СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист по теме "Методология научных исследований"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист по теме "Методология научных исследований"»

Тема «Методология научных исследований»

Информационный лист № 1

Методы изучения – это совокупность способов, с помощью которых

можно решить поставленные задачи и достичь цель. Кроме того, с помощью методов изучения добываются факты – сведения о событиях и явлениях.

Традиционно методы изучения подразделяют на эмпирические и

теоретические. Эмпирические методы изучения используются в ходе

непосредственного контакта с изучаемым объектом, процессом, явлением. Теоретические методы изучения используются на этапе объяснения полученных в ходе использования эмпирических методов результатов.

Главными из эмпирических методов изучения являются:

– наблюдение – восприятие внешнего мира, имеющее цель и строгую организацию, дающее первичные сведения об изучаемом;

– эксперимент – наблюдение изучаемого в условиях активного воздействия на него с помощью создания новых условий, соответствующих целям изучения;

– описание – фиксация результатов (данных), полученных в ходе наблюдения или эксперимента;

- опрос – метод, направленный на сбор первичной информации, при котором человек отвечает на целый ряд вопросов.

– измерение – выяснение нужных характеристик изучаемого с помощью соответствующих измерительных приборов и инструментов.

Главными из теоретических методов изучения являются:

– абстрагирование – отделение несущественных свойств изучаемого объекта, процесса и явления для понимания общей картины происходящего;

– аналогия – способ обнаружения черт сходства между изучаемым и уже известным объектом, процессом и явлением;

– библиографический – знакомство с источниками достоверной информации по теме изучаемого;

- дедукция – логическое умозаключение от общего к частному;

- индукция – это логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщению;

- классификация – это разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким – либо важным для исследователя признаком;

– моделирование – воспроизведение характеристик изучаемого объекта, процесса, явления на другом, специально для этого созданном;

– обобщение – выделение конкретного единичного знания в общий признак, характерный для объекта, процесса, явления;

- синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;

- систематизация - упорядочивание знания, т.е. приведение в систему результатов наблюдения и экспериментальных фактов;

- сравнение – методы измерений, в которых измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой;

– формализация – отображение результатов изучения в точных понятиях и утверждениях.

Подбор методов изучения происходит в соответствии с поставленными целью и задачами, а в учебных исследованиях – ещё и в соответствии с объектом и предметом изучения.


Практические задания


  1. Запишите в тетрадь примеры известных вам классификаций по разным школьным предметам.

  2. Запишите в тетрадь примеры систематизации знаний.

  3. Составьте «карту памяти» по интересующей вас тематике.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!