РАБОЧИЙ ЛИСТ
ФИ_________________________________________________________________________
1. Определить вид предложения. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся - заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Понятие сложного бессоюзного предложения.
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.
Примеры предложений с различной интонационной связью:
1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
2.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. (Противопоставление.)
3.Ечевин понял одно: боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков. (Пояснение.)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Запись предложения в тетрадях. Анализ предложения.
Примечательно, как восприняли жуткую весть очевидцы: дневниковые сообщения коротки, в них с леденящей чёткостью осязается пульс войны, прочитывается растерянность.
Задание:
Проанализировать предложение.
Алгоритм анализа.
Найдите основы, разделите на части.
Определите вид связи, союзная или бессоюзная.
Вид союзной связи: сочинительная и подчинительная.
В бессоюзном сложном предложении – смысловые отношения и, следовательно, знаки препинания.
Нарисовать схемы.
Охарактеризуйте вид связи.
По схемам проверьте знаки препинания.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Работа в парах. Взаимопроверка.
(Задание по вариантам. В предложении необходимо расставить знаки препинания, прописать буквы, определить грамматические основы, определить вид предложений, составить схемы).
Сила памяти влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым.
Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Работа с текстом.
1.В годы Великой Отечественной войны стихотворение в прозе «Русский язык» Ивана Сергеевича Тургенева укрепляло веру людей в победу, призывало добиваться её любой ценой. 2. Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка, она попросила разрешения открыть музей И. С. Тургенева. 3. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.4. И вот музей открыт. 5.Люди первое время не понимали, к чему эта затея, но прошло несколько дней и посетителей становилось всё больше и больше. 6. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова. 7. Первое, что видел каждый, были слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Задание по вариантам:
1в. – Найти сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.
2в. – Найти предложение с подчинительной и сочинительной связью.
Объяснить знаки препинания.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Толстые сосульки свисали с крыши и обтаивали на солнце.
2.Капли падали с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.
Замените в первом предложении одно из однородных сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом, во втором - обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Составьте из получившихся предложений:
1 ряд - сложносочиненное предложение,
2 ряд - сложноподчиненное предложение,
3 ряд - бессоюзное сложное предложение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?
1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме. (зелёный)
2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях. (жёлтый)
3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме. (красный)
Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру, используя БСП в ответе, на тему (на выбор):
«Почему преображались люди, прочитав слова Тургенева о русском языке?»
«Стоит ли былое вспоминать?»
Как вы понимаете слова М. Дудина: «Павшие умели побеждать, живые обязаны помнить».
Как вы понимаете пословицу: «Кто для себя живёт, тот умер для других».