. Иешуа считает, что милосердие превыше справедливости Справедливость, в представлении Булгакова, не сводится к наказанию, она не может существовать без милосердия. Гармония мира заключается в соединении жестокой справедливости Воланда и в бесконечном милосердии Иешуа. И действительно, от каждого из нас зависит насколько гармоничен будет этот мир.

Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» раскрывается тема милосердия?»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Читательский дневник по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» по-новому раскрывает темы добра и зла, жизни и смерти, веры и неверия, любви и ненависти. Эта философская неоднозначность и делает его уникальным.

1.Время и место сюжета

Время создания — 1929-1940 годы.
Время в книге — 1930-1940-е годы, также – 1 век н.э.
Место действия — Москва, Ершалаим (Иерусалим).

2. Главный герой и его характеристика

Мастер — автор, написавший неприемлемый по идейным соображениям роман о Понтии Пилате и Иешуа. Подвергся жестокой критике, после чего его психика пошатнулась. Оставил возлюбленную, уйдя в клинику для душевнобольных. Благодаря Маргарите встречается с Воландом и получает от него вечный покой и уничтоженные рукописи романа.
Маргарита — возлюбленная и тайная жена мастера. В замужестве не страдает, но и не знает счастья, а встретив мастера, обретает его. Когда мастер пропадает, ждет его, а позже обращается к темным силам за помощью. Соглашается стать королевой бала у сатаны и ведьмой.
Воланд — человеческое воплощение сатаны. Появляется в Москве 1930-х годов, чтобы понаблюдать за людьми.
Проводит представление в варьете, которые вскрывают пороки людей. Вместе со свитой устраивает сеансы «массового гипноза» и колдовства. Освобождает мастера и Маргариту от жестокости этого мира.
Иешуа Га-Ноцри — пророк, философ и опасный для первосвященника бунтовщик. Обвиняется в подрыве власти и веры, за что жестоко казнен. Несет свет истины, верит в то, что все люди добры, просто некоторые – несчастны. Заставляет Пилата задуматься об истине.
Понтий Пилат — римский прокуратор, правитель Иудеи. Герой романа мастера. Совершает ошибку, допустив казнь невиновного Иешуа. В романе: попадает в бесконечный цикл вины и сожалений, проживая 2000 лет один и тот же вечер после казни Иешуа. Мастер «освобождает» его, и он наконец встречается с казненным.
Азазелло — демон-убийца, правая рука Воланда. Рыжий тип невысокого роста. Приглашает Маргариту на бал сатаны, всюду сопровождает ее и мастера. Убивает их обоих по распоряжению Воланда.
Коровьев (Фагот) — переводчик и регент (представитель) Воланда, член его свиты. Выглядит как неприятный тип в клетчатом костюме и разбитом пенсне. Участник мистических событий в Москве, включая представление в Варьете и поджоги Торгсина и Дома Грибоедова. Истинный вид: мрачный рыцарь с печальным прошлым.
Бегемот — говорящий кот огромных размеров, один из свиты сатаны. Проказник, любитель философствовать. Постоянный участник похождений и мистических провокаций. Истинный вид: юноша-паж, любимец Воланда.
Гелла — необычайной красоты ведьма из свиты сатаны. Имеет уродливый шрам на шее. Смущает обнаженным видом и горящими глазами.
Иван Бездомный — поэт, позже историк и философ. Вместе с Берлиозом знакомится с Воландом, потом становится свидетелем смерти редактора. Попадает в сумасшедший дом, где встречается с мастером и узнает истину.
Михаил Берлиоз — редактор журнала, председатель МАССОЛИТа. Атеист, доказывавший сатане, что его и бога не существует. Скоропостижно умирает по предсказанию Воланда под колесами трамвая. Отрезанная голова продолжает «приключения». Наказан за неверие и лицемерие.

3. Словарь незнакомых слов

Примус — нагревательный прибор без фитиля, но с насосом, работает на жидком топливе.
Гаер — артист цирка, театра или эстрады, который использует комические приемы.
Кентурия (центурия) – отряд из 100 человек в древнеримской армии.
Регент — временный правитель, представитель власти.
Таллиф — молитвенная одежда, плащ-покрывало.
Пенсне — очки из одних стекол, крепятся на переносице.

4. Краткий пересказ

Москва, 1930-е годы. Сатана под видом профессора черной магии Воланда посещает столицу со своей свитой. Он хочет узнать, изменились ли люди за тысячи лет. Искушая и провоцируя, Воланд выясняет, что люди не изменились. Свита Воланда устраивает в Москве беспорядки и массовое умопомешательство.
В сумасшедшем доме находится и мастер. Этот человек стер свою личность, покинул возлюбленную Маргариту и добровольно пришел в клинику для душевнобольных, когда столкнулся с травлей своего романа о Пилате и Иешуа. Маргарита хочет вернуть мастера, в этом ей помогает Воланд.
Судьбы мастера, Маргариты, Понтия Пилата, Иешуа и Воланда переплетаются прихотливым образом. Исчезает время, пространство, и герои переходят в вечность. Мастер и его жена получают покой, Пилат – прощение. Москвичи еще долго вспоминают нашествие нечистой силы.

5.Чему учит произведение? Напишите вывод и своё мнение.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!