Тема «Методология научных исследований»
Информационный лист № 1
Методы изучения – это совокупность способов, с помощью которых
можно решить поставленные задачи и достичь цель. Кроме того, с помощью методов изучения добываются факты – сведения о событиях и явлениях.
Традиционно методы изучения подразделяют на эмпирические и
теоретические. Эмпирические методы изучения используются в ходе
непосредственного контакта с изучаемым объектом, процессом, явлением. Теоретические методы изучения используются на этапе объяснения полученных в ходе использования эмпирических методов результатов.
Главными из эмпирических методов изучения являются:
– наблюдение – восприятие внешнего мира, имеющее цель и строгую организацию, дающее первичные сведения об изучаемом;
– эксперимент – наблюдение изучаемого в условиях активного воздействия на него с помощью создания новых условий, соответствующих целям изучения;
– описание – фиксация результатов (данных), полученных в ходе наблюдения или эксперимента;
- опрос – метод, направленный на сбор первичной информации, при котором человек отвечает на целый ряд вопросов.
– измерение – выяснение нужных характеристик изучаемого с помощью соответствующих измерительных приборов и инструментов.
Главными из теоретических методов изучения являются:
– абстрагирование – отделение несущественных свойств изучаемого объекта, процесса и явления для понимания общей картины происходящего;
– аналогия – способ обнаружения черт сходства между изучаемым и уже известным объектом, процессом и явлением;
– библиографический – знакомство с источниками достоверной информации по теме изучаемого;
- дедукция – логическое умозаключение от общего к частному;
- индукция – это логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщению;
- классификация – это разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким – либо важным для исследователя признаком;
– моделирование – воспроизведение характеристик изучаемого объекта, процесса, явления на другом, специально для этого созданном;
– обобщение – выделение конкретного единичного знания в общий признак, характерный для объекта, процесса, явления;
- синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;
- систематизация - упорядочивание знания, т.е. приведение в систему результатов наблюдения и экспериментальных фактов;
- сравнение – методы измерений, в которых измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой;
– формализация – отображение результатов изучения в точных понятиях и утверждениях.
Подбор методов изучения происходит в соответствии с поставленными целью и задачами, а в учебных исследованиях – ещё и в соответствии с объектом и предметом изучения.
Практические задания
Запишите в тетрадь примеры известных вам классификаций по разным школьным предметам.
Запишите в тетрадь примеры систематизации знаний.
Составьте «карту памяти» по интересующей вас тематике.