СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист ученика. Бессоюзные сложные предложения. Вводный урок-практикум по русскому языку 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока

 

Изучение нового материала

 

Оборудование

учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, диагностический лист самоанализа знаний, умений и навыков, индивидуальные карточки для учащихся.

 

Цели урока

 

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
  • Изучить правила постановки знаков препинания в БСП
  • Совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.
  • Познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;
  • Показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

2. РАЗВИВАЮЩАЯ: 

  • Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
  • Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
  • Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

  • Воспитывать способность видеть, чувствовать, понимать красоту окружающего мира, осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте
  • наблюдательность,
  • настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист ученика. Бессоюзные сложные предложения. Вводный урок-практикум по русскому языку 9 класс.»

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ФИ_________________________________________________________________________


1. Определить вид предложения. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.

5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.

6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.

8) Алешка поднялся - заря еще не занималась.

9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Понятие сложного бессоюзного предложения.

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Примеры предложений с различной интонационной связью:

1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)

2.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. (Противопоставление.)

3.Ечевин понял одно: боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков. (Пояснение.)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Запись предложения в тетрадях. Анализ предложения.


Примечательно, как восприняли жуткую весть очевидцы: дневниковые сообщения коротки, в них с леденящей чёткостью осязается пульс войны, прочитывается растерянность.


Задание:

Проанализировать предложение.


Алгоритм анализа.


  1. Найдите основы, разделите на части.

  2. Определите вид связи, союзная или бессоюзная.

  3. Вид союзной связи: сочинительная и подчинительная.

  4. В бессоюзном сложном предложении – смысловые отношения и, следовательно, знаки препинания.

  5. Нарисовать схемы.

  6. Охарактеризуйте вид связи.

  7. По схемам проверьте знаки препинания.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Работа в парах. Взаимопроверка.

(Задание по вариантам. В предложении необходимо расставить знаки препинания, прописать буквы, определить грамматические основы, определить вид предложений, составить схемы).


  1. Сила памяти влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым.

  2. Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Работа с текстом.

1.В годы Великой Отечественной войны стихотворение в прозе «Русский язык» Ивана Сергеевича Тургенева укрепляло веру людей в победу, призывало добиваться её любой ценой. 2. Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка, она попросила разрешения открыть музей И. С. Тургенева. 3. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.4. И вот музей открыт. 5.Люди первое время не понимали, к чему эта затея, но прошло несколько дней и посетителей становилось всё больше и больше. 6. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова. 7. Первое, что видел каждый, были слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Задание по вариантам:

1в. – Найти сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.

2в. – Найти предложение с подчинительной и сочинительной связью.

Объяснить знаки препинания.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Толстые сосульки свисали с крыши и обтаивали на солнце.

2.Капли падали с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.

Замените в первом предложении одно из однородных сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом, во втором - обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Составьте из получившихся предложений:

1 ряд - сложносочиненное предложение,

2 ряд - сложноподчиненное предложение,

3 ряд - бессоюзное сложное предложение.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?

1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме. (зелёный)

2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях. (жёлтый)

3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме. (красный)


Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру, используя БСП в ответе, на тему (на выбор):

  1. «Почему преображались люди, прочитав слова Тургенева о русском языке?»

  2. «Стоит ли былое вспоминать?»

  3. Как вы понимаете слова М. Дудина: «Павшие умели побеждать, живые обязаны помнить».

  4. Как вы понимаете пословицу: «Кто для себя живёт, тот умер для других».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!